- Картина «Хождение по водам», Айвазовский — описание
- Описание картины:
- Картины христа идущего по воде
- Хождение по водам
- Описание картины «Хождение по водам»
- Описание картины Айвазовского «Хождение по водам»
- LiveInternetLiveInternet
- —Рубрики
- —Поиск по дневнику
- —Подписка по e-mail
- —Интересы
- —Постоянные читатели
- —Сообщества
- —Статистика
- Айвазовский Иван Константинович «Хождение по водам»
- Хождение по водам — Александр Андреевич Иванов
Картина «Хождение по водам», Айвазовский — описание
- Автор:Иван Константинович Айвазовский
- Музей: Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург
- Год: 1888
Описание картины:
В основе картины лежит библейский сюжет, очень популярный у художников разных эпох. Во время бури апостолы плыли на лодке, а Христос шел им навстречу прямо по бурным волнам. Только апостол Петр отважился идти навстречу Христу и ступил на подвижную бездну, как на твердую сушу. Держала его на воде только вера, так как стоило Петру отвести глаза, как он стал тонуть.
На картине отражен как раз момент, когда Петр, вытянув руки, из всех сил стремится к Спасителю, веря в его всемогущество. Христос изображен сияющим, как самый яркий свет. Исходящее от него свечение просто ослепляет и оставляет на волнующемся море дорожку, как от света полной луны. Для сидящих в лодке фигура Христа — путеводный маяк веры во тьме неверия.
Мастерское изображение волн создает эффект присутствия зрителя, так как очень натуралистично передает движение неспокойной воды в море. Центр композиции — это, конечно же, сияющая и освещающая все вокруг фигура Христа, а лодка с людьми и бегущий по волнам апостол Петр — статисты в этой ключевой сцене из Библии.
Лица людей и их одежды не акцентированы, они выполнены довольно схематично, темными красками, специально, чтобы внимание смотрящего не переключалось, а было сконцентрировано на центральной фигуре Иисуса, идущего по водам.
Источник
Картины христа идущего по воде
История одного шедевра запись закреплена
«Хождение по водам», Михаил Врубель
1890г. Акварель, Тушь, Белила, Итальянский карандаш. Бумага на картоне. Размер: 59×65 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва. #Story_ruspainting
Эскиз стенной росписи. Сюжет картины основан на библейской истории об одном из чудесных деяний, совершённых Иисусом Христом.
Когда ученики Христа переправлялись на лодке на другую сторону Галилейского озера к Вифсаиде Галилейской, они увидели Иисуса, идущего по воде, подумали, что это призрак, и от страха закричали. Иисус Христос заговорил с ними: «успокойтесь, это Я, не бойтесь». Тогда апостол Петр воскликнул: «Господи! если это Ты, то повели мне прийти к Тебе по воде». Христос сказал: «иди». Петр вышел из лодки и пошёл по воде, но, испугавшись волн, усомнился, стал тонуть и закричал: «Господи! спаси меня». Христос протянул ему руку и сказал: «маловерный! зачем ты усомнился?». Когда Иисус вошёл в лодку, ветер утих, и ученики подошли, поклонились ему и сказали: «воистину Ты — Сын Божий».
В цветовой палитре картины преобладание различных синих оттенков. Врубель использовал технику импрессионистов — мелкие точечные мазки.
Источник
Хождение по водам
Описание картины «Хождение по водам»
Иван Константинович Айвазовский — гениальный художник-маринист, и именно с этой стороны он наиболее известен в мире. Однако в своем творчестве он не раз обращался и к другим источникам вдохновения. Из огромного, насчитывающего более шести тысяч произведений творческого наследия великого мастера немало картин посвящено религиозной тематике. К примеру, картина Айвазовского «Хождение по водам», основой для которой является сюжет из Нового завета, имеет несколько вариантов.
Религия была важной частью жизни глубоко верующего живописца, но даже при создании шедевров на библейские темы он не изменял своему основному призванию — мастерскому изображению водной стихии. Практически на каждом своем полотне он старался изобразить водную гладь или бушующие волны, если это было оправдано сюжетом. Зачастую им отводилась большая часть холста, даже если это не соответствовало названию произведения.
Описание картины Айвазовского «Хождение по водам»
В случае с этой работой великого художника, изображенные на полотне морские волны не являются сюжетным центром. Внимание зрителей моментально приковывает к себе фигура Христа, освещающая все вокруг. Ослепительное сияние яркими бликами ложится на водную поверхность, лица людей в лодке и фигуру апостола Петра, протягивающего руки к Спасителю. Движение волн, изображенное очень натуралистично, подчеркивает ошеломляющую реальность происходящего и создает эффект присутствия для зрителей. Живости добавляет также изображение стекающих с весел и одежды Петра потоков воды — один из часто встречающихся приемов на картинах мастера.
Фигура Христа, как смысловой и композиционный центр произведения, проработана Айвазовским наиболее тщательно. Лицо, руки, складки одежды, движения ног изображены максимально подробно. Кроме того, эта часть картины колористически наиболее динамична: автор использует широкую палитру оттенков. Фигуры остальных героев картины, несмотря на то, что они находятся на переднем плане, едва намечены, лица прорисованы без особых подробностей. Для их изображения живописец использовал темные тона. Все это является отражением творческого метода художника, суть которого — в стремлении показать главное, скрывая второстепенные подробности.
На картине Айвазовского «Хождение по водам» сюжетный центр сосредоточен на Христе, чудесным образом передвигающимся по волнам. Все остальное, изображенное на полотне, создано как дополнение, поддерживающее основную идею. Живописец придерживался метода, когда второстепенные персонажи и части произведения прорабатываются лишь до той степени, пока они способствуют поддержанию смыслового центра. Этот прием, освоенный Айвазовским еще в самом начале его творческого пути, в какой-то степени позволял художнику управлять вниманием зрителей, заставляя их следовать за своей собственной мыслью и идеей.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- Авиация (150)
- Астрономические явления (17)
- Атмосферные конвективные явления (13)
- Атмосферные оптические явления (30)
- Атмосферные электрические явления (14)
- Бабочки (20)
- ВАТИКАН (23)
- Владимир Джанибеков (8)
- Водолей (20)
- Вокруг Солнечной системы (80)
- Вопрос-Ответ (2364)
- Габсбурги (16)
- Гаремы (7)
- Далёкий космос (114)
- Дальние страны (1258)
- ДИНАСТИИ (39)
- Дорога — это жизнь (39)
- ДОСЬЕ (40)
- Животные (536)
- Загадки истории (445)
- ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (864)
- Замки и Дворцы (27)
- ЗАПОВЕДНИКИ (13)
- ЗДОРОВЬЕ (268)
- Земля (144)
- ЗЕРКАЛО (5)
- Искусство (715)
- Истории любви (186)
- ИСТОРИЯ (2448)
- История одного стихотворения (2035)
- История одной картины (1122)
- Книги для детей (256)
- Краса ветвей зависит от корней (30)
- КУЛЬТУРА (249)
- КУЛЬТУРНЫЙ КОД (53)
- Легенды и мифы (185)
- ЛИТЕРАТУРА (301)
- ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (203)
- ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
- ЛИЦА РАЗВЕДКИ (159)
- ЛЮДИ (571)
- Люди-легенды (120)
- МАЯКИ (9)
- Микеланджело Буонарроти (29)
- Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (33)
- МИКРОмир (16)
- Мода (54)
- Москва (75)
- Музеи (123)
- Наполеон Бонапарт (68)
- Насекомые (105)
- НАУКА (623)
- Облака (15)
- Оружие (23)
- ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (253)
- ПАРАЗИТЫ (23)
- Первые среди равных (197)
- ПЛАНЕТАРИЙ (81)
- Поэзия (764)
- Праздники (53)
- Притчи (34)
- Проза (478)
- Прошлое и настоящее Ташкента (203)
- Психология (81)
- Птицы (214)
- Растения (120)
- Рекорды (19)
- РОЗА ВЕТРОВ (22)
- Романовы (106)
- Россия (1238)
- Сады и парки (36)
- Самарканд — столица Тамерлана (22)
- Санкт-Петербург (113)
- Символы (165)
- Скульпторы (38)
- СЛОВАРЬ (77)
- Соборы и Мечети (65)
- СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
- Судьбы человеческие (1617)
- ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (370)
- Ташкент (18)
- Узбекистан (213)
- Фарфор (8)
- ФЕНОМЕН (167)
- ФИЛАТЕЛИЯ (195)
- Фотографии (521)
- ФОТОГРАФЫ и их фотографии (187)
- Фра Беато Анджелико (13)
- ХУДОЖНИКИ (804)
- ЦВЕТЫ (48)
- ЧАЙ (24)
- ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (44)
- ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (734)
- ЭВОЛЮЦИЯ (19)
- ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (290)
- ЭПОХА СССР (455)
- ЮСУПОВЫ (21)
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Айвазовский Иван Константинович «Хождение по водам»
Понедельник, 19 Августа 2019 г. 18:08 + в цитатник
Айвазовский Иван Константинович
Хождение по водам — Айвазовский. 1888. Бумага, масло. 70 х 50 см. Музей: Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург
В основе картины лежит библейский сюжет, очень популярный у художников разных эпох. Во время бури апостолы плыли на лодке, а Христос шел им навстречу прямо по бурным волнам. Только апостол Петр отважился идти навстречу Христу и ступил на подвижную бездну, как на твердую сушу. Держала его на воде только вера, так как стоило Петру отвести глаза, как он стал тонуть.
На картине отражен как раз момент, когда Петр, вытянув руки, из всех сил стремится к Спасителю, веря в его всемогущество. Христос изображен сияющим, как самый яркий свет. Исходящее от него свечение просто ослепляет и оставляет на волнующемся море дорожку, как от света полной луны. Для сидящих в лодке фигура Христа — путеводный маяк веры во тьме неверия.
Мастерское изображение волн создает эффект присутствия зрителя, так как очень натуралистично передает движение неспокойной воды в море. Центр композиции — это, конечно же, сияющая и освещающая все вокруг фигура Христа, а лодка с людьми и бегущий по волнам апостол Петр — статисты в этой ключевой сцене из Библии.
Лица людей и их одежды не акцентированы, они выполнены довольно схематично, темными красками, специально, чтобы внимание смотрящего не переключалось, а было сконцентрировано на центральной фигуре Иисуса, идущего по водам.
Источник
Хождение по водам — Александр Андреевич Иванов
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
«Хождение по водам» — очень популярный сюжет в церковном и религиозном искусстве со времен раннего христианства. Он описан тремя евангелистами и повествует о чуде хождения по водам Иисуса и апостола Петра. Апостол Петр, старший из учеников, увидев из лодки, что Христос идет к ним по водной глади, попросил Учителя дать ему возможность тоже идти и пошел по волнам. Но осознав, что под его ногами волнующаяся бездна, испугался ветра и стал тонуть. В этот момент Иисус протянул руку Петру и вытянул его тонущего: «Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?». (Мф 14:28-31).
Александр Иванов, безусловно, не мог обойти эту историю стороной и не включить в свой библейский цикл. В отличие от остальных новозаветных иллюстраций, которые выполнены в весьма спокойном и статичном настроении, «Хождение по водам» выделяет экспрессия и динамичность. Разбушевавшаяся стихия, развивающиеся одежды идущего Христа, сдуваемые ветром волосы Петра, вздымающаяся лодка с учениками, проблески молнии — весь этот ужас гибели останавливается в непоколебимой и спокойной фигуре Иисуса, в Его спасающей руке, которая сжимает запястье усомнившегося ученика, в Его твердом шаге, уверенной поступи, которой покоряется даже море.
Рабочая композиция Иванова интересна тем, что приоткрывает перед нам завесу поиска самого художника, различных вариаций, которые он разрабатывает, чтобы выбрать наилучший вариант впоследствии. Волны, ветер, лодка и одежды Иисуса динамически друг другу противоречат. Ветер гонит волну в обратную сторону от задуваемых волос апостола и гиматия Учителя. А темное пятно корабля и вовсе врезается в морскую пучину вразрез всему. Подобный хаос можно считать временным просчетом мастера, который сконцентрировался скорее на композиции в целом, нежели на деталях, но можно и принять это за авторское решение, поскольку именно такая разобщенность движений вызывает ощущение тревоги, смятения, бури, где все успокаивается в спасительной уверенности образа Христа.
История создания.
В последнее десятилетие своей жизни, в 1849-1858 годы Александр Иванов трудился над большой серией рисунков и акварелей, получивших название «Библейские эскизы».
Художник мечтал поучаствовать в росписях Храма Христа Спасителя, но заказ был отдан К. Брюллову, что побудило Александр Иванова придумать свой проект, посвященный религиозным сюжетам Ветхого и Нового Заветов.
Александр Иванов хотел расписать фресками некое здание, которое должно было быть чем-то средним между «храмом искусства» — прообразом музея, и «храмом философии». Эскизами к этим неосуществленным фрескам стало несколько сотен акварелей. Проект подобного «Храма человечества» был утопией. Задуманный библейский цикл был призван «увенчать все усилия ученых и антиквариев», представив библейский мир в той интерпретации, которая предлагала новейшая литературная ученость. Для Александра Иванова стала открытием книга «Жизнь Иисуса» пера Д. Штрауса. Иванов увлекся библейской археологией и источниковедением, зарисовывая христианские памятники Италии.
Художник ищет через свои эскизы форму воспроизведения библейской реальности. Предметом пристального изучения для него становится восточное искусство, в котором Иванов видит фундамент для возникновения христианства. По тонкому замечанию одного из исследователей, «древневосточные элементы введены органически в стиль эскизов, воздействуя на него так же, как воздействовали они в свое время на эллинизм при сложении византийского искусства».
Библейские эскизы Александра Иванова, плод его многолетних размышлений над Ветхим Заветом и Евангелием, были оценены такими критиками, как А. И. Бенуа и В. В. Стасов, как вершина его творчества, превышающими по мастерству полотно «Явление Христа народу».
Сергей Иванов, брат художника, писал: «Эти композиции делались моим братом в продолжении 8-ми лет, т. е. с 1849 г. до начала 1858 года, времени поездки моего брата в Петербург и его кончины. Что это так, тому довольно доказательств: первым и главным, конечно, служит самый рисунок, освободившийся от всякой манерности и делавшийся легким и покорным выражением мысли». Под манерностью Сергей понимал отход от подражания итальянским мастерам, на которой настаивал русский академизм. Теперь у Александра Иванова был свой собственный стиль. Он обрел свободу от академической рутины, что отразилось в самых простых, ничем не стесняемых поворотах и положениях героев. Пейзаж перестал быть калькой с итальянских местностей – римских, тосканских, он приблизился к действительно европейскому пейзажу, который мастер изучал по снимкам европейских путешественников, чаще всего, англичан. Все библейские изображения носят на себе отпечаток не только Востока вообще, но и Палестины в особенности и живо переносят в местности Ветхого Завета и Евангелия.
Александр Иванов жил библейскими рисунками как единственною задачею своей жизни, поэтому каждое отдельное значение, ведшее его к выполнению этой задачи, было ему безмерно важно, дорого и интересно.
Эскизы Иванова воспроизводят самую готовность древнего мира к неожиданным метаморфозам и предрасположенность живущих в этом мире людей к переживанию чуда.
Отношение автора к вере.
Большинство произведений автора написаны на библейские сюжеты. Помимо полномасштабных картин, как «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» или «Явление Христа народу», художник трудился над большой серией рисунков и акварелей, получивших название «Библейские эскизы». Религиозно-историческая тематика – основная в творчестве Александра Иванова. Писатель и друг художника Н. В. Гоголь в книге «Выбранные места из переписки с друзьями» так определил Александра Иванова в период его работы над полотном «Явление Христа народу»: «умер для всего в мире» и «ведет жизнь истинно монашескую, корпя день и ночь над своей работой и молясь ежеминутно» (цитата из письма Гоголя Иванову в письме последнего Гоголю, апрель 1844 г. [Боткин, с. 165]. Среди работ Александра Иванова есть портрет Н.В. Гоголя.1841 г. По выражению И. С. Тургенева, художник «молится ежеминутно» и «знает Библию от слова до слова» (Тургенев, 1861 г., с. 76). Тем не менее, связи Александра Иванова с А. И. Герценом и Н. Г. Чернышевским породили толки о религиозной разочарованности художника к концу жизни. Здесь следует обратить внимание на исторические реалии 1850-х годов. Религиозное свободомыслие не приветствовалось, государственная цензура носила как светский, так и церковный характер. «Ослабление веры», на которое сетовал художник, не помешало ему создать большую серию библейских эскизов. Подобный парадокс биографии художника свидетельствует скорее о сложности и многогранности его религиозного чувства, о неослабевающем интересе на протяжении всей его жизни к фигуре Христа.
Всю жизнь Иванова наполняла и вела идея изобразить Христа, Его жизнь и учение, влияние на народные массы и распространение проповеди. Многое из задуманного художник выполнил. В «Эскизах» Иванов нарисовал с великим талантом и совершенством немало сцен из жизни Христа и учеников, но все, что тут есть значительного и великого, коснулось только исторической и бытовой стороны событий, сами же герои выполнены ровно, спокойно, без всплесков экспрессии и чувства. Какую противоположность этому представляют иллюстрации Иванова к Ветхому Завету, живые, эмоциональные, с историческими реалиями, вдохновленными тщательному изучению библейской археологии.
Биография.
Александр Иванов (1806-1858 гг.) родился в семье художника, профессора живописи Императорской Академии Художеств, Андрея Ивановича Иванова. С детства воспитывавшийся в атмосфере творческого поиска и диалога, Александр в одиннадцать лет поступил «посторонним» учеником в Императорскую Академию художеств. Учился в академии при поддержке Общества поощрения художников и под руководством своего отца.
За успехи в рисовании получил две серебряные медали и был награждён в 1824 году малой золотой медалью за картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора». В 1827 году получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару».
Общество поощрения художников решило послать Александра Иванова за свой счет за границу, для дальнейшего усовершенствования, с требованием, чтобы он написал ещё одну картину на тему «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры». Выполнив это требование, Иванов в 1830 году отправился в Европу, и через Германию, с остановкой на некоторое время в Дрездене, прибыл в Рим. В это время Рим был местом средоточия русской интеллигенции.
В Италии первые работы Иванова состояли в копировании «Сотворения человека» Микеланджело в Сикстинской капелле и в написании эскизов на разные библейские сюжеты. Усердно изучая Священное Писание, в особенности Новый Завет, Иванов всё более увлекался мыслью изобразить на большом полотне первое явление Мессии народу, но прежде чем приступить к этой трудной задаче, хотел испробовать свои силы над менее масштабным произведением. С этой целью он в 1834—1835 годах написал «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине».
Картина имела большой успех как в Риме, так и в Санкт-Петербурге, где в 1836 году художник удостоился за неё звания академика.
Ободренный успехом, Иванов принялся за «Явление Христа народу». Работа затянулась на двадцать лет (1836—1857 гг.), и только в 1858 году Иванов решился отправить картину в Санкт-Петербург и явиться туда вместе с ней. Выставка самой картины и всех относящихся к ней эскизов и этюдов была организована в одном из залов Академии Художеств и произвела сильное впечатление на общественность
В хлопотах о дальнейшей участи своей картины Иванов, и так не отличавшийся крепким здоровьем, окончательно истощил свой организм, поэтому малейших холерических припадков в соединении с легкой простудой было достаточно для того, чтобы свести его в могилу. Он умер после кратковременной болезни 3 июля 1858 г. и, при большом стечении народа, похоронен был на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря, впоследствии перезахоронен на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.
Автор текста: Надежда Анатольевна Завальная.
Источник