Конспект занятия в старшей группе «Волшебная вода»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Экспериментирование с водой по определению ее свойств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnaya_voda.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия-экспериментирования в старшей группе «Волшебная вода» Воспитатель Дереза Е. К.
.
Цель: прививать интерес к исследовательской деятельности
Задачи:
Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах), уточнить значение воды для всего живого на земле.
Развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный словарь детей слова: бесцветная , безвкусная, прозрачная.
Развивать у детей познавательный интерес, через знакомство с техникой проведения опытов с водой; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы; умение общаться со сверстниками во время проведения опытов.
Оборудование: стаканчики; стаканчики с питьевой водой, бутылочки, соломинки (на каждого ребенка) ; воронки, узкие высокие стаканы, округлые сосуды, широкие миски, ковшики , вода, подносы; мука, сахарный песок, песок, краски, кофе, ложки или палочки, лимон, лед, цветные льдинки.
Предварительная работа: чтение художественной литературы по теме «Вода» (стихи, загадки, пословицы, поговорки) ; наблюдение на прогулке; беседы о воде, ее роли в жизни человека; рассматривание иллюстраций на тему «Вода»; проведение опытов с водой (превращение снега в воду, воды в лёд, окрашивание воды).
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, во время прогулок мы с вами наблюдали за природными явлениями. Прочитали в энциклопедии о воде. Дома все наблюдаем каждый день, как вода течет у нас из – под крана. Учили стихи. Сегодня я вас приглашаю вступить в клуб «Юных лаборантов», получше узнать свойства воды, может ли выжить человек без воды и все живое на планете. Ребята, а для чего нам нужна вода?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, дома мы каждый день используем воду, теперь скажите, где дома применяют воду( или сам ребенок, или родители).
Ответы детей: чистим зубы, умываемся, моем посуду, пьем чай, варим обед, ужин, поливаем цветы, заполняем аквариум и многое другое.
Воспитатель: Правильно, ребята, молодцы. А сейчас я загадаю вам загадки о природных явлениях. Слушайте внимательно.
«Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.
(Вода.)
Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.
(Вода.)
В море я всегда солена,
А в реке я пресная.
Лишь в пустыне раскаленной
Мне совсем не место.
(Вода.)
Воспитатель: О чем все эти загадки? О чём мы с вами сегодня будем говорить?
Дети. О воде!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а где можно встретить воду в природе?
Ответы детей.
Воспитатель: А теперь вместе с вами постараемся определить, где какая вода, а для этого надо поиграть в игру. Вы согласны?
Ответы детей.
Воспитатель: Игра:«Доскажи словечко».
Вода в море – … морская;
вода в океане – …океаническая;
в реках — …,
в родниках -…,
в болотах -…,
Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужна людям вода, животным, растениям, рыбам?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, вы хотите узнать ещё много нового о воде? Тогда, приглашаю вас в клуб «Юных лаборантов». Предлагаю вам заняться исследованием воды. Согласны?
Ответы детей.
Воспитатель. Сейчас пройдемте в нашу лабораторию и приступим к нашим исследованиям. Но вначале, нам хотелось бы послушать стихи , ведь детки знают стихи.
1. Вода всегда и всем нужна,
Она прозрачна и чиста.
Она бежит, течет и льется,
Из речки, крана и колодца.
Вода тепла и холодна,
А так же мокрая она.
И кто с водой не осторожен
Намочит быстро их она.
2. Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг?
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы, скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели.
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без…. ВОДЫ.
Опыт № 1 «Вода – это жидкость».
Воспитатель: Вода – это жидкость. Как это доказать?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Что еще можно сделать с водой?
Дети: Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.
Воспитатель: Давайте попробуем перелить воду из одного сосуда в другой.
Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать.
«Вода не имеет формы».
Перед детьми различные сосуды.
Воспитатель: Может ли вода иметь, какую – то форму?
Ответы детей.
Воспитатель: Как это проверить? Какой формы эти сосуды?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте заполним их водой.
Дети: выполняют задание..
Вывод: жидкая вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в котором находится.
Опыт № 2 «Вода не имеет вкуса».
Воспитатель: Вот интересно: Есть ли вкус у простой воды?
Итак, я пробую воду. Вкуса я не почувствовала..
Воспитатель: А теперь и вы попробуйте, через соломинку попить воду. Есть ли у нее вкус?
Дети выполняют задание воспитателя.
Воспитатель: А если мы добавим в стаканчик с водой кусочек лимона, давайте попробуем добавить лимон и воду попробуем на вкус, что изменилось?
Ответы : вода стала кислая. Мы изменили вкус воды.
Воспитатель: А теперь возьмите ложечки и насыпьте в воду сахарный песок, размешайте и попробуйте на вкус, изменился вкус?
Ответы детей: вода стала сладкая.
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная и оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, у воды есть запах?
Ответы детей.
Воспитатель: Перед вами на столе лежит кофе, попробуйте насыпать в стаканчик с водой кофе и понюхать, пахнет вода?
Ответы детей: вода пахнет кофе.
Вывод: чистая вода без запаха, но если в нее добавить что – либо добавить, она принимает тот запах. В нашем случае, вода приняла запах кофе.
Ребята, я предлагаю вам отдохнуть.
Игровое упражнение «Волны»
— А теперь встанем в большой круг и образуем озеро.
Вода в озере спокойная (плавно разводим руки в стороны),
налетел легкий ветерок, стал играть с водой (движения кистями рук вверх-вниз),
подул ветер сильнее (вода забурлила, заплескалась), стих ветер(водная гладь спокойная).
Опыт № 4 «Что растворяется в воде? ».
Перед детьми на подносах стаканы с водой, палочки, ложки и вещества в различных емкостях. .
Воспитатель: Как вы думаете, что произойдет, если в воду добавить сахарный песок?
Дети добавляют сахар, перемешивают, и все вместе наблюдают, что изменилось.
Воспитатель: Что произойдет, если мы в воду добавим песок?
Дети добавляют к воде песок, перемешивают.
Воспитатель: Изменилась ли вода? Стала она мутной или осталась прозрачной? Растворился ли песок?
Ответы детей.
Воспитатель: Что произойдет с водой, если мы добавим в нее краску?
Дети добавляют краску, перемешивают.
Воспитатель: Что изменилось?
Дети: Вода изменила цвет?
Воспитатель: Растворилась ли краска?
Дети: Краска растворилась и изменила цвет воды, вода стала не прозрачной.
Воспитатель: Растворится ли в воде мука?
Дети добавляют в воду муку, перемешивают.
Воспитатель: Какой стала вода? Мутной или прозрачной? Растворилась ли мука в воде?
Воспитатель: Какие вещества у нас растворились в воде? Какие вещества не растворились в воде?
Ответы детей.
Вывод: вода растворяет вещества, но не все, (вода растворитель, но не все вещества в ней растворяются).
Опыт №5 «Лед – твердая вода»
Воспитатель: Детки, я давала вам домашнее задание, заморозить дома воду и принести льдинки в сад. Вы их принесли, и мы с вами понаблюдаем за таянием льда и его превращением в воду. Возьмите кусочек льда в руки. Что происходит со льдом? Почему лед тает?
Ответы детей.
Воспитатель: А теперь вытрите руки салфеткой. Какими стали салфетки?
Ответы детей: Влажными.
Вывод детей: лед – твердая вода.
Опыт №6«Газообразная вода — пар»
Воспитатель: Беру стакан с горячей водой и накрываю тарелкой. Дети наблюдают. Показываю тарелку. Что вы видите на стекле?
Ответ: Образовались капли воды.
Вывод: вода может превратиться в пар.
Подведение итогов и оценка результатов.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы узнали свойства воды. Что запомнилось больше всего?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, подумайте, что будет с водой, если вынести ее на мороз, что будет со льдом, если внести в теплое помещение? Спасибо.
Ребята, дома с родителями поэкспериментируйте: создайте «цветную ледяную мозаику». Для этого вам необходимо выполнить задание, изложенное на этом листе. Детям раздаются листы с инструкциями.
Инструкция по изготовлению «Цветной ледяной мозаики».
1. Налить в стакан воды.
2. Красками покрасить воду (выбираем количество по желанию).
3. Залить формочки цветной водой
4. Поставить в холодильник.
5. Утром принести в детский сад.
Примечание: Не забудьте, что ваша «Цветная ледяная мозаика» может превратиться в обычную цветную воду.
Источник
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Вода — это жизнь»
Юлия Бродовская
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Вода — это жизнь»
Конспект занятия в детском саду по познавательному развитию ВОДА- ЭТО ЖИЗНЬ.
Цель занятия: 1 развивать знания детей о значении воды, закреплять знания о разнообразном состоянии воды, её свойствах; 2 воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи: расширить знания детей о свойствах воды и значении воды в природе; способствовать освоению элементарной опытно – экспериментальной деятельности; развивать любознательность.
Материал для занятия в детском саду: стаканчики с водой; соль и сахар; мука или крахмал; акварельные краски или гуашь; чайные ложечки; термос с кипятком; зеркало; лед; мелкие предметы разной формы и цвета для рассматривания в прозрачной воде.
Ключевые слова: опыт, жидкость, прозрачный, безвкусный.
Ход занятия
Воспитатель: ребята, перед вами стоят стаканчики, как вы думаете, что в этих стаканчиках налито? Попробуйте, понюхайте! Так, что это?
Дети: Вода
Воспитатель: совершенно верно, это вода. Вот послушайте стихотворение которое написала Н. Рыжова о воде.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у Вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё Вам не умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Смею Вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Вода – это природа? Ребята, а как вы думаете вода – это живая или неживая природа (ответы детей)
Воспитатель: а когда вы нюхали воду, вы чувствовали запах?
Воспитатель: а попробуйте, ее еще раз на вкус. Какая она? Она соленая? Нет. Она горькая? Нет. Она сладкая? Нет. Может быть она кислая? Нет.
Воспитатель: ребята, а какого цвета вода (ответы детей, совершенно верно вода прозрачная. Смотрите, если я поднесу свои пальцы к стаканчику с водой, то вы увидите мои пальцы.
Опыт 1: а теперь давайте с вами посмотрим, что будет происходить с следующими предметами? На стол ставим тазик с водой и опускаем туда несколько предметов (н-р: морские камешки, шишки, пластмассовый стаканчик, чайную ложечку). Что вы видите?
Дети: морские камешки и чайная ложечка утонули, а шишки с пластмассовым стаканчиком остались на поверхности воды.
Воспитатель: вы совершенно правы, а знаете почему (ответы детей, потому что одни предметы легче воды, а другие тяжелее воды.
В один стаканчик с водой, мы добавим сахар, а в другой соль, все это перемешаем ложечкой, что вы видите, и что произойдет с водой?
Дети: сахар и соль в воде растворились, а вода осталось прозрачной
Воспитатель: а как вы думаете изменился ли в воде вкус?
Воспитатель: совершенно верно, вода в одном стаканчике стала сладкой, а в другом соленой. (тоже самое проводим опыты с мукой или крахмалом, и с помощью гуаши или акварельной краски).
Воспитатель: ребята, а вы знаете в каком состоянии бывает вода? (В жидком, твёрдом, газообразном.) Какие загадки вы знаете о воде?
Не море, не земля,
Корабли не плавают,
А ходить нельзя.
С неба — звездой,
На ладошку — водой.
Сам вода, а по воде плавает.
Течет, течет — не вытечет,
Бежит, бежит — не выбежит.
Ни рук, ни ног не имеет,
А гору пробить умеет.
По морю идёт, идёт,
А до берега дойдёт —
Тут она и пропадёт.
Воспитатель: вы все просто молодцы.
Воспитатель: — Ребята, давайте проверим, правда ли, что пар — это тоже вода.
Воспитатель открывает термос с кипятком, показывает детям пар. Помещает под паром зеркало. На нём выступают капельки воды, показывает их детям.
— А как доказать, что лёд это тоже вода? (Подержать лёд в тепле или в воде, чтобы он растаял.) А в какой воде лёд быстрее растает?
Игра проводится в свободное время. Ребята, вы видели, что вода может быть жидкой, в виде пара или льда. Давайте с вами все встанем в круг. Круг как и вода может менять форму (круг вытягивается в овал). А теперь представьте, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту, вода стала нагреваться. яКаждый из вас – частичка воды. Вода нагревается, вам становится жарко. Ваши ладошки стали горячими, что уже больно держать друг друга за руки. Ваши руки опускаются, жара заставляет вас активно двигаться (дети бегают по кругу, и каждый из вас становиться частичкой пара. А теперь вас замораживают, вам становиться холодно. Что в этом случае вы делаете? Конечно, надо встать ближе друг другу, чтобы стало вам теплее. Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела свою форму, как частичка льда. Наша группа – это все те же частички воды, но соединены они по-другому.
Воспитатель: ребята, а для чего нужна вода (ответы детей, а кому, кроме нас, людей нужна вода? Как её нужно беречь? (Зря не лить, не загрязнять, даже на заводах есть специальные очистительные сооружения, чтобы грязная вода не попала в реку).
— Молодцы, ребята! Много сегодня узнали о волшебнице-воде, и поэтому она покажет вам ещё одно своё волшебное свойство.
Воспитатель опускает в стаканчик с водой каждому ребёнку комочек цветной бумаги, это вырезанный цветок, сложенный лепестками к середине. Вода проникает в волокна бумаги и на глазах у детей распускаются бумажные цветы.
Методическая разработка. Проект «Волшебница вода» Проект «Волшебница вода». Рвачева Любовь Александровна. Вид проекта: информационно-исследовательский. По характеру: ребенок и природа.
Мини-музей «Буренушка» В нашем детском саду проходил конкурс развивающей среды по познавательному развитию. Решила совместно с родителями и детьми собрать материал.
Источник