Какие вещества растворяет вода 3 класс

Вода как растворитель — свойства, значение и примеры

Вода как растворитель играет предельно важную роль далеко не только в плане нашего быта. Исследователи давно говорят, что данное волшебное соединение является основой для образования жизни вообще. И именно поэтому его наличие выступает обязательным условием для существования чего-то более сложного, нежели неживая природа.

Растворимость тех или иных химических элементов напрямую связана с существованием воды, так как она чаще всего выступает той средой, которая преобразует все вокруг себя и создает новые формы органической и неорганической материи.

Человек примерно на 70% состоит из воды (имеется ввиду кровь, межклеточная жидкость, плазма крови и прочие вещества), у большинства других существ этот показатель колеблется от 50 до 95%. Очевидно, что свойства данного соединения оказывают решающую роль на происходящие вокруг нас и внутри нас процессы синтеза, регенерации и многие другие.

Это универсальный растворитель, который буквально формирует окружающий мир, постоянно преображает и обновляет его!

Свойства воды как растворителя

Вода – сложное вещество, отличающееся многими уникальными характеристиками, которые нельзя встретить больше нигде.

Она способна растворить большую часть существующих в природе комплексных соединений, содержащих в своей структуре молекулы как с положительными, так и отрицательными ионами одновременно.

Читайте также:  Как оплатить платежку за воду

При проведении так называемых кинетических исследований все растворы также изготавливаются на основе H2O.

Яркий пример особенности воды – при схожести по своей структуре с метаном CH4, она имеет температуру кипения выше на целых 250 0 С!

Важную роль играет также ее способность выступать одновременно либо донором, либо акцептором частиц водорода, благодаря чему проходят многие химические процессы. Химия говорит нам еще и о том, что вода выступает идеальным растворителем для диссоциирующих соединений.

Интересно отметить, что по причине высокого уровня диэлектрической проницаемости, вода отлично экранирует электрические поля ионов друг от друга. Благодаря этому притяжение противоположно заряженных частиц в воде снижается примерно в 80 раз.

Какие вещества растворяются в воде

Даже если школьник ходит только в 3 класс, он наверняка может привести примеры материалов, которые боятся контакта с водой, или, другими словами, растворяются в ней и теряют свои свойства.

Вот перечень только некоторых веществ такого типа:

К хорошо растворимым относятся: соль, сахар, сода, хлориды, щелочные металлы и нитраты, а также бромиды. Воздух также претерпевает изменения при контакте с жидкой средой. Крахмал полностью растворим, спирт тоже.

К средней степени взаимодействия относятся: бертолетова соль, метан, гипс, кислород, азот, другие химические элементы, например, сульфаты, некоторые газообразные вещества.

Есть и такие материалы, которые являются нерастворимыми: сульфид меди, стекло, золото, керосин, серебро, растительный жир и многие другие. Правда, при некоторых условиях даже они не способны устоять от такого мощного воздействия.

В организме человека есть целая группа витаминов (С, В1, 2, 3(РР), В12 и другие), которые способны оказывать свое положительное воздействие на здоровье только в контакте с H2O. Это касается также и фолиевой кислоты, биотина и т. д.

Что не растворяется в воде

Существуют такие химические образования, которые не воспринимают воздействия воды в качестве растворителя совсем.

Хороший пример: углерод С, который находится в простом карандаше, многие металлы и сплавы, типа алюминия, а также золото, серебро, медь.

Такая ситуация складывается благодаря тому, что между молекулами и атомами нерастворимых веществ действуют сильные связи, которые водород разрушить не в состоянии. Полярное состояние молекулы также способствует большей прочности материала, который состоит из таких частиц.

Многие вещи, которые мы видим вокруг себя в быту, также являются нерастворимыми. Очень популярный пример – пластик.

В мировом океане плавает огромное пятно из пластикового мусора, которое ежегодно растет, и количество пластмассы там совершенно не желает уменьшаться естественным путем. Его не могут никак переработать, что очень плохо для всей экосистемы.

Именно поэтому экологи бьют тревогу и в ЕС уже сейчас планируется отказ от целлофановых пакетов, пластиковых стаканчиков и трубочек и тому подобные меры.

Значение воды как растворителя

Как уже упоминалось в начале статьи, рассматриваемые свойства воды являются ключевыми для всей живой и неживой природы нашей планеты.

Если бы она не обладала этими характеристиками, то большинство химических процессов на Земле, в живых организмах, в органической природе бы просто остановилось. Картинка такого мира была бы очень неутешительна – темная пустыня без признаков жизни.

Роль воды настолько огромна, что именно ее определение в далеких планетах и галактиках является для астрономов основным занятием в надежде когда-то отыскать там если не разумное существование, то хотя бы зачатки жизни.

Источник

Вода – растворитель

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 27.

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 27.

Вода окружает человека, является составной частью животных и растений, без воды невозможна жизнь на Земле. Вода не имеет запаха, цвета, вкуса. Вода легко испаряется, течёт, на морозе превращается в лёд. В воздухе присутствуют пары воды, это даёт возможность дышать всем существам. Ещё одно свойство воды — способность растворять многие вещества.

Что такое раствор

Раствором называют однородную смесь из нескольких веществ, где компоненты неотделимы друг от друга. Обычно растворы представляют собой жидкость.

На обеденном столе множество растворов. Это подсоленный суп, соус к макаронам, сладкий чай и кофе, минеральная вода. Основой большинства растворов является вода.

В природе также много растворов. Самый известный — солёные озёра, где вода растворяет ископаемую соль.

Одно из самых солёных озер — Мёртвое море, где в 1 литре воды содержится 310–350 грамм соли. В растворе присутствуют соли магния, кальция, натрия и калия.

Образование пещер

В горах, сложенных известняком, часто образуются пещеры. В известняке множество микротрещин, по которым с дневной поверхности просачивается вода. Вода — растворитель известняка, поэтому постепенно твёрдое вещество растворяется, на его месте образуется маленькая пустота. Пустота расширяется, формируется пещера.

При растворении известняка вода превращается в раствор, стекающий по стенкам пещеры и капающий с потолка. Из раствора откладывается известняк, очень медленно растут сталактиты, похожие на сосульки.

Рис. 2. Капли раствора на сталактитах.

Почвенные растворы

Вода впитывается в почву, проникает в нижние горизонты. В воде растворяются минеральные вещества, органические соединения. Так образуются почвенные растворы, из которых корневая система растений усваивает питательные вещества. Если почвенные растворы содержат недостаточное количество питательных веществ, применяют различные удобрения.

Нерастворимые вещества

Некоторые вещества не растворяются в воде, их называют нерастворимыми. Это металлы, большинство горных пород, масла, нефть, бензин, воск и другие.

Вещества, более тяжёлые, чем вода, оседают на дно сосуда или водоёма. Дно реки или озера покрыто песком и окатанными камешками-галькой.

Нефть и нефтепродукты легче воды, поэтому при загрязнении реки растекаются по водной поверхности. При этом прекращается доступ воздуха в воду, что приводит к гибели водных организмов.

Что мы узнали?

Вода — природный растворитель. В докладе для урока по окружающем миру в 3 классе можно кратко описать описать это свойство воды на примере растворов природных (солёные озёра, почвенные растворы) и созданных человеком — жидкие блюда (супы, соусы) и напитки (чай, кофе).

Источник

Урок и презентация по окружающему миру в 3 классе на тему «Вода-растворитель»

Урок окружающего мира по УМК ПНШ 3 класс

Тема: Вода – растворитель.

Цель: Формирование учебно-познавательного интереса к новому способу действия через работу в группах при изучении свойств воды.

Предметные : научиться определять свойства воды.

Личностные : учебно-познавательный интерес к новым способам действий.

Регулятивные: определять цель на уроке с помощью учителя; учиться работать по предложенной инструкции.

Познавательные: делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные : слушать и понимать других; уметь договариваться и приходить к общему мнению.

Оборудование: Учебник, тетрадь для самостоятельной работы №1, хрестоматия. Наборы: стакан с кипячёной водой, коробочки с поваренной солью, сахарным песком, речным песком, глиной, чайные ложечки, воронки, фильтровальная бумага, ножницы.

— Проверьте свою готовность к уроку.

Уч: — Отгадайте загадку:

Я и тучка, и туман,

И ручей, и океан,

И стеклянной быть могу.

— О каких состояниях воды говорится в загадке?

(три состояния воды)

Давайте вспомним, что вам уже известно о воде.

(Вода – это уникальное вещество, которое в природе может находиться одновременно в трёх состояниях: твёрдом, жидком и газообразном.)

3. Выявление уровня знаний.

Уч: — А какие ещё свойства воды вам известны?

Дети называют известные им свойства (Не имеет формы в жидком и газообразном состояниях; бесцветная; прозрачная; текуча; без запаха и вкуса; при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.)

Уч: — Ребята, но это ещё на всё, что мы знаем о воде.

Формирование новых знаний.

Создание проблемной ситуации

Я предлагаю вам послушать притчу и определить, как она связана с темой нашего урока.

Два ослика шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой – ватой. Первый осёл, едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша. Второй – шёл весело и легко.

Вскоре животным пришлось переходить речку. Осёл, навьюченный солью, остановился в воде и стал купаться: он, то ложился в воду, то снова становился на ноги. Другой осёл, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась навьюченная на него вата.

Уч: — Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго тяжелее?

(Соль растворилась в воде, а вата от воды стала тяжелее)

-О каком свойстве воды говорится? (Вода-растворитель)

Какая же тема нашего урока? «Вода – растворитель»

Уч: — Постарайтесь определить, какова цель нашего урока.

(Определить все ли вещества могут растворяться в воде)

3.Учебные задачи урока

— Что будет сегодня объектом исследования?

Предметом исследования будет свойство – «растворитель».

Уч: — Наша работа будет проходить в группах. У каждой группы своё задание.

Уч: — Перед проведением опытов, повторим «Правила работы в группе»

Д: Перечисляют правила.

Внимательно прочитать задание.

Договориться, как будем выполнять задание.

Обмениваться мнением друг с другом нужно тихо, не мешая другим.

Группа выбирает выступающего, который делает вывод о проделанной работе.

Уч: — Проверьте, у каждой группы на столах стоит оборудование, необходимое для опытов. О каких правилах безопасности вы должны помнить, приступая к работе.

Д: Называют правила.

Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно пораниться.

Во время проведения опыта можно не только сидеть, но и стоять.

Без указания в задании вещества, которые лежат на столе пробовать нельзя.

Соблюдать осторожность при работе с ножницами.

Уч: — Какая группа готова к выступлению?

Мы взяли стакан с кипячёной водой. Всыпали в него чайную ложку поваренной соли. Размешали и наблюдали, что происходило с кристалликами соли.

Мы сделали вывод. В стакане нет соли, при этом прозрачность и цвет воды не изменились. Мы попробовали воду на вкус. Она солёная. Значит, соль не исчезла, а растворилась в воде.

Мы взяли стакан с кипячёной водой. Всыпали в него чайную ложку сахарного песка . Размешали и наблюдали, что происходило с сахаром.

Мы сделали вывод. В стакане нет сахара, при этом прозрачность и цвет воды не изменились. Мы попробовали воду на вкус. Она сладкая. Значит, сахар не исчез, а растворился в воде.

Мы взяли стакан с кипячёной водой. Добавили в него чайную ложку речного песка . Размешали и наблюдали, что происходило с песком.

Мы сделали вывод. Песок не растворился, он лежит на дне стакана.

Вода стала мутной и грязной. Вода не смога растворить песок.

Мы взяли стакан с кипячёной водой. Добавили в него немного глины . Размешали и наблюдали, что происходило.

Мы сделали вывод. Глина не растворилась, она лежит на дне стакана.

Вода стала мутной и грязной. Вода не смога растворить глину.

4. Творческое применение знаний и умений в новой ситуации .

— Представьте, что вы пошли в поход по родному краю. Откуда вы будете брать воду для питья и приготовления пищи, как будете ее очищать?

Уч: — Поможет изготовить фильтр иллюстрация в учебнике на стр. 86.

— Расскажите по рисунку, как будете его делать.

Демонстрация опыта учителем.

Возьмите пустой чистый стакан; стакан, в который добавлен речной песок; фильтрованную бумагу (бумажную салфетку); воронку и палочку.

Сделаем фильтр. Фильтр – это приспособление для очистки воды. Сложите вчетверо бумагу. Отогните одну часть, вложите фильтр в воронку.

Воронку поставьте в пустой стакан.

Вылейте воду с растворенным песком в воронку, предварительно размешав песок.

Наблюдайте за водой, которая вытекает из воронки.

— Что произошло? Сделайте вывод.

— Такая очистка воды называется фильтрованием.

Д: Дети заканчивают опыт.

Уч: — Какая группа готова представить свои результаты?

Д: Выступления групп.

Мы пропустили солёную воду через фильтр. На фильтре соли не осталось. Вода на вкус по-прежнему солёная. Фильтр не смог очистить воду от соли.

Мы пропустили сладкую воду через фильтр. На фильтре сахара не осталось. Вода на вкус сладкая. Фильтр не смог очистить воду от сахара .

Мы пропустили содержимое нашего стакана через фильтр. Вода прошла через фильтр, а песок нет, он остался на стенках фильтра . С помощью фильтра можно очистить воду от песка.

Мы пропустили воду и глину через фильтр. Вода прошла через фильтр, а глина осталась на фильтре. С помощью фильтра можно очистить воду от частиц глины.

Фильтрование — очистка воды от нерастворимых примесей.

— Родниковая вода проходит сквозь толстый слой песка и очищается.

Уч: — К какому общему выводу мы пришли, проделав опыты?

— О каком свойстве воды вы узнали из опытов?

Не все вещества растворяются в воде

Уч: — Давайте подтвердим наши выводы чтением текста учебника.

Д: Читают текст на стр. 87.

Беседа об охране воды.

Вода – прекрасный растворитель.

Проделывая опыты, вы увидели, что одни вещества очень быстро растворяются в воде, другие плохо. Но ученые считают, что вода в состоянии растворять даже стекло. Но этот процесс происходит очень-очень медленно.

-У меня в руках стакан воды. Можно ли утверждать, что вода в нем абсолютно чистая.

— Прочитайте рассказ в хрестоматии «Вода — растворитель» (с. 46). Ответьте на вопрос: «Почему ученым пока не удалось получить абсолютно чистую воду?».

— Какой же вывод сделаем? Основная мысль статьи? (абсолютно чистой воды в природе нет)

— Но не забывайте, что вода в океанах и морях солёная. А людям необходима пресная вода, её на Земле не так много. Но почему же люди её не берегут? Можно много говорить на эту тему, но лучше один раз увидеть.

Учеными-исследователями было доказано, что вода впитывает в себя негативные и положительные эмоции живущих на Земле людей. Пусть ваши мысли и слова будут хорошими! И тогда вода будет вам только верным другом и трудолюбивым помощником! Берегите воду! Цените её и уважайте! Вода – это настоящая и будущая жизнь на Земле!

Уч: — Какую цель мы поставили в начале урока?

— К какому выводу мы пришли?

— Как вы считаете, мы достигли поставленной цели?

Д: Да, мы действительно достигли поставленной цели, определили, что вода может быть растворителем для некоторых веществ, но всё же не все вещества вода растворяет. Ещё мы узнали, что абсолютно чистой воды нет.

Очень важно помнить, что вода может растворять не только полезные для человека вещества, но и вредные. Поэтому в народе есть такая пословица « Не каждая водица для питья годиться »

— Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке?

— Почему необходимо беречь и охранять воду?

— Пригодятся ли вам полученные знания в дальнейшем?

— Оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, выберите зелёный цвет сигнальной карточки, если вы были внимательными – жёлтый цвет, если вы были любознательными – красный

— Смотрите, какое разноцветие сегодня в классе. Вы, действительно, сегодня были активными, внимательными, любознательными. Молодцы! Вы получили за урок отличные оценки.

Домашнее задание (разноуровневое)

Водяной пар- это _____

Температура, при которой образуется иней ______

Температура, при которой образуется пар_______

На высоте 10-12 км образуются … облака

На высоте 1-2 км образуются …… облака

Чтобы проверить, сохраняет ли вода свою форму, надо…

А) Подогреть воду и наблюдать, что будет с ней происходить

Б) Переливать воду в сосуды, у которых разная форма.

В) Сжимать сосуд, полностью заполненный водой.

1. В какой строке перечислены свойства воды?

А) Без запаха, без цвета, прозрачная, текучая.

Б) Летучая, невидимая, прозрачная

В) Белая, без вкуса, хрупкая

2. Как называется процесс превращения воды в водяной пар?

3. В каком состоянии находится вода в тумане?

В) В газообразном…

4.Каких облаков не бывает?

1.Подготовить выступление на тему «Вода – растворитель»

2.Ответить на вопросы учебника на стр.87

3.- Как люди используют свойство воды растворять некоторые вещества?

4.Подготовьте дома небольшой рассказ (устный или письменный) о значении воды в природе

(Обведите номера выбранного домашнего задания)

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Курс повышения квалификации

Интерактивные технологии в обучении и воспитании

Номер материала: ДБ-1232269

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В Госдуму внесли проект о горячем питании для учеников средних классов

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В Тульской области вводят школьные каникулы c 25 октября по 7 ноября

Время чтения: 1 минута

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

Самым возрастным участником ЕГЭ в 2021 году стал 72-летний учитель математики

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью