Колесо вода нил рабы

Водяные колеса,двигатель ранних эпох

Для подъёма воды в оросительные каналы служили водяные колёса (первые простейшие гидравлические двигатели), использующие ее энергию. Первые водяные колеса начали применяться более чем за 3000 лет до н.э. в Египте, Китае, Индии и других странах (рис. 3.2). Сведения об их использовании приводятся в таких древних источниках, как «География» Страбона (63 г. до н.э. – 24 г. н.э.) в семнадцати книгах, «Десять книг об архитектуре» Витрувия (вторая половина I века до н.э.).

Витрувий так описывает водяное колесо:

«Вокруг вала устанавливается колесо, по своим размерам соответствующее высоте, на которую должна быть доставлена вода, вокруг него, по внешнему кругу, устанавливаются кубические ящики, которые делаются водонепроницаемыми при помощи смолы и воска. Когда колесо путём наступания приводится в движение, то наполняющиеся ящики поднимаются кверху и на обратном пути выливают своё содержимое в водохранилище».

Если течение реки достаточно сильное, то оно само может вращать колесо и усилия раба или животного можно заменить силой текущей воды. У того же Витрувия читаем: «В реках также устанавливаются водоподъёмные колёса, подобные вышеописанным, с той только разницей, что к ним с наружной стороны приделываются лопасти, которые, будучи увлечены течением воды, своим движением заставляют вращаться колесо и, наполняя при этом ящики водой и поднимая их кверху, без работы толкания, путём использования течения воды, сами вращаясь, выполняют необходимую работу».

На рис. показано старинное сирийское водоподъёмное колесо – нория.

Древние греки поняли, что вращающееся водяное колесо может не только поднимать воду, но и совершать другую полезную работу, если его ось соединить с каким-нибудь механизмом. От этой догадки оставался лишь шаг до изобретения водяной мельницы. И этот шаг был сделан. В Древней Греции и Риме водяные колеса уже использовались для вращения мельничных жерновов.

Читайте также:  Стиралка встала с водой

В те времена простое устройство водяной мельницы представлялось настоящим чудом, сродни «самостоятельно» открывавшимся дверям храмов и «беспричинному» появлению огня на жертвенном очаге. Но там эти действия, казалось, производили сами боги, а здесь, на водяной мельнице, самая простая и привычная земная работа – размол зерна – осуществлялась как бы сама собой, без монотонного и тяжелого труда рабынь, растирающих зерно между камнями (

Один из поэтов той эпохи – македонянин Антипатр Фессалоникский, живший в I столетии до н.э., – посвятил водяной мельнице оду:

Дайте рукам отдохнуть, мукомолки;
спокойно дремлите,
Хоть бы про близкий рассвет громко
петух голосил:
Нимфам пучины речной ваш труд
поручила Деметра; Как зарезвились они обод крутя колеса!
Видите? Ось завертелась, а оси
крученые спицы С рокотом движут глухим тяжесть
двух пар жерновов. Снова нам век наступил золотой:
без труда и усилий Начали снова вкушать дар мы
Деметры святой.

В древнем Риме уже во II в. водяные мельницы были распространены почти повсеместно, все больше и больше работ выполнялось с их помощью. Водяные колеса использовались и для выжимания масел, и для размягчения яблок, из которых приготовляли любимый римлянами напиток – сидр, с их помощью заполнялся водой знаменитый римский водопровод. Водяное колесо стали использовать для пиления досок, и для обработки камня. Строительство из известняковых блоков становилось массовым, ведь в ряде регионов он был дешевле кирпича, в связи недостатка дров для обжига. Это можно видеть и в регионах Сирии, Египта,Малой Азии, что античные посройки произведениы из пиленых известковых блоков. А когда во время осады Рима остготы разрушили водопровод и «вечный город» остался без воды, император Вилезарий устроил прямо на Тибре огромные плавучие водяные колеса, служившие для ее подачи в город.

Водяной двигатель стал использоваться и для пиления досок. и именно это произвело революцию в судостроении.

Мертвая царевна и Семеро Грезящих

Гунны, Народ, пришедший с Ямала. Аттила, каган гуннов из рода Вельсунгов

Источник

9. Казни египетские. Кровь. Лягушки. Вши

Первая казнь: кровь.

Рано утром фараон обычно выходит на берег Нила то ли по нужде, то ли в ритуальных целях: «засвидетельствовать реке свое уважение». Вот тут Моше и Аарон, по плану Бога, должны перехватить его и предстать перед ним со словами:

«Господь, Бог иврим, послал к тебе сказать: Отпусти Мой народ, чтобы они служили Мне в пустыне».

А если нет, то вода в реке Нил обратится в кровь. Все в точности так и произошло. Аарон, как повелел Господь, ударил посохом по реке на глазах фараона и всех его приближенных, и воды Нила стали кровью.

«И рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь по всей земле Египетской».

А что же фараон? Маги и колдуны с легкостью проделали тоже самое с водой. Фараон только хмыкнул: обыкновенное колдовство. И укрепилось сердце его еще больше. Ничего не сказав, он повернулся и отправился во дворец.

Почему первая казнь поразила воды Нила, обратив их в кровь? Потому что вся жизнь Египта, все его благополучие были связаны с рекой. Не воля Небес, считалось в Египте, а разливы Нила кормили египтян.

«Зачем вначале было наказание воды кровью? Потому что фараон и египтяне поклонялись Нилу. Сказал Святой, благословен Он: Поражу сперва его божество, а потом его народ. Ходячая поговорка: бьют идола, а пугается жрец» (1).

А почему именно в кровь необходимо было обратить воду в реке? За то, что египтяне бросали новорожденных еврейских младенцев в Нил (2).

Творец общается с Моше и отдает приказания лично ему, почему же посохом по реке ударяет Аарон? Потому что когда Всесильный повелел Моше: «Простри руку свою и порази реку!» – Моше вдруг воспротивился.

– Следует ли мне поразить Нил? Тот, кто когда-то пил из колодца, не должен бросать в него камни. Когда ребенком меня опустили в Нил, воды реки не поглотили корзину, а защитили меня. Могу ли я сейчас поразить эти самые воды? – объяснил Моше Создателю причины своего непослушания.

И Всесильный согласился с ним. Поэтому осуществить первую казнь поручили Аарону.

По преданию продолжительность каждой казни составляла ровно одну неделю, и еще три недели отпускал Господь фараону на размышление после первого предупреждения о казни.

Как только Аарон ударил посохом, вода превратилась в кровь не только в реке, но и во всех колодцах, протоках, озерах и других естественных источниках воды, а также и та вода, которая была в домах у египтян в каменных, глиняных или деревянных емкостях. Если египтяне пытались выдавить сок из фруктов, сок мгновенно превращался в кровь. И даже сплюнутая слюна на лету превращалась в кровь. И только в домах евреев вода оставалась чистой и свежей. И запасы ее, очевидно, были достаточно велики (3), потому что евреи организовали продажу воды страдающим от жажды египтянам. Ну и довольно таки нажились на этом гешевте.

«И сделали то же маги Мицраима своими заговорами».

Конечно же речь не идет о том, что маги вернули водам Нила первозданный вид, а затем вновь обратили их в кровь. Скорее всего, речь идет о небольшом количестве воды, купленном у евреев и принесенном с собой для удовлетворения каприза фараона.

Говорят, что в доме фараона вода не превратилась в кровь и также оставалась чистой, как и в домах евреев. Почему? В благодарность за то, что Моше приютили и вырастили в этом доме. Фараон от жажды поэтому не страдал. Вот почему он никак не отреагировал на разворачивавшиеся события и, укрепившись сердцем, молча, ушел во дворец.

Вторая казнь: лягушки.

Ровно через семь дней кровь исчезла по всей земле Египта также неожиданно, как и появилась. Нил обрел первозданный вид, и можно было вздохнуть свободно. Однако Господь вновь обращается к Моше.

– Иди к фараону, – повелел Создатель, – и скажи ему: Так сказал Бог: Отпусти народ Мой, чтобы они служили Мне! А если строптив ты (и не желаешь) отпустить их, вот Я поражу все твои пределы жабами. И воскишит Нил жабами, и поднимутся они, и войдут в твой дом, и в твой спальный покой, и на твою постель, и в дом твоих слуг, и к народу твоему, и в печи твои, и в квашни твои. И в тебе, и в твоем народе, и во всех слугах твоих окажутся жабы!

Моше все исполнил точно, как наказывал ему Бог. Три недели он пытался достучаться до сердца фараона, но оставалось оно холодно как лед.

Непосредственным исполнителем наказания опять стал Аарон. Он вытянул руку свою с жезлом в сторону Нила, и вдруг из реки выпрыгнула огромная безобразная жаба. Отвратительно квакая, она направилась прямиком ко дворцу фараона. Египтяне, похватав палки и все что попало под руку, окружили мерзкую гадину с намерением разделаться с ней. Но как только ей нанесли первый удар, она разделилась на несколько особей. Жаба издала протяжный крик, и полчища таких же созданий повылезали из Нила. Они выходили и выходили из воды, и конца этому не было видно. Египтяне в страхе разбежались кто куда. А жабы стройными рядами двинулись во дворец фараона.

«Дома в Египте наполнились жабами, они прыгали на столы и стулья, в постели египтян и кусали их. Самая большая и жирная жаба поселилась во дворце фараона.
Казнь жабами распространилась по всей стране. Жабы заполнили поля и пожирали все, что на них росло» (4).

Никакие преграды не могли их остановить. И даже стены из камня и мрамора расступались при их приближении. Даже оказавшись в желудках египтян, они продолжали отвратительно квакать.

Фараон приказал своим хартумим (заклинателям) также создать лягушек.
– Нет ничего проще, – ответили колдуны и что-то пошептав, показали фараону материализовавшуюся жабу.

Но сколько они не шептали, никак не могли избавить фараона от нашествия мерзких тварей. И не выдержал правитель Египетский и приказал доставить во дворец Моше и Аарона.

– Помолитесь Богу, – стал просить фараон, – пусть удалит Он жаб от меня и от народа моего, и я отпущу ваш народ.

– Гитпаэр алай (5), – не ломаясь, соглашается Моше. – К какому сроку тебе это исполнить?

Фараон почувствовал подвох. Если Моше сразу согласился, то может быть нашествие гадин вот-вот само прекратится? Любой нормальный человек пожелал бы наказание остановить немедленно. Но фараон решает еще немного потерпеть.

– На завтра, – назначает он время.

– По слову твоему, – с некоторой издевкой говорит ему Моше. – Чтобы знал ты, что нет подобного Богу, Всесильному нашему!

Ушли Моше и Аарон от фараона, и молился Моше, и к обговоренному времени все жабы издохли, и собрали их египтяне в зловонные кучи, и очистили землю Египетскую. И наступило облегчение, а сердце фараона сделалось «тяжелее». Как и предупреждал Создатель, не сдержал фараон слова своего.

Наказание третье: вши.

Прошли три недели. Никаких изменений. Настало время в третий раз поучить фараона. Моше не пошел его предупредить, и казнь обрушилась на головы египтян неожиданно.

– Скажи Агарону, – обратился Бог к Моше. – Наведи посох свой и порази прах земли, и станет он вшами (киним)(6) по всей земле Египетской.

Осуществление казни Создатель поручает Аарону. Почему? Потому что земля в свое время также послужила Моше, укрыв убитого им египтянина.

Вши с удовольствием вгрызались в тела египтян и их могущественного повелителя, и пили из их плоти кровь, но совершенно не замечали и не трогали евреев. Фараон приказал колдунам проделать то же самое. Но сколько ни старались колдуны и маги, чародеи, кудесники и заклинатели, прибывшие со всех концов Египта, им так и не удалось продемонстрировать царю явление столь ничтожной букашки. Потому что власть нечистой силы имеет границы, и невозможно при помощи магии создать существо меньше ячменного зернышка.

Колдуны египетские знали об этом, а фараон, по-видимому, нет. Они пришли к нему и признали свое бессилие:

– Это перст Божий!

Но фараон уже, что называется, уперся. Ему никак не хотелось признать свое поражение. Он разогнал всех этих шарлатанов, которые так кичились своими необыкновенными способностями повелевать всем видимым и невидимым, и еще больше укрепил свое сердце, как и предупреждал Всесильный.

А тем временем вши исполнили свое дело и исчезли также неожиданно, как и появились.

Иллюстрация: Фрагмент из работы израильского художника Гади Поллака. Как сообщает автор, он изобразил 1432 лягушки.

(1) Шмот Раба 9:8.
(2) А еще потому, что египтяне не позволяли еврейским женщинам окунаться в Нил для очищения, чтобы стать разрешенными мужу. Тем самым они препятствовали размножению евреев. Не давали очищаться от крови – вода обратилась в кровь.
(3) По преданию у евреев были источники воды, которыми владели только они. А в источниках совместного владения с египтянами, вода египетской половины превратилась в кровь, а еврейская часть оставалась чистой.
(4) Р. Моше Вайсман. Мидраш рассказывает.
(5) Дословно: «величайся, прославляйся надо мной», возможно, в переносном смысле: «давай, заказывай музыку!».
(6) Точное значение этого слова утрачено, поэтому нельзя определенно сказать о каких насекомых идет речь.

Источник

Колесо вода нил рабы

В Древнем Египте Нил называли Хапи, такое же имя носил бог реки. У реки были и другие обозначения – «Иум» (Море), «Итеру-аа» (Большая река) – в каждой местности вдоль берегов Нила свою реку-кормилицу называли по-своему. Почему греки называли великую африканскую реку Нилус, сейчас неизвестно, но именно греческое название дошло до наших дней. Нил, самая длинная река на свете, протянулась с юга на север более чем на 6650 километров. Нил начинается на Абиссинском нагорье, это Голубой Нил, и на юге современного Судана – Белый Нил. При впадении в Средиземное море река разделяется на множество рукавов, образуя дельту Нила.

Согласно верованиям древних египтян, Нил берет начало из Нуна, окружающего сушу первичного вселенского моря, из которого возник весь мир. В вечном круговороте несет Нил свои воды в первичное вселенское море и снова возвращается в свое русло.

Нил разделил Египет на две части. В дельте Нила, на берегах рукавов и на многочисленных речных островах раскинулся Нижний Египет, а долина Нила – это Верхний Египет. Дельта получила свое название в давние времена, и это название тоже дали греки, потому что форма устья Нила, состоящего из множества рукавов и проток, напоминает треугольную четвертую букву греческого алфавита. В углу треугольника, в самой южной точке дельты, лежал Мемфис, древняя столица Египта.

Греческому историку V века до н. э. Геродоту приписывают высказывание, что Египет – это дар Нила. Геродот имел достаточно оснований для такого утверждения. Страна Кемет полностью зависела от реки. Когда вода в половодье поднималась недостаточно высоко или очень быстро уходила, урожаи снижались. Если вода в Ниле прибывала слишком стремительно или очень долго застаивалась в долине – нельзя было посеять в срок, а наводнения наносили урон деревням и полям. Уровень воды в Ниле наблюдали и измеряли в двадцати мерных колодцах, один из которых и сейчас можно видеть на острове Элефантина.

Знаменитый своей ученостью древнеримский писатель I века н. э. Плиний Старший в своей «Естественной истории» писал: «Известно, что когда уровень воды подымается, царям и префектам не разрешается плавать по Нилу. Степень подъема определяют при помощи колодцев со специальными знаками. Нормальный прирост 16 локтей; если воды меньше, то она не все орошает; если больше, то вода, отступая медленнее, задерживается…

…Когда почва пропитана влагой, наступает благоприятный для сева момент; когда земля сухая – нет условий для посева. И то и другое принимается к сведению. 12 локтей предвещают голод, 13 локтей – провинция все еще терпит его, 14 локтей приносит с собой радость, 15 – обеспеченность, 16 – избыток. Самый большой разлив был до сих пор в 18 локтей при императоре Клавдии, самый малый – в 5 локтей… Когда вода стоит на самом высоком уровне, то она подымается по открытым плотинам. Как только земля освобождается от воды, сеют».

Все знали, что когда вода доходит до отметки 16 локтей, то лучшего и пожелать невозможно. А когда Нил в течение нескольких лет отступал от своего обыкновения приносить воду и сочный плодородный ил на поля в срок и вдоволь, тогда наступали худые времена. Случалось, что при низком уровне воды в реке груженые корабли с трудом передвигались в мутной жиже. Некоторые рукава в дельте вообще пересыхали.

Естественным следствием нарушения обычного ритма разливов реки были, конечно, голодные годы, эпидемии и бунты. Один текст, относящийся к Древнему Царству, содержит прозрачные намеки на массовый голод: вымерли целые деревни, разлагающиеся трупы лежали непогребенные, грабители безнаказанно тащили чужое имущество. Упоминаются самоубийства и даже случаи людоедства.

Чтобы уменьшить зависимость от капризов великой реки, крестьяне укрепляли берега естественных водоемов насыпными сооружениями. Когда уровень воды понижался, искусственные каналы, пруды и бассейны распределяли накопленную воду по полям, а во время разлива Нила они спускали воду дальше в долину.

Современный Египет уже не зависит от Нила. Плотины позволяют орошать поля круглый год, но плодородный ил туда больше не попадает. Выше Асуанской плотины течение реки замедляется, и ценные минеральные вещества оседают не там, где они нужны. Все улучшения имеют свою оборотную сторону.

Пороги в южной, нубийской части Нила назывались катарактами. Между Асуаном и Хартумом насчитывалось шесть порожистых мест, в которых река протекала не по относительно мягкой породе, а по значительно более твердым гранитным уступам континентальной плиты. Препятствия делают русло Нила в этих местах более узким, и течение реки становится быстрым и бурным. Этим объясняется греческое название «катаракт», которое означает не что иное как «водопад». Первый катаракт находился возле Асуана и в течение многих веков являлся естественной границей между Египтом и Нубией.

Нил был главной транспортной артерией Древнего Египта. Людей и грузы, солдат и рабов, скот, зерно, камень для строек и все другие нужные продукты, изделия и сырье – все это перевозили на кораблях по Нилу. Перевозки по воде имели для египтян такое важное значение, что колесо, которое было позаимствовано у завоевателей-гиксосов (в XVII-XVI веках до н. э.), они не спешили использовать для изготовления телег, тачек или двуколок. Четвероногий транспорт – ослы – стоял на втором месте, потому что передвигаться по реке было гораздо быстрее. Путешествие по Нилу из Фив в Мемфис (885 километров) продолжалось всякий раз по-разному, в зависимости от уровня воды и, следовательно, силы течения. Когда река была полноводной – около двух недель. В засушливый период течение было относительно слабое, и на преодоление этого пути требовалось до двух месяцев. Кроме того, глубина и скорость течения значительно различались на протяжении реки. При низком уровне воды глубина возле Асуана составляла два метра, а в районе Мемфиса примерно пять с половиной метров. Пока египтяне не научились плавать под парусами, используя ветры со Средиземного моря (около 3350 года до н. э.), их речные поездки продолжались еще дольше.

Ночью древние египтяне избегали отправляться в плавание по Нилу, чтобы не сесть на песчаную мель или не наткнуться на остров. Они, конечно, строили пристани и использовали удобные естественные гавани. Большие гавани были в Мединет-Хабу, в западных Фивах, в Мемфисе, в Танисе, а в эпоху династии Птолемеев – в Александрии. Для улучшения транспортных маршрутов египтяне даже копали каналы. Уже в период VI династии (примерно 2345-2180 гг. до н. э.) они построили канал на первом катаракте, чтобы быстрее и легче проходить опасный отрезок реки. Другой канал был прорыт при фараоне Сесострии III (1872-1853/52 гг. до н. э., Среднее царство, XII династия). Однако, несмотря на все ухищрения, в засушливый период корабли и лодки приходилось тащить по берегу. Чтобы улучшить условия для импорта товаров с Ближнего Востока, фараон Нехо II (около 610– 595 гг. до н. э.) повелел построить канал, соединивший Нил с Красным морем. При последующих династиях этот канал значительно углубили.

Жизненно важное значение Нила для Древнего Египта проявилось и в религии египтян. Бог Солнца Ра целый день плыл в ладье по небу, а ночью пересекал море в подземном царстве. На торжественных ритуальных процессиях статуи богов несли на специальных ладьях – они как бы величаво плыли. Умершим укладывали в могилу миниатюрные лодочки или лодки в натуральную величину, чтобы облегчить опасный путь в подземном царстве. В мировосприятии жителей страны Кемет все было слито в гармоничное единое целое – черная земля, великая река, могущественные боги и их представители фараоны, потустороннее Подземное царство и мир простых людей с их непрестанным трудом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Оцените статью