Какая статья расходов вода питьевая

Бутилированная вода, хозяйственые и канцелярские товары: правила применения КОСГУ

belchonock / Depositphotos.com

В перечне расходов, относимых на подстатьи статьи 340 КОСГУ, расходы на приобретение канцелярских и хозяйственных товаров прямо не поименованы, поэтому вопрос о том, по какому коду КОСГУ – 346 или 349 – отражать поступление таких материальных запасов, актуален для многих (приказ Минфина России от 29 ноября 2017 г. № 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления»).

И здесь важно понимать, что на подстатью 349 КОСГУ относится приобретение тех материальных запасов, которые в 2018 году отражались по подстатьям 223, 226, 296. Расходы на приобретение канцелярских и хозяйственных товаров и в предыдущие годы отражались по статье 340 КОСГУ, поэтому на подстатью 349 КОСГУ их отнести нельзя – для учета таких материальных запасов используйте подстатью 346 КОСГУ.

А вот приобретение бутилированной питьевой воды прямо предусмотрено по подстатье 349 КОСГУ, но при одном условии: если у организации отсутствует система централизованного питьевого водоснабжения, либо органом санитарно-эпидемиологического надзора или лабораторией организации, эксплуатирующей системы водоснабжения, выдано заключение о признании воды несоответствующей санитарным нормам. При наличии централизованного питьевого водоснабжения и соответствии воды санитарным нормам приобретение бутилированной воды отражайте по коду 342 «Увеличение стоимости продуктов питания» КОСГУ.

Источник

Какая статья расходов вода питьевая

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Читайте также:  Группа эренджи по воде

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

На какие статьи КОСГУ относится закупка бутилированной воды (342 или 346) при наличии в учреждении системы централизованного питьевого водоснабжения и соответствии воды санитарным нормам?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы на закупку бутилированной воды, не связанную с обеспечением питания в рамках деятельности учреждения, относятся на подстатью 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» КОСГУ.

Обоснование вывода:
При формировании отчетности за полугодие 2019 г. в числе прочих нормативных актов, следует руководствоваться положениями приказа Минфина России от 13.05.2019 N 69н (далее — Приказ N 69н), который вносит ряд изменений в порядок применения КОСГУ. На сегодняшний день данный приказ еще находится на регистрации в Минюсте РФ, тем не менее прямое указание Минфина России и Федерального казначейства обязывает применять эти изменения уже сейчас*(1).
В соответствии с абзацем 3 пп. 21 п. 2 Приказа N 69н*(1) отнесение материальных запасов на соответствующие подстатьи статьи 340 КОСГУ осуществляется по целевому (функциональному) назначению материального запаса.
В соответствии с Информацией «Примеры и особенности отнесения отдельных операций на соответствующие статьи (подстатьи) классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ)» Минфина России от 13.05.2019 расходы на приобретение бутилированной воды могут быть отнесены:
— на подстатью 342 КОСГУ — если приобретение бутилированной питьевой воды учреждением осуществляется в целях выполнения возложенных на него функций по обеспечению питанием в случае наличия в учреждении системы централизованного питьевого водоснабжения и отсутствия заключения органа санитарно-эпидемиологического надзора или лаборатории организации, эксплуатирующей системы водоснабжения, о признании воды не соответствующей санитарным нормам;
— на подстатью 346 КОСГУ — если приобретение бутилированной питьевой воды государственным, муниципальным органом, учреждением, в функции которого не входит обеспечение питанием различного контингента, в случае наличия в учреждении системы централизованного питьевого водоснабжения и отсутствия заключения органа санитарно-эпидемиологического надзора или лаборатории организации, эксплуатирующей системы водоснабжения, о признании воды не соответствующей санитарным нормам.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Русецкий Илья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Ознакомиться с текстом приказа Минфина от 13.03.2019 N 69н можно на сайте Минфина: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/classandaccounting/.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Питьевая вода для нужд офиса: учет и оформление

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Светлана Овчинникова и Дмитрий Игнатьев рассказывают о бухгалтерском и налоговом учете затрат на приобретение питьевой воды для нужд офиса, а также о документальном оформлении ее списания для организаций, применяющих общий режим налогообложения.

Организация (общий режим налогообложения) приобретает питьевую воду для офиса. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете данные расходы? Какие документы нужно оформить?

Налоговый учет

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ. Что конкретно подразумевается под обеспечением нормальных условий труда и какие затраты относятся к такому обеспечению, НК РФ не поясняет.

Согласно нормам трудового законодательства на работодателя возлагается обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников организаций в соответствии с требованиями охраны труда (ст. 223 ТК РФ).

Статья 209 ТК РФ определяет условия труда как совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

В ст. 212 ТК РФ перечислены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

При этом в ст. 163 ТК РФ содержится открытый перечень условий, обеспечивающих нормальные условия работы.

Заметим, что в п. 2 ст. 25 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлена обязанность, в том числе юридических лиц, осуществлять, в частности, санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов РФ к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, в целях предупреждения профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.

Таким образом, на наш взгляд, документально подтвержденные затраты организации на приобретение питьевой воды с целью обеспечения нормальных условий труда работников могут быть учтены в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов.

При этом Минфин России по вопросу учета расходов организации на приобретение питьевой воды до 2012 года давал следующие разъяснения: «Если водопроводная вода не соответствует Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам 2.1.41074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого снабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» (введены в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20) и опасна для использования в качестве питьевой, то затраты на приобретение питьевой воды для работников могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль» (смотрите, например, письма Минфина России от 31.01.2011 N 03-03-06/1/43, от 10.06.2010 N 03-03-06/1/406).

Аналогичное мнение высказывали и налоговые органы. Так, в письме УФНС России по г. Москве от 30.01.2009 N 19-12/007411 налоговики указали, что при отсутствии справки Госсанэпиднадзора о несоответствии водопроводной воды, поступающей организации, требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 и опасности ее использования в качестве питьевой воды затраты на приобретение природной питьевой воды и аренду кулеров могут быть признаны экономически неоправданными.

Однако в письмах 2012 года Минфин России уже не упоминает о том, что для признания расходов на приобретение питьевой воды экономически оправданными у организации должна быть в наличии справка (заключение) Госсанэпиднадзора (смотрите, например, письма Минфина России от 17.08.2012 N 03-03-06/2/89, от 10.08.2012 N 03-03-06/1/401, от 09.07.2012 N 03-03-06/1/332, от 25.05.2012 N 03-03-06/1/274).

В указанных письмах финансовое ведомство приходит к выводу, что затраты организации на приобретение чистой питьевой воды и соответствующего оборудования для обеспечения необходимых условий труда работников могут быть включены в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, на основании ст. 264 НК РФ с учетом положений ст. 252 НК РФ.

При этом Минфин России ссылается на п. 18 Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 N 181н (далее — Типовой перечень).

В Типовом перечне (который является рекомендательным) указывается, что конкретный список мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков определяется работодателем исходя из специфики его деятельности.

Отметим, что в п. 18 Типового перечня говорится о приобретении и монтаже установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой. То есть приобретение бутилированной воды данный пункт конкретно не обосновывает.

Таким образом, приведенные письма Минфина России, относящиеся к 2012 году, не содержат никаких дополнительных условий для учета затрат на приобретение воды в расходах при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.

Поэтому полагаем, что при отсутствии у организации заключения санитарно-эпидемиологической службы, документально подтвержденные и обоснованные (экономически оправданные) расходы на приобретение питьевой воды могут быть включены в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

Однако прежние разъяснения финансового ведомства (до вступления в силу Типового перечня) не отменены. Поэтому полностью исключать возможные претензии налоговых органов относительно признания организацией в налоговом учете расходов по приобретению питьевой воды при отсутствии соответствующего документа о непригодности водопроводной воды для питья, по нашему мнению, преждевременно.

На основании изложенного организация должна самостоятельно принять решение, учитывать или нет в целях налогообложения указанные затраты.

Что касается положительной для налогоплательщика арбитражной практики по данному вопросу, то она достаточно большая. Суды подтверждают правомерность включения налогоплательщиком расходов на приобретение питьевой воды для работников в расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, в том числе при отсутствии заключения санитарно-эпидемиологической службы о непригодности водопроводной воды для питья (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 16.11.2010 по делу N А32-16552/2009, Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2010 N 09АП-14414/2010, Десятого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2010 N 10АП-1912/2010, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2010 N 07АП-1823/10, ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.03.2008 N А33-9419/2007-Ф02-902/2008 (определением ВАС РФ от 30.05.2008 N 6728/08 отказано в передаче данного дела на пересмотр в порядке надзора)).

Бухгалтерский учет

На основании п.п. 2 и 5 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (далее — ПБУ 5/01) питьевая вода принимается к бухгалтерскому учету в качестве материально-производственных запасов (далее — МПЗ) по фактической себестоимости.

Фактической себестоимостью МПЗ, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации) (п. 6 ПБУ 5/01).

Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, определено, что МПЗ, приобретенные для собственных нужд, подлежат отражению в учете по дебету счета 10 «Материалы».

Соответственно, бухгалтерские проводки, отражающие поступление воды, будут следующими:

Дебет 10 Кредит 60 (76)

— оприходована поступившая от поставщика питьевая вода;

Дебет 19 Кредит 60 (76)

— учтена сумма НДС (при наличии счета-фактуры, содержащего сумму НДС);

Дебет 68, субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

— сумма НДС принята к вычету (при соблюдении всех предусмотренных главой 21 НК РФ условий).

В соответствии с п. 4 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (далее — ПБУ 10/99) расходы, в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации, подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99).

Следовательно, если затраты на приобретение питьевой воды рассматриваются организацией как расходы по обычным видам деятельности (в том случае, если организация принимает решение учитывать воду в целях налогообложения прибыли), то при передаче воды для потребления работниками в учете делается запись:

Дебет 20 (26) Кредит 10

— списана стоимость приобретенной питьевой воды.

Если же организация принимает решение приобретенную воду в целях налогового учета в составе расходов не отражать, то считаем, что расходы в виде стоимости питьевой воды признаются прочими и учитываются на счете 91 «Прочие доходы и расходы»:

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 10

— стоимость воды включена в состав прочих расходов;

Дебет 91, субсчет «Прочие расходы» Кредит 19

— сумма НДС учтена в составе прочих затрат.

Согласно п. 2 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» (далее — ПБУ 18/02) данное ПБУ может не применяться субъектами малого предпринимательства.

В случае применения организацией ПБУ 18/02 в бухгалтерском учете следует отразить постоянное налоговое обязательство (п.п. 4, 7 ПБУ 18/02):

Дебет 99 Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

— (стоимость затрат на воду, включая НДС (постоянная разница) х 20%) — отражено постоянное налоговое обязательство.

Документальное оформление

Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными первичными учетными документами. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.

Основанием для отражения стоимости приобретенной питьевой воды в бухгалтерском учете служат договор с поставщиком, отгрузочный документ поставщика (товарная накладная по форме N ТОРГ-12) и приходный ордер (форма N М-4).

Для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами применяется требование-накладная (форма N М-11).

Для документального оформления списания питьевой воды в производство, на наш взгляд, организация вправе использовать самостоятельно разработанную форму акта на списание материалов в производство, которая должна отвечать требованиям к первичным учетным документам, предъявляемым п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.

Для подтверждения обоснованности отнесения к расходам в целях налогообложения стоимости питьевой воды целесообразно оформить внутренние организационно-распорядительные документы, например, приказ руководителя. Можно также разработать корпоративные стандарты организации, содержащие правила, согласно которым, в частности, работники обеспечиваются питьевой водой для создания наиболее благоприятных условий труда.

Источник

Оцените статью