Капля за каплей вода не спеша

Капля за каплей вода не спеша

Капля за каплей

Читал я или слышал. Может быть, слышал, может быть, в Крыму, ранним утром у моря. Было тихо, шуршала волна.

. и далеко-далеко от этих скал, от узкой полоски пляжа и еще дальше от времени, в котором я слушаю,- иной берег, иная волна. И голые ребятишки, дети рабов, собирают цветную гальку. А старики, уже непригодные ни для какой работы, неторопливо рассматривают каждый камешек. Цвет, форму, оттенок. И кладут в кучу, отвечающую цвету, форме и оттенку.

Потом рабы-художники создадут из этих камешков мозаики, которым не страшны века. Сказочные древне-греческие мозаики, и поныне радостно вспыхивающие веселыми красками, как только их омоет вода.

Но мне не успеть сложить свою мозаику. Само время мое рвется на куски, рассыпая кое-как склеенные сцены то ли жизни богов, то ли мифов моих.

— Поедем в Крым, сынок.

У отца синие глаза и по два красных ромба в каждой петлице. И два ордена боевого Краевого Знамени. И двойная кавалерийская портупея: к ней полагается цеплять саблю, но отец саблю не носит. Он не расстается с офицерским наганом-самовзводом в потертой кобуре. Кобура старше портупеи: отец меняет портупеи, но первую в своей военной жизни кобуру не меняет никогда. Не из суеверия: просто он знает, .сколько секунд ему надо, чтобы револьвер оказался в руке.

-Тебе же предлагают санаторий.

Это мама. Они с отцом поделили строгость и нежность, и маме досталась строгость, И темные мучительные глаза: я не боюсь ее взгляда — я мучаюсь от стыда, если что-то натворил.

— Надо ходить и смотреть,- улыбается отец.

-Почему же обязательно в Крым?

— Там есть на что смотреть, не уставая.

— Но там нет хлеба.

— Там люди.- Отец почему-то вздыхает. — Очень добрые люди.

Я знаю, что такое хлеб. Это — великое знание: оно приходит тогда, когда уходит хлеб. Когда его делят поровну в школе и не поровну дома. Нет, мы не голодаем, но мама делит хлеб не поровну, и больший кусок вот уже который год достается мне.

Я хорошо знаю, что такое хлеб: это жизнь. Я знаю, что его нельзя есть на улице, потому что за него могут убить. Мне хорошо известно, как молчат голодающие, как они при этом смотрят и сколько крика в их застывших глазах. Они не закрыты даже у мертвых, и оставшийся в их глазах крик — это на всю вашу жизнь. Я это видел зимой тридцать второго. А ведь мне сейчас всего десять лет: что же я увижу еще.

Может быть, именно этого и боится мама: что я еще увижу? О голоде не говорят и не пишут — голод кричит о себе сам. Он волнами идет с юга, и мама очень не хочет, чтобы мы ехали в Крым.

А отец хочет. Он закончил там свой поход по гражданской войне и получил второй орден. И я понимаю, почему его так тянет в неизвестный мне Крым к невиданному мною морю.

— Мы пройдем пешком от Байдар до Алушты, сынок.

Мы пройдем: ведь мама непременно согласится. Голубые глаза отца сильнее всех ее страхов.

Первое, что я постигаю в Крыму,- это что значит «жрать». Громко чавкая, заглатывая куски, всхлипывая, всасывать в себя все, что норовит проскочить мимо рта. И при этом сопеть, всхлипывать, стонать.

Жрет наш хозяин. Жрет все подряд: арбуз, коньяк, груши, яблоки. Отец медленно пьет золотистое вино и, кажется, совсем не слышит оглушительного чавканья и сопения.

— Если бы Федор опоздал с ударом, тебя бы смяли. Помнишь, как шли офицеры? Плечом к плечу, плечом к плечу.

Кажется, отец говорит это слово, отвечая себе самому.

А я объедаюсь виноградом: я ведь никогда его не пробовал. И очень хочу запомнить вкус, чтобы рассказать в классе. Нет, я постараюсь запомнить вкус винограда не для разговоров. Почему у голодных детей такие большие глаза? Они вырастают, когда все остальное съеживается. Руки, ноги, лица. Щеки — скобки внутрь, и редкие, жалкие волосики девочек: от голода растут только глаза.

А я лопаю виноград на веранде дома в огромном саду под Симферополем. Два дня и три ночи мы ехали сюда в полупустом вагоне: на юг еще мало кто ездит. Юга привычно боятся. Но мы едем непросто в пассажирском: мы едем по литеру первого класса. Три раза в день нам полагается сладкий чай и по два куска хлеба со свиным жиром. Это очень вкусно. Очень.

— Оживают тут помаленьку, товарищ командир.

Отец любит поговорить и легко завязывает разговор даже с незнакомым человеком. А проводник сидит у нас в купе не меньше, чем в своем.

— То, что кошек, собак, ворон ели, то и в войну случалось. А вот чтоб трупы — того прежде не случалось, товарищ командир. Это уж вы не серчайте, это я не по слухам говорю: только помрет — еще теплого порубят, если силы остались, а нет — так целого в котел. Головой вниз: мозги наваристее.

Они разговаривают много, а я гляжу в окно, и в памяти остаются только осколки их разговоров. Осколки вонзаются в мозг осколками — это я успеваю сообразить позднее. Вонзаются и застревают.

— Оживают тут помаленьку, товарищ командир.

В Симферополе нас встречает старый сослуживец отца с одним ромбом и одним орденом. И вот мы в его доме. Я ем виноград и стараюсь запомнить вкус, а старшие вспоминают прошлое, и вкус этого прошлого — горьковатый.

— Мурзова знал? Когда Сиваш форсировали, судорога, что ли, его скрючила. Холодно было, а вода — по грудь, и упал он. Задергался и упал. И за меня цепляется. Ну, оторвал я его от себя, конечно, даже вроде стукнул. Осуждаешь?

— До сих пор цепляется, веришь? До сих пор.

— Все они за нас цепляются.

— А почему? Бога ведь нет. Мистика!

А я ем виноград, и сок течет до локтей. И очень хочу запомнить вкус. Очень, очень, очень.

Входят полная смуглая женщина и девочка в бантах. Виноградины застревают у меня в горле,

Отец встает, большими пальцами привычно перегоняя складки гимнастерки за спину.

— Та то же жинка моя, жинка! — Хозяин тянет отца за руку, усаживая на место.- Ступай отсюдова. Чаю хочу.

— Сейчас. Я сейчас.

Женщина уходит, оставляя девочку в бантах.

Что умирает раньше — тело или душа? Говорят, что душа бессмертна, но если она теряет свое «я», свои память, стыд, боль, совесть — она мертва, ибо уже абстрактна. Тогда она всего лишь бессмертный сосуд, каждый раз с новым рождением наполняемый новым вином. Так что же истекает раньше — моя кровь или мое вино? Что сочится по каплям слов.

— Особняк наш в саду Христофорова. Бывшего буржуя.

— Конечно, так положено. А разве у вас нет особняка?

Хорошенькая девочка чуть старше меня идет рядом. Я вижу ее, хотя стараюсь не смотреть: дочь фронтового приятеля отца. Нас отправили гулять, когда женщина ушла за чаем и девочка осталась одна. Но я не хочу гулять вдвоем с девочкой, потому что все девочки стали казаться мне прекрасными и я утратил свободу. Я глупею в их присутствии и спешу соглашаться.

У нас нет особняка, нет сада, нет ящиков с вином и фруктами, которые я видел на веранде. Мы живем в двухкомнатной квартире с печным отоплением, и я до школы обязан принести три охапки дров. По-моему, у нас роскошное жилье, потому что до этого мы ездили по всей стране и жили, где придется. В бараках, вагонах, землянках, палатках. И у нас нет ничего, кроме книг и маминого чемодана: все остальное нам выдают. Столы, стулья, посуду, ложки и вилки, одеяла и простыни. Отец всегда говорит, что это замечательная система, что нас отлично снабжают, и поэтому мы таскаем из гарнизона в гарнизон только ящики с книгами да мамины вещи.

Я упрямо смотрю в землю, и тон у меня земляной. Тяжелый и неприветливый, потому что я говорю через силу.

— Неправда, это мы не буржуи, мы из батраков! — с торжеством говорит девочка. — А вы как раз-то и есть настоящие буржуи, папа говорил.

Источник

Семейный экологический проект «Капля за каплей — спасешь океан»

Наталья Шунькова
Семейный экологический проект «Капля за каплей — спасешь океан»

Автор: Шуньков Александр Владимирович.

Руководитель работы: мама Шунькова Наталья Викторовна,воспитатель МДОАУ № 10 «Казачок», г. Новокубанска.

Участники проекта: папа Шуньков В. А., сестра Яна.

Пресной воды в мире всего 3 %. Эти запасы истощаются, и пригодной для жизни человека воды становится всё меньше и меньше. Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязненной воды страдает все живое, она вредна для жизни человека. Поэтому воду – наше главное богатство — надо беречь! А как можно научиться бережно расходовать питьевую воду?Поэтому мы выбрали тему исследования: «Почему и как надо беречь питьевую воду».

Воспитание экологического мировоззрения и формирование бережного отношения к воде как драгоценному дару природы и жизненно важному ресурсу для человека.

Узнать о запасах пресной воды.

Выяснить, где мы теряем воду или нерационально её расходуем.

Определить, как устранить потери воды.

Познакомиться со свойствами воды.

Вопросы проекта:

Как вода попадает в кран и куда потом девается?

Что такое круговорот воды в природе? Почему так говорят?

Для чего человеку нужна вода?

если каждый человек будет беречь воду, то потери пресной воды сократятся.

Объект исследования: пресная вода.

Предмет исследования: способы сбережения пресной воды.

Приблизительная продолжительность проекта: 1 месяц

1. Педагогика сотрудничества.

2. Технология исследовательской деятельности.

3. Проектная технология.

компьютер, фотоаппарат, бытовые приборы для наблюдения за состоянием воды.

объяснительно-иллюстративный с элементами диалога,

поиск информации в Интернете,

Вода — бесцветная жидкость, не имеющая ни вкуса, ни запаха, активный растворитель. Во время выполнения проектной работы ребенок знакомится с физическими свойствами воды; узнаёт, откуда берется вода в кране; учится экономить и беречь ее. У ребенка развивается наблюдательность, творческие способности, воспитывается бережное отношение к воде. Целью разработки стало обучение, но не механическое запоминание и воспроизведение ребенком изученного материала, а понимание, осмысление, умение объяснить свою позицию и видение гармонии природы с чистотой водного пространства. Научив ребенка просто закрывать за собой кран, не донеся до него смысла такой необходимости, не раскрыв всей проблемы, можно воспитать аккуратного, но бессердечного человека. Наша работа, в основном,проводилась в естественных условиях: на природе, дома. Почему же была выбрана именно эта тема? Просто потому,что ребенка давно интересовал вопрос: «Откуда берется вода у нас в кране? И куда она выливается?».

Меня зовут Саша. Мне очень нравится рассматривать глобус – уменьшенную копию нашей планеты Земля. Если быстро раскрутить глобус, то он кажется одноцветным — голубым. И всё потому, что этой краски на нём больше, чем жёлтой, белой, зелёной, коричневой.

Голубой краской изображена на глобусе вода — все моря и океаны нашей планеты. Они занимают в два раза больше места, чем суша. Я вот иногда думаю, почему нашу планету называют Земля, если большую часть занимает Вода? И почему взрослые говорят, что воду нужно беречь, что её не хватает всем жителям нашей Земли?

Папа в ответ на мой вопрос наполнил трёхлитровую банку водой, а рядом поставил стакан, наполовину заполненный водой.

«Вот смотри,- сказал мне папа. — Представь, что банка, наполненная водой — это вся вода на нашей планете Земля, вода в стакане — это запасы пресной воды».

Оказывается, несмотря на то, что воды на нашей планете много, для питья пригодна только малая её часть

Моя старшая сестра Яна быстро нашла информацию в Интернете о том, сколько же воды на земле. Воды на Земле одновременно и много, и мало. Ее много в океанах и морях, но морская соленая вода непригодна для питья, а также для многих технических производств и сельского хозяйства. Ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения. Для питья и приготовления пищи пригодна только пресная вода.Она же используется для хозяйственных нужд: полива растений, мытья посуды, машин, помещений, для умывания, ухода за животными. Вода нужна всему живому на Земле!

Просматривая с сестрой информацию из интернета о воде, вся наша семья узнала,что:

97 % воды на планете – это солёные воды морей и океанов

2 % воды — это льды

1 % воды – это пресная вода

3 % – пригодны для человека

Запасы пресной воды распределены так:

3 % — запасы пресной воды на Земле

69-75 % — Арктика, Антарктика, Гренландия, горные ледники, айсберги

24-30 % — грунтовые воды

0,5 % — атмосферная влага

0,5 % — поверхностные воды

А как же вода из рек и озёр попадает к нам в дом? Куда она девается потом? Изучая информацию дальше, мы выяснили, что вода попадает в кран из скважины или реки.Только в кран она попадает не сразу: те капельки, которыми мы умываем руки, проделали большой путь. Сначала из реки или из скважины человек направил воду в трубы, затем она попадает на очистную станцию, где воду очищают, и только после этого она приходит к нам в дом. Для того чтобы чистая вода побежала из нашего крана,пришлось потрудиться многим людям: одни на заводе делали трубы, другие помогли воде попасть в трубы, т. е. построили водопровод, третьи очищали воду, четвёртые – проводят монтаж кранов. А мне раньше казалось, что вода сама течёт из крана и её очень много, зачем её экономить, пусть себе льётся! Но теперь я знаю, что вода течёт в кран из реки, и если все люди будут оставлять краны открытыми, то высохнут реки, исчезнут озёра. Если закончатся запасы пресной воды – закончится жизнь.

Вода в нашем доме.

Мама предложила мне понаблюдать, как мы пользуемся водой. Оказалось,неразумно: чистим зубы — открыт кран, и вода струёй течёт в канализацию. Забываем закрыть кран. Моем посуду, держа кран открытым. Не всегда плотно закрываем кран, и вода потихоньку капает. Я всегда открываю кран полностью, когда хочу помыть руки, и вода из крана бьёт сильной струёй. Сколько драгоценной воды расходуется зря! Кухонный кран. Вода используется для приготовления пищи, мытья посуды, мытья рук, полива цветов.

Душ и кран для ванны. Вода используется для купания членов семьи.

Кран для гигиенических процедур. Вода используется для умывания и чистки зубов, мытья рук в течение дня.

Сливной бочок унитаза. Вода используется для смыва органических отходов жизнедеятельности человека

Стиральная машина. Вода используется для стирки и полоскания белья

Вода в кране для гигиенических процедур

Мы с мамой и сестрой Яной решили подсчитать, какой объём горячей воды используется для умывания и чистки зубов утром и вечером.

папа – 2,5 минуты

мама – 3,5 минуты

сестра – 3 минуты

Оказалось, расход воды получается далеко не маленький. Соответственно, каждый член семьи использует его 2 раза в день.У каждого из нас на данную процедуру уходит:

При расходе 8,2 литров воды в минуту для умывания и чистки зубов за неделю наша семья расходуется следующее количество горячей воды:

2 раза в день 7 дней (2,5 мин + 2,5 мин + 3,5 мин + 3 мин) 8,2 л/мин = 1320,2 литра

Прибавим к этому количеству примерно 6 литров в день (данная вода расходуется на периодическое мытье рук и другие недолговременные включения крана, ее количество не одинаково и точному просчету не подлежит).

Получаем расход горячей воды из данного источника:

1320,2 литра + 6 литров 7 дней = 1362,2 литра.

Мы посчитали, сколько денег платит наша семья за воду за один только месяц, потом умножили на 12 месяцев – получили сумму за год. Оказалось – много мы тратим денег. Поэтому решили провести эксперимент. Записали показания водомера. Два дня пользовались водой, как и раньше. Отметили новые показания счётчика. А потом два дня старались беречь воду. И снова посмотрели показания водомера. Оказалось, что за два дня можно экономить один кубометр воды! Значит, разумно пользуясь водой, мы не только бережём её, но и экономим деньги.

Исходя из небольших подсчетов, мы убедились, что много воды в доме вытекает зря, без пользы.

На семейном совете решили, что будем экономней и бережней относиться к воде.

Но что же для этого необходимо? А всего лишь, к примеру, нужно прикрутить кран и сделать струю воды поменьше, когда необходимо помыть руки. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше. И чистить зубы можно так, чтобы не расходовать напрасно воду. Для этого не нужно оставлять кран открытым, пока чистишь зубы и полощешь рот. Просто взять и налить воду в стаканчик, а закрыть кран. Полоскать рот из стаканчика очень удобно. А сколько воды ты сбережешь! Если вода течет из-за неисправности крана или колонки, надо сразу же сообщить взрослым. Не мусорить на берегах рек, не мыть в них машины.

А вот еще несколько рекомендаций по экономному использованию воды от моего папы:

При использовании воды снизить напор с максимального на умеренный или минимальный (в зависимости от потребностей);

Заменить купание в ванной принятием душа или по возможность снизить количество купаний в ванной;

Выключать воду во время намыливания при купании;

Закрывать кран во время намыливания грязной посуды, используя воду только для ополаскивания или мыть грязную посуду в раковине используя заглушку;

Своевременно менять или чинить пришедшие в негодность краны, трубы, сантехнику;

По возможности заменить сливной бачок на унитазе на более современный с двухрежимной кнопкой слива (в зависимости от потребностей можно слить как весь объем воды, так и половину объема воды в бачке);

Сократить количество стирок, посредством исключения работы стиральной машины с неполным барабаном.

Пока мы с папой и мамой занимались подсчетами экономии воды,старшая сестра Яна нашла в интернете несколько интересных фактов о воде: Вода – самое простое и привычное вещество на

планете. Но в то же время вода таит в себе множество загадок. Ее до сих пор продолжают исследовать ученые, находя все больше интересных данных о воде.

Факт первый: самая чистая вода в Финляндии.

В исследовании свежей природной воды принимало участие 122 страны. И самые чистые озёра и водоёмы оказались в Финляндии.

Факт второй: лед быстрее получить из горячей воды.

Какая вода быстрее превратится в лед: горячая или холодная? Если рассуждать логически, то, конечно, холодная. Ведь горячей нужно сначала остыть, а потом уже замерзнуть, а вот холодной остывать не нужно. Однако опыты показывают, что в лед быстрее превращается именно горячая вода.

Факт третий: сверхохлаждение воды. Таким свойством обладает очень чистая вода – без примесей. Даже при охлаждении ниже точки замерзания такая вода остается жидкой. Но и в том, и в другом случае существуют температуры, при которых вода станет льдом или закипит.

Факт четвертый: у воды более 3 состояний. Из приведенных опытов мы узнали,что у воды есть 3 состояния: жидкое, твердое и газообразное. Однако ученые выделяют 5 различных состояний воды в жидком виде и 14 состояний в замерзшем виде.

Факт пятый: вода как стекло. Что будет, если взять замерзшую чистую воду и продолжить охлаждение? С водой произойдут чудесные превращения. Она превращается в «стеклянную» воду. «Стеклянная» вода – это твердое вещество, в котором отсутствует кристаллическая структура, как в стекле.

Факт шестой: основа жизни – это вода.

Вода – основа жизни. Все живые животные и растительные существа состоят из воды.

Факт седьмой: вода – переносчик болезней.

Вода не только дарит жизнь, но может и отнимать ее. Большинство всех заболеваний в мире передается с помощью воды. Ежегодно 25 млн. человек умирает от этих заболеваний.

А ещё один вопрос,на который я хотел получить ответ: что такое круговорот воды в природе? Совсем недавно посмотрел мультфильм «Лунтик и его друзья», в котором упоминалось об этом явлении.

Что же такое круговорот воды в природе?

Мама предложила мне нарисовать вместе с ней это явление карандашами, попутно объясняя, как происходит круговорот воды в природе. Вот что у нас получилось.

А еще мы нашли очень интересное стихотворение об этом явлении.

Вода появляется из ручейка,

Ручьи по пути собирает река,

Река полноводно бежит на просторе,

Пока,наконец, не вливается в море.

Моря пополняют запас океана:

Сгущается влага над ним как сметана,

Она поднимается выше.

Пока Не превращается в облака.

А облака, пролетая над нами,

Дождем проливаются, сыплют снегами.

Снега превратятся весной в ручейки,

Ручьи побегут до ближайшей реки.

Все это и зовут в народе:

КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ

Наконец-то я понял, что происходит с водой в природе и для чего она нам нужна!

Итак, работая над проектом, мы познакомились со свойствами воды, провели несколько опытов. Расширили свои знания о воде,узнали много нового: Что такое круговорот воды в природе? Какими свойствами обладает такая привычная для человека вода? Сколько же пресной воды на Земле? Где же мы теряем воду и как можно экономно расходовать этот важный природный ресурс?Я и вся моя семья теперь твердо знаем правила бережного отношения к воде: не оставлять краны открытыми; следить за исправностью кранов; регулировать силу струи воды; мыть посуду в чашке, используя минимум моющего средства. выключать воду, пока чистим зубы; уменьшать напор, когда моем посуду; в унитазе снизить уровень заполнения; мыть посуду в чашке. На семейном совете решили все эти правила соблюдать!

Опыт первый. Три состояния воды

Опыт второй. Вода растворяет некоторые предметы, продукты (соль, сахар).

Опыт третий. Для чего мы используем воду.

Опыт четвертый. Вода не имеет формы, она принимает форму сосуда, в котором находится.

Опыт пятый. Вода – источник жизни

1.Источник: http://fishki.net/1256802-15-interesnyh-faktov-o-vode.html © Fishki.net

2. Н. А. Рыжова. Наш дом – природа. Волшебная вода. Москва, 1997

3. Алексеева Е. Н. Экология – здоровье //Дошкольное воспитание. – 2000. – № 7. – С. 15-20.

Семейный экологический проект «Упаковка» Конкурс «Семейные экологические проекты» тема: «Упаковка» Работу выполнили: П. Ваня, старшая группа, МБДОУ № 12 «Октябренок» г. Примосрко.

Семейный экологический досуг для детей младшей группы «А у нас во дворе» Цель: укреплять взаимоотношение между: родитель — ребенок — воспитатель, вовлекая родителей в педпроцесс, создавая положительное эмоциональное.

Семейный экологический исследовательский проект «Вода — источник жизни на Земле» Вид проекта: исследовательский Продолжительность проекта: среднесрочный проект (3недели). Объект исследования: вода. Возраст: Старшая и.

Семейный экологический проект «Вторая жизнь упаковки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №6 Семейный экологический проект «Вторая.

Семейный экологический проект «А у нас во дворе…» учреждение детский сад общеразвивающего вида № 48 Семейный экологический проект «А у нас во дворе» Подготовил Колодченко Савелий Колодченко.

Семейный экологический проект «Я исследователь» Творческий проект «Я исследователь» На тему: Автор проекта: Воспитанник МАДОУ №48 г. Армавира Егизаров Александр Руководитель: Воспитатель.

Семейный экологический проект «Я-исследователь» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида № 48 Семейный экологический проект.

Семейный экологический проект «Пищевые запасы в доме» Масштаб Проект кратковременный : 1-3 апреля 2014 год Обоснование проблемы Правильное хранение пищевых продуктов позволяет сберечь их пищевую.

Семейный экологический проект «Вторая жизнь упаковки» Оглавление. 1. Введение 2. Основная часть 2.2 История. 3. Практический этап 4. Заключение 5. Практическая значимость проекта 6. Список.

Семейный экологический проект для детей 4–5 лет «Осень. Экскурсия по лесным дорожкам» Совместный экологический проект с семьей для детей среднего возраста 4-5 лет. Тема: «Осень. Экскурсия по лесным дорожкам». Авторы проекта:.

Источник

Читайте также:  Вазелиновая вода от запора
Оцените статью