Немецкий пейзаж в xv и xvi веках
IV — Конрад Виц
1 — Конрад Виц
Огромный шаг вперед сказывается в творчестве базельского художника Конрада Витца (называвшего себя по-латыни Sapiens), от которого мы имеем датированную серию картин (музей в Женеве) и, кроме того, несколько произведений в Базельском музее. Честь выяснения фигуры Витца принадлежит Д. Буркгардту, который опубликовал о нем замечательную статью в базельском юбилейном сборнике 1901 года. Если принять во внимание, что все эти художники — Витц, Мозер, Мультшер — лишь за последние годы вошли в историю искусства и совершенно изменили наш взгляд на немецкую живопись «додюрерского» периода, то можно ожидать и многих дальнейших открытий в этой области, которые заменят фантастические гипотезы о взаимоотношениях различных явлений и установят их действительную последовательность 10 .
Немецкие ученые склонны пока ставить появление Витца в связь с творчеством нидерландцев. Одни предлагают считать за достоверное пребывание в Констанце и в Базеле (во время конгрессов) целого ряда нидерландских художников и среди них «Мастера из Флемаля»; другие посылают Витца в Дижон, или, по крайней мере, заставляют проделать это путешествие его отца, о котором мы ничего не знаем; третьи идут еще дальше и идентифицируют этого фантастического отца с самим «Флемалем» и т. п. Однако на проверку выходит, что эти пресловутые влияния нидерландцев очень сомнительны. Еще раз не будем забывать, что в то время вся Европа, от Стокгольма до Венеции и oт Ревеля до Лиссабона, обладала одним художественным стилем, одними идеалами; однако то, что составляет явную особенность Витца, принадлежит ему и только ему. Мало того, его находками никто в то время не воспользовался, и он стоит без предшественников и без последователей (за таковых в настоящем смысле едва ли представляется возможным считать авторов «Pieta» в собрании барона Альбенаса, ретабля из Бульбона в Лувре и «Благовещения» в Эксе).
В одном, однако, едва ли можно сомневаться — это в зависимости живописи Витца от каменной скульптуры. В этом он сходится с Мультшером (и отчасти с ван Эйками). Весь стиль Витца — «лепной». Больше всего интересует его передача осязательности и выпуклости предметов. Даже картины ван Эйка рядом с этими грубыми иллюзионистскими опытами покажутся плоскими. У Витца все лезет, круглится — прямо до навязчивости, до грубости. Но, кроме того, и в отличие от Мультшера, Витца интересует проблема пространства. Быть может, для характеристики его искусства не вполне пригодно такое выражение, как проблема, означающее ясно и методично выраженное намерение. Ведь и в нем столько еще случайного, произвольного — чисто немецкой «приблизительности». Но рядом с этими чертами мы встречаем у Витца упорную настойчивость, и трудно отказать ему в известной доле сознательной системы, направленной на решение раз и навсегда поставленных себе задач.
Это искание пространства приводит Витца, с одной стороны, к перспективным архитектурным построениям, с другой — к панораме. В первом случае он, вполне независимо, но с меньшим талантом, проходит путь, уже пройденный ван Эйком и Роже, во втором он стоит совершенно одиноко (если не считать крошечных календарных пейзажиков Туринского часослова, а также топографических видов и этюдов Дюрера). Чтобы найти продолжателя этим его исканиям, нужно шагнуть через два века — к голландцам XVII столетия, но и среди них мы едва ли найдем ту непосредственность, которая составляет главную прелесть Витца.
Если не считать сомнительной картины Берлинского музея «Распятие», то первым среди произведений Витца будет его «Святое Семейство», попавшее в Неаполитанский музей. Это, в сущности, неряшливый, даже грубый этюд внутренности Базельского собора, среди которого Витц усадил уродливые, в тяжелых, ярких платьях, фигурки, которые должны представлять Марию, Иосифа и св. Екатерину. Но сколько в этом «этюде «непосредственности и темперамента и сколько, при всей неряшливости, мастерства; впрочем, сама эта неряшливость в данном случае едва ли не достоинство, ибо она рисует нам крайнюю жизненность отношения Витца к своему искусству. Своды и столбы кривятся, массы архитектуры «отхвачены» точно молотом грубого каменотеса, но при этом как чудесно передана глубина, льющийся по наусу свет, рефлексы в боковых кораблях, яркий день, проникающий с улицы в открытую дверь.
Еще замечательнее страсбургская картина (конца 1430 годов?) «Святая Екатерина и св. Магдалина». Витц придумал для своего сюжета самую необычайную композицию. Он усадил обеих святых почему-то на полу коридора и не позаботился придать их кукольным лицам какое-либо выражение, хотя одна из них протягивает к небу сосуд с елеем, другая же «делает вид», что читает книгу. Но линии архитектуры на сей раз проложены строже (неужели это опять этюд с натуры или перед нами вымысел?) и массы вылеплены мягче. Почти стереоскопическое впечатление производит уходящий вглубь коридор, оканчивающийся дверью на базельскую улицу. Каким-то даже «современным фокусом» отзывается темное обрамление двери, придающее усиленный свет этому виду, и не без иллюзионистского расчета помещена роза из разноцветных стекол над дверью. Приемы достижения иллюзии, сказывающиеся уже инстинктивным образом в картинах мюнхенского Георгианума, здесь проведены с хитрой системой; так, например, прием перерезывания, «перекрывания» одних предметов другими: алтарь наполовину «запрятан» за колонну, и хочется протянуть руку за этот столбик, чтобы нащупать пелену на алтаре и приподнять подсвечник. И та же иллюзорность, доходящая до фокусничанья, сказывается в сверкающем и бросающем от себя на пол тень колесе (орудие пытки св. Екатерины), в складках одежды (пурпурной и зеленой) «святых дам», в ожерелье и в короне св. Екатерины. Рядом с этим замечается и некоторая сбивчивость в освещении: фигуры и архитектура освещены справа, а колесо сверху; очевидно, Витц брал свои модели в разных местах и не справился с объединяющей переработкой общего 11 . О каких-либо теоретических знаниях перспективы в данном случае не может быть и речи. Вся перспективная иллюзорность основана на наблюдательности и практике.
1 — Конрад Виц
10 Совершенно не исследованными остаются отношения французской живописи к швейцарской и к немецкой. Между тем родство одной из самых знаменитых картин французской школы — «Благовещения» (считающейся произведением Фромана, в церкви Магдалины в Эксе) с произведением Витца слишком очевидно, чтобы предполагали здесь простую случайность. Те же задачи хитростей перспективы, та же тяжеловесность и скульптурность форм, та же чеканность в подробностях. Черты Витца можно найти и в «Ritable de Boulbon» и даже в «Короновании» Шарантона. К сожалению, если довольно хорошо известно художественное творчество в самих Нидерландах, то несравненно меньше дошло до нас от художественного творчества в Бургундии, служившей, однако, в течение всего XV века одним из значительных рассадников искусства и той «срединной» областью, в которой встречались течения, шедшие со всех сторон.
11 Предела иллюзионизма Витц достигает в своей картине «Встреча Иоакима и Анны» (в Базеле). Открытый барьер «золотых ворот», род чулана позади, почва с «кусками» газона, зубцы над створчатым отверстием — все это лезет и лепится до назойливости. Любопытно, что при этом для неба сохранен золотой фон с орнаментом, а фигуры имеют вид неподвижных кукол, облаченных в жесткие одежды. Вероятно, это раннее произведение Витца.
Источник
IV — Конрад Виц
Конрад Виц. Хождение по водам. 1444 год. Музей в Женеве
Огромный шаг вперед сказывается в творчестве базельского художника Конрада Витца (называвшего себя по-латыни Sapiens), от которого мы имеем датированную серию картин (музей в Женеве) и, кроме того, несколько произведений в Базельском музее. Честь выяснения фигуры Витца принадлежит Д. Буркгардту, который опубликовал о нем замечательную статью в базельском юбилейном сборнике 1901 года. Если принять во внимание, что все эти художники — Витц, Мозер, Мультшер — лишь за последние годы вошли в историю искусства и совершенно изменили наш взгляд на немецкую живопись «додюрерского» периода, то можно ожидать и многих дальнейших открытий в этой области, которые заменят фантастические гипотезы о взаимоотношениях различных явлений и установят их действительную последовательность[182].
Немецкие ученые склонны пока ставить появление Витца в связь с творчеством нидерландцев. Одни предлагают считать за достоверное пребывание в Констанце и в Базеле (во время конгрессов) целого ряда нидерландских художников и среди них «Мастера из Флемаля»; другие посылают Витца в Дижон, или, по крайней мере, заставляют проделать это путешествие его отца, о котором мы ничего не знаем; третьи идут еще дальше и идентифицируют этого фантастического отца с самим «Флемалем» и т. п. Однако на проверку выходит, что эти пресловутые влияния нидерландцев очень сомнительны. Еще раз не будем забывать, что в то время вся Европа, от Стокгольма до Венеции и oт Ревеля до Лиссабона, обладала одним художественным стилем, одними идеалами; однако то, что составляет явную особенность Витца, принадлежит ему и только ему. Мало того, его находками никто в то время не воспользовался, и он стоит без предшественников и без последователей (за таковых в настоящем смысле едва ли представляется возможным считать авторов «Pieta» в собрании барона Альбенаса, ретабля из Бульбона в Лувре и «Благовещения» в Эксе).
В одном, однако, едва ли можно сомневаться — это в зависимости живописи Витца от каменной скульптуры. В этом он сходится с Мультшером (и отчасти с ван Эйками). Весь стиль Витца — «лепной». Больше всего интересует его передача осязательности и выпуклости предметов. Даже картины ван Эйка рядом с этими грубыми иллюзионистскими опытами покажутся плоскими. У Витца все лезет, круглится — прямо до навязчивости, до грубости. Но, кроме того, и в отличие от Мультшера, Витца интересует проблема пространства. Быть может, для характеристики его искусства не вполне пригодно такое выражение, как проблема, означающее ясно и методично выраженное намерение. Ведь и в нем столько еще случайного, произвольного — чисто немецкой «приблизительности». Но рядом с этими чертами мы встречаем у Витца упорную настойчивость, и трудно отказать ему в известной доле сознательной системы, направленной на решение раз и навсегда поставленных себе задач.
Конрад Витц. Святая Марина Магдалина и Святая Екатерина. конец 1430-х годов. Страсбургский музей.
Это искание пространства приводит Витца, с одной стороны, к перспективным архитектурным построениям, с другой — к панораме. В первом случае он, вполне независимо, но с меньшим талантом, проходит путь, уже пройденный ван Эйком и Роже, во втором он стоит совершенно одиноко (если не считать крошечных календарных пейзажиков Туринского часослова, а также топографических видов и этюдов Дюрера). Чтобы найти продолжателя этим его исканиям, нужно шагнуть через два века — к голландцам XVII столетия, но и среди них мы едва ли найдем ту непосредственность, которая составляет главную прелесть Витца.
Если не считать сомнительной картины Берлинского музея «Распятие», то первым среди произведений Витца будет его «Святое Семейство», попавшее в Неаполитанский музей. Это, в сущности, неряшливый, даже грубый этюд внутренности Базельского собора, среди которого Витц усадил уродливые, в тяжелых, ярких платьях, фигурки, которые должны представлять Марию, Иосифа и св. Екатерину. Но сколько в этом «этюде «непосредственности и темперамента и сколько, при всей неряшливости, мастерства; впрочем, сама эта неряшливость в данном случае едва ли не достоинство, ибо она рисует нам крайнюю жизненность отношения Витца к своему искусству. Своды и столбы кривятся, массы архитектуры «отхвачены» точно молотом грубого каменотеса, но при этом как чудесно передана глубина, льющийся по наусу свет, рефлексы в боковых кораблях, яркий день, проникающий с улицы в открытую дверь.
Еще замечательнее страсбургская картина (конца 1430 годов?) «Святая Екатерина и св. Магдалина». Витц придумал для своего сюжета самую необычайную композицию. Он усадил обеих святых почему-то на полу коридора и не позаботился придать их кукольным лицам какое-либо выражение, хотя одна из них протягивает к небу сосуд с елеем, другая же «делает вид», что читает книгу. Но линии архитектуры на сей раз проложены строже (неужели это опять этюд с натуры или перед нами вымысел?) и массы вылеплены мягче. Почти стереоскопическое впечатление производит уходящий вглубь коридор, оканчивающийся дверью на базельскую улицу. Каким-то даже «современным фокусом» отзывается темное обрамление двери, придающее усиленный свет этому виду, и не без иллюзионистского расчета помещена роза из разноцветных стекол над дверью. Приемы достижения иллюзии, сказывающиеся уже инстинктивным образом в картинах мюнхенского Георгианума, здесь проведены с хитрой системой; так, например, прием перерезывания, «перекрывания» одних предметов другими: алтарь наполовину «запрятан» за колонну, и хочется протянуть руку за этот столбик, чтобы нащупать пелену на алтаре и приподнять подсвечник. И та же иллюзорность, доходящая до фокусничанья, сказывается в сверкающем и бросающем от себя на пол тень колесе (орудие пытки св. Екатерины), в складках одежды (пурпурной и зеленой) «святых дам», в ожерелье и в короне св. Екатерины. Рядом с этим замечается и некоторая сбивчивость в освещении: фигуры и архитектура освещены справа, а колесо сверху; очевидно, Витц брал свои модели в разных местах и не справился с объединяющей переработкой общего[183]. О каких-либо теоретических знаниях перспективы в данном случае не может быть и речи. Вся перспективная иллюзорность основана на наблюдательности и практике.
Читайте также
Конрад Виц
Конрад Виц Конрад Виц. Хождение по водам. 1444 год. Музей в ЖеневеОгромный шаг вперед сказывается в творчестве базельского художника Конрада Витца (называвшего себя по-латыни Sapiens), от которого мы имеем датированную серию картин (музей в Женеве) и, кроме того, несколько
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- Художественная галерея (4494)
- Reading and Art/ book (543)
- Детские образы в живописи (370)
- Поэзия (2263)
- Русские поэты/Советские поэты (400)
- Антология восьмистиший (101)
- Владимир Владимирович Маяковский (88)
- Переводы (78)
- Антология восьмистиший/Дополнения (75)
- Антология одного стихотворения (66)
- Франческо Петрарка (49)
- Библейские мотивы в русской поэзии (29)
- Антология поэзии русского зарубежья 1920–1990 (19)
- Осип Эмильевич МАНДЕЛЬШТАМ любовная лирика (18)
- Поэты «Золотого века» (14)
- А. Ахматова. Стихи о любви (11)
- Николай Алексеевич НЕКРАСОВ Стихи о любви (6)
- МАРШАК САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ (47)
- Поэты и поэзия серебряного века (281)
- Актеры читают классику/ поэзию (312)
- Сущность дня (1943)
- Писатели — поэты — жизнь и судьба (992)
- А.П. Чехов (123)
- ВЛАДИМИР ГИЛЯРОВСКИЙ – ДАЛЬНИЙ РОДСТВЕННИК ЭРАСТА (6)
- Лев Толстой (685)
- Лев Толстой Об истине, жизни и поведении (377)
- Мысли мудрых людей на каждый день (84)
- Толстой Лев Николаевич Дневники (41)
- Жемчужины мудрости. Фраза на каждый день (684)
- Этот день в истории. (585)
- для детей и взрослых (521)
- Многослов-1: (193)
- Книга занимательных историй » (58)
- Пушкинские проповеди Симон Соловейчик (56)
- Письма о добром и прекрасном (30)
- Музыка: (463)
- Путеводитель по зарубежной популярной музыке (34)
- Великие композиторы / исполнители (307)
- Дневники/Воспоминания (416)
- 100 лет Октябрьской революции (91)
- Встречи с А.А. Ахматовой (39)
- Photos/Фотоподборка (385)
- Актеры — жизнь и судьба (267)
- Ольга Книппер-Чехова “ЧЕХОВ МЕЧТАЛ О ЖЕНЩИНЕ-ЛУН (7)
- Мудрые мысли (261)
- Психология//философия (244)
- Сунь-Цзы. Искусство побеждать (13)
- выдающиеся женщины (200)
- Мысли, афоризмы и шутки выдающихся женщин (21)
- English (176)
- «Крупицы Истины» (175)
- Чтения и размышления у книжного шк (155)
- Анекдоты о литераторах (30)
- Галантные дамы былых времен (28)
- Исторические анекдоты (19)
- Черубина де Габриак: другая сторона медали (5)
- СССР в зарисовках и анекдотах (5)
- Анекдоты о Вольтере, (4)
- Николай Степанович Гумилёв: свидетельства и воспо (2)
- Молодой Борис Пастернак и его окружение (2)
- Библия (Синодальный перевод). (148)
- Псалмы Давида (83)
- Книга Притчей Соломоновых (31)
- Псалмы-Псалтирь в переводах (переложениях) стихами (21)
- Книга Екклеcиаста, или Проповедника (12)
- Русская семерка (131)
- Факты из жизни (123)
- История одной песни/ романса (117)
- Современные художники (109)
- Письма в облака незнакомому любимому человеку (95)
- Скульптура (85)
- «Наполним музыкой сердца » Окуджава (73)
- Правила Жизни (73)
- Филип Стенхоп Честерфилд. Письма к сыну (69)
- ЖЕМЧУЖИНЫ АНГЛИЙСКОЙ ПОЭЗИИ (66)
- Композиторы — жизнь и судьба (58)
- Ироническая и юмористическая поэзия (52)
- БОРИС ЗАХОДЕР — ЗАХОДЕРЗОСТИ (21)
- коллекция русских икон арт-галереи Дежа Вю (50)
- «Владимир, или Прерванный Полет» (Марина Влади) (49)
- Тютчев Федор Иванович (43)
- Уинстон Черчилль: факты и анекдоты из жизни полити (34)
- Музы художников (29)
- Поэзия Востока (22)
- Александр Блок Стихи о прекрасной даме (15)
- Эрнест Миллер Хемингуэй (14)
- «Кредо человека», Эрнест Хемингуэй (6)
- Классики фотографии (12)
- СЕКРЕТ ВЕЧНОЙ МОЛОДОСТИ ИВАНА КОЗЛОВСКОГО (6)
- ДВЕ ЖЕНЫ И ДВЕ ПОЛОВИНКИ ЛЕОНИДА УТЕСОВА (6)
- Анри Барбюс. Нежность (6)
- А. К. Толстой. Стихи о любви (5)
- И. Анненский. Стихи о любви (4)
- СЕРГЕЙ ЛЕМЕШЕВ: ОБРЕЧЕННЫЙ НА ЛЮБОВЬ (4)
- Культура, искусство, история (3400)
- Статьи / Документ (1035)
- Foto History/ Retro foto (260)
- Легендарные актеры и режиссеры театра и кино (186)
- «100 фактов о культурном достоянии России» (104)
- Факт дня (76)
- история США (64)
- Всемирная история с Андреем Сидорчиком (58)
- Наше старое кино (38)
- Топ-5 (31)
- Факультатив по истории (28)
- Гравюра (13)
- Говорит и показывает: (8)
- metalwork / Ceramic (5)
- Мир вокруг нас (966)
- video (532)
- Александр Сергеевич Пушкин (296)
- Друзья и современники А.С.Пушкина (21)
- Роман в письмах (7)
- А. С. Пушкин. Стихи о любви (4)
- Андрэ Моруа. Письма незнакомке (54)
- Афоризмы, цитаты, пословицы (1861)
- Великие мысли и афоризмы великих людей (167)
- Законы жизни (90)
- Семь смертных грехов и семь добродетелей (72)
- Мудрецы Поднебесной империи (70)
- Прокачай мозг методом британских ученых (62)
- Марк Твен. Афоризмы и шутки (48)
- Универсальный цитатник политика и журналиста (44)
- ОТЦЫ И ДЕТИ (33)
- Формула успеха (19)
- Мысли, афоризмы и шутки знаменитых мужчин (18)
- Генрих Гейне. Мысли и афоризмы (13)
- барды /авторская песня (29)
- биография (941)
- Великие мыслители / (423)
- 10 000 АФОРИЗМОВ ВЕЛИКИХ МУДРЕЦОВ (207)
- Николо Макиавелли. (14)
- Изречения из басен, поэм, трактатов Древней Индии (10)
- Книга Сёрена Кьеркьегора “Евангелие страданий” (7)
- живопись (9610)
- Женский образ в живописи (2415)
- natural world (1022)
- рассказы о шедеврах живописи (412)
- Библия и живопись/ Религиозная живопись (404)
- Мужской портрет (283)
- «Домашние питомцы на картинах художников" (252)
- «Шедевры итальянской живописи» (91)
- Русская историческая живопись/Произведение искус (89)
- Interior (66)
- История графики/ графикa (52)
- Автопортрет (44)
- Советская реалистическая живопись (38)
- Из истории реализма в русской живописи 18-19 веков (24)
- Городской пейзаж (17)
- Мастера натюрморта (2)
- жанровая живопись (3280)
- Натюрморт/ цветочный натюрморт (874)
- Одна картина (4011)
- Портрет (1834)
- Живопись и поэзия (475)
- Поэтический мир прерафаэлитов (41)
- Афоризмы Британии. (20)
- Великие истории любви (299)
- итальянский ренессанс (20)
- Классическая музыка (165)
- опера/ балет/Шедевры искусства (27)
- литература (2444)
- Я читаю /Читалка (150)
- Словарь афоризмов русских писателей (126)
- Лауреаты Нобелевской премии по литературе (35)
- Актуальный Карамзин. (34)
- Юрий Безелянский (26)
- Кривин Феликс Дистрофики (23)
- Антология Сатиры и Юмора России ХХ века (23)
- Феликс Кривин Полусказки (22)
- литературный_пир (22)
- История одного произведения (21)
- Феликс Кривин Всемирная история в анекдотах (17)
- Адресаты произведений русских поэтов и писателей (14)
- ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ГЕРОЯ›: (5)
- Кривин Феликс Давидович Избранное (4)
- Императорская библиотека (3)
- Литературная страница (2554)
- Строки, рожденные в этот день. (411)
- актуальная классика//»отрывок из книги» (130)
- Последнее стихотворение (XVIII-XX вв. русской поэ (95)
- Чудное мгновенье Любовная лирика русских поэтов (78)
- Поэзия войны../ Песни о войне (74)
- театр прозы. поэзии — видео — mp3 (67)
- Автографы (42)
- БлОговещенск (38)
- Вероника Михайловна Тушнова (17)
- С. Есенин. Стихи о любви (13)
- личности в истории (451)
- ЛЮБОВЬ в письмах выдающихся людей (167)
- Марина Цветаева (44)
- Музеи (636)
- Государственный Эрмитаж (95)
- Лондонская Национальная Галерея (49)
- Картины из коллекции Лувра (42)
- Государственная Третьяковская галерея (36)
- Шедевры Эрмитажа. Старые мастера (34)
- Private collection (32)
- музей д’Орсе (28)
- Museo del Prado, Madrid (17)
- Метрополитен-музей (17)
- Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. (15)
- Tate (12)
- шедевры мировой живописи в вашем доме /Лувр (10)
- Музей «Грюнес Гевёльбе» — «Зелёные Своды» (7)
- Венский Музей истории искусства (6)
- Британская Национальная галерея (2)
- Музы знаменитых писателей (38)
- музыка и живопись (42)
- музыкальная страница (688)
- ОСКАР УАЙЛЬД (39)
- Памятные даты (1827)
- «сегодня родились» (1081)
- Притчи, байки (38)
- проза (64)
- рассказы о музыке и музыкантах (137)
- рассказы о художниках и картинах (654)
- Картины Яна Вермеера (31)
- Эль Греко (12)
- театр , кино -актеры-актрисы — жизнь и судьба (54)
- Стихи в прозе (10)
- Человек без границ (79)
- Тургенев Иван Сергеевич (70)
- Художник (3493)
- Renoir, Pierre-Auguste (176)
- Илья Репин (127)
- Рембрандт Харменс ван Рейн (96)
- Vincent van Gogh (80)
- Жизнь Тулуз-Лотрека (49)
- Валентин Серов (47)
- Эдгар Дега Hilaire-Germain-Edgar De Gas (44)
- Константин Коровин (37)
- Рубенс, Питер Пауль (23)
- Василий Поленов (23)
- Рафаэль Санти (18)
- воспоминания Михаила Нестерова (15)
- Художник-музыканты-литераторы- актеры (119)
- Цитаты из книги (399)
- Энциклопедический словарь крылатых слов и выражени (947)
- Юмор и сатира (543)
- К вам мой попугай не залетал? (18)
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Статистика
Конрад Виц (1400–1446)
Конрад Виц
(1400–1446)
Несмотря на то что Конрад Виц родился в Германии, его считают швейцарским живописцем. Он покинул родину в 1431 году. Полагают, что к тому времени он уже изучил живопись мастеров Южной Германии и Нидерландов и добился успеха на родине. В Базеле Виц выполнял алтарные композиции для церквей; через некоторое время заказы на оформление соборов стали поступать и из Женевы.
Швейцарский живописец Конрад Виц родился в Ротвейле. О его детстве и раннем периоде творчества почти ничего не известно. Сохранились лишь скудные сведения о его семье: отец будущего художника был ювелиром.
Главными произведениями Вица называют алтарь «Зерцало искупления человечества» (ок. 1435, большинство створок — Художественный музей, Базель), створки алтаря со сценами из жизни Богоматери (ок. 1440, музеи Базеля, Нюрнберга, Страсбурга) и алтарь Св. Петра (1444, Музей искусств и истории, Женева).
Последующие работы также отличаются высоким художественным мастерством и говорят о совершенствовании мастера. Композиции становятся пространственными. Это можно увидеть при изучении следующего алтаря, выполненного мастером. К сожалению, из него сохранилось всего несколько сцен, в том числе «Благовещение» (Германский национальный музей, Нюрнберг).
В последнем, женевском, алтаре Св. Петра, выполненном Вицем, можно заметить появление у него интереса к изображению окружающего мира. Наибольший интерес представляет створка «Чудесный улов рыбы» (1444, Музей искусства и истории, Женева).
На ней мастер изобразил одну из сцен Священного Писания, причем поместил героев на фоне реального пейзажа: лодка с рыбаками плывет по зеленовато-коричневым водам Женевского озера, на другом берегу виднеются поля и горы. По небу неторопливо движутся облака, одно из которых соприкасается с вершиной самой высокой горы.
На переднем плане, на берегу, в красном одеянии стоит Христос. Эта и другие композиции для украшения Женевского собора были выполнены мастером по заказу кардинала Франсуа де Миса.
Panel, 158 x 121 cm
Germanisches Nationalmuseum, Nuremberg
Christ on the Cross 1430-33
Panel, 34 x 26 cm
Staatliche Museen, Berlin
Saint Christopher c. 1435
Panel, 101 x 81 cm
Цffentliche Kunstsammlung, Basel
King Solomon and the Queen of Sheba 1435
Panel, 84 x 79 cm
Staatliche Museen, Berlin
The Liberation of St Peter
1443-44
Panel, 132 x 154 cm
Musйe d’Art et d’Histoire, Geneva
Adoration of the Magi 1443-44
Panel, 132 x 151 cm
Musйe d’Art et d’Histoire, Geneva
Presentation of Cardinal de Mies to the Virgin 1443-44
Panel, 132 x 154 cm
Musйe d’Art et d’Histoire, Geneva
The Synagoge c. 1435
Wood, 86 x 80,5 cm
Цffentliche Kunstsammlung, Basel
Источник