- «Он разломился надвое прямо передо мной». Видели ли очевидцы разлом «Титаника»?
- Тайны гибели «Титаника»: Скрытые причины странного поведения пассажиров и экипажа во время трагедии
- Где был капитан «Титаника» во время трагедии?
- Но действительно ли он умер?
- Приговор капитана Смита
- Почему сначала не было никакой паники
- Катастрофа в замедленном движении
«Он разломился надвое прямо передо мной». Видели ли очевидцы разлом «Титаника»?
«Никто не видел, как «Титаник» разломился…»
«До 1985 года все думали, что «Титаник» ушел под воду целым…»
«Титаник ушел под воду целым, а разломился уже под водой…»
Заявления о том, что «разлома Титаника никто не видел», звучат сегодня довольно часто, их транслируют в книгах, фильмах и документальных проектах. Это неудивительно: с момента расследования в 1912 году и до обнаружения обломков лайнера 1 сентября 1985 года слова второго помощника капитана Чарльза Лайтоллера о том, что судно ушло под воду целым, принимались за чистую монету и сомнению даже не подвергались. Это послужило в том числе появлению различных современных теорий о том, что «Титаник» якобы действительно ушел под воду целым, а разломился уже под водой, или что разлом никто из 712 спасшихся не видел.
«Титаник» сразу перед моментом разлома. Изображение Винсента Кастора (с)
Однако никогда еще эти заявления не были так далеки от правды. К столетию катастрофы заслуженные историки «Титаника», авторы книги «On a Sea of Glass: The Life & Loss of the RMS Titanic» (Amberley Publishing, 2011), Билл Вормстедт, Тэд Фитч и Джон Кент Лэйтон проанализировали практически все доступные показания и интервью очевидцев и выяснили, что как минимум 53 (!) человека в том или ином виде говорили о том, что видели разлом «Титаника». Они составили самый полный обзор этих показаний, из которых становится ясно, что в 1912 году о разломе тоже знали – но решили его «не заметить», отдав предпочтения словам о том, что лайнер ушел под воду целым.
Сегодня из результатов работы этих авторов мы решили представить серию показаний очевидцев, которые ясно описывают разлом «Титаника». Также мы добавили все показания о разломе, которые когда-либо публиковались и в Историко-Исследовательском Сообществе Титаника. Список получился довольно большим, но даже это – лишь мала часть тех показаний, в которых очевидцы упоминают о разломе или его признаках. Их слова не оставляют сомнений: разлом собственными глазами видели многие и открыто о нем говорили.
Интересно, что начнем мы этот список со слов того же Чарльза Лайтоллера – но в пересказе незаинтересованного в «укрывательстве» реальной картины человека, простого фермера из третьего класса Виктора Сандерленда:
Виктор Сандэрленд, пассажир третьего класса, и Чарльз Лайтоллер, второй помощник капитана: «Складная шлюпка появилась у лееров, и мы зацепились за нее, взобрались на нее, и она проплыла над затопленной частью «Титаника». Мы были у первой трубы, и как только отошли от нее, она упала. В эту самую минуту «Титаник» разломился на две части посредине, и корма поднялась прямо в воздух.
— Плывите к корме! Похоже, она может остаться на плаву! – закричал [второй помощник капитана] Лайтоллер, но как только он это сказал, корма скрылась под водой».
3-й помощник капитана Герберт Питман и 2-й помощник капитана Чарльз Лайтоллер во время проведения американского расследования в Нью-Йорке. Апрель 1912 (Topical Press Agency Photo).
Берта Леманн, пассажирка второго класса: «Вдруг раздались три громких взрыва, похожие на раскаты грома, когда молния ударяет совсем близко. Мы все посмотрели на «Титаник». Он разломился! Носовая часть первой ушла под воду. Затем ушла под воду и остальная часть».
Уильям Меллорс, пассажир второго класса: «…внезапно прозвучал взрыв, и на невероятной скорости меня отбросило ударной волной в сторону. Когда я пришел в себя несколько мгновений спустя, то огляделся и увидел, что лайнер разломился пополам, и корма его находится в нескольких десятках метров от меня. Я пытался отплыть от нее, но сил хватило лишь на несколько метров. Я старался изо всех сил не дать затянуть себя под воду вместе с судном, но, к счастью, воронки не было».
Первая полоса выпуска апрельской газеты The Evening Bulletin, посвященная катастрофе «Титаника». На ней изображен очевидный разлом «Титаника» и именно в том месте, где он действительно произошел.
Фрэнк Осман, матрос: «Титаник поднялся под углом, а затем разломился пополам, и мне показалось, что все двигатели и все, что было внутри, сорвалось к носовой части. Кормовая часть затем вновь поднялась, и как только это произошло, она ушла под воду».
Сьюзан Веббер, пассажирка второго класса: «Мы не слышали звуки взрывов, но судно разломилось почти посредине».
Эмили Бэдмен, пассажирка третьего класса: «Мы отошли от «Титаника» на милю или два, когда услышали два громких взрыва, и затем «Титаник» разломился надвое. Носовая часть сразу ушла под воду, а задняя поднялась практически вертикально, а затем исчезла из виду».
Фрэнк Даймонд, кочегар: «Титаник разломился на две части, и его котлы взорвались. Звуки срывающихся со своих мест двигателей были слышны в тот момент, как он погружался под воду».
Один из ранних набросков известной картины разлома «Титаника» Кена Маршалла. Ken Marschall Collection, 1991 (c)
Фредерик Скотт, смазчик: «Шлюпка №4 только приблизилась к корме «Титаника», когда он начал разламываться. Он разломился у задней трубы, и после разлома корма поднялась в воздух, стала на ровный киль и исчезла».
Корнелия Эндрюс, пассажирка третьего класса: «Мы наблюдали за тем, как судно тонет. Вдруг прозвучал грохот — взорвались котлы, и затем лайнер разломился на части или, скорее, пополам. Нос первым ушел под воду, а затем погасли все огни, и спустя некоторое время уже не было видно ничего…»
Эдвард Бали, матрос: «Судно погрузилось до кормовой трубы, а затем прозвучал грохот, словно двигатели сорвались вниз, и затем корпус разломился. Носовая часть пошла на дно, а кормовая часть поднялась и пробыла над водой еще пять минут… Мы видели, что кормовая часть держится на воде, и что носовая часть отсутствует. Думаю, «Титаник» разломился в районе бункеров. Мы подумали, что носовая часть останется на плаву… После отделения носовой части, кормовая часть поднялась вверх горизонтально, и можно даже было видеть ее винты, руль поднимался над водой. Затем кормовая часть тоже исчезла под водой… Мы точно видели, что «Титаник» ушел под воду двумя частями, так как были достаточно близко, чтобы это отчетливо видеть».
Изображение разлома по версии разработчиков анимации затопления «Титаник: Честь и Слава». Four Funnels Entartainment (c)
Томас Рейнджер, электрик: «Передняя часть судна ушла под воду и словно отломилась, а задняя часть медленно вернулась на ровный киль. Далее она поднялась, и можно было даже видеть все три винта в воздухе. Затем задняя часть медленно повернулась и ушла под воду».
Эмили Райерсон, пассажирка первого класса: «Две передние трубы будто наклонились, а затем судно разломилось пополам, словно его разрезали острым ножом. И когда носовая часть погружалась, огни погасли. Корма поднялась и пробыла на поверхности еще несколько минут, ее черный силуэт виднелся на фоне звезд, а затем тоже ушла под воду…»
Джордж Кроу, стюард: «Титаник поднялся почти перпендикулярно, его огни стали тусклыми, а после этого он разломился прямо пополам, возможно, в районе двух третей длины судна… Две трети в воде, одна треть с кормовой трубой в воздухе. Он разломился, и кормовая часть вернулась назад. Носовая часть затем затонула… Произошел взрыв, и кормовая часть тоже ушла под воду».
Мэй Фатрелл, пассажирка первого класса: «…вдруг огни погасли. Раздался ужасный скрежетавший звук, и «Титаник» разломился надвое. Прозвучал оглушающий взрыв. На доли секунды он поднялся над водой, и его очертания можно было видеть в огнях искр, вызванных взрывом котлов…»
Рут Бекер, пассажирка второго класса: «Мы видели, как носовые иллюминаторы уходят под воду один за одним, а затем прозвучал ужасный взрыв котлов. Лайнер, казалось, разломился прямо посредине и, спустя некоторое время, скрылся под водой».
Во время собрания «Исторического Общества Титаника» в 1982 году пассажирка второго класса Рут Бекер-Бланшар, которой на момент гибели «Титаника» было 12 лет, впервые публично рассказывала о своих впечатлениях. Когда она дошла до момента рассказа, где корма «Титаника» достигла критичного крена, она сказала, что ясно видела, как «Титаник» разломился. Двумя пальцами обеих рук она, показывая «трубы», показала, как «Титаник» разломился как раз между второй и третьей трубами. В этот момент координатор заседания собрания прервал её выступление, забрал у неё микрофон и сказал, что то, что наблюдала Миссис Бекер было «лишь падением передней трубы», а не разломом. Многие присутствующие были, конечно, возмущены данным фактом, среди них был и историк Дон Линч. Некоторые говорили, что «Миссис Бекер была на «Титанике», а этот координатор — нет. Как он может вообще что-то говорить!» National Geographic (c)
Лора Крибб, пассажирка третьего класса: «…вдруг огни судна погасли. Мгновенно последовал ужасающий взрыв, звук которого смешался с криками беспомощных и молящих о помощи пассажиров, оставшихся на палубах огромного судна. Из-за взрыва судно разломилось пополам, корма поднялась в воздух, а затем быстро скрылась под водой».
Джозеф Скарротт, матрос: «Я никогда не забуду картину огромного тонущего судна. «Титаник» медленно погружался, сначала носом с небольшим креном на борт до тех пор, пока вода не дошла до мостика, а затем начал погружаться быстрее. Когда третья труба почти исчезла, я услышал четыре взрыва, которые принял за взрыв котлов. Теперь это точно был конец. Вдруг он разломился надвое между третьей и четвертой трубами. Кормовая часть судна приобрела нормальное положение и, казалось, что она останется на плаву, но она оставалась в таком положении лишь минуту или две, а затем утонула. Огни горели до самого разлома».
Марта Стивенсон, пассажирка первого класса: «Огни на судне горели до самого погружения. Когда вокруг заговорили, что «Титаник» погружается, я закрыла лицо руками и услышала, как кто-то закричал «Он разломился!» После, как мне показалось, довольно продолжительного времени я повернулась и увидела, что корма стоит практически перпендикулярно, а винты повисли в воздухе. После этого она погрузилась под воду».
Лилилан Бэгтэм, пассажирка второго класса: «Мы отошли от корпуса огромного судна всего на несколько метров, когда он разломился из-за взрыва котлов и затонул двумя частями по отдельности».
Первая полоса еще одной газеты, выпущенной на неделе после гибели «Титаника». И снова показан разлом «Титаника» в том самом месте, где он действительно произошел. Уже тогда люди понимали, что произошло на самом деле.
Кейт Басс, пассажирка второго класса: «Это было невероятное зрелище, и сцена «Титаника», светящегося всеми огнями, была похожа на какую-то картину. Он разломился прямо посредине, носовая часть первой ушла под воду, а корма будто поднялась полностью вверх. Звучали ужасные взрывы».
Шарлотта Коллиер, пассажирка второго класса: «Я услышала звук, который оглушил меня. Что-то в недрах «Титаника» взорвалось, и миллионы искр вырвались в небо, как салют во время летнего вечера. Эти искры рассыпались во все стороны, как фонтан. Затем последовали ещё два взрыва, далекие и глухие, будто под водой. «Титаник» разломился надвое прямо передо мной. Передняя часть была частично в воде, а после разлома она быстро погрузилась и мгновенно исчезла. Корма встала на дыбы и стояла таким образом очень долго, мне показалось, что это длилось минуты.
Только после этого свет отключился на судне. Перед тем, как наступила темнота, я увидела сотни человеческих тел, карабкающихся на палубу или падающих в воду. «Титаник» казался пчелиным роем, но вместо пчёл были мужчины, и сейчас они перестали молчать. Я услышала самые ужасные крики, которые я когда-либо могла услышать. Я отвернулась, но в следующее мгновение повернулась обратно и увидела, как задняя часть судна исчезла под водой, как камень, брошенный в пруд».
Множество очевидцев в 1912 года были уверены в том, что именно они видели. На их глазах самый большой движущийся объект в истории, самый «непотопляемый» лайнер сломался пополам. Но на американском и британском расследованиях эти слова предпочли не замечать, решив, что для «Уайт Стар Лайн» и «Харланд & Вольфф» это был бы слишком большой репутационный удар. Потребовалось 73 года, чтобы в 1985 году слова этих людей наконец «услышали», и историческая правда наконец восторжествовала.
Максим Полищук,
Специально для ИИСТ и «Лайнера-Легенды Титаника»
Источник
Тайны гибели «Титаника»: Скрытые причины странного поведения пассажиров и экипажа во время трагедии
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Где был капитан «Титаника» во время трагедии?
Никто точно не знает, где находился капитан Смит в 23:40 в воскресенье, 14 апреля 1912 года. Выжившие члены экипажа и другие свидетели говорят, что он появился на мостике «Титаника» всего пару минут спустя, после удара об айсберг. Смит пытался выяснить у экипажа, что это было. «Айсберг, сэр», — ответил первый офицер Уильям Мердок.
Так началась самая ужасная ночь в прекрасной долгой жизни Эдварда Джона Смита. Капитан провёл в море более сорока лет. За это время с ним никаких особых неприятностей не случалось. Теперь же на его долю выпала тяжкая ответственность за одну из самых страшных морских катастроф всех времён. За считанные часы погибнет более полутора тысяч пассажиров и членов экипажа, включая самого Смита.
Тело капитана так и не нашли. Последние минуты его жизни так и остались загадкой, несмотря на многочисленные противоречивые сведения. Была даже версия о том, что он спрыгнул с корабля с младенцем. Как писал Вин Крейг Уэйд в книге «Титаник: Конец мечты», «капитан Смит погиб по крайней мере пять раз, то героически, то позорно». Ходили даже слухи о том, что он, на самом деле, вообще, выжил.
В самых первых газетных статьях приводились свидетельства очевидцев, которые говорили, что капитан застрелился из пистолета. Эту версию историки категорически отвергают. Выживший радист Гарольд Брайд, более надёжный свидетель, сказал, что видел, как Смит «спрыгнул с корабля в море». Другие говорили, что его унесло волной или, что он поплыл обратно к «Титанику», чтобы встретить свой конец.
Несколько человек рассказывали, что видели капитана в воде. Некий пожарный с «Титаника», Гарри Сениор, говорил, что Смит спрыгнул с корабля с «младенцем, которого он нежно прижимал к своей груди». Потом капитан якобы доплыл до ближайшей спасательной шлюпки, передал ребёнка и поплыл обратно к «Титанику», сказав: «Я последую за кораблём». Третьи утверждали, что он добрался до перевёрнутой спасательной шлюпки, но не смог удержаться и утонул.
Но действительно ли он умер?
Весьма странными являются слухи о том, что капитану Смиту удалось выжить. Например, некоторое время спустя после катастрофы, летом того же года, некий житель Балтимора по имени Питер Прайал сообщил, что встретил капитана у себя в городе. Прайал не был сумасшедшим. Это был весьма уважаемый местный бизнесмен. Он говорил, что ему довелось несколько десятков лет назад служить под началом Смита. Поэтому он узнал бы его при любых обстоятельствах, как бы не изменилась его внешность. Кроме того, врач Прайала засвидетельствовал, что тот был «абсолютно вменяемым и не страдал галлюцинациями».
Питер рассказал, что видел Смита дважды. Один раз в среду и ещё раз в следующую субботу. Прайал даже подходил к нему и разговаривал. Тот якобы его узнал и сказал, что находится в командировке. Бывший моряк последовал за Смитом до железнодорожного вокзала. Тот сел на поезд, следующий в Вашингтон и сказал Прайалу: «Веди себя хорошо, товарищ по плаванию, пока мы не встретимся снова».
Следующее сообщение о якобы выжившем капитане последовало в 1940 году. В журнале Life было опубликовано письмо, в котором говорилось, что капитан закончил свои дни в качестве изгоя в Лиме, штат Огайо. Местные жители знали его как «Молчаливого Смита». Среди доказательств указывали то, что этот человек прибыл в город через три года после катастрофы. Он назвался Смитом, был примерно того же возраста и роста, и имел татуировки, типичные для моряков. Но, редакция журнала не знала главного. Молчаливый Смит сразу после своей смерти в 1915 году был опознан как некий Майкл Маккенна.
Приговор капитана Смита
Сразу после катастрофы газеты называли Смита героем, храбрым капитаном, который погиб вместе со своим кораблём. Злодеем выставляли Дж. Брюса Исмея, руководителя White Star. Он спасся в одной из спасательных шлюпок. Исмея обвиняли в том, что он давил на Смита, чтобы тот поддерживал неразумную скорость.
В ходе последовавших за этим британских и американских расследований вырисовалась более сложная картина. Смита обвинили в игнорировании предупреждений о ледовой обстановке с других кораблей и в неспособности снизить скорость судна до соответствующих условий. Британское расследование, по сути, оправдало капитана, заявив, что он не сделал того, чего бы не сделали другие капитаны. Американское расследование было лишь немного более суровым. Сенатор от Мичигана Уильям Олден Смит, возглавлявший следственный комитет Сената, заявил, что «безразличие капитана Смита к опасности было одной из непосредственных причин этой ненужной трагедии». Но сенатор также воздал ему должное за его «мужественное поведение и нежную заботу о безопасности женщин и маленьких детей», а также за его «готовность умереть».
Почему сначала не было никакой паники
Дело в том, что люди просто не осознавали всей глубины опасности. Когда их впервые вызвали на палубу около полуночи той ясной безоблачной ночью, никто даже представить себе не мог, чем это в итоге закончится. Никто не знал, например, что спасательных шлюпок было примерно вдвое меньше необходимого. Или что корабль, видимый вдалеке, не придёт на помощь. Или что столь знаменитый, гигантский корабль действительно затонет.
Безусловно, когда стало не хватать спасательных шлюпок, началась некоторая паника. Потом корабль начал заметно крениться, и всё, что не было прибито к полу, превратилось в высокоскоростной снаряд. Но даже несмотря на это, паники в полном смысле этого слова не было и тогда. Популярные фильмы и другие инсценировки катастрофы показывают отдельные случаи хаоса и трусости, но большинство выживших рассказывают совсем другую историю.
«Не было никаких волнений, паники, и никто не выглядел особенно напуганным», — заявила пассажирка первого класса Элоиза Смит на слушаниях в Сенате США по поводу катастрофы. «У меня не было ни малейшего подозрения относительно нехватки спасательных шлюпок, иначе я никогда не оставила бы своего мужа».
«Я наблюдал за лодками по правому борту, поскольку они последовательно наполнялись и опускались», — сообщил врач Вашингтон Додж. «В течение этого периода не было ни паники, ни признаков страха, ни необычной тревоги. Я не видел, чтобы ни женщины, ни дети плакали. Не было никаких свидетельств истерии . »
Даже выжившие, которые остались на «Титанике» после того, как последние спасательные шлюпки отплыли, а они сами вскоре оказались в ледяной воде, не говорят об истерии или панике. Чарльз Лайтоллер, самый высокопоставленный член экипажа из выживших, отвечал за погрузку спасательных шлюпок на левом борту. Он говорил: «Не было никакой давки или толкотни». «Все мужчины вели себя вежливо по отношению к женщинам и детям. Они не могли бы стоять тише, даже если бы были в церкви».
Катастрофа в замедленном движении
Тот спокойный неторопливый темп, в котором события разворачивались в последние часы «Титаника», может дать ключ к разгадке. Корабль задел роковой айсберг в 23:40 14 апреля, образовалась целая серия пробоин ниже ватерлинии. Многие пассажиры были в то время в постели, и немногие выжившие сказали, что не заметили ничего особенного. Лишь когда стюарды начали будить пассажиров, предлагая им одеться и выйти на палубу, это стало для людей первым намёком на то, что что-то не так.
Лишь в 00:05 члены экипажа начали раскрывать спасательные шлюпки. Прошло ещё 40 минут, прежде чем первая из них была спущена на воду. В это же время экипаж начал запускать ракеты. Люди, которые часто путешествуют, сочли бы это серьёзным сигналом бедствия, но менее опытные и здесь не углядели ничего из ряда вон выходящего. Экипаж продолжал загружать пассажиров в спасательные шлюпки, пока последняя из них не была спущена на воду в 2:05. Спустя пятнадцать минут «Титаник» скрылся в пучине.
Люди до самого конца не верили, что происходящее очень серьёзно. Может им казалось, что это просто не может быть правдой? Ведь «Титаник» называли непотопляемым. Некая защитная реакция? Крушение «Титаника» по сей день остаётся крупнейшей морской катастрофой мирного времени. Эта страшная трагедия продолжает будоражить сознание людей. Эта тема постоянно вдохновляет на новые исследования, написание книг, создание фильмов, спектаклей и даже мюзиклов.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник