- Какую воду используют для доливки в аккумулятор и как её правильно заливать
- Функции дистиллированной воды
- Почему не доливают электролит
- Когда заливается вода
- Как проверяется уровень
- Количество добавляемой воды
- Правила доливки
- Какая вода используется в АКБ и как её заливать
- Зачем нужна дистиллированная вода
- Почему дистиллят, а не электролит
- Когда заправляют АКБ
- Процедура проверки уровня
- Сколько добавлять
- Как правильно доливать
Какую воду используют для доливки в аккумулятор и как её правильно заливать
Изготовители аккумуляторных стартерных батарей ещё не скоро откажутся от производства обслуживаемых моделей. Потому на многих авто, причём необязательно старых, активно используются батареи, в которые периодически нужно доливать жидкость.
Но среди автомобилистов возникают вопросы касательно того, что именно нужно доливать, при каких условиях и в каких количествах.
Также не все до конца понимают, почему в АКБ нельзя просто залить готовый электролит, который, как и вода, продаётся в специализированных автомагазинах, на заправках и прочем.
Функции дистиллированной воды
Именно дистиллированная вода, либо просто дистиллят, применяется для работы с обслуживаемыми видами аккумуляторов.
Если говорить о том, можно ли пить такую дистиллированную воду, предназначенную для аккумуляторов, то здесь ответ очевиден. Дистилляция является процессом обработки, при котором вода испаряется, образуется осадок, и именно этот осадок, возвращаясь в жидкое состояние, становится готовым дистиллятом. Причём часто процедуру повторяют ещё 1–2 раза.
Дистиллированная вода очищается от всех органических и неорганических примесей. Её состав абсолютно идеальный, то есть включает водород и кислород.
Дистилляторы часто используются на морских судах, чтобы компенсировать нехватку технической и питьевой воды.
Но теперь к вопросу о том, можно ли заливать очищенную дистиллированную воду в аккумуляторы.
Это делать не только можно, но и нужно. Только такая вода подойдёт для полноценной работы АКБ, обеспечения протекающих электрохимических реакций без негативных последствий.
Заливать в АКБ обычную воду, очищенную фильтрами или кипячением, нельзя.
Это связано с тем, что в такой жидкости всё равно остаются примеси. Их попадание в батарею способствует быстрому выходу из строя источника питания.
Зная, какую воду обычно заливают в аккумулятор, следует ответить на ещё несколько важных вопросов.
Дистиллят лучше покупать не в автомагазинах и на заправках, а в аптеках.
Увы, в магазинах и на АЗС часто продают подделку либо дистиллят очень низкого качества. Порой это обычная водопроводная вода. Покупая аптечный дистиллят, можно предотвратить последствия покупки жидкости плохой очистки.
Почему не доливают электролит
Определившись с тем, какая вода должна применяться для доливки в банки аккумуляторов, возникает закономерный вопрос касательно того, почему нельзя использовать электролит.
Ведь электролит является той самой рабочей жидкостью, которая вступает в реакцию со свинцовыми пластинами, способствует накоплению энергии.
Электролит состоит из дистиллированной воды и серной кислоты. Пропорции составляют примерно 3 к 1.
Когда батарея эксплуатируется, она постепенно нагревается. Особенно это актуально в летний период или в процессе зарядки. В итоге банки нередко кипят. Но это не такое кипение, как в случае с обычной водой. Закипание может произойти уже при 45 градусах. Дело всё в том, что при электролизе, когда идёт перезаряд, вода распадается на 2 составляющие. Это водород и кислород. Внешне это напоминает кипение, хотя по факту просто газ высвобождается и выходит в виде пузырей из жидкой среды.
Тем самым начинается испарение воды. Но кислота не испаряется, поскольку является нелетучей жидкостью.
При испарении жидкости процентное содержание воды уменьшается, а доля серной кислоты увеличивается. Это нарушает оптимальную плотность электролита, которая должна составлять 1,27 г/см³.
Чтобы нормализовать эту плотность, нужно доливать исключительно воду. Если залить внутрь батареи электролит, плотность уменьшится, но незначительно.
После заливки электролита начнётся процесс выпадения солей в осадок, пластины будут активно разрушаться.
Сам же электролит добавляется в таких случаях:
Если из батареи извлекался электролит, тогда его можно добавить в том же количестве. Но всегда следует контролировать параметры плотности. Они не должны выходить за рамки 1,28 г/см³.
Из-за негативного воздействия холода на структуру электролита, его плотность в АКБ, эксплуатируемых в северных регионах, может повышаться до 1,3 г/см³.
Но в этом случае АКБ обычно служит не более 1 года.
Когда заливается вода
Далее к вопросу о том, когда в действительности надо будет доливать в автомобильный аккумулятор специальную дистиллированную воду.
Если это АКБ необслуживаемого типа, то доливка здесь конструктивно не предусмотрена. Некоторые с этим не согласны, и в итоге нарушают герметичность корпуса, вливают воду через шприцы и пр. Но это всегда потенциальный риск.
С обслуживаемыми батареями всё иначе. Конструкция корпуса предусматривает наличие специальных пробок, которые открывают доступ к каждой из банок. И по мере необходимости в них добавляется жидкость.
Доливка выполняется в том случае, если уровень жидкости в АКБ опускается ниже допустимого. То есть произошло испарение водной составляющей электролита. При этом в большинстве случаев на корпусе предусматриваются специальные метки, отражающие текущий уровень. Но они не совсем корректно отражают действительную картину.
Потому самым правильным решением будет открутить пробки и проверить уровень.
Если жидкость не будет полностью покрывать пластины, они начнут быстро разрушаться, в результате возможно замыкание с последующим полным выходом АКБ из строя.
В проверке уровня нет ничего сложного.
Как проверяется уровень
Обычно производитель АКБ устанавливает нормы касательно того, какой должен быть нормальный уровень воды в том или ином аккумуляторе. Для каждой батареи характерна заливка с завода определённого объёма жидкости, что зависит от ёмкости, применяемых пластин и прочих характеристик.
Некоторые обслуживаемые АКБ имеют прозрачный корпус, что позволяет визуально с лёгкостью определить уровень жидкости внутри устройства. На корпус наносятся специальные метки, по которым и нужно ориентироваться.
Но есть и такие АКБ, где таких меток нет. Корпус не прозрачный. В этом случае потребуется взять прозрачную трубочку диаметром 0,5 см.
Проверяется уровень по такому алгоритму:
- открутите пробку;
- опустите трубочку в жидкую среду;
- убедитесь, что трубка упёрлась в дно;
- второй конец трубочки плотно зажмите пальцем;
- поднимите трубку.
Если это специальная трубочка с делениями максимум и минимум, ориентироваться будет несложно. Если уровень опустился ниже минимального предела, требуется доливка.
Но многие водители пользуются обычным корпусом от ручки. В этой ситуации потребуется линейкой сделать замеры.
Количество добавляемой воды
Также важно знать, сколько доливать дистиллированной воды в обслуживаемый автомобильный аккумулятор.
Опять же, здесь поможет шкала, предусмотренная на батареях с прозрачным пластиковым корпусом. Просто выполняйте постепенную доливку и следите, чтобы уровень не вышел за рамки допустимых показателей.
Но не совсем понятно, какой уровень дистиллированной воды должен быть в обслуживаемом аккумуляторе, где отсутствует прозрачный корпус.
Здесь можно воспользоваться несколькими вариантами решения проблемы:
- В некоторых аккумуляторных батареях чуть ниже чем горловина банки предусмотрен своего рода язычок. Он выполнен из пластика или металла. Если говорить о том, сколько воды следует заливать в аккумулятор с таким язычком, то тут всё просто. Нормой считается заливка на 5 мм выше, чем язычок.
- Если в АКБ вообще отсутствуют какие-либо метки, то принцип доливки будет одинаковым для всех. Нужно долить жидкость так, чтобы она покрывала свинцовые пластины на 10–15 мм.
- Когда визуально определить электролит не получается, возьмите измерительную трубку со шкалой, и заливайте по ней.
Помимо доливки до нужного уровня, необходимо также параллельно следить за плотностью электролита.
Если долить дистиллят при превышении допустимой плотности, и сразу же сделать замеры ареометром, показатели будут некорректными.
После добавления воды нужно дать батарее настояться, чтобы вода успела распределиться по всей жидкой среде. Допускается немного покачать аккумулятор, но важно избежать расплёскивания электролита. Это потенциально очень опасно.
В каждой ситуации есть свои нормы и требования касательно того, сколько нужно будет доливать качественной дистиллированной воды, обслуживая аккумулятор.
Но общий принцип сводится к тому, что жидкая среда должна покрывать пластины минимум на 10 мм. Лучше ориентироваться на уровень 12–15 мм выше пластин.
Правила доливки
Каждый автомобилист обязан знать о том, как правильно нужно долить специальную дистиллированную воду в обслуживаемый аккумулятор.
В действительности здесь нет ничего сложного.
Обычно доливка выполняется в том случае, если плотность электролита превысила допустимые значения, аккумулятор утратил свои характеристики, либо же после проверки уровня результаты показали снижение нормальных значений.
Чтобы правильно долить дистиллированную воду в автомобильный обслуживаемый аккумулятор, от автовладельца потребуется выполнить следующие пошаговые процедуры:
- Очистить поверхность аккумуляторной батареи от всех имеющихся загрязнений. Это очень важно, поскольку при откручивании пробок с грязной батареи весь этот мусор может попасть внутрь АКБ. Тем самым нарушится чистота электролита, и аккумулятор очень быстро выйдет из строя.
- Поскольку это обслуживаемые АКБ, в процессе эксплуатации на поверхность может вырываться электролит в небольшом количестве. Его нужно нейтрализовать. А нейтрализатором кислоты выступает щёлочь. Проще всего найти щёлочь на кухне, в баночке с пищевой содой. Соду смешивают с водой, соблюдая пропорции 1 к 10. Полученным составом протирают поверхности батареи.
- Только теперь можно начинать откручивать пробки. Лучше делать это в защитных перчатках, чтобы избежать случайного попадания электролита на кожу.
- Для заливки лучше использовать большой медицинский шприц, чтобы объём вливаемой жидкости удалось достаточно быстро пополнить.
- Заливать дистиллированную воду необходимо только в те банки, в которых уровень не соответствует нормам.
- Закончив заливку, пробки следует плотно закрутить.
- После этого нужно оставить аккумуляторную батарею в состоянии покоя примерно на 2–3 часа.
- Затем, открутив пробки, в каждой из них проверяется уровень на соответствие нормы.
- Параллельно следует воспользоваться ареометром. Это прибор, позволяющий проверить показатели плотности электролита в каждой банке.
- Если уровень и плотность в пределах нормы, тогда аккумулятор подключается к зарядному устройству.
Для доливки используйте только строго горизонтальные поверхности.
Если поверхность, на которой будут проводиться работы, окажется с наклоном или неровностями, узнать точный и правильный уровень жидкости не получится.
Может показаться, что в доливке воды в аккумуляторную батарею нет ничего сложного. Но даже у такой простой на первый взгляд процедуры есть свои нюансы и особенности.
Крайне важно изначально использовать качественную дистиллированную воду. Также перед заливкой внимательно проверяются уровень, плотность и общее состояние аккумулятора. Только при выполнении всех инструкций и правил уровень будет восстановлен, а сама батарея сможет прослужить ещё не один сезон на благо транспортного средства.
Источник
Какая вода используется в АКБ и как её заливать
Над новыми технологиями в сфере источников питания активно работают каждый день. Но ещё должно пройти много времени, испытаний и тестов, чтобы поголовно все компании перешли на использование полностью необслуживаемых аккумуляторов.
Из-за этого на многих авто используются АКБ, где можно открутить специальные крышки и залить в секции (банки) рабочую жидкость. Речь идёт как об электролите, так и о чистой воде.
Но не все автомобилисты знают, что нужно доливать, какую воду необходимо использовать, а также сколько её потребуется. Ещё один вопрос связан с применением электролита. Ведь в теории его можно заливать так же, как и воду. С этим нужно разобраться.
Зачем нужна дистиллированная вода
Для начала о том, какую воду всегда заливают в обслуживаемый аккумулятор. Стоит добавить, что такая же вода применяется на этапе производства необслуживаемых АКБ, смешивая её в нужных пропорциях с серной кислотой.
В АКБ применяется исключительно дистиллированная вода.
Такая вода получается путём испарения в специальных камерах, с последующим образованием осадка и сепарированием, причём ответственные изготовители повторяют процесс дистилляции 2-3 раза. Осадок, который получается при испарении и конденсации, и становится чистым дистиллятом.
Главная особенность процесса в том, что при обработке из воды удаляются все органические, а также неорганические примеси, вещества. Состав становится идеальным, как в химической формуле. Никаких следов солей или минералов. Исключительно чистое соединение кислорода и водорода.
Это к вопросу о том, можно ли пить дистиллированную воду, которую заливают внутрь аккумуляторов. Можно, в ней нет ничего вредного и опасного. Но и польза также фактически отсутствует.
Дистилляционные установки обычно применяются на морских судах. За счёт этого компенсируется дефицит в питьевой и технической воде. Система перерабатывает морскую воду. Её можно пить. Но всё же в основном дистиллят на судах применяют в качестве технической воды. Также чистую дистиллированную воду можно заливать в аккумуляторы.
Исключительно дистиллят пригоден для заливки в аккумуляторные батареи, чтобы гарантировать правильное течение всех внутренних электрохимических процессов.
Запрещено вместо дистиллята использовать кипячёную, фильтрованную или обычную воду из-под крана.
Это объясняется наличием разных примесей в составе. Они не удаляются никакими фильтрами. Также ошибочно считать, что кипячение очищает воду. Это не так. Термическая обработка и доведение воды до 100 градусов Цельсия уничтожает только микроорганизмы. А разные примеси в виде солей и минералов всё равно остаются.
Если они окажутся внутри АКБ, то нарушат течение электрохимических процессов.
Проблема ещё и в том, что купить хороший дистиллят проблематично. На заправочных станциях, а также в магазинах часто реализуют подделки. Поэтому лучше взять воду в аптеке.
Почему дистиллят, а не электролит
Ещё людей интересует, почему нужно брать воду, а не электролит. Ведь это рабочая жидкость для свинцово-кислотной батареи. За счёт смеси воды и кислоты происходят все электрохимические реакции. Благодаря свойствам электролита батарея может накапливать и сохранять заряд.
При активной эксплуатации автомобиля усердно работает и АКБ. Постепенно она нагревается. Особенно это актуально для летнего периода или зарядки. За нагревом следует и кипение. Только это не обычное кипение воды, которое возникает при 100 градусах Цельсия. АКБ кипят и при 45 градусах.
Всё дело в электролизе. Наблюдается перезаряд, и вода расщепляется на 2 вещества. Из уроков химии вы должны помнить, что это кислород и водород. Появляются пузыри. Внешне похоже на кипение. Отсюда и выражение, что АКБ кипит. А фактически газ водород высвобождается и пытается выйти из жидкой среды наружу.
При таком кипении испаряется только вода. Кислота никуда не девается, поскольку эта жидкость не летучая.
В процессе испарения снижается доля воды в составе электролита. Параллельно увеличивается процент серной кислоты в составе. Из-за этого нарушается плотность.
Оптимальной для большинства регионов считается плотность 1,27-1,28 г/см 3 . Высокая плотность ведёт к негативным последствиям. Поэтому этот параметр нужно нормализовать. Для этого нужно добавить воду.
В теории, если добавить свежий электролит плотностью 1,27 г/см 3 , когда часть воды испарилась, и внутри АКБ уже 1,3 г/см 3 , плотность также снизится. Но уменьшение будет незначительным.
Добавляя электролит, начинается необратимый, а также опасный процесс выпадения в осадок солей. От этого пластины разрушаются.
Электролит обычно добавляют в 2 случаях:
- это сухозаряженный аккумулятор, который вводится в эксплуатацию;
- при обслуживании из АКБ полностью сливалась старая рабочая жидкость.
При сливе электролита, при последующей обратной заливке добавляют ровно столько же, сколько ранее извлекли. И свежий состав не должен иметь плотность выше 1,28 г/см 3 .
Исключением являются автомобили и их аккумуляторные батареи, которые эксплуатируются в условиях сурового климата и очень холодной зимы. Тогда рекомендуется использовать смесь с показателями 1,3 г/см 3 . Но поскольку избыточная концентрация кислоты ведёт к активному разрушению пластин, батареи порой служат не более 1 года.
Когда заправляют АКБ
Для необслуживаемых АКБ заливка воды конструктивно недоступна. Здесь нет специальных крышек, которые можно открутить, снять и через отверстия добавить жидкости. Хотя есть и такие автомобилисты, которые с конструкторами АКБ не соглашаются. В итоге они проделывают отверстия в корпусе, заливают воду шприцами. Это рискованное мероприятие.
Ситуация с обслуживаемыми АКБ проще. Сверху на корпусе есть пробки. Они откручиваются, что открывает доступ отдельно к каждой из 6 секций. Они же банки. В них можно легко залить воду.
Обычно доливка требуется в 2 ситуациях:
- уровень рабочей жидкости упал ниже допустимого значения;
- повысилась плотность электролита.
Но зачастую это происходит одновременно. Вода частично испаряется, процентная доля серной кислоты увеличивается, и от этого растёт плотность.
Когда электролит не покрывает полностью пластины, это ведёт к активному разрушению. Не исключается и короткое замыкание в одной или нескольких банках. Допускать оголение пластин нельзя.
На корпусах многих батарей предусмотрена метка уровня. Но обычно она указывает на состояние электролита только в одной банке. А их там 6. И в разных секциях уровень может отличаться.
Поэтому при снижении уровня и повышении плотности рекомендуется проверить количество электролита. А затем долить недостающий объём.
Процедура проверки уровня
Производители АКБ дают чёткие инструкции и рекомендации относительно того, какой должен быть правильный уровень рабочей жидкости, то есть воды и серной кислоты, в аккумуляторе.
С завода во все батареи заливается определённое количество электролита. Оно зависит от конструктивных особенностей, пластин и других параметров.
На некоторых обслуживаемых АКБ есть прозрачная часть корпуса. Так можно визуально увидеть, сколько жидкости находится в банке. Плюс на этом участке нанесены заводские метки. По ним пользователь определяет, насколько снизился уровень.
Встречаются и батареи без меток, указателей и прозрачных элементов. Тут поможет прозрачная трубка. Её диаметр должен быть около 5 мм.
Проверяется уровень так:
- откручивается пробка;
- трубочка опускается внутрь;
- трубка упирается в дно;
- верхний конец трубки закрывается пальцем;
- поднимается инструмент.
Существуют измерительные трубочки с делениями. По ним легко ориентироваться.
Если это обычная прозрачная трубка, тогда дополнительно воспользуйтесь линейкой.
Так вы поймёте, на сколько миллиметров жидкость покрывает верхний край пластин внутри батареи. Такие замеры нужно выполнить для каждой секции.
Сколько добавлять
Следующий вопрос связан с тем, сколько дистиллированной воды следует доливать внутрь аккумулятора обслуживаемого типа. Про необслуживаемый аккумулятор даже говорить не станем. В него воду доливать не требуется. А если уровень и упал, то это критический показатель. Самым правильным решением будет поменять АКБ.
Если есть возможность, ориентируйтесь на шкалу уровня рабочей жидкости на корпусе АКБ. Заливайте постепенно небольшими порциями дистиллят и следите, чтобы уровень соответствовал заданным значениям.
Есть иная ситуация. Не каждый знает, какой уровень дистиллированной обработанной воды должен быть в аккумуляторе, если прозрачные элементы и деления отсутствуют.
На этот счёт специалисты и бывалые автомобилисты дают несколько советов:
- Загляните в горловину отверстий. На некоторых аккумуляторах есть нечто вроде язычка. Изготовлен из металла или пластика. То, сколько воды нужно будет заливать в такой аккумулятор, зависит от язычка. Заливайте так, чтобы жидкость оказалась выше него на 5 мм.
- Если никаких меток нет, тогда ориентируйтесь на общий принцип доливки. Нужно залить столько, чтобы пластины были покрыты на 10-15 мм.
- Когда не удаётся визуально проверить уровень, используйте ту же прозрачную трубку.
- Помимо того, что добавляется дистиллированная вода, ещё важно следить за соблюдением норм по плотности электролита.
Не спешите делать замеры с помощью ареометра. Если добавить дистиллят, а затем сразу же проверить плотность, то данные не будут соответствовать действительности.
После заливки оставьте на несколько часов батарею в покое. Так жидкая среда распределится по электролиту. Закрутив плотно банки, покачайте немного батарею в разные стороны. Только нельзя допускать, чтобы жидкость выливалась при раскачке.
Под каждый аккумулятор разработаны свои требования и показатели нормы относительно сколько, сколько дистиллированный воды потребуется доливать внутрь банок.
Но есть общий для всех принцип. Рабочая жидкость должна покрыть пластины минимум на 10 мм. Хотя оптимальным считается значение 12-15 мм.
Как правильно доливать
Если на автомобиле используется обслуживаемый аккумулятор, то владелец обязан знать, как правильно долить очищенную дистиллированную воду. Не всегда это удаётся сделать в автосервисе.
Заметив, что плотность повысилась, а уровень электролита упал, нужно достать из багажника ёмкость с дистиллятом и провести стандартную процедуру доливки.
Если вы не знаете, как правильно долить дистиллированную воду, но хотите научиться обслуживать аккумулятор, то действуйте по такой инструкции:
- Удалите с поверхности АКБ все загрязнения. Сделать это нужно обязательно. Иначе при откручивании внутрь банок могут попасть посторонние предметы, пыль и куски грязи. Это нарушит состав электролита и приведёт к быстрой поломке.
- При эксплуатации обслуживаемых АКБ на поверхность выливается немного кислоты. Её рекомендуется удалить. Делают это щелочным раствором. Самый простой пример — это смесь пищевой соды и воды. Смешайте 1 к 10 и промойте им корпус.
- Теперь приступайте к откручиванию пробок. Делать это следует в защитных перчатках.
- Для заливки подготовьте большой медицинский шприц. Так удастся за один подход восполнить недостающее количество воды в секции.
- Заливайте только в те банки, где обнаружили дефицит жидкости. Наберите дистиллят в шприц, погрузите его в банку и постепенно надавливайте для заполнения банки.
- После заливки плотно закрутите все пробки.
- Оставьте батарею в покое примерно на 2-3 часа. После этого снова открутите пробки и ещё раз проверьте в каждой секции уровень.
- Воспользуйтесь ареометром. Он позволит убедиться, что добавление дистиллированной воды не нарушило требуемые показатели плотности электролита.
- Если уровень воды и плотности в порядке, тогда подключите АКБ к зарядному устройству.
Это не самое сложное, что предстоит автомобилисту в процессе обслуживания и эксплуатации машины. Но даже к доливке воды важно подходить внимательно и со знанием дела.
Как часто вы доливаете воду в АКБ? Какой дистиллят используете и где его покупаете? С какими сложностями сталкивались? Допускали ли какие-нибудь ошибки и чем это обернулось?
Ждём ваших ответов и интересных историй из жизни.
Подпишитесь, оставьте комментарий, задайте вопрос и расскажите о нас своим друзьям!
Источник