Крамской моисей источает воду

Иван Крамской. Христос в пустыне

Ирина Языкова, искусствовед, кандидат культурологии

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

Крамского знают как лидера передвижников, человека, который начал и возглавил знаменитый «бунт четырнадцати», когда четырнадцать выпускников Академии Художеств выразили протест против того, что писать заданную тему. Заданная тема была по скандинавской мифологии, а они хотели брать темы по выбору, и в основном, конечно, темы социальные. Собственно, передвижничество и возникло как движение художников, заинтересованных прежде всего в социальной теме. Это было время разночинства, революционных идей, время реформенное, время, когда молодежь увлекалась западными демократическими идеями и т.д. А Церковь была как бы на периферии их сознания, потому что она была пленена государством, это была синодальная Церковь, и, казалось бы, в их интересы религиозные сюжеты не входили.

Если мы говорим о Крамском, то надо сказать, что он блестяще справился с заданием Академии Художеств именно на библейскую тему, даже получив за эту работу золотую медаль. Он написал картину «Моисей, источающий воду из скалы». Это, конечно, рабочая работа, но то, что ее премировали золотой медалью, говорит о многом. Во-первых, о том, что в творчестве Крамского были религиозные сюжеты, даже в Академии, и он с ними прекрасно справлялся.

Потом случился такой интересный момент. Казалось бы, люди-бунтари, которые ушли и писали темы, далекие от религии, Церкви, Библии, и вдруг Крамской, возглавивший это социально направленное движение художников, представил на одной из выставок художников-передвижников картину «Христос в пустыне».

Что это за картина? О ней спорили тогда и спорят сегодня. Для многих благочестиво настроенных людей она тоже была продолжением этого бунта – социальной устремленности молодых художников к новым темам, более связанным не с религией, а с социальными проблемами.

Читайте также:  Сопли водой чем лечить текут у взрослого

Мы все помним эпизод, изображенный в картине: Христос после Своего крещения удаляется в пустыню и там искушается дьяволом. Утро в пустыне, где среди безжизненного каменного пейзажа сидит человек – я намеренно говорю сейчас человек, потому что это сниженный образ Христа – который очень устал, очень измучен, размышляет, сидит, я бы сказала, безнадежно. Именно такая трактовка Христа, конечно, очень задела благочестивых людей: где нимб? где величие? где победа над дьяволом в пустыне? Потому что мы знаем из Евангелия, что Христос очень сильно ответил на искушающие вопросы дьявола. Его всегда, даже в западной традиции, изображали торжествующим над дьяволом, а здесь изображен очень усталый человек, который, может быть, и несет на себе следы этой борьбы, но выглядит совсем не победительно. Наоборот, такое впечатление, что он на перепутье, еще не знает, куда поведет Его эта дорога. Правомерно ли такое изображение Христа?

Мы знаем, что в XIX веке многие художники обращались к образу Христа, и многие намеренно снижали Его образ. Но, снижая этот образ, Крамской точно не хотел увести от Христа и показать разночинца. Хотя он говорил кому-то: «Я даже не знаю, написал ли я Христа или кого-то другого». Но изначально он, конечно, хотел написать Христа. Но Христос для этих людей был не просто Богом, Богочеловеком, Спасителем и т.д., а, как часто говорили, первым революционером, тем, который изменил мир. Поэтому Он оставался идеалом даже для людей, далеких от Церкви.

Изображая Христа в пустыне, Крамской не хотел ни богохульствовать, ни уводить от догматического, богословского образа Христа, а просто хотел показать Того, Кто начал реально идти навстречу людям и взял на Себя всю тяжесть человеческих страданий. И в этом смысле, мне кажется, он попал в самую точку: несмотря на всю сниженность этого образа, перед нами все-таки Христос. Но Христос, увиденный глазами человека, неравнодушного к социальным проблемам.

Читайте также:  Вода с курагой калорийность

Некогда один из учителей Крамского сказал:

– Главное – изобразить душу.

И молодой художник спросил:

– Как изобразить душу?

– А это уже твоя задача, задача как художника.

И мне кажется, здесь Крамской попытался это сделать – показать душу Человека, Который берет на Себя боль мира.

Источник

Иван Крамской – художник, раскрывающий душу

Иван Крамской занимает особое место среди русских художников второй половины XIX века. Он прославился не только как талантливый художник, но и как общественный деятель, критик, продвигающий искусство «в народ» и дающий возможность народу освоить живопись путем создания художественных школ, училищ и музеев. Особенностью творчества, что отличает Ивана Николаевича от других мастеров, является принцип портретируемого – в лице отражается самое «человеческое в человеке».

Иван Николаевич Крамской родился 27 мая 1837 года в бедной мещанской семье. Что сам писал художник в автобиографии о своих детских годах: «Я родился в уездном городке Острогожске Воронежской губернии, в пригородной слободе Новой Сотне, от родителей, приписанных к местному мещанству. В двенадцать лет я лишился отца своего, человека очень сурового, сколько помню. Отец мой служил в городской думе, если не ошибаюсь, журналистом, дед же мой, по рассказам, был так называемый войсковой житель и, кажется, был тоже каким-то писарем на Украине. Дальше генеалогия моя не поднимается. Учился я вначале у одного грамотного соседа, а потом в Острогожском уездном училище, где и кончил курс с разными отличиями, похвальными листами, с отметками «пять» по всем предметам, первым учеником, как свидетельствует и аттестат мой; мне было тогда всего двенадцать лет, и мать моя оставила меня еще на один год в старшем классе, так как я был слишком мал. На следующий год мне выдали тот же аттестат, с теми же отметками, только с переменой года».

Как мы видим из собственных воспоминаний художника, маленький Иван отличался упорством и стремлением к обучению, особой страстью было рисование. Сначала он был самоучкой, затем по совету одного любителя стал работать с акварелью и увлекаться литературой. В 1850 году после окончания училища Иван Николаевич поступил в ученики к одному иконописцу, но каково было разочарование Крамского, когда вместо обучения искусству получал только задания по растирке красок и разнос посылок. Поэтому подросток вскоре вернулся в Острогожск и уже в 1853 отправился скитаться по стране.

Артель. Товарищество передвижных художественных выставок

В 1857 году, приехав в Петербург, Крамской осенью поступает в Академию художеств и одновременно подрабатывает ретушером в «Дагерротипном заведении» Деньера.

Первая картина Ивана Николаевича «Смертельно раненый Ленский» (1860) написана по поэме А.С. Пушкина, за которую автор получил вторую серебряную медаль. Через год на выставке Академии художеств помимо семи портретов было представлено полотно «Молитва Моисея по переходе израильтян через Черное море». Из его мастерской также вышла неоконченная программная работа на золотую медаль «Поход Олега на Царьград».

Молитва Моисея по переходе израильтян через Черное море, 1861

В 1862 году Иван Николаевич начал преподавать в рисовальной школе Императорского общества поощрения художников. За картину «Моисей источает воду из камня» художник получает вторую золотую медаль. В 1863 он исполнил несколько портретов и сорок пять эскизов, восемь картонов с изображением Бога-Саваофа со Святым Духом, Христа и четырех апостолов для купола храма Христа в Москве.

Крамской быстро приобрел авторитет среди товарищей благодаря своей начитанности и взрослому взгляду на жизнь. В 1863 году он смог сплотить вокруг себя передовую академическую молодежь. До окончания учёбы в Академии оставалось написать программу на большую медаль и получить заграничное пенсионерство. Совет Академии предложил ученикам конкурс на тему из скандинавских саг «Пир в Валгалле». Все четырнадцать выпускников отказались от разработки данной темы и подали прошение о том, чтобы им позволили каждому выбрать тему по своему желанию. Последующие события вошли в историю русского искусства как «Бунт четырнадцати». Совет Академии им отказал, а профессор К. А. Тон отметил: «Если бы это случилось прежде, то всех бы вас в солдаты!» 9 ноября 1863 года Крамской от лица товарищей заявил совету, что они, «не смея думать об изменении академических постановлений, покорнейше просят совет освободить их от участия в конкурсе».

Уход бунтарей из Академии художеств стал началом нового этапа жизни Крамского – создание и возглавление Артели художников, в которой царила атмосфера взаимопонимания и духовных интересов.

В то же время художник женится на Софье Николаевне Прохоровой, а в конце 1863 года у них рождается сын Николай. Любящий муж и отец часто воплощает на полотнах свою семью: «Семья художника», «Портрет Софьи Николаевны и Софьи Ивановны Крамских, жены и дочери художника». Супруга Ивана Николаевича занималась бытовыми вопросами Артели, в счастливом браке родила шестерых детей (но двое младших сыновей, к сожалению, умерли в раннем возрасте) и всегда была музой и ангелом-хранителем художника.

Семья художника, 1866

Портрет Софьи Николаевны и Софьи Ивановны Крамских, жены и дочери художника, 1875

В 1869 году Крамской осознал, что созданная им Артель потеряла первоначальную идею высокой нравственности в искусстве, и в конечном итоге покинул ее. После этого он загорелся желанием создать Товарищество передвижных художественных выставок. В 1870 Иван Николаевич участвовал в разработке устава Товарищества, тем самым утвердившись в статусе не только авторитетного члена правления, но и идеолога, защищающего основные позиции и принципы.

В эти годы художник работал и неустанно занимался портретами, в основном заказными, для заработка, что позволило определить призвание Крамского-портретиста. У мастера была излюбленная техника имитации фотографии с использованием белил и итальянского карандаша – в известных портретах Г.Г. Мясоедова, П.П. Чистякова, Н.А. Кошелева, А.И. Морозова, И.И. Шишкина.

Портрет Г.Г. Мясоедова, 1872

Портрет П.П. Чистякова, 1861

Портрет Н.А. Кошелева, 1866

Портрет И.И. Шишкина, 1869

Среди ранних работ особенно выделяется «Автопортрет». Во взгляде исподлобья заключена вся жизненная энергия и сила воли. «Так вот он какой! Какие глаза! Не спрячешься, даром, что маленькие и сидят глубоко во впалых орбитах, серые, светятся», — писал Илья Репин. За портреты княгини Екатерины Алексеевны Васильчиковой и графа Д.А. Толстого Крамской получил звание академика.

В 1869 году Иван Николаевич впервые отправился в небольшую заграничную поездку для изучения работ старых мастеров, что повлияло на формирование портретного стиля художника с выраженным влиянием английского стиля. Портреты «За чтением. Портрет Софьи Николаевны Крамской», «Портрет Софьи Николаевны Крамской», «Женский портрет», «Портрет Михаила Борисовича Тулинова» являются примерами того, что сентимаентально-романтическая линия английского портрета в «артельный» период была близка Крамскому.

За чтением. Портрет Софьи Николаевны Крамской, 1866-1869

Портрет Софьи Николаевны Крамксой,

Портет М.Б. Тулинова, 1868

Поиск образа Христа

Жизнь и творчество Александра Иванова оказали огромное влияние на юного Крамского. Двух художников сближали одинаковые поиски истины, глубокое и вдумчивое отношение к искусству. Крамской писал о себе Репину: «Всякий сюжет, всякая мысль, всякая картина разлагалась без остатка от беспощадного анализа». Однажды, увидев работу Александра Иванова «Явление Христа народу», он был потрясен и определил для себя высшую задачу искусства так: «Настоящему художнику предстоит громадный труд… поставить перед лицом людей зеркало, от которого бы сердце их забило тревогу».

Еще во время обучения в Академии Иван Николаевич очень увлекся темой искушения Христа и посвятил около десяти лет созданию образа Спасителя. В ноябре 1869 он посетил Германию, Вену, Антверпен и Париж, где художник знакомился со старым и новым искусством и искал «своего» Христа. «Под влиянием ряда впечатлений, — писал впоследствии Крамской, — у меня осело очень тяжелое ощущение от жизни. Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье – пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступить ни шагу злу. И вот однажды я увидел человека, — пишет художник дальше, — сидящего в глубоком раздумье. Его дума была так серьезна и глубока, что я часто заставал его постоянно в одном положении. Я видел эту странную фигуру, следил за ней, видел, как живую, и однажды вдруг почти наткнулся на нее: она именно там же сидела, сложивши руки, опустив голову. Он меня не заметил, и я тихонько на цыпочках удалился, чтобы не мешать, и затем уже не мог забыть ее…». Так и был создан образ Христа – тихого, спокойного, отрешенного, величавого.

Образ Христа в картине «Христос в пустыне» выражает состояние готовности принять на себя искупительную жертву за страдания и грехи человечества, сознание тяжести этого бремени и решимость следовать начертанному пути.

Христос в пустыне, 1872

Произведение произвело незабываемое впечатление на публику: «Картина моя, — вспоминал Крамской, — расколола зрителей на огромное число разноречивых мнений. По правде сказать, нет трех человек, согласных между собой. Но никто не говорит ничего важного. А ведь «Христос в пустыне» — это моя первая вещь, над которой я работал серьезно, писал слезами и кровью… она глубоко выстрадана мною. она – итог многолетних исканий…».

В начале 1873 года Иван Николаевич узнал, что Совет Академии художеств решил присудить ему звание профессора за эту работу, и после написал письмо об отказе, оставшись верным своей юношеской идее независимости от Академии. Звания профессора Крамскому так и не было присуждено.

Мастер не раз возвращался в творчестве к теме Христа. «Надо писать еще Христа, — писал он Федору Васильеву, — непременно надо, то есть не собственно Его, а ту толпу, которая хохочет во все горло, всеми силами своих громадных животных легких».

«Хохот» («Радуйся, Царю Иудейский») – полотно, над которым Крамской работал до конца своей жизни, но так и не смог завершить его. Замысел оказался сильнее и масштабнее его воплощения, что и переживал художник как самую большую творческую неудачу.

«Хохот» («Радуйся, Царю Иудейский»), 1877-1882

Яркий период творчества

На Первой передвижной выставке в 1871 в залах Академии художеств в Петербурге Крамской представил несколько своих оригинальных работ, центром которых стала картина «Русалки» по сюжету повести Николая Васильевича Гоголя «Майская ночь». Полотно было задумано на Украине, в селе Хотень Харьковской губернии, куда Иван Николаевич приехал по приглашению своего друга, пейзажиста Федора Васильева.

Рецензенты с большим удовольствием отмечали в полотне Крамского «крайнее правдоподобие фантастического сна» и такие редкие качества современного искусства, как искренность, отсутствие фальши, лжи и предвзятости.

Так художник показал, что помимо «правды жизни» в искусстве имеет место и поэтический вымысел, составляющий важную грань человеческого бытия.

Самым бурным и ярким периодом деятельности Крамского являются семидесятые годы. В это время созданы портреты князей Павла и Сергия Александровичей, художника К.А. Савицкого, писателя Т.Г. Шевченко, художника Г.Г. Мясоедова.

Портрет художника К.А. Савицкого, 1871

Портрет писателя Т.Г. Шевченко

Одним из лучших творений мастера является «Портрет писателя Л.Н. Толстого», созданный в имении графа – Ясной Поляне. В то же время сорокапятилетний писатель трудился над романом «Анна Каренина» и, разговаривая с Крамским, «написал» с него художника Михайлова – одного из персонажей своего произведения.

Портрет писателя Л.Н. Толстого, 1873

Одновременно Иван Николаевич создавал два портрета Толстого – для галереи Павла Третьякова и для семьи писателя. Через десять лет художник в письме ко Льву Николаевичу признавался, что больше всего его поразила монолитная цельность его личности.

Крамской удивителен тем, что в нем сосуществовали два начала: трезвость ума, суровость, требовательность к себе и другим, воля и сентиментальное, мистическое начало.

Во второй половине XIX века в искусстве была распространена тема болезни, увядания и смерти. Этому посвящены женские образы «Девушка с распущенной косой», «Девушка с кошкой», «Выздоравливающая».

Девушка с распущенной косой, 1873

Девушка с кошкой, 1882

Но, в отличие от других художников-современников, Крамской считал болезнь – состояние физического покоя, выпадения из круговорота суеты, время работы души и ее совершенствования под влиянием телесных страданий.

В эти годы стала популярна фотография, и Крамской решил бросить вызов новому веянию техникой монохромной живописи. К таким произведениям относятся: «Осмотр старого дома», портреты художников М.К. Клодта, Ф.А. Васильева и скульптора М.М. Антокольского.

Осмотр старого дома, 1874

Портрет художника М.К. Клодта, 1871

Портрет художника Ф.А. Васильева, 1871

Портрет скульптора М.М. Антокольского, 1876

Талант мастера раскрывается и в других портретах известных деятелей – П.М. Третьякова, П.И. Мельникова, И.Е. Репина, где показана вся жизненность и глубина художественного образа.

Портрет П.М. Третьякова, 1876

Портрет И.Е. Репина, 1876

Многие другие портреты Ивана Николаевича позволили прочно укрепить за ним славу выдающегося портретиста современности.

«Главный и самый большой труд его, — говорил Репин о Крамском, — это портреты, портреты, портреты. Много он их написали и как серьезно, с какой выдержкой! Это ужасный, убийственный труд! Могу сказать это по некоторому собственному опыту. Нет тяжелее труда, как заказные портреты! И, сколько бы художник не положил усилий, какого бы сходства он не добился, портретом никогда не будут довольны вполне».

Портреты Крамского отличаются особой проницательностью и проникновением в самые потаенные уголки человеческой души. Большинство работ мастера были заказными, но и в них он умел показать всю «драму сердца», что и поражало современников.

Крамской, как истинный художник, стремится осваивать новые вершины своего мастерства. Иван Николаевич решил приблизиться к секрету национального характера и психологии народа путем раскрытия образа русского крестьянина. Такой переход от написания портретов знатных особ до простого люда позволил зрителям увидеть, кто же такой крестьянин? Чем он живет и о чем думает?

Мастер по крупицам через каждый портрет собирал житейскую мудрость и «эмоциональную жизнь», постепенно знакомя нас с мужицким народом. Однако сам Крамской рассматривал свои работы как этюды и поиски типов для создания более грандиозной работы из жизни русской деревни («Крестьянский сход»). «Тип и только пока один тип, — писал художник Виктору Васнецову, — составляет сегодня историческую задачу искусства… Сюжет, столкновения характеров, события, драма – все это еще в отдаленном будущем. Теперь мы должны собрать материал, мы еще не знаем ни типов, ни характеров нашего народа, как же мы будем писать картины?». Но задуманное так и не было воплощено в жизнь, и этюд остался незаконченным портретом.

Портрет крестьянина, 1868

Голова крестьянина, старика украинца, 1871

Крестьянин с уздечкой. Мина Моисеев. 1883

Иван Николаевич в конце 1870-х переживал тяжелый духовный кризис. Письма того времени так и излучали драматизм мироощущения автора. Как он сам признавался, в последние годы испытывал состояние тревоги за будущее и мятежа. Для поиска себя Крамской вторично отправился за границу в апреле 1876 года: посетил Неаполь, перебрался в Помпеи, где много работал. В Париже мастер принялся за большой офорт – «Портрет цесаревича Александра Александровича». Уже в декабре того же года художник вернулся из путешествия.

На Четвертой передвижной выставке живописи Крамской представил картину «Полесовщик». Многие современники ее называли «мужик с дубиной в лесу», и этот образ поистине самый выразительный портрет среди других крестьянских образов.

«Мой этюд в простреленной шапке, — писал художник Павлу Третьякову, — по замыслу должен был изображать один из тех типов (они есть в русском народе), который многое из социального и политического строя народной жизни понимает своим умом и у которого глубоко засело неудовольствие, граничащее с ненавистью. Из таких людей в трудные минуты набирают свои шайки Стеньки Разины, Пугачевы, а в обыкновенное время они действуют в одиночку, где и как придется, но никогда не мирятся. Тип не симпатичный, я знаю, но знаю также, что таких много, я их видел».

Поздний период творчества

Отношения Крамского с Товариществом в начале 1880-х годов приняли жесткую конфронтацию. Высокие требования к коллегам заставило художника нажить немало недоброжелателей, при этом Иван Николаевич сам относился строго и стремился к совершенствованию. Он призывал соратников меняться и допускал возможность объединения с Академией, но в ответ слышал обвинения в ренегатстве. Также большинство передвижников считало, что работы Крамского стали «неискренними», а сам он «предал идеалы», приняв заказ на портреты членов царской семьи.

Портрет императрицы Марии Федоровны, 1882

Портрет императора Александра III, 1886

На тот момент художник был очень популярен, и «царский заказ» позволил существовать автору безбедно в последние годы. В эти непростые годы творчество живописца поднялось на новую ступень, где достигнут глубокий психологизм, обнажающий сокровенную суть человека.

Детские портреты и натюрморты

Позднее творчество Крамского отличается сложностью эмоциональных оттенков и темпераментностью цветов, что позволило сделать открытия в жанре детского портрета и натюрморта. Иван Николаевич трепетно и чутко относился к психологии юности путем создания портретов своих детей.

Портрет Софьи Ивановны Крамской, дочери художника, 1882

Портрет Сергея Ивановича Крамского, сына художника, 1883

В отличие от импрессионистов и близких репинских картин в работах мастера выражено не умиление перед детством, а диалог между моделью и художником на равных как двух самостоятельных личностей. Порой создается впечатление излишнего психологизма детских образов.

Оскорбленный еврейский мальчик, 1874

Крамской хотел показать не собирательный образ детства, а выразить детскую индивидуальность и драматизм несоответствия огромного внутреннего мира ребенка и его малости и незначительности для окружающих.

Хоть пейзажам и натюрмортам и отведен второй план в творчестве художника, но и в них он смог воплотить сочность и яркость композиций.

Букет цветов. Флоксы, 1884

Полотно «Лунная ночь» считается одним из самых лирических работ Крамского. «Трудная штука – луна, — признавался мастер. – Что хорошего в луне, этой тарелке? Но мерцание природы под этими лучами – целая симфония, могучая, высокая, настраивающая меня, бедного муравья, на высокий душевный строй».

Лунная ночь, 1880

Апогеем творчества Ивана Николаевича считается картина «Незнакомка», она же одна из самых из таинственных и интригующих картин в искусстве. Созданный женский образ до сих пор манит зрителей и является загадкой для искусствоведов.

Драма в искусстве и жизни

Крамской переживает тяжелую утрату – смерть маленького сына Марка. Повествуя о своих личных чувствах, после четырех лет работы художник создает серьезное и гуманистическое полотно «Неутешное горе».

Неутешное горе, 1884

«Примите от меня эту трагическую картину в дар, — писал Крамской Павлу Третьякову, — если она не лишняя в русской живописи и найдет свое место в вашей галерее», понимая, что страшная безысходность произведения вряд ли привлечет покупателя. Третьяков тут же приобрел картину и заставил Крамского взять деньги, в которых он очень нуждался…

Трагедия очень подкосила здоровье художника. Иван Крамской умер 24 марта (5 апреля) 1887, как и подобает мастеру, — за мольбертом в процессе создания портрета своего семейного врача, доктора Раухфуса. Превозмогая боль в груди, в течение шести часов художник писал картину, но в итоге сердце не выдержало.

Портрет К.А. Раухфуса, 1887

Живописец был похоронен на ближайшем к его дому Смоленском православном кладбище, однако в 1939 году прах Крамского перенесли в Некрополь мастеров искусств (Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры).

Иван Николаевич Крамской – выдающийся русский художник второй половины XIX века. Благодаря своей искренней любви к своему делу он смог поднять искусство на новый уровень. Изучая работы мастера, каждый зритель сможет понять, каково это – видеть душу человека.

Источник

Оцените статью