- Когда невеста идет за водой
- Когда невеста идет за водой
- Традиции второго дня свадьбы: старинные обряды и современные обычаи
- Народные традиции, пробуждение молодых
- Дары и угощения
- Испытания невесты
- Современные традиции второго дня
- Татарская свадьба — последовательность проведения и обряды
- С чего начинается свадьба у татар
- Как украшают место проведения праздника
- Музыкальное сопровождение
- Традиционная свадебная одежда жениха и невесты
- Последовательность проведения татарской свадьбы
- Церемония сватовства
- Как выкупают невесту
- Никах — бракосочетание в мусульманских традициях
- Многодневный праздник — Туй
- Особенности переезда жены к своему супругу
- Национальные блюда на свадьбе
- Развлечения для гостей
- Проведение крымско-татарской свадьбы
- Проведение русско-татарской свадьбы
Когда невеста идет за водой
Послесвадебный период начинается на следующее утро и проводится в трудах для молодой жены. В этот день молодая невеста ходила за водой. Девушку, показывающую дорогу к роднику, называют вуд корно почшо удыр. За водой шли с музыкой, песнями, с разукрашенным кормыслом и ведрами. Изначально, в этом обряде участвовали лишь невеста и ончылно шогышо, но сейчас уже ходит и молодой супруг. Обряд хождения за водой известен у многих соседних народов: у татар, русских, удмуртов. Прежде чем зачерпнуть воды, она бросает Матери-Воде (Вÿд-Ава) монеты или бисер, приговаривая: «Пусть всегда наша жизнь будет светла, как эта серебряная монета» ‒ «Ший окса гай йылгыжалт илаш пуйыржо, «Хозяйка воды, коли ночью приду, коли днем приду – не пугай меня. Помоги построить семейную жизнь как чистую воду, пусть семейная жизнь будет светлой и счастливой» в надежде на помощь в начинании обустройства своего быта и семьи. Также обращение к Матери-Воде имеет оплодотворяющий смысл. Жертва воде может быть разная, здесь жертвой выступала серебряная монета, у русских и удмуртов чаще выступал хлеб. Невеста набирает воду и передает вуд корно почшо удыр. Нести воду нужно аккуратно, не расплескивая по сторонам воду из ведер, держащихся на коромысле, чтобы счастье не расплескать – пиалым йомдарыдымашын
Так происходит приобщение к родным мужа, к их земле и воде, что имело, помимо ритуального, вполне практическое значение. Жизнь женщины тесно связана с водой: приготовить еду, дом в чистоте содержать, баню истопить, вещи постирать и т.д. В сельской местности до сих пор не всегда встретишь водоснабжение у дома или, тем более, дома, поэтому в первый же день молодой хозяйке показывали дорогу, по которой ей придется ходить каждый день. Во дворе одно ведро выливается перед стеной хлева, а вода из второго ведра используется для хозяйственных нужд. Таким образом, поход за водой в своем ритуальном значении важен для будущего деторождения, а в социальном значении для приобщения к семье, к хозяйству. Приобщение происходит постепенно, поэтому невеста несет воду не весь путь, так как она еще не до конца вступила в свои права, еще идет процесс включения в новое сообщество и в родственный коллектив.
Не случайно первым актом послесвадебного периода является поход за водой. После этого молодой снохе приходится выполнять работу, непосредственно связанную с использованием воды: испечь блины (сварить лапшу), помыть полы, истопить баню. Послесвадебная баня тоже довольно распространенное явление в обрядности других народов, но в частности у татар баню топили специально назначенные люди. У марийцев же, наоборот, по бане, истопленной невестой, судили о молодой: считалось, если баня горячая, то сноха злая: шокшо монча гын, шешке осал. Посещение бани на второй день считалось ранее обязательным ритуалом очищения – «моются и в банях парятся, при том же и по совокуплении с женою омытие за законную причину почитают». Вода в бане, имеющая функции очищения, после брачной ночи снимает переходное состояние жениха и невесты: «в воде все растворяется, всякая «форма» разрушается, всякое прошлое упраздняется, ничто из того, что прежде существовало, не сохраняется». Сейчас послесвадебная баня не обязательна, а там где топят, то во всем молодой жене помогает ее муж и другие гости.
Апофеозом второго дня свадьбы является дегустация блинов молодой невестой (у шешке мелна у восточных мари; оръеҥ мелна у луговых мари). В этот день ончылно шогышо моет полы, невеста замешивает тесто из тех продуктов, которые ей отправляла мама (клала в сундук). Этими блинами угощали всех, кто приходил посмотреть на новую сноху – у шешке. По качеству блинов судили о ее кулинарном мастерстве, также говорится в народе, если блины подгорают, то жизнь будет горькая у невесты. Сейчас же молодая невеста печет только первые три блина, иначе всю жизнь горя и обжигаясь, будет жить – Йӱлен-когарген илаш тӱҥалеш. Поэтому невеста просит кого-нибудь выпечь блины, а за это она одаривает платком, или деньгами. Выпекание блинов на утро следующего дня имеет символическое значение процесса перехода молодых, а особенно, ее саму в новый статус ‒ превращение сырого теста в выпеченные блины.
В это время молодые, саус, ончылан шогышо топят баню. В предбаннике ставят выпивку, квас, закуски. В бане моются все желающие, напитки «откупаются».
Этот день для остальных участников свадьбы проходил в гуляниях и оценивании трудовых качеств молодой жены. Гости, в том числе посаженые родители, родители жениха, обойдя всех соседей и друзей, возвращались в дом жениха. Вечер также проходил в угощениях и танцах, но сегодня уже главные участники – посаженые родители. К их приходу невеста должна сварить кашу, обычно пшенную или рисовую с мясом, которая являлась «разгонной» (в соответствие с русской традиционной культурой), то есть после вечера с кашей свадьба заканчивалась, и гости начинали расходиться. Во многих традиционных культурах, каша, как форма хлебной пищи, фиксировала переходные моменты, рубеж между старым и новым. Но до ухода посаженый отец танцует с 12 женщинами, потом посаженая мама танцует с 12 мужчинами: танец-соперничество, кто кого перетанцует. Количество танцующих соответствует количеству кнопок на гармони – 12 кнопок. Особо почетны были в этот вечер и соседи, которые помогали в приготовлении свадьбы, их старались угостить очень хорошо, со словами, что «гости приходят и уходят, а сосед может понадобиться и в полночь». Мать жениха, угощая, всем поет песни, гости же в свою очередь пели родителям жениха. Первыми уходили посаженые родители, но перед этим посаженая мама производила обряд смены головного убора невесты на головной убор замужней женщины.
В этот же день невеста меняет интерьер дома жениха: вешает новые шторы, тюль – ранее развешивали полотенца, расстилает скатерти, покрывала, накидки, т.е. то, что привезла с собой в качестве приданого. На сегодняшний день, если даже молодые собираются жить отдельно, молодая все же должна что-нибудь оставить в доме родителей мужа, чаще всего это шторы и тюль. Этот обычай имеет вполне практическое и психологическое значение. Эти вещи показывали мастерство невесты и поступали в ведение новой семьи, с другой стороны, невеста создавала себе благоприятный микроклимат, развешивая вокруг себя свои же вещи. Данная традиция имеется в культуре многих народов ‒ русских, карел, коми. Данным развешиванием, подарками дому она задабривает духов этой семьи или благословляет новую семью посредством космологического характера своих вещей. В среде уральских марийцев сохранилось такое высказывание, точно характеризующее жизнь молодой после свадьбы ‒ «модолка-сомылка», происходящее от игры букв в русском слове молодка, молодая и марийского слова сомыл – работа по хозяйству.
Таким образом, начиналась новая жизнь молодой в доме жениха, с первого же дня она должна была выполнить основополагающие функции. Однако трудовые испытания не являлись проверкой хозяйственных способностей, в полном смысле, они несли в себе функцию приобщения молодой жены к уже устоявшемуся укладу семьи мужа.
Источник
Когда невеста идет за водой
- Главная
- Услуги
- Товары
- Блог
- Написать статью
- Фото $data[‘seo’][‘keywords’] = «свадебный фотограф, фотограф на свадьбу, свадебная фотография, свадебное фото, свадебная фотосессия, фотостудия,фотограф в ЗАГС, свадебный фотограф Иваново, свадебный фотограф в Костроме, свадебный фотограф в Ярославле, свадебный фотограф во Владимире,свадебный фотограф в Кинешме, свадебный фотограф в Шуе, свадебный фотограф в Москве, свадебный фотограф в Санк-Петербурге, фотограф в Суздале, фотограф в Плесе, фотобудка,»; $data[‘seo’][‘description’] = «Фотограф Ваших чувств, — работает всегда в паре с любовью! Схваченные эмоции, трогательные и веселые моменты, приятные мелочи и важные детали, счастливые лица и радость в глазах — свадебные кадры!»;
- Видео
- Акции
- На товары
- На услуги
- Новости
- Справочник
- ЗАГСы
- Достопримечательности
- Главная >
- Блог >
- Традиции второго дня свадьбы: старинные…
Традиции второго дня свадьбы: старинные обряды и современные обычаи
Свадьба относится к числу наиболее значимых событий в жизни человека. Поэтому с ней связано множество обычаев и традиций. На Руси свадьбу праздновали несколько дней и для каждого были свои ритуалы. В наше время они существенно видоизменились, однако, не потеряли своей актуальности. Традиции второго дня свадьбы обсудим в этой статье.
Народные традиции, пробуждение молодых
Суть обрядов второго дня сводится к тому, чтобы жизнь молодых была счастливой и богатой, семья крепкой и большой. На второй день молодых навещали родственники и сваха. Обряд пробуждения был связан с проверкой честности молодой супруги. Простыню с брачного ложа выносили на обозрение гостей. Следы крови свидетельствовали о девственности новобрачной. Если таковые отсутствовали, то её родителей подвергали осмеянию. Тестю могли повесить на шею хомут, как символ ярма грехопадения, а ворота дома измазать дёгтем. Это было страшным позором.
После пробуждения жениху и невесте предстояло посещение бани для того, чтобы смыть с себя прошлые грехи. Парились вениками, приготовленными специально для этого заранее. Причём веник жениху дарила невеста.
После бани жена шла домой вслед за мужем. Он первым должен был переступить порог. Этот обычай говорит о том, что глава семьи мужчина. Дома их встречала родня. К приходу молодых тесть с тёщей накрывали стол с яствами. Жених приглашал к столу родителей жены, затем своих. После этого приглашались остальные гости. В русской традиции обязательным угощением на второй день был каравай, испечённый тёщей и позолоченный молодой женой. Золочение – подкладывание монеток на блюдо с караваем.
Дары и угощения
Также в этот день принято было раздавать милостыню.
Дары невесты родителям жениха также являются одним из обрядов второго дня свадьбы. Они преподносились в строгой очерёдности: сначала свёкру, потом свекрови, а затем всем остальным родственникам жениха. Традиционными подарками были отрез ткани, платки, пояса, собственноручно расшитые полотенца (рушники).
Угощение блинами также один из обычаев второго дня. Блины непременно пекла молодая жена утром до похода в баню. Их подносила жениху тёща.
По тому, как новоиспечённый муж поедал угощение, судили о порядочности жены. Если муж надкусывал края, значит, жена честная, а если середину, то натура у неё гулящая.
С блинами связана ещё одна традиция. В тесто подмешивались мякиш, или овёс. Этими блинами угощали гостей, которые должны были не только нахваливать стряпню молодой хозяйки, но и дать денежку за её тяжкий труд. «Продажа» блинов дожила и до наших дней.
Испытания невесты
Второй день свадьбы посвящался испытанию молодухи как хозяйки. Она должна была сходить за водой, причём весёлые гости ей всячески в этом старались помещать – заколачивали колодец, переворачивали вёдра.
Ещё одним обрядом было подметание полов. В доме на полу разбрасывали всевозможный мусор, а молодая должна была тщательно его вымести. Качество уборки проверялось гостями. Этим испытаниям молодая жена подвергалась для того чтобы проверить её готовность к ведению хозяйства.
После соблюдения всех обрядов начиналось праздничное застолье. Второй день посвящался родителям. Невеста просила соизволения называть свёкра и свекровь «папа» и «мама», то же делал и жених. «Горько» на второй день кричалось уже для родителей, которые расставались со своим чадом. В основном это касалось родителей девушки, т.к. ранее жена шла в дом к мужу. Когда начиналось веселье, молодые супруги разбивали тарелку. Это делалось на счастье.
Современные традиции второго дня
До наших дней дожили, конечно, не все старинные народные обычаи и традиции. Ушло в прошлое пробуждение молодых и демонстрация свидетельства невинности новобрачной. А вот к тёще на блины ездят и в наше время. В деревнях традиции второго дня соблюдаются более трепетно. На первый план в этот день выходят веселье, шутки и забавы. Часто праздник сопровождается появлением ряженых. Они всяческие стараются помешать гостям и подменяют собой жениха и невесту. А чтобы вернуть настоящих, гости должны пройти испытания (конкурсы) и отдать выкуп.
Ритуалы одаривания родственников и разрешение называть родителей жениха и невесты «папа» и «мама» также поддерживаются в наше время.
Презенты гостям тоже не потеряли своей актуальности. В качестве сувениров можно преподнести флэшки с фотографиями со свадьбы.
Некоторые старинные обычаи второго дня преобразовались в шуточные конкурсы. Например, испытание молодой жены на способность вести хозяйство. Для этого проводятся различные конкурсы: чистка картошки, пришивание пуговиц, пеленание куклы и т.д. Хорошая хозяйка почистит корнеплод ровно, желательно кожуру срезать одной полоской. Пуговицу пришьёт быстро, завяжет узелок аккуратно. А куклу запеленает надёжно.
Соблюдать или нет традиции второго дня свадьбы, решать, конечно, вам. Но если вы решили отпраздновать этот день весело и разнообразно, возьмите некоторые обычаи на заметку. Их можно использовать в сценарии на второй день свадьбы.
Посмотрите подборку видео с традициями проведения второго дня свадьбы.
Источник
Татарская свадьба — последовательность проведения и обряды
Культура Татарстана отличается богатством и разнообразием. Традиции и обычаи складывались веками, поэтому наследие предков отражается в современных семьях татарского народа, несмотря на то, что они расселены по всей России. Самобытность нации прослеживается и в свадебных обрядах. Каждая татарская свадьба является главным событием, поэтому она интересная и запоминающаяся. В ней важна каждая деталь, так как она наполнена особым смыслом.
С чего начинается свадьба у татар
Готовиться к татарскому празднику начинают заранее — задолго до определения официальной даты торжества. Сначала мулла благословляет проведение сватовства и сговора, осуществляемого родителями молодых людей. Причем, жених и невеста участия в обсуждении житейских вопросов не принимают. Сватовство проходит поэтапно:
- встреча нареченной невесты, смотрины,
- рассказ сватов о женихе,
- совещание сторон.
Новобрачного представляет сват и кто-то из старших родственников, которые принимают активное участие в первых двух обрядах. Если все прошло успешно, к совещанию сторон присоединяются родители. Переговоры — важная часть подготовки к торжественному мероприятию. Здесь обсуждаются многочисленные вопросы, связанные с местом жительства молодых людей, доходами будущей семьи, калым за невесту, участие родственников в покупке предметов обихода.
По обычаям татарского народа, выкуп за невесту должен быть выплачен в полном объеме раньше свадьбы или в день бракосочетания. Это могут быть не только деньги, но и драгоценности, одежда, постельное белье, посуда, недвижимость. Приданое новобрачной не обговаривается во время церемонии сговора сторон.
По завершении всех этапов подготовки участники переговоров сообщают молодым людям дату бракосочетания. После чего начинают обсуждать само торжество. Оно включает в себя следующее.
- Мусульманскую свадьбу Никах — это обряд, который проводится по Закону Ислама в мечети. Он означает священный союз между мужчиной и женщиной и их права на законные семейные отношения. Во время церемонии читается Коран, молодожены дают священные обеты, а родители благословляют своих детей.
- Юридическое узаконивание брака в ЗАГСе. В день помолвки жених и невеста подают заявление на регистрацию брака, после чего девушка считается засватанной.
- Гуляние татарской свадьбы Туй — многодневный праздник, который проходит сначала у невесты, а затем у жениха. Современные семьи отмечают это событие несколько дней в ресторане. Звучат татарские поздравления на свадьбу.
Если семьи жениха и невесты давно знают друг друга, при обоюдном согласии, помолвку и переговоры проводят за один день. Мероприятие, как правило, организовывается в доме невесты, за праздничным столом. Родственники молодых не только договариваются о свадьбе, но и дарят друг другу подарки.
Обычно подготовка к свадьбе занимает много времени — больше месяца. Жених отдает частями калым, приобретает подарки для невесты и ее родственников. Семья новобрачной подготавливает приданое, которое начинают собирать с подросткового возраста девушки. Родители готовят праздничное мероприятия.
Как украшают место проведения праздника
Дизайнерское оформление татарской свадьбы зависит от многих факторов: от вкусов, предпочтений и религиозных традиций виновников торжества. Сегодня модны обычные свадебные украшения в виде шаров и цветочных гирлянд, а также национальный орнамент на шторах, на посуде или на скатерти. Некоторые семьи используют для украшения помещения композиции, отражающие духовные истины, например, цитаты и напутствия из Корана.
Музыкальное сопровождение
Музыка, сопровождающая торжество, зависит от стиля проведения мероприятия. Многие пары выбирают музыкальные композиции по своему вкусу и желанию, поэтому на многих торжествах звучат песни на русском и татарском языках. Уместны как плясовые народные, так и классические мелодии, например, известный всему миру свадебный Марш Мендельсона.
Традиционная свадебная одежда жениха и невесты
Национальный свадебный костюм является важной частью культуры татарского народа. Наряды молодых людей на татарской свадьбе не такие, как европейские. Девушка, выходящая замуж, символизирует добродетель и чистоту, поэтому она должна быть одета в специальную тунику с брюками, национальный костюм или платье свободного кроя, которое максимально закрывает все части тела.
Свадебный наряд дополняют феской или платком, который полностью покрывает голову. Открытыми остаются только руки, лицо и ступни, тогда как остальные части тела скрываются от посторонних глаз.
Традиционный наряд жениха более «демократичный», чем у невесты. Он может быть классическим, выполненным в любом цвете, и дополнен рубашкой с галстуком. Выбор наряда жениха такой же, как и для европейской свадьбы. А обязательным элементом одежды является национальный головной убор — тюбетейка.
Последовательность проведения татарской свадьбы
Чтобы праздник был интересным и запоминающимся, важно продумать все детали его проведения. Сценарий свадьбы обязательно должен включать традиции, которые передавались из поколения в поколение. Лучше заранее все нюансы обговорить с тамадой.
Церемония сватовства
Каждая татарская свадьба обязательно начинается со сватовства. Когда съезжаются гости, родители невесты приглашают их в дом для переговоров. Сначала беседу ведут в иносказательной форме, не затрагивая основную тему. По древним татарским обычаям, это делается для того, чтобы злые духи не подслушали важный сговор и не помешали дальнейшему проведению свадьбы.
Во время сватовства обязательно должны находиться родители невесты, сват и дядя жениха. Они ведут торги за нареченную девушку. Причем, каждая сторона действует в своих интересах. Родители невесты все время поднимают цену, тогда как родственники жениха стараются ее снизить.
После предварительного соглашения стороны договариваются встретиться снова. На завершающем этапе церемонии сватовства родители жениха и невесты подробно обговаривают все детали, которые касаются создания молодой семьи, включая нюансы их семейной жизни и организацию свадебного торжества.
Как выкупают невесту
Согласно татарским обычаям, в день свадьбы будущий супруг приезжает в дом жениха, где его поджидает невеста. Если раньше для этого специально строили небольшое здание, то сейчас разрешается снимать недалеко от дома девушки комнату в отеле или арендовать квартиру. Это временное помещение используется для выкупа невесты и для проведения первой брачной ночи.
По прибытию свадебной процессии в дом жениха, сторона невесты не впускает будущего супруга в жилище, пока он не заплатит калым. В выкупе принимают активное участие тамада и родственники девушки. С того момента, как молодые люди встретились после выкупа, начинается непосредственно сама свадьба.
Все дары сверяются по списку, сопровождаются шутками и веселыми фразами. Поскольку крупные денежные суммы и дорогие вещи могут быть подарены перед свадьбой, во время сватовства дарят символические предметы. Свадебные конкурсы продолжаются и после выплаты татарского калыма. После выполненных заданий и пройденных испытаний жених забирает невесту из дома, что символизирует переход к свадебной церемонии Никах.
Никах — бракосочетание в мусульманских традициях
Свадебный обряд Никах – важное мероприятие в жизни всех присутствующих. Он проводится в молитвенном зале мечети или там, где живет невеста. Поскольку Никах не имеет юридической силы, после него отношения регистрируют в ЗАГСе.
Во время священной церемонии, кроме молодоженов, присутствуют близкие им люди и мулла. Церемония проходит за закрытыми дверями. Она напоминает договор перед свидетелями и перед главным свидетелем — Аллахом. Гости занимают места в молитвенном зале, новобрачные стоят. Мероприятие длится 30-40 минут. Оно начинается с молитвы, которую читает мулла, находящийся в центре. Обряд завершается проповедью, брачным обетом молодых и поздравлениями. После чего супругам выдается свидетельство о браке с их именами.
В конце родственники дарят мулле подарки, а жених невесте — махр. Это тоже подарок, размер которого фиксируется в свидетельстве о браке. После Никаха новобрачные отправляются в ЗАГС, где скрепляют семейные узы юридически.
Многодневный праздник — Туй
После того как молодожены зарегистрировали свои отношения в ЗАГСе, начинается долгое гуляние, которое делится на несколько этапов:
- праздник у родителей невесты;
- переезд жены в дом мужа, который заканчивается пышным застольем;
- застолье у родителей жениха;
Согласно татарским обычаям, родители невесты после ЗАГСа накрывают в своем доме праздничный стол. Молодых сажают в центр свадебного стола, причем девушка садится по правую сторону от мужа. Возле новобрачной находятся родители супруга, а возле зятя — родственники жены. Получается, что сваты сидят напротив друг друга. Свадебное торжество сопровождается танцами, песнями, конкурсами, шутками и развлечениями.
Такое застолье оканчивается брачной ночью молодых в доме жениха. На следующий день мама невесты организовывает баню, где молодые люди пробуют специальное угощение — блины и оладьи. Выпечка, за которую зять должен заплатить деньги, символизирует счастье и достаток в молодой семье. Пара продолжает принимать многочисленные поздравления от друзей, родственников, соседей и знакомых. Затем, по истечении нескольких дней гуляния, молодая жена переезжает в дом мужа.
Особенности переезда жены к своему супругу
Переезд жены к мужу — важная часть свадебной церемонии у татар. Традиция формирует отношения между родственниками новобрачных. Это прекрасная возможность для молодой жены проявить себя заботливой хозяйкой, а для ее родителей — продемонстрировать свои чувства к дочери и пожелать ей в семейной жизни всего самого наилучшего.
В этот день супруг забирает молодую жену к себе в дом из родительского гнезда. Причем, в его доме свадебный обряд продолжается. По татарской традиции, у порога молодых встречают родители супруга. Гости-мужчины кладут к ногам жены что-то мягкое в знак глубокого почитания и уважения. Как правило, это подушка или шкура животного.
Свекровь и старшие сестры мужа угощают его избранницу хлебом с медом. Делается это с той целью, чтобы отношения в будущей семье были теплыми и никогда не угасали. А для того чтобы супруги жили в достатке, жена окунает руки в муку.
Когда молодая женщина входит в новый дом, она совершает один из важных ритуалов — освящение жилища. Она развешивает украшения, занавеси, полотенца, платочки на стены, застилает пол коврами. Эти действия дают ей возможность почувствовать себя полноценной хозяйкой в новом доме, а заодно и показать окружающим свое приданое.
Затем жена сдает своего рода экзамен. Она идет за водой и приносит ее в дом. Чем меньше она прольет воды, тем лучше. В этом и заключается ее аккуратность, хозяйственность и практичность. Ритуал переезда жены к мужу завершается застольем в новом доме.
Национальные блюда на свадьбе
Татарская свадьба — это всегда богатый стол и изобилие угощений. По традиции, сначала гостям подают закуски и холодные блюда, а затем горячие: супы и похлебки на мясном бульоне, домашнюю лапшу, шашлык, выпечку. Традиционные национальные блюда дополняют фруктовыми соками и компотами. Алкогольные и спиртосодержащие напитки во время отмечания Никах запрещаются.
Часто к свадебному столу подают двух гусей или пару фаршированных куриц, символизирующих самих молодоженов. Разделывает это блюдо только самый старший мужчина в семье. Главная его задача — разрезать мясо так, чтобы не повредить его кости. Вынос дичи сопровождают поздравлениями и подарками.
Обязательным атрибутом свадебного пира является гульбадия — это закрытый свадебный пирог с начинкой из мяса, риса или сладкого творога, который готовят накануне свадьбы. Согласно татарским обычаям, угощение разрезает опытный родственник: мужчина или женщина. Причем, разделать блюдо нужно одним движением, не повредив многослойную структуру свадебного пирога. Четвертую его часть отдают родителям мужа, чтобы они раздали лакомство другим родственникам, а остальной пирог отдают присутствующим гостям.
Традиционным блюдом на любой татарской свадьбе является чак-чак — обжаренное тесто с медом, которое часто называют «лакомством невесты». Его подают к чаю вместе с другими сладкими угощениями. Чак-чак символизирует создание новой семьи. По традиции, десерт на 4 части разрезает старший брат или тетя невесты. Кто именно — определяют гости торжества. Как и гульбадию, четвертую часть чак-чака забирают родственники мужа, остальные части блюда достаются гостям.
Развлечения для гостей
Татарский народ очень гостеприимный и щедрый, поэтому мероприятие тщательно продумывается. Организаторы мероприятия на протяжении нескольких дней развлекают присутствующих гостей. Празднество насыщают танцами, конкурсами, шутками, игрой на самобытных музыкальных инструментах, к которым относятся тальян, курай, мандолина и домбра.
Мусульманские законы не позволяют на свадьбе распитие алкогольных напитков. По окончании обеда гостям обычно предлагают чай, сладкие блюда и десерт.
Особенно запрещено употребление спиртного во время проведения священного ритуала Никах. Если кто-то из присутствующих нарушит запрет, обряд признается недействительным.
Проведение крымско-татарской свадьбы
Старинная крымско-татарская свадьба тоже состоит из множества традиций и обрядов, в которых хранится многовековой опыт предков крымских татар. Такое торжество собирает множество людей, причем, прибывшие к молодоженам гости могут не знать брачующихся. Несмотря на это, каждый гость всегда в почете. Потому что считается, что свадьба — это весомый шаг в жизни человека, и для родителей подарить такое событие своим детям, сделать его пышным и запоминающимся, — дело чести.
Любая крымско-татарская свадьба — это не только брачные узы, но и возможность для новых встреч и знакомств. Никто не знает наверняка, сколько соберется на праздник гостей. Их численность может быть более двухсот человек, для размещения которых понадобится большой шатер. На многочисленную свадьбу нецелесообразно заказывать кафе или ресторан.
Несмотря на то, время вносит небольшие изменения в свадебное торжество, многие традиции татарского народа неизменны. Таким является обычай, когда отец невесты завязывает своей дочери на талии свадебный платок в знак того, что она прекрасная хозяйка и хранительница домашнего очага. Когда невеста, став женой, приходит в дом своего супруга, отец жениха должен снять с нее этот платок, показав, что принимает ее как родную.
Еще один стародавний обряд — разламывание руками матери жениха над головой невесты хлеба, кусок которого затем окунают в мед. Такие действия означают теплые отношения между свекровью и невесткой. Ну и, конечно, молодая жена, впервые войдя в дом своего законного супруга, раскладывает на полу коврики и развешивает на стены полотенца ручной работы.
Крымско-татарский народ, несмотря на все трудности, старается сохранить свои вековые обычаи. Об этом можно судить по организации свадебных торжеств. Многие пары предпочитают соблюдать все старинные ритуалы.
Проведение русско-татарской свадьбы
Часто можно встретить пару, где жених — татарин, а жена — русская, или наоборот. Свадьба между людьми разных национальностей — это всегда сочетание разных традиций и культур. Причем, влюбленным людям не страшны перемены, лишь бы соединить свои сердца на всю жизнь. В таких случаях говорят, что любовь способна преодолевать возникшие трудности.
Нужно отметить, что родственники жениха и невесты все равно стараются сыграть свадьбу, придерживаясь своих убеждений. В данном случае влюбленным важно найти компромиссные решения.
- Обычно молодожены договариваются между собой насчет всех деталей торжества, обговаривают сложные моменты с тамадой, который не должен допустить сложных ситуаций.
- По русским канонам будущая теща встречает молодоженов, держа в руках икону Богородицы. А у мусульман мама жениха выкупает Коран, который привозит с молодыми людьми ребенок. Эти два разных обряда можно совместить на русско-татарской свадьбе таким образом: один обряд провести у невесты, другой — у жениха.
- Поскольку татарская свадьба обычно обходится без распития алкоголя, а у русских принято закатывать «пир на весь мир», угощая всех спиртными напитками, стороны обязаны найти компромиссное решение в данном вопросе. Главное — не навредить молодоженам, для которых свадебное торжество — не просто ритуал, а ответственный шаг в жизни, наполненный особым, сакральным, смыслом.
Источник