- Картина Водяные лилии (Кувшинки) — описание серии картин Клода Моне
- История создания
- Автор
- Самые известные «Кувшинки»
- Белые кувшинки
- Водяные лилии в розовом
- Голубые кувшинки
- Пруд с водяными лилиями
- Зеленые отражения
- Интересные факты о цикле и авторе картин
- Дюжина самых дорогих картин Клода Моне
- 1. Клод Моне. Стога сена, 1891
- 2. Клод Моне. Кувшинки в цвету, 1914–1917
- 3. Клод Моне. Стог сена, 1891
- 4. Пруд с водяными лилиями, 1919
- 5. Пруд с водяными лилиями, 1917-1919
- 6. Водяные лилии, 1906
- 7. Водяные лилии, 1905
- 8. Водяные лилии, 1905
- 9. Железнодорожный мост в Аржантее, 1873
- 10. Здание парламента, на закате, 1900-1901
- 11. Водяные лилии, 1904
- 12. Большой канал, 1908
- 13. Мост Ватерлоо в пасмурную погоду, 1904
Картина Водяные лилии (Кувшинки) — описание серии картин Клода Моне
Пейзажные картины Кувшинки (Водяные лилии), авторства Клод Моне, представляют собой цикл, объединяющий 250 полотен. Это произведение занимает центральное место в последнем тридцатилетии творчества прославленного художника-импрессиониста.
История создания
Клод Моне работал над циклом Кувшинки в 1914-1918 гг. Жанрово картина являет собой один из ярчайших образцов импрессионизма. Замысел полотна пришел к художнику сразу после переезда в усадьбу Живерни. Он всегда увлекался, цветоводством – собственное поместье с просторным палисадником было давней мечтой живописца. Там Клод Моне обустроил сад с прудом: вдоль берега цвели ирисы, над водой раскинулся мостик, а в самом пруду плавали водяные лилии.
После того, как первая картина была впервые представлена в 1919 г., все холсты решено было разместить в музее Оранжери (Тюильри). Под «Кувшинки» было отведено две большие овальные комнаты.
Клод Моне сам активно участвовал в оформлении помещений под свои произведения. Картины покрывают стены комнат практически полностью. Однако, выставка произведений «Кувшинки» в этом музее прошла только в мае 1927 г., после смерти автора. 12 холстов до сих пор хранятся в Оранжери, остальные – в разных музеях и галереях по всему миру. В 1999 г. для масштабной выставки из разных стран было собрано еще около 60 произведений цикла водяные Кувшинки.
Автор
Оскар Клод Моне родился в Париже, в ноябре 1840 г. Отец будущего художника был бакалейщиком и видел сына продолжателем семейного дела. В 1845 г. Клод Моне с семьей перебралась в Гавр (Нормандия). Там он окончил школу и, еще в юные годы, приобрел славу карикатуриста. Вскоре Клод Моне стал брать заказы на карикатурные портреты. Он окончательно решил посвятить себя изобразительному искусству.
Клод Моне уезжает в Париж. Родители надеялись, что он получит образование в Школе изящных искусств, но сам художник отказался поступать в учебное заведение. Клод Моне проводил большую часть свободного времени «Кабачке мучеников», где собирались художники нового направления. В 1860 г. Клод Моне отправился на службу в Алжир, но уже в следующем году тетка откупила его от военной повинности.
В первой половине 1960-х годов художник завершает свое обучение живописи. Сначала Клод Моне проходит несколько курсов в институте, на факультете искусств, затем – учится в Студии живописи Шарля Глейра. В 1970-х Клод Моне путешествует – сначала посещает Англию, затем Нидерланды. Наконец, в 1883 г. художник окончательно оседает во Франции, в поместье Живерни. Умер Клод Моне в 1925 г., в Париже.
Самые известные «Кувшинки»
Наиболее известными считаются «Кувшинки», хранящиеся в Оранжери. Впрочем, многие искусствоведы воспринимают весь цикл как единое целое. Почти все картины имеют общее построение композиции и отличаются лишь оттенками и расположением цветов и волн. Объединяет их еще и то, что большинство цветов изображено в движении, и в качестве отражения.
Белые кувшинки
Композиция этой картины, написанной в 1899 г., немного сложнее, чем у большинства других из цикла. На полотне «Белые кувшинки» виден мостик, сквозь густые деревья проглядывает небо. В центре композиции Клод Моне поместил медленно проплывающие под мостиком белые лилии. Размер холста — 89×93, хранится он в Пушкинском музее.
Водяные лилии в розовом
Эта работа серии водяные лилии «Кувшинки» получила свое название из-за розоватого оттенка цветов, окрашивающего их отражения в воде в ало-сиреневый цвет. Композиция картины – одна из самых статичных – цветы на ней прорисованы четче, чем на других. Написаны «Водяные лилии в розовом» в 1898 г., размеры полотна – 81×100. Выставляется произведение в Национальной галерее современного искусства, в Риме.
Голубые кувшинки
На этом полотне, точная дата создания которого неизвестна, ярче всего прорисованы кувшинки, как отражения в воде. На самом деле цветы в композиции – белые, но водяная гладь придает им голубой оттенок. Кувшинки будто тонут в воде, проплывая по ветру. Размеры картины — 200×200, хранится она в парижском музее Д’Орзе.
Пруд с водяными лилиями
Картина, называющаяся иначе «Японский мостик» — первая из серии, созданная в 1899 г. На ней, одной из немногих в цикле, видно деревья не в отражении пруда. В центре композиции – голубовато-серый мостик в азиатском стиле, утопающий в зелени деревьев и кустов. Под ним – медленно проплывающие голубоватые кувшинки. Размеры картины — 90×90, хранится она в музее Принстонского университета.
Зеленые отражения
Поздняя работа цикла «Кувшинки, написанная в 1926 г. Полотно имеет горизонтально вытянутую форму, размеры картины — 200×850 см. Главное в этом произведении – зеленовато-синяя вода, из глади которой виднеются бледно-голубые и розоватые кувшинки. Особое внимание в композиции Клод Моне уделил движению волн. Находится это полотно в Оранжери.
Картины Кувшинки считаются одним из самых знаменитых произведений в жанре импрессионизма. На этих полотнах Клод Моне идеально передает игру цветовых оттенков и переливов света в лепестках цветов и их отражениях в водной глади. Все картины имеют большие размеры и относятся к жанру пейзажа.
Интересные факты о цикле и авторе картин
Клод Моне признан одним из величайших живописцев XX века. А картины цикла «Кувшинки» — одним из важнейших достижений живописи модернистского направления. Несколько интересных фактов об авторе и произведении:
- Само название жанра – «импрессионизм» — было взято у одной из известнейших картин, которую написал Клод Моне – «Впечатление. Восходящее солнце».
- Все свои картины художник писал исключительно при дневном освещении.
- Во время написания полотен «Кувшинки» садовникам приходилось не раз пересаживать цветы, чтобы добиться расположения, которого хотел автор.
- В 1912 г. Клод Моне практически потерял зрение из-за катаракты, перенес операцию и после этого видел некоторые цвета искаженными – это отражают поздние картины цикла.
Кувшинки до сих пор пользуются огромной популярностью, как украшение интерьера – уникальные переливы цвета позволяют полотнам оживить любую обстановку.
Источник
Дюжина самых дорогих картин Клода Моне
1. Клод Моне. Стога сена, 1891
на масштабной выставке Моне в Париже в 1891 году — и влюбилась в картину. Год спустя она приобрела работу у дилера Поля Дюрана-Рюэля. В том же году она собиралась продать шедевр парижскому музею , но передумала. «Стога сена» вместе с восемью другими работами из этой серии отправились с ней в Соединенные Штаты.
На протяжении всей своей жизни миссис Палмер оставалась восторженным поклонником творчества Моне. Помимо « Стогов сена» она владела четырьмя « Тополями», тремя « Руанскими соборами» и тремя пейзажами из серии « Утро на Сене». После смерти Берты Палмер вся коллекция работ XIX века стала частью собрания её сына и невестки — Оноре и Грейс Палмер.
О серии картин « Стога сена»: Фермерское поле со стогами располагалось сразу за садом Клода Моне в Живерни. На самом деле изображенные конструкции — это не сложенное сено , а зернохранилища , накрытые коническими крышами. Эти соломенные крыши защищали зерно от влаги и грызунов до самой весны.
В 1890 году Моне 50 лет — и он каждый день в течение полугода ( с августа по январь) уходит в поле к западу от своего сада , чтобы совершить одну из самых важных живописных революций. Стога — это первая созданная Моне серия из огромного количества полотен , начало той особой живописной формы , в которой художник будет работать потом в Лондоне , в Руане. «Когда я начинал , все было как всегда. Я думал , что достаточно два холста — один для пасмурного дня и один для солнечного» , — рассказывал позже Моне. Когда свет поменялся , он взял еще один холст , потом еще один. К концу января завершенных картин было 25.
Писатель Октав Мирбо , друг Моне , увидел в этой серии грандиозный эффект , выходящий далеко за границы фермерского поля в Живерни. «Это разные состояния сознания планеты, — писал он. — Это драма земли».
Сегодня , чтобы увидеть как можно больше состояний сознания планеты , нужно ехать в Америку , Чикаго и Бостон. Практически вся серия Моне была раскуплена американцами.
2. Клод Моне. Кувшинки в цвету, 1914–1917
Продажа: Christie’s , 8 мая 2018 года
Цена: $84,69 млн
Провенанс: коллекция покойного банкира Дэвида Рокфеллера. Дэвид Рокфеллер Старший был влиятельным американским банкиром , государственным деятелем и глобалистом , внуком нефтяного магната и первого в истории долларового миллиардера Джона Д. Рокфеллера.
Картина Моне в собрании банкира появилась благодаря Альфреду Барру , первому директору MoMA. Тот , согласно семейной легенде , как-то раз в 1948 году вместе с супругой нанес светский визит Рокфеллерам и поразился картинам , которые украшали гостиную. Посредственные работы рядовых художников XVIII века в доме магната?! Вскоре начался отсчет новым работам в собрании Дэвида Рокфеллера и его жены Маргарет ( Пэгги). В 1956 году с подачи Барра Рокфеллеры стали обладателями картины Моне — его поздних « Кувшинок…». Продавцом картины выступала галерея Knoedler & Co ( о ней скажем ниже), получившая работу в 1955 году от прежних владельцев — парижской Galerie Katia Granoff. А уж им картина досталась от сына художника — Мишеля Моне. Работа прибыла из Живерни.
3. Клод Моне. Стог сена, 1891
Продажа: Christie’s , 2016 год.
Цена: $81 447 500
Провенанс: В начале 1891 года Моне пригласил в Живерни Поля Дюран-Рюэля, чтобы показать новую серию работ — стога сена в разное время года , при разной погоде и разном освещении. Решено было устраивать выставку. Успех был грандиозным: большинство картин были куплены здесь же , в галерее Дюран-Рюэля , впервые Моне получал по несколько тысяч франков за одно полотно.
Первым владельцем этой картины стала легендарная американская галерея Knoedler & Co , старейшая и известнейшая , она появилась в Нью-Йорке до всех американских музеев и крупных коллекций. Основанная в Америке в 1848 году , на тогда еще провинциальном рынке искусства , Knoedler & Co была сначала филиалом французской галереи Goupil & Cie. Позже Майкл Нойдлер ( Michael Knoedler), руководитель американской ветви , выкупил филиал и стал владельцем.
Когда агент американской галереи приехал к Клоду Моне смотреть « Стога», художник предложил пять на выбор и сопроводил демонстрацию очень редким для него признанием: «Я верю в то , что преуспел , а я нечасто говорю это о своей работе» . Картина сменила еще нескольких владельцев в Америке , Швейцарии и Франции , прежде чем в 2016 году установила новый для Моне аукционный рекорд.
Knoedler & Co уже в XXI веке оказалась в центре серьезного скандала: сразу несколько коллекционеров , купивших в галерее картины Марка Ротко и Джексона Поллока за круглые миллионные суммы , обнаружили , что владеют мастерскими подделками. Самая старая и значительная галерея Америки закрылась в 2011 году.
4. Пруд с водяными лилиями, 1919
Продажа: Christie’s , 2008 год.
Цена: $80 451 178
Провенанс: картину из рук самого художника получили владельцы парижской галереи « Бернхайм-Жен», братья Жосс и Гастон Бернхайм-Жен. Каждые выходные , уезжая на лимузине в свой загородный дом на морском побережье , Бернхаймы заезжали по пути в Живерни , позавтракать с Моне , посмотреть на его новые картины , выбрать несколько для покупки , а на обратном пути завозили Клоду свежие креветки , которые тот очень любил. Сын Жосса Бернхайма Анри вспоминал позже , что иногда его отец складывал в ящик , прикрепленный к крыше лимузина , картину из своей личной коллекции — показать Моне и насладиться его реакцией.
Владельцами картины были позже Мари-Луиз Дюран-Рюэль и Нортон Саймон , чья частная коллекция стала основой художественного музея в Пасадине ( Калифорния). Покупатель , заплативший за картину рекордные 80 млн., участвовал в аукционе 2008 года по телефону и пожелал остаться неизвестным.
О картине: Это полотно не случайно в течение 8 лет возглавляло список самых дорогих картин Моне , проданных с аукционов. «Пруд с водяными лилиями» — одна из четырех масштабных работ ( размер 1×2 метра), которые Моне выполнил как эскизы ( при этом вполне доработанные и завершенные) к своему проекту « Декорации». Одна из них находится в музее Метрополитен в Нью-Йорке , вторая была продана за 12 млн. долларов с аукциона в 1992 году , а третья сохранилась в виде двух кусков — кто-то из неразборчивых обладателей решил из одной картины сделать две поменьше. Эта четвертая.
Слово « декорации» впервые прозвучало именно по отношению к этой картине и трем работам из того же цикла. А неистовство , отчаяние и гордость художника , мечтающего подарить своей стране к окончанию Первой мировой войны нечто великое , проявились сначала на этих подготовительных картинах , а позже — убаюканные и пережитые — стали мощным источником вдохновения для гениальных панно , которые сейчас находятся в музее Оранжери.
5. Пруд с водяными лилиями, 1917-1919
Продажа: Sotheby’s , 2021 год.
Цена: $70 353 000
Провенанс: после смерти Моне в 1926 году у его сына и единственного прямого наследника Мишеля осталось более 500 работ , в том числе почти 200 поздних картин художника. В последующие десятилетия Мишель продавал работы своего отца — дилерам , галереям — так случилось и с этой работой. Далее картина меняла владельцев. Она имеет ясный провенанс , и среди ее обладателей — известный Голливудский и Бродвейский продюсер Рей Старк. До последней продажи полотно сменило владельца в 2006 году.
О картине: похоже , «Пруд с водяными лилиями» — еще один представитель проекта « Декорации», подготовительная работа к эпохальным панно , которые показывают в музее Оранжери. Эта работа будет включена в готовящийся цифровой каталог-резонне Клода Моне — отмечают на сайте аукциона.
6. Водяные лилии, 1906
Продажа: Sotheby’s , 2014 год.
Цена: $54 071 001
Провенанс: Поль Дюран-Рюэль — талантливый маршан и главный меценат импрессионистов в то время , когда еще никто их не покупал. Несколько десятков лет он оставался абсолютным монополистом на покупку картин Клода Моне , выплачивая ему кроме стоимости картин еще и дополнительную ренту , чтобы оставить за собой все права на картины и предотвратить безоглядные грошовые продажи ради куска хлеба. Но когда , наконец , к Моне пришла слава , монополия Дюран-Рюэля закончилась. Когда в 1909 году Дюран-Рюэль решил устроить в своей галерее выставку Моне под названием « Водяные лилии», художник долго увиливал , спрятался в Венеции , а потом объявил , что если Поль хочет выставку — пожалуйста , но только пусть выкупит для нее все необходимые картины. Столько денег у Дюран-Рюэля не было — и он предлагает братьям Бернхайм купить будущую экспозицию напополам. Так и вышло , что эта картина сначала принадлежала двум галереям: Дюран-Рюэля и братьев Бернхайм-Жен , и только позже Поль выкупил ее для своей галереи , а затем и в личную коллекцию. Новый владелец , как и два предыдущих , пожелал остаться неизвестным.
О картине: В действительном на сегодняшний день топ-10 самых дорогих картин Клода Моне — пять картин с водяными лилиями. Все они написаны в те годы , когда Моне было далеко за 60 , а чаще — за 70. Не многие художники-импрессионисты в старости ( почти все дожили до седин , букета болезней и запоздалого признания) смогли совершить по-настоящему новаторский и мощный переворот по отношению к себе молодому и по отношению к искусству в целом. Моне один такой.
Из этих бесконечных зарисовок пруда постепенно и настойчиво испаряется предметность: нет первого , второго и последующих планов , нет источника света и перспективы , сами лилии — как маячки , за которые цепляется взгляд. Но настоящий повод , смысл и сюжет — переменчивая , манящая глубина воды. Арт-дилер Рене Гимпель вспоминал , как впервые увидел вблизи сразу много картин с кувшинками Моне: «В этой бесконечности воде и небу не было начала и конца. Это было , как если бы мы присутствовали на одном из первых часов рождения мира» .
7. Водяные лилии, 1905
Продажа: Sotheby’s , 2015 год.
Цена: $54 010 000
Провенанс: В истории продаж этой картины — традиционный для поздних работ Моне зачин: совладельцами и первыми покупателями были галереи Дюран-Рюэля и Бернхайм-Жен. Они продали полотно в Кунстхаус Цюриха , потом 20 лет им владели швейцарские коллекционеры Эмиль и Альма Штауб-Терлиндер , а еще спустя 20 лет картина попала в собрание одной из самых влиятельных и скандальных галерей в мире — галереи Вильденштейн. Это целое поколение арт-дилеров , представители которого кроме чистой коммерции всегда проводили титаническую исследовательскую работу. Внук основателя арт-династии Даниэль Вильденштейн признан во всем мире как ученый , составивший самый полный каталог работ Моне , писем и документальных свидетельств его жизни. Нью-йоркское отделение галереи со временем начало специализироваться на продажах , а парижское отделение было переименовано в Институт Вильденштейн , там хранятся больше 100 тысяч фотографий произведений искусства и обширные архивы. Говорят , когда в ХХ веке умирал какой-то художник , представитель галереи оказывался в его доме раньше , чем врач или нотариус.
Из галереи картина « Водяные лилии» была продана в частную коллекцию в 1955 году и с тех пор ни разу нигде не появлялась. Новый владелец , заплативший за картину 54 млн., проживает в Америке и пожелал остаться неизвестным.
О картине: Даниэль Вильденштейн , изучивший столько работ Моне , что равных ему знатоков в мире еще не было и вряд ли будут , утверждал: с 1905 по 1907 год в творчестве художника происходит самый важный перелом и самая глубокая трансформация. Именно в 1905 из его пейзажей впервые уходит перспектива и линия горизонта. Это взгляд человека , низко опустившегося над водой и всматривающегося в движение всей этой тяжелой массы. Картины 1905 года покрыты плотным , насыщенным красочным слоем , вода на них редко отражает светлое небо , не блестит и не переливается. Это вода-пропасть , вода-бездна.
8. Водяные лилии, 1905
Продажа: Christie’s , 2012 год.
Цена: $43 762 500
Провенанс: Картину , как и десятки других изображений водных лилий , купили совместно галереи Поля Дюран-Рюэля и братьев Бернхайм-Жен для выставки Клода Моне. Уже через год полотно оказалось в Америке у частного покупателя , сменило еще нескольких владельцев и вело вполне скучную и традиционную жизнь шедевра. Вплоть до последней продажи , состоявшейся в 2012 году на аукционе Christie’s.
В тот год многие американские миллионеры расстались с жемчужинами своих коллекций. Американское налоговое законодательство ужесточилось — и богачи решили избавиться от некоторых шедевров , чтоб не разориться на их хранении. С того же аукциона , что и данная картина Моне , ушли две работы Марка Ротко и один из вариантов « Крика» Эдварда Мунка. Но хозяйка « Водяных лилий» вовсе не собиралась сэкономить на этой продаже , напротив , она занималась благотворительностью. С 1979 года владельцами « Водяных лилий» были Этель Стронг Аллен и ее муж Герберт Аллен. В 2012 году уже бывшая вдовой Этель умерла — и завещала эту картину Моне ( и еще по одному полотну Сислея и Писсарро) частной школе Hackley в Нью-Йорке , где учились три поколения ее семьи. Не сразу пришедший в себя директор школы предположил , что это пожертвование должно побить все рекорды благотворительных взносов , когда-либо преподнесенных учебным заведениям Нью-Йорка. Деньги , конечно же , пошли на развитие образовательных программ.
О картине: Выставка 1909 года в галерее Поля Дюран-Рюэля была рекордной: никогда еще столько изображений одного и того же мотива не собиралось в пределах одной экспозиции. На стенах галереи — только водная поверхность и цветы на ней , 48 картин из серии « Кувшинки» и в том числе эта , написанная в 1905 году. И никогда раньше Моне не получал столько лестных отзывов. Критики захлебывались от восторга и сравнивали серию картин Моне то с последними квартетами Бетховена , то с фресками Микеланджело в Сикстинской капелле. Для посетителей и коллекционеров эта выставка тоже оказалась удивительным шансом — после нее художник написал еще больше ста картин с изображением пруда в Живерни , но ни одну из них больше не захотел показать на выставке или продать. Практически все они после смерти художника попали в музеи.
9. Железнодорожный мост в Аржантее, 1873
Продажа: Christie’s , 2008
Цена: $41 480 000
Провенанс: Трудно себе представить более грандиозное начало для провенанса — эта картина была представлена на Второй выставке импрессионистов в 1876 году. Именно об этой выставке критик Альбер Вольф писал: «Я лично знаком с некоторыми из этих несносных импрессионистов. Все они очаровательные молодые люди , искренне убежденные в своей правоте и воображающие , что нашли собственный путь в искусстве. Общение с ними вызывает такую же скорбь , какую я испытал недавно , поглядев в Бисетре на беднягу сумасшедшего. Зажав в левой руке лопату , он упер один ее конец себе в подбородок наподобие скрипки и водил по ней палкой , словно смычком , уверяя окружающих , что исполняет „Венецианский карнавал“ — вещь , которая , по его словам , принесла ему бешеный успех среди знатоков. Следовало бы поставить этого виртуоза перед входом на выставку — тогда балаган на улице Ле-Пелетье обрел бы полную завершенность» .
Первым владельцем картины стал оперный певец , знаменитый Жан-Батист Фор, один из немногих в те годы любителей новой живописи. Он купил полотно на знаменитом провальном аукционе в отеле Друо , где художники-импрессионисты решили продать по несколько полотен и заработать по несколько сотен франков на хлеб. Покупатели не сильно спешили платить , несколько картин купили ради рам. Но Фор и еще Гюстав Кайботт спасли ситуацию — купленные ими картины позволили хотя бы окупить затраты на холст и краски.
У картины внушительный список продаж и приобретений. Новый владелец , заплативший за полотно рекордный на тот момент для Моне 41 млн., пожелал остаться неизвестным.
О картине: В списке самых дорогих картин Моне эта — самая ранняя. Работы импрессионистов этого периода чаще хранятся в музеях и несут особую историческую ценность: наполняют залы лучших мировых выставок необузданной и витальной энергией грандиозного переворота в мировой живописи. Такой пейзаж
10. Здание парламента, на закате, 1900-1901
Продажа: Christie’s , 2015
Цена: $40 485 000
Провенанс: Поль Дюран-Рюэль с нетерпением ждал возвращения Моне из Лондона с обещанными видами на Парламент и два моста через Темзу. Ждал еще в 1900 году. Но художник не доволен набросками , он снова намерен ехать в столицу Великобритании через год. И снова не доволен. Еще несколько лет он дорабатывает эскизы в мастерской. Дюран-Рюэль получит обещанные лондонские циклы только в 1904 , но ожидание возместится сполна — уже через неделю картина « Здание парламента , на закате» будет продана. Она побывает с тех пор в частных коллекциях в Гавре , Париже , Нью-Йорке и Японии. Предпоследний владелец , британский магнат и владелец нескольких топовых брендов одежды , Филипп Грин купил эту картину в 2001 году за 14 млн., а продал спустя 14 лет за 40 млн.
О картине: «Погода меняется постоянно из-за облаков и сильного ветра… Эти эффекты превосходны , но они длятся не более 5 минут , и это сводит меня с ума. Нет более неподходящей для художника страны , чем эта» , — жаловался в письме из Лондона Моне. По утрам из гостиничного номера он писал мосты Ватерлоо и Чаринг-Кросс , во второй половине дня отправлялся в больницу Сент Томас , где ему с удовольствием предоставили террасу для ежедневных пленэров. Моне одновременно работает над 65 холстами — «гораздо больше , чем я смогу закончить», — но иначе невозможно , состояния природы и солнечные моменты сменяют друг друга с невероятной скоростью. Самый бесценный и дерзкий эффект именно этой картины — яркое красное свечение , прорывающееся между облаками и написанное одним взмахом кисти.
Сегодня из всей серии « Здание парламента» только 5 картин ( включая эту) находятся в частных коллекциях , а остальные 14 — в собраниях музеев: Метрополитен в Нью-Йорке ( 1), парижский д’Орсэ ( 1, 2), Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина в Москве ( 1) и других.
11. Водяные лилии, 1904
Продажа: Sotheby’s , 2007 год.
Цена: $36 724 350
Провенанс: Гюстав Жеффруа был одним из тех нескольких отважных критиков , которые первыми разглядели гениев в Клоде Моне , Огюсте Ренуаре и Поле Сезанне. Он отваживался писать восторженные рецензии на их работы в то время , как большинство зрителей и критиков называли это мазней и смеялись. Однажды Моне сел и написал письмо-благодарность критику газеты « Жюстис» за положительный отзыв , а много лет спустя познакомился с ним совершенно случайно , в Бель-Иле , куда оба приехали за вдохновением в 1886-м. С тех пор Жеффруа и Моне стали друзьями , а Гюстав — первым биографом , написавшим о жизни художника прямо с его слов и многословных , увлекательных писем.
Эта картина провела у Жеффруа три загадочных года. В аукционном провенансе указано: мол , была дана самим художником ему взаймы. Что бы это ни значило , три года Жеффруа наслаждался живописью , которую искренне любил. Потом картина недолго принадлежала сыну Клода Моне Мишелю и затем очень долго , почти столетие , неизвестному коллекционеру , потомки которого и продали ее в 2007 году.
О картине: Когда в 1900-х Моне работал над своим любимым мотивом , он еще не думал о «Декорациях» и об овальном зале музея , стены которого полностью покроются водными пейзажами без берегов и границ. Художник робко фантазирует о человеке , который бы захотел окружить себя « Кувшинками» в собственном доме: «Я бы хотел использовать тему водяных лилий для украшения гостиной: располагаясь вдоль стен , окутывая весь интерьер целиком , он будет производить иллюзию бесконечного целого , водной поверхности , без горизонта и без берега. Нервы , расстроенные работой , обретут здесь свой покой , следуя примеру стоячей воды. А если бы кто-нибудь пожил в этой комнате , она бы стала его убежищем для спокойной медитации в центре цветущего аквариума…» Наверняка , человек , заплативший 36 миллионов за это полотно , каждый вечер успокаивает расстроенные работой нервы , глядя на эту стоячую воду.
12. Большой канал, 1908
Продажа: Sotheby’s , 2015 год.
Цена: $35 567 406
Провенанс: Как же страдал Моне , когда узнавал о продаже своих работ « варварам», непонятным , шумным , щеголяющим пачками денег американцам. Но Дюран-Рюэль с патриотическими чувствами Моне не церемонился. Бывало , что целая выставка из его галереи разъезжалась по домам богатых американских поклонников импрессионизма. Первый владелец этой картины из венецианского цикла — Хант Хендерсон — был сахарным магнатом из Южного Орлеана и собрал лучшую на юге Америки коллекцию произведений искусства ( Ренуар , Дега , Пикассо , Джорджия О’Киф). Пока Хендерсон собирал вполне уже привычных и любимых в Америке импрессионистов , ему , как учредителю и попечителю Isaac Delgado Museum of art ( нынешний Художественный музей Нового Орлеана), и его завидной коллекции были несказанно рады в музее и любезно предлагали устраивать выставки. Но со временем Хант начал пугать директора музея своими неожиданными художественными вкусами и приобретениями: Пикассо для городского музея — это уж слишком. Сахарный магнат Хендерсон не церемонился — забрал все свои картины домой , развесил по стенам и передал по наследству детям. Сейчас , когда на аукционе появляется картина из собрания Ханта Хендерсона , это событие вызывает невероятный ажиотаж и рекордные ставки.
О картине: Уезжая в 1908 году в Венецию , 68-летний Моне ворчал , что придется покинуть Живерни , где ему и так неплохо пишется. Но этот город бросил художнику вызов — знаменитая венецианская дымка , окутывающая каждый предмет , здание , воду , небо была новым измерением , в котором он напишет свой цикл. Теперь один и тот же вид меняется не в зависимости от времени суток , как это было в «Стогах» или « Руанском соборе» — Моне пишет Большой канал в одно и то же время суток , ровно по 2 часа каждый день , и каждый раз свет преломляется сквозь эту невидимую оболочку-дымку по-разному. Время дня перестало быть тем фактором , который влияет на изменчивость мотива. Здесь свет , отражаясь от огромной водной поверхности , словно разжижает старинные каменные стены.
Моне привез из Венеции 37 полотен и еще три года никому их не показывал и дописывал в мастерской.
13. Мост Ватерлоо в пасмурную погоду, 1904
Продажа: Christie’s , 2007
Цена: $35 539 140
Провенанс: В галерее Поля Дюран-Рюэля лондонский цикл Моне долго не задержался. Этот вид на мост Ватерлоо купил русский банкир и страстный коллекционер Михаил Рябушинский. Ему было слегка за 20 , когда он начал собирать живопись в своем особняке , ему было 29 , когда его коллекция насчитывала сотню шедевров и когда он купил « Мост Ватерлоо» Клода Моне. Ему было 37 , когда в России произошла революция. Часть коллекции Рябушинский спрятал у себя дома , а часть отдал на хранение в Третьяковскую галерею. Бывший русский промышленник и банкир эмигрировал в Англию , а его коллекция разошлась по музеям: Третьяковская галерея , Русский музей , Государственный музей им. Пушкина. А вот « Мост Ватерлоо» оказался в галерее вездесущих Вильденштейнов.
Картина выбирала себе во владельцы исключительных личностей: сэр Александр Корда — первый в истории Великобритании режиссер , получивших рыцарское звание и снявший фильм « Рембрандт» ( 1936), который даже сегодня называют лучшей историей жизни художника в кино.
Корда купил картину в галерее Вильденштейн , а за несколько лет до смерти подарил еще одной знаменитости. Доктор Генри Лакс был кардиологом-новатором , изобрел тест для выявления атеросклероза и провел важное исследование по диабету , например.
О картине: Клод Моне приехал в Лондон вместе с женой Алисой , чтобы навестить сына , сделал несколько набросков и понял , что вернется сюда снова. Раскрывая по утрам окно гостиничного номера в Savoy , он видел с одной стороны мост Ватерлоо , а с другой — мост Чаринг-Кросс. Как раз за мостом Ватерлоо каждое утро вставало солнце , если оно , конечно , в этот день было видно. Разумеется , Моне помнил о Тернере с его световыми эффектами , он восхищался поэтичными и почти абстрактными ноктюрнами Уистлера, его сводила с ума переменчивая лондонская погода — писать этот город было невероятно сложно и до изнурения захватывающе. Из Лондона в Живерни измотанный и больной Моне вез 8 ящиков холстов , 80 штук сплошных набросков — и ни один не закончен. На просьбы Дюран-Рюэля продать ему хоть одну картину из лондонской серии Моне резко отвечает: никаких продаж! Ему необходимо , чтобы все холсты были перед глазами в мастерской , только так , работая со всеми сразу , он сможет их завершить. Через пару лет.
Источник