- Пейзаж в китайской живописи
- Пейзажная живопись – базовый стиль китайской эстетики
- Свиток с пейзажем – икона для китайца
- Знаменитые художники прошлого
- Ци Байши
- Чжан Дацянь
- Сюй Бэйхун
- Рубрика: Шань-шуй (в переводе с кит. горы и вода)
- Цзюй Жань Juran
- Ся Гуй
- Начало дзен искусства Японии
- Живопись Янчжоуских чудаков
Пейзаж в китайской живописи
На протяжении многих тысячелетий китайская живопись продолжает развиваться и процветать. Именитые китайские художники, создающие картины в традиционном стиле гохуа, продают свои творения на аукционах за огромные суммы, составляющие не один миллион долларов.
Душа китайской живописи живет в горах и водах. В китайской традиции пейзаж, как жанр, используется для обучения всем основным техникам восточной живописи. В нем особо очевидна связь поэзии, философии, каллиграфии, музыки и живописи в китайской культуре. Этот жанр способен с помощью небольшого набора изобразительных средств достичь невероятной выразительности и целостности произведения.
Одним из наиболее востребованных и любимых художниками жанров является пейзаж. Именно он занимает особое место во всей китайской живописи, дух которой обитает на склонах молчаливых гор и в долинах быстрых рек.
Традиционный китайский пейзаж является основой для обучения всем техникам живописи восточной культуры. Благодаря сравнительно небольшому набору изобразительных средств, достигается невообразимая полнота, рельефность и выразительность картины. Такие произведения искусства обладают не только внешней красотой, но и внутренней наполненностью, включающей и поэзию, и философию, и каллиграфию, и даже музыку.
Пейзажная живопись – базовый стиль китайской эстетики
Основные положения китайской живописи разрабатывались на протяжении многих столетий, что определило исключительный, своеобразный и неповторимый стиль развития изобразительного искусства Китая. Уместно будет вспомнить знаменитый аналитический трактат «Слово о живописи из сада с горчичное зернышко» первый том которого вышел в в 1679 году и был посвящен пейзажной живописи.
Каждая работа китайского художника содержит в себе и отображает основы философии Древнего Китая.
В самом названии китайского пейзажа — «шань-шуй» — заложено описание природного ландшафта, характерного для данной территории, где иероглиф «шань» 山 обозначает гору, а «шуй» 水 — воду.
Китайская пейзажная живопись изображает окружающую действительность в виде безграничного, одушевленного и многогранного мира, в котором невидимо, но ощутимо присутствует единое, великое и могущественное Божество.
Именно элемент духовности позволяет зрителю в полной мере ощутить внутреннюю и внешнюю гармонию, которая оказывает положительное воздействие на психологическое состояние человека в целом.
Тонко чувствуя все особенности природы Китая, художники с годами смогли выработать особенные приемы в живописи, способные полноценно передать их в процессе создания картины.
Чаще всего, пейзаж выполнялся на шелке с помощью туши. Для создания впечатления сумерек художник использовал приглушенные оттенки, полутона и краски. Своеобразная асимметричность композиции, мягко изогнутые линии русла реки, потоков водопада, ветвей деревьев придавали пейзажу особую утонченность. Невероятное сочетание разных природных энергий – деревьев, скал, воды, тумана и облаков – передавали зрителю всеобъемлющую и гармоничную картину мира.
Важной деталью является то, что сам по себе китайский пейзаж – это не реальное отображение какого-либо участка местности, а собственное творение автора, плод его восприятия окружающей действительности, фантазии. Создавая картину, художник будто бы отправляется в путешествие в свой внутренний мир, сквозь призму которого он отображает размышления, воспоминания и восприятие действительности. Благодаря данному приему зритель, изучающий пейзаж, в определенной степени также является его создателем, поскольку пытается разгадать «секрет» художника через собственные эмоции и мироощущение.
Духовный смысл пейзажа нередко дополняют философские высказывания либо поэтические строчки, исполненные идеальной каллиграфией.Даже печать полностью подходит сюжету, внутреннему состоянию художника или местности, в которой создавалась картина.
Особенностью китайского пейзажа является четкая прорисовка деталей внизу ближнего плана картины (фигурок людей, камней, деревьев, кустарников), отделяемых от изображений на дальнем плане воздушными облаками, пеленой тумана или водой. Данный прием позволяет создать ощущение полноты и простора. В картину гармонично вписываются крохотные силуэты людей: уставших путников с поклажей, прозябших рыбаков в маленьких лодках, умиротворенных отшельников на извилистой тропке.
Художественные приемы присущие китайскому пейзажу позволяют чудесным образом безмолвно передавать отдаляющиеся крики отдаляющихся птиц, тишину и спокойствие осенней природы либо ее пробуждение и оживление весной.
Интересно, что китайские художники работая над пейзажем не оставляют очерченных границ, что позволяет нам догадываться о задумках мастера.
В древности картины представляли собой шелковые или бумажные полотна, порой достигающие нескольких метров. Хранили их, приклеивая на плотную бумагу, которую сворачивали вокруг деревянного валика и помещали в специальный футляр. Доставали их исключительно для просмотра, и разворачивали постепенно, давая зрителям полностью прочувствовать каждую деталь пейзажа.
Кстати в этом и кроется одно из основных отличий китайской живописи от европейской. Китайская живопись символична и зрителю предлагается прочитать картину и понять.
Свиток с пейзажем – икона для китайца
Как найти общие черты у пейзажа и иконы, как увидеть философский смысл и как подобает «обходить» существующие испокон веков правила?
Разобраться во всех этих нюансах можно лишь при помощи полноценного и глубокого изучения техник и методов традиционного воспроизведения пейзажа, чтения древних философских текстов и классических канонов живописи. Именитые мастера гохуа считали, что лишь усвоив незыблемые основы и следуя умению древних виртуозов, можно усовершенствовать собственные навыки и даже развить уникальный авторский стиль.
Также приобрести подобные навыки можно пройдя курс китайской живописи в нашем клубе Две империи, после которого каждый сможет самостоятельно создать пейзаж в той технике и того размера, который придется по душе. А в дальнейшем – осваивать новые и более сложные приемы и методы современной китайской живописи.
Знаменитые художники прошлого
Ци Байши
Один из самых известных китайских художников XX века Ци Байши 齐百石 (1 января 1864 — 16 сентября 1957) — настоящее имя Чунь Чжи, родился в бедной семье. Долгое время помогал своей семье, занимаясь домашним хозяйством. Но благодаря своему таланту и упорству, благодаря своему неординарному подходу к китайской живописи, он стал известным и популярным художником с мировым именем. Ци Байши часто называют Пикассо из Китая.
Ци Байши был разноплановым художником, он творил в разных жанрах традиционной китайской живописи. Ему принадлежат много пейзажей.
Чжан Дацянь
Чжан Дацянь (张大千 Zhang Dagians, 1899 -1983) еще один величайший мастер традиционной китайской живописи. «Гений пяти столетий» — так назвал Сюй Бэйхун мастера в предисловии к сборнику работ Дацяня.
Чжан Дацянь — замечательный художник и каллиграф прожил не простую жизнь, много раз менял место жительства, жил в различных странах, в конце жизни поселился на Тайване, где и умер.
В своем завещании Чжан Дацянь дом и все предметы подарил Тайбэйскому музею Гугун. Там и был создан мемориал.
Этот художник, сумел добиться высочайших вершин в искусстве. На счету живописца свыше 40 тыс. произведений! Тем не менее, его работы одни из самых продаваемых в мире.
Благодаря новой техники прерывистой туши и широких мазков кисти, Чжан Дацянь подтолкнул китайскую пейзажную живопись к новому этапу своего развития.
Сюй Бэйхун
Сюй Бэйхун 徐悲鸿 Xú Bēihóng (1895 —1953), китайский художник и график, представитель шанхайской школы. Родился в семье художника и поэта. Долгое время жил во Франции и изучал европейское искусство. Там же во Франции и была заложена реалистическая манера живописи. Много путешествовал по Европе. Его смело можно назвать реформатором в китайской живописи, так как он один из первых объединил традиции китайской живописи и европейской.
В Китае существует музей, посвящённый жизни и творчеству великому мастеру, отцу современной китайской живописи.
Прежде всего художник известен своими картинами великолепно написанных лошадей, большинство из которых были созданы в традиционном китайском стиле, то есть тушью или акварелью на шелке или бумаге .
Но так же Сюй Бэйхун написал множество картин в жанре китайского пейзажа. В основно произведения создавались в технике монохромных пейзажей, но в его творчестве есть и несколько цветных пейзажей.
Источник
Рубрика: Шань-шуй (в переводе с кит. горы и вода)
Горы и вода в сознании китайцев воплощали важнейшие силы Вселенной — энергию и покой, активность и пассивность. Раннее появление пейзажа в китайском искусстве связано с особым отношением человека к природе.
В традиционной китайской живописи природа это предмет изучения и созерцания. Художник обращается к натуре, но никогда ее не копирует. Он создает гармонию мира, которая складывается из единства воды, воздуха, камня.
С высоты птичьего полета, с разворачивающимся по вертикали, или по горизонтали условным пространством и высоким горизонтом видны могучие горы, по которым стекают реки, или которые утопают в полупрозрачной дымке тумана. Человек мал и ничтожен, но он неразрывно связан с природой и в произведениях можно увидеть маленькую фигурку или человеческие жилища.
Современное китайское искусствоведение делит жанр пейзажа на бэйфан-шаньшуй-хуапай (северное пейзажное направление), наньфан-шаньшуй-хуапай (южное пейзажное направление) и цзяннань-шаньшуй-хуапай (цзяннаньское пейзажное направление).
Цзюй Жань Juran
Цзюй Жань (960—985 годах) — художник эпохи Сун. Буддийский монастырь у ручьев и гор. Цзюй Жань
О Цзюй Жане известно крайне мало. Он писал пейзажи. Прекрасно передавал впечатление от тумана и воздуха, виды высоких гор и широких рек. Ни даты рождения, ни даты смерти Цзюй Жаня история не сохранила.
Известно, что он был буддийским монахом, но считается, что в его творчестве смешались две религиозные доктрины — буддийская и даосская, которые содействовали расцвету пейзажной живописи. Оставаясь монахом, стал членом императорской Академии.
Родился в местности Цзяннин (на территории современного г.. Нанкина , провинции Цзянсу ). Наиболее полные данные о жизни и творчестве Цзюй-Жаня сообщаются в трактате по истории живописи «Записки о живописи: Что видел и слышал» Го Жосюя , согласно которому этот художник сначала был монахом буддийского монастыря Кайюаньсы в окрестностях Цзиньлин (район современного г.. Нанкина), столицы царства Южная Тан эпохи Пяти династий, где и стал заниматься живописью. Затем, не снимая с себя монашеского обета, он некоторое время жил при дворе императора Южной Тан, пройдя курс обучения живописному мастерству у прославленного пейзажиста того времени Дун Юаня.
После утверждения династии Северная Сун и завоевания ее армией царства Южная Тан, Цзюй Жань переехал в новую столицу Китая — Кайфын, где продолжил карьеру придворного живописца, формально по-прежнему оставаясь в статусе монаха. Именно ему было доверено расписать пейзажными композициями стены парадного помещения Академии живописи — Нефритового зала. Умер в Кайфыне.
Расцвет деятельности Цзюй Жаня приходится на 960-985 годы. Его станковая живопись известна благодаря двум основным произведениям, которые сохранились в копиях XI-XII вв. Они выполнены тушью по шелку «Горные кручи и кусты деревьев» и «В осенних горах спрашиваю о Дао» (другой вариант «Поиски Дао в осенних горах».
Первая из этих картин является частью более масштабной художественной композиции. По содержанию и стилистике она выдержана в манере пейзажей Дун Юаня, повторяя типичный для его работ ландшафт, образованный речным потоком, бугристыми горными отрогами, что теряются в тумане, лесными зарослями. Цзюйжань. Поиски дао в осенних горах. Гугун, Тайбэй.
Другая картина демонстрирует заметную близость к альтернативному направлению в китайском пейзажной живописи (шань-шуй,山水, «живопись и изображение гор и вод»), которое заняло господствующее положение в академической школе эпохи Северная Сун. Это направление получило название «северная школа». Почти все пространство этой картины заполнено фронтальным изображением горы со складчатыми и густо заросшими склонами, поднимающейся к небу. Передний план, максимально приближенный к зрителю, занимают каменные глыбы, перемежающиеся корявыми деревьями в стиле Ли Чена. Художник настойчиво добивается эффекта «подвижной» точки зрения, «наращивая» массу горы снизу вверх и заставляя взгляд зрителя переходить от подножия до вершины. Несмотря на совпадения с ключевыми для «панорамно-монументального» пейзажа художественно-композиционными принципами, картина Цзюй Жаня имеет ряд важных оригинальных технико-стилистических особенностей. Так, массив горы и все составляющие его скальные образования, имея плавные очертания, выполнены не контурными линиями, а с помощью точечных приемов, создающих эффект легкой дымки, которая окутывает пейзаж.
В похожей манере написаны еще два свитка , которые считаются вариациями на тему произведений этого мастера или авторскими произведениями его последователей: «Ветер среди сосен над десятью тысячами горных ущелий» и «Потоки, горы и вьющиеся растения». Сяо получает свиток павильона орхидей обманом. Цзюй Жань
Цзюйжань. Снежные горы 1.
1.http://www.chinaonlinemuseum.com/painting-juran.php
Ся Гуй
Ся Гуй китайский пейзажист династии Сун. О его жизни известно очень мало, и лишь несколько его работ сохранились, но он считается одним из величайших художников Китая. Он продолжил традицию Ли Тана, еще больше упростив прежний стиль Сун. Вместе с Ма Юанем, он основал так называемую школу Ма-Ся (馬夏), одну из самых важных школ того периода.
Хотя Ся был популярен при жизни, его репутация пострадала после его смерти, как и репутация всех художников академии Южной Сун. Тем не менее, некоторые художники, в том числе японский мастер Сэссю, продолжали традиции Ся .
Ся Гуй родился в уезде Цяньтан Линьаньской управы (территория современного Ханчжоу провинции Чжэцзян). Состоял в академии живописи при императоре Нин-цзуне.1.
Китайская традиционная живопись имела особенности, которые объединяли в ней как чисто художественные черты так и выделяли ее в область духовной деятельности. В этом плане на первом месте стояли пейзажные произведения. Они представляли природные явления, которые традиционно относились к энергетическим стихиям, наполнявшим мироздание и в китайской традиции именовались «Инь» и «Ян». Явления природы противопоставлялись жизни в обществе, наполненной борьбой, страданиями, насилием. Природный мир мыслился как сфера чистоты и покоя, гармонии и высшей духовной красоты. Пейзаж «Гор и вод» являлся материализованным выражением этих идей.
Горы наполнены энергиями Ян. Горы вздымаются ввысь, высоко поднимаясь над городами, селениями, деревнями, всем, чем живут люди в потоке сансары. Горные вершины вздымаются в высь, в небо и наполняются энергией Ян. Воды в виде потоков, низвергающихся с гор, полны энергии Инь. Наблюдение за потоком расслабляет и смягчает напряжение, созерцание гор наполняет силой и ощущением равновесия и духовного могущества, бесстрашия и благородства. Отшельники, стремящиеся к просветлению, искали его в горах.
Ся Гуй (кит. 夏圭, ок.1195-1224) — китайский художник династии Сун, писал пейзажи в лаконичной манере, пренебрегая деталями.
Ся Гуй. Далекий вид.
Для его стиля характерна композиция, в которой лишь небольшая часть пейзажа видна, тогда как все остальное скрыто в тумане. В дополнение к его инновации в композиции, мазки на свитках богаты и разнообразны. Сохранилось немного работ Ся. Однако, он считается одним из величайших художников Китая.
Ся Гуй. Вид на водопад Ся Гуй. Вид на водопад
Эта работа «Вид на водопад» (观瀑 图) изображает угол горы Кси. Три путешественника сидят в павильоне и смотрят на водопад на вогнутой части горы справа от них. Облако и туман скрывает основную часть горы, только линия горной вершины открывается. Перед павильоном сосны, небольшая лодка с тентом причалена к берегу. Видимый на половину берег реки и кусты слева от павильона особенно ярки. Они не только расширяют пространство работы, но и соответствует вершине холма выше. Пейзаж Ся Гуйя вызывает особое ощущение цельности и духовной свободы.
Ся Гуй. Двенадцать видов…(деталь)
Ся Гуй. Двенадцать видов…(деталь)
Ся Гуй. Без названия
Начало дзен искусства Японии
При третьем представителе фамилии Асикага — Ёсимицу (1358–1408) — наладились регулярные и интенсивные связи Японии с Китаем, куда, влекомые жаждой получить непосредственный опыт пребывания на родине дзэн, устремлялись японские монахи. Однако не современное им искусство минской династии с его ориентацией на декоративность и красочность, а живопись более раннего, сунского периода (960 – 1280), сложившаяся под воздействием чаньских идей и эстетики, оказалась в центре внимания приехавших в древнюю страну паломников. Оказавшись в монастырях Китая, они в первую очередь знакомились с работами тех художников монахов, в чьем творчестве дзэнская эстетика обрела свое высшее воплощение: Му Ци (1210–1280), Лян Кая (1140– 1210), Ин Юй-цзяня (вторая половина XII–первая половина XIII века).
Свитки этих мастеров, уже терявших свою популярность в минском Китае, сменившем художественную ориентацию и приобретшем новые эстетические пристрастия, отправлялись в Японию в качестве самых ярких образцов дзэнского искусства. Едва ли не большинство работ, например, Му Ци оказалось на японских островах. Его спонтанный, лаконичный, предельно емкий стиль, основанный на традиции чистого рисунка, стал первой школой живописи для японских монахов. Парадоксально, но совершенно в духе времени сложилась творческая судьба этого художника, обитавшего в одном из монастырей около Ханчжоу. В китайской истории искусств отношение к Му Ци было, как известно, весьма пренебрежительным. У себя на родине он воспринимался как художник, «лишенный утонченной красоты и изящества».
Немало упреков со стороны современников он получил и за «отсутствие должного почтения к мастерам прошлого» (Covell J. C., Yamada Sobin. Zen at Daikoku-ji. Tokyo; New York; San Francisco, 1974. P. 93). Не нашедшие признания в родной стране работы художника, однако, оказались в высшей степени востребованы и близки дзэнски настроенным монахам островного государства.
В Японии живопись Му Ци получила не просто самую высокую оценку — она была воспринята как воплощение духа дзэнской эстетики. Японские монахи по достоинству оценили дар китайского художника, который изображал «драконов, тигров, обезьян, журавлей, пейзажи, деревья, камни и человеческие фигуры» (Осемчук В.В. Чань-буддийская живопись и академический пейзаж периода Южная Сун (XII-XIII века) в Китае. М., «Смысл», 2001. С. 133).
Ибо существовала система жанровых предпочтений, и наиболее полно отобразить всё многообразие мира было под силу мастерам только вкупе».
Творчество китайского мастера словно обрело новое дыхание в работах его японских последователей, одним из которых стал, например, Мокуан Рэйнэн. Много ли мы знаем об этом художнике, оставившем нам лишь несколько рисунков с хрестоматийным для дзэнского искусства сюжетами?
Ранний этап развития японской суйбокуга
«Суйбокуга, или суми-э — японская живопись тушью. Этот китайский стиль живописи был заимствован японскими художниками в XIV в., а к концу XV в. превратился в основное направление живописи Японии. Суйбокуга монохромна. Она характеризуется использованием чёрной туши (суми), твёрдой формы древесного угля или производимой из сажи китайской туши, которая растирается в тушечнице, разбавляется водой и наносится кистью на бумагу или шёлк.
Монохромность предлагает мастеру широкий выбор тональных вариантов. Суйбокуга иногда допускает использование нескольких цветов, но ограничивает его тонкими, прозрачными мазками, которые всегда остаются подчинёнными линии, исполненной тушью.»
По ним одним, однако, можно составить представление о том, что такое дзэнская живопись.
Мокуан Рэйнэн
Известно, что жил он в середине XIV столетия, и где-то между 1326 и 1328 годами уехал в Китай, чтобы больше уже никогда не вернуться на родину. Умер он предположительно в 1345 г. Его рисунки, созданные лёгкой играющей кистью подлинного виртуоза, настолько отвечали духу чаньской эстетики и дзэнскому мироощущению, что долгое время ему приписывали китайское происхождение. По крайней мере, в качестве китайского художника он упомянут в первом в Японии каталоге образцов материковой живописи из коллекции сёгуна Кундайкан Сотёки, составленном в середине XV в. Ноами. Его мастерство получило признание и в Китае, где Мокуана называли не иначе, как «вторым Му Ци», посчитав реинкарнацией последнего.*
*Эта информация изложена в Дневнике Гидо Сюссин Кугэ никкосю, где сказано, что настоящее имя Мокуана – Дзэицу, что был он учеником Кэндзан Суки (1286-1323) в монастыре Дзётидзи в Камакура. Во время своего пребывания в Китае Мокуан посетил монастырь Рикуцудзи, восстановленный Му Ци и поддерживаемый его учениками. Настоятель встретил японского монаха с радостью и гостеприимством, словно бы заранее зная о приходе гостя и ожидая его, объяснив при этом, что видел в своём недавнем ночном сне Му Ци возвращающимся в родной монастырь. Признав в Мокуане реинкарнацию последнего, настоятель подарил японскому монаху печать знаменитого китайского художника, жившего почти столетием раньше. Мокуан Рэйэн (ум.ок.1345)
Духом китайской живописи сунской поры пронизаны произведения Минтё (Kichizan Minchō, 1351–1431) — монаха и художника из Тофукудзи, Као Нинга, Тэссю Токусай (ум. 1366), Гёкуэн Бомпо (1348 — после 1420), Дзёсэцу… Об этих мастерах, стоящих у истоков живописи тушью в Японии, известно немногое.
Као Нинга (работал примерно в начале XIV века). Буддийский живописец, работавший в стиле суйбоку. Као Нинга Kaō Ninga (可 翁) Портрет Канзана
Наряду с Мокуаном Рэйэном Као считается одним из основателей стиля Муромати суйбоку. Происхождение его остается неизвестным, однако, вероятно, он был связан со школой Такума. Пред-положительно высокопоставленный монах, Нинга около десяти лет провел в Китае, перед тем как вернуться в Киото. Среди японских живописцев он одним из первых воспользовался непринужденными и характерными штрихами для изображения сюжетов дзэн монохромной тушью, тем самым точно уловив дух этой традиции. (Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени – Уильям Дил. – М., 2011, с. 50).
Мы знаем лишь, что все они были дзэнскими монахами, для которых «кисть и тушь» служили частью религиозной практики, путем самосовершенствования.
У каждого из них имелся свой излюбленный жанр, предпочитаемый набор сюжетов и тем (например, орхидеи — у Бомпо, утки — у Тэссю, вечно странствующий китайский монах Хотэй — у Мокуана и т. д.).
Открыто провозгласив своими учителями китайских мастеров, они старались воссоздать в рисунках дух чаньской живописи — искусства «крайней экономии, простоты выразительных средств».
Основанная в монастыре Сёкокудзи под покровительством Асикага Ёсимаса Академия художеств оказалась той средой, где пропитанное дзэнскими идеями китайское искусство XIII–XIV веков почти в буквальном смысле обрело второе рождение.
Еще во времена сунской династии постепенно выкристаллизовались три основных жанра живописи, сформированные чаньским влиянием.
1. В первую очередь это, конечно, пейзажный жанр «горы-воды» (сан-суй), неисчерпаемость смысла которого давно была понятна китайским мастерам.
2. Во-вторых, так называемые тиндзо — портреты чаньских подвижников и учителей, с максимальной точностью передававшие реальный облик изображенных персонажей. Такие портреты вручались ученикам их наставниками в качестве своеобразного диплома, подтверждающего приверженность монахов учению.
3. Наконец, дзэнки-га — особый род живописи дидактического, назидательного характера, обращенной к даосско — буддийским сюжетам, к почти легендарным персонажам из истории китайского и японского дзэн, запечатлевавшей их в таких ситуациях, которые с наибольшей убедительностью позволяют демонстрировать важнейшие идеи этого учения. Думается, что своеобразие дзэнского видения мира нигде не проявляет себя с большей наглядностью, чем в живописи такого рода. Ее главные герои — патриархи, монахи и отшельники, но как далеки их изображения от привычного для нас представления о религиозном искусстве! Мы не найдем здесь серьезных и торжественных, внушающих благоговейный трепет лиц, как не увидим и воплощений потустороннего буддийского рая. Вместо всего этого — живые фрагменты реального мира, горы и реки, цветы и птицы, буйволы и обезьяны. В обликах религиозных наставников, созданных спонтанной и быстрой кистью монахов-художников, нет и намёка на реализм или правдоподобие, полное отсутствие пиетета.
Персонажи дзэнской живописи скорее напоминают ожившие карикатуры, дружеские шаржи, созданные с поразительным чувством юмора и непринужденностью. Это неистощимое чувство юмора, пожалуй, больше всего и бросается в глаза, когда рассматриваешь рисунки с изображениями дзэнских монахов, которые ничуть не боятся показаться смешными, странными или нелепыми. А потому вместо величественных, исполненных чувства собственной значительности образов духовного совершенства мы видим каких-то толстых, с огромными животами человечков, захлебывающихся от неудержимого хохота или умиротворенно улыбающихся тому, о чем известно только им одним, яростно рвущих в клочья священные писания или сидящих в обнимку с тигром в состоянии такого покоя и безмятежности, которые способны, кажется, усмирить любое, самое дикое животное. Персонажи дзэнской живописи не принимают жизнь всерьез и умеют посмеяться над собой. Их смех чист и безмятежен, как у детей, не обремененных напрасной озабоченностью, владеющих тайной подлинной свободы и раскрепощения души, открытых себе и миру, простодушных, доверчивых и блаженно-счастливых. Их поступки часто непредсказуемы и странны и настолько не вписываются в общепринятые нормы поведения, что сами они, признавая это, с присущей им искренностью и бесстрашием перед лицом общественного мнения могут назвать себя самыми непристойными и уничижительными именами.
Е. Е. Малинина
ИСТОРИЯ ЯПОНСКОГО ИСКУССТВА
Курс лекций (фрагменты)
Живопись Янчжоуских чудаков
Живопись Янчжоуских чудаков
«Восемь чудаков из Янчжоу» (Янчжоу ба гуай) – творческое объединение художников, существовавшее в городе Янчжоу (Китай, эпоха Цин) на рубеже XVII–XVIII веков.
В XVIII веке группа живописцев из Янчжоу развивала черты нового стиля, начатого столетием раньше, которые они передали последующему поколению художников. «Восемь чудаков из Янчжоу» это объединение художников по принципу отношения к искусству, а не по отношению к жизни. Их так назвали, потому что они в своих произведениях отказались от традиционных идей в живописи в пользу стиля, в котором приоритетом считались выразительность и индивидуальность.
«Трудно с точностью назвать число художников, живших в указанный период в Янчжоу, предполагают, что их было несколько тысяч. Наиболее известными из них были художники, составившие «восьмерку янчжоуских оригиналов». Их назвали «оригиналами» то ли за неординарный стереотип поведения, то ли за своеобразие художественнго таланта. Существуют разногласия по поводу имен входивших в восьмерку художников, но большинство искусствоведов согласились на следующем списке: Ли Шань, Ван Шишэнь, Цзинь Нун, Хуан Шэнь, Гао Сян, Чжэн Се (Чжэн Баноцяо), Ли Фанъин и Ло Пинь. На самом деле в стиле, характерном для «оригиналов», работали и некоторые другие художники, например, Хуа Янь, Гао Фэнхань, Минь Чжэнь, Ли Мянь и Бянь Шоуминь. Художники «восьмерки» проложили свой оригинальный путь в жанре «цветы, бамбук, камни», их манера оказала большое влияние на художников, живших как в указанную эпоху, так и в более поздний период.
Они привносят новые идеи и методы в живопись птиц и цветов, бамбука и камней, которые способствуют полному выражению индивидуальности художников, они оказывают значительное влияние на художников последующих поколений. Каждый художник сосредотачивается на выражении и совершенствовании своей художественной личности, отказываясь следовать правилам другого живописца или школы живописи.» — сМеждународное радио Китая.
Художники-литераторы, известные в Янчжоу-группа из восьми «чудаков» состояла из трех великих художников: Джин Нуна, Хуа Янга и Ло Пиня и пяти других второстепенных художников. В какой-то момент жизни, все они живут в Янчжоу, где они встречаются в салонах богачей, которые пытались стать покровителями людей искусства и конкурировали в спонсорстве, поддерживая поэтов и художников. Эти встречи, где богатство отдает дань гению – это тот культурный климат, который преобладает в Янчжоу в те годы и который предоставил художникам свободу для созидания.
Джин Нонг — ((金农, 1687, Ханчжоу провинция Чжэцзян — 1763 / 1764) (Jin Nong) был популярным художником и каллиграфом. Он был бездетным вдовцом. Его картины цветов сливы были особенно востребованы. Джин Нонг. Красно-зеленные сливы
Джин Нонг начал рисовать цветы сливы в 1756 году в возрасте шестидесяти девяти лет. Этот монохромный альбом, как сообщается, был создан во время шестинедельного пребывания в доме Ло Пина в Янчжоу в 1757 году
Инновационные картины сливы Джин Нонга передают частично визуальное сходство, но иногда тяготеют к абстракции. Изображения варьируются от изобилия как бы кружевных покрытых цветами ветвей до сдержанной элегантности единственной ветви. Графическое качество композиций Джин Нонга достигается благодаря плотной взаимосвязи изображения, каллиграфии и печати. Его поэтические надписи, написанные в точной энергичной манере, не только углубляют смысл его образов, но и действуют как графические мотивы, которые оживляют каждую композицию.
Хуа Янь (Hua Yan (1682-1765) является самым разнообразным художником, и лучший по технике в группе «Чудаков». Сегодня мы видим, самые лучшие из работ, особенно в формате альбома листа, это маленькие шедевры краткости, они лиричны, и близки к альбомным листа Южной Сун, хотя очень отличаются от них по стилю и в них менее серьезное отношении к природе.
Чжун Куй и Демоны , туш и акварель на бумажном веере. Хуа Янь (Хуа Янь), китайский художник XVIII века, Музей искусств Гонолулу.
Ян Хуа (Hua Yen) — Sotheby’s
Лист с драконом из «Альбома животных» Хуа Яня (Hua Yen)
Хуа Янь. Снег на горе Тянь
Бянь Шоуминь (1684-1752) первый из «янчжоуских чудаков».
«Китайский окунь». Бянь Шоуминь
Ло Пинь (1733 — 1799) жил и работал Янчжоу в провинции Цзянсу. Его псевдоним был «Два пика» и «Монах Храма Цветов». Он разработал уникальный стиль. Он писал людей, буддийские изображения, сливы и бамбук, цветы и пейзажи. Ло Пинь отказался от государственной службы, и жил в бедности продажей картин. Он был младшим из восьми Чудаков Янчжоу.
Ло Пинь . Призраки
Ван Шишен (1686-1759) Wang Shishen был родом из провинции Аньхой при династии Цин. Он принадлежит так же к этой группе художников. Он считается величайшим художником в изображении сливы.
class=»size-full wp-image-6315″/> Ван Шишен Пейзажи и цветы[/caption]
Ван Шишен .Альбом цветов
Гао Сян был потомственным жителем Янчжоу и так же принадлежал к этой группе. Создавал в основном пейзажи — шань-шуй (хуа) ), «живопись с изображения гор и вод», которым были присущи лаконичность, умозрительность и отстраненный интеллектуализм.
К группе «Янчжоуских чудаков» принадлежал и Ли Шань (1686-1762). Его картины отличает высокое мастерство. Как художник он испытал сильнейшее влияние Ши Тао.
Ли Шань Цветок лотоса Цин
Хуан Шен (1687-после 1768), уроженец провинции Фуцзянь, писал пейзажи в стиле художников династии Юань Хуан Кунг-Вана и Ни Цзяня. Он тоже относится к «Янчжоуским чудакам».
Также он писал на буддийские и даосские сюжеты.
Он стал известен благодаря своим инновациям в живописи. Хоть и «безудержный» в живописи, как считали некоторые критики, его стиль все еще сохраняет ауру элегантности.
Чжэн Се 1693 — 1765 из семьи бедных художников-литераторов из Синхуа ( Цзянсу ), он получил образование в семье. В возрасте тридцати девяти лет получил должность провинциального чиновника в 1732 году. Четыре года спустя он сдал государственные экзамены и получил повышение. Однако спустя 12 лет он стал критиковать жизнь чиновников. Он ушел в отставку. После отставки он посвятил себя творчеству и стал одним из восьми эксцентриков Янчжоу, Он прославился живописью орхидей, бамбука и камней. В 1748 году он возобновил официальную карьеру в качестве «официального художника и каллиграфа» для императора Цяньлуна.
Каллиграфическая работа Чжэн Се, выставленная в Музее Шаньдун
Он также был каллиграфом, создавшим новый стиль каллиграфии, под влиянием своих рисунков орхидей.
Чжэн Се. Орхидеи и бамбук
В дополнение к каллиграфии он проявил интерес к литературе и поэзии, предпочитая писать о простых людях в естественном стиле.
Источник