- 10 самых известных затонувших судов в истории
- 1) Титаник
- 2) Андреа Дориа
- 3) Рона
- 4) Генерал Слокум
- 5) Мэри Роуз
- 6) Лузитания
- 7) Бисмарк
- 8) Эдмунд Фицжеральд
- 9) Победа
- 10) Республика
- Как лодки «видят» и «слышат» под водой?
- Затонувшие корабли, которые привлекают дайверов со всего мира
- Необычные места кораблекрушений: топ-25
- Giannis D
- Sweepstakes
- Peshtigo и St. Andrews
- USNS General Hoyt S. Vandenberg
- MS World Discoverer
- Iron Scow
- Fujikawa Maru
- Eduard Bohlen
- Немецкий океанический флот
- HMS Vixen
- Peter Iredale
- Iro Maru
- USS Kittiwake
- James McBride
- Melckmeyt
- SS Maheno
- YOGN-42
- SS Ayrfield
- Panagiotis
- USS Saratoga CV-3
- Hermes
- Zenobia
- Sea Tiger
- SS Dominator
10 самых известных затонувших судов в истории
Обломки кораблей, покоящихся на дне морском, привлекают многих историков, ученых или просто любопытных туристов, потому что хранят реальные истории, а также дают возможность заглянуть в прошлое и увидеть то, что долгие годы оставалось нетронутым с момента потопления. Жизнь на этих кораблях давно остановилась, но вещи могут рассказать о многом – о катастрофах, страданиях и смерти, позволяя нам ясно представить то, что случилось. Узнайте о самых знаменитых потерпевших кораблекрушение судах.
1) Титаник
Самый известный потонувший корабль – несчастный Титаник, о котором снято множество фильмов и телепередач и историю которого знают все от мала до велика. Это кораблекрушение не дает покоя исследователям во всем мире вот уже 100 лет. Названный «непотопляемым», Титаник не смог противостоять силам природы и 14 апреля 1912 года столкнулся с айсбергом и ушел на дно, захватив с собой 1517 мужчин, женщин и детей. Обломки корабля были обнаружены только в 1985 году после долгих поисков и сегодня находятся под охраной ЮНЕСКО.
2) Андреа Дориа
Красивый лайнер под названием Андреа Дориа был пущен на воду в 1951 году. Это был элитный корабль, где все его 1241 пассажир размещались в отличных условиях. Катастрофа имела место 25 июля 1956 года, когда Андреа Дориа плыл сквозь густой туман. Так как видимость была очень плохой, членам команды не удалось издалека заметить, что перед ними. В результате лайнер столкнулся со шведским грузовым судном Стокгольм. Оба корабля были сильно повреждены, однако в отличие от Андреа Дориа, который стал тут же тонуть, Стокгольм остался на плаву. Так как корабль тонул сравнительно медленно (11 часов), всех пассажиров удалось спасти, за исключением тех, кто погиб при столкновении.
3) Рона
Обломки этого старинного корабля находятся в Карибском море в районе Британских Виргинских островов. Его потопил ураган еще в 1867 году, причем корабль разломился пополам. Рона сегодня является развлекательным участком, привлекающим множество любопытных туристов, к нему регулярно погружаются дайверы.
4) Генерал Слокум
Колёсный пароход Генерал Слокум пострадал от огня в 1904 году в Нью-Йорке, унеся жизни около тысячи людей в результате пожара, который по одной из версий начался из-за непотушенной сигареты. Жертвы катастрофы, среди которых были в основном женщины и дети, которые не умели плавать, направлялись в тот день на церковное мероприятие. Дальнейшая судьба судна – неизвестна, считается, что позже то, что от него осталось, было превращено в баржу, которая потонула через несколько лет, другие говорили, что корабль был взорван динамитом.
5) Мэри Роуз
История корабля Мэри Роуз началась ни много ни мало, а 500 лет назад, когда его построили как «самый чистый цветок из всех кораблей, которые когда-либо плавали», по словам короля Генриха VIII. Через год, а точнее в 1545 году, когда корабль пережил уже 3 войны, был увеличен и улучшен, он должен был встретиться лицом к лицу с французской армией у острова Уайт. Однако корабль, перегруженный артиллерией, стал тонуть, когда из-за порыва ветра его наклонило в одну сторону, а его нижняя палуба оказалась затопленной. Корабль опустился на дно на глубину всего около 12 метров, причем первое время его было прекрасно видно с поверхности воды. По некоторым оценкам в результате катастрофы погибло около 700 человек. Примерное расположение корабля было известно, но только в 1970-м году удалось точно определить, где он. В 1982 году из воды были подняты обломки судна, которые сегодня в восстановленном виде можно увидеть в музее Портсмута, Великобритания.
6) Лузитания
Получивший красивое прозвище «морская борзая», морской лайнер Лузитания ушел на дно в 1915 году в результате одной из самых страшных катастроф, имевших место на море. 7 мая корабль был атакован торпедой немецкой субмарины. Корабль затонул с небывалой скоростью – менее чем за полчаса, унеся жизни 1198 человек, включая женщин и детей. Обломки судна обнаружили в 1935 году, и с тех пор было проведено множество исследований, чтобы понять, откуда у корабля взялась вторая дыра и почему он так быстро затонул.
7) Бисмарк
Бисмарк был потрясающим военным судном, который даже враги описывали, как «шедевр военного кораблестроения». Однако жизнь этого корабля оказалась весьма короткой, потому как он затонул через 3 месяца после спуска на воду. В мае 1941 года Бисмарк был атакован британскими военными силами. Вместе с кораблем утонуло около 2 тысяч человек. В 1989 году было определено местоположение корабля на глубине 4700 метров. Нацистская свастика до сих пор красуется на палубе корабля. Через 70 лет после гибели корабль все еще направляет свои пушки на давно ушедшего врага.
8) Эдмунд Фицжеральд
В 1975 году корабль Эдмунд Фицжеральд плыл по озеру Верхнему, направляясь к острову Цуг недалеко от Детроида, США. Мощное грузовое судно славилось своими внушительными размерами и большим весом. Однако размеры и вес не имели никакого значения, когда кораблю понадобилось продолжить путешествие против воли самой природы. После того, как он попытался выдержать сильный шторм и справиться с 10-метровыми волнами, он, в конечном счете, проиграл войну и потонул. Не имея возможности даже позвать на помощь, все члены экипажа – 27 человек – отправились вслед за кораблем и были обнаружены на дне озера.
9) Победа
Корабль Победа таинственным образом исчез во время шторма 1744 года и считался утерянным, пока американская компания по поиску затонувших судов Odyssey Marine Exploration не нашла его. На борту гордости британского флота, Победы, находились около тысячи человек, среди которых были 100 гардемарин, детей из аристократических семей Англии, которые оказались на борту судна впервые. Очевидно, на корабле везли золото и серебро, его исчезновение было покрыто мраком, пока в 2008 году судно не было обнаружено. Со дна подняли всего 2 пушки и 2 блока, большая часть сокровищ корабля все еще ждет своего часа.
10) Республика
Республика — колесный пароход, который был участником Гражданской войны в США и потонул в 1865 году. Он вез золотые и серебряные монеты. Корабль затонул из-за сильнейшего урагана, силе которого не смог противостоять. К счастью, пассажирам корабля удалось спастись, но обломки судна считались потерянными около 140 лет. В 2003 году упомянутая выше компания Odyssey Marine Exploration отыскала корабль на глубине 518 метров. На самом деле корабль действительно вез сокровища – 51 тысячу американских золотых и серебряных монет общей стоимостью 180 миллионов долларов, а также большое количество бесценных артефактов, которые были обнаружены вместе с обломками.
Источник
Как лодки «видят» и «слышат» под водой?
Каждый из нас хотя бы раз видел настоящую моторную лодку или вёсельную шлюпку, парусную яхту или теплоход. Тем, кто живёт около больших рек или на морском берегу, это не в диковинку. А видел ли кто-нибудь «живьём» подводную лодку? Таких счастливчиков наберётся немного.
Вода во много раз плотнее воздуха и плохо пропускает свет. Даже в ясную солнечную погоду при полном штиле и чистой воде водолаз на глубине 100 метров будет видеть вокруг себя не дальше двух метров. Капитану или штурману подводного корабля такая дальность обзора ничего не даёт: в иллюминатор на глубине даже с прожектором дальше носа подводной лодки ничего не видно. Как тут быть? Ведь надо знать, что происходит вокруг, чтобы не наткнуться на подводную скалу или на другой корабль. На помощь подводникам пришёл звук. Вы, наверное, знаете, что некоторые животные ориентируются в пространстве при помощи звука, методом эхолокации.
Обычно используется звук высокой частоты, называемый ультразвуком. Летучие мыши, киты и дельфины издают различные звуки, а потом слушают, как сигнал отражается от окружающих предметов. Между посланным и отражённым звуком всегда проходит некоторое время, и животные понимают, на каком расстоянии и в каком направлении от них находится ктото или что-то. У них в мозгу возникает «звуковая» карта окружающего пространства. Человек таких способностей не имеет, поэтому людям пришлось изобрести специальный прибор — гидролокатор. Это устройство с помощью ультразвука исследует окружающее пространство в нужном секторе на расстоянии нескольких километров и через наушники обычным звуковым сигналом или на экране монитора информирует матроса-гидроакустика о различных подводных объектах.
Источник
Затонувшие корабли, которые привлекают дайверов со всего мира
Необычные места кораблекрушений: топ-25
По оценкам ООН, за всю историю на дно океана вместе с судами отправилось 3 миллиона человек. Это впечатляющая цифра, которая свидетельствует о внушительном масштабе кораблекрушений. Поэтому стоит рассмотреть наиболее значительные затопления судов и плавающих объектов.
Giannis D
Судно затонуло в Красном море, недалеко от Египта. До этого оно поменяло несколько имен. Первое название «Шойо Мару» присвоено в 1969 году в Имабари (Япония) после завершения постройки. В 1975 году судно продано и переименовано в «Маркус». Затем, в 1980 году, снова меняется владелец – им становится Dumarc Shipping and Trading Corporation в Пирее, Греция. Тогда судно и получает название Giannis D.
Последний рейс начался в Риеки (Югославия) в 1983 году. На борту находились строительные пиломатериалы, которые должны были быть доставлены в Джидду в Саудовской Аравии.
Официально судно затонуло по следующим причинам: 19 апреля 1983 года Giannis D шел по Губальскому проливу, который является узким судоходным путем. Цель – выйти в Красное море. В это время капитан передал управление одному из младших офицеров и удалился в свою каюту, чтобы отдохнуть. Вскоре его разбудил громкий звук. Было похоже, что Джаннис D отошел к западу от заданного курса и сел на мель в северо-западной части Рифа Шааб Абу Нухас. При этом судно шло на полной скорости. И сегодня Giannis D остается на том же месте под 10-метровой толщей воды.
Sweepstakes
Судно затонуло в Тобермори, Онтарио, примерно в трех часах езды к северо-западу от Торонто. Это место называют Канадским Бермудским треугольником. Sweepstakes был построен в 1867 году в Берлингтоне, Онтарио. Это был гигант по меркам того времени – его длина составляла 37 метров.
Летом 1885 года судно перевозило уголь возле Тобермори, когда каким-то образом было получено повреждение корпуса. За этим последовала буксировка в Большую гавань для ремонта, но это оказалось слишком дорогим удовольствием. Поэтому с судна были сняты все ценные вещи, а затем оно было потоплено.
Чтобы увидеть Sweepstakes, не нужно погружаться. Над местом затопления ходит туристический катер с прозрачным дном, что позволяет рассмотреть лежащий на дне Sweepstakes.
Peshtigo и St. Andrews
Суда покоятся на дне озера Мичиган на глубине 60 метров. Их обнаружил 10 лет назад дайвер и любитель морской истории Берни Хеллстрем. Эти шхуны столкнулись и погрузились в глубины Мичигана более 140 лет назад. Обнаружить суда удалось благодаря эхолоту.
Позже Хеллстрем вернулся на это место с изготовленной на заказ камерой и обнаружил еще два корабля – Пештиго и Сент-Эндрюс – на расстоянии нескольких метров друг от друга. Корабли столкнулись еще в 1878 году, но считалось, что они затонули в озере Гурон.
USNS General Hoyt S. Vandenberg
Военно-морские силы США первоначально использовали судно USNS General Hoyt S. Vandenberg для транспортировки и слежения за ракетами во времена Второй мировой войны. В 1983 году корабль был официально списан и затоплен в мае 2009 года для создания основы искусственного кораллового рифа. Судно опустилось на 43 метра, оставив около 12 метров свободного пространства между мачтами и поверхностью воды. Корабль весил 17 120 тонн и был длиной 168 метров.
MS World Discoverer
Называть этот случай кораблекрушением было бы ошибкой, так как судно затонуло только наполовину. В 2000 году MS World Discoverer столкнулся с неизвестным коралловым рифом в районе Соломоновых островов и остался на нем.
Несколько спасательных компаний заинтересовались этим судном. Но по прибытии на место выяснилось, что оно было разграблено во время гражданской войны на Соломоновых островах, которая продолжалась с 1998 по 2003 год.
Iron Scow
Этот плавучий объект называют Ниагарским, так как он практически неподвижно лежит уже более 100 лет в районе величественного водопада. Им управляли 2 моряка, которых удалось спасти после крушения. В 2019 году шторм подвинул судно на 50 метров вниз по течению. Исполнительный директор Ниагара Паркс Дэвид Адам сказал, что это стало еще одной исторической вехой для заповедника.
Fujikawa Maru
Лайнер лежит на дне Лагуны Чуук Федеративных Штатов Микронезии. Корабль построила компания Mitsubishi для судовладельцев Toyo Kaiun в 1938 году. Его длина составила 137 метров. Изначально судно было лайнером, а потом использовалось для перевозки сырого шелка, хлопка, джута и льна.
Всего за год до Перл-Харбора, в 1940 году, Императорский флот Японии захватил Фудзикаву и превратил корабль в подобие авианосца. Его оснастили орудиями, снятыми со старых военных кораблей. В сентябре 1943 года американская подводная лодка Permit торпедировала Фудзикаву. Но уже в следующем году корабль снова вернулся в строй и вскоре снова был торпедирован. На этот раз торпеду запустил ударный бомбардировщик, прикрепленный к группе авианосцев, в которую входили USS Monterey и Bunker Hill. В итоге авианосец затонул в Чуук Лагун.
Лагуна Чуук сама считалась мощным оборонительным узлом японцев в Тихом океане во время Второй мировой войны, поэтому в атолле есть множество других затонувших кораблей. В 1971 году океанолог Жак Ив Кусто выпустил телевизионный документальный фильм об этом районе и останках кораблей, который быстро стал популярным у дайверов.
Eduard Bohlen
Чтобы увидеть последствия этого кораблекрушения, не нужно погружаться на дно океана. Судно закопано в песках на побережье Намибии. Но посмотреть на него – это проблема, так как нужно получить специальное разрешение и взять в аренду транспорт. Еще один вариант – съемка с воздуха. Судно село на мель, заблудившись в тумане в 1909 году. Сегодня оно находится почти в двух километрах от линии прибоя.
Немецкий океанический флот
В июне 1919 года, по итогам Первой мировой войны, немецкий флот был уничтожен Королевским ВМС недалеко от Оркнейских островов. Корабли были сданы и разоружены. Это стало платой немцев за развязывание мирового конфликта.
Большинство экипажей были сняты с кораблей – на них остался минимальный персонал, необходимый для управления. Не зная, что перемирие продлено, и полагая, что Германия и союзные державы собираются вернуться к войне, командующий немецким флотом контр-адмирал Людвиг фон Рейтер приказал затопить все корабли.
HMS Vixen
Построенный в Англии в 1864 году, корабль был спущен на воду 3 года спустя. HMS Vixen – это гигантская канонерская лодка, корпус которой был полностью покрыт тиковым деревом. Этот материал популярен и сегодня. Корабль стал самым медленным железным судном в Королевском флоте, что показали испытания.
У Виксена был «близнец» под названием Вайпер. Обе канонерки отбуксировали на Бермудские острова в 1888 году – они использовались в качестве оборонительных кораблей. К 1896 году все оборудование и двигатели сняли, и Vixen заблокировал узкий канал у залива Даниэля – он предотвращал торпедные атаки и мешал союзному флоту.
Сегодня нос HMS Vixen наполовину погружен. Он охраняется, а это значит, что нужно получить разрешение на погружение с аквалангом (хотя само подводное плавание разрешено) или на выполнение других действий. Тут часто проходят лодки со стеклянным дном.
Peter Iredale
На побережье Орегона покоится скелет корабля Peter Iredale. Это жуткое зрелище, особенно на закате. На линии прибоя догнивает 4-мачтовое стальное барочное парусное судно, принадлежавшее британской компании Iredale & Porter. В 1906 году корабль покинул порт Санта-Крус (Мексика) и направился в Портленд, штат Орегон, чтобы забрать пшеницу и переправить ее в Великобританию. Но разразившийся шторм выкинул корабль на берег, превратив в туристическую достопримечательность.
Iro Maru
Лагуна Чуук на Палау известна как корабельное кладбище времен Второй мировой войны. Тут затоплено около 60 судов. Это отличное место для дайвинга, так как корабли лежат на грунте недалеко от поверхности.
Иро Мару длиной 143 метра затонул в 1944 году во время военной операции ВМС США. Корабль опустился на дно в вертикальном положении. Чтобы увидеть его, необходимо погрузиться почти на 40 метров. По палубам Иро Мару все еще разбросаны боевые снаряды, поэтому дайверам нужно быть осторожными.
USS Kittiwake
Подводное спасательное судно было намеренно затоплено как искусственный риф на Британских Каймановых островах. Его спустили на воду 10 июля 1945 года и вывели из эксплуатации 30 сентября 1994 года. В течение 49-летнего срока службы 76-метровое судно сопровождало подводные лодки во время морских испытаний и миссий. Во время этих походов экипаж отрабатывал проведение спасательных операций.
Многие события истории спасательного судна до сих пор держатся в секрете. Одно из самых известных случилось сразу после катастрофы космического челнока «Челленджер» в 1986 году. Министерство обороны и Береговая охрана США активно разыскивали черный ящик космического корабля. В операции принял участие и Киттивэйк. Именно его команда нашла такой нужный военным и ученым объект на дне Атлантического океана.
James McBride
Джеймс Макбрайд был спущен на воду 1 апреля 1848 года в «День смеха». Девять лет спустя судно отправилось в рейд на острова Маниту с грузом древесины. Во время обратного рейса в Чикаго корабль попал в шторм. После этого его отбуксировали на берег возле Дюны Спящего Медведя и бросили на произвол судьбы. Владелец судна Джон Стаффорд почти не беспокоился, поскольку корабль принес больше прибыли, чем было потрачено на его строительство (4000 долларов).
Melckmeyt
Название судна переводится как «Молочница». Корабль после кораблекрушения был найден недалеко от побережья крошечного острова Флати. Предположительно, судно принадлежало контрабандистам, сбилось с курса и затонуло. Обломки обнаружили только в 1992 году. Корабль длиной 32 метра лежит на глубине более 12 метров. С момента обнаружения археологи тщательно изучили корабль. Даже создали виртуальную имитацию затопления, чтобы отпраздновать 360-летие «Молочницы».
Судно затонуло в 1628 году на глазах у множества людей, отправляясь в первое путешествие из гавани Стокгольма. Предполагалось, что это будет самый современный корабль, когда-либо построенный в Швеции, но он пошел ко дну. Оружейная палуба судна оказалась слишком тяжелой, так как была построена инженером без практического опыта кораблестроения.
Холодная вода гавани Стокгольма не дала паруснику сгнить. Когда его подняли на поверхность в 1961 году, оказалось, что тлен почти не тронул конструкции военного корабля. Vasa был размещен в музее Стокгольма.
SS Maheno
Изначально роскошный круизный лайнер переоборудовали в плавучий госпиталь, который спасал жизни солдат во времена Первой мировой войны. SS Maheno спустили на воду в 1915 году. Корабль перевозил раненых между Сиднеем и Мельбурном. В конце концов, корабль переправили в Великобританию, где он перевозил пациентов из Франции в Англию.
В июле 1935 года Maheno был куплен бизнесменом из Осаки, но так и не поступил в распоряжение владельца. Буксирная линия была разорвана пополам во время циклона в 80 километрах от побережья, и судно вынесло на берег. Сегодня оно ржавеет на пляже, но посетители не могут посетить корабль, так как это чрезвычайно опасно.
YOGN-42
Топливный танкер времен Второй мировой войны – главная достопримечательность на «Пляже кораблекрушений», так как он не полностью покрыт водой. Издалека кажется, что это обычная лодка, пришвартованная у берега. Так как стали в то время было мало, корабль построен частично из железобетона. На рамы из металлической сетки или арматуры из стального сплава бетонная смесь наносилась слоями.
«Пляж кораблекрушений» – это опасное место для судов. Здесь часто проносятся штормы. Не способствуют безопасности и узкие каналы. Поэтому на Ланае более десятка кораблей намеренно и непреднамеренно остались на вечной стоянке.
SS Ayrfield
SS Ayrfield – грузовой корабль, построенный еще в 1911 году. Это один из четырех заброшенных кораблей бухты Хоумбуш в Австралии. Будучи когда-то промышленным районом, залив Хоумбуш был загрязнен, а затем преобразован в пригород. Лодки стали напоминанием о промышленном прошлом Залива, но только Эрфилд SS зарос деревьями.
Panagiotis
Выброшенный на берег Греции корабль контрабандистов выглядит как художественная инсталляция. Отдыхающие загорают возле судна и фотографирую его. До того как стать пляжным памятником, Panagiotis владели контрабандисты, которые перевозили сигареты и спиртное. Пытаясь скрыться от властей, корабль врезался в берег бухты в 1983 году.
USS Saratoga CV-3
Авианосец длиной 270 метров потоплен в атолле Бикини и лежит на коралловом рифе. Отправил корабль на дно ядерный взрыв в 1946 году. Чтобы добраться до гиганта из близлежащего аэропорта, понадобится примерно 30 часов.
Hermes
Это самый известный у дайверов корабль. Он относительно небольшой, длина – всего 50 метров, и лежит на глубине 24 метра. Это делает «Гермес» удобным объектом для изучения. Судно, некогда входившее в состав ВМС США, практически не покрыто растительностью, но в нем живут рыбы.
Zenobia
Этот паром предназначался для буксировки кораблей в море. Судно встретило свою судьбу под прозрачными водами в заливе Ларнаки. В 1980 году во время своего первого путешествия корабль шел из Мальмё в Сирию, но так и не добрался до места назначения. Когда паром приблизился к Греции, обнаружилось, что корпус разгерметизирован. Помимо этого, начались технические проблемы. Но с ними и поступающей водой удалось справиться, и плавание продолжилось.
Вскоре вода снова начала просачиваться внутрь, и капитану было приказано вывести судно из гавани Ларнаки, чтобы не нанести ущерб другим судам. Той ночью паром затонул. На его борту находился груз, который и сегодня лежит на дне вместе с Zenobia. Судно хорошо видно под водой, так как оно находится всего в 15 метрах от поверхности.
Sea Tiger
«Морской тигр» перевозил 93 нелегальных иммигранта из Китая. В 1999 году судно затопили недалеко от пляжа Вайкики, превратив его в искусственный риф. Морские обитатели быстро освоили «Морского тигра». Сегодня на нем можно увидеть мурен, морских черепах. Импровизированный дом для рыб залегает на глубине 38 метров.
SS Dominator
«Доминатор» был грузовым судном, которое в 1961 году попало на полуостров Палос-Вердес, проплыв через густой туман. Его обломки находятся на поверхности, что делает этот корабль привлекательным для дайверов. Чтобы их найти, необходимо идти на север до мыса Палос-Вердес в заливе Луанда.
Все описанные суда имеют в своем активе интересную историю и, за небольшим исключением, доступны для изучения. Это своеобразные памятники морской стихии, воли случая и человеческой безалаберности.
Источник