- Учет воды и сточных вод коммерческий
- Ссылки на определение понятия «Учет воды и сточных вод коммерческий»
- Как наладить коммерческий учет коммунальных услуг в многоквартирном доме: ЕПД, прямые платежи и договора
- Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2013 г. N 776 «Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод» (с изменениями и дополнениями)
- С изменениями и дополнениями от:
- Информация об изменениях:
- С изменениями и дополнениями от:
- ГАРАНТ:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- ГАРАНТ:
- Информация об изменениях:
- ГАРАНТ:
- Информация об изменениях:
- ГАРАНТ:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
Учет воды и сточных вод коммерческий
11) коммерческий учет воды и сточных вод (далее также — коммерческий учет) — определение количества поданной (полученной) за определенный период воды, принятых (отведенных) сточных вод с помощью средств измерений (далее — приборы учета) или расчетным способом;
Источник: Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»
Ссылки на определение понятия «Учет воды и сточных вод коммерческий»
HTML-код ссылки на слово Учет воды и сточных вод коммерческий |
BB-код ссылки на слово «Учет воды и сточных вод коммерческий» для форумов |
Прямая ссылка на слово «Учет воды и сточных вод коммерческий» для социальных сетей и электронной почты |
Уважаемые пользователи сайта. На данной странице вы найдете определение понятия «Учет воды и сточных вод коммерческий». Полученная информация поможет вам понять, что такое Учет воды и сточных вод коммерческий. Если по вашему мнению определение термина «Учет воды и сточных вод коммерческий» ошибочно или не обладает достаточной полнотой, то рекомендуем вам предложить свою редакцию этого слова.
Для вашего удобства мы оптимизируем эту страницу не только по правильному запросу «Учет воды и сточных вод коммерческий», но и по ошибочному запросу «extn djls b cnjxys[ djl rjvvthxtcrbq». Такие ошибки иногда происходят, когда пользователи забывают сменить раскладку клавиатуры при вводе слова в строку поиска.
Источник
Как наладить коммерческий учет коммунальных услуг в многоквартирном доме: ЕПД, прямые платежи и договора
Причина высоких платежей за коммунальные услуги кроется не только в установленных тарифах, но также и в неэффективной организации коммерческого учета коммунальных услуг. Основная задача людей управляющей организации – наладить в доме коммерческий учет и объяснить его принципы жителям.
Зачем нужен коммерческий учет
Коммерческий учет позволяет контролировать процедуру начисления платы за коммунальные услуги и минимизирует те небалансы по коммунальным ресурсам, которые уходят на содержание общего имущества.
Нужно различать коммерческий учета по общедомовым приборам учета коммунальных ресурсов и индивидуальным приборам учета коммунальных услуг. В законодательстве установлена прямая обязанность для управляющей наладить коммерческий учет, которые касается общедомового потребления. Эта проблема решается путем ввода в эксплуатацию общедомовых (коллективных) приборов учета по поставляемых в дом коммунальным ресурсам.
Прямой обязанности налаживать коммерческий учет по индивидуальным приборам учета коммунальных услуг в законе не прописано ни для управляющих организаций, ни для ТСЖ, ни для ресурсоснабжающих организаций.
Все ограничивается окольными нормами и формулировками о том, что исполнитель обязан «проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях». Однако обязанность проверки не означает обязанность налаживания коммерческого учета.
Коммерческий учет и прямые договора
Самая большая проблема с коммерческим учетом начинается тогда, когда дом переходит на прямые договора с ресурсоснабжающими организациями в соответ. со ст. 157.2 ЖК РФ. Смысл прямых договоров и всего написанного законодательства можно выразить очень просто: ресурсник всегда получит свои деньги. Прямые договора придуманы только за этим.
Все небалансы между индивидуальным и общедомовым потреблением ресурсник перевыставит на управляющую организацию, а та на жителей и за проблемы с коммерческим учетом жители заплатят дважды: первый раз как за коммунальную услугу, второй – за завышенное общедомовое потребление.
Если до момента прямых договоров существовала схема: потребитель – исполнитель (управляющая организация) – ресурсник, то при переходе на прямые договора – среднее звено из этой цепочки выбивается. Потребителей (то есть, жителей) толкают на прямые договора с ресурсником, который полностью демотивирован налаживать коммерческий учет, у него к этому нет никаких стимулов. Кроме того, ресурсник не будет заниматься налаживанием внутри дома коммерческого учета еще и потому, что он может не считать себя исполнителем (особенно, если в доме ИТП). В этом случае фактически получая деньги за коммунальные услуги ресурсник не будет делать ничего из тех обязанностей, которые прописаны для исполнителя в п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее – Правила № 354).
Самый главный вопрос здесь – кто осуществляет ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета (которые выступают основой коммерческого учета): ресурсник или управляющая организация.
Ответ на этот вопрос содержится в Правилах № 354: исполнителем является тот, кто предоставляет коммунальную услугу (п. 2). Ст. 157.2 ЖК РФ называется предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Поэтому очевидно, что ресурсник является исполнителем, даже если он этого не хочет.
В соответ. с пп. «у» п. 31 Правил № 354 исполнитель обязан осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета (включая замену после его ремонта или поверки).
Ввод приборов учета в осуществляется исполнителем без взимания платы (п. 89.1 Правил № 354).
Однако этот принцип не распространяется на газовый счетчик. Поставщик газа обязан осуществлять по заявке абонента установку пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу в течение 5 рабочих дней со дня поступления такой заявки. Первичная установка пломбы осуществляется за счет поставщика газа, последующие (в том числе при восстановлении прибора учета газа после проведения поверки или ремонта) оплачиваются абонентом (пп. «б» п. 22 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан от 21.07.2008 № 549). Таким образом, при повторном вводе счетчика газа при прямых договорах придется заплатить.
Кому передавать показания при прямых договорах?
В законе есть принцип о том, что показания передаются ресурсником и управляющей организацией другу другу в случае, если они поступают к ним от потребителей. В соответ. с п. 10 ст. 157.2 ЖК РФ, ресурсоснабжающие организации обязаны предоставлять (в том числе с использованием ГИС ЖКХ) управляющей организации информацию о показаниях индивидуальных приборов учета при их получении от собственников.
В соответ. с п. 11 ст. 161 ЖК РФ, при прямых договорах управляющая организация обязана предоставлять ресурсоснабжающим организациям информацию о показаниях индивидуальных приборов учета при их получении от собственников.
Проблема в этой схеме в том, что у ресурсника нет прописанной в законе обязанности использовать показания, полученные от управляющей организации при расчете платы за коммунальные услуги. А раз такой обязанности нет, то есть риск злоупотреблений и системных ошибок.
Прямые платежи и прямые договора
Основной риск прямых договоров и механизма ст. 157.2 ЖК РФ – неизбежный бардак в коммерческом учете. До прямых договоров существовал механизм прямых платежей на реквизиты ресурсников (п. 6.3 и 7.1 ст. 155 ЖК РФ). Он видится довольно правильным, поскольку позволяет формировать единый платежный документ (ЕПД), а не множество квитанций от каждого отдельного ресурсника.
Другое преимущество прямых платежей – контроль коммерческого учета: если начисление на реквизиты ресурсника осуществляет управляющая организация, то она сама ведет такой учет и не входит в конфликт с ресурсников и потребителями из-за ошибок.
Формирование культуры коммерческого учета у жителей
До 2013 года о потребителя была обязанность передавать показания приборов учета исполнителю. Эта обязанность была прописана в пп. «в» п. 34 Правил № 354. После определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 19 марта 2013 года № АПЛ13-82 данный пункт был отменен и передача показаний стала не обязанностью, а правом собственника (потребителя).
Если потребитель не передает показания приборов учета, то к нему применяется расчет среднего потребления за последние 6 месяцев. Такой расчет идет 3 месяца подряд, а начиная с 4го к потребителю применяется норматив с повышающим коэффициентом 1,5 (п. 59 Правил № 354).
Задача управляющей организации – стимулировать потребителей на передачу показаний приборов учета. Это можно сделать путем размещения агитации на квитанциях, информационных стендах, сайте управляющей организации. Если культура коммерческого учета будет сформирована, это решит многие проблемы и сэкономит деньги жителям.
Источник
Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2013 г. N 776 «Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод» (с изменениями и дополнениями)
Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2013 г. N 776
«Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод»
С изменениями и дополнениями от:
26 марта 2014 г., 29 мая 2015 г., 3 ноября 2016 г., 29 июня 2017 г., 22 мая 2020 г.
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 26 марта 2014 г. N 230 в пункт 2 внесены изменения
2. Разъяснения о порядке применения Правил, утвержденных настоящим постановлением, даются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
3. Министерству регионального развития Российской Федерации в течение 3 месяцев утвердить:
методические указания по расчету потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке;
методические указания по расчету объема принятых (отведенных) сточных вод с использованием метода учета пропускной способности канализационных сетей;
методические указания по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Правила
организации коммерческого учета воды, сточных вод
(утв. постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2013 г. N 776)
С изменениями и дополнениями от:
26 марта 2014 г., 29 мая 2015 г., 3 ноября 2016 г., 29 июня 2017 г., 22 мая 2020 г.
I. Общие положения
1. Настоящие Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод определяют порядок коммерческого учета воды, сточных вод с использованием приборов учета, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в узлах учета, спроектированных и допущенных в эксплуатацию в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, или расчетным способом в целях расчета размера платы за поданную (полученную), транспортируемую воду, принятые (отведенные), транспортируемые сточные воды по договорам холодного водоснабжения, договорам горячего водоснабжения (далее — договоры водоснабжения), договорам водоотведения, единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, договорам по транспортировке холодной воды, договорам по транспортировке горячей воды, договорам по транспортировке сточных вод и другим договорам, заключенным с организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения.
ГАРАНТ:
Решением Верховного Суда РФ от 20 мая 2020 г. N АКПИ20-105 абзац второй пункта 1 Правил признан не противоречащим действующему законодательству
Настоящие Правила распространяются на отношения, возникающие при предоставлении коммунальных услуг, в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
2. Коммерческому учету воды, сточных вод подлежит количество (объем):
а) воды, поданной (полученной) за определенный период абонентам по договорам водоснабжения, единому договору холодного водоснабжения и водоотведения;
б) воды, транспортируемой организацией, осуществляющей эксплуатацию водопроводных сетей, по договорам по транспортировке горячей воды, договорам по транспортировке холодной воды;
в) сточных вод, принятых от абонентов по договору водоотведения, в том числе единому договору холодного водоснабжения и водоотведения;
г) сточных вод, транспортируемых организацией, осуществляющей транспортировку сточных вод, по договору по транспортировке сточных вод;
д) воды, в отношении которой проведены мероприятия водоподготовки по договору по водоподготовке воды;
е) сточных вод, в отношении которых произведена очистка в соответствии с договором по очистке сточных вод.
3. Коммерческий учет воды, сточных вод осуществляется путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета (средствами измерения) воды, сточных вод в узлах учета или расчетным способом в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
4. Приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом или организацией, осуществляющей транспортировку горячей воды, холодной воды, сточных вод (далее — транзитная организация), на границе балансовой принадлежности сетей или на границе эксплуатационной ответственности абонента и (или) транзитной организации с организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее — организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение), другими организациями, эксплуатирующими водопроводные и (или) канализационные сети, если иное не предусмотрено договорами водоснабжения, договором водоотведения, единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, договором по транспортировке холодной воды, договором по транспортировке горячей воды, договором по транспортировке сточных вод, договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, договором по водоподготовке, договором по очистке сточных вод, а также иными договорами, заключаемыми с организациями, осуществляющими водоснабжение и (или) водоотведение.
Подключение (технологическое присоединение) абонентов к централизованной системе горячего водоснабжения и (или) централизованной системе холодного водоснабжения (далее — централизованные системы водоснабжения) без оборудования узла учета приборами учета воды не допускается.
Абоненты и транзитные организации обязаны оборудовать принадлежащие им канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения приборами учета сточных вод в случаях, установленных Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644.
5. Коммерческий учет холодной воды, горячей воды, тепловой энергии в составе горячей воды, сточных вод осуществляется:
а) абонентом, если иное не предусмотрено договорами водоснабжения, договором водоотведения и (или) единым договором холодного водоснабжения и водоотведения;
б) транзитной организацией, если иное не предусмотрено договором по транспортировке холодной воды, договором по транспортировке горячей воды и (или) договором по транспортировке сточных вод.
6. Коммерческий учет воды, в отношении которой проведены мероприятия водоподготовки, осуществляется организацией, эксплуатирующей отдельные объекты централизованных систем водоснабжения, если иное не предусмотрено договором по водоподготовке, договором по транспортировке холодной воды и (или) договором по транспортировке горячей воды.
7. Коммерческий учет сточных вод, в отношении которых произведена очистка, осуществляется организацией, эксплуатирующей отдельные объекты централизованных систем водоотведения, если иное не предусмотрено договором по очистке сточных вод, договором по транспортировке сточных вод и (или) договором по обращению с осадком сточных вод.
Информация об изменениях:
Пункт 8 изменен с 14 июля 2017 г. — Постановление Правительства РФ от 29 июня 2017 г. N 778
8. В случае если иное не предусмотрено настоящими Правилами, установка, эксплуатация, поверка, ремонт и замена узлов учета осуществляются в следующем порядке:
а) получение технических условий на проектирование узла учета;
б) проектирование узла учета и монтаж узла учета для вновь допускаемых к эксплуатации узлов учета, включая установку приборов учета;
в) допуск к эксплуатации узла учета;
г) эксплуатация узла учета, включая снятие показаний приборов учета о количестве поданной (полученной, транспортируемой) холодной воды, горячей воды, тепловой энергии в составе поданной (полученной, транспортируемой) горячей воды, о принятых (отведенных, транспортируемых) сточных водах и иных показаний, предусмотренных технической документацией, отображающихся приборами учета, в том числе с использованием систем дистанционного снятия показаний (телеметрические системы), а также ведение учета о количестве и продолжительности нештатных ситуаций, возникающих в работе приборов учета узла учета;
д) поверка, ремонт и замена (при необходимости) приборов учета.
Информация об изменениях:
Правила дополнены пунктом 8 1 с 14 июля 2017 г. — Постановление Правительства РФ от 29 июня 2017 г. N 778
8 1 . Установка узлов учета во вновь создаваемых объектах капитального строительства, в отношении которых осуществляется подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и (или) централизованным системам водоотведения, в соответствии с условиями подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к централизованным системам водоснабжения и (или) централизованным системам водоотведения включает:
Информация об изменениях:
Подпункт «а» изменен с 3 июня 2020 г. — Постановление Правительства России от 22 мая 2020 г. N 728
а) проектирование, монтаж и установку узла учета в соответствии с проектной документацией объекта капитального строительства и (или) условиями подключения (технологического подключения) и опломбирование в закрытом состоянии запорной арматуры на обводной линии водомерного узла;
б) допуск к эксплуатации узла учета.
9. Используемые приборы учета холодной воды, горячей воды и тепловой энергии в составе горячей воды, сточных вод должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, действующим на момент ввода приборов учета в эксплуатацию.
По истечении интервала между поверками либо после выхода приборов учета из строя или их утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала, приборы учета, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, подлежат поверке либо замене на новые приборы учета. Эти положения распространяются в том числе на приборы учета холодной воды, горячей воды и тепловой энергии в составе горячей воды, используемые для определения количества холодной и горячей воды, тепловой энергии в составе горячей воды, подаваемой в помещения многоквартирных домов и жилые дома.
II. Коммерческий учет воды, сточных вод с использованием приборов учета
Информация об изменениях:
Пункт 10 изменен с 3 июня 2020 г. — Постановление Правительства России от 22 мая 2020 г. N 728
10. Сбор сведений о показаниях приборов учета о количестве поданной (полученной, транспортируемой) холодной воды, горячей воды, тепловой энергии в составе поданной (полученной, транспортируемой) горячей воды, о принятых (отведенных, транспортируемых) сточных водах, количестве и продолжительности нештатных ситуаций, возникающих в работе приборов учета, и иных сведений, предусмотренных технической документацией, отображающихся приборами учета, а также снятие показаний приборов учета, в том числе с использованием систем дистанционного снятия показаний (телеметрические системы), осуществляется абонентом или транзитной организацией, если иное не предусмотрено договорами абонента и (или) транзитной организации с организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение. Абонент или транзитная организация предоставляют организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, до окончания 1-го дня месяца, следующего за расчетным месяцем, сведения о показаниях приборов учета по состоянию на последнее число расчетного периода, если иные сроки не установлены законодательством Российской Федерации, а также сведения о текущих показаниях приборов учета в течение 2 рабочих дней после получения запроса о предоставлении таких сведений от организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение. Такая информация направляется организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, любым доступным способом (почтовое отправление, факсограмма, телефонограмма, электронное сообщение с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»), позволяющим подтвердить получение организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, указанной информации.
В случае если технические характеристики используемых приборов учета и узлов учета позволяют использовать телеметрические системы для передачи показаний приборов учета и существует финансовое и техническое обеспечение установки телеметрических модулей и телеметрического программного обеспечения, представление (снятие) показаний приборов учета осуществляется дистанционно с использованием таких телеметрических систем.
11. Абонент или транзитная организация обязаны обеспечить беспрепятственный доступ представителей организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, или по указанию организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, представителям иной организации к узлам учета и приборам учета для сверки показаний приборов учета и проверки соблюдения условий эксплуатации приборов учета.
12. В случае расхождения обнаруженных в процессе сверки показаний приборов учета абонента или транзитной организации об объеме поданной (полученной) холодной воды, горячей воды, тепловой энергии в составе горячей воды и отведенных (принятых) сточных вод с представленными абонентами или транзитными организациями сведениями организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, составляет акт сверки показаний приборов учета, подписываемый представителями абонента или транзитной организации и организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение.
При несогласии представителя абонента или транзитной организации с содержанием акта сверки показаний приборов учета представитель абонента или транзитной организации на акте делает отметку «ознакомлен» и проставляет подпись. Возражения абонента или транзитной организации указываются в акте либо направляются организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, в письменной форме любым способом, позволяющим подтвердить получение документа абонентом или транзитной организацией. В случае отказа представителя абонента или транзитной организации от подписания акта сверки показаний приборов учета такой акт подписывается представителем организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, с отметкой «представитель абонента или организации, осуществляющей транспортировку воды и (или) сточных вод, от подписи отказался».
Акт сверки показаний приборов учета является основанием для осуществления перерасчета объема поданной (полученной) воды и тепловой энергии в составе горячей воды и отведенных (принятых) сточных вод со дня подписания последнего акта сверки показаний приборов учета до дня подписания нового акта.
13. В целях контроля объемов поданной (полученной) воды, тепловой энергии в составе горячей воды и отведенных (принятых) сточных вод организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, либо абонент или транзитная организация вправе использовать контрольные (параллельные) приборы учета холодной воды, горячей воды, тепловой энергии в составе горячей воды и сточных вод при условии уведомления одной из сторон договора другой стороны об использовании таких приборов учета.
Контрольные (параллельные) приборы учета холодной воды, горячей воды, тепловой энергии в составе горячей воды и сточных вод устанавливаются на сетях организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, транзитной организации или абонента в местах, позволяющих обеспечить коммерческий учет подаваемой абоненту воды, тепловой энергии в составе горячей воды и принимаемых сточных вод.
В случае различия показаний контрольных (параллельных) приборов учета воды, тепловой энергии в составе горячей воды и сточных вод и основных приборов учета воды, тепловой энергии в составе горячей воды и сточных вод более чем на погрешность измерения таких приборов учета за период, составляющий не менее одного расчетного месяца, лицо, установившее контрольный (параллельный) прибор учета, может потребовать у другой стороны проведения внеочередной поверки эксплуатируемого этой стороной прибора учета. Показания контрольного (параллельного) прибора учета используются в целях коммерческого учета воды, тепловой энергии в составе горячей воды и сточных вод на период неисправности, поверки основного прибора учета, а также в случае нарушения сроков предоставления показаний приборов учета.
Установка, замена, эксплуатация и поверка контрольных (параллельных) приборов учета воды, тепловой энергии в составе горячей воды и сточных вод осуществляются в соответствии с процедурами, предусмотренными для установки, замены, эксплуатации и поверки основных приборов учета, предусмотренными настоящими Правилами.
Лицо, установившее контрольный (параллельный) прибор учета, обязано предоставлять другой стороне (абоненту, транзитной организации, организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение) беспрепятственный доступ к контрольным (параллельным) приборам учета воды, тепловой энергии в составе горячей воды и отведенных (принятых) сточных вод с целью контроля за правильностью установки и эксплуатации контрольного (параллельного) прибора учета.
III. Коммерческий учет воды расчетным способом
14. Коммерческий учет воды осуществляется расчетным способом в следующих случаях:
а) при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения;
б) в случае неисправности прибора учета;
в) при нарушении в течение более 6 месяцев сроков представления показаний прибора учета, являющегося собственностью абонента или транзитной организации, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом или транзитной организацией организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, о временном прекращении потребления воды.
15. При расчетном способе коммерческого учета воды применяются:
а) метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения;
б) метод расчетного среднемесячного (среднесуточного, среднечасового) количества поданной (транспортируемой) воды;
в) метод гарантированного объема подачи воды;
г) метод суммирования объемов воды.
ГАРАНТ:
Решением Верховного Суда РФ от 22 июня 2020 г. N АКПИ20-15 абзац первый пункта 16 признан не противоречащим действующему законодательству в части слов: «Применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения»
16. Применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду используется в следующих случаях:
а) при самовольном присоединении и (или) пользовании централизованными системами водоснабжения за период времени, в течение которого осуществлялось такое самовольное присоединение и (или) пользование, но не более чем за 3 года. При этом период времени, в течение которого осуществлялось самовольное присоединение и (или) пользование централизованными системами водоснабжения, определяется со дня предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов централизованной системы водоснабжения в месте, где позже был выявлен факт самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения, до дня устранения самовольного присоединения (прекращения самовольного пользования). В случае если абонент в течение 1 года после вступления в силу настоящих Правил проинформировал организацию, осуществляющую горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, о самовольном присоединении и (или) пользовании централизованной системой водоснабжения, расчетный способ определения количества поданной (полученной) воды применяется не более чем за 6 месяцев;
Информация об изменениях:
Подпункт «б» изменен с 3 июня 2020 г. — Постановление Правительства России от 22 мая 2020 г. N 728
ГАРАНТ:
Решением Верховного Суда РФ от 23 декабря 2020 г. N АКПИ20-817, оставленным без изменения определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 16 марта 2021 г. N АПЛ21-45, подпункт «б» признан не противоречащим действующему законодательству в части применения к потребителю услуг водоснабжения и водоотведения расчетного метода учета объема водопотребления в случае истечения межповерочного интервала поверки прибора учета потребления воды, а также при наличии возможности определения потребителем фактически потребленного им объема воды на основании сведений об объеме водоотведения, зафиксированных установленным потребителем и исправно работающим прибором учета расхода воды
б) через 60 дней со дня возникновения неисправности прибора учета или демонтажа прибора учета до проведения допуска прибора учета к эксплуатации либо поверки без демонтажа прибора учета;
Информация об изменениях:
Подпункт «в» изменен с 3 июня 2020 г. — Постановление Правительства России от 22 мая 2020 г. N 728
в) при отсутствии у абонента приборов учета воды, допущенных к эксплуатации в установленном порядке, в случае, если в течение 60 дней со дня получения от организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, уведомления о необходимости установки приборов учета или после даты, определенной в договорах водоснабжения, едином договоре водоснабжения и водоотведения, приборы учета воды не установлены;
ГАРАНТ:
Решением Верховного Суда РФ от 3 февраля 2021 г. N АКПИ20-869 подпункт «г» пункта 16 признан не противоречащим действующему законодательству в части, не позволяющей пересчитать действительно потребленное количество абонентом воды согласно данным прибора учета по истечении 6 месяцев
г) при нарушении в течение более 6 месяцев сроков представления показаний прибора учета, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом или транзитной организацией организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, о временном прекращении потребления воды;
Информация об изменениях:
Пункт 16 дополнен подпунктом «д» с 3 июня 2020 г. — Постановление Правительства России от 22 мая 2020 г. N 728
д) при неисправности прибора учета в случаях, предусмотренных подпунктами «б» и «в» пункта 49 настоящих Правил.
Информация об изменениях:
Пункт 17 изменен с 3 июня 2020 г. — Постановление Правительства России от 22 мая 2020 г. N 728
17. Метод расчетного среднемесячного (среднесуточного, среднечасового) количества поданной (транспортируемой) воды, используемого на основании показаний прибора учета за 12 календарных месяцев, предшествующих расчетному периоду, применяется при условии отсутствия контрольных (параллельных) приборов учета в следующих случаях и порядке:
а) при неисправности прибора учета, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами «б» и «в» пункта 49 настоящих Правил, — с начала расчетного месяца, в котором был установлен факт неисправности прибора учета, но не более чем в течение 60 календарных дней, если иной срок не согласован с организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение;
б) при демонтаже исправного прибора учета — со дня, следующего за днем демонтажа прибора учета, а при демонтаже неисправного прибора учета — с начала расчетного месяца, в котором был демонтирован прибор учета, но не более чем в течение 60 календарных дней, если иной срок не согласован с организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение.
В случае если период работы прибора учета составляет менее 1 года, то при применении метода расчетного среднемесячного (среднесуточного, среднечасового) количества поданной (транспортируемой) воды используются данные прибора учета за фактический период его работы.
В случае если фактический период работы прибора учета составляет менее 60 календарных дней, то метод расчетного среднемесячного (среднесуточного, среднечасового) количества поданной (транспортируемой) воды не применяется.
18. Применение метода гарантированного объема подачи воды, определенного договорами водоснабжения, единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, используется в следующих случаях:
а) при отсутствии у абонента прибора учета воды, кроме случаев, предусмотренных пунктами 16 и 17 настоящих Правил;
б) если фактический период эксплуатации прибора учета с даты осуществления допуска к эксплуатации прибора учета до выхода его из строя составил менее 60 календарных дней.
19. В случае если показания прибора учета содержат информацию о временных нарушениях в работе прибора учета, имевших место во время работы прибора учета, расчет объема полученной воды за указанный период производится в соответствии с пунктом 16 настоящих Правил.
Информация об изменениях:
Правила дополнены подпунктом 19 1 с 3 июня 2020 г. — Постановление Правительства России от 22 мая 2020 г. N 728
19 1 . В случае неисправности прибора учета вследствие наличия обстоятельств, предусмотренных подпунктами «б» и «в» пункта 49 настоящих Правил, за период с даты предыдущей проверки, по результатам которой не были выявлены указанные обстоятельства, до даты проверки, в ходе которой были выявлены такие обстоятельства, но не более чем за 3 календарных месяца, осуществляется перерасчет объема поданной воды в соответствии с пунктом 16 настоящих Правил.
20. Применение метода суммирования объемов воды, которые поданы абонентам и (или) другим транзитным организациям, объемы которых определены по показаниям приборов учета или расчетным способом, организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, с использованием водопроводных сетей этих транзитных организаций используется в случае отсутствия у транзитной организации приборов учета воды, а также при возникновении неисправности прибора учета и демонтаже прибора учета в целях его поверки, ремонта или замены.
21. В случае если узел учета воды размещен не на границе эксплуатационной ответственности организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, абонента и (или) транзитной организации, то расчет объема поданной (полученной) воды производится с учетом потерь в водопроводных сетях от границы эксплуатационной ответственности до места установки прибора учета.
IV. Коммерческий учет сточных вод расчетным способом
22. Коммерческий учет сточных вод осуществляется расчетным способом в следующих случаях:
а) при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованной системой водоотведения;
б) в случае неисправности прибора учета;
в) при нарушении в течение более 6 месяцев сроков представления показаний прибора учета организации, осуществляющей водоотведение, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом такой организации о временном прекращении сброса сточных вод.
23. При отсутствии у абонента прибора учета или неисправности прибора учета (в том числе при демонтаже прибора учета в связи с его поверкой, ремонтом или заменой), нарушении сроков представления показаний приборов учета, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом организации, осуществляющей водоотведение, о временном прекращении сброса сточных вод, объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников водоснабжения, в том числе определенному расчетным способом в соответствии с разделом III настоящих Правил. При этом учитывается объем поверхностных сточных вод, который рассчитывается в соответствии с пунктом 25 настоящих Правил, в случае если прием таких сточных вод в систему водоотведения предусмотрен схемой водоснабжения и водоотведения или договором водоотведения, единым договором холодного водоснабжения и водоотведения.
Информация об изменениях:
Пункт 23 1 изменен с 3 июня 2020 г. — Постановление Правительства России от 22 мая 2020 г. N 728
23 1 Объем сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему водоотведения, определяется в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения, разработанным абонентом и согласованным с организацией, осуществляющей водоотведение, при соблюдении одновременно следующих условий:
установление абонентом совместно с организацией, осуществляющей водоотведение, в порядке, установленном Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», факта отсутствия технической возможности установки прибора учета сточных вод и подписание соответствующего акта либо отсутствие обязанности абонента по установке прибора учета сточных вод;
использование абонентом воды в составе выпускаемой продукции, при производстве тепловой энергии, или наличие у абонента самостоятельных канализационных выпусков в водные объекты, или наличие у абонента 2 и более канализационных выпусков в централизованную систему водоотведения.
В балансе водопотребления и водоотведения указывается среднесуточный объем сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему водоотведения, с указанием распределения общего объема сточных вод по канализационным выпускам (в процентах).
Абонент обязан представить организации, осуществляющей водоотведение, документы и материалы, подтверждающие данные, указанные в балансе водопотребления и водоотведения.
Организация, осуществляющая водоотведение, при рассмотрении баланса водопотребления и водоотведения осуществляет проверку данных, содержащихся в балансе водопотребления и водоотведения абонента, а также иных данных, сообщаемых абонентом при предоставлении баланса. При проверке данных баланса водопотребления и водоотведения может осуществляться измерение количества сточных вод, проводимое с помощью переносных (временных) приборов учета, устанавливаемых на срок от 7 до 30 дней организацией, осуществляющей водоотведение, или иной уполномоченной ею организацией.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2016 г. N 1134 Правила дополнены пунктом 23 2 , вступающим в силу с 1 января 2017 г.
23 2 . Организация, осуществляющая водоотведение, вправе отказать абоненту в согласовании баланса водопотребления и водоотведения по следующим основаниям:
непредставление абонентом документов и материалов, подтверждающих данные, указанные в балансе водопотребления и водоотведения;
несоответствие баланса водопотребления и водоотведения документам и материалам, представленным абонентом в подтверждение данных, указанных в балансе водопотребления и водоотведения;
выявление организацией, осуществляющей водоотведение, или иной уполномоченной ею организацией при проверке данных баланса водопотребления и водоотведения путем измерения количества сточных вод с помощью переносных (временных) приборов учета расхождения с представленным абонентом балансом водопотребления и водоотведения более чем на 30 процентов.
При этом количество отведенных сточных вод определяется в соответствии с пунктом 23 настоящих Правил.
Информация об изменениях:
Пункт 23 3 изменен с 3 июня 2020 г. — Постановление Правительства России от 22 мая 2020 г. N 728
23 3 . Баланс водопотребления и водоотведения применяется начиная с 1-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором баланс водопотребления и водоотведения был согласован с организацией, осуществляющей водоотведение, если иное не определено по соглашению между абонентом и организацией, осуществляющей водоотведение. Срок действия баланса водопотребления и водоотведения абонента определяется по соглашению между абонентом и организацией, осуществляющей водоотведение, но не может составлять более 5 лет. Абонент не позднее чем за 90 календарных дней до истечения срока действия баланса водопотребления и водоотведения обязан разработать и направить на согласование в организацию, осуществляющую водоотведение, новый баланс водопотребления и водоотведения в порядке, предусмотренном пунктом 23 1 настоящих Правил.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 26 марта 2014 г. N 230 в пункт 24 внесены изменения
24. При самовольном подключении и (или) пользовании централизованной системой водоотведения объем отведенных сточных вод определяется расчетным способом в соответствии с методическими указаниями по расчету объема принятых (отведенных) сточных вод с использованием метода учета пропускной способности канализационных сетей, утверждаемыми Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, за период времени, в течение которого осуществлялось такое самовольное присоединение и (или) пользование, но не более чем за 3 года. При этом период времени, в течение которого осуществлялось самовольное присоединение и (или) пользование централизованными системами водоотведения, определяется с даты предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов централизованной системы водоотведения в месте, где позже был выявлен факт самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоотведения, до даты устранения самовольного присоединения (прекращения самовольного пользования). В случае если абонент в течение 1 года после вступления в силу настоящих Правил проинформировал организацию, осуществляющую водоотведение, о самовольном присоединении и (или) пользовании централизованной системой водоотведения, расчетный способ определения количества принятых (отведенных) сточных вод применяется не более чем за 6 месяцев.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 26 марта 2014 г. N 230 в пункт 25 внесены изменения
25. Коммерческий учет поверхностных сточных вод осуществляется расчетным способом в соответствии с методическими указаниями по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод, утверждаемыми Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
26. Объем сточных вод, принятый от собственников или пользователей помещений в многоквартирных домах, в которых в качестве способа управления выбрано непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирных домах или в которых не выбран способ управления, а также управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, в качестве коммунального ресурса из многоквартирного дома, не оборудованного соответствующим коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124.
27. При отсутствии у транзитной организации прибора учета, а также при возникновении неисправности прибора учета или демонтаже прибора учета в целях его поверки, ремонта или замены объем сточных вод, транспортируемых по канализационным сетям такой организации, определяется расчетным способом путем суммирования объема сточных вод, который отведен абонентами или принят от других транзитных организаций, а также объема поверхностных сточных вод, принимаемых транзитной организацией.
V. Проектирование узла учета
Информация об изменениях:
Пункт 28 изменен с 14 июля 2017 г. — Постановление Правительства РФ от 29 июня 2017 г. N 778
28. В случаях установки узлов учета на объектах капитального строительства, не указанных в пункте 8 1 настоящих Правил, проектирование узла учета осуществляется на основании технических условий на проектирование узла учета. Результатом проектирования узла учета является проектная документация на оборудование узла учета. Абонент или транзитная организация вправе привлечь к подготовке проектной документации на оборудование узла учета юридические или физические лица.
Информация об изменениях:
Пункт 29 изменен с 14 июля 2017 г. — Постановление Правительства РФ от 29 июня 2017 г. N 778
29. Технические условия на проектирование узла учета выдаются в случаях, предусмотренных пунктом 28 настоящих Правил, организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, в течение 10 рабочих дней со дня получения от абонента или транзитной организации заявки на выдачу технических условий, содержащей сведения, необходимые для выдачи технических условий (объем потребляемой воды, отводимых сточных вод, схема размещения объектов абонента, схема прокладки сетей).
30. Технические условия на проектирование узла учета должны содержать:
а) требования к месту размещения узла учета;
б) требования к схеме установки прибора учета и иных компонентов узла учета;
в) требования к техническим характеристикам прибора учета, в том числе точности, диапазону измерений и уровню погрешности.
Информация об изменениях:
Пункт 31 изменен с 14 июля 2017 г. — Постановление Правительства РФ от 29 июня 2017 г. N 778
31. Проектная документация объекта капитального строительства и проектная документация на оборудование узла учета в случаях, предусмотренных пунктом 28 настоящих Правил, должны содержать:
а) указание на место размещения узла учета;
б) схему установки (подключения) прибора учета и иных компонентов узла учета к сетям водоснабжения и водоотведения;
в) сведения о типе используемого прибора учета и сведения, подтверждающие его соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Источник