- Жизнь в пресных водах план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Урок окружающего мира в 1 классе. Тема «Пресная вода» план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Конспект урока по окружающему миру на тему «Жизнь в пресных водах» ( 4 класс)
- Конспект урока по окружающему миру на тему «Жизнь в пресных водоёмах»
Жизнь в пресных водах
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Технологическая карта урока по окружающему миру по теме «Жизнь в пресных водах», «Школа России»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_27._zhizn_v_presnyh_vodah.docx | 43.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 27. ЖИЗНЬ В ПРЕСНЫХ ВОДАХ
Цели
деятельности
учителя
С оздать условия для ознакомления с разнообразием обитателей водоема, их взаимоотношениями; формулирования правил поведения, направленных на охрану обитателей водоема; определение границ знания и «незнания»; способствовать формированию представлений учащихся о жизни пресного водоема; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»
П остроение системы знаний (общеметодологической направленности)
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями) : получат возможность научиться работать
с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность) : овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: имеют моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам
М етоды и формы
обучения
О бъяснительно-иллюстративный; групповая, фронтальная, индивидуальная
Интерактивная доска, компьютер; плакат «Пресный водоем»; гербарий; рисунки и фотографии с изображением растений и животных пресного водоема
Водоем, растения водоема, животные водоема, цепи питания
О рганизационная структура (сценарий) урока
Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения
Формы организации
взаимодействия
Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)
Источник
Урок окружающего мира в 1 классе. Тема «Пресная вода»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Цель урока-формирование представления о пресной воде, её значении в жизни всего живого на Земле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_presnaya_voda_microsoft_office_word_1.docx | 27.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира.
Тема : «Пресная вода».
Цель урока: формирование представления о пресной воде, её роли в жизни всего живого на Земле.
- совершенствовать знания о пресной и солёной воде,
- расширять знания учащихся о водоёмах,
- развивать коммуникативные навыки учащихся через групповые формы работы,
- развивать интеллект, кругозор, творческий потенциал,
- формировать интерес к изучаемой теме,
- воспитывать любознательность, любовь к уникальной природе Земли,
- воспитывать бережное отношение к воде.
Методы обучения : работа в группах, практическая работа с карточками «Найди слово», эвристическая беседа.
2. Раздаточные карточки (№1) «Найди слово».
3. Видеозаписи (Отрывки из фильма BBC «Планета Земля», фильм №3 «Вода»).
5. Рисунки детей по теме «Использование воды».
6. Плакаты, нарисованные детьми, тема «Берегите воду»
7. Понятия, написанные на бумаге: вода, солёная, пресная, океан, море, озеро, река, болото.
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок, начался урок. Чтобы узнать, что мы с вами будем изучать, отгадайте загадку:
Что в гору не вкатишь,
В решете не удержишь,
В руках не унесёшь? (Вода). Сегодня мы будем говорить о воде.
В начале урока посмотрим отрывок из видеофильма «Планета Земля»
Беседа по просмотренному отрывку .
Антуана де Сент-Экзюпери сказал:
«Вода! Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются,
не ведая, что ты такое! Нельзя сказать,
что ты необходима для жизни, ты — сама жизнь».
Беседа по рисункам детей:
– Для чего нужна вода?
– Как она нам помогает?
Работа с глобусом.
Давайте рассмотрим глобус. Глобус- это модель нашей Земли. Какого цвета на глобусе больше? Покажите все, что выделено голубым цветом. Это вода. На земном шаре воды больше, чем суши, и она изображается голубым цветом. Представьте, что вы положили каплю воды на ладошку. Попробуйте её. Она какая? Безвкусная, прозрачная. Можно сказать научным словом- вода пресная. Но вода бывает и солёная.
Как называются большие скопления солёной воды?
Океаны, моря (5, 50). Сосчитайте, сколько морей на нашей планете. Количество океанов-5, это число увеличь в 10 раз (по 5 взять 10 раз = 50). В морях и океанах вода соленая. Её больше, чем пресной. А как назвать скопления пресной воды? Реки, озёра, пруды, водохранилища, болота.
На доске появляется схема
ОКЕАНЫ (5) РЕКИ (4 миллиарда)
МОРЯ (50) ОЗЁРА (5 миллионов)
В реках, озерах, болотах, прудах вода без вкуса (если она чистая). Она называется пресной. Кажется, что воды на Земле много – вон сколько голубой краски на глобусе! Но пресной воды, которая нужна человеку, на самом деле очень мало. Человек не может пить соленую воду, а ее–то как раз на Земле намного больше, чем пресной.
Работа по карточке №1. Река — основной источник пресной воды. Найдите реки Горнозаводского района. На парте лежит карточка, которая подскажет вам 7 названий рек Горнозаводского района.
В каждой строчке из рядом стоящих букв получится одно название реки. Выделите его цветным карандашом.
Проверка выполнения работы. Дети читают названия рек Горнозаводского района. О какой реке я говорю: её название переводится как «брызги воды», на ней в прошлом веке добывали алмазы. Койва – одна из крупных рек нашего района. А эта речка протекает на территории заповедника Басеги. Усьва.
Проверка знаний по теме «Реки». Самостоятельная работа на листочках. Я задаю пять вопросов, около № вопроса поставить № ответа (ответы на доске, каждый под своим номером). У доски работают 2 ученика, доска закрыта.
1. Как называется начало реки, то место, откуда её воды истекают? Исток.
2. Как называется то место, где река впадает в море, озеро, другую реку? Устье.
3. Как называется углубление, по которому течёт река? Русло.
4. Как называются речки поменьше, которые вливаются в реку по ходу её течения справа и слева? Притоки.
5. Как называется река, которая протекает в г. Перми? Кама. Проверяем работы учеников у доски.
Самопроверка по образцу. Самооценка. Кто не допустил ошибок? У кого 1,2,3,4,5 ошибок? Оцени себя сам.
У. Мы повторили тему «Реки». Предлагаю отдохнуть.
Только в лес мы вошли,
Раз, два, три — появились комары.
Дальше в лес мы идём,
Перед нами водоём.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее.
Раз, два, раз, два-
Ой, глубокая вода.
О ценности пресной воды.
У. Вода присутствует везде: не только в водоёмах, но и в воздухе, в почве, и во всех живых существах, в том числе и людях. Организм человека на 80% состоит из воды. Без воды жизнь на земле не возможна. Есть такие страны, в которых людям не хватает воды даже для того, чтобы утолить жажду. Найдите на глобусе участки желтого цвета. Это пустыни, где очень мало воды. Без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды – всего 3 дня. Водные запасы на земле огромны. Соленая вода морей и океанов покрывает ⅔ земного шара. Запасов же пресной воды гораздо меньше.
Работа с плакатами по теме «Берегите пресную воду!»
Развитие техники и науки заставляли думать, что человек — властелин природы, но человек своей активной деятельностью часто вредит природе, воде. Сотни предприятий выбрасывают вредные вещества в водоёмы, в результате чего гибнут животные и растения, загрязняются водоёмы. Сейчас на Земле осталось очень мало чистой воды. Сегодня перед всеми людьми стоят глобальные проблемы. Воду надо беречь. Своё отношение к проблеме чистой воды можно выразить в плакатах. (Дети рассказывают, что изображено на плакатах, которые они нарисовали).
Групповая творческая работа. Создание плакатов «Берегите пресную воду»
Что нового ты узнал о пресной воде?
Что удивило тебя сегодня на уроке?
Что было не совсем понятно?
Что тебе хочется узнать о пресных водах Горнозаводского района?
Как вы думаете, есть ли озёра в нашем районе?
1. Найти ответ на вопрос: сколько речек в нашем районе?
2. Найти ответ на вопрос: есть ли озёра в Горнозаводском районе?
3. Проведи опрос. 1. Какую воду вы пьете? 2. Как Вы экономите воду дома?
Источник
Конспект урока по окружающему миру на тему «Жизнь в пресных водах» ( 4 класс)
Дата проведения урока: 15.12.2020
Тема урока: «Жизнь в пресных водах.»
Автор урока : Брусенцова Алла Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №4» с.Прохоры Спасского района
УМК : «Школа России».
Тип урока : открытие нового знания.
Технологии: технология деятельностного метода обучения, технология сотрудничества, здоровьесберегающая технология.
Метод обучения : деятельностный
Урок соответствовал требования ФГОС и формировал УУД
На уроке решались следующие :
- ознакомить с разнообразием живых организмов пресного водоема, с ролью человека;
- развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
- учить детей понимать красоту пресного водоема;
- воспитывать любовь, бережное отношение к природе родного края.
Познавательные – выявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию;
Коммуникативные – участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
Регулятивные – действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;
Личностные – приобретать новые знания, умения
При подготовке к уроку были учтены программные требования:
По развитию речи
Физминутки, смена деятельности
Особенности учебной деятельности:
— активность, осознанность, системность
— психологические особенности младших школьников.
Исходя из этого, была поставлена цель урока:
сформировать представления обучающихся о пресном водоёме, как о природном сообществе.
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство;
– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
– в сотрудничестве с учителем контролировать свою деятельность, выполнять взаимопроверку и взаимооценку.
– анализировать, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
– учатся работать в группе;
— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
— у обучающихся формируется учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Методы: частично-поисковый метод, словесной и наглядной передачи информации, самостоятельная работа , работа в руппе, методы стимулирования мотивов интереса к учению.
Формы организации деятельности детей: коллективная, парная.
Предметные результаты обучения отрабатывала при усвоении нового материала с использованием проблемно-диалогической речи и во время самостоятельной работы при первичном закреплении.
Метапредметные результаты обучения отслеживала при постановке цели урока и задач в сотрудничестве с учениками, отрабатывала регулятивные универсальные учебные действия (взаимопроверка и взаимооценка) при работе в группе, на этапе оценки собственной деятельности (рефлексия) через монологические высказывания.
Технологию деятельностного метода обучения применяла при актуализации знаний через разрешение проблемной ситуации.
Познавательные УУД отрабатывала при актуализации знаний, усвоении нового материала и первичном закреплении через диалогическую речь и практическую деятельность.
Коммуникативные УУД применяла создавая условия для взаимодействия детей и формирования коммуникативной культуры.
На протяжении всего урока использовался деятельностный подход.
Учебный материал представлен в виде практического пособия.
Личностные результаты достигаются в течение всего урока через создание мотивации к учебной деятельности путём обращения к внутреннему состоянию каждого и самооценки на основе критерия успешности. Здоровьесберегающая технология формирует ответственное отношение к здоровью обучающихся.
Содержание подобрано в соответствии с программными требованиями и поставленными задачами, с учётом психолого-педагогических особенностей детей младшего школьного возраста и приводит к достижению предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.
В заключительной части подвела итог, используя метод анализа успешности выполнения задания и метод самооценки.Я считаю, что выбранная мной форма организации деятельности четвероклассников была достаточно эффективной. В течении всего урока формировались УУД в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Считаю, что поставленные задачи были выполнены и урок своей цели достиг.
Источник
Конспект урока по окружающему миру на тему «Жизнь в пресных водоёмах»
Тема: Жизнь в пресных водах
Цели: сформировать представления учащихся о жизни пресноводного водоема; ознакомить с растительным и животным миром пресноводных водоемов, с ролью человека.
Формируемые УУД: познавательные — выявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию; коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого повеления; регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные — приобретать новые знания, умения.
Оборудование: электронное приложение к учебнику, гербарий растений луга и водоема, атлас-определитель, рисунки с изображением животных водоема, карточки для индивидуальной работы.
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
Знаниями о луге поделитесь, друзья. Каждый дома трудился не зря.
— Почему луг называют природным сообществом? Свой ответ подтвердите примерами. (Луг — это природное сообщество, потому что растения, животные, грибы и микроорганизмы, живущие на лугу, тесно связаны между собой. Например, растения, погибающие осенью, за зиму при участии бактерий перегнивают. А на их месте вырастают новые.)
Игра «Узнай меня»
• Это очень ценный злак — кормовое растение с тонкими листьями и мелкими колосками, образующими метелку. (Мятлик.)
• Это растение узнают по мелким треугольным плодам, похожим на сумки. (Пастушья сумка.)
• Он звонко поет. (Перепел.)
• Этот житель луга имеет громкий скрипучий голос. (Коростель.)
• Этот житель — санитар, питается падалью, для своих личинок закапывает в землю мертвых животных. (Жук-могильщик.)
• Ее назвали в честь врача — героя греческих мифов. В настоящее время это редкое животное. (Махаон.)
• Без него на лугу будет тишина. Он невелик, с большими усами и ногами. (Кузнечик.)
1. На лугу растут:
а) только травянистые растения б) мхи и лишайники
в) кустарники и травянистые растения
2. На лугу живут:
а) лебеди, рябчики, шелкопряды б) шмели, совы, глухари
в) трясогузки, жуки-навозники, кобылки
3. Растениями луга являются:
а) тимофеевка, клевер, нивяник б) ландыш, осока, ягель в) черника, пион, типчак
4. Санитарами луга и леса называют:
а) жуков навозника и могильщика, дятла б) пчел, кабанов, соек
в) жужелиц, кузнечиков, жуков-короедов
5. Какие цепи питания характерны для лугового сообщества?
а) желуди —> мыши —> совы б) мятлик —> мыши —> совы
в) остатки растений —> дождевой червь —> трясогузка
3. Индивидуальное задание на карточке
(Работа с гербарием.)
— Среди данных растений выберите растения луга, растения леса.
— Какие природные сообщества представлены следующими растениями и животными?
• Колокольчик, тимофеевка, клевер, пчела, перепел, коростель. (Луг.)
• Ель, сосна, береза, малина, земляника, кукушка, дятел, соболь, лось. (Лес.)
• Пшеница, кукуруза, рожь, картофель. (Поле.)
— Заполните таблицу «Животный мир луга».
4. Работа в парах
— Давайте проверим друг у друга выполнение заданий 2, 3 на с. 78—79 рабочей тетради. У кого возникли вопросы?
— Какие условные знаки вы придумали в задании 7 на с. 81? (Интересные знаки можно показать у доски (нарисовать на доске).
5. Сообщения учащихся
— Как вы ответили на вопрос задания 3 на с. 176? (Чтобы животные луга могли выбраться живыми с данного участка, следует косить от центра к краям.)
III. Самоопределение к деятельности
— Послушайте стихотворение и добавьте последнее слово.
Тихо плещется вода,
Ряска, лилии, рогоз,
Й кубышка, и тростник,
Есть беззубка, прудовик,
Водомерка вот бежит —
Бурно жизнь кипит в нем.
Это пресный. (водоем).
— О чем будем говорить на уроке? (О жизни в водоемах.) (Учитель записывает на доске тему: «Жизнь в пресных водах».)
— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Узнать о животных и растениях в водоемах, об их взаимосвязи.)
— Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать по учебнику, в тетради, с атласом-определителем, в группах, парами, будем рассуждать, делать выводы, доказывать свою точку зрения.)
— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.
IV. Открытие нового знания
— Вспомним, что водоемы по происхождению делятся на две группы. Какие? (Водоемы бывают естественные и искусственные. А еще пресные и соленые.)
— О каких водоемах мы будем говорить на уроке? (Пресные водоемы — это реки, озера, болота, ручей. Искусственные водоемы — пруд, канал, водохранилище.)
2. Работа в парах
— Внимательно рассмотрите фотографию на с. 178 учебника. Опишите водоем по фотографии. (Учитель может вывесить картину водоема, продемонстрировать слайд. Заслушать рассказы 2—3 пар.)
3. Работа в группах
— Какие растения растут в водоемах? (Ответы детей.)
— Давайте поближе познакомимся с этими растениями. Выполним задание 2 на с. 178 учебника. (Работа в группах с гербариями и атласами-определителями.)
— Что интересного узнали из атласа-определителя? (Кувшинку в народе называют белой водяной лилией, она нуждается в охране. Кубышка растет не только в озерах и прудах, но и в реках, ее тоже надо охранять. Корни кубышек и кувшинок находятся на дне водоема, а широкие листья плавают на поверхности.)
На берегах водоема растет череда (показ гербария), это лекарственное растение запоминается тем, что его семена — колючки, цепляющиеся за одежду. Стрелолист (показ гербария) можно узнать по листьям. Они похожи на стрелы с большими широкими наконечниками, в высоту растение достигает одного метра. А это сусак зонтичный и горец земноводный (показ гербария). В толще воды плавают мельчайшие водоросли, благодаря им вода в озере имеет зеленый оттенок.
— Выполним задание 1 на с. 82 рабочей тетради. (Ученики записывают названия растений водоема, которые
им удалось определить, подчеркивают те из них, которые доводилось видеть в природе.)
4. Самостоятельная работа
— Каким вы представляете животный мир водоема? Каких животных водоема вы можете назвать? (Ответы детей.)
— Выполним задание 3 на с. 178 учебника.
— Кто смог правильно назвать всех животных водоема? (Далее можно предложить ученикам поработать в парах и проверить друг друга, как запомнили животных водоема: один показывает иллюстрацию животного, другой называет, затем меняются ролями.)
5. Работа по учебнику с. 178-182
— Предлагаю прочитать статью в учебнике и узнать новую информацию о природном сообществе пресных вод.(Ученики читают статью.)
— Что нового вы узнали? (Ответы детей.)
— Как живут обитатели водоема? (Они живут сообща.)
— Как поэтому можно назвать водоем? (Пресноводное сообщество.)
V. Первичное закрепление
1. Работа с загадками
Хватает клешней. (Рак.)
У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыбы.)
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом.)
Зубаста, а не лает. (Щука.)
У кого глаза на рогах,
А дом на спине? (Улитка.)
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)
Ловит лягушек. (Утка.)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
— Выполните задание 4 на с. 83.(Ученики исправляют ошибки в тексте. Коллективная про¬верка.)
Как красиво и интересно наше озеро! Издалека заметны яркие желтые кубышки. Привлекают внимание растения с листьями, похожими на стрелы. Это стрелолист. По поверхности воды стремительно бегают клопы-водомерки. А по водным растениям медленно ползают растительноядные улитки — прудовики и катушки.
VII. Включение нового знания в систему знаний
1. Моделирование (Ученики в парах строят модель цепи питания (задание в учебнике на с. 184). Каждая пара по цепочке проговаривает цепь питания, характерную для пресноводного сообщества.)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
— Выполните задание 6 на с. 84. Покажите на примерах, что в пресноводном сообществе все связаны между собой. (Например, растения (водоросли) выделяют в воду кислород, которым дышат животные. Растениями водоема питаются животные. Рыбы питаются растениями и личинками насекомых, а цапля — рыбой.)
3. Работа по учебнику
— Приведите примеры неправильного поведения человека уводы. (Ответы детей.)
— Прочитайте статью «Человек у воды» на с. 183. Какие примеры вы еще можете назвать? (Ученики читают текст, приводят примеры неправильного поведения человека у воды.)
4. Выполнение заданий в рабочей тетради
— Выполните задание 7 на с. 85. (Ученики формулируют и записывают правила поведения у воды, соответствующие знакам, добавляют свое правило.)
— Какое собственное правило вы сформулировали и отобразили в рисунке? (Надо охранять редкие растения (кубышка и кувшинка), не ловить раков-санитаров, моллюсков-фильтров, не губить головастиков и лягушек — будет много комаров и мошек.)
5. Работа в парах
— Составим рассказ о пресноводном сообществе по предложенному плану на с. 165 учебника. (Заслушать 2-3 рассказа.)
— Прочитайте задание 3 на с. 184 учебника. Обсудим эту проблему. (Ученики высказывают свои предположения.)— Предлагаю дома проверить свои предположения и найти точный ответ на поставленный вопрос. Где будете искать информацию? (Можно спросить у взрослых, посмотреть в литературе, в Интернете.)
6. Работа с CD (Просмотр презентации)
VIII. Подведение итогов урока
— Какова была цель урока?
— Какие знания мы открыли? (Высказывания детей. Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 184 учебника.)
— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?
(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)
— Дополните предложение: «Теперь я знаю, что. »
— Где могут пригодиться в жизни новые знания?
— Что на уроке у вас хорошо получалось?
— Над чем еще надо поработать?
— Кого можно поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.)
1. Прочитать текст на с. 178—186 учебника.
2. Выполнить задания 2, 3, 5, 8 на с. 82—85 рабочей тетради.
Источник