Композиционная схема сказки святая вода

Святая вода

В одно прекрасное утро Ванюшка кланяется родителям:

– Батяня! Мама! Я решил жениться. А засылайте-ка сватов к Марфе!

– К которой, к которой. Да к дочке старосты.

– Да ты что. Как-то неожиданно… А где жить станете. Ни кола ни двора… А мы-то уж помощники никакие.

– Ничего не знаю! Сказал надобно, значит, надобно.

Отговаривают родители Ванечку и так, и этак, а он упёрся на своём, как баран. Ничего, мол, не хочу слышать… Ну, что с ним поделаешь? Повздыхали-повздыхали родители, да и пошли свататься. До того и внимания на неё не обращали.

Приходят, как положено, с гостинцами. То да сё… Мол, «ваш товар, наш купец»… Всё, как полагается. Посидели, побалакали, зовут невесту. Пришедшие помнят её ещё махонькой пышечкой, а тут является статная красавица. Взор скромный, коса до пояса, теребит её обеими руками. А сама краской до пят залилась!

– Вот, дочка, сватают тебя за Ивана… Люб ли тебе такой жених?

– Люб, дорогие родители! — глаза да полу опустила.

– Согласна ли замуж?

– Согласна, дорогие родители. – а у самой лицо краснее помидора.

Как ветер, метнулась назад, в свою светлицу.

Картина ясная: слюбились голубки. Вздохнули родители вчетвером, стали обговаривать, как и когда свадьбу отыграть. Чего уж тянуть, когда молодые, видать, давно всё порешили. По себе знают, что в таковом деле никого не переупрямишь.

Управились с полями, отшумела свадьба. Прошла хорошо, нечего сказать. И пива-вина вдоволь попили, и поплясали вдоволь, а песен столько пропели, что долгонько потом разговаривать не могли.

Наутро вскинулась молодая невестка ни свет ни заря:

– Мама, что делать? Вы мне только скажите, я работы не боюсь!

– Сиди уж! Чего вскочила? Я и сама готовлю неплохо.

– Тогда я коровку подою.

– Ещё чего! Белка капризная, чужих не признаёт!

— Ну, тогда по двору управлюсь! – шасть за дверь и машет метлою.

Свекруха стряпает, а сама то и дело на сноху поглядывает. Та подмела чистенько, у поросят порядок навела, у скирды раскиданное сено сложила, покосившуюся поленницу подправила, старые засохшие цветы из палисадника вырвала да на свалку снесла. И любо – работа у неё спорится, несмотря на то, что выросла в зажиточной семье.

Заходит, руки вымыла.

– Пойду, – говорит, – Ванечку подымать, а то он заспался…

– Чего его подымать. Пусть поспит. День длинный, наработается ещё!

– Да какой же сегодня «день длинный»? – удивляется Марфа. – Не успеем повернуться, как начнёт смеркаться! Нет, путные люди уже наработались в это время. Не дело в такую пору валяться без дела.

– А я сказала: «Не смей»! Вот будете жить самостоятельно, тогда и будешь командовать… Пока я здесь хозяйка.

– Так и я не прислуга! – вспыхивает Марфа.

– Как сказала, так и будет! – сказала, словно отрезала, свекровь.

Так и повелось в доме. Что молодка не сделает, а свекрови угодить никак не может. Та, не стесняясь, поедом ест. Соседкам понесла, что у снохи и руки не оттуда растут, и слова ей, дескать, поперёк не скажи! Того, мол, и гляди, в волоса вцепится.

Соседки смеются! Ясное дело, враки! В деревне, что в семье, каждый на виду. Видят женщины, Марфа крутится, как белка в колесе. Работящая, чего тут скажешь! Единственное, что не нравится старшему поколению, так это то, что Марфа, действительно, за словом в карман не лезет.

Девушка-то не из простой семьи, образованная. Несправедливости не терпит. Вот и не хочет поддаваться свекрови.

А Иван? Да что Иван! Обычное дело. С одной стороны – молодая да ладная жёнушка, с другой – мать родная. Ни с кем не хочет ссориться. Да и живётся неплохо. Чем больше ссорятся женщины, тем меньше дела до него самого.

Марфа по ночам в подушку плачет, а Ивану до фонаря. Живут так год, другой. Извелась молодка, подурнела, ссутулилась. Горе, оно, кого хошь, не красит. Просит молодая жена:

– Ванечка, вишь, извелась я вся! Давай перейдём жить к моим, давно зовут!

– Ну вот, опять старая песня… Да что ж я – из родного дома в примаки должен идти? Меня этак по деревне засмеют.

Вертится молодка по ночам, не знает, как поступить. Жалко мужа. Жалко свекровь. И себя жалко!

А тут забеременела вдобавок. Уйти из семьи? Ванечку любит. Терпеть унижения? Не хочется…

Думала-думала Марфа. А родная мать как-то советует:

– Знаешь, дочка, прослышала, что в соседней деревне есть старик знатный. Правда или нет, не знаю… Только бают, что помогает по любой части. Может, съездишь за добрым советом? Отец не откажется свозить тебя. Тут всего-то ничего!

Подумала-подумала Марфа – отчего не обратиться? Коль старик православный, отчего ж не получить доброго совета?

В воскресенье поехали. Тестюшка лошадкой правит. Он в женские дела до сих пор не встревает. А зачем? Оно ему надо?

Жаворонки поют. Солнышко пригревает. Молодые воркуют меж собой, а отец следит за дорогой.

Приезжают в деревню. Находят нужную хату.

– Да что вы! Колдун я вам, что ли? И что вы ко мне со всех сторон едете? – машет руками на нежданных гостей. – Вот люди! Наговорят три короба, а мне, бедному, ни дня покоя! Ни дня покоя.

– Старичок! Миленький! Выручай! Никакого житья! Помоги, отец родной! – бухнулась Марфа на колени. А сама рыдает, ну что ребёнок малый…

– Ладно, ладно! Подымайся с колен, негоже это – стоять передо мной на коленях. Я не Господь… Да и чем могу помочь такой молодой да красивой?

Марфа вытерла слёзы и рассказала историю своего замужества. Без утайки. Выложила, как есть. И себя винит, и свекровь винит.

Старичок внимательно слушает. Ушки – в разные стороны. Волосёнок практически нет. Только около ушей сохранилось два пучка, да и те торчком торчат. И глаза почти уж повыцвели. Сразу и не признаешь, куда смотрит.

Выслушал, подумал, молвит молодушке:

– Полагаю, что горе твоё и не горе вовсе. Есть один способ. Только требует кучу терпения… И не знаю, выдержишь ли?

– Дедулечка! Всё стерплю, лишь бы в семье лад был! Научи, родименький, что делать?

– А не отступишься?

– Всё исполню, как велишь! Не томи душу, говори – что надобно?

– Да рецепт, в общем-то, простой. Дам тебе десятилитровый бочонок из святого родника. Вода не простая, а наговорённая! Если выдержишь испытание до конца, будешь жить да кохаться у свекрови за пазухой!

– А что делать с этой водой?

– Во торопыга! Слушай, что скажу. Приедешь нынче домой, первым делом отлей с пол-литра в какую-нибудь посудину. Как отольёшь, набери небольшой глоток. И держи до приёма пищи. Покушаешь, снова набери водички, она тебе здорово поможет… И так до тех пор, пока не израсходуешь всю святую воду, до капельки! Первые результаты увидишь не раньше, чем через месяц. Выдержишь ли?

– Выдержу, дедушка! Всё стерплю ради семьи.

Вот приезжает Марфа, выполняет всё, как велит старичок. Свекруха по привычке вычитывает всё, что о ней думает. И про руки каждый день поминает. И что единственному сыночку, любимому Ванечке, жизнь сгубила. И … Словом, всё, что в подобной ситуации высказывают добрые свекрухи.

А Марфа молчит. Как и прежде, бегает по двору. Управляет ли скотину, полет ли огород, моет ли полы, готовит ли – ни слова мужниной матери поперёк! Та поначалу чуть ли не до красна накаляется. Мыслимое ли дело – ей и так говоришь, и этак – а в ответ ни единого словечка! Вредно же!

Проходит месяц. Свекрови уже неинтересно пилить любимую сношеньку. Ещё через две недели сетует соседкам:

– Ох, не знаю, что и думать! Что-то с Марфой нашей не то! Что ни скажу – всё терпит…

Ещё через неделю заявляет мужу:

– Ты сноху обижать не смей! Она у нас золотая! Зо-ло-та-я. И не перечь мне, даже рта не смей открывать.

Через два месяца из уст свекрови все слышат новые речи. Дескать, ни у кого такой работящей да ловкой снохи нет! И какая она красивая! И стряпает, как никто не может. И полы добела выскоблены. Только вот Ванечка на шее сидит, зараза! Ну, да это дело поправимое!

И так матушка взялась за родное дитятко, что Ваня не знает, как угодить родимой матушке. Марфу разве что на руках не носит. Не знает, как женщинам потрафить.

Целых три месяца проходит без ругани. Ровно на такой срок хватило воды, которую назначил старичок. Молодушка так рада, что ни в сказке сказать, ни пером описать. А тут и муж переменился. И свекровь родней родной матери стала. Живи да радуйся!

Вот подходит как-то очередной праздник, осенний Микола. Марфа и говорит:

– Ванечка, давай-ка в воскресенье съездим в соседнюю деревню!

– Надобно бы отблагодарить старичка, что помог жизнь наладить!

– Ну что ж, надо, так надо. Съездим!

Приезжают ровно к обеду к старичку. Гостинцев три мешка навезли, рады до смерти.

– Как живёте, молодые? – вопрошает тот гостей.

– Спасибо, отец родной! Кабы не ты, не видать нам счастья! – улыбается Марфа.

– Вот и ладно. Рад за вас! – отвечает старичок. – Спасибо, что не забываете добро, в гости приехали. А гостей, по русскому обычаю, полагается встречать за столом! И не машите понапрасну руками! Без чаю не отпущу.

Посидели, поговорили. Пора и честь знать. Встают молодые, кланяются старичку до пояса, благодарят ещё раз. А старичок глядит хитро на Марфу и молвит:

– Вот что, молодушка, хочу на прощание шепнуть пару слов. А ты, Ваня, ступай, обожди супругу во дворе!

Ваня покорился. Вышел, хлопочет у телеги. А старичок манит Марфу пальчиком:

– Молодушка, наклонись ко мне! Поведаю тайну великую. Только не обессудь. Тайна есть тайна, потому её можно только шёпотом…

Марфа наклоняется, а тот шепчет:

– Не осуждай старика! Никакая это не святая вода, а обыкновенная, из нашего колодца!

У Марфы глаза на лоб полезли. Смотрела-смотрела на старика, а потом как захохочет! Отсмеялась, обняла старика:

– Спасибо, отец мой!

– Да за что же «спасибо»?

– Так за науку! Век помнить буду.

– Ну, и тебе спасибо!

– А мне за что, дедушка?

– За то, что зла не держишь!

– Да за что держать-то? Вода, действительно, святая! Кабы не она, не быть ладу в нашей семье.

А сама хохочет и хохочет! Так и во двор вышла, за живот держится.

– Ты чего? – таращит на неё глаза муж.

– А ничего! Всё замечательно! Вот рожу тебе двойню, будем жить ещё лучше! Поехали до дому, назавтра дел невпроворот.

Так святая вода помогла установить в семье лад…

Источник

Композиционная схема сказки святая вода

Хорошо, чтоб иногда Шла из крана-то вода
Не простая, как всегда, А — святая бы вода!

Где-то, как-то в Старой Руссе
Жили-были дед с бабусей.
Смолоду все ладно жили, Вместе ели, вместе пили,
Слова грубого — ни-ни, Славно ладили они.
Но с годами все трудней Быть бодрей и веселей,
Рано стали уставать, Все вдруг стало раздражать.
Как тут было не ругаться, Просто — некуда деваться.
Дальше — больше, Чаще — дольше.
Наругавшись от души, Отдыхали на печи,
Дед подолгу не орет: Возраст все-таки не тот.
А ведь зла-то не держали, Зря друг друга обижали.
Вот нальет бабуля щей, Молвит просто:
«Жри, Кощей, Каб не лаял беспричинно,
Не страдала б я безвинно, Коль умерил бы свой пыл,
Суп бы, может, не остыл!»
Дед вскочил, как молодой: «Значит, я всему виной?!
Ах, ты, старая оса, Разложила телеса!
Что ты машешь языком, Ровно в ступе помелом?!»
Бабка, ясное же дело, Оскорблений не терпела,
И кастрюля теплых щей Лихо шла ему взашей.
Дед, понятно, вожжи брал И за бабкою бежал.

В общем, так они и жили, Вроде как при деле были,
День за днем пошли разборки,
Жизнь их стала очень горькой.

Огород дед не копает, Бабка стряпать не желает,
Не наколют даже дров, В доме холод, будь здоров.
И еды уж нет в избе, Толстый лед намерз в трубе,
Фикус в горнице зачах, Все хиреет на глазах.
Славу Богу, от беды Люди добрые спасли:
Надоумили бабулю К старцу ехать за пилюлей,
Что от свары помогает И здоровье укрепляет.
Вот бабуля, помолясь, Поутру и собралась.
Проплутала день-другой И нашла тот скит святой.

Старец выслушал бабулю, Дал кузнечиков кастрюлю
И промолвил ей: «У-гу. Коль смогу, то помогу».
Налил прямо из-под крана Ей водицы два стакана:
«На, вот, только не разлей, Это средство — всех сильней! КОЛЬ РУГАТЬСЯ ПОДОПРЕТ — НАБЕРИ ВОДИЦЫ В РОТ!
Час продержишь, аль — другой, Все пройдет само собой. Воду, значит, не глотай И на брань не отвечай!
А пилюли — ерунда, Коль Святая есть вода!»

Дед который день молчал, Ничегошеньки не знал:
Черти бабку унесли — Не с кем душу отвести!
Лишь раздался скрип ворот, Дед тотчас разинул рот:
«Где ты, старая, пропала, Аль в избе работы мало?!
Печь не топлена сто лет, Третий день я жду обед!»
Бабка только услыхала, Мигом в рот воды набрала,
Дед — мрачнее сатаны, А бабуле — хоть бы хны!
Покричал дедуля властно, Да впустую все, напрасно:
Бабка набожно молчала, Словно в рот воды набрала!
Смолкнул дед в своем углу — Что пыхтеть-то одному.
Утром бабка вдруг сама Свору с дедом завела,
По привычке раскричалась, За горшок с борщом хваталась.
Только рот раскрыл дедуля, спохватилася бабуля,
Так хлебнула той воды, Слезы даже потекли.
И волшебная вода Снова бабке помогла:
Только голос подал дед, Бабка — шасть ему обед
Да лепешек из печи: «Ешь покамест горячи».

Дед задумался глубоко, Как-то стало одиноко,
Три лепешки прожевал, Сам с собою рассуждал:
«Что-то мы живем не так, Не житье, а просто — мрак.
Ругань в доме день-деньской, А пора бы — на покой,
Бабка, вон, совсем усохла. Да к тому ж еще оглохла.
Долго так не протянуть, Надо делать что-нибудь,
Чем ругаться-то с утра, Лучше уж колоть дрова.
Вон, какой-то итальяно, Что-то вроде — Чемодано,
На ночь дров как порубает, Говорит, что помогает.
Надо спробовать разок, Может, есть какой-то толк?!»

Рада бабка, рад и дед: Склок у них в помине нет!
Колет дед весь день дрова, Бабка пляшет у котла,
Огород зазеленел, Свежий хлеб в печи поспел.
А чудес-то нет нигде, Дело все — в Святой воде!
Так бабуся утверждает: А она-то — понимает.
Дед с бабулей, коль не врут, До сих пор там и живут.

Источник

Разработка урока литературы в 5 классе по теме «Композиционные и сюжетные особенности русских народных бытовых сказок в контакте с ФГОС»
план-конспект урока (5 класс) по теме

Формирование УУД На примере анализа бытовых сказок в 5 классе на уроке литературы

Скачать:

Вложение Размер
Презентация 39.45 КБ
Презентация к уроку 732.48 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока литературы в 5 классе

по теме « Композиционные и сюжетные особенности русских народных бытовых сказок» в контакте ФГОС .

Учитель – Галкина Лариса Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУСОШ № 24 Г. ГУКОВО Ростовской области.

Тип урока : урок изучения художественных произведений.

Тема урока : « Композиционные, сюжетные особенности русских народных бытовых сказок» ( « Сбрехал». « Добрый поп». « Святая вода»)

Вид урока : урок углубленной работы над текстом.

Тип урока – комбинированный.

Форма урока : Беседа по вопросам,Ролевое чтение, наблюдение над текстом, анализ сюжетов, речи героев, композиции.

Оборудование урока: кассета с записью русских

народных песен; иллюстрированный материал, воссоздающий элементы

бытовой жизни русского народа (различные бытовые предметы: вышитые

полотенца, крынка, деревянные ложки; фотографии народных костюмов;

репродукции лубочных картинок), иллюстрации к сказкам; карточки с

Материалы к уроку: Учебник, распечатки текстов, записи на доске, тетради.

Цель урока методическая ( для учителя):

Создать условия для развития ценностно – смысловой компетентности, в которых ученик сможет:

Обучающая- ( познавательное ууд)

— знать условия создания бытовой сказки;

-знать героев бытовой сказки;

— понимать особенности сюжетов бытовой сказки; ( познавательное УУД )

— понимать условия создания вымысла в бытовой сказке;

— отличить бытовую сказку от волшебной и о животных;

— знать особенности композиции бытовой сказки;

— выразительно, по ролям читать бытовую сказку;

— овладеть композиционной схемой бытовой сказки;

— понимать мудрость бытовой сказки. ( личностное УУД, коммуникативное УУД)

1. Вызвать интерес к бытовым сказкам, устному народному творчеству.

2. Познакомить ребят с разновидностями сюжетов, особенностями вымысла,

композиции бытовых сказок, их художественным своеобразием.

3. Научить детей видеть скрытый подтекст народной сказки, её мудрость.

4. Развивать навыки анализа художественного текста, образное мышление.

5. Развивать речь учащихся, навыки выразительного чтения.

6. Воспитывать любовь к народному творчеству, патриотические чувства

Цель урока дидактическая ( для ученика) :

Учащиеся должны знать :

— героев бытовых сказок; ууд познавательное

— условия создания бытовых сказок; ууд познавательное

— способы создания вымысла в бытовой сказке; ууд познавательное

— особенности содержания бытовой сказки; ууд познавательное

-Особенности сюжетов бытовой сказки; ууд познавательное

-особенности композиции бытовой сказки ууд познавательное

— особенности мудрости бытовой сказки ууд личностное, коммуникативное

Учащиеся должны уметь:

-анализировать сюжеты бытовых сказок; УУД познавательное

— Определять скрытый подтекст бытовой сказки; УУД познавательное

— определять идею бытовой сказки, её мудрость; УУД познавательное

— Сопоставлять особенности бытовой и волшебной сказки, сказки о животных; УУД познавательное

— выразительно по ролям читать сказку; УУД коммуникативное, личностное

— анализировать сюжеты бытовых сказок. УУД познавательное

1. Организационный момент (1 мин.)

2. Активизирующее начало урока, формулирование задач урока (2 мин.)

3. Актуализация знаний учащихся (2 мин.)

4. Объяснение нового материала (25 мин.)

А) Чтение и анализ сказки «Сбрехал» (6 мин.)

Б) Ролевое чтение и выявление композиционных и художественных особенностей

сказки «Добрый поп» (15 мин.)

В) Обобщение изученного материала: запись в тетрадь основных

особенностей бытовых сказок (4 мин.)

5. Закрепление изученного материала: чтение и самостоятельный анализ

сказки «Святая вода» (8 мин.)

6. Домашнее задание (1 мин.)

7. Подведение итогов урока (1 мин.)

1. Организационный момент.

2. Активизирующее начало урока, формулирование задач урока.

Вступительное слово учителя , сопровождающееся негромким

звучанием народных мелодий:

«Ребята, посмотрите, пожалуйста, на

художественное оформление доски. Какие предметы вы видите?

( Ученики перечисляют приметы народного быта.)

Чем связаны между собой эти предметы?

(Все они представляют собой элементы народного быта.)

Эти предметы погружают нас в атмосферу быта далекого прошлого России, когда зарождались и распространялись русские народные бытовые сказки.

С какой целью народ, отрываясь от тяжелых будней создавал эти сказки?

Как отразилась народная мудрость в этих сказках? Какие человеческие пороки, недостатки, или, наоборот, достоинства отражены в этих сказках? На эти и другие вопросы мы ответим после более близкого знакомства с народной бытовой сказкой».

Чтение эпиграфа : «Живите, государи мои, люди русские, в ладу со

своею старою сказкою», — призывает нас Н.С.Лесков.

Почему люди должны жить в ладу со сказкою?

(Сказка помогает ответить на важнейшие вопросы, учит человека быть добрым, верить в свои силы)

Формулирование задач урока : «Наша задача на сегодняшнем уроке –

вникнуть в композиционные и сюжетные особенности бытовой сказки, научиться видеть ее скрытый смысл».

3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ..

Повторение изученного на уроках литературы в форме фронтального

1) Ч то такое сказка?

( Произведение фольклора с вымышленными событиями, героями)

2) В чем особенности вымысла в волшебных сказках?

(В них совершаются чудеса, действуют волшебные помощники и

2) Где чаще всего происходит действие

(В сказочном тридевятом царстве.)

3)В чем, по-вашему,

особенность вымысла в сказках о животных?

(В них действуют говорящие и

думающие, как люди, животные.)

Слово учителя, постановка проблемного вопроса : « Третий вид сказки – бытовая . Слайд № 4.

Как вы думаете, почему она так называется?

( Отражает повседневные или бытовые события)

Кто является героями бытовой сказки?

( Обыкновенные, реальные люди)

Вы правы, в бытовой сказке нет ни сверхъестественного, ни говорящих животных, в них действуют обычные персонажи в реальной обстановке русской деревни. Почему же мы называем их сказками, на чем основан их вымысел? Какие персонажи в них действуют? На эти и другие вопросы мы ответим в ходе урока».

4. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

А) Чтение учителем сказки «Сбрехал».

(Краткое содержание сказки:

Барин просит цыганенка «сбрехать», Цыганенок говорит, что отец его лучше

брешет и просит двух коней, чтобы привезти отца. Барин отдает коней, а

цыганенок не возвращается. Барин отправляется домой пешком, неся на себе

телегу, а кучер несет хомут, т.к. барин поверил, что хомут тяжелее телеги.)

Выявление Сюжетных особенностей сказки в форме беседы по вопросам:

1) К какому типу мы отнесем данную сказку и почему?

( Персонажи в реальной обстановке русской деревни. Значит, это бытовая сказка.)

2)Кто главные герои сказки?

Где происходит её действие?

( Барин и Цыганёнок)

3) Какие необычные поступки совершает барин?

(Он отдает цыганенку лошадей, тащит на себе телегу.)

4) Можем ли мы представить, что барин в действительности мог совершить такие поступки?

(Ответы могут быть и «да» и «нет». «Да»-если предположить, что барин непроходимо глуп, «нет» — если он разбирается в

5) На чем же основан вымысел в данной сказке?

( Учитель должен подвести ребят к выводу, что вымысел в сказке создается изображением нереальных поступков, преувеличением глупости.)

Запись вывода в тетради : «Вымысел в бытовой сказке заключается в том,

что персонажи попадают в невероятные ситуации и совершают необычные,

смешные поступки, их отрицательные качества сильно преувеличиваются».

6) Какие человеческие качества высмеивает сказка?

Б) Чтение по ролям сказки «Добрый поп»

( Краткое содержание сказки. Жадный поп, чтобы не кормить

работника, предлагает ему за один присест позавтракать, пообедать и

поужинать. Работник, плотно закусив, отправляется спать, т.к. после ужина принято спать ложиться)

Анализ содержания сказки в форме беседы по вопросам:

1 ) Кто главные герои сказки?

2) Где разворачиваются события сказки?

3) Почему сказка интересна при ролевом чтении?

( Это помогает различить голоса героев)

4 )Помогают ли эти голоса представить героев? Как вы их видите?

5) Какая интонация в голосе попа и почему?

( поп говорит слащавым голосом, чтобы задобрить работника, скрыть свою хитрость )

6) Как поп обращается к работнику ?

( Называет его словом « СВЕТ»)

7) А как работник обращается к попу?

( Называет его « Бартюшка»)

8 ) Какой смысл вкладывается в обращения « СВЕТ» и « БАТЮШКА» ?

( ПОП презрительно обращается к работнику, А работник к нему – уважительно. ОНИ ИЗ РАЗНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЛОЁВ)

9 ) Какая нереальная ситуация лежит в

(Герои за один присест завтракают, обедают и ужинают.)

10) Какой человеческий недостаток высмеивается в сказке?

11) Действительно ли поп в сказке добрый или в названии звучит

(В названии звучит насмешка над жадным попом.)

12) Чего хотел добиться поп, предлагая работнику за один присест

позавтракать, пообедать и поужинать?

(Он хотел , чтобы работник мало ел и много работал .)

13) Каким образом в сказке работник наказывает жадного попа?

( Плотно поев, он отказывается работать, т.к. после ужина спать ложиться надо.)

14) Прочитайте концовку сказки и скажите, что утверждает ее народная

.. («С тех пор перестал поп угощать работника за раз завтраком, обедом и ужином». В сказке торжествует справедливость: поп наказан за

жадность, и это послужило ему уроком .)

Анализ композиционных особенностей сказки « Добрый поп»

1) Найдите и зачитайте зачин сказки.

2) Найдите и зачитайте кульминацию сказки, неожиданный поворот

(«Работник схватил свой армяк и собирается вон: «Куда ты, свет? « —

спрашивает поп. «Как куда? Сами вы, батюшка, знаете, что после ужина надо

3) В каких словах заключается мудрость сказки, ее поучительный смысл?

(В последнем предложении сказки.)

Построение композиционной схемы сказки учителем на доске, учениками

«Зачин (введение в бытовую ситуацию) – развитие событий

(нереальные ситуации и невероятные поступки персонажей)

Кульминация (неожиданный поворот сюжета)

развязка – концовка (мудрость сказки, торжество справедливости)».

В) РЕФЛЕКСИЯ. : «Что вы узнали о сюжетных и композиционных особенностях бытовой сказки?».

( ЕЁ герои – обычные люди. Действия повседневные ( БЫТОВЫЕ). Вымысел достигается путём попадания героев в неожиданные ситуации. Речь характеризует персонажа. Композиция от зачина – к развязке. Заключается народная мудрость)

5. ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.

Записываются в тетрадях основные особенности бытовой

ЕЁ герои – обычные люди.

Действия повседневные ( БЫТОВЫЕ).

Вымысел достигается путём попадания героев в неожиданные ситуации. Речь характеризует персонажа.

Композиция от зачина – к развязке.

Заключается народная мудрость.

6 . Закрепление изученного материала.

1. Задание: Подчеркни те сказочные приметы, которые есть у бытовых сказок.

Зачин, концовка, волшебные герои, народная мудрость, , волшебные события, добро побеждает зло, обычные люди, волшебные предметы, повседневная жизнь, необычные ситуации.

2. Самостоятельное чтение сказки «Святая вода» и письменный ответ на отдельном листе на вопросы к тексту этой сказки.

(Тексты сказок и вопросы распечатываются учителем и предлагаются каждому ученику или по одномуна парту.)

1) Какой тип взаимоотношений осмысливается (описывается) в сказке?

(Семейные отношения между мужем и женой.)

2) Почему между персонажами не было согласия? (Они все время

спорили и не уступали друг другу последнего слова.)

3) Какое средство советует бабе соседка для восстановления мира и

согласия в семье? (Набрать в рот чудесные капли; и следить, когда муж

начнет ругаться, чтобы ни одной капли не вылилось.)

4) С помощью капель согласие в семье восстановлено.Действительно ли

капли имеют чудодейственное свойство и являются «святой водой» или их

действие не является волшебным? Ответ обоснуйте. (Действие капель не

5) Постройте композиционную схему сказки.

6) Какое качество преувеличивается и высмеивается в сказке?

7. Домашнее задание.

Прочитать сказку «Каша из топора»,

подготовить выразительное чтение по ролям. Указать композиционные элементы.

8. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Ответ на вопросы учителя :

1. Что нового узнали на уроке?

2 Что было интересно?

3. Что заставило задуматься?

4. Какие Композиционные и сюжетные особенности бытовой сказки вы запомнили?

5. На чем основан вымысел в бытовой сказке?

6. Как строится бытовая сказка?

7. Особенности мудрости бытовой сказки?

Жил-был поп. Нанял себе работника, привел его домой.

— Ну, работник, служи хорошенько, я тебя не оставлю.

Пожил работник с неделю, настал сенокос.

— Ну, свет, — говорит поп, — бог даст, переночуем благополучно, дождемся утра и пойдем завтра косить сено.

Дождались они утра, встали рано. Поп и говорит попадье:

— Давай-ка нам, матка, завтракать, мы пойдем на поле косить сено.

Попадья собрала на стол. Сели они вдвоем и позавтракали порядком. Поп говорит работнику:

— Давай, свет, мы и пообедаем за один раз и будем косить до самого полдника без роздыха.

— Как вам угодно, батюшка, пожалуй, и пообедаем.

— Подавай, матка, на стол обедать, — приказал поп жене.

Она подала им обедать. Они по ложке, по другой хлебнули — и сыты.

Поп говорит работнику:

— Давай, свет, за одним столом и пополуднуем и будем косить до самого ужина.

— Как вам угодно, батюшка, полудновать так полудновать!

Попадья подала на стол полдник. Они опять хлебнули по ложке, по другой — и сыты.

— За равно, свет, — говорит поп работнику, — давай заодно и поужинаем и заночуем на поле — завтра раньше на работу поспеем.

Попадья подала им ужинать. Они хлебнули раз-два и встали из-за стола.

Работник схватил свой армяк и собирается вон.

— Куда ты, свет? — спрашивает поп.

— Как куда? Сами вы, батюшка, знаете, что после ужина надо спать ложиться.

Пошел в сарай и проспал до света.

С тех пор перестал поп угощать работника за один раз завтраком, обедом, полдником и ужином.

Жили-были муж с женой. Когда они были молодые, жили хорошо, дружно, никогда не ссорились. Но вот пришла старость, и стали они чаще и чаще спорить друг с другом. Старик скажет старухе слово, а она ему — два, он ей — два, а она ему — пять, он — пять, а она — десять. И такая ссора между ними начинается, что хоть из избы убегай.

А разбираться начнут — никто не виноват.

— Что это мы с тобой, старуха, а? — скажет старик.

— Да это ты, старый, ты все!

— Я? А не ты ли? Со своим длинным языком?

И снова ссора начинается.

Вот стала старуха думать, что делать? Как быть? Как жить со стариком дальше? Пошла она к соседке и рассказала ей про свою беду. Соседка ей говорит:

— Я могу помочь твоему горю. Есть у меня святая водица. Как старик начнет кричать, ты возьми в рот немного этой водицы. Но, смотри, не проглоти ее, а держи во рту, пока он не успокоится. И все будет хорошо.

И дала она старухе воды в бутылочке. Старуха поблагодарила и пошла домой.

Только она вошла в дом, а старик сразу начал кричать:

— Где ты была? Что делала? Давно уже пора самовар ставить, чай пить, а тебя нет!

Хотела старуха ответить ему, но вспомнила про совет, взяла в рот воды из бутылочки и не проглотила ее, а стала во рту держать.

А старик видит, что старуха не отвечает, и сам замолчал.

Обрадовалась старуха: «Видно, эта водица-то и действительно святая!»

Спрятала она бутылочку с волшебной водицей и самовар стала ставить.

— Что это ты там гремишь? — закричал старик. — Самовар поставить не умеешь!

А старуха хотела ему ответить, да вспомнила совет соседки и опять взяла в рот водицу.

Видит старик, что старуха ни словечка ему не отвечает, удивился и. замолчал.

И с тех пор перестали они ссориться и стали жить, как в молодые годы. А все потому, что как только старик начнет кричать, старуха сейчас — за волшебную водицу.

Вот, сила-то в ней какая!

Образовательные задачи УЗ

Возможные методы и приёмы выполнения

Приветствие, проверка подготовленности, организация внимания

Рапорт дежурного, фиксация отсутствующих, стихотворный настрой и др.

  • Проверка выполнения домашнего задания

Установить правильность, полноту и осознанность домашнего задания, выявить и устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы

Тесты, дополнительные вопросы, продолжи ответ…, разноуровневые самостоятельные работы

  • Подготовка учащихся к работе на основном этапе

Обеспечить мотивацию, актуализация субъектного опыта

Сообщение темы и цели (в виде проблемного задания, в виде эвристического вопроса, через показ конечных результатов, использование технологической карты мыследеятельности – кластер. В начале урока даётся загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом

  • Этап усвоения новых знаний и способов действий
  • Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала
  • Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору
  • Работа с определением
  • Использование обыденных аналогий
  • Представление основного материала одновременно в словесной и знаково-символической формах, представление изученного материала в сравнительных и классификационных таблицах, рассказ, лекция, сообщение, модульное обучение, использование компьютерного учебника, проблемное обучение, коллективное обучение, построение структурно-логической схемы, генетический метод обучения
  • Первичная проверка понимания изученного

Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала

Опорный текст, подготовка учащимися своих вопросов, своих примеров по новому материалу

  • Этап закрепления новых знаний и способов действий

Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания

Использование взаимообразных задач, вопросно-ответное общение, придумывание своих заданий

  • Применение знаний и способов действий

Обеспечить усвоение знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях

Разноуровневые самостоятельные работы, деловая игра, учебные ситуации, групповая работа, дискуссия

Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей

Построение « дерева » « темы », построение « здания темы ». Построение блок-формулы: уменьшаемое-вычитаемое=разность. Учебные ситуации, « пересечение тем »

  • Контроль и самоконтроль знаний и способов действий

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий

Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, тесты, задания на выделение существенных признаков (глубина) задания, на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость), задачи с избыточными, противоречивыми данными (способность к оценочным действиям)

  • Коррекция знаний и способов действий

Проведение коррекции выявленных пробелов в знаниях и способах действия

  • Использование разделённых на мелкие этапы и звенья упражнений
  • Применение развёрнутых инструкций с регулярным контролем. Тесты, задания с пропусками, структурно-логические схемы с пропусками
  • Информация о домашнем задании

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Три уровня домашнего задания:

  • Стандартный минимум
  • Повышенный
  • Творческий
  • Подведение итогов занятия

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Сообщение учителя, подведение итогов самими учащимися

Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками

Телеграмма, СМС, незаконченное предложение, координаты

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Что такое сказки? Сказками называются общенародные устные произведения , в которых изображаются приключения фантастических героев. В древности они назывались «баснями», «байками». Рассказчики сказок до сих пор называются в народе «баянами», «баюнами», «баутчиками» и «бахарями.»

Слово « сказка » засвидетельствовано в письменных источниках не ранее 16 века . От слова « каза́ть ». Имело значение: перечень, список, точное описание

Фольклорные сказки делятся на следующие жанры: cказки о животных бытовые сказки волшебные сказки

Сказки о животных Основными действующими героями будут животные, они разговаривают, совершают добрые или плохие поступки, ведут себя как люди. Большая часть этих сказок содержит комичную составляющую, когда один из героев обманывает или шутит над другим героем.

Волшебные сказки волшебные сказки обычно по структуре более сложные, чем сказки о животных. Здесь главными героями в основном являются люди, животные выступают обычно только, как помощники (Серый волк, богатырский конь). Здесь действуют семь персонажей: герой, ложный герой, враг или вредитель, даритель, помощник, отправитель, царевна (или ее родственники).

Бытовые сказки бытовые сказки, герои таких сказок обычные люди: крестьянин, солдат, наемный работник, они борются за справедливость с вышестоящими, иногда с нечистой силой (черт) и побеждает благодаря смекалке, хитрости и храбрости.

В заключение своего исследования я хотела бы сказать о том, что: по традиции от поколений к поколениям передавалось только то, что заключало в себе важное для людей. Сказки выражали мудрость своего народа, его стремления и мечты. Отсюда происходит своеобразие и неповторимость сказок. В сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, добрый, чаще всего это дружеский совет. Сказка учит отличать добро от зла, хорошее от плохого. Вечные сказки – сказки народные, в них спрятана волшебная сила. Сказки составляют бесценную сокровищницу культуры человечества. Это искусство создано в веках .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комбинированный уроклитературы с использованием ИКТ.

Данный урок расширяет представление детей о связи музыки и изобразительного искусства . Здесь представлены элементы технологии интерактивного обучения: «займи позицию», работа в мини-группах, те.

План-конспект урока по биологии для 6-го класса по теме «Фотосинтез» (ФГОС).

Урок-исследование по тексту поэмы А.Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо&quot.

В рамках реализации ФГОС мы сталкиваемся с новым подходом к организации учебного процесса. Особое внимание хочется обратить на урок-исследование, так как школьное образование стоит перед нео.

Разработка урока литературы 5 класс.Тема: «Устное народное творчество.» Образовательная технология: проектное обучение.Цели: формировать представление о фольклоре как коллективн.

Источник

Читайте также:  Как самостоятельно сделать дистиллированную воду
Оцените статью