Коррекционные занятия с водой

Занятие с использованием водной терапии для детей младшего дошкольного возраста

Анна Миронова
Занятие с использованием водной терапии для детей младшего дошкольного возраста

1)Формировать положительный эмоциональный настрой;

2)Способствовать снижению эмоционального напряжения и скованности;

3)развивать и совершенствовать коммуникативные навыки;

4)Развивать произвольность и самоконтроль;

5)Развитие мелкой моторики;

6)Развивать память и воображение.

Материалы к занятию: магнитофон; стол-ванна; ракушка; баночки с водой;набор игрушек: уточки, мячи, шарики; соломинки для коктейлей.

Ход занятия:

1. Ритуал приветствия «Давайте поздороваемся»

Психолог: Давай поздороваемся друг с другом сначала громким голосом, затем обычным и тихим.

Психолог: Прислушайся, откуда этот звук? Что это?

Ребенок: Это ракушка.

2. Основной момент

Психолог: Послушай, она шумит, поет и как будто о чем-то рассказывает.

Если мы внимательно послушаем, то наверняка узнаем удивительную историю этой необычной ракушки.

В далеком синем море-океане жила маленькая ракушка. Когда она появилась на свет, ей все казалось чудесным и удивительно — волшебным. Морские волны нежно ласкали её. Представьте, что вы в морской воде, почувствуйте её прикосновение. Вот волны ласкают ваши ножки, животик, спину, руки. Так и ракушка радовалась этому. Цветные кораллы и водоросли были для нее дивным садом,где она любила играть со своими милыми друзьями и подругами: рыбками, морскими звездочками, ракушками, русалочками. Но однажды морю стало грустно. Оно бурлило, кипело. Страшные волны беспощадно выбрасывали все со дна морского на берег. Вот так и нашу ракушку подхватила волна и выбросила на берег. И вот ракушка просит нас развеселить море, поиграть с ним, чтобы ракушка смогла вернуться к себе домой.

Психолог: Мы поможем с тобой ракушке?

Психолог: Послушай…Оно с нами здоровается, только очень-очень тихо. Давай его развеселим.

Опусти в воду руки. Какая вода? (Теплая. Мокрая. Ласковая. Приятная.)

Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком. Затем другой. А теперь пощекочем двумя руками.

Психолог: Пусть наши ручки остаются в воде. Сожми и разожми пальчики.

Растопырьте пальчики и поводите ладошками в воде, похлопай ладошками по воде, только очень осторожно, чтобы не брызгать.

А теперь возьмите щеточки и потрите ими ладошки. Какие щеточки? (Колючие, как ежики.)

Психолог: Водичка в море издает разные звуки.Давай послушаем какие:

— вода капает — ребенок опускает руки в воду, затем поднимает их,с рук стекают капельки: кап-кап;

— вода журчит — ребенок выливает в ванну воду из бутылки тонкой струйкой, вода журчит, как ручеек;

— вода плещется — ребенок производит в ванне с водой интенсивные движения руками так, чтобы получились волны;

— вода булькает — ребенок погружает пустую бутылку в ванну, набирая в нее воду,которая булькает: буль-буль.

Каждое действие педагог показывает ребенку. Если ребенок не может повторить его самостоятельно, то педагог помогает ему.

Игра «Рыбки в озере»

Психолог: А теперь давай поиграем пальчиками в воде, представим, что наши пальчики – рыбки.

Рыбки плавают (волнообразные движения руками в воде, выглядывают из воды, дышат (пальчики плотно сжаты и «выглядывают» из воды, рыбки опустились на дно озера (ладошки достают до дна озера).

Игра «Уточки на волнах»

Психолог: Кажется морю нравится как мы с ним играем и оно успокаивается, волны становятся все меньше. Вот и уточки приплыли.

Психолог предлагает ребенку самостоятельно запустить игрушек-утят в емкость стола-ванной, наполненную водой.

Психолог: Давай покажем сильные волновые движения одно рукой, двумя руками.А теперь слабые: одной рукой, двумя руками.

Игра «Кто выше прыгнет»

Психолог: Море предлагает нам поиграть в его игру. Мы будем опускать игрушки, а водичка в море выталкивать обратно.

Педагог и дети опускают в емкость стола-ванны, наполненную водой, плавающие игрушки (шарики, мячики и т. д.). Затем взрослый опускает одну игрушку на дно, но она «выпрыгивает» на поверхность воды. Он предлагает ребенку повторить его действие самостоятельно.

Игра «Веселые пузыри»

Психолог: Морю понравилось, как мы с ним играем и оно смеется.

Психолог опускает в воду соломинку для коктейлей и дует. В воде появляются веселые пузырьки.

Психолог: Давай посмеемся вместе с ним.

Психолог: Ну вот, нам удалось развеселить море и оно успокоилось Давай послушаем ракушку. Как ты думаешь, что она нам говорит?

Ребенок говорит свой вариант ответа.

Психолог: Я слышу, что она говорит нам спасибо. Теперь она может вернуться к себе домой и играть со своими друзьями.

Кладут ракушку в воду.

Релаксация занятия «Водопад»

Психолог: А теперь закрой глаза и представь себе, что ты находишься под небольшим водопадом. Небо светло-голубое. Воздух свежий. Вода чистая и прохладная. Одна мягко струиться по спине, стекает с ног и продолжает свой бег дальше.

Упражнение выполняется стоя.

3. Заключительная часть

Психолог: Тебе понравилось сегодня на занятии? Что тебе понравилось больше всего? Какое у тебя настроение?

Психолог: У меня тоже хорошее настроение.Мы сегодня сделали много добрых дел: развеселили море и помогли ракушке.

4. Ритуал прощания.

Психолог: Давай возьмемся за руки, потрясем, похлопаем, улыбнемся и скажем «До свидания».

Игротерапия для дошкольников. Сюжетно-ролевая игра «Мышка на травке» Игротерапия: «Мышка на травке». Цель: Создать положительный эмоциональный настрой детей; способствовать формированию игровой мотивации.

Источник

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Игры с водой» для детей 5–6 лет

Ирина Гасиева
Конспект коррекционно-развивающего занятия «Игры с водой» для детей 5–6 лет

педагог-психолог Гасиева И. И.

1. Создание атмосферы безопасности на занятии, положительного настроения и снижение эмоционального напряжения.

2.Проработка психоэмоциональных проблем: коммуникативные трудности в общении, страхи.

Оборудование: тазы с водой (по количеству детей, резиновые игрушки, музыка для релаксации, полотенце для рук (индивидуальное).

Ход занятия:

Вводная часть: игра «Передай улыбку». Далее детям предлагают выбрать место для работы (возможно объединение в пары по желанию детей)

1 часть: игры на поверхности воды под музыку для релаксации.

«Здороваемся с водичкой» — Дети, положите ладошки на поверхность воды, закройте глаза и подумайте о чем-нибудь хорошем!

«Звонкий смех» — пальчиками «пощекочем» водичку и услышим ее звонкий смех.

«Разговор с водичкой» — наберите в ладошку воды и осторожно выливайте ее обратно, слышите, как журчит водичка, она так с вами разговаривает.

«Песенка дождя» — опустите руки на дно таза, сильно надавите на дно так, чтобы ваши руки превратились в «струнки» (напряжение). Поднимите руки над тазом и послушайте «песенку дождя»(расслабление).

2 часть:основная — детям предлагают выбрать игрушку (при этом обязательно выслушать ответы детей на вопрос, почему он выбрал эту игрушку — это является диагностикой скрытых психоэмоциональных трудностей у детей)

Дети, давайте представим, что игрушка не умеет плавать и очень боится воды.

Упражнение «Моем лапки» — посадите игрушку на ладошку и опустите ее так, чтобы лапки чуть-чуть касались воды.

«На лодочке» — покатаем игрушку на ладошке, как на лодочке.

«Веселое купание» — поливаем на игрушку, как из ковшика.

«Танец на воде» -свободная игра (можно использовать музыку)

3 часть: расслабляющие упражнения

Медленное поглаживание поверхности воды под релаксирующую музыку.

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в песочную страну» Ритуал выхода Цель: Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и непроницаемо, проявляя творческую.

Конспект группового коррекционно-развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по стране Знаний» Задачи: Продолжать активизировать познавательные психические процессы: зрительную память и внимание, образное и логическое мышление; развивать.

Конспект интегрированной ОД для детей раннего возраста (2–3 лет) «Игры с водой» Интеграция образовательных областей: — «Социально-коммуникативное развитие»; — «Познавательное развитие»; -«Речевое развитие». Задачи:.

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Что такое доброта» для детей 6–7 лет Конспект коррекционно-развивающего занятия «Что такое доброта» для детей 6-7 лет. Составила воспитатель Ушач Татьяна Ивановна Цель: Обобщать.

Конспект коррекционно-развивающего занятия для развития внимания у детей с ОВЗ «Будущие защитники» Педагог-психолог: Миронова Анна Анатольевна Цель: развивать и корректировать свойства внимания. Задачи: 1. развитие произвольного внимания,.

Конспект коррекционно-развивающего занятия по познавательной сфере для детей старшего дошкольного возраста Цель: коррекция и развитие психических процессов у детей, имеющих нарушения в развитии познавательной сферы. Коррекционно-развивающие задачи:.

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию эмоциональной сферы для детей подготовительной группы «Путешествие» Цели: 1. Развивать эмоциональную сферу детей. Задачи: 1. Закреплять знания детей об эмоциях. 2. Учить передавать эмоциональные состояния.

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми 7–9 лет с Тмнр по творческому развитию «Деревья зимой» Конспект позволяет включать ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития в совместный творческий процесс и знакомит с нетрадиционной.

Конспект коррекционно-развивающего занятия в специализированной группе для детей с нарушением зрения «На лесной полянке» Тема: «На лесной полянке». Коррекционные цели: • формировать зрительно-пространственную ориентацию, зрительно-моторные реакции; • упражнять.

Конспект развивающего занятия для неговорящих детей 3–4 лет с родителями «Зима» Предлагаю Вам конспект развивающего занятия для неговорящих детей 3-4 лет с родителями. Тема: «Зима» Цель: Создание положительного эмоционального.

Источник

«Методическая разработка системы коррекционно-развивающих игр с водой «Водичка-помощница»

Пояснительная записка

В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями ставится задача поиска внутренних источников развития, перехода к рациональному использованию всех имеющихся ресурсов с целью повышения качества образовательных услуг.

Особенно это актуально для коррекционных детских садов, в частности, для детей с ОВЗ (ДЦП и проблемами опорно-двигательного аппарата и различными формами интеллектуальной недостаточности).

Актуальность проблемы

Опыт работы в коррекционном детском саду, показывает, что дети, с особыми возможностями здоровья хоть и радуются приходу в группу нового человека (психолога), но ситуативно-деловая форма сотрудничества у них не сформирована даже к 6-7 годам. Они требуют к себе повышенного внимания, ласки, тактильного контакта, но этим и ограничивается их общение со взрослым. У детей с ОВЗ слабо развит познавательный интерес, снижена познавательная активность. Они быстро устают, внимание становится рассеянным, присутствуют явления генерализации внимания; они не могут долго следовать даже одноступенчатой словесной инструкции, не переносят полученные знания на новые задачи. В силу своих физических возможностей они не могут работать руками так, как здоровые дети, им тяжело сидеть на стуле, выдерживать заданную позу, часто больно или невозможно делать какие-то движения. Такие дети не хотят рисовать, лепить, конструировать. Все эти особенности сильно затрудняют коррекционную работу психолога, педагога и специалистов.

В силу того, что дети с ОВЗ (ДЦП и проблемами опорно-двигательного аппарата) часто находятся в санаториях, на лечении (консервативное и оперативное лечение), а в остальное время лишены полноценного общения со сверстниками и взрослыми, у них с запозданием формируются (или не формируются вообще) коммуникативные навыки, присущие здоровым детям.

Как отмечено в литературе, осознание своего дефекта происходит у таких детей к 7-8 годам. На самом деле, если интеллект ребенка сохранен, то переживать по поводу того, что он не может полноценно передвигаться, он не такой как все, ребенок начинает раньше, еще в дошкольном возрасте. Это усугубляет проблемы в эмоциональной сфере (тревожность, страхи, застенчивость). Сниженная практика общения, эгоцентризм, негативизм приводят к конфликтам в общении, особенно со сверстниками.

Анализ результатов наблюдений, диагностики, анкетирования родителей и педагогов приводит к выводу, что «особым» детям в наше время необходимы новые, особенные игры.

Гибкая система игр с водой, песком и пластилином «Водичка-помощница» сначала была разработана мною именно для «особых» детей. В процессе внедрения системы игр я поняла, что можно ее использовать для здоровых детей, а также для создания условий успешной интеграции детей-инвалидов в массовые группы детского сада.

Цель:

обеспечение необходимых условий для социальной адаптации и интеграции в массовые группы детского сада детей с особыми возможностями здоровья.

Задачи:

  • корректировать и развивать познавательные психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение);
  • формировать познавательный интерес и развивать познавательную активность;
  • формировать у детей представления о базовых эмоциях, таких как радость, грусть, гнев, страх, удивление;
  • корректировать такие недостатки восприятия эмоций детей с ОВЗ, как слабая дифференцированность составляющих элементов эталона эмоции, поверхностность восприятия эмоции по выделенному единичному элементу экспрессии, неспособность к целостному обобщенному восприятию эмоции по выражению лица и позе;
  • развивать у детей способность дифференцировать и осознавать эмоции свои и другого человека по мимике, пантомимике, жестам, позе, интонации;
  • способствовать развитию интереса к общению со сверстниками и коммуникативных навыков;
  • корректировать проблемы эмоциональной сферы в поведении и общении (агрессивность, тревожность, страхи);
  • способствовать снятию тревожных состояний, страхов, преодолению негативизма к воспитательным и коррекционным воздействиям;
  • способствовать развитию и гармонизации детско-родительских отношений;
  • обучать родителей способам применения игр системы; организация на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми;
  • консультировать родителей по вопросам создания развивающей среды в условиях семейного воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора.

Ожидаемые результаты

Дети:

  • повышение уровня развития познавательной сферы;
  • расширение круга осознаваемых эмоций;
  • способность дифференцировать составляющие элементов эталона эмоции и объединять их в целостный образ;
  • способность к целостному обобщенному восприятию эмоции по выражению лица и позе;
  • способность дифференцировать и осознавать эмоции свои и другого человека по мимике, пантомимике, жестам, позе, интонации;
  • формирование образного и вербального эталона каждой эмоции (радость, грусть, гнев, страх, удивление) для ориентировки в собственных чувствах и чувствах окружающих людей;
  • развитие и расширение интереса к общению и взаимодействию со сверстниками, коммуникативных навыков, необходимых для конструктивного взаимодействия и решения конфликтных ситуаций;
  • снижение уровня тревожности, агрессивности, количества и интенсивности страхов, преодоление негативизма, развитие децентрации.

Родители:

  • повышение психологической грамотности (психологическое просвещение);
  • получение новых систематизированных знаний по способам применения игр с водой, песком и пластилином; способность организовать на их основе развивающие игры и игровое взаимодействие с детьми;

Адресат:

Система игр «Водичка-помощница» предназначена для коррекционной и развивающей работы психолога с детьми с особыми возможностями здоровья и нормой развития 3-7 лет и их родителями.

Педагог-психолог является ведущим, координирующим работу других участников. Он выбирает тему совместной деятельности, подбирает игры и другие необходимые пособия, оформляет помещение, при затруднении игроков интерпретирует правила игр, ситуаций. Психолог организует, направляет и корректирует сотрудничество взрослых и детей, помогает выбрать эмоционально верный тон, поощряет усилия обеих сторон.

Использование в работе педагога-психолога методики «Водичка-волшебница» помогает осуществлять переход к современным социоигровым технологиям, повысить статус детской игры в сознании родителей, расширяет возможности в работе с детьми и их семьями.

Форма проведения

  • индивидуальная;
  • групповая (совместная деятельность с детьми);
  • групповая (совместная деятельность с детьми и их родителями).

Работа с играми из системы «Водичка-помощница» предполагает занятия как индивидуальные, так и групповые (с детьми – как часть психопрофилактического или коррекционного занятия; с детьми и родителями – как часть консультации, обучения взаимодействию).

Индивидуальные занятия проводятся в случаях необходимости оказать адресную поддержку и помощь ребенку. Коррекционная работа проводится с детьми:

  • имеющими нарушения в эмоционально-волевой сфере (агрессивными, тревожными, имеющими большое количество страхов);
  • конфликтными детьми, детьми с низким социометрическим статусом, имеющими проблемы в сфере общения;
  • детьми с ОВЗ, которые в силу своего диагноза не могут самостоятельно передвигаться и перед тем, как интегрировать их в группу сверстников, необходима предварительная работа по развитию коммуникативных навыков и преодолению проблем эмоциональной сферы в поведении и общении.

Эти дети эмоционально лабильны, часто раздражительны, проявляют негативизм к воспитательным воздействиям, агрессивны, беспокойны.

На помощь таким детям и их родителям приходят игры под руководством педагога-психолога.

Игра преподносится ребенку как интересное времяпровождение, когда он может в процессе сочинения сказки побыть и злым персонажем, и героем, побеждающим страх, и самим собой, но уже избавившимся от страхов и неуверенности.

Цели индивидуальных коррекционных и развивающих занятий с детьми:

  • создание условий для ощущения ребенком своей успешности;
  • создание условий для выражения ребенком своих желаний, аффектов;
  • содействие гармонизации развития личности ребенка, формированию его самостоятельности и уверенности в себе, активности, доброжелательного отношения к людям.

Цель индивидуальных занятий с детьми и их родителями:

  • содействие гармонизации внутрисемейных отношений.

Игровые сеансы в процессе консультации помогают выявлять качества взаимодействия членов семьи, поддержки активной позиции родителей, формированию партнерских отношений между детьми, родителями и педагогом-психологом.

Цели групповой работы:

развитие эмоционально-личностной сферы;

формирование у детей коммуникативных навыков;

развитие навыков саморегуляции и самоконтроля;

профилактика расстройств личности.

Материалы:

  • непромокаемый материал для пособий (клеенка, обивочный материал для блоков игровой комнаты и т.п.);
  • ножницы;
  • водостойкий маркер или набор цветных шариковых ручек;
  • железная или пластиковая доска достаточно большого размера (примерно 1м 20 см на 70-100 см);
  • стол для игр с песком и водой или хорошо закрепленные миски;
  • большая ванна для воды;
  • мячи каучуковые разных размеров (небольшие) и мячи пластмассовые четырех основных цветов;
  • ложки, сачки, щипцы для сахара и пр. для того, чтобы вынимать шарики и мячики из воды;
  • набор рыбок различной величины и удочки к ним;
  • полотенца, тряпочки, передники.
  • вырезанные из клеенки пособия (пиктограммы, дома, кошки, человечки, кораблики, деревья и пр.), которые ребенок мочит в воде, стряхивает капельки в миску и «наклеивает» на доску;
  • пластилин различных цветов и мягкости;
  • дощечки и картон для работы с пластилином.

Технология проведения игр

Игры с водой, песком или пластилином включаются в занятие как его основная часть. В зависимости от темы занятия, подбираются материалы. Так, например, если проводится игра для развития познавательных психических процессов, то выбираются геометрические фигуры различных цветов и форм. Психолог с помощью воды «наклеивает» фигуры на доску и задание готово. Дети, следуя словесной инструкции, выполняют задание, поочередно подходя к доске (мочат фигуру в воде, стряхивают над тазиком и «наклеивают» на доску).

Затем, в зависимости от цели занятия, психолог совместно с детьми сочиняет сказку по полученной картине; проводит игру «Найди ошибки» (дети ищут и исправляют ошибки, «отклеивая» неправильно прикрепленные фигуры и «наклеивая» нужные).

Примеры игр и заданий

1. Игра для детей с ОВЗ и интеллектуальной недостаточностью или для детей 4-5 лет с нормой интеллекта «Найди фигуре ее место»: на доске «приклеены» геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), дети поочередно подходят к доске, выбирают на подносе указанную геометрическую фигуру и «наклеивают» под образцом (круг – под кругом, квадрат – под квадратом, и т.д.). Когда игра закончена, дети под руководством психолога ищут ошибки и исправляют их.

Пример выполнения задания на рисунке:

Подобным образом также проводятся игры «Найди свое место (по цвету, размеру»,

Для детей более старшего возраста игру «Найди свое место» проводим уже по двум признакам (по показу или словесной инструкции).

2. Игра «Найди и отметь нужное» для детей 5-7 лет с нормой интеллекта и легкой интеллектуальной недостаточностью.

Цель игры – развитие внимания и коммуникативных способностей. На рисунке представлен пример готового пособия. Задание: «Наклей кружочки в фигуры как показано в образце». Дети поочередно подходят к доске и заполняют таблицу. Затем проводится игра «Найди ошибку»

Задание в выполненном виде выглядит так:

3. Игра «Корректурная проба»

Выполнили задание, нашли ошибки и пометили их пиктограммами. Теперь приступаем к исправлению.

4. Игра «Сложи также». Пример задания для ребенка 4-6 лет с нормой интеллекта или лёгкой интеллектуальной недостаточностью.

5. Игра «Собери из частей»

6. Игра «Эмоциональные рыбки»

Цели: развитие способности к восприятию и дифференциации эмоций, развитие способности следовать словесной инструкции; внимания, мышления, мелкой моторики.

Игра предназначена для детей от 3 до 7 лет, а также для совместной деятельности детей и родителей.

Сюжет игры подбирается в зависимости от целей и состава группы играющих.

7. Игра «Подбери эмоцию котам».

Материалы: кошки в различных эмоциональных состояниях, домики, пиктограммы. Можно добавить деревья, цветы, машины, кораблики и т.п., если дети захотят продолжить игру.

Цели: аналогично игре № 6.

Предназначена для детей 3-7 лет. Целесообразно использовать эту игру в период адаптации к детскому саду после лета для сплочения группы.

Дети делают коллективную работу, а потом совместно с психологом сочиняют сказку.

Таким образом, методика «Водичка-помощница» направлена на развитие и социализацию детей, коррекцию и развитие познавательной и эмоциональной сфер воспитанников, повышение психологической культуры родителей, укрепление детско-родительских отношений.

  1. Баркан А.И. Практическая психология для родителей. М.: АСТ-ПРЕСС, 2011. 432 с.
  2. Гапаров А.И. Игротека. – СПб.: Союз, 2007. – 224с.
  3. Кочева Е. Программа работы психолога с детьми по оптимизации общения в детском саду// Школьный психолог, 2000. — № 25.
  4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 208 с.

Источник

Читайте также:  Можно ли разбавлять белое вино водой
Оцените статью