- Техника Эбру — как рисовать на воде
- Что такое Эбру и особенности такого рисования
- Материалы и приспособления для рисования
- Краски
- Загуститель
- Посуда
- Кисти
- Гребни
- Шило
- Бумага
- Техника рисования на воде
- Создание фона
- Создание основного рисунка
- Перенос рисунка на бумагу
- Примеры картин в технике Эбру
- Заключение
- Знакомимся с эбру. Турецкое искусство рисования на «воде» и его разновидности
Техника Эбру — как рисовать на воде
Техника Эбру: как рисовать по воде? В новой статье подробно рассказываю о нетрадиционной технике рисования на воде под названием Эбру. Как правильно рисовать и какие краски нужны, читайте ниже.
Вместо холста — вода. Что это такое – эбру, и как научиться писать картины на воде? Создать уникальное и неповторимое, свое изображение, узор, сюжет — об этом мечтают многие художники. И если холст вы уже покорили, пора пробовать новые поверхности, например, воду!
Эта древняя техника живописи рисования на воде имеет много особенностей – от материалов, которые необходимы, до технологии создания рисунка. Давайте вместе разбираться, что это такое, и можно ли заниматься рисованием в технике эбру дома, самостоятельно.
Что такое Эбру и особенности такого рисования
Как я уже говорила выше, эбру – это техника рисования красками по воде. Но, как и в любом интересном направлении в живописи, все не так просто. Вода должна быть подготовленная специальным способом, с добавлением нужных компонентов, чтобы все получилось.
Краски же, которыми рисуют в этой технике, тоже не совсем обычные: в их основе должны быть натуральные компоненты. Все это вместе поможет вам создать необычные и красивые рисунки, которые будут отличаться своей оригинальностью – ведь их практически никогда нельзя повторить точь-в-точь.
Хочется также добавить, что рисование в этой технике эбру, понравится, как детям, так и взрослым. Дети будут рады поделать что-то необычное с красками своими руками, а взрослые будут заворожены новым и необычным результатом работы.
Рисование в технике эбру возникло в XII веке на востоке, и пришло к нам из Японии. Приближенные к императорскому двору, монахи делали украшения на рисовой бумаге, на которых были изображены очень красивые сюжеты, которые создавались в похожей на эбру технике.
Со временем, с течением веков, эта техника развивалась и трансформировалась, ей начали интересоваться в других странах, перенимать что-то свое. Так, например, в Турции, помимо абстрактных рисунков в технике эбру, мастера рисовали и другие картины, с более сложными сюжетами.
Сама технология состоит в том, чтобы использовать воду вместо обычного листа бумаги. Но на практике, это не обычная водопроводная вода, а вода, разбавленная экстрактом гевеи. Это нужно для того, чтобы вода стала гуще и лучше держала краску.
Сами же краски должны иметь натуральный состав – бычью желчь и минералы. Это должны быть жидкие, не растворимые водой краски, которые покроют поверхность воды пленкой. На густой воде жидкие чернила краски очень хорошо будут распределяться по всей поверхности, что даст возможность перенести изображение на бумагу или другие материалы, например, ткань или дерево.
Материалы и приспособления для рисования
Как я уже говорила, материалы для этой техники рисования нужны разные. Помимо красок и специального состава для воды, вам понадобятся также гребни, шило, специальная бумага и посуда. Давайте рассмотрим весь инвентарь по порядку.
Краски
Как уже упоминалось выше, краска должна иметь в составе натуральный пигмент и бычью желчь. Из марок это могут быть такие краски, как Artdeco, Amazing Color, Ebru-Profi, Integra Art, Ebrusso.
Перед тем, как приступить к рисованию, разлейте каждый цвет краски по отдельным емкостям – так будет удобнее использовать всю палитру. Перед началом работы взболтайте краску, чтобы осевшие компоненты перемешались с остальными. Затем, с помощью пипетки или шила наносите краску на воду.
Загуститель
Чтобы рисунки в технике эбру получились, краска в воде не должна растворяться, или опускаться на дно. Чтобы сама вода стала густой и держала краску, нужен специальный загуститель, который сделает ее такой.
Их можно приготовить сами, или купить уже готовые в магазине.
Также, нужно следить, чтобы в воде не было пузырьков воздуха. Кстати, загуститель можно сделать дома, самим – нужно развести крахмал или муку до состояния жидкого клейстера.
Посуда
Вам понадобится емкость для воды, в который собственно и будет создаваться рисунок. Чем больше будет эта емкость, тем больше масштаб рисунка вы сможете осуществить. Берите тарелку или чашу с невысокими бортиками, чтобы было удобнее наносить рисунок.
Кроме тары для воды, вам понадобятся стаканчики/тарелки для краски.
Кисти
Рисование в технике эбру предполагает кисти с твердым ворсом – конским или щетину. Кисточек необходимо столько, сколько будет цветов краски – это нужно для того, чтобы цвета краски не перемешивались между собой.
Сами кисти окунать в воду не нужно, по технике нанесения – краски нужно только сбрызгивать с кисточки на воду, создавая уникальные узоры и роспись на воде.
Гребни
Как рисовать на воде, чтобы получить красивую роспись? Для этого нужно использовать специальные гребни. Они выглядят как декоративные гребни для волос, а некоторые напоминают плоскую расческу. К основанию прикреплены иглы, которыми можно рисовать в любом направлении, создавая красивые узоры.
В зависимости от формы гребня, можно получить различные эффекты в рисунке
Шило
Помимо гребня и кисточек, для рисования в технике эбру, используют еще и шило. С его помощью можно создавать более маленькие узоры, детально прорисовывая каждую часть картины. Обычно, после каждого цвета краски, кончик шила протирают тряпочкой, чтобы как в случае с кистями, цвета не перемешивались.
Выбирайте шило разной толщины для создания различных эффектов
Бумага
Хоть мы и рисуем по воде, бумага в этой технике нам тоже понадобится. Чтобы зафиксировать результат, сохранить его, нужна бумага, на которую будет перенесен рисунок с поверхности воды.
Выбирайте простую, не слишком плотную бумагу, чтобы отпечатать рисунок.
Есть несколько особенностей по подбору бумаги для эбру:
- Она должна быть соразмерна емкости с водой, в которой выполняется рисунок.
- У бумаги должна быть хорошая впитываемость краски.
- Также она не должна размокнуть или деформироваться от воды.
- Иметь хорошую форму и легко восстанавливаться после сушки под прессом.
- По плотности выбирайте бумагу где-то 120 г/м2, чуть плотнее, чем офисную бумагу для принтера.
Все эти материалы можно приобрести как отдельно, так и в готовом наборе в специальных магазинах с товарами для хобби.
А сейчас давайте посмотрим, как создавать рисунки в технике эбру в домашних условиях.
Техника рисования на воде
Создание фона
Также, как и при создании картины на холсте, при рисовании эбру, на воде нужно создать фон – основную цветовую расцветку будущей картины. Такой фон нужен еще и для того, чтобы сдерживать краски, которые будут наноситься на воду потом. Первые несколько капель краски растворятся в воде, зато потом краска будет оставаться на поверхности, и вы добьётесь желаемых эффектов.
Фоновое покрытие может быть, как однотонным, так и содержать несколько основных цветов, обычно используют не больше трех. Не старайтесь добавлять сразу большое количество краски – слой должен быть не сильно жирным, иначе возникнут сложности с переносом рисунка на бумагу.
Чтобы создать фоновое покрытие, возьмите немного краски на кисточку и сбрызните ей поверхность воды. Затем, добавляя нужные цвета, можно уже пройтись гребнем или шилом, чтобы создать уникальный и неповторимый рисунок.
Создание основного рисунка
Основной принцип работы в технике эбру сводится к нескольким этапам:
- созданию фонового «пятна»;
- дополнение деталями и другими цветами;
- перенос рисунка на бумагу.
При создании основного рисунка старайтесь идти от простого, к более сложному, не беритесь сразу за кропотливый и трудоемкий рисунок со множеством деталей.
Сначала наберите немного краски и опустите ее на поверхность с водой при помощи шила или кисти. У вас получится небольшой круг или овал, в зависимости от того, как распределится краска по воде.
Далее, добавьте еще краски в центр предыдущего слоя, но уже другого цвета. Затем гребнем или шилом начинайте выводить узор, как бы протягивая один цвет через другой.
Всегда вытирайте кончики инструментов перед новым цветом краски. Используйте шило разной толщины, гребни, с разными зубьями. Так у вас больше вероятность поэкспериментировать и создать что-то невероятно красивое и уникальное.
Перенос рисунка на бумагу
После того, как вы закончите свой рисунок, его с поверхности воды можно будет перенести на бумагу, чтобы сохранить и поставить в рамку.
Чтобы сделать это, вам понадобится лист бумаги, подходящий по размеру форме, в которой вы рисовали.
Приложите бумагу на рисунок буквально на 15 секунд, а затем аккуратно снимите его с поверхности. Когда изображение полностью высохнет, его можно положить под пресс, при необходимости выровнять лист, или сразу помести в раму.
Для рисунков в такой технике выбирайте простые и лаконичные рамы нейтрального оттенка – например из пластика или металла.
Примеры картин в технике Эбру
Сюжетом для картины в технике эбру могут стать цветы
Животные
Заключение
По незнанию, некоторые уверены, что этот вид живописи довольно дорогой и не оправдывает себя так, так традиционная живопись маслом или акварелью. И тем не менее, не так уж дорого вам обойдется это занятие: в среднем, загустители для эбру стоят от 300 до 600 рублей + краски — 200-300 рублей.
Ну а остальное, думаю, уже найдется в арсенале опытного художника!
В любом случае, новые техники помогают расширить свои творческие границы, научиться чему-то новому, или просто приятно провести время за медитативным процессом.
Источник
Знакомимся с эбру. Турецкое искусство рисования на «воде» и его разновидности
Эбру — это удивительное искусство! Оно требует ловкости, навыка, точности действий. Это совсем не синоним мраморирования, как многие думают. И это не просто хаотичные разводы на воде — это упорядоченные и точные действия художника. И чем выше квалификация, тем тоньше и детальнее рисунок, тем четче линии, силуэты, пятна.
Эбру в России воспринимается как медитация, как некий приятный процесс разбрызгивания красок, доступный любому и в любом возрасте. И отчасти это так и есть. Но лишь отчасти.
Как-то мой учитель в Стамбуле мне сказал — «В России нет Эбру, там есть мраморирование». И мне стало грустно, что мы, имея интерес к этому удивительному виду турецкого творчества, совершенно не вникаем в подробности. А ведь этому танцу красок на воде нужно учиться. Иначе это все равно, как поливать холст краской из ведра.
Аутентичное эбру — это перенос рисунка на бумагу. Натуральные краски, загустители, кисти с черенками из розовых стеблей и конского волоса. Это прекрасный и старинный ритуал общения с водой в терминах «вода устала, ей нужно отдохнуть». Эбру завораживает.
Говоря о точности рисунка я вполне буквальна. Эбру имеет классическое деление на типы и стили рисунков. И каждый имеет свою технологию и описание. Проходят выставки эбру в Турции. Художники тесно общаются. И это душевное сообщество!
Батал-эбру
Первым, базовым и моим любимым стилем исполнения рисунка является Батал-эбру. С него начинают обычно обучение мастерству, этот стиль используется и самостоятельно и в качестве фона для рисования цветов. Он может быть невероятно выразительным и ярким! Основной сложностью является равномерность распределения пятен краски по поверхности воды. Чтобы с одной стороны пятна были соразмерны друг-другу, а с другой — не выстраивались в жесткую симметрию, но хорошо читались при этом.
Вот несколько ярких и качественных примеров этого стиля (художник Fatih Yesil):
Шаль-эбру
Другим моим любимым стилем является шаль-эбру. Это очень красивый стиль, узор при котором напоминает перья райских птиц с невероятными переливами. Или крылья бабочек. Название вполне буквально. Узор напоминает анатолийские платки и отсюда имя «шаль» (художник Fatih Yesil):
Сочетание шаль-эбру с гребенчатым дает просто невозможную красоту!
Гребенчатое эбру
Создается, как следует из названия, с помощью специальных гребенок. Вариантов может быть просто невообразимое количество!
Даже эти фоновые работы очевидно точны в своем рисунке. Это не просто хаос пятен — это узор, ритм, это танец красок! Это действительно красиво и хочется повторить за мастером. Эбру требует навыка — это я сразу прочувствовала на собственной шкуре 🙂 Мое умение рисовать, конечно, помогло мне с точностью и пониманием жанра. Но, поверьте, даже попасть нужным количеством краски в нужное и определенное место на поверхности воды — задача ой какая хитрая 🙂 Важным оказывается все — от плотности раствора, до качества и способа разведения краски. От силы удара, до длины черенка и ворса кисточки.
Одно радует, даже обладая просто желанием попробовать — обретаешь дивную медитацию. Результат становится уже не так важен — настолько поглощает процесс 🙂
Разновидностей стилей и техник еще есть не мало. Но о них поговорим уже в следующих публикациях 🙂
Источник