- Советы по созданию подводных фотографий
- Что потребуется
- Водонепроницаемый чехол или камера
- Освещение
- Безопасное окружение
- Техника
- Сначала попрактикуйтесь
- Оттенки синего
- Подбирайтесь ближе
- Композиция
- Одежда модели
- Будьте креативны
- Постобработка
- Потенциальные проблемы
- Запотевание камеры
- Стабильность
- Вдохновение
- Морская черепаха и аквалангисты
- Ребенок в бассейне
- Подводный бизнесмен
- Ныряльщик
- Середина океана
- Если вы не готовы нырять
- Ресурсы для дальнейшего изучения
- Финальные мысли
- Снимаем под водой. Чем и как?
- Несколько фактов, известных ещё с плёночной эпохи
- О фототехнике, сложной и не очень
- Акваскоп
- Камеры-амфибии
- Софтбоксы
- Твёрдые чехлы
- Самоделки
- Что и как снимать под водой
Советы по созданию подводных фотографий
У подводных фотографий есть особое мистическое притяжение, но они требуют времени, терпения и старания, чтобы сделать всё правильно. В этой статье мы рассмотрим советы по получению этого вида фотографий и увидим вдохновляющие примеры снимков, сделанных под водой.
Что потребуется
Водонепроницаемый чехол или камера
Существуют специальные камеры для подводной съемки, но намного вероятнее, что вы захотите использовать уже имеющееся оборудование. В таком случае основная задача – сохранить его сухим и невредимым.
Водонепроницаемые корпусы есть как для зеркалок, так и для смартфонов. Некоторые модели устройств помечаются производителями как водостойкие. Важно отметить, что водостойкий не означает водонепроницаемый. Вы должны внимательно прочитать о своем конкретном устройстве. Оно может быть защищено только от брызг и в таком случае погружение под воду станет фатальным.
Почитайте отзывы перед тем, как гнаться за брендом и покупайте в проверенных магазинах. Если вы полагаетесь на что-то, что должно защитить камеру стоимостью в несколько тысяч долларов, нужно убедиться в его надежности.
Освещение
При съемке под водой придется столкнуться с некоторыми проблемами освещения. Использование встроенной вспышки может помочь, но в таком случае камера захватит все виды мелких частичек, плавающих в воде. Это называется обратным рассеянием.
Его можно избежать, расположив вспышку или строб-вспышку немного дальше от камеры и субъекта.
Естественное освещение – всегда лучший вариант и многие фотографы рекомендуют снимать возле поверхности воды, если это возможно, получив при этом максимум рассеянного света.
Безопасное окружение
Не важно, находитесь вы в бассейне или в открытых водах, нужно быть уверенным, что окружение безопасно для вас и всех субъектов съемки.
Если вы не очень хорошо плаваете, глубоководные места точно не подойдут. Меняющееся течение и перепады температуры могут стать рискованными факторами. Не стоит подвергать себя опасности.
Если вам действительно хочется попробовать снимать в открытых водах, не отправляйтесь в одиночку. Разумно взять с собой друга, который хорошо плавает. Еще лучше, если он знает основы водной безопасности. Он будет следить за окружающей обстановкой и позволит сконцентрироваться на процессе съемки.
Само собой разумеется, что вы должны обращать внимание на происходящее вокруг. Не забывайте о таких вещах, как скользкие камни или окружающая живность, которая может рассматривать вас как легкий перекус.
Техника
Сначала попрактикуйтесь
Понятно, что нельзя прыгать в воду сразу же после покупки водонепроницаемого корпуса! Работа с камерой в специальном чехле может быть затруднительной и потребует время, чтобы привыкнуть, поэтому разумно сначала попрактиковаться на суше, сфокусировавшись на одной вещи за раз.
Если у вас нет опыта съемки крупным планом, с этим также стоит попрактиковаться, привыкнув к необходимым настройкам и научившись справляться с такими вещами, как мелкая глубина резкости.
Если вы планируете определенный снимок с моделью, сначала сделайте его на суше, пока все в тепле, сухие и в настроении. Если сразу направиться под воду, не договорившись перед этим обо всех аспектах, ваши модели быстро устанут, замерзнут и станут раздражительными.
Оттенки синего
Чем глубже вы погружаетесь, тем меньше света будет получать субъект. Первыми будут теряться теплые цвета, поэтому даже при использовании вспышки вы получите сине-зеленый оттенок фотографий.
Эту проблему можно решить, соответствующе скорректировав баланс белого камеры или при помощи настройки «Под водой», которой сейчас оборудуются некоторые модели фотоаппаратов.
Подбирайтесь ближе
Если вы далеко от субъекта, шансы получить резкий и хорошо сбалансированный снимок очень низкие. Вода сократит видимость и четкость, поэтому, чем ближе вы к субъекту, тем лучше.
Макро режим в смартфоне или макрушник для зеркалки помогут получить четкую картинку, находясь на близком расстоянии.
Композиция
Вместо того, чтобы снимать субъект, находясь над ним, попробуйте сфотографировать его прямо или опуститесь ниже, направив камеру вверх. Помимо интересного угла и лучшей композиции, вы также получите больше света.
Если вы снимаете человека или животное, не забывайте фокусироваться на глазах. В противном случае, не важно, как круто будет выглядеть все остальное, снимок все равно потеряет очарование.
Одежда модели
Свободная одежда отлично выглядит под водой, но она также может стать опасностью, запутавшись или зацепившись за что-то.
Прилегающая одежда позволит более свободно двигаться и в целом безопаснее, но, если все же выбираете растрепанную одежду, убедитесь, что нет никаких предметов, за которые можно зацепиться. Возможно, стоит положить ножницы или нож в специальный набор, чтобы освободить модель в случае опасности.
Стоит также учитывать, что вес одежды может повлиять на способность человека плавать или держаться на воде, поэтому он может быстрее уставать.
Будьте креативны
Для отличного подводного снимка не обязательно отправляться в красивое место. Попробуйте такие альтернативы, как использование домашнего душа или съемку в штормовую погоду.
Если вы – счастливый обладатель домашнего бассейна, он отлично подойдет для практики. Также можно привлечь друзей и получить уникальные групповые фото! Публичные бассейны или аквапарки могут предложить множество возможностей, но сначала убедитесь, что там можно фотографировать. Во многих общественных бассейнах запрещены любые виды фотоаппаратов.
Постобработка
Подводные фотографии часто выходят немного плоскими и обесцвеченными из-за упомянутых выше причин. После получения снимков может появиться желание скомпенсировать все эти недостатки и получить полярно противоположный результат. Совсем немного подчерните цвет и контраст, а после того, как достаточно долго работали с фотографией, сделайте перерыв и вернитесь позже, посмотрев на нее свежим взглядом.
Потенциальные проблемы
Запотевание камеры
Запотевание корпуса или объектива может стать серьезной проблемой. Вот несколько советов как этого избежать:
- Поместите в водозащитный чехол сиккатив, например, Силикагель
- Положите чехол в прохладное и сухое место, избегайте открытого пространства, если он влажный
- Оберните чем-то чехол, когда он находится не в воде, чтобы избежать нагревания. Воспользуйтесь влажной тканью или полотенцем.
Стабильность
Сохранять стабильное положение в воде – нелегкая задача. К тому же, ваш субъект тоже будет двигаться, что делает съемку еще сложнее. В основном, ключ – это практика. Вы со временем привыкнете к особенностям водной съемки и найдете свою технику.
Между тем, если у вас не очень твердая рука, можно попробовать селфи палку или монопод. Они также полезны для съемки видео под водой, так камера будет двигаться более плавно.
Вдохновение
Морская черепаха и аквалангисты
Этот снимок идеально освещен и скомпонован. Даже несмотря на то, что фотограф и субъект находятся на дне, здесь отлично сработал рассеянный свет, так как камера направлена вверх. Пустое пространство заполнено другими аквалангистами – это балансирует картинку и добавляет интерес.
Ребенок в бассейне
Сфотографировать своего ребенка во время уроков плавания – фантастический способ получить его портрет во время занятия любимым хобби. Убедитесь, что в бассейне это разрешено, хотя, если вы на частном уроке и фотографируете только своего ребенка, проблем возникнуть не должно.
Подводный бизнесмен
Да, вам не показалось… подводный бизнесмен. Вещи, которых под водой быть не должно, больше всего привлекают наше внимание и этот снимок – отличный пример. Такой вид фотографий также может стать уникальным стилем портретов для компании. Но в таком случае должен быть клиент, который вам доверяет, и хорошая страховка!
Ныряльщик
У этого снимка просто неземное качество и это прекрасно. Ласты удлиняют тело почти до точки сюрреализма и помогают направить взгляд вверх. И снова рассеянные солнечные лучи придают впечатляющий эффект и служат единственным источником света.
Середина океана
Наполовину подводные, наполовину надводные снимки очень популярны, и вы сами видите почему. Хотя сама по себе поверхность океана не очень интересна, здесь мы видим ее с необычного угла. Возможно, было бы неплохо показать больше из происходящего под водой, но здесь отлично срабатывает блокирование цветов, создавая эффект градиента.
Если вы не готовы нырять
Если вы пока не хотите начинать снимать под водой, есть простой (и сухой) способ перенести туда ваши фотографии.
Экшен для Photoshop от FD-Design добавляет текстуры, цвета и фигуры к изображению, придав ему подводный вид.
Я взял этот снимок с Photodune:
Экшену потребуется некоторое время для работы, на моем компьютере это заняло 3 минуты. Перед запуском нужно создать новый слой и закрасить субъект:
Я ускорил видео в начале, но все еще можно увидеть, как работает экшен, создавая недеструктивные слои для каждой части и сохранив при этом исходное изображение.
Я стер некоторые пузырьки и цвет с лица модели. Вот такой результат получился в итоге:
Портрет после запуска экшена с всего лишь несколькими небольшими коррекциями
Советы для получения отличных подводных снимков
- Покупайте проверенный чехол: читайте отзывы
- Воспользуйтесь искусственным освещением, если возможно
- Не подвергайте себя опасности, не важно в бассейне вы или в океане
- Сначала практикуйте позы моделей на суше, чтобы не истощать их
- Старайтесь фотографировать с близкого расстояния и направляйте камеру снизу-вверх
Ресурсы для дальнейшего изучения
- Как создать кисти с брызгами воды в Adobe Photoshop: Применив немного усилий, вы сможете создать свои прекрасные кисти!
- Как создать цветной макро снимок пузырьков при помощи масла и воды: В этом уроке при помощи масла и воды вы научитесь делать прекрасные макро фотографии с быстрой подготовкой и моментальным результатом.
- Посмотрите на это! В погоне за мячом: Этот официальный снимок Военно-морских сил США демонстрирует студентов Учебного центра водолазных и спасательных операций, которые играют в подводный футбол, чтобы остыть после физических тренировок. Это невероятно насыщенный, активный снимок, который отлично показывает жизнь военно-морских сил.
Финальные мысли
Подводная съемка требует инвестиций, как в плане оборудования, так и по затратам времени. Вряд ли вы сможете получить идеальный снимок с первого раза, но кому это удавалось любых других сферах фотографии?
Вложитесь в хороший водонепроницаемый корпус. Я читал такие страшные истории о протекающих чехлах и повреждениях из-за воды, что мне хочется обнять свой Nikon и обернуть его в вату. Вы не сможете защититься от всего, но можете провести исследование и почитать отзывы. Тут сразу вспоминается старая поговорка «скупой платит дважды».
Подумайте об освещении. Если вы используете встроенную вспышку, то скорее всего получите обратное рассеяние. Используйте естественный свет, когда это возможно. Однако, если вы всерьез решили заниматься этим видом фотографии, разумно будет приобрести пару строб-вспышек.
Сначала попрактикуйтесь на суше, привыкните к чехлу/корпусу, не отвлекаясь на дополнительные проблемы, которые приносит вода. Если вы работаете с моделями, это еще важнее, так как они замерзнут и быстро устанут, если работать с ними в воде слишком долго.
Помните, что безопасность – приоритет номер один. Возьмите с собой кого-то и никогда не рискуйте, фотографируя в потенциально опасном месте. Остерегайтесь растрепанных частей одежды модели, которые могут зацепиться за что-то.
Фокусируйтесь на глазах во время съемки морской живности или людей. Если направить камеру вверх, можно получить интересный угол и воспользоваться светом, падающим с поверхности. Подберитесь как можно ближе, чтобы избежать проблем с мутной и двигающейся водой, а также используйте макрообъектив или макро режим камеры. Это позволит правильно сфокусироваться.
Очищайте камеру после каждого ныряния, особенно, если вы были в соленой воде. Также стоит убедиться, что она полностью сухая. Можно воспользоваться пакетиками с силикагелем. Не забывайте регулярно менять или сушить их.
В конце концов, если вы любите подводные фотографии, но не можете окунуться глубже, чем на кончики пальцев на ногах, не стоит волноваться. Воспользуйтесь помощью (мы не будем называть это обманом, но оно таковым является) в виде экшена или пресета, который моментально придаст вашим снимкам подводный шарм.
Источник
Снимаем под водой. Чем и как?
Подводная фотография стала развиваться давно. Однако по ряду причин долгое время была уделом профессионалов. Но сейчас чем дальше, тем больше дайвинг становится доступным всё большему количеству людей. А увиденным под водой так хочется поделиться с друзьями! Для того чтобы подводная фотография из разряда профессиональных, специализированных навыков перешла в пока ещё не массовое, но доступное удовольствие, понадобилось ни много ни мало несколько революционных изменений в технологии съёмки. Одно из них – переход с плёнки на «цифру».
Подводная съёмка – не очень предсказуемый процесс, даже с хорошей фототехникой. Поэтому 36 кадров на плёнке – это очень мало, учитывая ошибки экспозиции, наведения на резкость, компоновки кадра и прочее.
И несмотря на то что в предыдущие годы было выпущено немало прекрасной подводной плёночной техники, речь в данной статье пойдёт исключительно о цифровой съёмке.
Несколько фактов, известных ещё с плёночной эпохи
- Вода, как известно, поглощает красную часть спектра. Поэтому все подводные снимки имеют голубой оттенок, особенно на задних планах. Цифровое фото гораздо проще поддаётся коррекции, которая позволяет вернуть естественный цвет подводным объектам. Но далеко не всегда.
Эти «палки», торчащие из донных отложений – та самом деле, черви. Они очень чувствительны к малейшему шевелению воды и к свету. Со вспышкой их снимать нельзя – спрячутся на полчаса, не меньше. Синего цвета, конечно, в кадре с избытком
Эти «палки», торчащие из донных отложений – та самом деле, черви. Они очень чувствительны к малейшему шевелению воды и к свету. Со вспышкой их снимать нельзя – спрячутся на полчаса, не меньше. Синего цвета, конечно, в кадре с избытком
- Плёнка, на которую снимали, имела определённое значение.
- Подводные условия освещения весьма разнообразны.
- Автоматика плёночных камер далеко не всегда справлялась с экспозицией.
- Мы знаем, что чувствительность плёнки при проявке можно менять. Однако всё это сопряжено с техническими сложностями. Да и, по правде говоря, отдельно пришлось бы проявлять каждый кадр или по крайней мере группу кадров.
- С появлением цифровых камер всё стало гораздо проще. Матрицы цифровых камер имеют достаточную чувствительность, для того чтобы снимать в условиях недостаточной освещённости.
- Немаловажный момент: «цифра» позволяет сразу, под водой оценить получившийся кадр, по крайней мере по композиции и – с меньшей точностью – по резкости и шевеленке. Если вы не удовлетворены результатами, во многих случаях вы сможете переснять кадр.
О фототехнике, сложной и не очень
Акваскоп
Это любая коробка со стеклом внизу и дыркой для глаз сверху. Погружаем его в воду – и без маски и трубки можем наблюдать подводное царство. В акваскоп можно опустить фотоаппарат и снимать, но желательно было бы предохранить фотоаппарат от воды.
Такой акваскоп-чехол элементарно делается из маски для плавания, если у неё вынимаются стекла. Советская маска-иллюминатор для такой цели подходит идеально.
Возьмите пакет из не очень тонкого полиэтилена, положите в него камеру. Выньте из плавательной маски стекло, просуньте края пакета между стеклом и резиновой окантовкой и поставьте стекло на место так, чтобы край пакета оказался плотно зажат между стеклом и окантовкой.
С помощью акваскопа снят краб. Правда, сначала он был пойман и посажен неглубоко под воду
С помощью акваскопа снят краб. Правда, сначала он был пойман и посажен неглубоко под воду
С помощью такого акваскопа можно, лежа на матрасе, фотографировать коралловые рифы, рыб, крабов, ежей – в общем, всю подводную жизнь мелководья. Но, правда, только сверху. Погружать описанный акваскоп-чехол полностью в воду нельзя – у такой конструкции очень невысокий запас прочности.
Морской ежик в коралловых лабиринтах. Тоже снято с помощью акваскопа
Морской ежик в коралловых лабиринтах. Тоже снято с помощью акваскопа
Камеры-амфибии
Некоторые современные фотоаппараты позиционируются как амфибии. То есть их можно погружать в воду на небольшое время (до 30 минут) и на небольшую глубину. Пример такого аппарата – Pentax OptioW20. Область их применения, разумеется, шире, чем у того же самого акваскопа, но незначительно. Таким фотоаппаратом можно нормально снимать коралловые рифы, рыб, аквалангистов, которые плавают внизу, либо партнёров по сноркелингу (именно таким англицизмом принято называть плавание с маской и трубкой).
Такими фотографиями вы всегда сможете порадовать друзей, если у вас будет камера-амфибия
Такими фотографиями вы всегда сможете порадовать друзей, если у вас будет камера-амфибия
Софтбоксы
Если в студийной фотографии софтбокс – это источник рассеянного импульсного света, то в подводной фотографии так называют чехол из мягкого пластика со стеклянным окном для объектива. В нашей стране известностью пользуются чехлы Ewamarine.
Казалось бы, чего проще: бери такой чехол, суй туда любую камеру и снимай. Но такая постановка вопроса возможна лишь на небольших глубинах. Если вы спускаетесь с аквалангом, давление воды будет сдавливать мягкий чехол. Кнопки управления будут находиться в постоянно нажатом положении. Выдвижной объектив, характерный для многих камер, тоже будет вдавливаться в корпус. Поэтому мягкие чехлы перед погружением обязательно надо надувать. При погружении воздух, сжимаясь, создаст демпфер. Но, увы, для цифромыльниц с выдвижным объективом глубина погружения всё равно будет до 12 метров. Больше воздуха просто в чехол не задуешь.
Чехол Ewa-Marine, оставшийся у меня со времен владения камерой Casio QV4000
Чехол Ewa-Marine, оставшийся у меня со времен владения камерой Casio QV4000
Сейчас я в нем таскаю дополнительную вспышку со светосинхронизатором.
Чехлы для цифрозеркалок камер тоже нужно надувать, но меньше. Глубина погружения с ними – до 40 метров по паспорту. Однако мне, к примеру, не удавалось комфортно работать с зеркалкой в мягком чехле уже на глубине 28 метров.
Мягкий чехол Ewa-Marine с цифрозеркалкой Sigma SD10 и внешней вспышкой. Основной мой инструмент подводной съемки в последнее время
Мягкий чехол Ewa-Marine с цифрозеркалкой Sigma SD10 и внешней вспышкой. Основной мой инструмент подводной съемки в последнее время
Плюс гибких чехлов – относительная дешевизна. Для зеркалки такой чехол стоит около 200 долларов, для цифромыльницы – около 50.
Минусов тоже немало. Нужно следить за сохранностью, вовремя мыть и сушить чехол, смазывать прижимные винты. Надутый чехол создает лишнюю проблему с балансировкой плавучести при погружении. Ведь наверху плавучесть будет высокая, и камера будет тянуть вас вверх. По мере погружения объём чехла будет уменьшаться – и камера начнёт вас утаскивать в гости к морскому царю.
Твёрдые чехлы
В последнее время твёрдые чехлы для подводной съёмки выпускаются как производителями фотоаппаратов, так и сторонними фирмами, которые давно на этом специализируются.
Выпускаются чехлы и для цифрозеркалок, и для цифромыльниц.
Чехол, как правило, делается из поликарбоната, реже – из металла. Металлические боксы – это уже техника для профессионального повседневного использования, большей частью отошедшая в прошлое.
Твердый чехол WP DC5, выпускаемый Canon, подходит только для Canon Ixus800, а стоит около 300 долларов
Твердый чехол WP DC5, выпускаемый Canon, подходит только для Canon Ixus800, а стоит около 300 долларов
Твёрдые чехлы, как правило, менее универсальны, чем мягкие. Обычно такой чехол предназначен для использования с одной конкретной моделью фотоаппарата.
Впрочем, есть и исключения. Так, фирма Ikelite выпускает несколько разновидностей боксов для зеркальных камер. Они построены как модульные конструкции и могут подходить к зеркалкам разных производителей. Правда, и цена такого бокса уже значительно превышает стоимость любительской цифрозеркалки.
Ikelite – одна из самых известных фирм, выпускающих твердые чехлы для зеркалок
Ikelite – одна из самых известных фирм, выпускающих твердые чехлы для зеркалок
Плюсов у твёрдого чехла, конечно, много. Это постоянная плавучесть, что существенно упрощает передвижение аквалангиста. Это дополнительные увеличительные стекла на видоискатель или большой внешний видоискатель.
Минусы – твёрдые чехлы существенно дороже, чем мягкие.
Самая уязвимая деталь в них – резиновый уплотнитель между двумя половинками. Когда он заминается, в камеру попадает вода. Ведь давление внутри твёрдого чехла остаётся равным атмосферному!
Самоделки
Часто, особенно среди профессиональных дайверов, можно встретить самодельные подводные боксы. Как правило, они делаются из плексигласа, титана, алюминия. По удобству использования и надёжности они часто не уступают фирменным боксам, хоть и проигрывают им в дизайне. Как правило, хорошие самоделки достаточно дорогие.
Подведём некоторые итоги. На мой взгляд, новичку удобнее всего будет использовать не зеркальную цифрокамеру с твёрдым чехлом. Наводиться и компоновать кадр можно по удобному LCD-экрану, размеры камеры не мешают плавать, с плавучестью тоже бороться не нужно.
Впрочем, автор этих строк чаще всё-таки снимает зеркалкой в мягком чехле и пока данным сочетанием очень доволен.
Что и как снимать под водой
Ах, тёплые южные моря, где подводная экзотика радует тебя на каждом шагу… то есть взмахе ласта.
Когда впервые попадаешь в благодатнейшее для всякой живности Красное море, глаза начинают разбегаться. Особенно в тех местах, где горе-туристы не успели уничтожить созданную природой красоту.
Ведь несмотря на запреты, курортники, вбившие в свои дурные головы мысль о том, что им нужно увезти с собой некий сувенир, обламывают ветки кораллов. Поверьте, явление это интернациональное. Как-то раз мне своими трофеями хвасталась девушка из Швеции. Единственное, что её беспокоило, – что отломанная ветка коралла из розовой стала коричневой. Она искренне обиделась, когда вместо того чтобы восхищаться её ловкостью я обозвал её дурой.
Часто кораллы страдают от небрежности дайверов. Придонные течения могут легко сбить новичка с курса. Неосторожный взмах ластами – и коралловая гроздь, росшая 20 лет, обломками уходит вниз, в донные отложения.
Поэтому фотографировать обитателей того же Красного моря лучше в каких-либо не старых курортных местах. То есть не в Хургаде, а в Дахабе или Шарм-эль-Шейхе, к примеру.
Надо сказать, что, даже плавая с маской и трубкой, можно и увидеть, и наснимать немало великолепных кадров. Самые богатые светом, теплом, а следовательно, живностью и растительностью – верхние 4-5 метров моря. Если волнения на море нет и вода прозрачная, то все эти метры хорошо просматриваются насквозь.
Источник