Как вода проникает через семявход

Биология в лицее

Сайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 г. Воронежа, РФ

Site biology teachers lyceum № 2 Voronezh city, Russian Federation

Семя, наверное, самый маленький орган растения, но именно ради образования семени растения цветут и образуют плоды. Из маленького семени вырастают могучие дубы и яркие астры, вкусные арбузы и горькая полынь. Насколько разнообразны растения на Земле, настолько же многообразны и их семена. Однако общий план строения и функции, которые семена выполняют, у всех видов одинаковы.

Семена цветковых растений

Среди семенных растений цветковые растения – наиболее развитые и сложные по строению и размножению представители царства растений. Они размножаются семенами и расселяются по Земле с помощью семян. С семени цветковое растение начинает свою жизнь.

Попав в благоприятные условия, семя прорастает. При этом из семени вначале появляется корень, затем маленький побег. Такое молодое растеньице называют проростком. Спустя некоторое время у него развиваются облиственные побеги, а позже цветки, плоды и семена. Иначе говоря, из семени вырастает новое растение, очень похожее на материнское. Семя считают органом полового размножения растения.

Семя – орган полового размножения и расселения растений.

У одних растений семенная кожура плотная, но тонкая, у других она деревянистая, толстая и очень твердая (у сливы, миндаля, винограда и др.).

На кожуре есть рубчик – след от места прикрепления семени к стенке плода. Рядом с рубчиком находится маленькое отверстие – семявход. Через семявход внутрь семени проникает вода, после чего семя набухает и прорастает.

Кожуру трудно снять с сухого семени. Но когда оно наберет через семявход воду и набухнет, кожура лопнет, ее легко снять, и тогда обнаружится внутреннее строение семени. Внутри семени под кожурой находится зародыш – маленькое новое растение.

Эндосперм – запасающая ткань семени.

Эндосперм представлен крупными клетками, целиком заполненными питательными веществами в виде крахмала, белков и различных масел. Все эти вещества служат зародышу первым источником питания при прорастании семени.

Зародыш нового растения в семени имеет две хорошо различимые части: зародышевый побег и зародышевый корень.

Зародышевый побег представлен зародышевым стеблем, семядолями (первые листья) и зародышевой почкой. Например, у фасоли, тыквы, яблони и огурца в зародыше всегда имеются две крупные мясистые семядоли, а у пшеницы, кукурузы, тюльпана и ландыша – только одна семядоля.

Цветковые растения, имеющие зародыш семени с одной семядолей, называют однодольными , а с двумя – двудольными .

Семена однодольных и двудольных растений, получив через семявход воду, набухают и прорастают. При этом через разрывы кожуры из семени выходит сначала зародышевый корень. Он быстро растет вниз, опережая рост других органов зародыша, и закрепляет молодое растеньице в почве. Затем начинает расти вверх зародышевый побег. Его стеблевая часть удлиняется и выносит вверх семядоли и верхушечную почку. Из нее затем развивается надземный побег с настоящими зелеными листьями. При прорастании семени появляется молодое растеньице – проросток. От воды набухают все семена – и живые, и неживые, потерявшие всхожесть.

Проросток вырастает только из семян с живым зародышем.

Проросток любого семенного растения состоит из главного корня и главного побега. Их называют главными потому, что они развились из зародышевого корешка и зародышевого побега.

Позднее главный корень ветвится. Совокупность всех корней растения называют корневой системой (система – целое, состоящее из взаимосвязанных частей).

Аудиофрагмент «Семя» (1:42)

Интерактивный урок-тренажёр. (Выполните все задания урока)

Семена имеют кожуру, зародыш и многие – эндосперм. Зародыш состоит из зародышевого корня и зародышевого побега-стебля с двумя семядолями и верхушечной почкой (у двудольных) или с одной семядолей и верхушечной почкой (у однодольных). При поступлении воды в живое семя оно набухает и прорастает. Тело проростка состоит из главного корня и главного побега.

Источник

ГДЗ биология 6 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: 38 Строение семян

Стр. 158. Вспомните

№ 1. Какие растения имеют семена?

Семена есть у всех растений, которые относятся к отделам Покрытосеменные и Голосеменные.

№ 2. Какова роль семян в жизни растений?

Благодаря семенам растения могут пережидать неблагоприятные условия окружающей среды, размножаться и расселяться на разных территориях, занимая новые площади земной поверхности.

Стр. 159. Моя лаборатория

Строение семян двудольных растений

Рассматриваем сухие и набухшие семена фасоли. Сравниваем их размеры и форму.

Сухие семена маленькие, сморщенные, с твердой кожурой. У набухших семян семенная кожура стала мягче, появился рубчик, общий размер увеличился, но форма осталась прежней.

На вогнутой стороне семени находим рубчик. Над ним находится маленькое отверстие. Через него в семя проникают воздух и вода.

Рубчик является местом прикрепления семени к семяножке. Он находится в углублении – на вогнутой стороне семени.

Снимаем блестящую плотную кожуру. Изучаем зародыш. Находим семядоли, зародышевые корешок, стебелек, почечку.

Зарисовываем семя и подписываем названия его частей.

Выясняем, в какой части семени фасоли находятся питательные вещества.

Запас питательных веществ в семени фасоли содержится в двух семядолях.

Строение семян однодольных растений

Рассматриваем форму и окраску зерновки пшеницы.

Форма зерновки пшеницы продолговатая, цвет у нее золотисто-желтый.

Препаровальной иглой пробуем снять часть околоплодника с набухшей и сухой зерновок. Объясняем, почему она не снимается.

Кожистый околоплодник очень плотно срастается с семенной кожурой зерновки пшеницы, поэтому снять его невозможно.

Рассматриваем в лупу разрезанную вдоль зерновку. Находим эндосперм и зародыш. Пользуясь рисунком 102, изучаем строение зародыша.

Зародыш зерновки пшеницы состоит из одной семядоли, корешка, стебелька и почечки.

Зарисовываем зерновку пшеницы и подписываем названия её частей.

Стр. 159. Вопросы после параграфа

№ 1. Какие растения называют двудольными, а какие – однодольными?

Однодольными называют растения, у которых в зародыше семени находится только одна семядоля.

Двудольными называют растения, у которых в зародыше находится сразу две семядоли.

№ 2. Каково строение семени фасоли?

Семя фасоли типичное для покрытосеменного двудольного растения. По форме оно напоминает боб, вогнутый на одной стороне, и выпуклый на другой. На вогнутой части есть рубчик. Это место крепления семяножки, которая является связующим звеном с околоплодником. Рядом располагается мелкое отверстие – микропиле (семявход), через которое внутрь семени проникает воздух и влага. Сверху семя покрыто тонкой семенной кожурой, при удалении которой можно увидеть зародыш. Он располагается рядом с микропиле и является основой для будущего развивающегося растения. В его строении различимы стебелек, почечку, семядоли и зародышевый корешок.

№ 3. Какое строение имеет зерновка пшеницы?

Зерновка пшеницы имеет удлинённую форму. В нижней ее части находится зародыш, в верхней – бородка. Выпуклая сторона семени называется спинкой, а ее противоположная сторона – брюшком. Вдоль брюшка есть бороздка или углубление.

В зерновке пшеницы различают три основные части. Это две плодовые и две семенные оболочки, эндосперм и зародыш. Оболочки надежно защищают ее от проникновения вовнутрь вредных веществ и микроорганизмов и от механических повреждений. Плодовая оболочка состоит из трех слоев: поперечный, продольный и трубчатый. Семенная оболочка также состоит из трех слоев: верхний прозрачный, средний пигментный и нижний прозрачный набухающий.

За семенной оболочкой находится краевой слой эндосперма, который состоит из одного ряда толстостенных клеток. Под ним – эндосперм (основная часть зерновки), который состоит из тонкостенных клеток, полностью заполненных питательным веществом – крахмалом. Эндосперм и его краевой слой формируют хранилище для питательных веществ, которые необходимы для молодого астения про прорастания семени.

№ 4. Чем различаются зародыши двудольных и однодольных растений?

Зародыш у двудольных растений имеет две семядоли, а запасные вещества, которые ему необходимы при прорастании, содержатся либо в нем, либо в эндосперме. Состоит зародыш из первичного корешка, первичного стебелька и почечки. Пример: дыня, подсолнечник, огурец, фасоль и т.д.

Зародыш у однодольных растений имеет только одну семядолю, а питательные вещества (крахмал, жиры и белки), которые нужны ему для полноценного прорастания, накапливаются только в эндосперме. От эндосперма зародыш отделяется семядолей, которая прощупывается на поверхности целого зерна в виде опоясывающего бугорка. Семядоля защищает зародышевую почку и, хоть и не содержит питательных веществ, но является их проводником из эндосперма.

Стр. 159. Подумайте

В чём состоит биологическая роль семян?

Биологическая роль семян обширна, и нельзя ее рассматривать только с точки зрения полезности для растений. Естественно, что при помощи семян растения могут размножаться и расселяться на разные территории при помощи ветра (у берез, сосен, одуванчика), воды или животных (орешник, дуб). Немалое значение в распространении семян и у людей, которые случайно или специально перевозят нужные, а иногда и ненужные растения. При этом семена могут долгое время оставаться жизнеспособными, особенно у сорняков.

В семенах растений содержится большое количество питательных веществ – белков, жиров и углеводов. Именно поэтому они являются ценной пищей для многих птиц и животных, которые хоть и поедают плод, но разносят семена. Интересно, что около 80% всех семян распространяется именно путем поедания плодов животными. Также они часто закапывают семена в норы.

Источник

Урок биологии в 6-м классе «Семя и его строение»

Разделы: Биология

Л.р. № 4 Строение семян двудольных и однодольных растений».

Цель урока:

  • сформировать у учащихся знания о внутреннем и внешнем строении семян;
  • познакомить учащихся с особенностями строения семян двудольных и однодольных растений;
  • продолжить работу над развитием наблюдательности, через работу с наглядным материалом;
  • продолжить формирование умений работать с натуральными объектами;
  • развивать личностные качества: умение самостоятельно работать с лабораторным оборудованием, умение работать быстро и аккуратно;
  • воспитывать внутреннюю мотивацию к учению, через интересный, познавательный подбор содержания учебного материала.
  • Оборудование: таблицы: “Строение семян двудольных и однодольных растений”, “Прорастание семян” коллекции семян, лупа, препаровальная игла, набухшие семена фасоли, инструкция по ТБ, чёрный ящик, презентация к уроку, интерактивная доска.

    Этапы урока

    Время, мин

    Приемы и методы 1. Организационный момент урока. Постановка учебной проблемы. 1-2 Сообщение учителя. 2. Изучение нового материала. 15-20 Рассказ учителя, демонстрация, беседа. Записи в тетради 3. Совершенствование знаний и умений. Подведение итогов. 15-20 Лабораторная работа, взаимоконтроль, составление синквейна. 4. Домашнее задание. 1-3 Запись на доске.

    2. Я начну сегодняшний урок с загадки: перед вами чёрный ящик, попробуйте отгадать, что в нём находится, используя описания? (слайд (см. презентацию))

      1. Это орган растения, который ему жизненно необходим.
      2. Этот орган появляется в определённый период жизни растения.
      3. С помощью него растения могут распространяться по Земле.

    Итак, сегодня на уроке мы начинаем изучать семена. Наш первый урок будет посвящён, в первую очередь, строению семян, кроме того, мы узнаем, что происходит при прорастании семян.

    ченики записывают в тетради число и тему) (слайд)

    Свою жизнь цветковое растение начинает с семени. Если семя попадает в благоприятные условия, оно начинает прорастать. Первым появляется корешок, а затем маленький побег. Это маленькое растение называют проростком. Спустя какое-то время у молодого растения появляются листья, цветки, плоды и, конечно же, семена. Семя считают органом полового размножения и расселения растений. (слайд)

    Какой вид размножения растений кроме полового вам известен? (вегетативное)

    Форма, величина, окраска семян различных растений очень разнообразны (страница учебника 39-40). (слайд) Обычно семя снаружи покрыто внешней оболочкой-кожурой. Толщина, твёрдость, окраска её у семян различных растений неодинакова. Поверхность также разнородна, она может быть гладкой, иметь неровности в виде шипиков, волосков. (Можно предложить учащимся самим ответить на вопрос: Какова роль этих видоизменений в строении оболочки?). Все эти приспособления служат для лучшего распространения, расселения семян.

    На кожуре семени имеется небольшое пятнышко-рубчик, это место прикрепления незрелого семени к стенке плода. Рядом с рубчиком находится крохотное отверстие-семявход. Через семявход в семя проникает вода, после чего семя набухает и прорастает. Под кожурой находится зародыш, который даёт начало новому растению.

    В зародыше выделяют две основные части: зародышевый побег и зародышевый корешок. В свою очередь зародышевый побег состоит из: зародышевой почечки, зародышевого стебелька и семядолей. Зародыш семени может содержать одну или две семядоли (слайд) . Цветковые растения, имеющие зародыш семени с одной семядолей получили названия однодольные (пшеница, кукуруза, тюльпан), а с двумя двудольными (яблоня, фасоль, горох).

    В состоянии покоя семена могут находиться до 3-5 лет, а иногда и более. При попадании семени в благоприятные условия (увлажнённая почва, определённая температура, достаточное количество воздуха) оно может прорасти. Прорастанию предшествует набухание, т.к. через семявход в семя поступает вода. Набухают все семена, но прорасти могут только те, в которых живой зародыш. Результатом прорастания семени является маленькое растение, которое, как мы уже знаем, называют проростком (демонстрация проростка) (слайд) . Первым из семени, как я уже говорил, выходит зародышевый корешок.

    Почему именно корешок? (закрепляет растение в почве).

    Затем появляется зародышевый побег.

    Если у проростка фасоли удалить семядоли, то он погибнет. Причиной гибели послужит отсутствие питательных веществ. Следовательно, семядоли выполняют функции органа, запасающего питательные вещества, которыми питается вначале прорастающий зародыш. Но в некоторых семенах запасные питательные вещества находятся не в семядолях, а располагаются в специальной ткани-эндосперме, которая окружает зародыш.

    Сейчас вам предстоит выполнить лабораторную работу по изучению строения семени фасоли. У вас на столах есть необходимое оборудование, инструкция выполнения работы есть в учебнике на странице 44 и у вас на столах в специальных бланках (прилагается). Результаты работы вы заносите в этот бланк. Но, прежде чем приступить к работе, вспомним ТБ (смотри бланк по технике безопасности).

    Инструкция по технике безопасности

    при выполнении лабораторной работы (у каждого учащегося на столе) (слайд) .

    1. Работать за столом следует аккуратно.
    2. Не делать резких движений.
    3. Осторожно пользоваться колющим инструментом (иглой). Пальцами держать объект так, что бы не уколоться.
    4. Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.
    5. После выполнения работы, привести в порядок рабочее место.

    Лабораторная работа № 4 (слайд) .

    Тема : Изучение строения семени фасоли.

    -изучить внешнее и внутреннее строение семени двудольного растения.

    Оборудование: лупа, препаровальная игла, набухшие семена фасоли, салфетка.

    ХОД РАБОТЫ (слайд)

  • Рассмотрите внешний вид семени фасоли, отметьте его форму.
  • Найдите рубчик и семявход.
  • Пользуясь препаровальной иглой, снимите с семени кожуру (семя предварительно намочить, чтобы оно набухло).
  • Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: две семядоли, зародышевый корень, стебель, почку.
  • Определите, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества.
  • Зарисуйте семя и подпишите его части.
  • Вывод.
  • 3. Итак, мы сегодня познакомились с понятием семя, узнали, какое строение оно имеет. Вы сами смогли на практике изучить строение семени.

    Ну, а сейчас, проверим, как вы усвоили сегодняшний урок-сыграем в игру “верю–не верю”: прочитав предложения, определите, правильное оно или нет. Если предложение правильное, тогда в карточке поставьте “+”, если оно не верное, поставьте “-”.

    “Верю – не верю” (слайд)

    Фамилия, имя

    +/-

    1. У семени фасоли наибольшую массу имеют семядоли.
    2. Все семена имеют по две семядоли и эндосперм.
    3. Строение семян всех двудольных растений одинаково.
    4. Первым у проростка появляется корешок.
    5. Молодое растение называют заростком.
    6. Снаружи семена покрыты корой.
    7. Через семявход в семя проникает вода.
    8. Семена растений, имеющие одну семядолю, называют двудольными.
    +

    — Задание проверил(а): Оценка:

    А теперь, поменяйтесь работами с соседом или соседкой, проверьте и оцените: (каждый “+” оцените в 1 балл).

    Покажи части семени фасоли (игра) (слайд) .

    1. Зародышевый корешок.
    2. Кожура.
    3. Семядоли.
    4. Зародышевый стебелёк.

    Подведение итогов работы: (составление синквейна) (слайд) .

    5. Домашнее задание: (слайд)

  • (обязательное) § 10, прочитать, пересказать, выучить основные понятия.
  • (познавательное) заполнить тетради на печатной основе, страницы…..
  • (творческое) приготовить миниколлекцию семян, например в виде книжки.
  • Лабораторная работа № 4.

    Тема: Изучение строения семени фасоли.

    -изучить внешнее и внутреннее строение семени двудольного растения.

    Оборудование: лупа, препаровальная игла, набухшие семена фасоли, салфетка.

    1. Рассмотрите внешний вид семени фасоли, отметьте его форму.
    2. Найдите рубчик и семявход.
    3. Пользуясь препаровальной иглой, снимите с семени кожуру (семя предварительно намочить, чтобы оно набухло).
    4. Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: две семядоли, зародышевый корень, стебель, почку.
    5. Определите, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества.
    6. Зарисуйте семя и подпишите его части.
    7. Вывод.

    Источник

    Читайте также:  Что такое мертвая вода откуда она берется
    Оцените статью