Ксп 4 класс самопознание живая вода

Урок по самопознанию на тему «Живая вода» (4 класс)

Интегрированный урок самопознание + музыка в четвертом классе по теме: «Живая вода».

Вода… тебя невозможно описать,

не ведая, что ты такое!

Нельзя сказать, что ты необходима

для жизни : ты сама жизнь…

Антуан де Сент – Экзюпери,

французский писатель, летчик

Цель: расширять представление о воде как источнике жизни и здоровья.

— раскрыть значение и целебные свойства воды для жизни и благополучия человека, животных и растений;

— развивать эмоционально- чувственное восприятие воды как источника жизни;

— воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.

Цель по музыке : познакомить с музыкальными произведениями о воде.

Задачи по музыке :

— знать музыкальные произведения о воде ;

— развивать чувство ритма, слух;

— воспитывать любовь к произведениям композиторов – классиков.

Ресурсы : аудиозапись звуков моря, «Океан – море синее»Н.А.Римский-Корсаков, песня «Море,море»сл.Н.Соловьёвой, муз.М.Парцхаладзе, 2 колбочки с водой, кусочек сахара, краски.

Организационный момент. Приветствие.

Учитель приглашает учащихся тепло поприветствовать друг друга и читает четверостишие :

Если ты хочешь быть сильным, здоровым и смелым,

Бодрым, красивым, весёлым, умелым.

Нужно тебе подружиться с водой,

Чистой, прозрачной, здоровой, живой!

— Вода- одно из главных природных богатств человечества. От неё зависит не просто благополучие , но и само существование целых континентов и народов. Не случайно с давних пор люди селились по берегам крупных и малых рек, озёр и морей. Академик А.П. Карпинский назвал воду живой кровью, которая создает жизнь там, где её не было.

В музыке с любовью рисовал звуками морские пейзажи Николай Римский – Корсаков. С детства он любил море. Он мечтал стать моряком, читал книги о дальних плаваниях, строил игрушечные корабли. Мечта мальчика сбылась . Он стал морским офицером и совершил длительное кругосветное плавание.

Н.Римский – Корсаков видел море спокойным и ласковым, с тихим ленивым покачиванием волн. Но было оно и бушующем, со стоном и рёвом, бросающ им водяные глыбы и сокрушающим всё на своем пути.

Море – главный герой его музыкальных сказок, произведений для симфонического оркестра.

Учитель предлагает учащимся послушать произведение «Океан – море синее» и рассмотреть репродукции картин Н. Нурмухамедова и П. Гогена.

— Картина какого художника созвучна музыке Римского-Корсакова?

— Какие выразительные средства использует композитор?

-Какой характер у музыки?

Разминка «Волшебная вода»

Учитель предлагает хором прочитать стихотворение и дополнить его мимикой и жестами.

Какой только воды не бывает на свете!

Есть вода морская и речная.

Озерная и ключевая,

Мёртвая и живая,

Газированная и минеральная,

Питьевая и индустриальная,

Колодезная и водопроводная,

Дождевая и болотная,

Есть даже вода тяжёлая,

А есть вода и весёлая,

Привозная и местная,

Большая и малая,

Чистая и грязная…

Ну, в общем, очень разная.

«Вода ….тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая , что ты такое! Нельзя сказать , что ты необходима для жизни : ты сама жизнь…».Антуан де Сент – Экзюпери

— Какими примерами из жизни вы можете подтвердить это высказывание?

Наедине с собой

Звучит аудиозапись «Звуки моря».

Учитель приглашает учеников сесть удобно и постараться представить себе бескрайнее синее море, жёлтый берег, горячий песок.

— Вы слышите плеск волн и ощущаете морскую свежесть. Прислушайтесь к звукам, которые исходят от моря…

Упражнение «Какая она, вода?»

-Вода- это огромные океаны , бурные реки, гладкие озёра, маленькие капельки росы…В древности и по сей день люди относятся к воде очень бережно.

— Какая она, вода? С чем её можно сравнить? Попробуйте подобрать эпитеты к этому слову.

Учитель демонстрирует, что вода может иметь свойства: цвет, запах, вкус . Для этого он берет 2 колбочки с водой, в1 колбочку добавляет сахар, а в другую каплю красной краски (гуашь). Затем просит учеников посмотреть, что произошло? (ответы учащихся)

Задание. Провести дома эксперимент, вычислить сколько количество воды используется за неделю. И записать вычисления в тетрадь.

Учащиеся исполняют песню «Море, море» М.Парцхаладзе.

— Чем отличается песня М.Парцхаладзе от произведения Н. Римского – Корсакова?

— Составьте ответ по плану : а) вокальная или инструментальная музыка ;

б) музыкальный язык ( мелодия, ритм, динамика, тембр);

— Напишите историю о пользе и ценности воды.

Круг «От сердца к сердцу»

Учитель приглашает учеников прослушать стихотворение и хором произнести последнее слово в нём:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане.

И в водопроводном кране.

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить –

( Ребята завершают фразу : « не прожить» ).

Источник

Урок по самопознанию класс тема» Живая воа»

Просмотр содержимого документа
«Урок по самопознанию класс тема» Живая воа»»

План урока самопознания

Класс 4 Б Кол-во уч-ся_______ Тема: Живая вода

Ценность: внутренний покой Качества: бережное отношение, наблюдательность, любовь к природе.

Цель: расширение представления о воде как источнике жизни для всего живого на Земле.

раскрыть понятие значение бережного отношения к воде;

— знать значимость воды как источника жизни;

— Воспитывать любовь к природе, прививать навыки экономного расходования воды в домашних условиях.

Видеоролик, мелодия презентация,учебник, музыка Н.Королёвой,

Орг.момент. Позитивный настрой. Прогулка в подводное царство.

Пожалуйста, сядьте удобно. Спину держите прямо, руки и ноги не скрещивайте. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.

Представьте, что вы идете вдоль берега моря. Прислушайтесь к мягкому всплеску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите черную точку: когда она приближается, вы понимаете, что это дельфин. Он приплыл, чтобы взять вас собой на дно моря. Это очень деликатное существо, и он терпеливо ждет вас. Медленно заберитесь к нему на спину, держитесь крепко и отправляйтесь в путь. Как замечательно плыть под водой, когда вы чувствуете себя свободно и безопасно на спине у дельфина. Посмотрите вокруг: сколько здесь ярких, красивых рыбок, скользящих, как радуга, туда – сюда. Опускаясь вглубь моря, вы смотрите, как меняется все вокруг, сколько причудливых водорослей покачивается в воде. Посмотрите, какие огромные попадаются рыбы, а теперь, посмотрите вон туда…это огромный осьминог. До чего забавный и увлекательный мир здесь под водой. Заметили ли вы одну вещь? Какая здесь глубокая, полная тишина. Побудьте в этом состоянии покоя (помолчать несколько секунд).

А сейчас приготовьтесь в обратный путь наверх, в наш мир. Как следует посмотрите вокруг. Рассмотрите еще раз все удивительные цвета и прислушайтесь к тишине. Как освежающе действует на нас такой покой. Теперь дельфин отправляется в обратный путь. Вы достигаете поверхности

воды и приближаетесь к берегу. Спуститесь с дельфина, погладьте его и поблагодарите за то, что он взял вас в такое интересное путешествие.

Возвратитесь в класс и вернитесь на ваше место. Через несколько секунд вы откроете глаза, но попробуйте сохранить в себе это ощущение покоя и тишины.

Проверка домашнего задания.

Пословицы о воде.

— Как вы понимаете смысл этих пословиц?

Позитивное высказывание (цитата).

«Земля – водная планета, на которой

качество воды определяет качество жизни.

Хорошая вода – хорошая жизнь.

Плохая вода – плохая жизнь.

Нет воды – нет жизни».

Как вы понимаете последние три предложения?

Как можно проявить бескорыстную любовь к воде?

Можно ли не быть эгоистом по отношению к воде?

Были ли в вашей жизни случаи острой нехватки воды? Какие у вас были чувства при этом? Расскажите.

Ассоциации со словом «вода».(00:30)

— Какие ассоциации у вас возникают, когда произносите или слышите слово «ВОДА»?

(Жидкость лёд море жажда огонь река кран питье влага земля капля стакан океан родник воздух дождь пар течение песок еда душ озеро колодец ведро жизнь …)

Чтение стихотворения учеником «Волшебная вода».(00:59)

— А вы знаете, какая на свете бывает вода? Сколько видов воды существует в мире?

(чтение стихотворения учителем)

Какой только воды не бывает на свете!

Есть вода морская и речная.

Озерная и ключевая,

Мёртвая и живая,

Газированная и минеральная,

Питьевая и индустриальная,

Колодезная и водопроводная,

Дождевая и болотная,

Есть даже вода тяжёлая,

А есть вода и весёлая,

Привозная и местная,

Большая и малая,

Чистая и грязная .

Ну, в общем, очень разная.

Актуализация знаний. (3 мин)

— Какое стало у вас настроение после услышанного? (Что развеселило?)

— О чём это стихотворение?

— Ребята, учёные подсчитали, что в природе существует около 1330 видов воды.

— Очень много признаков воды было перечислено в этом стихотворении, но мы с вами сегодня поговорим только об одном признаке, о «живой воде».

— Как вы думаете, какой вопрос сегодняшнего урока будет главным?

— Сегодня наш главный вопрос урока: «Почему воду называют живой?»

— Я предлагаю вам на стикерах высказать письменно свое мнение, одним предложением.

(Проверить — зачитать несколько мнений)

Рассказывание истории (беседа).

Работа по теме урока.

— А что мы с вами знаем о воде? (прозрачная жидкость, не имеет цвета, запаха и вкуса. В твёрдомсостоянии называется льдом, снегом или инеем, а в газообразном — водяным паром.)

2. Просмотр презентации «Вода – это жизнь»

— Я сейчас предлагаю вам посмотреть презентацию о том, что значит вода.

— Что для вас было незнакомым, неожиданным и интересным?

Презентация «Вода – это жизнь»

Творческая деятельность, групповая работа.

Работа в группах (7 мин + 3 мин)

— А сейчас я предлагаю вам сейчас поработать в группах: вспомнить все что знаете, что вы сейчас слышали, увидели о воде, составить карту знаний «Вода» и презентовать её. Время работы 7 минут.

— Так какое место в мире занимает вода?

(Для животных, растительного мира и, естественно, значение воды для человека огромно. Вода действительно является источником жизни на земле – ни одна клетка живого организма не может без нее существовать. Вода –одно из главных природных богатств человечества. От неё зависит не просто благополучие, но и само существование целых континентов и народов.

Рассказ «Для чего говорят спасибо?» с одной остановкой. (5 мин)

— Я предлагаю вам познакомиться с рассказом Василия Александровича Сухомлинского о двух путниках.

По лесной дороге шли двое — дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить. Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонилисьи утолили жажду.

— Спасибо тебе, ручей, — сказал дедушка. Мальчик засмеялся.

— Вы зачем сказали ручью «спасибо»? — спросил он дедушку.

(Прервем повествование.Ответьте на вопросы:

— Почему мальчик засмеялся?

— Как вы думаете, что ответил дедушка мальчику?

— Ведь ручей не живой, не услышит ваших слов, не поймет вашей благодарности.

Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А мы не волки, мы — люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит «спасибо»? Подумай, кому нужно это слово?

Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял долгий.

— Как вы думаете, как называется этот рассказ? («Для чего говорят спасибо?»)

— Так зачем всё-таки Дедушка сказал ручью «спасибо»?

— А может быть, дедушка считает ручей живым?

Просмотр видеоролика «Живая вода».

— Я предлагаю вам посмотреть отрывок из видеофильма. В нём рассказывается о том, что японские учёные открыли тайну воды.

— Что теперь скажите про воду? (Вода, казалось бы привычное вещество, о котором известно всё…)

— О какой тайне воды идёт речь? (Современные учёные пришли к выводу, что вода проявляет себя как живая субстанция.)

Японский учёный, Эмото Масару, замораживал капельки воды при её взаимодействии с окружающей средой и изучал их. (Получались снежинки разных форм)

— Почему получались снежинки разных форм?

— Получались снежинки разных форм после того, как на воду влияли музыка, слова, звуки.

— Что это доказывает? (Это доказывает, что вода живая. Она обладает памятью. Она способна запоминать любую информацию, реагировать на каждую нашу эмоцию, мысль, слово. И мы можем влиять на воду своим звуком, своими словами, своей мыслью.)

— Давайте вернемся, к нашим стикерам. Вы в начале урока попытались ответить на это вопрос.

— Скажите, изменилось ли ваше мнение о живой воде? Возьмите стикеры и напишите об этом «Почему воду называют живой?».

Источник

Конспект урока самопознание на тему «Живая вода» 4 класс

Проверила заместитель директора по УВР _______________

Школа : Раздольненская СОШ Дата ____________

Тема: Живая вода № 27

Ценность: Бескорыстная любовь

Качества: Любовь ко всему, не быть эгоистом, помощь другим

Педагог: Товстик Юлия Александровна

Класс: 4 Кол-во уч-ся : 5

Цель: Раскрыть ценность бескорыстная любовь через изучение свойств живой воды.

Формировать любовь ко всему окружающему через бескорыстие

Развивать стремление не быть эгоистом

Воспитывать желание бескорыстно помогать другим

Музыка релакс, аудио песни

Позитивный настрой. «Путешествие на дно моря» Пожалуйста, сядьте удобно. Спину держите прямо, руки и ноги не скрещивайте. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.

Представьте, что вы идете вдоль берега моря. Прислушайтесь к мягкому всплеску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите черную точку: когда она приближается, вы понимаете, что это дельфин. Он приплыл, чтобы взять вас собой на дно моря. Это очень деликатное существо, и он терпеливо ждет вас. Медленно заберитесь к нему на спину, держитесь крепко и отправляйтесь в путь. Как замечательно плыть под водой, когда вы чувствуете себя свободно и безопасно на спине у дельфина. Посмотрите вокруг: сколько здесь ярких, красивых рыбок, скользящих, как радуга, туда – сюда. Опускаясь вглубь моря, вы смотрите, как меняется все вокруг, сколько причудливых водорослей покачивается в воде. Посмотрите, какие огромные попадаются рыбы, а теперь, посмотрите вон туда…это огромный осьминог. До чего забавный и увлекательный мир здесь под водой. Заметили ли вы одну вещь? Какая здесь глубокая, полная тишина. Побудьте в этом состоянии покоя ( помолчать несколько секунд).

А сейчас приготовьтесь в обратный путь наверх, в наш мир. Как следует посмотрите вокруг. Рассмотрите еще раз все удивительные цвета и прислушайтесь к тишине. Как освежающе действует на нас такой покой. Теперь дельфин отправляется в обратный путь. Вы достигаете поверхности

воды и приближаетесь к берегу. Спуститесь с дельфина, погладьте его и поблагодарите за то, что он взял вас в такое интересное путешествие.

Возвратитесь в класс и вернитесь на ваше место. Через несколько секунд вы откроете глаза, но попробуйте сохранить в себе это ощущение покоя и тишины.

Проверка домашнего задания .

Для чего говорят «спасибо»

По лесной дороге шли двое – дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить. Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились.

– Спасибо, тебе, ручей, – сказал дедушка.

– Вы зачем сказали ручью «спасибо»? – спросил он дедушку. – Ведь ручей не живой, не услышит ваших слов, не поймёт вашей благодарности.

– Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А мы не волки, мы – люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит «спасибо»? Подумай, кому нужно это слово?

Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял долгий…

Нужно ли говорить ручью «спасибо»? Почему?

В чем заключается бескорыстная любовь героев рассказа?

Можно ли сопоставить понятие «эгоизм» с бескорыстной любовью? Как они будут соотноситься?

Позитивное высказывание (цитата) .

«Земля – водная планета, на которой качество воды определяет качество жизни. Хорошая вода – хорошая жизнь. Плохая вода – плохая жизнь. Нет воды – нет жизни». Питер Блэйк

Как можно разъяснить последние три предложения?

Как можно проявить бескорыстную любовь к воде?

Можно ли не быть эгоистом по отношению к воде?

Были ли в вашей жизни случаи острой нехватки воды? Какие у вас были чувства при этом? Расскажите.

Рассказывание истории (беседа).

Жила-была речка. Речка с чистой, прозрачной водой. Она и была очень весёлой и любила, когда к ней приходили гости. «Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду вам рада», – говорила речка.

Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и стала отдыхать, загорать и купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много рыбы. Мама нарвала букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и пришлось их выбросить. Костя вытащил из реки много ракушек, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у них внутри. Потом он поймал лягушку и убил ее, потому что не любил лягушек. И еще он раздавил большого черного жука, который неосторожно оказался рядом. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные пакеты в бумагу. Она любила чистоту и не терпела мусора.

Когда отдыхающие ушли, голубая Речка стала грустной и больше никогда не звала к себе гостей.

Какую ценность проявляла речка по отношению к людям? А люди к реке?

Приведите примеры эгоизма, проявленного людьми.

Как можно людям проявлять бескорыстную любовь к реке? В вашей жизни были такие случаи? Расскажите?

Какие чувства вас посетили, когда вы слушали рассказ?

Творческая деятельность, групповая работа.

Просмотр видео о воде.

Деление на группы

Какой только воды не бывает на свете!

Есть вода морская и речная.

Озерная и ключевая,

Мёртвая и живая,

Газированная и минеральная,

Питьевая и индустриальная,

Колодезная и водопроводная,

Дождевая и болотная,

Есть даже вода тяжёлая,

А есть вода и весёлая,

Привозная и местная,

Большая и малая,

Чистая и грязная …

Ну, в общем, очень разная.

«Как помочь реке?»

Во мне остался только ил.

Небесный зной жестокий

Ручьи до дна пересушил,

Живая быстрая форель

В стремительном полёте

Обречена попасть на мель,

Барахтаться в болоте.

Увы, ничем я не могу

Помочь своей форели.

Она лежит на берегу

Учащимся предлагается разработать план «Как помочь реке?».

После окончания работы каждая группа представляет свой проект.

Поле без следа, без конца и края

Ты спешишь куда?

Ты спешишь куда?

Там, где волны сильные,

Там, где волны сильные

Поскорей неси меня,

Поскорей неси меня,

Ты спешишь куда?

Ты спешишь куда?

Клонятся до пояса,

И звучит вполголоса

Поскорей неси меня,

Поскорей неси меня,

Заключительная минута тишины.

Предложение учащимся закрыть глаза и подумать о том, что нового они узнали сегодня на уроке. Пусть сохранят это в своём сердце.

Источник

Читайте также:  Можно ли пить просто кипяченую воду
Оцените статью