Как заправляются пожарные машины водой

Забор воды пожарной машиной

Забор воды из водоема пожарной машиной – параметр, от которого зависит скорость наполнения автоцистерны и быстрота прибытия боевого расчета на сигнал о возгорании. Определяющим фактором является тип источника: его объем, наличие подъездных путей и расстояние до населенного пункта.

Забор воды из открытого водоема

Технические параметры автоцистерн позволяют закачивать в их резервуар жидкость из открытого водоема. Согласно нормативу, забор воды пожарной машиной из открытого водоема возможен при использовании рукавов диаметром 125 или 150 мм. Выкачка из открытого водоема происходит в следующей последовательности:

  • извлечь всасывающие рукава из пеналов, соединить друг с другом и поставить всасывающую сетку;
  • снять заглушки со всасывающего патрубка и подсоединить к нему рукава;
  • опустить рукава в водоем;
  • открыть вакуумный клапан;
  • включить газоструйный аппарат с постепенным увеличением частоты вращения вала двигателя;
  • после появления в вакуумном клапане жидкости его перекрыть и включить газоструйный вакуумный аппарат;
  • включить сцепление и постепенно увеличивать частоту вращения вала насоса;
  • при достижении напора открыть задвижку, перекрывающую поступление воды в рукавную линию.

При погружении рукавов в водоем максимальная глубина должна быть 7 метра, а всасывающую сетку можно опускать при этом на 30 см.

Наиболее частой проблемой при заборе пожарными машинами воды из открытого водоема является недостаточная частота вращения вала силового агрегата при включении газоструйной вакуумной установки. Вторично причиной сбоя процесса отбора воды является преждевременное уменьшение частоты вращения вала двигателя. Третья часто встречающаяся причина – превышение частоты вращения вала насоса и создание большого напора при открытии напорных задвижек.

Читайте также:  Парфюмерная вода seduction woman

Максимальная высота всасывания при заборе воды из открытого источника зависит от температуры жидкости.

Температура, °C 10 20 30 40 50 60
Высота всасывания, м 7.0 6.5 5.7 4.8 3.8 2.5

Если возникает необходимость сделать забор жидкости при температуре свыше 60°С или если максимальная высота всасывания превышает 7 метров, то насос и всасывающая линия заполняются водой из цистерны. Если происходит выкачка горячей жидкости, то насос ставят ниже ее уровня (фактически он работает «под заливом»).

Чтобы осуществить забор из открытого водоисточника, к нему оборудуют подъездные пути. В случае неудовлетворительного их состояния используют следующие системы забора:

  1. Если расстояние от возможной безопасной стоянки автомобиля до линии воды небольшое, то используют удлиненную всасывающую линию, состоящую не менее чем из трех рукавов длиной по 4 метра. Высота всасывания при этом – не более 5 метров;
  2. При невозможности подъехать к водоему используют переносные или прицепные мотопомпы. Их закрепляют на отдельных площадках в максимальной близости к водоему. От мотопомпы вода подается в цистерну.

Забор воды из емкости

При заборе воды пожарными машинами из пожарного резервуара работают по трем схемам:

  1. Через «мокрый колодец». Эта схема предусматривает наличие мокрого колодца объемом 3-5 м 3 и расположенного перед ним сухого колодца с задвижкой. Шланг опускают в первый из них, который наполняется самотеком.
  2. Через узел с маховиками и насосную систему на пожарном резервуаре.
  3. Через самотечный трубопровод длиной до 200 метров.

Объем одного резервуара в населенных пунктах и промышленных предприятиях составляет 100-500 м 3 . В зоне индивидуальной застройки максимальный объем ПР – 150 м 3 .

Забор воды от водопроводной сети

При осуществлении отбора воды из водопроводной сети собирают напорно-всасывающую линию.

Автоцистерну или насосно-рукавный автомобиль устанавливают таким образом, чтобы всасывающие патрубки находились как можно ближе к колодцу гидранта. Далее действия состоят в следующем:

  • открытие вакуумного клапана, чтобы выпустить воду из насоса;
  • заполнение насоса водой;
  • активация пожарного насоса;
  • плавное открытие напорной задвижки;
  • проверка поступления воды в рукавную линию.

Забор воды из водоема через заграждения

При заборе воды из открытого водоисточника при невозможности оборудовать свободные подъездные пути всасывающую линию приходится прокладывать через преграду. Чаще всего это перила мостов и парапеты. В этом случае могут образовываться воздушные пробки. При срабатывании выкидного штуцера воздух попадает в насосный отсек.

Именно поэтому на стадии появления воды в смотровом глазке необходимо удалить пробку:

  • включить вакуум-аппарат и уменьшить обороты двигателя;
  • отключить сцепление, открывая таким образом выкидной штуцер;
  • дать газ, что запустит насосный агрегат и вакуумный аппарат;
  • постепенно перекрыть вакуумный клапан;
  • убавить газ и остановить вакуумный агрегат;
  • поддать газ и уравновесить давление в системе.

Источник

Почему пожарная машина приехала без воды? Развернутый ответ!

Этим вопросом задаются большинство погорельцев, когда наблюдают как горит их дом и действия по организации процесса тушения пожара.

Мы постараемся ответить более развернуто!

Первое, что необходимо будет сделать — это углубиться в практическую часть и характеристики пожарных автомобилей.

Простыми словами: пожарные машины которые приезжают на пожар имеют разные модификации и назначение .

Например:

АЦ-2,5-40 (5313A)6ВР — этот автомобиль на шасси базы ЗИЛ имеет вместимость цистерны всего 2,5 тонны (2500 литров) , подача воды насосом 40 л/с, шасси ЗИЛ 131.

Или другой вариант автомобиля АЦ-5,0-40 (43114) 003ТВ

Автоцистерна пожарная, вместимость цистерны 5 м3 воды (5000 литров) , подача воды насосом 40 л/с, шасси КамАЗ 43114.

Данный тип автомобилей относится к основным пожарным машинам общего применения.

АЦ – расшифровывается как автоцистерна (машина с бочкой воды).

Для справки: в автомобилях так же есть емкость для пенообразователя .

Спроектированный на заводе автомобиль оборудуется пожарным насосом для подачи огнетушащих веществ, емкостями для хранения этих веществ, а так же доставки ПТВ и личного состава к месту пожара.

Слово ПТВ тут ключевое . Дадим расшифровку.

ПТВ — это пожарно-техническое вооружение, к которому относятся разные типы пожарных стволов , подаваемые на тушение пожара.

Например:

Рассмотрим 2 разных пожарных ствола, чтобы нам сделать в завершении выводы по всей статье.

1 ствол РСП-70

Ствол РСП-70 предназначен для тушения загораний компактной или распыленной струи воды с изменяющимся углом распыла.

Данный тип пожарных стволов медленно, но верно сменяется более современными моделями.

Особенности данного ствола это его расход по огнетушашему веществу, который равен 7,4 литра воды в секунду! постоянного расходы!

Современный тип пожарных стволов.

Особенности данного типа ствола: универсальный комбинированный ствол ручного управления с контролируемым расходом.

Расход воды данного ствола:

Как мы уже разобрались, от модификации пожарного автомобиля зависит количество перевозимых огнетушаших веществ, а так же важно какими стволами укомплектована автоцистерна.

Разобравшись кратко с теорией, переходим к практике и расчетам.

Не будем вдаваться в процесс развития пожара, но есть такой показатель как интенсивность подачи огнетушаших веществ, который в свою очередь зависит от скорости распространения пламени (рассчитывается справочно) в зависимости от типа горючей нагрузки.

И снова примеры:

  • Жилой дом V СО ( из деревянных или других сгораемых конструкций) — требуется 0,15 л/(с*м2), то есть если площадь пожара S=100 м2, необходимо подавать в 1 секунду 15 литров огнетушащих веществ.
  • Производственное здание V СО — требуется 0,25 л/(с*м2), то есть если площадь пожара S=100 м2, необходимо подавать в 1 секунду 25 литров огнетушащих веществ.

СО — это степень огнестойкости здания, чем значение ниже, тем лучше огнестойкость.

При этом еще учитывается подача огнетушащих веществ для защиты зданий

***Есть один лайфхак, который известен только пожарным, это при подаче огнетушащих веществ со смачивателем, показатель интенсивности снижается в два раза. Смачиватель это добавление пенообразователя к воде (смешивание в насосе).

Теперь зная минимальные основы и необходимую подачу огнетушащих веществ на тушение, не сложно провести расчеты.

ЗАДАЧА

Горит жилой дом V СО, площадь пожара составляет 35 м2.

Определяем интенсивность по справочнику — 0,15 л/(с*м2) и умножаем ее на S пожара.

Получаем значение 5,25 литра в секунду на тушение, чтобы огонь дальше не распространялся.

У нас имеется два вариант автомобилей

Так как необходимо подавать воду не менее 5,25 литра в секунду, то используем в расчетах наши стволы из примеров РСП-70 с постоянным расходом 7,4 литра в секунду и КУРС-8 с изменяемыми расходами, где нам подходит значение 6 л/с.

*мы не будем считать значения при добавлении смачивателя, вы сможете это сделать потом самостоятельно.

Получим следующую картину по расчетам:

АЦ-2,5-40 (5313A)6ВР: 2500 литров делим на 7,4 (РСП-70) и делим на 60 для перевода в минуты = 5,6 минуты

АЦ-2,5-40 (5313A)6ВР: 2500 литров делим на 6 (КУРС-8) и делим на 60 = 6,9 минут

Первый вывод:

От типа ствола и его универсальности зависит время по подачи огнетушаших веществ. В нашем случае ствол с контролируемым расходом более эффективен.

АЦ-5,0-40 (43114) 003ТВ : 5000 литров делим на 7,4 и делим на 60 = 11,2 минуты

АЦ-5,0-40 (43114) 003ТВ : 5000 литров делим на 6 и делим на 60 = 13,8 минуты

Второй вывод:

От модификации пожарного автомобиля (емкости цистерны), который прибыл на пожар, зависит время подачи огнетушащих веществ, включая и использование стволов с контролируемым расходом.

Повторим еще раз, что расчеты приведены как пример, каждый пожар уникален. Не стоит забывать и про подачу стволов на защиту , что еще уменьшает время работы стволов от пожарного автомобиля .

Когда происходит тушение пожара, время не заметно и кажется, что подача воды закончилась не успев начаться. но это не так.

Обычно на пожары в частный сектор выезжают 2 автоцистерны, одно отделение сразу производит установку на пожарный гидрант и протягивает магистральную линию , для бесперебойного водоснабжения.

Коллеги дополняют

Правильно отмечено, что АЦ- основные автомобили, там же надо отметить, что есть и специальные , и все в одной раскраске, бывает, когда такие автомобили по стечению обстоятельств приезжают на место вызова раньше основных.

ВАЖНО: первостепенной задачей на пожарах является спасение людей и тогда вся вода подается для выполнения именно этой задачи.

Надеемся материал Вам помог разобраться в тонкостях подачи и расхода огнетушащих веществ от пожарных автомобилей.

Источник

Откуда берется вода в пожарной машине?

Иногда, от жителей населенных пунктов или читая комментарии в социальных сетях можно услышать мнения, что подразделения пожарной охраны прибыли на вызов без воды. Почему возникает подобный вопрос? Сегодня мы расскажем, каким путём вода подается на тушение пожара.

Каждая пожарная часть оснащена своими автомобилями. Объем пожарной автоцистерны различен, в среднем он составляет 3000-8000 литров. По прибытии на место тушения, в большинстве случаев, подается так называемый «ствoл первoй помощи». В основном это ствол РСК-50 — «ручной ствол комбинированный». Его расход воды составляет 2,7 литров в секунду, не сложно произвести подсчет, сколько понадобится времени, до того, как вода в автоцистерне закончится. В запасе есть примерно 20 минут. А если пожар начнут тушить в два таких ствола, то и время уменьшается вдвое. В условиях паники может создаться ощущение, что воды в машине было совсем немного.

Далее воду необходимо брать от пожарного гидранта, естественного водоема (реки или озера) или пожарного водоема. В идеале поиск источника воды начинается сразу при прибытия на пожар. В большинстве случаев на место выезжают несколько пожарных расчетов, и автоцистерны могут использоваться пожарными одновременно. С одной подают воду на тушение пожара, а другая сразу устанавливается на водоисточник для обеспечения бесперебойной подачи воды и во избежание заминок в работе. Наблюдая такую картину, людям кажется, что машина заправляется, потому что изначально приехала пустой.

В городах существует противопожарный водопровод с пожарными гидрантами, а в сельской местности и деревнях используются пожарные водоемы. Но не всегда удачно происходит установка на водоисточник — они могут быть значительно удалены от места возгорания или вообще отсутствовать, или находиться в нерабочем состоянии. Также на каждом производственном объекте, нефтебазе и автозаправочной станции предусмотрены пожарные резервуары для воды. Они могут иметь различный внешний вид и объём, быть подземными и наземными. При необходимости такой резервуар снабдит спасателей нужным количеством воды. В случае крупной аварии, когда отключена любая вода в городе, пожарные отрабатывают возможность забора воды из водовозных машин городского Водоканала с помощью насосов.

Очень важно, чтобы гидранты всегда были в рабочем состоянии. В них должно постоянно поддерживаться необходимое давление воды. Кроме того, в зимнее время, согласно правилам пожарной безопасности, гидранты должны утепляться и очищаться от снега, чтобы вода не замерзла, тогда пожарным не придется расчищать от снега водоисточники или скалывать с них лед. Если перечисленные требования нарушаются, сотрудникам пожарной охраны не по своей вине приходится терять драгоценные минуты, которые могут стоить кому-то жизни.

Располагаются пожарные гидранты, в основном, вдоль автомобильных дорог и не далее пяти метров от стен здания. Случается, что они находятся даже на самой проезжей части. От того, где расположен гидрант, из которого забирают воду, зависит и способ её доставки до места – либо по проложенным пожарным рукавам, либо методом подвоза воды автоцистернами. Проходя по улице, обратите внимание на буквенные обозначения «ПГ», ими обозначены люки пожарных гидрантов. Стоянка автомобильного транспорта в этом месте категорически запрещена. Чтобы не было беды, не оставляйте свои автомобили на этих люках, не заваливайте их ветками и строительным мусором!

Источник

Оцените статью