Кронштадт мост через залив под водой

Дамба в Финском заливе: комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений

Официально дамба в Финском заливе называется «Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений». По ней проходит участок кольцевой автомобильной дороги (КАД). Каждый раз, бывая в Санкт-Петербурге, я с удовольствием проезжаю по ней. Можно сказать, что она для меня — одно из «мест силы» в Северной столице.

КАД. Впереди — дамба (зум)

Санкт-Петербург с момента своего основания страдал от нагонных наводнений. Всего было зафиксировано 305 подъёмов воды, из которых три считаются катастрофическими, когда вода поднялась более чем на три метра. Самое разрушительное из них, хорошо известное нам по поэме А.С.Пушкина «Медный всадник», произошло 7 (19) ноября 1824 года. Тогда вода поднялась на 3,67 метров над ординаром. Над кронштадским футштоком есть соответствующая отметка. Так что строительство защитного сооружения было насущной необходимостью.

Иллюстрация Александра Бенуа к поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»

Первый проект, разработанный инженером Пьер-Домиником Базеном (1786-1838) сразу после наводнения 1824 года, был признан в то время технически неосуществимым. Позднее появлялись и другие разработки. В 1965-1977 годах в Ленинградском отделении института «Гидропроект» под руководством С.С.Агалакова были разработаны Технико-экономическое обоснование защиты Ленинграда от наводнений и Технический проект комплекса защитных сооружений. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 745 «О строительстве сооружений защиты Ленинграда от наводнений» от 02 августа 1979 года дало «зеленый свет» строительству комплекса.

Однако в конце 1980-х — начале 1990-х годов строительство защитных сооружений затормозилось. Отдельные горячие головы предлагали даже разрушить уже построенное, ссылаясь на вероятные экологические проблемы, которые может оказать дамба на Финский залив и Невскую губу. Тем не менее, все трудности удалось преодолеть, и строительство было продолжено.

Читайте также:  Сильный понос водой как остановить у взрослого

32 года спустя после начала работ, 12 августа 2011 года состоялась официальная церемония ввода в эксплуатацию комплекса защитных сооружений. Одновременно было открыто сквозное автомобильное сообщение. Уже 28 ноября 2011 года комплекс впервые был использован по прямому назначению, защитив Санкт-Петербург от очередного наводнения.

Панорама защитной дамбы в Финском заливе. Вид с Приморского шоссе. На переднем плане — форт «Тотлебен»

Немного технической информации. Дамба защищает Санкт-Петербург и Кронштадт от сгонно-нагонных явлений при подъёме воды до 4,2 метра выше ординара. Общая длина сооружения составляет 25,4 километра, из которых 22,2 километра проходит по акватории. Высота дамбы составляет 6,4 метра над средним многолетним уровнем воды, верхняя отметка волноотбойной стенки — 7,5 метров. Комплекс состоит из 11 защитных дамб (Д-1 — Д-11), 6 водопропускных сооружений (В-1 — В-6), двух судопропускных сооружений (С-1 и С-2) и шестиполосной автомагистрали Кольцевой автомобильной дороги Санкт-Петербурга (А-118 СПб КАД). Трасса проходит по гребню защитных дамб, спускается в туннель, над которым проходит южный фарватер (С-1) и поднимается на мост, под которым проходит северный фарватер (С-2).

Схема комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений

Защитные дамбы имеют трапецевидную форму. Ядро дамбы состоит из песчаного грунта и моренного суглинка. Боковые откосы укреплены щебнем и скальными породами. Со стороны Финского залива дамба укреплена сильнее, чем со стороны Невской губы — чтобы выдержать мощный удар нагонной волны. Минимальная ширина дамбы по гребню составляет 30 метров, а ширина в основании достигает 80 метров. Гребень дамбы идет на высоте 6,5 метров над уровнем моря.

Устройство защитной дамбы

Водопропускные сооружения смотрятся очень внушительно. Всего их шесть. Они уменьшают негативное влияние защитных сооружений на гидрологический режим акватории Невской губы и Финского залива. Эти сооружения имеют от 10 до 12 водопропускных пролетов шириной 24 метра и глубиной от 2,5 до 5 метров. Масса сегментных затворов, которые в случае наводнения опускаются, перекрывая водопропускные секции, составляет 280 тонн каждый. Они способны пробивать лед толщиной до 60 сантиметров.

Водопропускные сооружения Водопропускные сооружения Водопропускные сооружения (зум) Водопропускное сооружение В-3 . Спутниковый снимок, скриншот Яндекс Карт

Южный фарватер проходит над туннелем. Это судопропускное сооружение С1, предназначенное для пропуска морских судов в течение всего года. В случае наводнения оно закрывается двумя сегментными плавучими затворами-батопортами.

Въезд в тоннель под южным фарватером

Самая низкая точка тоннеля расположена на отметке минус 28 метров. Длина тоннеля составляет 1961 метр.

Тоннель под южным фарватером Судопропускное сооружение С1 с сегментными плавучими затворами — батопортами. Спутниковый снимок, скриншот Яндекс Карт

Дорога пересекает остров Котлин, на котором расположен Кронштадт.

КАД на острове Котлин

Северный фарватер проходит под мостом. Это судопропускное сооружение С-2 для пропуска в период навигации судов с осадкой до 5,5 метров (типа «река-море»). При угрозе наводнений оно закрывается поперечным затвором массой 2500 тонн, который в открытом состоянии лежит под водой.

Судопропускное сооружение С-2 Дамба и море Судопропускное сооружение С2. Спутниковый снимок, скриншот Яндекс Карт

С дамбы открывается великолепный вид на огромную акваторию Невской губы. На горизонте виднеются новостройки Санкт-Петербурга и громада Лахта-центра. К сожалению, получившая распространение в последние годы практика намыва новых территорий может оказать в будущем губительные последствия на Финский залив.

Панорама Санкт-Петербурга: Лахта-центр, стадион «Газпром-Арена», вантовый мост через Петровский канал и жилые кварталы (зум)

До строительства защитной дамбы единственным способом сообщения Кронштадта с материком был водный транспорт, например, быстроходные «Метеоры». В непогоду транспортное сообщение с большой землей полностью прерывалось, иногда на несколько дней. В наши дни в Кронштадт можно попасть по дамбе на автотранспорте в любую погоду. Из Санкт-Петербурга, Сестрорецка и Ораниенбаума (Ломоносов) отправляются рейсовые и экскурсионные автобусы.

Кронштадт Заболоченная местность на острове Котлин. Вид с дамбы

С дамбы хорошо видны кронштадтские форты. Их строительство продолжалось с начала XVIII до конца XIX века. Благодаря фортам Кронштадт превратился в неприступную крепость, которую неприятель ни разу не смог взять. В годы Великой Отечественной войны Кронштадт и его форты сыграли важную роль в обороне блокадного Ленинграда и обеспечили защиту Ораниенбаумского плацдарма. На большинство фортов можно попасть только по воде. Однако несколько фортов — форт «Константин», 1-й, 3-й и 7-й Северные форты, — доступны с дамбы.

  • По теме: Форты Кронштадта: история строительства и водная экскурсия

Кронштадт и разрушенный взрывом форт «Император ПавелI» Форт «Граф Милютин»Форт «Император Александр I» («Чумной») Форт «Тотлебен» 1-й Северный форт

Защитная дамба Санкт-Петербурга — одно из самых сложных гидротехнических сооружений мира. И, без сомнения, она стала украшением Северной столицы. В заключение — небольшое видео одной из наших поездок по дамбе.

© Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать:
Дешевые авиабилеты: Aviasales
Гостиницы и базы отдыха: Booking
Туристическая страховка: Cherehapa
Экскурсии на русском языке: Tripster и Sputnik8

Хотите узнать больше о Китае?
Об этом я пишу в своем телеграм-канале «Срединный Путь»

Источник

Подводный тоннель под судопропускным сооружением С-1 в составе Комплекса защиты Санкт-Петербурга от наводнений

Основные характеристики места строительства:

Подводный тоннель под судопропускным сооружением С-1 является составной частью КЗС. Насыпная дамба КЗС длиной 25,4 км расположена в акватории Финского залива. Дамба не только обеспечивает защиту города от наводнений, но и является одним из участков Кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга (КАД).

По проектной документации, разработанной ОАО «Трансмост», в составе КЗС были построены:

— подводный тоннель в составе судопропускного сооружения С-1;

— два временных технологических моста в дамбах Д-2 и Д-7 (предназначенных для обеспечения водообмена через дамбу в процессе строительства судопропускных и водопропускных сооружений).

Все сооружения запроектированы под шесть полос автомобильного движения – по три в каждую сторону.

Для прохода судов через дамбу в ее составе предусмотрено два судопропускных сооружения: С-1, к югу от о.Котлин, и С-2 – к северу.

Пропуск автотранспорта в районе сооружения С-1 было решено обеспечить под дном Финского залива путем строительства подводного тоннеля. Проектное положение трассы тоннеля в плане проходило рядом с проектным положением затворов судопропускного сооружения С-1, обеспечивающего закрытие движения судов при наводнении. Это определило необходимость строительства обоих сооружений в общем котловане.

Технические характеристики сооружения:

Полная длина автодорожного тоннеля составляет 1961м, включая подземный участок длиной 1189м и два рамповых участка по 386м. Глубина заложения котлована — 28м от уровня воды в заливе. По длине подземный участок тоннеля разбит на секции длинами до 60 м.

В поперечном сечении тоннель в его подводной части представляет собой пятипролетную раму шириной до 42 м, высотой до 10 м. Габариты поперечного сечения тоннеля обеспечивают пропуск шести полос движения автотранспорта в двух отсеках по три полосы в каждом, которые разделены средним служебно-эвакуационным. Ширина транспортного отсека принята равной 15,25 м. Транзитные коммуникации проходят по двум кабельным отсекам.

Инженерное обеспечение тоннеля включает: вентиляцию, освещение, внутреннее пожаротушение транспортных и служебного отсеков, теленаблюдение, автоматику, сигнализацию, связь, систему эвакуации, автоматизированную систему управления технологическими процессами (АСУТП) и центр диспетчерского управления.

Генеральный подрядчик: ОАО «Метрострой».

Начало строительства: 1988 г.

С 1993 по 2003 годы строительство было остановлено.

Открытие сквозного движения по КАД, в том числе по тоннелю: 12 августа 2011г.

Ключевой персонал, задействованный в разработке проекта:

E-mail: info@transmost.spb.ru — по общим вопросам,
transmost@transmost.spb.ru — по производственным вопросам

Факс: +7 (812) 332-62-37 Телефон: +7 (812) 332-62-33 Адрес: 190013, Санкт-Петербург, Подъездной пер., 1 2021 © АО «Трансмост»

Источник

Оцените статью