Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебница вода»
Татьяна Холодова
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебница вода»
МБДОУ №1 г. Обояни
непосредственно образовательной деятельности
в старшей группе
по опытно-экспериментальной деятельности
на тему: «Волшебница вода»
Воспитатель: Холодова Т. И.
Цель: развитие познавательно-исследовательской активности детей в процессе экспериментирования.
Образовательные задачи:
1. Закрепить знания о свойствах воды: прозрачная, без запаха и вкуса, растворяет некоторые вещества.
2. Формировать представления о том, что вода бывает жидкой, твердой, превращается в пар.
3. Активизировать речь детей, обогащать словарный запас.
Развивающие задачи:
1. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность.
2. Развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать, анализировать и делать соответствующие выводы.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать у детей безопасность собственной жизнедеятельности во время экспериментирования.
2. Воспитывать бережное отношение к природным источникам воды.
Демонстрационный материал: плакат «Круговорот воды», запись со звуком воды.
Раздаточный материал: стаканы с водой и молоком, розетка с сахаром, ложки, салфетки, фильтр, банка с грязной водой, термос с горячей водой, стекло, лед, розетки с чесноком, луком, лимоном.
Подготовительная работа: чтение художественной литературы, отгадывание загадок по теме, беседа о свойствах воды, слушание звуков воды в природе, рассматривание фотографий и иллюстраций о воде, проведение опыта «Всем нужна вода», наблюдение за природными явлениями.
Ход НОД
— Здравствуйте, ребята, гости. Сегодня у нас будет очень интересное занятие. Предлагаю вам послушать музыку (звучит музыка с журчанием воды).
— Что вы слышите, ребята?
— Журчит, льется вода…
— Да, это звуки воды. Сегодня мы будем говорить о воде.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Без нее вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить
Без воды нам не прожить!
— Ребята, вы с этим согласны?
— Можно без воды прожить?
— Да, без воды не прожить, а для кого нужна вода?
— Вода нужна животным, птицам, растениям, рыбам, людям
— Правильно, а для чего нам нужна вода?
— Вода нужна, чтобы пить, чтобы мыться;
— чтобы готовить еду;
— чтобы поливать растения…
— Правильно, ни одно дело не сделаешь без воды. А где живет вода?
— Вода живет в море, океане, в реке, в кране.
— Как вы думаете, откуда берется вода в кране?
— По трубам течет.
— А как она попала в трубы? Давайте уточним.
— Вода, которая течет из крана, живет далеко от нас, под землей. Она может пробиваться из земли, и в этом месте образуется родник. К этим родникам подводят трубы, по которым вода поступает в наши дома. А сегодня мы поговорим о свойствах воды.
У вас на столах стоят 2 стакана с жидкостью. В одном стакане – вода, в другом – молоко. Мы сейчас проделаем опыт и узнаем об одном из свойств воды. Возьмите ложку и положите в стакан с молоком, а другую ложку в стакан с водой.
В стакане с молоком ложка видна?
— А в стакане с водой?
— Правильно, в стакане с водой ложку видно. Почему ее видно?
— Потому что вода прозрачная. Значит, мы узнали первое свойство воды – она прозрачная.
— Ребята, есть еще одно свойство воды. Вы знаете, многие продукты можно узнать по запаху. А вы сможете узнать?
— Я сейчас проверю – дам вам понюхать, а вы попробуйте узнать по запаху, ч то это? (даю понюхать лук, а затем чеснок, апельсин, огурец, лимон).
— Вы все правильно угадали. Ребята, выньте ложку из стакана и положите. А теперь понюхайте воду. Она чем-нибудь пахнет?
— Значит, что можно сказать о воде?
— У воды нет запаха.
— Вот мы и узнали второе свойство воды, у нее нет запаха.
— Ребята, а конфеты вы любите?
— А почему вы их любите?
— Потому что они вкусные, сладкие…
— А лимон какой на вкус?
— Попробуйте воду, она сладкая?
— Значит, что еще можно сказать о воде?
— У нее нет вкуса. Правильно, еще одно свойство воды – у нее нет ярко выраженного вкуса.
— У вас на столах есть розетки с сахаром, возьмите по одной ложке сахара и положите в стакан с водой. Видите вы сахар?
— А теперь размешайте хорошо воду в стакане, что произошло с сахаром?
— Вода может растворять. Значит еще одно свойство воды – она может растворять, например, сахар, соль, соду и другое. Мы с вами хорошо потрудились, провели опыты, а теперь пора отдохнуть. Давайте поиграем, выходите ко мне.
Я знаю волшебное заклинание:
Ну-ка, тучка, лей, лей,
Для ребяток не жалей.
В капельки пусть превратятся
От души повеселятся.
— Я тучка-мама, а вы капельки – дети, идите сюда ко мне. (Звучит музыка, дети прыгают, бегают, повторяют движения за воспитателем, по указанию воспитателя дети объединяются в ручейки по 2-3 ребенка, потом соединяются в большую реку, бегают змейкой, река текла, текла и попала в море. Поплавали в море и решили вернуться к тучке-маме. Поднялись и полетели к тучке. Музыка стихла, дети остановились).
— Хотите что-то узнать еще интересное о воде? Давайте, ребята, пройдем на свои места (слышится стук в дверь).
— Ребята, к нам кто-то пришел в гости (входит Водяной).
Водяной: — Здравствуйте, люди добрые! Я – Водяной, житель водоемов.
— Что привело тебя, Водяной, к нам, в детский сад?
Водяной: — Ой, беда, беда, беда,
Всюду грязная вода.
Что мне делать – помогите,
Жителей моих спасите:
Рыбы гибнут там и тут,
Чистых вод уж не найдут.
Плавники у них слепились,
Как им плавать? Скажи на милость.
Люди мусорят опять.
Рыбам нечем уж дышать,
И один я не справляюсь,
Я слезами обливаюсь,
Я ночей уже не сплю
Как очистить воду всю?
К вам ведет меня дорога,
Знать мне будет здесь подмога!
— Ребята, Водяной расстроен, вы можете ему помочь?
— Водяной, чем же мы можем тебе помочь?
Водяной достает банку с грязной водой: Посмотрите, ребята, какая грязная вода, такую воду можно пить?
— Нет, нельзя. Вы знаете, сейчас много грязной воды: люди бросают мусор в реки, в ручейки, моря, и от этого она загрязняется. Но эта банка не простая, она волшебная и если вода очистится в банке, то она станет чистой везде. А чтобы это произошло, нужно выполнить одно условие: очищать воду должны вы все, один человек с этим не справится.
Ребята, вы хотите помочь Водяному очистить воду?
-Тогда идите сюда, к этому столу (подходят к столу, где стоят стаканы на каждого ребенка, воронка с фильтром. Разливаю всю грязную воду по стаканам, вставляю в банку воронку с фильтром, и первая показываю, как очищать воду, а затем дети повторяют за мной все по очереди).
— Водяной, посмотри, как мы очистили воду, тебе нравится?
Водяной: Спасибо, ребята. За вашу доброту, ведь вы спасли не только водных жителей, но и все живое на земле. Ребята, посмотрите, что у меня еще есть (высыпает лед, что это? Из чего получился лед? Вода жидкая, но у нее есть такое свойство 0 при охлаждении вода становится твердой, как камень.
Водяной: Посмотрите, вот он лед, твердый, как камень, холодный, но когда лед тает, то превращается опят в жидкость. Лед – это замерзшая вода. При нагревании вода превращается в пар, посмотрите (открывает термос с горячей водой, виден пар). Вы видите пар?
Водяной: Пар, ребята, это тоже вода. Я вам сейчас это докажу (берет стекло, держит над паром, на стекле образуются капельки воды, показывает детям). Увидели, что пар – это тоже вода?
— Вы теперь знаете, ребята, что вода бывает… какой?
— А если ее заморозить, во что превращается вода?
— А при нагревании?
Водяной: Молодцы, ребята! Мне пора уходить.
— Водяной, ребята хотят с тобой поиграть в игру «Водяной».
Водяной: Я согласен, я люблю играть, шутить.
Водяной: Спасибо, ребята, повеселили вы меня. А теперь пора мне уходить. Жду вас летом к себе в гости. Приходите купаться, набрать воды из родника. Теперь вода везде чистая, потому что вы мне помогли ее очистить!
— Спасибо тебе, Водяной, ребята с удовольствием придут к тебе купаться, и не будут загрязнять водоемы. Правда, ребята?
— Ребята, понравилось вам проводить опыты?
— А о каких свойствах воды вы узнали?
— Вода прозрачная. Она не имеет запаха, не имеет ярко выраженного вкуса. Вода может растворять, может превратиться в пар, в лед. Какие волшебные превращения с водой показал вам Водяной?
— Молодцы, ребята. Вода нам очень нужна, ее нужно беречь и не загрязнять.
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница вода» ТЕМА: «Волшебница – вода». ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Образовательные задачи: Ознакомление детей со свойствами воды: — отсутствие собственной.
Конспект познавательной опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебница-вода» Программное содержание: -ознакомление детей со свойствами воды -отсутствие собственной формы -текучесть -лёд-это вода -вода может одни.
Конспект НОД по исследовательской деятельности «Волшебница вода» с детьми в старшей группе (с использованием ИКТ) Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: познакомить детей.
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Матушка-вода» (подготовительная группа) Программное содержание: • Продолжать развивать интерес, наблюдательность с помощью неживой природы, закрепить свойства воды. • Обучать детей.
Конспект занятия по опытно — экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебница вода» Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебница вода» Трусова Людмила Анатольевна Тема занятия:.
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Тайны снега» Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Тайны снега» Задачи: Образовательные: 1. Помочь ребёнку понять.
Конспект занятия по опытно экспериментальной деятельности в старшей группе «Вулкан» ель: познакомить детей с природным явлением -вулканом, причиной его извержения. Материал: Аппаратура для представления презентации детям,.
Конспект занятия по экспериментальной деятельности во второй младшей̆ группе «Волшебница-вода» Конспект занятия по экспериментальной деятельности во 2 «младшей группе «Волшебница-вода». Цель: Формирование представления детей.
Конспект занятия по экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Волшебница-вода» ЦЕЛЬ: Познакомить со свойствами воды – текучесть, прозрачность. Раскрыть понятия о том, что одни вещества растворяются в воде, а другие.
НОД по опытно экспериментальной деятельности с детьми старшей группы «Волшебница Зима» Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель: познакомить.
Источник
Конспект занятия по экспериментированию с водой в старшей группе
Татьяна Радченко
Конспект занятия по экспериментированию с водой в старшей группе
МКДОУ Рамонский детский сад № 3
Конспектпо экспериментированию с водой в старшей группе
Воспитатель Радченко Т. М.
Цель: Развивать желание познавать мир через исследовательскую деятельность.
1.Ознакомление детей со свойствами воды: отсутствие цвета и запаха; отсутствие вкуса; отсутствие собственной формы; прозрачность; вода может растворять вещества,
Развивать социальные навыки:
1. Умение работать в группе, учитывая мнение партнёра;прививать бережное отношение к воде.
1. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
Материал (на каждого ребенка): 4 пронумерованных стакана (1-чай,3-вода,2 чайные ложки, сахар, растительное масло, полоски бумаги разных цветов, трубочки, различные емкости.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие: у нас гости. Давайте повернемся и поздороваемся с ними. А теперь повернитесь ко мне лицом.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я принесла. Кто знает, что это такое?
Дети: Это глобус.
Воспитатель: Правильно. Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. А какого цвета на глобусе больше всего?
Дети: Синего, голубого.
Воспитатель: Верно. Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе?
Голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе. Посмотрите, как много воды на нашей Земле. А кому нужна вода?
Дети. Животным, растениям, человеку.
Воспитатель: Правильно, без воды нет жизни на земле. А что человек делает при помощи воды?
Дети. Готовит, стирает, поливает растения, пьёт, умывается.
Игра «Доскажи словечко»
В морях и океанах вода….соленая
Вода в море….морская
Вода в океане….океаническая
Вода в реках ….речная
Вода в болотах…болотная
Вода в родниках…родниковая
Стихи читают дети
Вода всегда и всем нужна
Она прозрачна и чиста
Она бежит, течет и льется
Из речки, крана и колодца
Вода тепла и холодна
А также мокрая она.
И ктос водой не осторожен
Намочит быстро их она.
Воду нужно уважать
Это должен каждый знать
Совершенно не секрет
Без воды нам жизни нет.
Ни умыться, ни напиться
И не сможем насладиться.
Ни природой, ни пейзажем
Без воды угаснет сразу.
А сейчас давайте вспомним, какая же бывает вода.
1. Лежало одеяло, мягкое, белое.
Солнце припекло, одеяло потекло. (Снег)
2. Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут. (Дождь)
3. Мост, как синее стекло
Скользко, весело, светло. (Лед)
4. У нас под крышей
Белый гвоздь висит.
Гвоздь упадет. (Сосулька)
5. Пушистая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако)
6. Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Речка)
В белом бархате деревня –
И заборы и деревья.
А как ветер нападет,
Этот бархат опадет. (Иней)
Утром падаю всегда,
Не дождинка, не звезда.
И сверкаю в лопухах
На опушках и лугах. (Роса).
На дворе переполох, с неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У нее теперь ангина. (Град)
В белом бархате деревня –
И заборы и деревья.
А как ветер нападет,
Этот бархат опадет. (Иней)
Воспитатель: Молодцы, ребята? Давайте вспомним, в каком состоянии может быть вода.
1. Жидкое состояние.
Это-дождь, капелька, роса, ручеек.
2. Газообразное состояние.
Это пар, облака, туман.
3. Твердое состояние
Это лёд, сосулька
Вывод: Вода замерзает и превращается в твердое состояние – лед.
Очень всем нужна вода
Делай раз и делай два.
Звери из ручья попили,
Влево, вправо поклонились,
Вместе на носочки встали,
Тучку лапками достали.
Дождик вдруг полил с утра,
За работу нам пора.
Приглашаю вас, ребята, отправиться в лабораторию, чтобы провести опыты и узнать о свойствах воды. Прежде чем мы пойдём в лабораторию, скажите, а что там делают?
Сейчас ребята мы проведем опыты с водой и узнаем некоторые ее свойства.
ОПЫТ 1- вода не имеет цвета.
А теперь обратите внимание.
-Что стоит на ваших столах?
-Возьмите стаканчики под номерами 1и 2.
-Что налито в стаканчиках?
-Что ещё на столах лежит рядом со стаканчиками?
— Каким они цветом?
-А теперь, выберите, пожалуйста полоску бумаги, которая совпадает с цветом чая.
-Молодец! Теперь выберите полоску, которая совпадает с цветом воды?
-Есть у воды цвет? Как вы думаете?
-Так, что мы можем сказать о воде?
Какая она, если она не имеет цвета?
Вывод: Она бесцветна.
ОПЫТ 2- вода прозрачная.
Воспитатель: У каждого из вас есть чайные ложечки.
Опустите одну ложечку в стакан с водой, а другую в стакан с чаем.
-Скажите, мне, пожалуйста, видно ли нижнюю часть ложки в стакане с чаем?
— Видно ли ложку в стакане с водой?
-Значит, что мы можем сказать о воде? Какой вывод можно сделать?
-Молодцы, ребята! Правильно ответили. Обратите внимание на экран, что на нем изображено?Вывод: Вода прозрачная.
ОПЫТ 3- вода не имеет вкуса.
Воспитатель: А теперь мы с вами попробуем
воду и скажем какой вкус у воды? У чая?
Вывод: вода не имеет вкуса (показ слайда)
ОПЫТ 4- вода не имеет запаха.
Воспитатель: Теперь попробуем воду понюхать. Что можно сказать, чем вода пахнет?
Вывод: вода не имеет запаха. (показ слайда)
ОПЫТ 5- вода не имеет формы.
Воспитатель: Ребята, а мне вот интересно, какую форму имеет вода?
Перед вами формочки разной формы. Давайте попробуем налить воду во все формочки. Что мы видим?
— Правильно. Ребята, это значит, что вода не имеет определённой формы. Куда бы мы её не налили, вода приобретает ту форму, в каком сосуде она находится. Итак, делаем вывод- вода не имеет форму.
ОПЫТ 6- вода – растворитель.
Воспитатель: Давай е посмотрим, что станет с сахаром, если мы их положим в воду. Возьмите стаканчики под № 3 и 4. В один положите кусочек сахарного песка и размешайте его ложкой. Что получается? Растворится сахар в воде или нет?
Дети: сахар растворился в воде. Вода является растворителем для сахара.
Воспитатель: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло, оно также исчезнет, как сахар? Добавьте в стакан №4 с водой несколько капель масла. Идет самостоятельная работа детей. Воспитатель спрашивает 3- 4 человека, что же произошло с маслом в воде?
Дети:Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности желтыми капельками.
Воспитатель: Молодцы ребята! Проведя сейчас опыты с сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились?
Вывод: Вода одни вещества может растворять, а другие нет. Для одних веществ она является растворителем, а для других нет.
Молодцы ребята! Вы очень хорошо сегодня работали, давайте вспомним, с какими же сегодня свойствами воды мы познакомились
Воспитатель: без воды, невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять. Вовремя закрывать кран, лишнего не тратить, не бросать мусор в речку самим, запрещать другим.
Конспект занятия по экспериментированию с водой «Играем с красками» Цели: познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании) Задачи: -закрепить знания о цвете красок; -активизировать.
Конспект НОД по экспериментированию с водой «Маленькие фокусники» в младшей билингвальной группе Образовательная область: «Познавательное развитие» Вид деятельности: Познавательно-исследовательская. Цель: Привлечь детей к элементарной.
Конспект НОД по экспериментированию с водой во второй младшей группе «Маленькие фокусники» Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы. Задачи: Обучающая •.
Конспект НОД в младшей группе по экспериментированию с водой «Какая она-вода?» Программное содержание: 1. Знакомство с предметами и способами перемещения воды. 2. Закрепление знаний детей о свойствах воды (прозрачность,.
Конспект НОД во второй младшей группе по экспериментированию с водой Цель: Учить детей проводить опыты с водой и делать выводы. Задачи: Знакомить со свойствами воды (температура, цвет, вкус,.
Конспект занятия по экспериментированию в группе раннего возраста «Знакомство с водой» Конспект по экспериментированию в группе раннего возраста. «Знакомство с водой». Задачи : — Познакомить детей со свойствами воды. -Познакомить.
Конспект занятия по экологии «Опыты с водой» (в старшей группе) Цель: Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды. Задачи: •Развивать умение делать выводы, умозаключения •Развивать речь,.
Конспект занятия по экспериментированию с водой в разновозрастной группе «Точно так, как в сказке, стань водичка…» Конспект занятия по экспериментированию с водой в разновозрастной группе «Точно так, как в сказке, стань водичка…» Образовательная область:.
Конспект занятия по экспериментированию с водой во второй младшей группе «В гости к Капитошке» Конспект по экспериментированию с водой во второй младшей группе «В гости к Капитошке» Цель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую.
Источник