Китайская чаша с водой

Китайская чаша с водой

У этой древности есть несколько названий: «Рыбный таз», «Чаша счастья», но кажется, самое красивое из них это — «Чаша танцующей воды», хотя его необходимо дополнить еще одним эпитетом «Поющая чаша танцующей воды». Сколько впечатлений можно получить рядом с этим древним китайским тазиком, когда видишь его в действии! Видеть, слышать и чувствовать – таков удел зрителя на этом представлении .

Потерев ручки тазика ладонями, можно добиться удивительного эффекта. Тазик начинает звучать, а вода «закипает», разбиваясь на множество брызг, которые подпрыгивают на десятки сантиметров вверх под гудящий звук, сочетающий в себе как высокие, так и низкие частоты.

Такое зрелище и «живой» звук завораживают как трущего ручки, так и наблюдающего за этим действом!

Эти удивительные китайские литые бронзовые тазики являются очень древними изобретениями, и в настоящее время в музеях Китая их насчитывается всего несколько штук.

О первоначальном назначении этих древних тазиков нельзя сказать ничего определенного. Одни востоковеды считают, что когда-то, на протяжении сотен лет эти предметы использовались для ритуального омовения рук перед входом в храм, другие предполагают, что он использовался для медитаций. Где-то в Китае их называют «рыбным тазом», приносящим удачу, а где-то — «чашей счастья». Вполне вероятно, что эффект возникающего звука и пляски воды был открыт случайно, когда проситель, держась о ручки тазика, умолял богов о даровании ему удачи в делах и счастья .

Читайте также:  Если каждое утро пить воду с медом

Таинственные тазики имеют и еще одно название — «таз четырех рыб».

Устроен он очень просто и внешне напоминает обычный таз. Но во всех этих тазах есть нечто общее, без чего не было бы их чудесных свойств. Это — две ручки прямоугольной формы толщиной до 10 мм, расположенные на бортах. Дно таза толстое (около 8 мм), а борта значительно тоньше — всего 2-3 мм. Внутри таза, на дне и по бокам виден литой выпуклый рисунок из кругов и спиралей, но самое главное — это расположенные на дне барильефы четырех рыб. У каждой рыбины отчетливо видны пупырчатые чешуйки, а изо ртов вырываются фонтаны воды.
Эти рыбы когда-то совершенно запутали исследователей древности, которые стали утверждать, что если бы на дне не было рыб, то не было бы ни фонтанов, ни звуков. Но, все оказалось иначе, позднее было доказано, что отсутствие рыб на дне не очень то повлияло на «таинственные» свойства китайских тазиков.

Материал, из которого изготавливались тазики, имел очень хорошие резонирующие свойства, подобные колокольной бронзе, что и способствовало получению необыкновенных звуков, волн и фонтанов.

В зависимости от интенсивности трения ручек тазика можно наблюдать великолепную «пляску» воды от мелких колебаний с интересным рельефом до появления в четырех, шести или восьми точках водной поверхности высоких водяных фонтанчиков.

В настоящее время тайна разгадана! Увлечение китайскими тазиками перешагнуло границы Китая и распространилось по всему миру. Аттракционы с китайскими тазиками можно увидеть и услышать в многочисленных парках развлечений.

Многие музыканты и перкуссионисты используют их в своих выступлениях. Изготовление чудесных тазиков поставлено на поток, их можно купить, они звучат, в них «пляшет» вода.

Однако, китайские специалисты утверждают, что современные используемые при изготовлении технологии в других странах так и не смогли в точности воспроизвести копии чаш, сделанных в старину в Китае.

Современные тазики выполнены по аналогии со старинными. Их льют из «колокольной» бронзы с хорошими резонирующими свойствами и ручками из латуни или меди. В бронзовом сплаве обычно 90% меди и 10% цинка, увеличение количества цинка в сплаве приводит к улучшению свойств тазика, однако при падении такой таз может треснуть.

Из современных тазиков, благодаря их постоянной доработке можно извлечь широкий диапазон звуков и получить высокие фонтанчики воды. В зависимости от назначения современные тазики выполняются в разных модификациях: одни — просто для демонстрации физических явлений, такие имеют не столь обширный диапазон издаваемых звуков, другие — для «концертов», здесь качество и диапазон звучания лучше и шире.
Для лучшего звучания и извлечения большего звукового диапазона тазики ставят на специальную кожаную подушку или подставку из полистирола.

Допустим, у Вас есть подобная «поющая чаша танцующей воды».

Как заставить ее работать?

Сначала рекомендуют вымыть руки с мылом, чтобы удалить жир и пот, затем окунуть обе руки в воду, затем сильно потереть ладонью о ладонь, пока лишь остатки влаги не окажутся на ладонях. Кладем руки на ручки тазика и легкими движениями, нажимая на ручки, начинаем двигать ладони взад и вперед. Чтобы как можно лучше использовать прилагаемые усилия, необходимо соприкасаться с ручками тазика поверхностями всех пальцев рук. От начала ладони до кончиков пальцев.

После небольшой практики можно научить этот перевернутый колокол-таз гудеть в определенном тоне. Ставя по-разному руки(вертикально или чуть сбоку) и надавливая с меняющейся силой можно вызвать различные по высоте звуки.

Кстати, точно так же можно извлекать звуки из бокала для шампанского. Прошло уже много лет после того, как был придуман необыкновенный музыкальный инструмент, на котором играют мокрыми пальцами, водя ими по ободу тонкостенных стеклянных бокалов. Звучит как и китайский тазик, разве что высота звука может отличаться! Кому что нравится! А причина одна: возбуждение колебаний в стенках сосуда и резонанс .

А потренировавшись можно сильными движениями рук не вдоль, а поперек ручек тазика добиться получения очень высоких звуков.
Чтобы добиться полноценного звучания требуется терпение и тренировки. Кто хочет очень быстро добиться успеха, навряд ли к нему придет … Быстрее приведет к цели медитативная сосредоточенность и спокойствие/

Можно поэкспериментировать: двигать по ручкам тазика ладонями в одну сторону или в противоположные стороны, нажимая с разной силой или даже на мгновение останавливать движения рук.
Для хорошего звучания ручки тазика должны быть хорошо отполированы.
(Интересно, что при «работе» с тазиком руки очень хорошо массируются звуковыми частотами.)

Каждый тазик имеет свое неповторимое звучание.
В результате трения в тазике возникают колебания и возникает мощный глухой объемный звук. Основной звук – это глухое «глубокое» жужжание, которое можно услышать рядом с тазиком, а разнообразные по высоте более высокие звуки можно услышать даже на очень большом удалении. Неизгладимое впечатление можно получить от огромного «тазика» массой 50 кг, который создает неимоверно громкие звуки. Делают тазики, которые могут издавать мощные звуки, заполняющие залы, а на природе их можно слышать на расстоянии более 100 метров. Меньшие тазики создают также полноценный звук в широком диапазоне, но не такой громкий.

Великолепный звук! Но, это еще не все!
Одновременно с нарастающим мощным глухим объемным звуком начинает»закипать « вода!
На поверхености воды появляется рябь и начинают возникать четкие геометрические фигуры!
Вторая загадка китайского тазика!

Итак, поверхность воды покрывается рябью, на поверхности воды образуются четкие геометрические узоры и фигуры, а в четырёх точках, как раз над головами рыб, изображенных на дне таза, вода начинает «закипать», разбрызгиваясь многочисленными каплями над поверхностью. Возникают водяные фонтанчики высотой до 50 см, и кажется, что фонтаны исходят из рыбьих ртов.

И это удивительное явление объяснимо! Необычное поведение воды в тазу объясняется эффектом стоячих волн.

Стоячие волны — это волны, образующиеся при наложении двух бегущих волн, имеющих одинаковые частоты и амплитуды и распространяющихся навстречу друг другу. Стоячие волны могут быть получены и при отражении от препятствий.

Когда вы трете ручки тазика, то возникают колебания его стенок, которые передаются воде, колебания в воде распространяются до противоположных стенок тазика и отражаются от них. В результате прямые и отраженные волны складываются, образуя стоячие волны. В точках, где амплитуды прямых и отраженных волн гасятся, вода остается неподвижной, а где они при наложении максимально усиливают друг друга, появляются фонтанчики.

Если изменить направление трения ручек или силу трения, или прекратить трение, то «кипение» воды мгновенно прекращается, но на поверхности воды образуется геометрический рисунок в виде четырехугольных фигур.

Возникающие на воде узоры в точности воспроизводят фигуры Хладни, которые получают в известном опыте на песке, рассыпанном по металлической пластине, при приведении этой пластины в колебательное движение с помощью, например, вибрирующего смычка скрипки. Разница лишь в том, что где на песке спокойная поверхность, на воде – фонтанчики, а где на песке – холмики, на воде мы видим спокойную гладь.

Интересно, что при более низком звучании вода подпрыгивает наиболее интенсивно.

А есть ли у Вас все-таки таинственный китайский тазик, более романтично названный «поющей чашей танцующей воды»?

Источник

Ученые выяснили, как тибетские поющие чаши взаимодействуют с водой

Тибетская поющая чаша — пришедший из древнего Тибета музыкальный инструмент, раскрыла перед учеными свои секреты. Физики поняли, как звучат чаши и что они делают с водой.

Тибетские чаши, древний музыкальный инструмент, используемый в Азии для религиозных обрядов и медитации, привлек внимание американских ученых. Как звучат инструменты и как взаимодействуют с водой, выяснили физики Массачусетского технологического института (MIT).

Обычно поющие чаши изготавливают из бронзового сплава, в состав которого включают медь, олово, цинк, железо, серебро, золото и никель. Водя по краю чаши деревянным покрытым кожей пестом, музыкант извлекает из чаши густые, наполненные обертонами звуки. Эти акустические свойства чаш ученые решили использовать для изучения взаимодействия твердых тел и жидкости. Высокоскоростная съемка показала, как звуковые вибрации стенок чаши рождают на поверхности воды концентрические волны. Однако самое интересное наблюдалось при увеличении амплитуды. При некоторой интенсивности звучания волны на поверхности воды начинают рваться, и в воздух взлетают сотни мелких капель. Эта левитация становится устойчивой, а сами капли могут подолгу находиться в воздухе и перемещаться вдоль поверхности. Подобные эффекты можно наблюдать и со стаканом вина.

Физики математически описали явления, возникающие на поверхности воды, и вычислили параметры, от которых зависит наступление левитации. Полученные данные могут пригодиться при расчете ветровых нагрузок зданий и мостов. «Несмотря на то, что система демонстрирует взаимодействие твердого тела с жидкостью, нами, скорее, двигало любопытство, нежели возможность инженерных применений. Любой желающий может получить новый сюрприз, изменив чашу или свойства жидкости», — пояснил Джон Буш, автор работы, опубликованной в журнале Nonlinearity («Нелинейность»).

Дубликаты не найдены

А ещё можно кисель на диффузор колонки налить. Надо написать об этом американским учёным.

Давно хочется выяснить, как зависят фигуры хладни на воде от формы сосуда. И зависят ли вообще. Не могу понять откуда начать думать. Наверное эта задача чисто математическая. Жаль что я математику люблю, но почти не понимаю. )

От размера же.. Черт.

Игра на пиле. Веселый и находчивый дедушка играет на пиле, исполняя популярные композиции

Не каждый день увидишь выступление уличного музыканта, который буквально играет на пиле. И это вовсе не шутка: веселый и находчивый дедушка Алексей Петродворецкий настоящий пилач! Он исполняет для зрителей популярные композиции разных лет на обычной пиле по дереву (а, точнее говоря, на ножовке). Как это выглядит и звучит, вы можете наглядно посмотреть в этом видео про игру на пиле.

Октобас

Среди академических смычковых инструментов всегда называют скрипку, альт, виолончель и контрабас. Эта четверка составляет костяк любого симфонического оркестра. Но ведь есть и уникальные в своём роде смычковые струнные инструменты.

Октобас — это такой хардкорный огромный контрабас с тремя струнами, настроенными на ноты До и Соль субконтроктавы и ноту Ре контроктавы. Собственно, инструмент ещё иногда называют октавным контрабасом либо субконтрабасом.

Этот инструмент создавался, чтобы можно было добавить в оркестр ещё более низкое и объёмное звучание, нежели у контрабаса. Звуки, которые можно извлечь с помощью струн октобаса, — это самые низкие звуки, которые в принципе может слышать человек (16 Гц — 20 кГц). Более низкие частоты человеческое ухо просто не улавливает.

Красивая игра на музыкальных инструментах в Нижнем парке Петергофа: ансамбль «Четыре четверти»

Красивая игра на музыкальных инструментах в Нижнем парке Петергофа (Санкт-Петербург, СПб) – ксилофон, виброфон и маримба. Живая музыка в исполнении отлично сыгранного трио –ансамбль «Четыре четверти».

Играем «Танец феи Драже» из «Щелкунчика» на исторически правильном инструменте

Чайковский под впечатлением от звучания стеклянной гармоники написал ряд партий в своих произведениях специально под неё. Впрочем, многие композиторы XVII-XX века тоже ею сильно увлекались.

Первые инструменты, работающие по принципу пачки стеклянных стаканов, которые окунаются в воду, появились в Великобритании в XVII веке. В современном варианте её изобрёл Бенджамин Франклин — тот самый чувачок с американских купюр. Посетив в 1757 году Лондон с рабочим визитом, он заметил это повальное увлечение «музыкальными стаканчиками», и позже разработал усовершенствованную конструкцию. Стаканы заменил на полусферические чашки, нанизанные на одну ось. Для их равномерного вращения применил педальный механизм, как в швейных машинках и ткацких станках. Под чашками была организована ванночка, в которую заливалась смесь воды и уксуса для лучшего смачивания инструмента. Сами чашечки могли быть покрашенными для удобства ориентирования в нотах.

Стеклянная гармоника Франклина быстро покорила весь мир. Ну, по крайней мере, цивилизованную его часть.

Одним из первых композиторов, обратившихся к новой диковине, стал Йоханн Адольф Хассе (в кантате «L’armonica»). Слепая музыкантша Марианна Кирхгеснер, посетив в 1791 году Вену, так пленила своей игрой Моцарта, что он тут же написал сочинение для стеклянной гармоники, флейты, гобоя, альта и виолончели. Для этого инструмента писали Бетховен и Рихард Штраус, его небесным звучанием восхищались Паганини и Гёте.

В начале 20 века этот инструмент резко исчез. Причина: старые добрые предрассудки. По воспоминаниям современников, в предсмертном бреду многие музыканты порывались поиграть на нём. Часть музыкантов и слушателей «сходили с ума» под его звуки. Хоть и времена были уже далеко не тёмные, но народ начал подозревать, что через гул стекла с людьми общается что-то сверхъестественное. Более того, всякие Кашпировские и Чумаки XVIII-XIX века использовали музыкальные чашечки в своих сеансах, что также настроило людей против стеклянной гармоники. В ряде городов её использование запретили.

Сейчас-то уже ясно, что многие обладатели сего инструмента травились парами уксуса и краской, которой окрашивались чашечки — в ней было много свинца. Также диапазон звучания инструмента «благотворно» влиял на тех людей, у которых были проблемы с кукухой, поэтому при звуках стеклянной гармоники у кого-то вполне могли начаться припадки. Однако, некоторые психиаторы, наоборот, применяли её для того, чтобы успокоить своих пациентов.

В наше время про этот инструмент постепенно начали вспоминать. Современные реплики вместо педального привода имеют бесшумные электромоторы. Полусферы из стекла с повышенным коэфициентом смачиваемости не требуют постоянного погружения в воду, достаточно периодически мочить пальцы. Покрашены чашки безопасной краской.

Интересно, а его уже оцифровали в VST? Я б збацал на нём что-нибудь из дискотеки 80-х!

Вильям Цейтлер косит под Бенджамина Франклина играет «Танец феи Драже»

Источник

Оцените статью