Этикет питья
Всевышний создал воду, как основу существующей на планете жизни. В Коране сказано: «Я создал все живое из воды». Будьте благодарны Всевышнему за величайшую милость, посланную им. Исламский этикет предписывает выполнять правила употребления живительной влаги, известные еще со времен Пророка Мухаммада.
Общие правила
Если вы хотите соблюсти этикет питья, не употребляйте кипяток или, наоборот, ледяную воду. Говорится: «Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, запретил есть горячую пищу». Аналогичное правило действует в отношении любой жидкости. Организму принесет больше пользы вода комнатной температуры .
Также запрещается во время питья дышать или дуть в стакан. Если внутрь попала какая-либо соринка, ее не нужно сдувать. Слейте жидкость и наберите новую, чистую. В хадисах сказано: «Если кто-либо из вас пьет воду, то пусть не дышит в посуду». Мусульманский этикет запрещает пить напитки из общей посуды: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил пить из горлышка бурдюка». Кроме того, нельзя выливать чистую воду напрасно, ведь сказано: «Ешьте и пейте, но не расточительствуйте».
Сунной считается, если вы угощаете водой братьев по вере. Но делать это также следует по определенным правилам. Раздавая кружки, начинайте с правой руки и подавайте ей же . В хадисах сказано: «Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, в еде, питье и одевании предпочитал начать с правой стороны».
Исключение можно сделать лишь в том случае, если с левой стороны сидят почтенные люди, а верующие, сидящие справа, не возражают, что их напоят после. В этом случае можно начать раздачу слева. В хадисах описан следующий эпизод: «Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, предложили выпить воду. Он выпил и спросил юношу, который стоял справа от него: «Юноша, ты разрешишь мне подать воду вначале старикам, которые стоят слева?». Тот ответил: «О, Посланник Аллаха, я хотел первым выпить из посуды, которой ты коснулся устами, а не отдавать другим». Тогда Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, подал воду этому юноше».
Во время раздачи пейте в последнюю очередь. Сначала напоите всех присутствующих, ведь сказано: « Тот, кто поит группу людей, сам пьет воду последним ».
Правила во время питья
Нельзя пить, не сказав « бисмиллях »: «Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, пил воду в три приема: вначале произносил «бисмиллях», а при выдохе, отрывая губы от воды, воздавал хвалу Аллаху, и это повторялось трижды». После того, как закончите, нужно сказать «альхамдулиллях».
Важно употреблять только чистую жидкость. Она приносит пользу организму, и ее питье считается сунной. Исламский этикет предписывает пить сидя. Не следует делать это стоя. В хадисах говорится о вреде этого: «Если бы пьющий воду знал, какой вред приносит желудку, то, несомненно, его бы вырвало обратно». Когда вы пьете сидя, вы помогаете своему организму. Только в особых случаях разрешено сделать исключение: «Некоторые считают неподобающим пить воду стоя. Однако я сам видел, как посланник Аллаха пил воду стоя».
Не пейте залпом, делайте это размеренно. Глотайте напиток в 3 захода, так он усвоится лучше. Посланник Аллаха говорил: «Не пейте залпом, подобно верблюду, пейте, отрываясь два-три раза, произносите перед питьем «бисмиллях» в начале каждого из трех приемов и «альхамдулиллях» после каждого раза».
Держите стакан правой рукой: «Ешьте и пейте правой рукой, поистине шайтан есть и пьет левой рукой». Не торопитесь, глотайте жидкость небольшими порциями медленно и тихо. Пророк Мухаммад сказал: «Пейте воду всасывая, а не вливая – от такого питья может заболеть печень». Всегда выпивайте содержимое стакана до конца. Лучше налейте себе чуть меньше, чтобы не оставлять жидкость на дне.
Кроме чистой воды мусульманский этикет одобряет употребление молока. Его любил пить Посланник Аллаха. Говорится: «Если кто-либо из вас принимает пищу, то пусть он скажет: «О мой Аллах, вложи в это благословение и дай лучшее». Но если Аллах дал молоко, пусть скажет: «О Аллах, Ты вложи в него благодать и одари нас еще лучшим!». Если он пьет молоко, то пусть скажет: «О Аллах, сделай его для нас благодатным, приумножь его, и нет ничего, что бы так же заменяло и пищу, и питье, как молоко». После употребления молока необходимо сделать глоток воды и прополоскать горло, поскольку в напитке содержится жир.
Из какой посуды разрешено пить
Этикет питья предполагает соблюдение правил использования посуды. Можно наливать напиток в фаянсовые, стеклянные, фарфоровые или медные стаканы. А вот использование золотой или серебряной посуды порицается. Не нарушайте это правило, если не хотите прослыть заносчивым. Сказано: «Пророк Мухаммад запретил нам носить шелка и пить воду из золотой и серебряной посуды».
Посланник Аллаха говорил: «Тот, кто пьет из золотой или серебряной посуды, подобен тому, кто наполняет свой желудок огнем ада». Разрешается использовать чаши из драгоценных металлов только в том случае, если нет никакой другой посуды.
Также запрет касается использования посуды, которая треснула либо раскололась. На ней скапливаются вредные микроорганизмы, что пагубно сказывается на здоровье верующего. В хадисах передаются слова Посланника Аллаха: «Запретил пить воду из посуды, у которой отломан край».
Всегда начисто отмывайте кружки, из которых пьете, а напитки держите в чистоте. Лучше пить из прозрачного или полупрозрачного стакана, чтобы не сомневаться в его чистоте. Если на дне заметен какой-либо мусор, воду необходимо вылить.
Не забывайте накрывать сосуд с напитком, чтобы туда не попал никакой мусор. В хадисах говорится: «Прикройте пищу чем-либо, завяжите бурдюки, закройте двери и перед сном погасите огонь в печи и свет. Если вам нечем закрыть посуду, положите на нее хотя бы палочку, произнеся «бисмиллях». Может случиться так, что мышь сожжет ваш дом, вследствие чего он рухнет на вас».
Человек не может обходиться без воды также долго, как без пищи. Поэтому важно ценить милость Всевышнего и соблюдать правила употребления живительной влаги. Помните, что говорил Пророк Мухаммад о воде: «Хвала Аллаху, Который сделал ее сладкой, пресной по своей милости и не сделал ее соленой, горькой из-за наших грехов».
Источник
Почему нежелательно пить воду стоя?
Прежде всего стоит отметить, что пить воду сидя, а не стоя является Сунной Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и придерживаться Сунны желательно для нас всех. Более того, мы можем получить за соблюдение той или иной Сунны довольство Всевышнего Аллаха и большое вознаграждение на том Свете.
Сунна нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) охватывает все аспекты жизни человека, и принятию пищи и воды в ней отводится немаловажное место. Питьё воды на первый взгляд кажется незначительным действием, однако в хадисах, переданных от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), мы можем найти немало указаний, связанных с питьём.
عن أنس -رضي الله عنه- عن النبي -صلى الله عليه وسلمأنه نهى أن يشرب الرجل قائما
От Анаса (да будет доволен им Аллах) передается: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) воспретил человеку пить стоя». (Муслим)
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
لاَ يَشْرَبَنَّ أَحَدٌ مِنْكُمْ قَائِمًا فَمَنْ نَسِىَ فَلْيَسْتَقِئْ
«Пусть никто из вас не пьет воду стоя. А если кто-то, забывшись, выпьет ее стоя, то пусть его вырвет». (Муслим)
Также от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал человеку, которого увидел пьющим воду стоя:
قئ، قال: لمَ؟ قال: أتحب أن تشرب مع الهر؟ قال: لا، قال: فقد شرب معك شر منه، الشيطان
«Исторгни то, что ты выпил». Он спросил: «Зачем?», тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: «Ты пожелал бы, чтобы вместе с тобой выпила кошка?» Он ответил: «Нет». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, вместе с тобой выпил тот, кто хуже кошки. С тобой вместе выпил шайтан». (Дарими)
Однако в книгах передаются и другие хадисы, в которых приводится, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) выпил воду стоя, как это сообщается в хадисе, переданном Бухари:
أتى علي — رضي الله عنه — باب الرَّحْبَة فشرب قائما ، وقال : إني رأيت رسول الله — صلى الله عليه وسلم — فعل كما رأيتمونيفعلت
«Али Ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) выпил воду стоя и сказал: «Я видел, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) выпил воду так, как выпил её я». (Бухари)
Следовательно, здесь возникает вполне законный вопрос– как же совместить смысл этих хадисов?
Отвечая на этот вопрос в своем «Сборнике фетв», большой учёный шафиитского мазхаба Имам Ан-Навави пишет следующее: «Хадисы, которые указывают на то, что нельзя пить воду стоя, говорят о нежелательности (карахаат-танзих) данного поступка. А те хадисы, в которых упоминается о том, что сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха) пил стоя, свидетельствуют о том, что он данным поступком говорил о не запрещённости пить воду стоя». («ФатаваИмамиАн-Навави»)
Из всего вышеприведенного мы понимаем, что пить воду стоя, в принципе, не запрещается, а является нежелательным (караха), следовательно, пить воду сидя является желательным поступком и Сунной Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Кроме того, современные медицинские исследования установили, что желудок стоящего и сидящего человека имеет разное положение.
Доктор Абдурразак Аль-Киляни в своей книге «Медицинские факты в Исламе» пишет:
«Употребление еды и питья сидя является более безопасным, приятным и здоровым! В таком положении все органы человека и его желудок находятся в покое, что позволяет воде нежно протекать по его стенкам. А если человек пьет стоя, тогда вода из его горла падает прямо в желудок и ударяется о его дно, что вызывает определённые боли. Если употребление еды и воды таким образом продолжается долгое время, то это изнуряет и расслабляет желудок. И в дальнейшем это приводит и к ухудшению пищеварения».
То есть если человек пьет воду стоя, то жидкость, падая в желудок, прямиком отправляется и в двенадцатиперстную кишку, не задерживаясь в желудке. Однако если человек пьет в сидячем положении, то жидкость, попадая в желудок, смешивается с кислотами, благодаря которым нейтрализуется действие различных микробов, и лишь затем попадает в двенадцатиперстную кишку. И подобным образом человек может предостеречь себя от различных заболеваний.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) более тысячи четырёхсот лет тому назад дал ценные рекомендации, в которых он запрещает употребление еды и воды стоя. Эти рекомендации подтверждены научными фактами, которые стали известны современной медицине сравнительно недавно. Только сейчас медицина начала обращать внимание на вредность привычки употребления еды и питья стоя.
Откуда Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) мог знать о таких подробностях более тысячи четырёхсот лет тому назад?
Поистине, этот факт лишний раз указывает на истинность пророчества Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и свидетельствует о том, что он не рассказывает это от себя, поистине, это передано ему путём откровения от Всевышнего Аллаха.
Соблюдайте Сунну Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), дабы быть здоровым и достичь довольства Творца.
Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях, поделитесь
Источник
Как правильно пить воду в Исламе
Аудио версия настоящей статьи:
Видео на эту тему смотрите после текста статьи.
В своде хадисов имама Муслима приведены следующие слова пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «Пусть никто из вас не пьет стоя! [Наставление звучит именно в категоричной форме.] Кто забыл, тот пусть вызовет рвоту»[1]. Тему, в конце которой имам Муслим поставил данный хадис, он назвал «Нежелательность пить стоя».
От сподвижника пророка Мухаммада Анаса, также в своде хадисов имама Муслима, передается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) «запрещал пить стоя». У него уточнили: «А есть [стоя можно]?» Он ответил: «Это еще хуже, [это еще более] дурно (скверно)»[2].
Мусульманские ученые-богословы относят данное действие к легкому нежелательному (макрух танзихен), то есть тому, что аннулируется при малейшей вынужденности или необходимости[3]. Почему именно так? Достоверно известно, что сам пророк Мухаммад иногда пил воду стоя. Например, имам ‘Али однажды демонстративно выпил воду стоя и произнес: «Некоторые из вас [категорично] порицают питье стоя, но, поистине, я сам видел пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) делающим так, как только что делал я [то есть он тоже иногда пил стоя]»[4]. Ибн ‘Умар передал: «Во времена пророка Мухаммада мы [порой] ели [пищу], находясь в движении [были в пути и не останавливались для трапезы], и пили [воду, например, или иные напитки] стоя»[5]. В своде хадисов имама ат-Тирмизи приводится хадис, где сказано, что «пророк Мухаммад пил воду и стоя, и сидя»[6].
При этом следует уточнить, что воду Зам-зам, получаемую из источника возле Каабы, пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) пил стоя[7].
Все приведенное выше говорит нам о том, что есть и пить можно и стоя, и сидя, и находясь в движении. Но! Наилучшим и предпочтительным с точки зрения Сунны является есть и пить именно сидя.
Видео на эту тему:
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 839, хадис № 116–(2026); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 538, хадис № 6/772 и пояснение к нему.
[2] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 838, хадис № 113–(2024); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 538, хадис № 5/771.
Также см.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 318, хадис № 1879, «сахих».
[3] См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 539, пояснение к хадису № 6/772.
Подробное пояснение см.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 13. С. 99–105, пояснение к хадисам 5615–5617.
[4] Св. х. аль-Бухари. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1800, хадисы № 5615 и 5616; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 537, хадис № 2/768.
[5] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 318, хадис № 1880, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 538, хадис № 3/769.
[6] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 318, хадис № 1883, «хасан»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 538, хадис № 4/770.
[7] Св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1800, хадис № 5617; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 839, хадис № 117–(2027); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 318, хадис № 1882, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 537, хадис № 1/767.
Источник