Корабль над водой алексеев

Конструктор «летучих кораблей». Гений и трагедия Ростислава Алексеева

Страшный сон американских адмиралов

Группа кораблей американского флота во главе с авианосцем несёт боевую службу в Мировом океане. Радары не фиксируют каких-либо угроз, и на американских кораблях царит спокойствие. Его нарушает внезапное визуальное обнаружение цели на горизонте — то ли корабля, несущегося с невероятной скоростью, то ли самолёта, буквально скользящего над поверхностью.

Неопознанная цель на глазах вырастает в громадный «летучий корабль». На авианосце объявлена тревога, но поздно — «чужой» выполняет ракетный залп, и через несколько десятков секунд объятая пожарами и разорванная на части гордость флота уходит на дно. И последнее, что видят в своей жизни гибнущие моряки, — стремительно уходящая за горизонт тень неведомого и страшного врага.

Такие или примерно такие кошмары мучили по ночам американских военачальников, имевших информацию о секретном оружии СССР — ударном экраноплане «Лунь» проекта 903.

Экраноплан длиной более 73 метров и высотой почти 20 метров мог перемещаться со скоростью до 500 км в час над поверхностью воды на высоте около 4 метров. На его вооружении находились противокорабельные ракеты «Москит», позволявшие наносить кораблям противника максимальный ущерб. «Лунь» получил прозвище «убийца авианосцев».

Удивительная боевая машина была разработана в КБ Ростислава Алексеева — советского конструктора, чьи разработки произвели революцию в кораблестроении.

В погоне за скоростью

Ростислав Алексеев родился 18 декабря 1916 года в городе Новозыбкове Черниговской губернии, в семье учительницы и агронома. В 1935 году Ростислав поступил в Горьковский индустриальный институт имени Жданова на кораблестроительный факультет.

Будущий кораблестроитель в студенческие годы увлекался парусным спортом. Молодой человек задумался над тем, как увеличить скорость движения по воде.

Ещё в самом начале эры авиации лётчики и конструкторы обратили внимание на так называемый экранный эффект — резкое увеличение подъёмной силы крыла и других аэродинамических характеристик летательного аппарата при полёте вблизи экранирующей поверхности (воды, земли и т. д.).

Инженеры искали способы использовать этот эффект на практике.

Ростислав Алексеев пришёл к выводу, что путь к увеличению скорости движения на поверхности воды лежит через уменьшение площади контакта судна с водной средой.

Начинал молодой конструктор с идеи судна на подводных крыльях. Именно такой корабль стал для Алексеева темой его дипломного проекта, который он защищал в 1941 году.

Защита, состоявшаяся в июле 1941 года, проходила при закрытых дверях. Тема проекта Алексеева в условиях начавшейся войны была более чем актуальной — «Скоростной катер на подводных крыльях». Идея скоростного боевого катера для нужд ВМФ СССР получила высокую оценку.

Молодого инженера отправили на завод «Красное Сормово», где в 1942 году Алексеев получил помещения и специалистов для работы по созданию боевых катеров на малопогруженных подводных крыльях.

Создать уникальные боевые катера до окончания войны Алексеев не успел, однако его модели были признаны весьма перспективными. Работу конструктора и его подчинённых в 1951 году отметили Сталинской премией второй степени.

«Ракета», покорившая мир

В 1951 году военные наработки молодого конструктора преобразуются для нужд гражданского судостроения. КБ Алексеева начинает работу над пассажирским судном на воздушной подушке, получившим название «Ракета».

Первая «Ракета» была представлена в Москве во время Всемирного фестиваля молодёжи и студентов 1957 года. Пассажирское судно на подводных крыльях, по своей скорости на голову превосходившее все существовавшие на тот момент гражданские теплоходы, произвело в мире эффект разорвавшейся бомбы.

«Ракеты» шагнули далеко за пределы СССР. Их успешно эксплуатировали не только в странах социалистического лагеря, но и, так сказать, «в логове врага». Корабли Алексеева уверенно бороздили воды Великобритании, Канады, Германии, Финляндии и т. д.

Вслед за «Ракетой» были созданы и другие типы гражданских судов на подводных крыльях, такие как «Волга», «Метеор», «Комета», «Спутник», «Буревестник», «Восход».

За эту работу коллектив во главе с Ростиславом Алексеевым в 1962 году удостоился Ленинской премии.

«Каспийский монстр»

Но конструктор и не думал почивать на лаврах. Реализовав в полной мере идею судов на подводных крыльях, Алексеев переходит к работе над экранопланами — кораблями, парящими над водной гладью.

В 1962 году КБ Алексеева начало работу над проектом экраноплана «КМ» (корабль-макет). «КМ» имел действительно гигантские размеры — размах крыла 37,6 м, длина 92 м, максимальная взлётная масса 544 тонны. До появления самолёта Ан-225 «Мрия» это был самый тяжёлый летательный аппарат в мире.

Западные специалисты, получив снимок экспериментальной модели, назвали его «Каспийским монстром» (испытания проходили в Каспийском море).

Свой первый полёт «Каспийский монстр» совершил 18 октября 1966 года. Пилотировали его два лётчика, одним из которых был сам Ростислав Алексеев. Полёт прошёл успешно.

Испытания «КМ» продолжались в течение 15 лет. Новый «летучий корабль» имел массу достоинств, однако и недостатков хватало. По сути, «КМ» открывал совершенно новое направление на границе авиации и мореплавания, в котором ещё предстояло выработать свои законы и правила.

«Рубежное» положение экранопланов сказалось на их перспективах самым губительным образом. В ВВС полагали, что это корабль, а судостроители были убеждены, что речь идёт о самолёте. Алексеев своим необычным проектом вызывал раздражение у чиновников, ратовавших за классические формы развития кораблестроения.

От полного закрытия проекты Алексеева спасал главный куратор советской «оборонки», а впоследствии министр обороны СССР Дмитрий Устинов.

«Орлёнок» и опала

Помимо чиновных препон, были проблемы и с пилотами экранопланов. Лётчикам было крайне сложно привыкнуть к пилотажу, проходящему над самой поверхностью воды. Особенности экраноплана таковы, что «уронить» его в воду в горизонтальном полёте практически невозможно, даже если вовсе отпустить штурвал. Однако профессиональные привычки пилотов заставляли зачастую тянуть экраноплан вверх, выводя его «за пределы экрана», что становилось причиной аварий.

Каждая новая неудача чрезвычайно больно била как по идее экраноплана, так и по самому конструктору Алексееву. В 1968 году КБ, которое было создано им, разделили на два — по судам на подводных крыльях и по экранопланам. За Алексеевым оставили лишь второе направление.

В начале 1970-х годов Минобороны дало заказ КБ Алексеева на разработку десантного экраноплана для ВМФ, которому было присвоено кодовое название «Орлёнок». В 1974 году чиновники из Москвы буквально вынудили вывести Алексеева ещё «сырой» «Орлёнок» на ходовые испытания ещё до получения результатов статической проверки корпуса. Итогом этого стал отрыв хвостовой части корпуса во время испытаний. Алексеев, традиционно управлявший своим детищем в его первом полёте, сумел благополучно вернуть «Орлёнок» на базу. Никто не пострадал, зато самого Алексеева наказали по полной — его отстранили от разработки «Орлёнка», переведя на должность начальника отдела перспективного планирования.

Несмотря на это, отстранённый конструктор почти подпольно продолжал участвовать в работе над десантным экранопланом. В 1979 году «Орлёнок» был принят на вооружение ВМФ СССР. Этот десантный экраноплан мог взлетать при высоте волн до 2 метров и развивать скорость 400–500 км/час. Взяв на борт до 200 морских пехотинцев с полным вооружением или две боевые машины (танк, БТР, БМП), «Орлёнок» мог перебросить их на расстояние до 1500 км.

Конструктора погубило его детище

Всего было создано три боевых «Орлёнка», на их базе была сформирована 11-я отдельная авиагруппа непосредственного подчинения Главному штабу морской авиации. Эта серия должна была стать установочной, а всего в ВМФ СССР должно было встать на боевую службу 120 десантных экранопланов.

Несмотря на опалу, Алексеев продолжал много работать — шли испытания пассажирского экраноплана, продолжалась разработка ударной модели, вооружённой ракетами…

В январе 1980 года в Чкаловске проходили испытания пассажирской модели экраноплана. Его помощники расчистили ледяной завал и сказали, что можно отпускать модель. Что именно произошло в тот момент, доподлинно не ясно. Но Алексеев каким-то образом принял на себя часть веса 800-килограммового аппарата.

Сначала казалось, что этот инцидент на здоровье 63-летнего конструктора не повлиял — Алексеев благополучно доработал испытательный день. Но на следующее утро он стал жаловаться на боли в боку. Врачи поначалу затруднялись с диагнозом. Так прошло ещё два дня, после чего Алексеев потерял сознание. В ходе экстренной операции медики установили, что конструктор получил травмы во время инцидента на испытаниях — то, что в народе обычно определяют словом «надорвался». За прошедшие дни развился перитонит. Медикам пришлось провести три операции и, казалось, справиться с бедой. Но начались осложнения, и 9 февраля 1980 года Ростислава Евгеньевича Алексеева не стало.

Прошлое и будущее

Ударный экраноплан «Лунь», замысел которого принадлежал Алексееву, был спущен на воду летом 1986 года, а в 1991 году был официально принят на вооружение, войдя в состав Каспийской флотилии.

«Лунь» так и остался единственным ударным экранопланом ВМФ сначала СССР, а затем России. После смерти в 1984 году Дмитрия Устинова его преемник на посту министра обороны СССР Сергей Соколов свернул программу строительства военных экранопланов, посчитав данный вид вооружений неперспективным. А когда с распадом Советского Союза российскую армию накрыло тотальное безденежье, то революционные идеи Ростислава Алексеева и вовсе были преданы забвению.

В 2007 году экранопланы были окончательно списаны из состава ВМФ. Тогда же наиболее уцелевший экземпляр десантного «Орлёнка» был отбуксирован по Волге в Москву, где был установлен в музее ВМФ.

Спор о том, есть ли у экранопланов будущее в XXI веке, продолжается и по сей день. За спорами незаметно выяснилось, что боевые экранопланы малого водоизмещения появились на вооружении Ирана и Китая. Китайцы в скором времени намереваются представить десантный экраноплан, рассчитанный на 200 морских пехотинцев.

Что нужно России?

В России в настоящее время ведутся работы над пассажирскими экранопланами малого водоизмещения, а идеи создания военных машин подобного типа натыкаются на такое же сопротивление чиновников разного ранга, как и при жизни Ростислава Алексеева.

Вот ведь какая странная штука получается — в нашей стране с лёгкостью выделяются миллиарды на покупку у Франции вертолётоносцев «Мистраль», а свои собственные уникальные разработки с такой же лёгкостью отправляются в корзину или хоронятся путём бесконечных согласований.

А ведь только при опоре на свои идеи и на свои рабочие руки мы можем гарантировать независимость страны.

И Ростислав Евгеньевич Алексеев понимал это, как никто другой.

Источник

Каспийский монстр инженера Алексеева

Фото из открытых источников

«Сэр, — офицер положил перед генералом пачку фотографий, — русские испытывают на Каспии сверхскоростное судно, передвигающееся со скоростью свыше 400км/ч.» «Вы что-то путаете, это технически невозможно.» «Я не знаю, что там говорят наши инженеры, но разведка не ошибается». В 1966 году на Каспии проходили испытания экспериментального экраноплана инженера Алексеева.

Инженер Ростислав Алексеев

Фото из открытых источников

Славу Алексеева с детства тянуло к изобретательству. Особую тягу он испытывал к лодкам. Подростком он спроектировал и построил плоскодонку. На испытаниях лодка перевернулась. Испытатель чуть не утоп, промок, но происшествие нисколько не охладило его пыла. В 1935 году Ростислав Алексеев поступил в Горьковский индустриальный институт на факультет кораблестроения. Он бредит идеей создания скоростного судна, создает один проект, другой, третий, но математические расчеты показывают, что значительного выигрыша в скорости ни один из них не даст.

Алексеев приходит к мысли, что реализовать идею сверхскоростного судна в рамках классической модели невозможно. Значит, от нее надо отказаться! В 1941 году Алексеев пишет и защищает дипломную работу по теме «Глиссер на подводных крыльях».

Первые попытки построить суда на подводных крыльях относятся к концу XIX века. На высокой скорости судно поднимается на своих крыльях над водой, снижается лобовое сопротивление воды, а это позволяет увеличить скорость. Но мощности используемой паровой машины явно не хватало для получения высокой скорости, необходимой для создания подъемной силы. Алексеев решил использовать эту старую конструкторскую идею.

В 1942 году он — начальник КБ, которое занимается исключительно проектированием судов на подводных крыльях. Созданные в 1943 году по разработкам КБ катера не принимали участия в боевых действиях, но доказали жизнеспособность нового направления в судостроении. В 1951 году группа инженеров, возглавляемая Алексеевым, была удостоена Сталинской премии второй степени.

Фото из открытых источников

В 1957 году появился пассажирский теплоход «Ракета» (вместимость 65 человек, скорость 70км/ч). С 1959 по 1976 г. феодосийский завод «Море» выпустил 389 «Ракет». Вслед за «Ракетой» появляются новые проекты: «Метеор», «Волга», «Спутник», «Комета». Последний («Буревестник») развивает скорость 95км/ч, но Алексеев понимает, что это уже предел. Схема исчерпала себя, для нового прорыва нужна новая идея.

Летчики еще на заре авиации заметили, что при полете над самой землей возникает дополнительная подъемная сила, т.н. «экранный эффект». Алексеев решает создает корабль-самолет. Развив большую скорость, судно выходит из воды и летит над водой, используя экранный эффект. Это был действительно прорыв. Корабль-самолет летит над поверхностью воды, перелетая через мели и небольшие островки. Может выйти на плоский берег, лететь надо льдом или тундрой. Подъемная сила, суммируемая с экранным эффектом, позволяют создать летательный аппарат повышенной грузоподъемности и скорости.

Фото из открытых источников

Естественно, идеей заинтересовались военные. Они углядели плюсы, ускользнувшие от гражданских экспертов. Летящий на низкой высоте экраноплан не виден для радаров, при этом ему абсолютно не страшны противокорабельные мины. В июне 1966 года на воду был спущен первый экспериментальный экраноплан. До появления в 1988 году АН-225 это был самый тяжелый летательный аппаратом в мире. В документах КБ экраноплан проходил как «КМ» (корабль-макет), американцы расшифровали аббревиатуру по-своему: «Каспийский монстр».

В 1983 году на базе «КМ» начали строительство (а в 1986 закончили) советского ударного ракетоплана-ракетоносца «Лунь», предназначенного для уничтожения авианосцев. Летящий над самой водой (от 4 до 14 метров) он был невидим для радаров и мог подойти на расстояние пуска ракеты (вооружение — сверхзвуковые крылатые ракеты «Москит», 6 шт). Высокая скорость (до 500 км/ч) делала его неуязвимым для боевых ракет кораблей охранения, «Лунь» с легкостью уходил от преследования, от него же уйти было невозможно (скорость атомного авианосца США – 70 км/ч.) Боевая нагрузка — 140 тонн, дальность плавания – 2.000 км. Американцы называли его «убийцей авианосцев».

Фото из открытых источников

Фото из открытых источников

Одновременно военные пожелали иметь транспортно-десантный экраноплан, который был спущен на воду даже раньше «Луня» — в 1979 году. «Орленок» принимал на борт 2 боевые машины (БТР, БМП или танк) или 200 морских пехотинцев, взлетал при волнении в 3-4 балла, подымался в воздух на высоту до 2 км и свободно перелетал через мины и сетевые заграждения. Следующей ступенью в развитии технической мысли стал экраноплан, способный при необходимости отрываться от экрана и лететь подобно самолету — экранолет.

Фото из открытых источников

В 2000 году в КБ Сухого был готов первый проект экранолета С-90, способный летать в трех режимах: 1)самолет, 2) экраноплан, 3)судно на воздушной подушке. В отличие от самолета, экранолет не нуждается для взлета и посадки в подготовленной взлетной полосе, ему достаточно ровного участка суши или водной акватории. Скорость – 400км/ч, высота — от 0,5м до 4.000м, дальность полета – до 3.000км, коммерческая нагрузка 2.500-4.000 кг. После 2000 года какая-либо информация о С-90 из всех открытых источников пропала. На сайте КБ о нем нет ни слова. Интересно, что за сюрприз готовят нашим западным друзьям российские инженеры?

Фото из открытых источников

Фото из открытых источников

Генеральный директор ассоциации «Космонавтика-человечеству» академик Альберт Никтин заявил, что разработан проект, рассчитанный до 2050 года по созданию экранопланов и насыщения ими вооруженных сил России. Первоначально изготовлять экранопланы предполагалось в Нижнем Новгороде. Однако, буквально на днях, о своей готовности подставить плечо заявил феодосийский завод «Море», некогда выпускавший суда на подводных крыльях. Крым – теперь территория РФ и предприятие имеет весьма реальные перспективы стать центром производства летательных аппаратов будущего. Автор: Klim Podkova

Источник

Читайте также:  Вылить воду после мытья пола
Оцените статью