Когда вода дошла до пояса разбор

Когда вода дошла до пояса разбор

Цель: проверить общий уровень сформированности орфографической и пунктуационной грамотности учащихся за курс основной школы в соответствии с требованиями государственного стандарта.

Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений, выбора условий для написания:

— проверяемые безударные гласные;

— непроверяемые безударные гласные;

— правописание окончаний имён существительных;

— написание непроизносимых согласных:

— разделительные Ь и Ъ;

— буквы О-Ё после шипящих в корне слова;

— н-нн в суффиксах прилагательных и причастий;

— не с прилагательными, наречиями и глаголами;

— различение не и ни;

Постановки знаков препинания:

— запятая при однородных членах предложения;

— запятая в сложном предложении;

— запятые при обособлении определений, обстоятельств;

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:

— синтаксического разбора предложения;

-способ образования слов;

— определять способ связи слов в словосочетаниях;

Алёнка положила одежду у берёзки и вошла в воду, нащупывая песчаное дно ногами. Когда вода дошла до пояса, она присела и, шлёпая ногами, поплыла к противоположному берегу; на середине чувствовалось слабое течение, и Алёнка, перевернувшись на спину, долго лежала, глядя в беспредельное небо, уже наполнявшееся солнцем.

Аленка долго плавала, погружая лицо в воду и разглядывая дно и снующих в водорослях рыбок. Под водой был свой мир. На середине реки, где уже лежала густая полоса солнца и под водой было светло, тихое течение замечалось по еле-еле шевелившимся верхушкам водяных трав, а когда она приближалась к затенённому берегу, свет и под водой менялся, и там чудились глубокие провалы, заполненные тьмой и тайнами. Тень от тела Алёнки коснулась тёмного рака, шевелящего усами, и он тут же исчез куда-то.

Подождав, чтобы вода успокоилась, она опять присмотрелась и увидела: среди разметавшегося куста водорослей сновали рыбёшки, неожиданно бросавшиеся врассыпную, но не покидавшие, однако, пределов просторного куста. Стараясь не шевелиться, она следила за ритмическим танцем рыбок, никак не желавших отдаляться от своего куста.

(166 слов) (По П. Проскурину)

1. Сгруппировать слова по виду орфограмм:

В 1,2-м абзацах; в 3,4-м абзацах — 2-й вариант

2. Сделать морфологический разбор слова:

Шевелившимися — 1-й вариант заполненные — 2-й вариант

3. Разобрать слова по составу:

Песчаное, заполненные, разметавшегося — 1-й вариант

беспредельное, приближалась, водорослей — 2-й вариант

4. Выполнить синтаксический разбор предложения:

Стараясь не шевелиться, она следила за ритмическим танцем рыбок, никак не желавших отдаляться от своего куста. — 1-й вариант

Аленка долго плавала, погружая лицо в воду и разглядывая дно и снующих в водорослях рыбок. — 2-й вариант

Источник

«Сложное предложение»

Главная > Урок

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Урок 59. Итоговый контрольный диктант с грамматическими заданиями

Алёнка положила одежду у берёзки и вошла в воду, нащупывая песчаное дно ногами. Когда вода дошла до пояса, она присела и, шлёпая ногами, поплыла к противоположному берегу; на середине чувствовалось слабое течение, и Алёнка, перевернувшись на спину, долго лежала, глядя в беспредельное небо, уже наполнившееся солнцем.

Алёнка долго плавала, погружая лицо в воду и разглядывая дно и снующих в водорослях рыбок. Под водой был свой мир. На середине реки, где уже лежала густая полоса солнца и под водой было светло, тихое течение замечалось по еле-еле шевелившимся верхушкам водяных трав, а когда она приближалась к затенённому берегу, свет и под водой менялся, и там чудились глубокие провалы, заполненные тьмой и тайнами. Тень от тела Алёнки коснулась тёмного рака, шевелящего усами, и он тут же исчез куда-то.

Подождав, чтобы вода успокоилась, она опять присмотрелась и увидела: среди разметавшегося куста водорослей сновали рыбёшки, неожиданно бросавшиеся врассыпную, но не покидавшие, однако, пределов просторного куста. Стараясь не шевелиться, она следила за ритмическим танцем рыбок, никак не желавших отдаляться от своего куста. (166 слов)

1. Выпишите из диктанта многочленное сложное предложение, сделайте его синтаксический разбор.

2. Подчеркните грамматические основы многочленных сложных предложений, составьте схемы, укажите вид связи между предикативными частями многочленного сложного предложения.

Направо от пути расстилалась кочковатая равнина, тёмно-зелёная от постоянной сырости, и на краю её были брошены серенькие домики, похожие на игрушечные; на высокой зелёной горе, внизу которой блистала серебряная полоска, стояла церковь, белая, тоже будто игрушечная. Когда поезд со звонким металлическим визгом, внезапно усилившимся, бешено влетел на мост и точно повис в воздухе над зеркальной гладью реки, Петька даже вздрогнул от испуга и неожиданно отшатнулся от окна, однако тотчас же вернулся к нему: боялся потерять хоть малейшую подробность путешествия. Глаза Петькины давно уже перестали казаться сонными, и морщинки пропали, как будто поэтому лицу кто-то провёл горячим утюгом, разглаживая их, и сделал лицо блестящим и белым.

В течение первых двух дней пребывания Петьки на даче богатство и сила новых впечатлений, лившихся на него сверху и снизу, смяли его маленькую и робкую душонку. Он часто возвращался к матери, прижимался к ней и, когда барин спрашивал его, хорошо ли ему на даче, улыбаясь, отвечал: «Хорошо!» И затем он снова отправлялся к лесу и тихой речонке и будто выпытывал у них что-то. (169 слов)

1. Выпишите из диктанта многочленное сложное предложение, сделайте его синтаксический разбор.

2. Подчеркните грамматические основы многочленных сложных предложений, составьте схемы, укажите вид связи между предикативными частями многочленного сложного предложения.

Повторение и систематизация изученного в 5—9 классах (7 + 2 р/р)

Урок 60. Фонетика и графика (§ 41)

Цели урока: 1) повторить определения фонетики и графики как разделов науки о языке; уточнить характеристику гласных и согласных звуков, взаимоотношение звуков и букв е, ё, ю, я в языке, их звуковое значение, порядок фонетического разбора слова; 2) совершенствовать умения составлять фонетическую транскрипцию указанных слов, определять звуковое значение букв е, ё, ю, я в этих словах; 3) соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника.

I . Анализ диктанта. Работа над ошибками.

II. Повторение темы «Фонетика и графика».

1. Учащиеся записывают и анализируют теоретический материал на с. 158.

2. Фронтальная беседа с вопросами и заданиями:

— Что называется фонетикой?

— Какие звуки называются гласными? Перечислите их.

— Какие звуки называются согласными?

— На какие группы делятся согласные?

— Перечислите парные твёрдые и мягкие согласные. Назовите согласные, которые не имеют пары по твёрдости-мягкости.

— Перечислите парные звонкие и глухие согласные. Назовите согласные, которые не имеют парных глухих или звонких.

— Как обозначается мягкость согласных на письме. Приведите примеры.

— Чем отличается звук от буквы?

— В каких случаях буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?

— Что изучает графика?

III. Закрепление и обобщение знаний по теме.

1. В упр. 228 учащиеся формулируют главную мысль текста, находят четыре слова, в которых на конце произносится звук [т] записывают их в фонетической транскрипции, называют, в каком из этих слов произносится звук [ф].

2. Упр. 229 выполняется устно (читаются слова с соблюдением правила произношения).

3. На доску проецируется таблица.

Буквы е, ё, ю, я обозначают

один звук и мягкость предыдущего согласного

е [й’э], ё [й’о], ю [й’у], я [й’а]

1. В начале слова: яма, юг, ель, ёж.

2. После гласной буквы: моя, пою.

3. После разделительных ъ и ь : семья, въезд

ме [м’э], мю [м’у], мё [й’о], мя [й’а]

мель, мюсли, мёд, мята

Задание: рассмотрите таблицу и расскажите о буквах е, ё, ю, я, приведите свои примеры.

4. Ученики записывают в тетрадь слова с доски уже в транскрипции: роскошь, честный, друзья, беречь, вьюга, съезд, сдать.

5. Самостоятельная работа по вариантам.

Задание : сделайте фонетический разбор слов.

I вариант — звёзды, берёзки, семья.

II вариант — ярким, серёжки, земля.

Рекомендации учителю: в слабом классе перед выполнением самостоятельной работы необходимо повторить по рядок фонетического разбора слова на с. 194 учебника.

1. Укажите слова, в которых звуков больше, чем букв.

а) мысль в) борьба

б) сажают г) юбилей

2. Укажите слова, в которых букв больше, чем звуков.

а) безлюдье в) площадь

б) судьба г) крыша

3. Укажите слова, в которых встречаются только твердые согласные.

а) место в) кресло

б) пароход г) стул

4. Укажите правильную фонетическую транскрипцию слова лягте .

а) [л’й’акт’э] в) [л’агт’э]

б) [л’акт’э] г) [л’ахт’э]

5. Укажите слова, в которых написание согласных не совпадает с их произношением.

а) здесь в) пустячный

б) вдруг г) помощник

I V . Домашнее задание: § 31, упр. 230.

Урок 61. Лексикология (лексика) и фразеология (§ 42)

Цели урока: 1) повторить определения лексикологии и фразеологии как разделов науки о языке; 2) уяснить, что слово может быть однозначным и многозначным, иметь прямое и переносное значение; повторить определения омонимов, синонимов, антонимов, общеупотребительных и необщеупотребительных слов, исконно русских и заимствованных, устаревших и неологизмов; 3) совершенствовать умения определять лексическое и грамматическое значение слов, находить в тексте слова, употреблённые в переносном значении, синонимы и синонимические ряды, омонимы, профессиональные, заимствованные, устаревшие слова, фразеологические обороты, выяснять значение устаревших, заимствованных слов, подбирать профессиональные слова.

I. Проверка домашнего задания.

Первый ученик рассказывает теоретический материал по теме «Фонетика и графика». Класс рецензирует ответ.

Второй ученик записывает слово праздник в фонетической транскрипции, указывает количество букв и звуков в словах говорят, любим и в словоформе на неё.

Третий ученик объясняет пропущенные знаки препинания в тексте Ю. П. Яковлева (упр. 230).

Четвёртый ученик выписывает из первого абзаца (упр. 230) слова, в которых буквы е, ю, я обозначают мягкость предшествующих согласных, слова, в которых буквы ю, е обозначают два звука.

II. Закрепление материала и приведение его в систему.

1. Беседа по вопросам и заданиям, которые проецируются на доску:

— Что такое лексикология?

— Что такое лексическое значение? Приведите примеры.

— Расскажите об однозначных и многозначных словах. Найдите в толковом словаре (с. 200—201 учебника) по два однозначных и многозначных слова. Составьте с ними словосочетания или предложения.

— Приведите примеры прямого и переносного значения слова. На чём основано переносное значение?

— Что такое омонимы? Приведите примеры.

— Какие слова называются синонимами? Для чего они необходимы?

— Какие слова называются антонимами? Приведите примеры антонимов, пользуясь словарём антонимов М. Р. Львова или Л. А. Введенской.

— Расскажите об общеупотребительных, диалектных, профессиональных словах. Объясните, с какой целью используются эти слова.

— Расскажите, почему изменяется словарный состав языка и заимствуются слова из других языков. Приведите примеры устаревших слов, неологизмов, исконно русских слов и заимствованных, объясните причины их употребления.

— Расскажите о фразеологических оборотах, приведите примеры, пользуясь «Школьным фразеологическим словарём русского языка» В. П. Жукова, А. В. Жукова.

2. Учащиеся читают и анализируют теоретический материал на с. 160, § 42.

III. Тренировочные упражнения.

1. В упр. 231 учащиеся устно делают пунктуационный анализ текста, объясняют правописание слов с пропущенными буквами, выписывают синонимы, указывают их различия.

Рекомендации учителю: следует выполнять упр. 231 со «Словарём синонимов» В. Н. Клюевой или со «Словарём синонимов» под редакцией А. П. Евгеньевой.

2. Из упр. 232 учащиеся выписывают фразеологичёские обороты, объясняют значение и происхождение устойчивых словосочетаний, в работе используют «Школьный фразеологический словарь русского языка» В. П. Жукова, А. В. Жукова. Устно указывают слова, употреблённые в переносном значении, объясняют, на чём оно основано.

Учащиеся обнаруживают в тексте упр. 232 слова, которые входят в данные синонимические ряды:

а) кое-как, как-нибудь, спустя рукава;

б) любить, боготворить, души не чаять.

3. В упр. 233 девятиклассники устно делают орфографический и пунктуационный анализ текста, отвечают на вопрос:

— Почему композитор Георгий Свиридов восхищался тем, что в маленькой трагедии А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» уличный скрипач слепой?

Учащиеся выписывают из текста упр. 233 профессиональные слова, записывают ещё пять-шесть музыкальных терминов.

4. В упр. 234 учащиеся устно отвечают на вопросы:

— Какие типы речи употреблены в тексте?

— Какие из выделенных наименований являются устаревшими?

— Какие из них вышли из употребления? В связи с исчезновением обозначаемых ими предметов, профессий или по другим причинам?

— Есть ли слова, вытесненные из активного употребления синонимами?

Учащиеся выписывают устаревшие местоимения из упр. 234 в начальной форме.

5. Из упр. 236 учащиеся выписывают заимствованные слова, определяют и записывают основную мысль текста.

6. Работа с записанными на доске заимствованными словами: сентиментальный, апатия, легенда, оптимистический, монумент, перспектива, аргумент, гуманный, мемуары, тенденция.

Задание: подберите синонимы к заимствованным словам.

7. Учащиеся составляют словосочетания, в которых каждое слово будет употреблено в прямом и переносном значении. Слова проецируются на доску: иголка, золотой, крепкий, свежий, голова, осветить.

8. Самостоятельная работа (из четырёх заданий). На доске записаны слова с пропущенными буквами: еж..вика, парч..вый, лак..ровать, мур..вей, грош..вый, ш..рох.

Первое задание : спишите слова, вставляя пропущенные буквы, обозначьте графически орфограммы, определите лексическое и грамматическое значение данных слов.

Второе задание: сделайте лексический разбор двух слов (по выбору учащихся).

Рекомендации учителю : в слабом классе следует повторить порядок лексического разбора слова, план которого дан на с. 194 учебника.

Третье задание (редактирование): исправьте ошибки в словосочетаниях (можно предложить учащимся задание на карточках).

Огромная брошюра, очень прекрасный цветок, молодой юноша, гигантский небоскрёб, ихние овраги, моя автобиография, увеличить уровень, играть значение, большинство времени.

Четвёртое задание: напишите сочинение-миниатюру, используя фразеологические обороты: мутит воду, два сапога пара, сломя голов у, делать из мухи слона и др.

1. Укажите слова и словоформы, которые употреблены в переносном значении.

Тихо-тихо. Ни словечка.

Сонно гнутся травы,

Да ворчит устало речка

2. Укажите слова, которые употреблены в прямом значении.

Плакали ночью жёлтые клёны,

Вспомнили клёны, как были зелёны.

Ответ: б, в, г, е, ж.

3. Укажите слова, которые в предложении являются омонимами.

Сев в такси, спросила такса:

— За проезд какая такса?

4. Укажите предложения, в которых употреблено устаревшее слово.

а) Теперь сомненья решены:

Они на мельницу должны

Приехать завтра до рассвета.

б) Служил я теперича в земском суде заседателем.

в) Сильнее запах тополиный

Среды наступившей тишины.

г) Навис покров угрюмой нощи

На своде дремлющих небес.

5. Укажите в предложении синонимы.

Молча и нетерпеливо ждали врачи какого-то сигнала, ждали чьего-то гневного,

оглушительно грозного приказания.

6. Укажите пословицы, в которых имеются антонимы.

а) Любишь кататься, люби и саночки возить.

б) Любишь брать, люби и отдавать.

в) Много прочёл, да мало учёл.

г) Лошадка упряма, да везёт прямо.

7. Укажите слово(а), заимствованное(ые) из английского языка.

а) дирижёр в) вахтёр

б) хоккей г) хобби

8. Укажите фразеологические обороты.

а) держать в руках палку.

б) держать себя в руках.

в) делать из мухи слона.

г) делать из бумаги цветы.

9. Укажите предложения с ошибками, вызванными незнанием лексического значения слова.

а) Этот его поступок остался безнаказанным.

б) Областной учительский форум закончился.

в) Художник наносил на холст экономные мазки.

Источник

Читайте также:  Вода кристаллическая питьевая природная вода
Оцените статью