- Вся ли вода становится святой на Крещение, как ее использовать и хранить
- Зачем освящение воды совершается дважды?
- О Крещенской воде
- Богоявленская и Крещенская вода
- Какая вода крещенская?
- Какая вода сильнее — Крещенская или Богоявленская?
- Вода в крещенскую ночь
- Что происходит с водой в Крещенскую ночь?
- Когда набирать крещенскую воду — 18 или 19 января?
- Когда вода становится крещенской?
- Молитва на освящение крещенской воды
- Когда идти за крещенской водой?
- Чем отличается крещенская вода от святой?
- Как правильно пить крещенскую воду?
- Молитва на принятие Крещенской воды?
- Что делают с крещенской водой
- Можно ли пить крещенскую воду?
- Можно ли разбавить крещенскую воду?
- Можно ли окропить квартиру крещенской водой?
- Что делать с прошлогодней крещенской водой?
- Когда можно пить крещенскую воду?
- Как пить крещенскую воду?
- Что можно делать с крещенской водой
- Как использовать крещенскую воду дома?
- Как освятить крещенской водой?
- Как освятить квартиру крещенской водой?
- Можно ли истопить баню крещенской водой?
- Можно ли купаться в Крещенской воде?
- Свойства крещенской воды
- Почему крещенская вода испортилась /позеленела?
- Помогает ли крещенская вода забеременеть?
- Богоявленская и Крещенская вода
- Какая вода крещенская?
- Какая вода сильнее — Крещенская или Богоявленская?
- Вода в крещенскую ночь
- Что происходит с водой в Крещенскую ночь?
- Когда набирать крещенскую воду — 18 или 19 января?
- Когда вода становится крещенской?
- Молитва на освящение крещенской воды
- Когда идти за крещенской водой?
- Чем отличается крещенская вода от святой?
- Как правильно пить крещенскую воду?
- Молитва на принятие Крещенской воды?
- Что делают с крещенской водой
- Можно ли пить крещенскую воду?
- Можно ли разбавить крещенскую воду?
- Можно ли окропить квартиру крещенской водой?
- Что делать с прошлогодней крещенской водой?
- Когда можно пить крещенскую воду?
- Как пить крещенскую воду?
- Что можно делать с крещенской водой
- Как использовать крещенскую воду дома?
- Как освятить крещенской водой?
- Как освятить квартиру крещенской водой?
- Можно ли истопить баню крещенской водой?
- Можно ли купаться в Крещенской воде?
- Свойства крещенской воды
- Почему крещенская вода испортилась /позеленела?
- Помогает ли крещенская вода забеременеть?
Вся ли вода становится святой на Крещение, как ее использовать и хранить
Архимандрит Спиридон (Ходанич)
Архимандрит Спиридон (Ходанич) о распространенных заблуждениях и суевериях, связанных с крещенской водой.
– Становится ли вся вода святой на Крещение или только та, которую освятил священник? Считается, что даже вода из крана в этот день святая. Так ли это?
– Действительно, этот вопрос животрепещущий и интересующий очень многих по причине всегдашних расхождений во мнениях как священнослужителей, так и мирян.
Наиболее правильным будет обратиться к чинопоследованию великого освящения воды Святых Богоявлений и вникнуть в смысл слов. В первом же тропаре мы увидим, что Церковь призывает нас прийти и принять Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия явившегося Христа. Можно ли получить эти дары, не желая посетить Церковь и оправдывая свою лень тем, что вода святая и в водопроводе? Думаю, ответ очевиден. В чинопоследовании также есть слова, которые многие интерпретируют на свой лад, а именно, что в этот день освящается вод естество, но нигде, заметьте, не говорится, что освящается всех вод естество. Если же допустить, что освящаются все воды и везде, в том числе в местах скверных и нечистых, то возникает вопрос: разве Дух Святой действует в нечистотах?
Традиция почитания святой воды, набранной в день Богоявления, известна с IV века. Святитель Иоанн Златоуст в своей речи на день Крещения Господня в 387 году сказал, что в праздник Богоявления все, начерпав воды, приносят ее домой и хранят целый год, так как в этот день совершилось освящение ее. Снова возникает вопрос: неужели ни у кого из древних не было в доме воды, дабы ее и считать святой, а нужно было черпать и приносить домой? Нигде мы не найдем такой практики.
Если же вникнуть во все молитвы и особые прошения в чине освящения воды на Крещение, становится ясным, что святой, точнее освященной, становится только та вода, которую освятили с молитвословиями в Церкви или на реке. Думаю, на Ваш вопрос я ответил, хотя уверен, что у многих возникнут возражения.
– Нужно ли запастись на год крещенской водой? Говорят, что ее нужно пить при недугах. И как ее хранить?
– Каждый благочестивый христианин старается сберегать крещенскую воду на протяжении года, употребляя ее натощак, при этом не нужно набирать огромное количество: можно добавить немного освященной воды в бόльшую емкость, и вся она под действием благодати становится крещенской.
При недугах обязательно с молитвой нужно выпить святой крещенской воды, ведь если мы посмотрим на особые прошения ектении в день освящения вод Богоявления, то увидим, что крещенская вода дается нам для того, чтобы сокрушиться сатане под ногами нашими, чтобы просветиться нам просвещением разума и благочестия и наитием Святого Духа, грехов избавлению и во исцеление души и тела.
Крещенская вода имеет название «Великая агиасма», что означает «великая святыня», и относиться к ней нужно соответственно – с благоговением. Хранить воду желательно в темном месте возле святого угла в стеклянной баночке или в ином сосуде, применяемом только для святой воды.
– Нужно ли обязательно пить воду на Крещение? При этом читаются какие-то молитвы?
– В день Богоявления все молитвы священником уже произнесены, и мы все пьем святую крещенскую воду целый день и не натощак. В другие же дни пьем только натощак и с молитвою: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».
– Обязательно ли освящать свое жилище святой водой в этот день?
– Да, обязательно! Ведь в чинопоследовании освящения вод Богоявления есть прямое указание: «во освящение домов».
Архимандрит Спиридон (Ходанич)
Беседовала Наталья Горошкова
Источник
Зачем освящение воды совершается дважды?
Как известно, вода на Крещение освящается два раза: в навечерие праздника и в самый праздник.
Конечно, это делается в воспоминание Господня крещения. Но только ли? И почему же два раза? Наши мысли по обоим этим вопросам такие.
Неверно думают, что празднуемые события являются только простым воспоминанием их. Совсем не так! Это уже видно из того, что молящиеся смотрят на них реальнее, действеннее. И Церковь, насколько я знаю, при воспоминании их переживает самую суть их – благодать праздника.
И святой Иоанн Лествичник говорит, что в двунадесятые праздники Господь дарует молящимся особую благодать, в соответствии с празднуемым событием.
Особенно ясно это бывает в Крещение, когда действительно освящается вода и люди берут ее и употребляют как подлинную святость, а не только как простое воспоминание о крещении Господнем. Даже больше скажу: едва ли кто в эти моменты освящения вспоминает о нем. Наоборот, ждут самого освящения воды и потом с похвальным усердием спешат, можно сказать рвутся, чтобы взять ее в какой- либо сосуд. И ждут именно того самого момента, когда вода в кадке ли или на реке освятится погружением в нее Креста Господня. И в молитвах на освящение воды так и говорится, как увидим, о даровании ей «благодати». Разве это лишь воспоминание? – Никак нет!
Что касается двукратного освящения воды, то исторически это объясняется различно. Богослужение под Крещение, как и под Пасху, совершалось к вечеру дня, так что «разговлялись» уже к ночи. И Златоуст говорит, что в его время в полночь верующие брали освященную (или, как правильно они говорят, святую) воду. А на Пасху и мы служим в полночь, рано утром, ибо и Господь воскрес рано. И доныне в некоторых странах (например, в Чехии) уже вечером вкушают скоромное, в честь славного праздника.
Другое же истолкование объясняет это тем, что накануне Крещения (и вообще «больших» праздников) совершалось крещение оглашенных и для них освящалась вода; на самый праздник крещеные могли уже с верными присутствовать на литургии и причащаться Святых Тайн.
Третье объяснение таково: прежде водосвятие совершалось лишь в Иерусалимской Церкви. Духовенство и народ выходили из храмов и шли на Иордан. Но потом этот обычай распространился на весь христианский мир. Говорят, что так было еще в IV и даже отчасти в V веке; так что было одно или два (накануне – для оглашенных) освящения.
Но у меня есть и четвертое объяснение. Как мы видим из богослужения, Крещение Господне имело целью двоякое освящение: человека и твари. Накануне, когда и стихиры уже пропели о крещении, и прочитали Евангелие о нем, и проч.; когда, следовательно, праздник церковно уже был совершен, совершалось освящение воды для людей, для нас. А на второй день, в самый праздник, совершалось уже освящение твари, потому и шли на реку, или колодезь, или даже на море, как у греков за границей.
К воде шел торжественный крестный ход. Это знаменовало открытие служения, или явление миру, Господа Иисуса Христа. Крестный ход выходит, когда еще не кончится литургия, а пред «Буди имя Господне»; это же поется по возвращении крестного хода в храм. Таким образом, освящение воды вводится в самую литургию, как часть ее. И на пути окропляется природа. Потом ею освящается и дом, и служебные постройки, и дворовая скотина, и даже все «скаредные» (нечистые) места: все благословляется благодатью Святого Духа и изгоняется враг.
Про самый порядок освящения воды писать здесь нет нужды. Обратим внимание на слова молитв: о чем мы молимся.
При самом начале крестного хода поем: Глас Господень, то есть Предтеча Иоанн, вопиет глаголя: приидите, приимите вси Духа – явльшагося Христа. Следовательно, это не одно простое воспоминание, а призыв к нам Церкви в получении благодати Божией, как главной цели пришествия Христа.
А во втором тропаре прямо говорится об освящении твари: Днесь вод освящается естество. В третьем поем о грехах наших, которые явились причиною расстройства и в человеке, и в природе. И в четвертом говорится о страхе самого Иоанна и твари, что Бог пришел креститься, зрак рабий приим; потому что Ему Самому, как безгрешному, не от чего было очищаться, не в чем каяться; но Он взял на Себя мира грех, потому Иоанн просит Его: освяти мене и воды, Спасе, то есть человека и тварь – очищающей благодатию Святого Духа. Поют громко: образуя голос Предтечи Проповедника.
Перейдем к великой ектений, в которой мы просим о благодатных действиях освященной воды. Они поразительны! И даже неожиданны. После обычных прошений диакон читает:
– О еже освятитеся водам сим силою и действием, и наитием Святаго Духа,
– О еже снизходити на воды сия очистительному Пресущныя Троицы действу, – как было и при крещении Христа;
– О еже дароватися им благодати избавления. наитием Святаго Духа, то есть «благодати Спасения»; так учит и святитель Димитрий Ростовский о действии сей воды;
– О еже сокрушитися сатане под ногами нашими вскоре, и разоритися всякому совету лукавому, движимому на ны;
– Яко да Господь Бог измет нас от всякаго навета и искушения сопротивника, будущего;
– О еже просветитися нам просвещением разума и благочестия наитием Святаго Духа;
– О еже низпослати Господу Богу благословение Иорданово, где крестился Сам Христос;
– О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела и на всякую пользу изрядную;
– О еже быти воде сей приводящей в жизнь вечную, согласно обещанию Самого Господа Самарянке ( Ин. 4:14 ), (дивное прошение! Освященная вода будет вести нас к вечной жизни!);
– О еже явитися сей отгнанию всякаго навета видимых и невидимых враг;
– О черплющих и емлющих (берущих) во освящение домов;
– О еже быти сей во очищение душ и телес всем, верою черплющим же и причащающимся от нея (то есть вкушающих, а нельзя думать, что освященная вода заменяет Святое Причастие);
– О еже сподобитися нам исполнитися (всякого) освящения вод сих причащением (вкушением).
Какие великие прошения! Они так ясны, что иных пояснений и не требуют.
Дальше священнослужитель читает долгую молитву; часть ее он произносит про себя, «тайно», еще во время ектений. В ней он опять молится: да, водное естество освятив, Безгрешне, путесотвориши нам, еже водою и Духом паки рождение (возрождение) и к первому нас устроиши свобождению от врага. Это все уже известно нам по богослужению на Крещение.
Центром молитвы является прошение с троекратным благословением воды рукою: Ты убо, Человеколюбие Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию (трижды).
А далее перечисляются дары благодати воды: грехов разрешение, недугов исцеление, демонов всегубительство. ангельския крепости исполненную, что уже нам известно по ектеньям.
Потом опускается крест в воду, и совершается им в ней крестное знамение, при пении «Во Иордане». Потом предстоятель кропит присутствующих на четыре стороны, духовенство целует крест; предстоятель «знаменует их василком (кропилом) по лицу со священною водою крестообразно». Потом должна бы так же подходить «и вся братия». А поющие беспрестанно повторяют «Во Иордане». Но «братия» уже не подходит ко кресту: не до этого! Все бросаются к святой воде.
Мы, духовенство, едва-едва протискиваемся чрез неимоверную толпу, идем кончать литургию: Буди имя Господне благословенно отныне и до века и проч. Да и как не благословлять имя Господне после такого великого действия Его благодати.
Когда я иду между тесными рядами богомольцев и вижу их с чайниками, бутылочками и другими сосудами для святой воды и кроплю в них воду, с какою радостью, восторгом, верою бросаются они ко мне! Боже! Какая вера! Как отрадно! Как радостно, до слез радостно, от этого! Кажется, что ангелы окружают тебя толпой! Рай на земле! Вот оно – «Благодатное Царство Божие» еще здесь, на земле! Для него и приходил креститься от Иоанна Господь Иисус Христос! И плоды Его смирения, проповедей, чудес, страданий, креста, а потом воскресения и вознесения – вот они! А в будущем веке – жизнь вечная в Царстве Пресвятой Троицы, с Божией Матерью, ангелами и всеми святыми.
И всей душою соглашаешься со стихирою, которую поют по возвращении в храм: Почерпем убо воду с веселием, братие: благодать бо Духа верно (с верою) почерпающим невидимо побивается от Христа Бога и Спаса душ наших (стихира по освящении воды).
Небольшое примечание. В наставлении, после освящения, говорится: «Нецыи суть отлучающе себе от святыя воды вкушения ради». Это относится собственно к навечерию, когда служба кончается к вечеру, и потому иные люди что-либо вкушают «до» святой воды. Они «не добре творят, ибо благодати ради Божия (вода) дана бысть на освящение миру и всей твари. Тем же во всяких местех, и скаредных, и всюду кропится, яже и под ногами нашими суть. Не вкушения ради ястия нечистота в нас есть, но от скверных дел наших: очищени же от сих (последних), пием без сомнения сию святую воду».
А потом в Минее делается ссылка на святого Иоанна Златоуста, что еще при нем эта вода хранилась и два, и три года «не растлевающейся, целой и поной», как будто она только «ныне от источников почерпана».
Источник
О Крещенской воде
Богоявленская и Крещенская вода
Какая вода крещенская?
Какая вода сильнее — Крещенская или Богоявленская?
Вода в крещенскую ночь
Что происходит с водой в Крещенскую ночь?
Когда набирать крещенскую воду — 18 или 19 января?
Когда вода становится крещенской?
Молитва на освящение крещенской воды
Когда идти за крещенской водой?
Чем отличается крещенская вода от святой?
Как правильно пить крещенскую воду?
Молитва на принятие Крещенской воды?
Что делают с крещенской водой
Можно ли пить крещенскую воду?
Можно ли разбавить крещенскую воду?
Можно ли окропить квартиру крещенской водой?
Что делать с прошлогодней крещенской водой?
Когда можно пить крещенскую воду?
Как пить крещенскую воду?
Что можно делать с крещенской водой
Как использовать крещенскую воду дома?
Как освятить крещенской водой?
Как освятить квартиру крещенской водой?
Можно ли истопить баню крещенской водой?
Можно ли купаться в Крещенской воде?
Свойства крещенской воды
Почему крещенская вода испортилась /позеленела?
Помогает ли крещенская вода забеременеть?
Приблизительное время чтения: 17 мин.
Приходя на праздничное богослужение в храм, мы прежде всего идём на встречу с Богом, навстречу той радости, которую, по идее, должны разделить в этот час с близкими и окружающими. Но так ли бывает в нашей реальной жизни? Вот скоро наступит праздник Крещения Господня и мы будем толкаться в очередях за крещенской водой (поскорее бы набрать), окунаться во всевозможные проруби, а зачем? Просто потому, что мы так привыкли?
Во всём, что мы делаем, должен быть какой-то смысл, а иначе это напрасный труд.
И, к сожалению, традиции, в которые изначально был заложен благодатный смысл, в связи с этим приобретают развлекательный оттенок. Давайте попробуем разобраться что к чему. За ответом на наиболее распространенные вопросы о крещенской воде мы обратились к священникам Димитрию Барицкому и Андрею Ефанову.
Богоявленская и Крещенская вода
Люди часто спрашивают:
Какая вода крещенская?
Крещенская вода – это вода, освященная в Крещенский Сочельник и в сам Праздник на Великом водосвятии. Часто крещенской называют воду, которую освятили именно 19 января, а воду, освященную накануне, называют богоявленской. На самом деле, вода в эти два дня освящается одним и тем же чином, обладает одними и теми же свойствами и иначе называется Великая Агиасма. «Агиасма» переводится с греческого языка как святыня.
Крещение и Богоявление – названия одного и того же праздника. Церковь вспоминает, как Христос принял Крещение от Иоанна Предтечи, и в этот момент была явлена Святая Троица: Сын Божий стоял в водах Иордана, Голос Бога Отца зазвучал с Небес, а Святой Дух сошел в виде голубя.
Как великую святыню верующие приносят из храма домой воду, освященную в дни празднования этих Евангельских событий, и хранят ее весь год, до следующего праздника Богоявления.
Какая вода сильнее — Крещенская или Богоявленская?
Крещенская и Богоявленская вода — это разные названия одной и той воды, освященной чином Великого водосвятия в Крещенский сочельник или в сам день Крещения. Праздник Крещения Господня также называется еще и Богоявление — отсюда два названия воды. Разницы нет.
Почему воду освящают два раза? На эту тему долгое время велись споры. Русская Церковь только в 1667 постановила освящать воду дважды — и в Сочельник Крещения (день накануне праздника), и в сам праздник Крещения. Два водосвятия восходят к двум различным церковным традициям. Первая из них связана с раннехристианским обычаем крестить новообращенных накануне Крещения, в Навечерие праздника. Но впоследствии желающих стать христианами стало так много, что несколько дней в году для этого стало недостаточно. Крещения стали совершать и в другие даты. Обычай же освящать воду в Крещенский Сочельник сохранился.
Традиция освящать воду второй раз изначально касалась только Иерусалимской Церкви. Там был обычай выходить в день праздника на Иордан для водосвятия в память о крещении самого Спасителя. Оттуда оычай второго освящения воды постепенно распространился по всему христианскому миру.
Вода в крещенскую ночь
Что происходит с водой в Крещенскую ночь?
Принято считать, что в Крещенскую ночь вся вода становится святой. Об этом говорится в одной из стихир праздника: «Днесь вод освящается естество». То есть, освящается вся водная стихия на Земле. Но это однократное проявление Божьей благодати, тогда как вода, набранная после Великого водосвятия, не теряет своих свойств со временем.
Существуют свидетельства, как в годы гонений на Церковь в Крещенскую ночь верующие набирали воду где придется, и, несмотря на то, что священник не произносил над ней молитв, вода эта хранилась годами и не портилась. Объяснить это можно лишь как чудо: видя глубокую веру людей и их невозможность оказаться в храме, Господь даровал им Свою благодать.
Есть популярная традиция в Крещенскую ночь окунаться в иордань – специально отведенное для этого место на водоеме. Иногда можно услышать мнение, что таким образом можно «смыть с себя все грехи». Но Церковь напоминает нам, что очиститься от грехов помогает не вода, а Господь через таинство покаяния — Исповеди. И делает Он это, видя искреннее желание человека меняться. «Обновиться», окунувшись, выпив или вылив на себя святой воды, невозможно.
В праздник Богоявления верующие вспоминают, как Иисус принял Крещение от Иоанна Предтечи на реке Иордан, и отсюда, именно с этого момента, начался Его Путь, закончившийся Распятием и Воскресением. Лишь желание идти за Христом, быть вместе с Ним не одну ночь в году, а каждый день, стремление жить по-христиански и участие в таинствах Церкви помогают очищению души.
Когда набирать крещенскую воду — 18 или 19 января?
Крещенскую воду можно набирать как 18 января, в Крещенский Сочельник, так и 19 января, в сам Праздник. Вода, освященная в Навечерие (канун) и в сам день Богоявления, имеет одну и ту же благодать.
Раздавать Агиасму верующим начинают после Литургии и Великого освящения воды. Литургии служатся утром 18 января, утром 19 января (или ночью с 18ого на 19ое) . Также крещенскую воду раздают после Всенощного бдения 18ого вечером.
В больших храмах в крупных городах воду можно набрать в течение всего дня (и даже круглосуточно) 18 и 19 января. Но во время богослужений (Литургий и Всенощного бдения вечером 18 января) воду обычно не разливают. Лучше всего заранее уточнить, как будет организован процесс раздачи воды в храме, в который вы собираетесь.
Когда вода становится крещенской?
Крещение мы начинаем праздновать с 18 числа. Тогда же совершается и первое освящение воды. То есть вода, которая освящена утром, уже считается крещенской. Затем вода освящается ещё и 19 числа, непосредственно в сам праздник Богоявления. И она тоже является крещенской. Вообще, это одна и та же вода.
Как гласит предание, в этот день освящается вся водная стихия.
Есть в этом какой-то символический момент, связанный с тем, что Дух Божий сошёл на воду. Понятно, что Он сходит не на какую-то отдельную ёмкость воды, а Он сходит на всю стихию разом.
Крещенская вода называется Великой Агиасмой, то есть великой святыней, так как это самое главное и окончательное освящение воды.
Молитва на освящение крещенской воды
Молитвы на освящение крещенской воды произносятся во время Великого водосвятия. Это чинопоследование совершается лишь дважды в году – в канун и в сам праздник Богоявления, в остальное время года вода освящается малым чином.
Великое водосвятие более торжественно, чем обычное (на водосвятном молебне, например). Сперва поются тропари, затем читаются ветхозаветные пророчества, фрагмент из Послания апостола Павла и Евангелие. Все это напоминает о Евангельском событии, которое празднует Церковь в эти дни, — Крещении Господнем.
Затем словами «Миром Господу помолимся…» начинаются общие молитвенные прошения. Верующие молятся о том, чтобы вода освятилась «силою и действием и наитием Святого Духа», и о том, чтобы святая вода помогала очищению души и тела от грехов и недугов…
Наконец, священник с чтением молитвы кадит воду, призывая Господа освятить ее. Затем священник трижды погружает в воду крест. В это время поется тропарь праздника:
«Во Иoрдане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе».
То есть: «При крещении Твоем во Иордане, Господи, открылось поклонение Троице: ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, возлюбленным Тебя Сыном именуя, и Дух в виде голубицы подтверждал Его слова непреложность. Явившийся Христе Боже и мир просветивший, слава Тебе!»
Приходя на Великое водосвятие, которое совершается в храме (или на водоеме) после службы, не обязательно знать какие-то особые молитвы. Достаточно знать или хотя бы понимать тропарь праздника, а также вслушиваться в звучащие во время освящения молитвы и вместе с другими верующими просить у Господа через крещенскую воду получить благодать Божию и исцеление душевных и телесных немощей.
Когда идти за крещенской водой?
Как было сказано выше, воду можно набирать как в Сочельник, так и в сам праздник Богоявления. Однако важно не просто набрать воды, а стать как бы соучастником её освящения, соучастником всеобщей молитвы.
Крещенская вода не превращается в нечто иное, она не становится каким-то «магическим веществом», которая в момент изменит жизнь человека, очистит его от всех грехов. Нет, это не так.
У нас есть важные таинства Церкви, такие, как покаяние и Причащение Святых Христовых Тайн, про которые не стоит забывать.
Не то важно, когда набирать крещенскую воду, а с какими намерениями, с каким сердцем вы подходите в храм и совершаете те или иные действия. Ведь если не прикладывать никаких усилий, хотя бы даже стремления познать смысл, то можно обесценить таким образом всё, что угодно, даже Великую Агиасму.
Чем отличается крещенская вода от святой?
Не существует прибора, способного в градусах святости отличить крещенскую воду от святой.
Крещенская вода занимает какое-то особое место в, скажем так, обрядовой жизни. Просто по факту того, что эта вода освящается всего два дня в году, она выделяется особенным образом, считается обособленной и не приравнивается к святой воде. Но нет никаких параметров, по которым можно было бы определить, чем крещенская вода лучше святой, в чём отличия. Это такая же самая святая вода, только она приурочена к конкретному празднику.
Так же, как есть просфора Агничная (именно из этой просфоры священник вырезает Агнец – прямоугольную частицу, которая во время Литургии станет Телом Христовым), но она же не является сама по себе Телом Христовым — это тоже такая же просфора, которую мы вкушаем.
Как правильно пить крещенскую воду?
Правильным считается пить крещенскую воду с верой, молитвой, натощак. Лишь два дня в году – в Крещенский сочельник и в сам Праздник – верующие пьют воду в течение всего дня. В остальное время принято пить крещенскую воду именно утром.
Связано это с тем, что Агиасма – это святыня, и отношение к ней соответствующее. Пить в утешение Агиасму благословляется людям, по тяжким грехам или иной какой-то причине лишенным возможности приступать к Причастию.
В Богослужебном Уставе оговаривается, что те, кто отлучает себя от святой воды лишь по той причине, что уже «вкусили пищу», неправы. Таким образом, если есть необходимость выпить крещенской воды (при болезни, каком-то душевном или духовном недуге), нельзя отказываться лишь по той причине, что человек уже поел. Но крещенская вода всегда должна приниматься с благоговением, как дар.
Что же касается частоты употребления Крещенской воды, святитель Лука Войно-Ясенецкий говорил: «Пейте святую воду как можно чаще».
Молитва на принятие Крещенской воды?
Молитва на принятие Крещенской воды читается та же, что и на принятие просфоры и любой святой воды:
“Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь”.
В этой молитве верующие обращаются к Господу и просят у него помощи. Но не стоит уповать лишь на чудодейственную силу воды и исключительно Божественное действие. Во время чтения молитвы и принятия крещенской воды, нужно помнить, что оставить грехи и покорить свои страсти и немощи человек должен стремиться и сам.
Что делают с крещенской водой
Можно ли пить крещенскую воду?
Крещенскую воду пить можно и нужно.
Два дня в году – в канун праздника и в Богоявление – крещенскую воду можно пить в течение всего дня без каких-либо ограничений, кроме соблюдения установленного в Крещенский сочельник поста. В остальное время по сложившейся традиции многие верующие принимают Великую Агиасму натощак (кроме случаев болезни и т.п.). Но при этом стоит помнить, что Богослужебный устав говорит о том, что не пить святую воду только из-за приема пищи — неправильно.
Крещенская вода обладает особыми свойствами, не портится год и более и способна помогать в избавлении от физических и духовных недугов. Святитель Феофан Затворник утверждает: «…благодать не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан». Поэтому Великую Агиасму нужно пить не как «церковное лекарство», а с верой, молитвой, благоговением, стремлением самому меняться и идти к Христу.
Можно ли разбавить крещенскую воду?
Можно разбавить крещенскую воду, и от этого она не потеряет своих свойств.
Поэтому вовсе не обязательно в праздник Крещения набирать огромные бутыли и канистры. Можно принести из храма домой небольшую емкость, а дома смешать с обычной водой или же разбавлять крещенскую воду в течение года. Делать это надо с молитвой. Даже несколько капель крещенской воды освятят обычную воду.
Но это вовсе не значит, что набрав крещенской воды один раз, можно разбавлять ее годами. Главное в празднике Крещения – это приобщение к церковной жизни. Крещенская вода и через два года, и через пять лет может не потерять своих свойств. Но, отказавшись от возможности в сам праздник Богоявления прийти в Церковь, помолиться вместе с другими верующими, с благоговением взять Агиасму как великий дар, человек сам лишает себя гораздо большего, чем просто бутылка святой воды.
Можно ли окропить квартиру крещенской водой?
Можно окропить квартиру крещенской водой. Существует даже традиция после водоосвящения с пением тропаря праздника окроплять крещенской водой свой дом.
Во время Великого освящения воды Церковь молится: «О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела черплющим ю и емлющим, во освящение домов … и на всяку пользу изрядну (сильную)». То есть Агиасму можно не только пить, но можно окроплять ей жилище и даже разные важные для человека предметы. Но надо понимать, что окропление святой водой квартиры – это не то же самое, что чин благословения жилища, совершаемый священником.
Что делать с прошлогодней крещенской водой?
Не все знают, что делать прошлогодней крещенской водой – продолжать ее хранить, постараться допить в ближайшее время, вылить.
Прошлогоднюю крещенскую воду можно продолжать употреблять как и положено – натощак с молитвой. Известны случаи, когда крещенская вода хранится десятилетиями и сохраняет свежесть.
Если же вас смущает ее сохранность, то можно вылить старую крещенскую воду в так называемое непопираемое место (т.е. чистое, закрытое от хождения по нему ногами). Надо помнить, что Агиасма – это святыня, и нельзя ее просто выплеснуть в раковину или где угодно на землю. Вылить прошлогоднюю крещенскую воду можно в водоем с проточной водой или же в горшки с домашними цветами.
Когда можно пить крещенскую воду?
Существует традиция пить Крещенскую воду утром натощак с молитвой. Два дня в году — в крещенский Сочельник и в сам день Крещение ее можно пить в течение всего дня. Однако Богослужебном Уставе говорит, что отлучать себя от святой воды лишь по причине вкушения пищи неправильно. Таким образом, если есть необходимость выпить крещенской воды (при болезни, каком-то душевном или духовном недуге), нельзя отказываться лишь по той причине, что человек уже поел. Но крещенская вода всегда должна приниматься с благоговением, как дар.
При этом читается молитва:
“Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь”.
Как пить крещенскую воду?
Первое правило – это с благоговением и с молитвой. Мы говорим натощак, но мы должны понимать, что это не абсолютное правило и на все случаи жизни оно не распространяется. Святую воду, даже Великую Агиасму, человек может принимать и не натощак, если какие-то особые условия сложились.
Но, в целом, это дань благочестивой традиции — употреблять её натощак, прежде, чем вкусил что-то иное. Употребление святыни – это не просто механическое действие, оно требует веры и надежды на Бога.
Что можно делать с крещенской водой
Как использовать крещенскую воду дома?
Помимо употребления воды, по традиции в праздник Богоявления ею освящают (окропляют) своё жилище. Также можно освятить любую вещь, читая при этом положенные для мирянина молитвы.
Как освятить крещенской водой?
Нужно смочить кисточку или что либо подобное в святой воде и с молитвой «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа» крестообразно окропить ею то, что вы хотите.
В молитвенном вечернем правиле у нас есть молитва «Да воскреснет Бог…», можно совершать освящение, произнося эту молитву.
Есть ещё молитва на освящение всякой вещи:
Создателю и Содетелю человеческаго рода, Дателю благодати духовныя, Подателю вечнаго спасения, Сам, Господи, посли Духа Твоего Святаго с вышним благословением на вещь сию, яко да вооружена силою небеснаго заступления хотящим ю употребляти, помощна будет к телесному спасению и заступлению и помощи, о Христе Иисусе Господе нашем. Аминь.
(И кропить вещь святой водой трижды).
Можно прочитать эту молитву, а потом так же крестообразно окропить вещь, которую вы освящаете.
Однако следует помнить, что есть предметы, которые можно попросить освятить священника в храме — иконы, нательные крестики.
Как освятить квартиру крещенской водой?
На освящение (окропление) жилища есть специальная молитва: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Окроплением воды сия священной в бегство да обратится всё лукавое бесовское действие. Аминь».
При это напомним, что существует специальный чин освящения квартиры — он уже совершается священником и один раз. Во время этого чина мы призываем благословение Бога на дом и всех живущих в нем. А окропить крещенской водой свою квартиру, дом может каждый верующий.
Можно ли истопить баню крещенской водой?
Крещенская вода — святыня, которую следует употреблять с благоговением. Получится ли так употребить ее в бане ? Вряд ли. От того, что мы попаримся святой водой, сами мы святее не станем. А вот смывая крещенскую воду в канализацию, поступим неправильно.
Можно ли купаться в Крещенской воде?
Конечно можно, но очень важно с какой мотивацией и каким настроем мы это делаем. Понятно, что если мы возьмём эту воду и начнём как-то осквернять её, именно своим поведением, то это будет нехорошо, если это используется для готовки, или для бани, или купания, то это замечательно. В этом случае вода должна стать неким символом очищения внутреннего. То есть она очищает тело, но символизирует очищение души.
Очень важно, какое отношение мы вкладываем в наши действия, будь то купание в крещенской воде или что-то иное.
И для того, чтобы приобщиться к этой великой радости праздника, совершенно не обязательно насильно заставлять себя и своих родных нырять в ледяные проруби. Главное — сохранить в своём сердце веру и благой настрой. Ведь почему нам так необходимо до мелочей всё соблюсти, обложиться всем материальным (бутылками с водой, к примеру) — оттого, что нет веры.
А может, я выпью воды или окунусь, и она (вера) появится, вдруг я прозрею. Но само по себе это не произойдёт. Откуда взяться благим чувствам, если мы для этого не приложили никаких усилий?
Свойства крещенской воды
Почему крещенская вода испортилась /позеленела?
У нас, к примеру, крещенская вода стоит целый год и не портится. У многих людей она очень долго стоит, в то время как другая вода давно бы уже испортилась. И поэтому тут можно вывести некую закономерность, что, может быть, это из-за состояния человека происходит. Возможно, ему стоит задуматься о том, как он живёт, вдруг он использует эту воду не по назначению. К примеру, часто люди используют это воду для каких-то магических ритуалов. Может быть, Господь тем самым показывает человеку, что он что-то не так делает.
Но если святая вода испортилась, то нужно взять её и вылить в какое-то чистое место под деревце, в цветок, в реку. А бутылкой можно пользоваться дальше».
Помогает ли крещенская вода забеременеть?
Помогает вера, а вода выступает неким символом, потому что мы существа материальные и мы нуждаемся в каких-то тварных символах. И вода, земля, маслице – это тварные символы. То есть мы таким образом должны к этому подходить. И если человек пьёт воду, мажется этой водой и так далее, то почему бы и нет.
У меня случай был на приходе. Бабушка одна очень сетовала на себя за то, что кошке давала крещенской воды. А давала потому, что кошечка болела. Но как только попьёт, легче ей становится, идёт на поправку, а как только пить перестаёт, то состояние её ухудшается.
На самом-то деле Господь через эту святую воду и животным помогает, в требниках есть чин такой на окропление скотины святой водой.
То же самое с крещенской водой. Мы можем использовать её в благочестивых целях. Помочь животному — это же благочестивая цель. Ведь Господь любит и милует всякую Тварь.
Поэтому всё возможно по вере. Главное, с каким настроением мы подходим, какой у нас мотив.
Для того, чтобы встретиться Богом, мы должны быть готовы к этой встрече, должны быть открыты Ему. Отказавшись от всех предрассудков, оторвать наконец-то свой взгляд от привычного и посмотреть вокруг себя. Но это труд, на который не каждый пойдёт. А чего тогда мы хотим?
Давайте же для начала просто будем стремиться к искренней радости и делиться ею с близкими. И постараемся не укорять других в том, что они что-то делают не так, а по возможности осторожно будем направлять их. У всех у нас свои пути, мы пребываем в разных обстоятельствах, но то и прекрасно, что каждый из нас уникален, а пути Господни, как известно, неисповедимы.
Источник