- Свойства воды (3 класс, окружающий мир) в жидком состоянии
- Состояния воды
- Прозрачность воды
- Цвет и запах воды
- Вода и электричество
- Текучесть воды
- Свойства воды
- Состояния воды
- Прозрачность воды
- Цвет и запах воды
- Вода и электричество
- Текучесть воды
- Открытый урок по окружающему миру 3 класс тема « Три состояния воды»
Свойства воды (3 класс, окружающий мир) в жидком состоянии
Вода – это основа жизни на Земле, без живительной влаги ни одно живое существо в природе не способно долго прожить. Свойства воды очень разнообразны, благодаря чему она смогла найти самое широкое применение на нашей планете. Давайте познакомимся с самыми важными качествами воды.
Состояния воды
Все привыкли, что вода – это прозрачная жидкость, без цвета и вкуса. Однако она может находиться в трех состояниях:
- жидком;
- твердом(лед);
- газообразном(водяные пары).
Состояние воды напрямую зависит от температуры. Если на улице тепло, то вода – жидкая, при сильном холоде (меньше 0С) вода замерзает и превращается в лед, а при закипании (больше 100С) она начинает испаряться в воздух.
Способность воды менять свое состояние под воздействием температуры объясняет такой важный процесс как круговорот воды в природе.
Одно из важных свойств воды в жидком состоянии – способность растворять в себе многие вещества. В воде с легкостью растворяются различные кристаллы (соль, сахар), щелочь (мыло). А вот, скажем, с маслом или камнями ей никак не справиться.
Прозрачность воды
Степень прозрачности может быть самой разной. К примеру, в чистой горной речке можно увидеть дно с песком и камнями, в аквариуме можно наблюдать за разноцветными рыбками. И даже если заварить чай, то вода все равно сохранит свою прозрачность, и в чашке можно будет увидеть дно.
Рис. 2. Прозрачность воды.
Но если в воде находится слишком много посторонних примесей, она становится мутной. Расколотив песок на дне речке или добавив в чай варенье или молоко, от былой прозрачности ничего не останется.
Это значит, что прозрачность воды напрямую зависит от ее чистоты.
Цвет и запах воды
Каков цвет чистой воды? Этот простой вопрос может многих поставить в тупик. Но на самом деле у воды совершенно нет никакого цвета – она бесцветна.
Но как же быть с морями и океанами, реками и озерами, ведь вода в них отливает всеми оттенками синего, голубого и зеленого. На самом деле чистая прозрачная вода просто отражает те цвета, которые ее окружают. Если зачерпнуть пригоршню лазурной морской воды, она окажется бесцветной.
Вода абсолютно нейтральна и в плане ароматов: чистая вода ничем не пахнет.
Вода и электричество
Каждый ребенок должен знать, что там, где есть вода, не место электрическим приборам! Вода очень хорошо проводит ток, и при ее попадании в розетку или на включенный электроприбор может произойти несчастный случай – сильный удар током. В некоторых случаях это может даже привести к смерти.
Именно поэтому нужно быть очень осторожным, и следить за тем, чтобы электроприборы находились как можно дальше от воды.
Текучесть воды
В жидком состоянии вода способна течь. Течет она в реках и ручьях, из-под крана или перевернутой вниз бутылки.
Способность воды принимать форму посуды, в которой она находится, называется текучестью. Независимо от того, куда она налита, будь то чашка, замысловатая узкая ваза или канистра, вода всегда идеально повторит контуры емкости.
Рис. 3. Вода в сосуде.
При замерзании вода увеличивается в объеме. Об этом нужно помнить, прежде чем решить положить в морозильник бутылку с водой. Постепенно превращаясь в лед, вода способна разорвать сосуд: пластиковая бутылка лопнет, а стеклянная – разлетится на множество осколков.
Источник
Свойства воды
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 822.
Средняя оценка: 4.7
Всего получено оценок: 822.
Вода – это основа жизни на Земле, без живительной влаги ни одно живое существо в природе не способно долго прожить. Свойства воды очень разнообразны, благодаря чему она смогла найти самое широкое применение на нашей планете. Давайте познакомимся с самыми важными качествами воды.
Состояния воды
Все привыкли, что вода – это прозрачная жидкость, без цвета и вкуса. Однако она может находиться в трех состояниях:
- жидком;
- твердом(лед);
- газообразном(водяные пары).
Состояние воды напрямую зависит от температуры. Если на улице тепло, то вода – жидкая, при сильном холоде (меньше 0С) вода замерзает и превращается в лед, а при закипании (больше 100С) она начинает испаряться в воздух. Но в природе при любой погоде происходит испарение воды.
Способность воды менять свое состояние под воздействием температуры объясняет такой важный процесс как круговорот воды в природе.
Одно из важных свойств воды в жидком состоянии – способность растворять в себе многие вещества. В воде с легкостью растворяются различные кристаллы (соль, сахар), щелочь (мыло). А вот, скажем, с маслом или камнями ей никак не справиться.
Прозрачность воды
Степень прозрачности может быть самой разной. К примеру, в чистой горной речке можно увидеть дно с песком и камнями, в аквариуме можно наблюдать за разноцветными рыбками. И даже если заварить чай, то вода все равно сохранит свою прозрачность, и в чашке можно будет увидеть дно.
которые читают вместе с этой
Но если в воде находится слишком много посторонних примесей, она становится мутной. Пробежав по песчаному дну мелкой речки или добавив в чай варенье или молоко, от былой прозрачности ничего не останется.
Это значит, что прозрачность воды напрямую зависит от ее чистоты.
Цвет и запах воды
Каков цвет чистой воды? Этот простой вопрос может многих поставить в тупик. Но на самом деле у воды совершенно нет никакого цвета – она бесцветна.
Но как же быть с морями и океанами, реками и озерами, ведь вода в них отливает всеми оттенками синего, голубого и зеленого. На самом деле чистая прозрачная вода просто отражает те цвета, которые ее окружают. Если зачерпнуть пригоршню лазурной морской воды, она окажется бесцветной.
Вода абсолютно нейтральна и в плане ароматов чистая вода ничем не пахнет.
Вода и электричество
Каждый ребенок должен знать, что там, где есть вода, не место электрическим приборам! Вода очень хорошо проводит ток, и при ее попадании в розетку или на включенный электроприбор может произойти несчастный случай – сильный удар током. В некоторых случаях это может даже привести к смерти.
Именно поэтому нужно быть очень осторожным и следить за тем, чтобы электроприборы находились как можно дальше от воды.
Текучесть воды
В жидком состоянии вода способна течь. Течет она в реках и ручьях, из-под крана или перевернутой вниз бутылки.
Способность воды принимать форму посуды, в которой она находится, называется текучестью. Независимо от того, куда она налита, будь то чашка, замысловатая узкая ваза или канистра, вода всегда идеально повторит контуры емкости.
Рис. 3. Вода в сосуде.
При замерзании вода увеличивается в объеме. Об этом нужно помнить, прежде чем решить положить в морозильник бутылку с водой. Постепенно превращаясь в лед, вода способна разорвать сосуд: пластиковая бутылка лопнет, а стеклянная – разлетится на множество осколков.
Источник
Открытый урок по окружающему миру 3 класс тема « Три состояния воды»
Открытый урок по окружающему миру
тема « Три состояния воды»
разработала: учитель начальных классов
Баженова Татьяна Александровна
Урок — окружающий мир
Тип урока: урок обобщения,урок — практикум.
Технологии – системно-деятельностный подход, использование ЭОР, здоровьесберегающие технологии
Основной метод обучения : практическая деятельность с целью установления (проверки) существенных свойств воды.
Основной структурный элемент урока: опыт и анализ его результата
Цель: познакомить со свойствами воды
предметные: научиться определять свойства воды;
личностные: учебно-познавательный интерес к новым способам действия;
— регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-учиться работать по предложенному плану;
— познавательные: делать выводы в результате совместной работы;
— коммуникативные: слушать и понимать других; уметь договариваться и приходить к общему мнению.
Полоски цветной бумаги (голубая, синяя, белая, зеленая, красная, желтая) — у учителя и каждого ученика;
Мультимедийное оборудование, интерактивная доска
Пластиковая пластинка; лоток с лабораторной посудой; бумажный фильтр; песок, глина;
Организация начала урока.
Я желаю всем удачи –
За работу! В добрый час!
Проверка домашнего задания
Перечислите свойства воздуха.
Какой газ из воздуха мы поглощаем при дыхании?
От чего загрязняется воздух?
Что надо делать для охраны чистоты воздуха?
3. Актуализация знаний.
— На прошлом уроке мы с вами пришли к выводу, что без чистого воздуха человек жить не может. А без чего еще не может жить человек, да и другие живые существа вам подскажет загадка:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И стеклянной быть могу!
— Посмотрите на экран (слайд 2). Что случилось с цветком? Почему это произошло? (цветок без воды)
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг.
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо,
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды
– Жить нельзя нам без . (воды.)
— Значит, без воды не может жить ничто живое?
Давным-давно, в незапамятные времена, особый вид обезьян медленно превращался в человека. Отличался человек от обезьяны тем, что начал говорить. Пришло время каждому предмету, растению, животному, то есть всему вокруг, давать своё имя. И вот однажды два первобытных человека отправились на охоту. Они забрели далеко от знакомых мест. День был жаркий, их мучила жажда. Наконец, охотники набрели на ручей. Один попробовал жидкость из ручья и сказал «Во!» (что означало «отлично»). Другой попробовал и согласился: «Да – а – а!». Так и стали они жидкость в ручье называть словом «Вода».
4. Сообщение темы и задач урока
Итак, что будет являться объектом нашего изучения на уроке? (вода)
— Что хотелось бы вам сегодня узнать о воде? (предложения учащихся по изучению темы урока).
— Как вы думаете, вода является телом или веществом? (вещество)
Как вы думаете, много ли воды на Земле?
Ребята, отгадайте загадку.
На ноге стоит одной,
Нам показывая страны,
Реки, горы, океаны.
Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. А все потому, что этой краски на нем больше. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты.
— Посмотрите на экран . Когда люди полетели в космос, они увидели, что наша Земля голубая. Большую часть поверхности земного шара занимает вода.
Вода занимает 3/4 поверхности земного шара. Вода есть и под землей. Огромные скопления льда находятся у Северного и Южного полюсов, там лед на
суше и в океане.
Рассмотрите , ребята схему.
Вода входит в состав любого живого организма. Достаточно помять лист растения в руках, и мы обнаружим в нем влагу. Вспомните, как много сока в плодах – арбузе, апельсине и т.д. Этот сок – вода с растворенными в ней различными веществами. Но даже в сухих семенах растений есть вода.
— В теле животных вода обычно составляет больше половины массы.
— Тело медузы на 90% состоит из воды.
-Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Вода входит в состав крови, испаряясь с поверхности нашей кожи, вода регулирует температуру нашего тела. Также она нужна для ударения вредных веществ из организма. Поэтому человеку в сутки требуется более двух литров воды.
Но вода не только «поит», но еще и кормит – по морям и океанам днем и ночью плывут тысячи рыболовных и торговых судов.
Вода «добывает» электрический ток, работая на электростанциях.
Но это все стало доступным человеку только после того, как он хорошо изучил свойства этого вещества.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И вновь работать начнем.
5. Практическая работа
Самостоятельная работа в группах.
Представьте, что наш класс — научно — исследовательский институт. В институте 5 лабораторий. Мы с вами исследователи. К нам в лаборатории поступила вода. Наша задача – изучить её свойства. В лабораториях делают по 2 опыта, в работе используют инструкции. Затем руководитель каждой лаборатории представляет отчёт о проделанной работе.
Приготовь стакан, блюдце. Налей воду в эту посуду. Обрати внимание: в стакане вода имеет форму стакана, в блюдце – форму блюдца. Сделай вывод: вода имеет или не имеет своей формы.
Опыт 2
Возьми полоски цветной бумаги: синей, белой, красной. Сравнивай цвет воды с цветом бумажных полосок. Можно ли назвать воду синей, белой, красной? Как видишь, вода не окрашена ни в один из этих цветов. Вывод: какого же цвета вода?
Изучи теперь прозрачность воды. Для этого поставь какой-нибудь предмет за стакан с водой или опусти его в воду. Вывод: что можно сказать о прозрачности воды?
Возьми стакан с водой и размешай краски различных цветов. Сделай вывод.
Каков вкус соли, сахара, лимона, лука? Соль солёная, сахар сладкий, лимон кислый, лук горький. Хорошо тебе знаком вкус хлеба, молока, варёного картофеля. Попробуй воду на вкус. Можно ли её назвать сладкой, солёной, кислой, горькой? Вывод: совершенно чистая вода имеет или не имеет вкуса.
А если положить кусочек сахара, то вкус воды изменится или нет? Почему?
Когда твоя мама печёт пирог, аппетитный его запах ты почувствуешь уже за дверями своей квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А чем же пахнет вода? Понюхай её. Вывод: вода пахнет чем-нибудь или она без запаха?Если выжать кусочек лимона в воду, запах изменится или нет? Почему?
Возьми один стакан пустой, а другой с водой. Перелей воду в пустой стакан. Во всех этих случаях проявляется одно свойство воды. Подумай, какое?
Опыт 8.
Используя оборудование « Prolog » модуль «Измерение температуры» измерить температуру воды в двух стаканах по инструкции (предлагается стакан с горячей и холодной водой).
Демонстрация опытов учителем
Опыт 9. (делает учитель – один ученик помогает)
Берём 3 стакана с питьевой водой. В один стакан положи немного соли, в другой – сахара, в третий – измельчённого мела. Хорошо помешай воду в стаканах. Что произошло с солью, сахаром, мелом? Попробуй на вкус воду в 1 и 2 стаканах. Изменилась ли вода? В 1 стакане вода стала солёной, во 2 – сладкой. Соли и сахара в стаканах не видно. Зато вода стала солёной и сладкой. А мел? Мел оседает на дно. Он хорошо виден. Какова прозрачность воды в каждом стакане?
— Почему не видно соли и сахара?
Вывод: вода – растворитель.
Вода – универсальный растворитель. Растворяет почти все, даже металлы, например, серебро. С давних пор известно народное средство, которым залечивали наружные раны и лечили желудочно-кишечные заболевания. Эту воду можно получить в домашних условиях: опустить в стакан с водой серебреную ложку. Через некоторое время мельчайшие частицы серебра растворятся – этого глазом увидеть нельзя.
— В 3 стакане вода от мела стала мутной. Можно ли очистить её так, чтобы она снова стала чистой, прозрачной?
Сгибаю бумагу вчетверо, делаю бумажную воронку, вставляю в стеклянную воронку, а затем в пустой стакан. По стеклянной палочке лью воду в воронку.
— Понаблюдайте за водой, которая будет вытекать из воронки. Сделай вывод: какова её прозрачность?
Вот так можно очистить воду. Такая очистка получила название фильтрование , а сделанная из промокательной бумаги воронка – бумажный фильтр . Хорошим фильтром является обычный песок. В природе именно он очищает воду. Люди давно заметили это свойство песка и при строительстве водопроводных станций стали использовать песок в качестве фильтра.
Набирается стакан воды до краев, накрывается бумагой, стакан переворачивается. Когда стакан переворачивается, то вода выдавливает часть воздуха, воздух который остается он заполняет все пространство, становясь более разряженным, и вода не расплескивается
Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует.
Водоёмы должны быть чистыми! В водоёмы не должны попадать сточные воды заводов, ферм, удобрения и ядохимикаты с полей, бензин и смазочное масло, различный мусор.
Школьники могут оказать большую помощь взрослым в охране водоёмов: следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи, оберегать растения и животных.
— Какие меры по охране воды вы можете посоветовать?(высказывания учащихся)
Обсуждение правил охраны воды:
используя горячую воду, вы можете сэкономить её уменьшая либо струю воды, либо уменьшая её температуру, либо свое потребление горячей воды.
почините протекающие краны и трубы.
выключайте воду, когда чистите зубы.
не мойте посуду под струей воды, используйте крышку в раковине.
22 марта всемирный день воды
6. Обобщение. Итог урока.
Сравните свои выводы с выводом учебника.
— Вот она, какая вода! Прямо царица. Но она не только царица, но ещё и путешественница. Но об этом мы поговорим на следующем уроке .
Человек, запомни навсегда
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь её и береги
Мы ведь на планете не одни!
Закрашивают рыбки, в которых оценивают свою работу и настроение (разноцветные рыбки — отлично, белые рыбки — было хорошо, темные – были трудности). Дети помещают рыбок в «аквариум» ( аквариум с водорослями располагается на доске)
8. Домашний эксперимент
Учитель: Но у воды есть ещё свойство. О нём вы узнаете, если проведёте дома опыт. Содержание опыта написано у вас на листочках.
Налей воды в пластиковую бутылку и положи в морозильник. Когда замёрзнет, достань и запиши, что произошло с бутылкой.
Не открывая бутылку, поставь её в тёплое место. Когда лёд растает, запиши, что стало с бутылкой. Подумай, почему это происходит? Запиши свой вывод.
вода может растворять многие вещества
Источник