Биологические свойства воды
план-конспект урока по биологии (10 класс) на тему
Во всех процессах связанных с жизнью, размножением и передачей информации огромную роль играет структура воды и постоянство ее в организме. Жизнь обусловлена биохимическими и генетическими процессами с водой и с помощью воды в организме. Вода входит как основной компонент во все клетки, ткани и органы живых организмов. Например, медуза состоит на 99% из воды, организм человека в зависимости от возраста состоит на 60-80 % из воды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Во всех процессах связанных с жизнью, размножением и передачей информации огромную роль играет структура воды и постоянство ее в | 29.66 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
МБОУ «Школа-гимназия №25»
Разработка урока по теме: «Биологические свойства воды»
учителя биологии Кадыровой Любови Ивановны.
Тема урока: «Биологические свойства воды»
Цель урока : Расширить представление о воде как универсальном веществе на Земле.
Тип урока : Обобщить полученные знания по теме: «Биологические свойства
Оборудование урока: тесты , тетрадные листы, ручки , презентация, компьютер , интерактивная доска, кристаллизатор с водой и льдом.
Вид урока : Деловая игра (пресс-конференция).
1) Обобщить знания о биологических свойствах воды.
2) Выяснить значение воды в природе и в жизни живых организмов.
3) Выяснить аномальные свойства воды ( слайд 1 ).
1. Организационный момент (1 минута).
2. Вступительное слово учителя (2 минуты).
3. Работа исследовательских групп:
А) Группа «Биохимики» ( 7 минут +5 минут тесты).
Б) Группа «Биофизики» ( 7 минут + 5 минут на выбор соответствия).
В) Представители СЭС (4 минуты+ 8 минут на решение задачи).
4. Рефлексия (2 минуты).
5. Подведение итогов урока(1 минута).
6.Домашнее задание (1 минута) (слайд 2)
Учитель. Огромная роль воды в природе и в жизни человека, послужила причиной того, что она была одним из первых соединений, привлекших внимание ученых, исследовавших ее различные свойства. Сегодня на пресс -конференции присутствуют две исследовательские группы «Биохимики» и «Биофизики», которые из теоретических источников выяснили много интересного о воде и готовы поделиться с нами своими знаниями. Итак, слово биохимикам.
(Каждый устный ответ оценивается в 3 балла) .
Выступает группа «Биохимики» .
Ученик 1 . Во всех процессах связанных с жизнью, размножением и передачей информации огромную роль играет структура воды и постоянство ее в организме. Жизнь обусловлена биохимическими и генетическими процессами с водой и с помощью воды в организме. Вода входит как основной компонент во все клетки, ткани и органы живых организмов. Например, медуза состоит на 99% из воды, организм человека в зависимости от возраста состоит на 60-80 % из воды.
Ученик 2. Без пищи человек может прожить около 50 дней, если во время голодовки он будет пить пресную воду. Без воды он не проживет и недели – смерть наступит через 5 дней. По результатам медицинских экспериментов при потере влаги 5-8 % от веса тела – человек впадает в полуобморочное состояние, при потере 10% — начинаются галлюцинации, при потере 12 % — человек не сможет восстановиться без специальной медицинской помощи, а при потери 20% наступает неизбежная смерть.
Ученик 3 . Вода является одним из важнейших компонентов организма, обеспечивающим связь внешней и внутренней среды. О важнейших биологических функциях воды в природе, в живых организмах мы вам сейчас расскажем.
Ученик 4 . Биологическая функция воды в природе состоит в том, что она:
1. Обеспечивает поддержание структуры организмов.
2. Служит растворителем и средой для диффузии.
3. Участвует в реакциях гидролиза.
4. Среда для оплодотворения.
5. Обеспечивает распространение семян, гамет, личиночных стадий водных животных.
Ученик 5 . Главными биологическими функциями воды для растительных организмов являются следующие:
1. Поддержание осмотического и тургорного давления.
2. Участвует в процессе фотосинтеза.
3. Обеспечивает транспирацию.
4. Обеспечивает прорастание семян.
Ученик 6 . Не менее важны биологические функции воды для животных и человека. Наиболее значимые из них такие:
1. Обеспечивают транспорт веществ.
2. Способствуют охлаждению тела.
3. Обеспечивают осморегуляцию.
4. Выполняет защитную функцию (слезы).
5. Способствует миграции (морские течения).
Учитель . Благодарю вас. Так как наша пресс-конференция проходит в режиме «онлайн», то на электронную почту школы пришли первые письма от зрителей по такому вопросу как «Вода – универсальный растворитель». У вас есть 5 минут, чтобы ответить. (слайд 3) правильный ответ оценивается в 0,5 балла.
Тесты с выбором одного или нескольких правильных ответов из трех предложенных:
1. Воды больше в клетках организма:
в) одинаковое количество.
2. В образовании молекулы воды участвуют связи:
а) ковалентные и водородные;
б) только ковалентные;
в) только водородные.
3. Живые организмы не могут долго существовать без воды, так как :
а) организм обезвоживается;
б) нарушается обмен веществ;
в) нарушается гомеостаз.
4. В молекулах воды могут растворятся молекулы :
б) полярные и неполярные;
5. К гидрофильным веществам относятся :
6. К гидрофобным веществам относятся :
7. Для воды характерны агрегатные состояния :
а) твердое, жидкое, газообразное;
б) твердое, жидкое, коллоидное;
в) твердое, коллоидное, жидкое, газообразное.
8. Молекулы воды взаимодействуют с химическими веществами, элементы в которых имеют связи:
Учитель . А мы продолжаем пресс- конференцию. В 1783 коду выдающиеся экспериментаторы Генри Кавендиш и Антуан Лавуазье установили, что вода состоит из двух газов: водорода и кислорода, соотношение которых выражается формулой Н 2 О (слайд 4) .
Исследуя воду и ее водные растворы, ученые убеждались в том, что вода обладает «ненормальными» или аномальными свойствами. Слово предоставляется команде «Биофизики».
Ученик 1 . Наиболее интересно то, что жизнь существует благодаря аномальным свойствам воды, которые долгое время не удавалось ученым объяснить с точки зрения законов физики и химии. Впоследствии было выяснено, что аномальные свойства воды связаны с тем, между молекулами воды существуют водородные связи, благодаря которым вода в жидком состоянии образует динамически изменяющуюся сеть кластеров (слайд 5) , поведение которых влияет на структуру и свойства воды.
Ученик 2 . Продолжая дальше, надо сказать, что вода, состоящая из множества кластеров различных типов, образуют иерархическую пространственную жидкокристаллическую структуру, которая может воспринимать и хранить огромные объемы информации. Мы знаем, что генами определяется вся жизнь человека. Но гены – это микроуровень. А на наноуровне сами гены состоят на 75% из воды. Возможно в ней заложена память предыдущих поколений и, которая передается по наследству.
Ученик 3 . Уникальным свойством воды является то, что вода имеет непостоянную плотность при определенных температурных режимах (слайд 6 ):
1. При охлаждении от + 100 о С до – 4 о С вода сжимается увеличивая свою плотность.
2. При температуре + 4 о С – она имеет найбольшую плотность. Но при охлаждении вода вновь начинает расширяться, а ее плотность уменьшается.
3. При 0 о С вода переходит в твердое агрегатное состояние.
Момент перехода сопровождается увеличением объема и уменьшением плотности (показывает эксикатор с водой и льдом на ее поверхности). Это явление, имеет важное значение для зимующих под водой животных: при замерзании лед плавает на поверхности воды, что позволяет рыбам зимовать в водоемах, т. к. подо льдом сохраняется плюсовая температура.
Ученик 4 . Удивительные свойства приобретает вода в нанотрубках, диаметр которых 1х10 -9 м: резко увеличивается ее вязкость и вода не замерзает при температурах близких к абсолютному нулю. Молекулы воды в нанотрубках при температуре -23 о С и давлении 40 тысяч атмосфер самостоятельно выстраивает спиральные лесенки, в том числе и двойные спирали, которые напоминают структуру ДНК ( слайд 7 ).
Ученик 5 . Еще одно свойство воды, которое относят к аномальным – это то, что горячая вода замерзает быстрее, чем холодная. Это парадоксальное явление называется эффектом Мемба. На сегодня наука не дала ему еще объяснения. Удивительно ведет себя вода при температуре — 120 о С : она становится вязкой как патока, а при температуре -135 о С превращается в стеклянную воду – твердое вещество у которого отсутствует кристаллическая структура.
Ученик 6 . Многие свойства живых организмов до сих пор досконально не изучены. Оказывается, что молекулы воды чрезвычайно чувствительны к электромагнитным и акустическим полям. По мнению ученых, она является своеобразным органом чувств у некоторых животных. Также существует мнение о том, что кристаллы воды реагируют на звуки музыки ( слайд 8 ).
Учитель . Спасибо за информацию. У на электронной почте школы я вижу входящие письма. Видимо тема вашего выступления вызвала живой интерес у пользователей и, естественно, ряд вопросов, требующих объяснения. У вас 5 минут, чтобы ответить (слайд 9).
Задание «Выбрать соответствие»: выбрать термины к определениям (1 правильный ответ-0,5 балла ):
Источник
Конспект урока по биологии на тему — » Вода в природе» 6 класс
на тему — Вода в природе
— расширить знания о воде, сведения о трёх состояниях воды, её распростран ении на земле, выяснить о значение воды и ее свойствах, её взаимосвязь с другими природными явлениями, ввести понятие круговорота воды в природе,
-развивать монологическую и диалогическую речь, умение самостоятельно делать выводы, развивать наблюдательность, память.
— воспитывать чувство товарищества, ответственного и бережного отношения к воде .
– глобус,
– диаграмма водных пространств на Земле,
– лист юного исследователя, шаблоны круга,
– стаканы с водой и молоком для опытов, соль или сахар, ложка,
1.Постановка цели урока.
Мы начинаем новую тему, а чтобы узнать о чем пойдет речь, отгадайте загадку.
“Что в гору не выкатить,
В решете не унести
И в руках не удержать?” (Вода).
Почему в “гору не выкатить”? (Течет сверху вниз)
Почему в “решете не унести”? (Сквозь дырочки вытечет)
А в “руках не удержать” почему же? (Выльется)
Сегодня на уроке мы поговорим о воде. Тема нашего урока – “Вода в природе”.
(Тему учитель записывает на доске, а дети в тетрадях).
2. Объяснение нового материала.
А) Роль воды в жизни человека, растений и животных.
Ребята, какую роль играет вода в жизни человека? Зачем и почему она необходима? Как человек использует воду? (Умывается, пьёт, готовит еду, моет посуду, полы, стирает, купается, в отопительных системах и т.д.)
Вода необходима и животным, и растениям. Все растения “пьют” воду и получают необходимые вещества для роста и развития. Вода содержится в корне, листьях, стволе, коре дерева.
Например, чтобы вырастить 1 кг картофеля, необходимо 300 л воды.
Без воды растения увядают и могут погибнуть. И животным для жизни так же необходима вода. Например, упитанная собака без пищи может прожить 100 дней, а без воды – менее 10 дней.Какой же вывод мы можем сделать?
Вывод: Вода нужна для питания всем- растениям, животным, людям. Без воды не будет жизни.
.Б) Сколько воды на планете Земля?
Перед вами глобус – модель Земли. Какого цвета больше? ( Голубого ). Как вы думаете, что обозначает голубой цвет на глобусе ? (Воду). Зеленый и коричневый? (Сушу- равнины и горы). На глобусе – это материки или суша. Раскручиваю глобус вокруг оси. Какой цвет преобладает? (синий). Что из этого следует? На Земле большую часть занимают водные пространства.
На доске плакат с диаграммой.
Три четверти Земного шара занято водой.
Возьмите шаблоны круга и обведите его – это земной шар. Разделите на 4 части, 3 части закрасьте синим цветом – это столько на земном шаре занимает вода, а одна часть – это суша.
В) Где мы можем встретить воду в природе?
“Вода на Земле” ( называют формы пребывания воды на Земле: океан, море, озеро, река, пруд, родник, ручей, подземные воды, и записывает их маркером на ватмане).
Чтение текста учебник с.134, рассматривание Рис.152-155
Какая бывает вода? ( Называют как можно больше слов: питьевая, водопроводная, святая, родниковая, пресная, соленая, морская, талая, студеная, минеральная, кипяченая и т.д. Молодцы!
Г). Бережное отношение к воде.
Воды на Земле много, но вот чистой воды становится все меньше. Это не потому, что запасы воды истощаются. А почему? Над водой нависла угроза загрязнения. Кто её загрязняет?
Заводы, фабрики, ГЭС потребляют большое количество воды и одновременно загрязняют её различными продуктами отходов. Со сточными (использованными) водами предприятий в реки и озера попадают различные ядовитые вещества. В воде гибнет жизнь, рыбы, растения, животные. Загнивающие воды отравляют воздух, становятся источником тяжелых заболеваний. Река “болеет”, ее воды не могут быть использованы человеком.
Воду надо беречь! Заботясь о чистоте вод, мы заботимся о своем здоровье, красоте окружающей природы. В нашей стране принят ряд законов, направленных на защиту вод. За их исполнением следят органы государственной власти, экологи.
А как вы, ребята, можете позаботиться о чистоте водоемов? (Не бросать банки, бутылки, другой мусор. Экономно расходовать воду).
Вывод в пословицах и поговорках.
Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан”.
“Экономно воду лей, дорожить водой умей”. Повторяют.
Д). Три состояния воды.
Отгадав загадки, назовем явления природы, связанные с водой?
1. Шёл, шёл долговяз, в сыру землю увяз. (дождь)
2. Белое покрывало всю землю покрыло. (снег)
3. Не снег, не лёд, а серебром деревья уберёт. (иней)
4. Похож я с виду на горох, где я пройду переполох. (град)
5. Утром падаю всегда –
Не дождинка, не звезда —
И сверкаю в лопухах
На опушках и лугах. (роса)
Вода — уникальное вещество, которое может переходить из одного состояния в другое.
Как говорит о себе вода.
Я и туча, и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.
Как вы это понимаете?
Вода в природе существует в 3 состояниях: твердом, жидком, газообразном.
Вот вы сказали, что дождь, град роса, снег – это вода. Но чем – то она непохожа в росе, снеге, тумане. Чем непохожа? (Облако, туман – это пар (вода в виде пара), роса , дождь– вода в жидком виде, снег, лед, град – вода в твердом виде ).
Какое же вещество вода: жидкость, твердая или пар?
Вывод. Вода – особое вещество, т. к. она одновременно может находиться в трех состояниях.
На доске и в тетрадях рисуется схема.
Приведите примеры, где в домашних условиях можно увидеть воду в виде жидкости (из крана), в виде пара (варим еду – пар), в твердом виде (в холодильнике)?
Е). Свойства воды.
Сегодня мы будем исследовать свойства воды.
Перед детьми стоят 2 стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить палочки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему?
Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.
Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.
Предложить детям выпить немного воды. Есть ли у нее вкус? Дать попробовать для сравнения сок. А морская вода на вкус соленая, потому что в ней растворено много разных солей. Может ли ее пить человек? (Ответы детей)
4. “Вода — жидкая, может течь”
Дети берут 2 стаканчика — один с водой, другой — пустой и аккуратно переливают воду из одного в другой. Почему вода льется?
Вывод-Вода жидкая, она может течь.
5. “В воде одни вещества растворяются, а другие нет”.
Дети кладут в один стакан с водой обычный песок и пробуют его размешать ложкой, Что получается? Растворился песок или нет? В другой стакан с водой дети кладут ложку сахарного песка и размешивают.
Что произошло? В каком из стаканов песок растворился? А в каком нет?
Вывод-Вода может растворять некоторые твердые вещества.
5) Работа в исследовательских листах.
Лист юного исследователя
опыт №2 _____________________________________________________________
опыт №4 _____________________________________________________________
Слова для справок — прозрачная, без запаха, без вкуса, жидкая и текучая, растворитель твердых веществ.
Можно ли воду назвать чудом природы?
3. Подведение итогов урока.
Где в природе встречается вода в природе?
В каких трех состояниях бывает вода в природе?
О каких свойствах воды вы узнали?
4. Домашнее задание. С.134-136 ответы на вопросы.
Источник