Колодцы со святой водой

Почаевское чудо – святая вода… и целебный песок

Вода имеет сакральное значение в нашей вере. Достаточно вспомнить святого праотца Моисея в знойной пустыне, ударом жезла извлекающего из скалы источник живительной влаги (Исх.17:1-7), или Христа у колодца Иакова, говорящего Самарянке о «воде, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:14), или о крещенской купели, о крещенской воде – Агиасме… Эта живительная влага, как источник жизни и как прообраз Жизни Вечной, всегда была дополнением или составляющей частью каждого святого места, да и любого человеческого жилища…

Стопа Божией Матери

…1240 год, тьма над Русью православной – нашествие монголо-татарской орды Батыя, сожженный Киев – купель крещения молодого христианского государства, иноки Печерские, уходящие в непроходимые леса на сотни километров, до Волынских земель. Здесь, на горе Почаевской, в огненном столпе явилась Пречистая Богородица, знаменуя Свое покровительство инокам и всему люду православному в годину испытаний, свидетельствуя, что и Она, как и Ее Сын Божий, с ними «во все дни до скончания века» (Мф 28:20). И во свидетельство этого оставила в каменной породе, будто в воске, след от Своей правой стопы, из который проистек источник хрустально-чистой воды…

Он и поныне течет из каменного пласта, только уже под сводами величественного Успенского собора Почаевской лавры, вот уже 776 лет. И каждый, переступивший порог этого храма, справа от входа видит потрясающей красоты ковчег с горящими лампадами и подсвечниками. Над ковчегом — большой бронзовый киот с барельефным изображением этого явления. Еще выше — две высокие зеркальные пилястры. А внутри ковчега — три неугасимых лампады, свет от которых слегка касается темного камня самого источника Стопы Богородицы, закрытого стеклянной дверцей и пребывающего во мраке.

Читайте также:  Компания крымская живая вода

Сам камень с отпечатком, из которого сочится вода, находится ниже уровня храмового пола. Приходящие в Почаев богомольцы, помолившись и совершив великий поклон перед ковчегом, на коленях прикладываются к изображению Цельбоносной Стопы на бархатной подушечке у источника, а затем получают святую воду в серебряном ковшике из рук иеромонаха – «стопочного». И с благоговением пьют воду святую, животворящую…

Как старец Зосима на колодец преподобного Иова указал

Если поклониться Божией Матери и испить из Стопы ее в силе каждый паломник, то попасть к колодцу преподобного Иова, из которого берется целебная вода, может не каждый. Нам, можно сказать, повезло, а точнее – промыслительно «повезло».

Готовя публикацию о разгуле раскольников в регионе, разбойных нападениях на православные храмы, мы попросили наместника Почаевской Лавры встречи с известным старцем – 86-летним схимонахом Зосимой (Росоловским), духовно окормлявшимся в свое время у почаевского старца Прохора, который в свою очередь был руководим прп. Ионой Киевским. Хотелось услышать совет многолетнего лаврского подвижника по поводу нынешних времен, которые переживает Церковь Христова в Украине и вообще в мире. Пообщавшись и получив утешительные советы, мы собрались уходить.

Но отец Зосима подозвал своего келейника, послушника Димитрия, приведшего нас в келью старца и присутствовавшего при нашей беседе.

– Ты им водицы святой дай и просфор, – велел старец. – И колодец преподобного покажи.

Чуть позже мы поняли, почему он дал такое распоряжение. Брат Дмитрий, 28-летний послушник из Белоруссии, несет послушание «колодезного». То есть является хранителем и ответственным за обслуживание святого колодца преподобного Иова.

Раньше колодец находился под открытым небом во дворе обители, а в 1980-х по благословению архиепископа Львовского и Тернопольского Никодима (Руснак, +2011) над колодцем была возведена сень в виде расписанной часовни. Вход в нее закрыт, и брат Дмитрий, позвякивая тяжелыми ключами, повел нас на экскурсию длинными коридорами монастыря.

По дороге рассказал о том, что колодец сей преподобный Иов (Железо, +1651), игумен Почаевский, выкопал, а точнее — выбил в каменной породе на глубину 46 (!) метров в лихую годину испытаний. Внук покровительницы монастыря княгини Анны Гойской, Андрей Фирлей, воевода Бельский, стремился захватить земли обители, переданные княгиней в вечное пользование. Он, в нарушение завещания, отобрал земли вокруг монастыря, на которых располагался монастырский колодец и пруд, обеспечивавший монастырь водой. У племянника-еретика в результате ничего не получилось, Матерь Божия вернула отобранные земли.

Однако до этого, во время судебных тяжб, преподобный Иов благословил проделать немыслимую по человеческим меркам работу – вручную выкопать, а точнее – выдолбить огромный колодец прямо на горе, тайно, прямо возле братских келий. Братия не верила в возможность обретения воды на каменной почти 100-метровой почве, но по молитвам преподобного живительная влага таки показалась на глубине 46 метров. На то они и иноки чудотворной обители! Причем, как объяснил послушник Димитрий, святая вода сия под землей соединяется и с источником со Стопы Божией Матери, поднимается братией наверх для пользования насельниками обители и многочисленных паломников. Вода также набирается для святого алтаря, где совершается Божественная литургия, она же раздается на запивке после Причастия Святых Таин.
И предложил нам увидеть все собственными глазами.

У чудотворного колодца. Целебный песок

– Раньше вода набиралась вот этими 80-литровым ведрами, – пояснил Димитрий. – А сейчас качает мотор. Но при необходимости можно поднимать воду и вручную.

Оказывается над сводом в кровельной части под крышей колодезной часовни установлен невидимый для глаз огромный бак, из которого вода подается по трубам через краны. Водой наполняются специальные емкости, которые транспортируются в монастырский цех по разливу воды в бутылки с хорошо известными православному миру голубыми этикетками «СВЯТАЯ ВОДА ГОРЫ ПОЧАЕВСКОЙ».

Также эта вода подается в емкости, установленные в Успенском соборе, где каждый желающий паломник может пить и набирать святую воду домой.

В монастырском цехе бутылки после наполнения и запечатывания снова поступают в колодезную часовню. Сюда же по установленной традиции приносятся удивительные почаевские просфоры, которые фасуются по кулечкам и вместе с водой поступают в просфорную лавку, находящуюся в монастырском дворике. Здесь уже с утра выстраивается очередь паломников: каждый стремится увезти с собой почаевские святыни – святую воду и просфоры.

Брат Дмитрий разрешил нам заглянуть в колодец и даже повертеть огромное колесо. Двухметровый каменный диаметр пахнул таинственным холодом, где-то там глубоко внизу поблескивала живительная влага. Оказывается, колодец раз в пять лет приходится чистить. Нет, илом он не засоряется. Просто подземные воды наносят на дно серебристо-белый песок, и периодически его приходится выбирать. Для этого, после выкачки всей воды, на дно колодца опускается брат (!) и аккуратно подает в ведрах скопившейся песок. Который, кстати, как утверждают, имеет также целебную силу.

– А куда же вы его деваете, этот песок? – спросили мы.
– Складываю в специальный ящик, – ответил Димитрий. – Иногда по просьбе братии раздаю.
– А можете нам немного отсыпать?

Подумать только – песок со дна колодца прп. Иова!

Послушник с удовольствием согласился. И вместе с водой, свежими почаевскими просфорами наделил нас полиэтиленовым мешочком с серебристым и удивительно приятным при осязании подземным песком.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Сообщества

Трансляции

Статистика

Колодцы. Сакральные и метафизические смыслы

Суббота, 30 Сентября 2017 г. 07:26 + в цитатник

Заканчивается август, отмеченный тремя Спасами, подводящими итог урожайному году, в котором особое место занимает вода и колодцы. Первый Спас, Мокрый, связан с чудотворным действием воды, Третий Спас – с временем очищения колодцев.

Ставить и освящать колодцы принято на Первый Спас: август – самый жаркий месяц, когда вода достигает минимума, тогда и ставить, и очищать колодцы – самое время. Во всех религиях колодцы считались сакральным местом. В христианстве святые источники — места паломничества и особого обустройства, от них исходит чудодейственная и целебная сила.

Колодец ассоциируется с человеческой душой, которую следует оберегать и держать в чистоте; с входом в потусторонний мир; с бесконечностью и тайной, с глубиной и раем; с родным домом и единением людей. Наконец, с эротикой, где колодец символизирует женскую вагину, а закрытый колодец – девственность. Про колодцы складывались легенды и сказки, притчи и поговорки, стихи и поэмы. Вот, например, притча от афонских монахов:

«Человек копал колодец. Прокопал десять метров – нет воды. Бросил копать. Начал рыть в другом месте. Копал, копал – снова везде сухо. Бросил это место и совсем ушел. А к его первому колодцу подошел другой человек. Видит – колодец глубокий, а воды нет. Спустился в него. Прокопал три метра – и пошла вода. Очень был рад. Если хочешь войти в глубины сердца, нужно идти до конца, прилагая усилия только к этому, оставив все остальное».

А это — пример легенды: в словацком городе Тренчин есть замок, стоящий на высокой горе. В нем находится колодец, получивший название от бытующей здесь легенды. Однажды хозяин этого замка, одержав победу над турками, привез из похода много пленных и среди них — красавицу Фатиму. Через некоторое время в замок приехал жених красавицы и стал просить хозяина замка освободить пленных и его возлюбленную, за что предлагал большой выкуп и обмен пленными.

Хозяин отдал всех, кроме Фатимы, поставив Омару условие: он отдаст ее, если тот добудет воду. Три года Омар трудился и, наконец, на глубине 79 метров, нашел драгоценную влагу. Так в замке появился колодец, сделавший его неприступным, а Омар получил свою возлюбленную. Так выкопанный источник получил имя «Колодца возлюбленных».

В глубоких колодцах вода холодна,
И чем холоднее, тем чище она.
Пастух нерадивый напьется из лужи
И в луже напоит отару свою,
Но добрый опустит в колодец бадью,
Веревку к веревке привяжет потуже.
Бесценный алмаз, оброненный в ночи,
Раб ищет при свете грошовой свечи,
Но зорко он смотрит по пыльным дорогам,
Он ковшиком держит сухую ладонь,
От ветра и тьмы ограждая огонь —
И знай: он с алмазом вернется к чертогам.
(Иван Бунин, 1915 г. Поэту)

В древней Руси в день зимнего солнцестояния (на Рождество) девушки часто гадали: смотрелись в колодцы, чтобы увидеть жениха или делали из палочек маленькие колодцы, запирали на ключик и со словами:

«Суженый, ряженый, приходи коня поить, у меня ключа просить», клали его под подушку.

Колодцы несут глубокий метафизический смысл, олицетворяя связь с потусторонними мирами, с миром мертвых, с преисподней, с прошлым, поскольку колодцы – это источники не только жизни, но и смерти. В фольклоре можно найти немало страшилок, где колодец похож на могилу, в котором живут страшные чудовища, забирающие жизнь у решившихся спуститься на дно.

В китайской Книге Перемен колодец — символ союза «Я» с подсознанием, в иудейской традиции — мудрость и сама Тора, в исламе — вся мусульманская цивилизация берет начало от колодца Земзем, находящегося в Мекке. По преданию этот колодец возник волшебным образом от удара ноги Измаила, которого бросила на этом месте Агарь, изгнанная Авраамом и Саррой.

Воду из этого святого колодца все паломники набирают по окончании хаджа, чтобы раздать ее родным и использовать для исцеления от недугов. Точно также и христиане набирают воду из святых источников для исцеления и освящения себя и жилищ. На востоке есть притча: чтобы построить минарет, нужно обязательно вывернуть глубокий колодец наизнанку.

Чудодейственные свойств, приписываемые колодцам, делают их местом судьбоносных встреч. Например, в Библии Елеазар, посланник Авраама в дом отца своего, чтобы найти там невесту сыну Исааку, встречает будущую жену Исаака Ревекку у колодца. Потом у колодца находит свою возлюбленную Рахиль и Иаков. И Иисус беседует с самарянкой о живой воде тоже у колодца,

и Благовещение впервые, согласно преданию, Дева Мария узнает у колодца, и братья Иосифа сбросили его в сухой колодец. Словом, колодец – это многозначный метафизический и сакральный символ: жизни и смерти, подземного мира и подсознания, проникновения в глубину тайны и источник священного знания.

Я думал, как мне быть с душой
С моей, не так уж и большой:
Закрыть ли душу на замок,
Чтоб я потом разумно мог
За каплей каплю влагу брать
Из темных кладезных глубин
И скупо влагу отдавать
Чуть-чуть стихам, чуть-чуть любви!
И чтоб меня такой секрет
Сберег на сотню долгих лет.

Колодец вырыт был давно,
Всё камнем выложено дно,
Но сруб осыпался и сгнил
И дно подёрнул вязкий ил.
Крапива выросла вокруг,
И самый вход заткал паук.
Сломав жилище паука,
Трухлявый сруб задев слегка,
Я опустил бадью туда,
Где тускло брезжила вода.
И зачерпнул — и был не рад:
Какой-то тлен, какой-то смрад.

У старожила я спросил:
— Зачем такой колодец сгнил?
— А как не сгнить ему, сынок,
Хоть он и к месту, и глубок,
Да из него который год
Уже не черпает народ.
Он доброй влагою налит,
Но жив, пока народ поит. —
И понял я, что верен он,
Великий жизненный закон:
Кто доброй влагою налит,
Тот жив, пока народ поит.

И если светел твой родник,
Пусть он не так уж и велик,
Ты у истоков родника
Не вешай от людей замка.
Душевной влаги не таи,
Но глубже черпай и пои!
И, сберегая жизни дни,
Ты от себя не прогони
Ни вдохновенья, ни любви,
Но глубже черпай и живи!
(В.Солоухин. Колодец. Отрывок)

Апрельской вербы серебро на прутьях красных.
Здесь гласных полное ведро, ведро согласных.
Распахнуто в подземный хлад окно колодца,
И там до слёз мне кто-то рад, — как сладко пьётся.

Как сладко пьётся в глубине, где всхлип отрады,
И трепет в каплющей струне, и капель взгляды,
Когда целуется ведро с нутром колодца
И брёвен каждое ребро поётся, пьётся.

Душа колодца дышит мглой, она слезится,
Воды зеркален каждый слой, там льются лица.
В подземном царстве нет зеркал, зеркален кладезь,
Где бездна черпает вокал, с ведром наладясь.
(Юнна Мориц. Колодец)

Тина Гай

Процитировано 1 раз
Понравилось: 6 пользователям

Источник

Оцените статью