Льготы на оплату ЖКХ инвалида II группы
В соответствии с ч. 1 ст. 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ отнесены в том числе вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение (п. «ж»), жилищное законодательство (п. «к»).
В силу пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта РФ льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Согласно ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Из приведенных правовых норм следует, что предоставление отдельным категориям граждан мер социальной поддержки, включая компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, относится к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, которые, реализуя свои полномочия, вправе осуществлять правовое регулирование по данным вопросам, устанавливая порядок и условия предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.
Одной из таких мер социальной поддержки является предоставление компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов. Частью 13 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» было установлено, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда):
платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством РФ порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством РФ порядке;
в жилых домах, не имеющих центрального отопления, — оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива — на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях, независимо от вида жилищного фонда и не распространяются на установленные Правительством РФ случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (ч. 2 ст. 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ определяется по оплате жилищно-коммунальных услуг исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; утвержденных Правительством РФ федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов, а также установленного конкретным субъектом РФ минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В целях реализации приведенных норм закона и обеспечения прав граждан по предоставлению им мер социальной поддержки органами государственной власти субъектов РФ издаются нормативные акты.
Таким образом, компенсация на коммунальные услуги и оплату стоимости топлива (в жилых домах, не имеющих центрального отопления) предоставляется инвалиду независимо от того, какой формы собственности жилое помещение, в котором проживает инвалид.
Расчет ежемесячных денежных выплат инвалидам должен производиться в соответствии с нормами федеральных законов в размере 50% фактической оплаты гражданами за жилое помещение исходя из занимаемой общей площади жилого помещения и фактического объема потребленных услуг по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления коммунальных услуг.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Согласно положениям ст. 30, 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Из анализа указанных норм следует, что все проживающие (зарегистрированные) с льготополучателем граждане потребляют коммунальные услуги, соответственно, обязаны нести затраты по их оплате.
Следовательно, льгота по оплате расходов на коммунальные услуги и твердое топливо может быть предоставлена инвалиду на оплату не всей площади жилого помещения, а только на долю жилого помещения, приходящуюся на инвалида.
Источник
Компенсация по оплате ЖКУ для инвалидов
Я — инвалид II группы, имею право на компенсацию по оплате ЖКУ. Но за какие именно, не знаю. У нас сказали, что не за все услуги ЖКХ. В течение какого срока должны выплатить компенсацию?
Виды жилищно-коммунальных услуг, плата за которые компенсируется инвалидам, установлены в ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Так, вы вправе требовать компенсации в размере 50% от:
— платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
— платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
— платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством РФ порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством РФ порядке;
— оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива — при проживании в домах, не имеющих центрального отопления;
— взноса на капитальный ремонт.
Особенность компенсации взноса на капремонт заключается в том, что она выплачивается только из величины, рассчитанной исходя из установленного регионам минимального размера взноса на 1 кв. м. Также компенсация ограничивается размером регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. То есть вы получите компенсацию за капремонт менее 50% уплаченного взноса, если на основании решения общего собрания взнос начисляется в размере, превышающем минимальный, а также, если площадь принадлежащего вам помещения больше регионального стандарта.
Обращаем внимание, что право на получение компенсации не распространяется на плату, начисленную в связи с применением повышающих коэффициентов из-за отсутствия приборов учета.
Источник
Администрация города требует возврата денежной компенсации по оплате ЖКУ
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50%:
платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством РФ порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством РФ порядке;
оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива — при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством РФ случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.
В соотвествии со ст. 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с п. 46 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер. Перечень документов, подтверждающих право гражданина и (или) членов его семьи на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, и основания для отказа в предоставлении этих мер определяются в том числе нормативными правовыми актами субъектов РФ (ст. 160 ЖК РФ).
Основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки может являться, в частности, представление гражданином неполного комплекта документов для получения этих мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, наличие в представленных гражданином документах противоречивых сведений.
Как указано в письме Минтруда России от 07.09.2012 N 13-3/10/2-1570, В соответствии со ст. 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» полномочия Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг данной категории граждан переданы органам государственной власти субъектов РФ. Им предоставлено право определять порядок и форму (денежную или натуральную) предоставления данных мер социальной поддержки. Для реализации данного полномочия органам государственной власти субъекта РФ выделяются субвенции из федерального бюджета согласно постановлению Правительства РФ от 12.12.2007 N 861 «Об утверждении методики распределения субвенций из федерального бюджета между бюджетами субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются указанные субвенции».
Отношения, связанные с выплатой компенсации, регулируются на уровне субъектов РФ.
Так, например, в Новосибирской области действует Закон Новосибирской области от 06.12.2013 N 380-ОЗ «О порядке и условиях предоставления компенсаций расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории Новосибирской области».
Согласно п. 11 этого закона предоставление компенсации прекращается в случае:
1) подачи гражданином (его представителем) в территориальный орган заявления в письменной форме об отказе от предоставления компенсации;
2) утраты гражданином права на компенсацию;
3) признания гражданина, получающего компенсацию, безвестно отсутствующим или объявления его умершим в установленном федеральным законодательством порядке;
4) смерти гражданина, получающего компенсацию.
В то же время в ряде субъектов РФ предусмотрено и такое основание прекращения выплаты, как переезд в другой регион. При смене места жительства в пределах одного региона прекращение выплаты компенсации представляется незаконным. Также следует отметить, что если компенсация предоставляется по данным о стоимости предоставленных услуг, поступающим с предыдущего места жительства, то ее размер может быть пересчитан в соответствии с информацией по новому месту жительства.
Например, в п. 12 вышеуказанного закона Новосибирской области установлено, что излишне выплаченные суммы компенсаций засчитываются в счет будущих компенсаций. В случае прекращения предоставления компенсаций излишне выплаченная сумма компенсации взыскивается в порядке, предусмотренном законодательством.
Данный пример иллюстрирует, что при сохранении региона места жительства взыскание излишне выплаченной компенсации с гражданина не является целесообразным. В то же время в связи с тем, что выплата компенсации производится из средств бюджета субъекта РФ, смена региона является основанием для взыскания необоснованно полученных бюджетных средств.
Однако лицо, получающее компенсацию по старому месту жительства, но не обратившееся за компенсацией по новому, в такой ситуации должно иметь право на предоставление неполученной компенсации по новому месту жительства из средств бюджета того субъекта, где оно проживает в данный момент времени. Таким образом, общее положение такого гражданина должно остаться более-менее стабильным, а взысканные с него средства компенсированными, как минимум, в части.
Тем не менее складывающаяся судебная практика может не признавать право на компенсацию до момента постановки на учет по новому месту жительства.
Из содержания п. 6.1.2 Положения о расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 № 232, следует, что при первичном обращении граждан в органы социальной защиты населения муниципального образования Ростовской области и (или) МФЦ, при перемене места жительства, изменении состава семьи, получении нового документа, подтверждающего право на предоставление мер социальной поддержки, оказании нового вида жилищно-коммунальных услуг и в иных случаях меры социальной поддержки назначаются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения гражданина, на срок действия документа, подтверждающего право на их получение.
При перемене места жительства меры социальной поддержки устанавливаются при подтверждении факта прекращения предоставления мер социальной поддержки по прежнему месту жительства (Апелляционное определение Ростовского областного суда от 01.12.2016 по делу N 33-20926/2016).
Источник