Конспект урока пресная вода

Жизнь в пресных водах
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Технологическая карта урока по окружающему миру по теме «Жизнь в пресных водах», «Школа России»

Скачать:

Вложение Размер
urok_27._zhizn_v_presnyh_vodah.docx 43.09 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 27. ЖИЗНЬ В ПРЕСНЫХ ВОДАХ

Цели
деятельности
учителя

С оздать условия для ознакомления с разнообразием обитателей водоема, их взаимоотношениями; формулирования правил поведения, направленных на охрану обитателей водоема; определение границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлений учащихся о жизни пресного водоема; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»

П остроение системы знаний (общеметодологической направленности)

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями) : получат возможность научиться работать
с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность) : овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам

М етоды и формы
обучения

О бъяснительно-иллюстративный; групповая, фронтальная, индивидуальная

Интерактивная доска, компьютер; плакат «Пресный водоем»; гербарий; рисунки и фотографии с изображением растений и животных пресного водоема

Водоем, растения водоема, животные водоема, цепи питания

О рганизационная структура (сценарий) урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Формы организации
взаимодействия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Источник

Урок окружающего мира в 1 классе. Тема «Пресная вода»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Цель урока-формирование представления о пресной воде, её значении в жизни всего живого на Земле.

Скачать:

Вложение Размер
urok_presnaya_voda_microsoft_office_word_1.docx 27.69 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира.

Тема : «Пресная вода».

Цель урока: формирование представления о пресной воде, её роли в жизни всего живого на Земле.

  • совершенствовать знания о пресной и солёной воде,
  • расширять знания учащихся о водоёмах,
  • развивать коммуникативные навыки учащихся через групповые формы работы,
  • развивать интеллект, кругозор, творческий потенциал,
  • формировать интерес к изучаемой теме,
  • воспитывать любознательность, любовь к уникальной природе Земли,
  • воспитывать бережное отношение к воде.

Методы обучения : работа в группах, практическая работа с карточками «Найди слово», эвристическая беседа.

2. Раздаточные карточки (№1) «Найди слово».

3. Видеозаписи (Отрывки из фильма BBC «Планета Земля», фильм №3 «Вода»).

5. Рисунки детей по теме «Использование воды».

6. Плакаты, нарисованные детьми, тема «Берегите воду»

7. Понятия, написанные на бумаге: вода, солёная, пресная, океан, море, озеро, река, болото.

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок, начался урок. Чтобы узнать, что мы с вами будем изучать, отгадайте загадку:

Что в гору не вкатишь,

В решете не удержишь,

В руках не унесёшь? (Вода). Сегодня мы будем говорить о воде.

В начале урока посмотрим отрывок из видеофильма «Планета Земля»

Беседа по просмотренному отрывку .

Антуана де Сент-Экзюпери сказал:

«Вода! Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются,

не ведая, что ты такое! Нельзя сказать,

что ты необходима для жизни, ты — сама жизнь».

Беседа по рисункам детей:

– Для чего нужна вода?

– Как она нам помогает?

Работа с глобусом.

Давайте рассмотрим глобус. Глобус- это модель нашей Земли. Какого цвета на глобусе больше? Покажите все, что выделено голубым цветом. Это вода. На земном шаре воды больше, чем суши, и она изображается голубым цветом. Представьте, что вы положили каплю воды на ладошку. Попробуйте её. Она какая? Безвкусная, прозрачная. Можно сказать научным словом- вода пресная. Но вода бывает и солёная.

Как называются большие скопления солёной воды?

Океаны, моря (5, 50). Сосчитайте, сколько морей на нашей планете. Количество океанов-5, это число увеличь в 10 раз (по 5 взять 10 раз = 50). В морях и океанах вода соленая. Её больше, чем пресной. А как назвать скопления пресной воды? Реки, озёра, пруды, водохранилища, болота.

На доске появляется схема

ОКЕАНЫ (5) РЕКИ (4 миллиарда)

МОРЯ (50) ОЗЁРА (5 миллионов)

В реках, озерах, болотах, прудах вода без вкуса (если она чистая). Она называется пресной. Кажется, что воды на Земле много – вон сколько голубой краски на глобусе! Но пресной воды, которая нужна человеку, на самом деле очень мало. Человек не может пить соленую воду, а ее–то как раз на Земле намного больше, чем пресной.

Работа по карточке №1. Река — основной источник пресной воды. Найдите реки Горнозаводского района. На парте лежит карточка, которая подскажет вам 7 названий рек Горнозаводского района.

В каждой строчке из рядом стоящих букв получится одно название реки. Выделите его цветным карандашом.

Проверка выполнения работы. Дети читают названия рек Горнозаводского района. О какой реке я говорю: её название переводится как «брызги воды», на ней в прошлом веке добывали алмазы. Койва – одна из крупных рек нашего района. А эта речка протекает на территории заповедника Басеги. Усьва.

Проверка знаний по теме «Реки». Самостоятельная работа на листочках. Я задаю пять вопросов, около № вопроса поставить № ответа (ответы на доске, каждый под своим номером). У доски работают 2 ученика, доска закрыта.

1. Как называется начало реки, то место, откуда её воды истекают? Исток.

2. Как называется то место, где река впадает в море, озеро, другую реку? Устье.

3. Как называется углубление, по которому течёт река? Русло.

4. Как называются речки поменьше, которые вливаются в реку по ходу её течения справа и слева? Притоки.

5. Как называется река, которая протекает в г. Перми? Кама. Проверяем работы учеников у доски.

Самопроверка по образцу. Самооценка. Кто не допустил ошибок? У кого 1,2,3,4,5 ошибок? Оцени себя сам.

У. Мы повторили тему «Реки». Предлагаю отдохнуть.

Только в лес мы вошли,

Раз, два, три — появились комары.

Дальше в лес мы идём,

Перед нами водоём.

Прыгать мы уже умеем,

Прыгать будем мы смелее.

Раз, два, раз, два-

Ой, глубокая вода.

О ценности пресной воды.

У. Вода присутствует везде: не только в водоёмах, но и в воздухе, в почве, и во всех живых существах, в том числе и людях. Организм человека на 80% состоит из воды. Без воды жизнь на земле не возможна. Есть такие страны, в которых людям не хватает воды даже для того, чтобы утолить жажду. Найдите на глобусе участки желтого цвета. Это пустыни, где очень мало воды. Без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды – всего 3 дня. Водные запасы на земле огромны. Соленая вода морей и океанов покрывает ⅔ земного шара. Запасов же пресной воды гораздо меньше.

Работа с плакатами по теме «Берегите пресную воду!»

Развитие техники и науки заставляли думать, что человек — властелин природы, но человек своей активной деятельностью часто вредит природе, воде. Сотни предприятий выбрасывают вредные вещества в водоёмы, в результате чего гибнут животные и растения, загрязняются водоёмы. Сейчас на Земле осталось очень мало чистой воды. Сегодня перед всеми людьми стоят глобальные проблемы. Воду надо беречь. Своё отношение к проблеме чистой воды можно выразить в плакатах. (Дети рассказывают, что изображено на плакатах, которые они нарисовали).

Групповая творческая работа. Создание плакатов «Берегите пресную воду»

Что нового ты узнал о пресной воде?

Что удивило тебя сегодня на уроке?

Что было не совсем понятно?

Что тебе хочется узнать о пресных водах Горнозаводского района?

Как вы думаете, есть ли озёра в нашем районе?

1. Найти ответ на вопрос: сколько речек в нашем районе?

2. Найти ответ на вопрос: есть ли озёра в Горнозаводском районе?

3. Проведи опрос. 1. Какую воду вы пьете? 2. Как Вы экономите воду дома?

Источник

Конспект урока по окружающему миру на тему «Жизнь в пресных водах» ( 4 класс)

Дата проведения урока: 15.12.2020

Тема урока: «Жизнь в пресных водах.»

Автор урока : Брусенцова Алла Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №4» с.Прохоры Спасского района

УМК : «Школа России».

Тип урока : открытие нового знания.

Технологии: технология деятельностного метода обучения, технология сотрудничества, здоровьесберегающая технология.

Метод обучения : деятельностный

Урок соответствовал требования ФГОС и формировал УУД

На уроке решались следующие :

  • ознакомить с разнообразием живых организмов пресного водоема, с ролью человека;
  • развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
  • учить детей понимать красоту пресного водоема;
  • воспитывать любовь, бережное отношение к природе родного края.

Познавательные – выявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию;

Коммуникативные – участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Регулятивные – действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;

Личностные – приобретать новые знания, умения

При подготовке к уроку были учтены программные требования:

По развитию речи

Физминутки, смена деятельности

Особенности учебной деятельности:

— активность, осознанность, системность

— психологические особенности младших школьников.

Исходя из этого, была поставлена цель урока:

сформировать представления обучающихся о пресном водоёме, как о природном сообществе.

Самостоятельное выделение и форму­лирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство;

– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

– в сотрудничестве с учителем контролировать свою деятельность, выполнять взаимопроверку и взаимооценку.

– анализировать, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями ком­муникации;

– учатся работать в группе;

— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

— у обучающихся формируется учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Методы: частично-поисковый метод, словесной и наглядной передачи информации, самостоятельная работа , работа в руппе, методы стимулирования мотивов интереса к учению.

Формы организации деятельности детей: коллективная, парная.

Предметные результаты обучения отрабатывала при усвоении нового материала с использованием проблемно-диалогической речи и во время самостоятельной работы при первичном закреплении.

Метапредметные результаты обучения отслеживала при постановке цели урока и задач в сотрудничестве с учениками, отрабатывала регулятивные универсальные учебные действия (взаимопроверка и взаимооценка) при работе в группе, на этапе оценки собственной деятельности (рефлексия) через монологические высказывания.

Технологию деятельностного метода обучения применяла при актуализации знаний через разрешение проблемной ситуации.

Познавательные УУД отрабатывала при актуализации знаний, усвоении нового материала и первичном закреплении через диалогическую речь и практическую деятельность.

Коммуникативные УУД применяла создавая условия для взаимодействия детей и формирования коммуникативной культуры.

На протяжении всего урока использовался деятельностный подход.

Учебный материал представлен в виде практического пособия.

Личностные результаты достигаются в течение всего урока через создание мотивации к учебной деятельности путём обращения к внутреннему состоянию каждого и самооценки на основе критерия успешности. Здоровьесберегающая технология формирует ответственное отношение к здоровью обучающихся.

Содержание подобрано в соответствии с программными требованиями и поставленными задачами, с учётом психолого-педагогических особенностей детей младшего школьного возраста и приводит к достижению предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.

В заключительной части подвела итог, используя метод анализа успешности выполнения задания и метод самооценки.Я считаю, что выбранная мной форма организации деятельности четвероклассников была достаточно эффективной. В течении всего урока формировались УУД в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Считаю, что поставленные задачи были выполнены и урок своей цели достиг.

Источник

Конспект урока по окружающему миру на тему «Жизнь в пресных водоёмах»

Тема: Жизнь в пресных водах

Цели: сформировать представления учащихся о жизни пресноводного водоема; ознакомить с растительным и животным миром пресноводных водоемов, с ролью человека.

Формируемые УУД: познавательные — выявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию; коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого повеления; регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные — приобретать новые знания, умения.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, гербарий растений луга и водоема, атлас-определитель, рисунки с изображением животных водоема, карточки для индивидуальной работы.

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Знаниями о луге поделитесь, друзья. Каждый дома трудился не зря.

— Почему луг называют природным сообществом? Свой ответ подтвердите примерами. (Луг — это природное сообщество, потому что растения, животные, грибы и микроорганизмы, живущие на лугу, тесно связаны между собой. Например, растения, погибающие осенью, за зиму при участии бактерий перегнивают. А на их месте вырастают новые.)

Игра «Узнай меня»

• Это очень ценный злак — кормовое растение с тонкими листьями и мелкими колосками, образующими метелку. (Мятлик.)

• Это растение узнают по мелким треугольным плодам, похожим на сумки. (Пастушья сумка.)

• Он звонко поет. (Перепел.)

• Этот житель луга имеет громкий скрипучий голос. (Коростель.)

• Этот житель — санитар, питается падалью, для своих личинок закапывает в землю мертвых животных. (Жук-могильщик.)

• Ее назвали в честь врача — героя греческих мифов. В настоящее время это редкое животное. (Махаон.)

• Без него на лугу будет тишина. Он невелик, с большими усами и ногами. (Кузнечик.)

1. На лугу растут:

а) только травянистые растения б) мхи и лишайники

в) кустарники и травянистые растения

2. На лугу живут:

а) лебеди, рябчики, шелкопряды б) шмели, совы, глухари

в) трясогузки, жуки-навозники, кобылки

3. Растениями луга являются:

а) тимофеевка, клевер, нивяник б) ландыш, осока, ягель в) черника, пион, типчак

4. Санитарами луга и леса называют:

а) жуков навозника и могильщика, дятла б) пчел, кабанов, соек

в) жужелиц, кузнечиков, жуков-короедов

5. Какие цепи питания характерны для лугового сообщества?

а) желуди —> мыши —> совы б) мятлик —> мыши —> совы

в) остатки растений —> дождевой червь —> трясогузка

3. Индивидуальное задание на карточке

(Работа с гербарием.)

— Среди данных растений выберите растения луга, растения леса.

— Какие природные сообщества представлены следующими растениями и животными?

• Колокольчик, тимофеевка, клевер, пчела, перепел, коростель. (Луг.)

• Ель, сосна, береза, малина, земляника, кукушка, дятел, соболь, лось. (Лес.)

• Пшеница, кукуруза, рожь, картофель. (Поле.)

— Заполните таблицу «Животный мир луга».

4. Работа в парах

— Давайте проверим друг у друга выполнение заданий 2, 3 на с. 78—79 рабочей тетради. У кого возникли вопросы?

— Какие условные знаки вы придумали в задании 7 на с. 81? (Интересные знаки можно показать у доски (нарисовать на доске).

5. Сообщения учащихся

— Как вы ответили на вопрос задания 3 на с. 176? (Чтобы животные луга могли выбраться живыми с данного участка, следует косить от центра к краям.)

III. Самоопределение к деятельности

— Послушайте стихотворение и добавьте последнее слово.

Тихо плещется вода,

Ряска, лилии, рогоз,

Й кубышка, и тростник,

Есть беззубка, прудовик,

Водомерка вот бежит —

Бурно жизнь кипит в нем.

Это пресный. (водоем).

— О чем будем говорить на уроке? (О жизни в водоемах.) (Учитель записывает на доске тему: «Жизнь в пресных водах».)

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Узнать о животных и растениях в водоемах, об их взаимосвязи.)

— Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать по учебнику, в тетради, с атласом-определителем, в группах, парами, будем рассуждать, делать выводы, доказывать свою точку зрения.)

— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

IV. Открытие нового знания

— Вспомним, что водоемы по происхождению делятся на две группы. Какие? (Водоемы бывают естественные и искусственные. А еще пресные и соленые.)

— О каких водоемах мы будем говорить на уроке? (Пресные водоемы — это реки, озера, болота, ручей. Искусственные водоемы — пруд, канал, водохранилище.)

2. Работа в парах

— Внимательно рассмотрите фотографию на с. 178 учебника. Опишите водоем по фотографии. (Учитель может вывесить картину водоема, продемонстрировать слайд. Заслушать рассказы 2—3 пар.)

3. Работа в группах

— Какие растения растут в водоемах? (Ответы детей.)

— Давайте поближе познакомимся с этими растениями. Выполним задание 2 на с. 178 учебника. (Работа в группах с гербариями и атласами-определителями.)

— Что интересного узнали из атласа-определителя? (Кувшинку в народе называют белой водяной лилией, она нуждается в охране. Кубышка растет не только в озерах и прудах, но и в реках, ее тоже надо охранять. Корни кубышек и кувшинок находятся на дне водоема, а широкие листья плавают на поверхности.)

На берегах водоема растет череда (показ гербария), это лекарственное растение запоминается тем, что его семена — колючки, цепляющиеся за одежду. Стрелолист (показ гербария) можно узнать по листьям. Они похожи на стрелы с большими широкими наконечниками, в высоту растение достигает одного метра. А это сусак зонтичный и горец земноводный (показ гербария). В толще воды плавают мельчайшие водоросли, благодаря им вода в озере имеет зеленый оттенок.

— Выполним задание 1 на с. 82 рабочей тетради. (Ученики записывают названия растений водоема, которые

им удалось определить, подчеркивают те из них, которые доводилось видеть в природе.)

4. Самостоятельная работа

— Каким вы представляете животный мир водоема? Каких животных водоема вы можете назвать? (Ответы детей.)

— Выполним задание 3 на с. 178 учебника.

— Кто смог правильно назвать всех животных водоема? (Далее можно предложить ученикам поработать в парах и проверить друг друга, как запомнили животных водоема: один показывает иллюстрацию животного, другой называет, затем меняются ролями.)

5. Работа по учебнику с. 178-182

— Предлагаю прочитать статью в учебнике и узнать новую информацию о природном сообществе пресных вод.(Ученики читают статью.)

— Что нового вы узнали? (Ответы детей.)

— Как живут обитатели водоема? (Они живут сообща.)

— Как поэтому можно назвать водоем? (Пресноводное сообщество.)

V. Первичное закрепление

1. Работа с загадками

Хватает клешней. (Рак.)

У родителей и деток

Вся одежда из монеток. (Рыбы.)

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно. (Сом.)

Зубаста, а не лает. (Щука.)

У кого глаза на рогах,

А дом на спине? (Улитка.)

Сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)

Ловит лягушек. (Утка.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Выполните задание 4 на с. 83.(Ученики исправляют ошибки в тексте. Коллективная про¬верка.)

Как красиво и интересно наше озеро! Издалека заметны яркие желтые кубышки. Привлекают внимание растения с листьями, похожими на стрелы. Это стрелолист. По поверхности воды стремительно бегают клопы-водомерки. А по водным растениям медленно ползают растительноядные улитки — прудовики и катушки.

VII. Включение нового знания в систему знаний

1. Моделирование (Ученики в парах строят модель цепи питания (задание в учебнике на с. 184). Каждая пара по цепочке проговаривает цепь питания, характерную для пресноводного сообщества.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Выполните задание 6 на с. 84. Покажите на примерах, что в пресноводном сообществе все связаны между собой. (Например, растения (водоросли) выделяют в воду кислород, которым дышат животные. Растениями водоема питаются животные. Рыбы питаются растениями и личинками насекомых, а цапля — рыбой.)

3. Работа по учебнику

— Приведите примеры неправильного поведения человека уводы. (Ответы детей.)

— Прочитайте статью «Человек у воды» на с. 183. Какие примеры вы еще можете назвать? (Ученики читают текст, приводят примеры неправильного поведения человека у воды.)

4. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Выполните задание 7 на с. 85. (Ученики формулируют и записывают правила поведения у воды, соответствующие знакам, добавляют свое правило.)

— Какое собственное правило вы сформулировали и отобразили в рисунке? (Надо охранять редкие растения (кубышка и кувшинка), не ловить раков-санитаров, моллюсков-фильтров, не губить головастиков и лягушек — будет много комаров и мошек.)

5. Работа в парах

— Составим рассказ о пресноводном сообществе по предложенному плану на с. 165 учебника. (Заслушать 2-3 рассказа.)

— Прочитайте задание 3 на с. 184 учебника. Обсудим эту проблему. (Ученики высказывают свои предположения.)— Предлагаю дома проверить свои предположения и найти точный ответ на поставленный вопрос. Где будете искать информацию? (Можно спросить у взрослых, посмотреть в литературе, в Интернете.)

6. Работа с CD (Просмотр презентации)

VIII. Подведение итогов урока

— Какова была цель урока?

— Какие знания мы открыли? (Высказывания детей. Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 184 учебника.)

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

— Дополните предложение: «Теперь я знаю, что. »

— Где могут пригодиться в жизни новые знания?

— Что на уроке у вас хорошо получалось?

— Над чем еще надо поработать?

— Кого можно поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.)

1. Прочитать текст на с. 178—186 учебника.

2. Выполнить задания 2, 3, 5, 8 на с. 82—85 рабочей тетради.

Источник

Читайте также:  Что значит активная вода
Оцените статью