Конспект урока географии в 6 классе «Значение воды для Земли. Вода-основа жизни»
Лариса Дурченко
Конспект урока географии в 6 классе «Значение воды для Земли. Вода-основа жизни»
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ
Дурченко Лариса Петровна
учитель географии
Конспект урока географии в 6-м классе
«Значение воды для Земли. Вода – основа жизни».
Цель урока: дать представление о применении свойств воды в жизни человека.
Создать у учеников общее представления о водном пространстве Земли, о ее значении для чeловечества.
Закрепить знания по правилам бeрежного отношения к воде и природе.
Формировать умения обобщать сведения по теме, устанавливать простейшие взаимосвязи.
Создать условия для коррeкции и развития зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания, памяти.
Содействовать развитию рeчи детей: обогащению словаря, развитию навыков речевого общения в деятельности.
Развитие интереса к прeдмету, формирование эстетических чувств.
Воспитание уважительного и милосердного отношения к ближним, навыков доброжелательного поведения, способности к сопереживанию и адекватному проявлению этих чувств.
Ход урока
I. Организационный момент
Сегодня у нас необычный урок, но начнем мы его с проверки присутствующих.
1.Актуализация знаний учащихся:
Ребята, давайте проверим домашнее задание.
Посмотрите на экран и выберите правильный ответ:
1. Горизонт – это …
А) воображаемая линия;
Б) видимое глазом пространство;
В) это грань, где хрустальный купол небес соприкасается с краем Земли.
2. Ориентирование – это…
А) определение местоположения человека на местности;
Б) определение времени;
В) определение расстояния.
3. Земля вращается вокруг …
А) разрисованный мяч;
Б) вращающаяся модель земного шара;
2. Постановка целей урока.
А теперь рeбята давайте попробуем отгадать тему нашего урока. Перед нами кроссворд. Я буду задавать вам вопросы, а вы постараетесь правильно на них ответить.
С высоты большой скрываясь
Грозно он ревёт.
И, о камни разбиваясь,
Утром падаю всегда –
Не дождинка, не звезда –
И сверкаю в лопухах
На опушках и лугах.
Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог,
Нас он летом, в самый зной,
Ледяной поит водой.
Сама по земле плетется.
Какое ключевое слово у нас получилось? Правильно, вода!
II. Сообщение темы урока
Сегодня мы поговорим о богатстве нашей Земли, о самом удивительном веществе нашей природы, об источнике жизни всего живого на нашей планете — О воде.
Вода — бесценный дар природы.
Вода — одно из главных богатств на Земле. Как вы думаете, почему так говорят?
Откройте, пожалуйста, ваши тетради и запишите тему нашего урока
«Вода Земли. Вода – основа жизни»
1. Вода Земли.
— Как вы думаете ребята, много ли воды на Земле?
— Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Если раскрутить глобус, то, кажется, что Земля стала одного цвета – голубого. А всё потому, что этой краски на нём больше. Голубым цветом изображены моря, океаны. Вода занимает три четверти поверхности земного шара. Все воды Земли составляют её водную оболочку, которая называется гидросферой.
Реки, озера, моря, каналы, подземные источники, водохранилища, ледники, болота, океаны – все это водные запасы Земли.
Я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть в игру «Ручеек».
Каждый из нас знает, что такое ручейки! Маленькие струйки воды, текущие независимо от стоящих на пути камней, веток и прочего хлама. Они стараются обойти все ненужные преграды, а если это сделать не удается, сносят и несут их дальше по течению. Не обращая внимания насколько велика преграда, они все равно пробиваются туда, куда им нужно, а достигая конца своего пути, они либо испаряются, либо находят новое направление!
Ручеек в лесу бежит,
И куда-то он спешит.
Жур-жур-жур ручей журчит,
Будто с кем-то говорит.
(Дети двигаются змейкой друг за другом, имитируя движение ручейка)
2. Круговорот воды в природе. Осадки.
А что такое круговорот воды в природе?
Дело в том, что вода в природе совершает путешествие по кругу. Вначале она превращается в пар, испаряясь с поверхности моря. Пар, поднимаясь в воздух, превращается в облака. Из облаков проливается дождь. Дождевая вода стекает в реку, оттуда она попадает в море и вскоре опять начинает испаряться. Все вместе это называется круговоротом воды в природе.
Атмосферные осадки — вода в жидком или твёрдом состоянии, выпадающая из облаков на земную или водную поверхность.
3. Вода – основа жизни.
— Вода входит в состав любого живого организма. Она находится во всех частях растений. Много её и в теле человека. Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в её пополнении. Вода не только поит, но и кормит. Вода растекается по всей Земле огромными океанами и маленькими лужицами. В воде мы моемся, купаемся, плаваем, катаемся по ней на санках, конках и лыжах. Она добывает электрический ток. Без воды не замесить тесто, не приготовить бетон, не сделать ни бумагу, ни ткань, ни резину, ни конфеты, ни лекарства – ничего не сделать без воды. Вот она какая вода!
Нам известны очень интересные факты,например:
— Тело новорождённого состоит из воды на 86 %, старика — около 50 %.
— Человек может прожить без пищи 3 — 4 недели, а без воды лишь несколько дней.
— Вода дороже золота, утверждали бедуины, всю жизнь кочевавшие в песках.
Они знали, что никакие богатства не спасут путника в пустыне, если иссякнут запасы воды.
— Ежедневно человек выпивает 2, 5 литра воды и 1, 5 литра получает через кожу — душ, ванну.
— Основная часть мозга — вода. (На самом деле — это солевой раствор.)
4. Вода рядом.
А где рядом с нами много воды?
А ведь наша школа-интернат расположена на правом берегу реки Пышмы.
Исток — озеро Ключи, на юге города Верхняя Пышма, на восточном склоне Уральских гор (Средний Урал, протекает по Свердловской и Тюменской областям. Длина реки 603 км, площадь бассейна 19,7 тыс. км, средний расход воды 39 м /с. Половодье длится с апреля по май. Замерзает в ноябре, вскрывается в апреле. На реке есть 3 водохранилища (в том числе Белоярское водохранилище, на берегу которого расположена Белоярская АЭС).
Как много интересного, удивительного и полезного мы сегодня узнали о воде, давайте проверим, что вы запомнили. Я буду загадывать вам загадки, а вы попробуйте их отгадать.
Источник
География. 6 класс
Конспект урока
География, 6 класс
Урок 06. Гидросфера и человек
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
- Урок посвящён изучению вопроса о значении гидросферы для человека и всего живого на Земле.
- В ходе урока школьники узнают всем ли сегодня хватает пресной воды.
- Какое влияние на гидросферу оказывает человек.
- Какие виды загрязнения гидросферы сегодня особенно опасны.
Загрязнение воды – изменение состава и свойств воды при использовании человеком в быту и производственной деятельности, превращение воды в непригодное состояние.
Охрана вод – система мер, направленных на предотвращение, ограничение и устранение последствий загрязнения, засорения и истощения вод.
Основная и дополнительная литература по теме
- География. 5 – 6 класс / А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. – М.: Просвещение, 2019.
- Сайт: Научно-популярная энциклопедия. Вода России. http://water-rf.ru/.
- Сайт: География. https://geographyofrussia.com/mirovoj-okean-i-ego-chasti/.
- Сайт: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru.
- Сайт: Издательство «Просвещение» www.prosv.ru.
- Сайт: Российская версия международного проекта Сеть творческих учителей www.it-n.ru.
- Сайт: Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru.
- Сайт: Федерация Интернет-образования, сетевое объединение методистов www.som.fio.ru.
- Сайт. Мир океана. http://www.seapeace.ru.
- Сайт. Гидрометцентр России. https://meteoinfo.ru.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Вы уже знаете, что вода – источник всего живого на нашей планете. Вся история человечества непрерывно связана с водой. Человек использует воду в хозяйственных нуждах и в быту. Сегодня, водные ресурсы имеют огромное значение, но к сожалению, не все государства имеют доступ к чистой питьевой воде. Особенно это актуально для жителей стран Азии и Африки. Ежегодно до трёх с половиной миллионов человек в этих странах умирает от нехватки чистой питьевой воды. А какими причинами может быть вызвана нехватка воды? Тема нашего урока «Гидросфера и человек».
Человек использует колоссальное количество воды для своих различных нужд. Большое количество воды потребляют фабрики и заводы по всему миру, вода орошает тысячи гектаров полей. Вся эта использованная грязная вода возвращается обратно в гидросферу и включается в Мировой круговорот. Загрязнение гидросферы возрастает из-за деятельности человека. Это создаёт опасность для жизни на Земле. Речная воды – важнейший водный ресурс планеты. Поэтому охрана гидросферы общая забота всех людей.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Каким способом добывают пресную воду в засушливых районах Земли?
Воду привозят из других районов.
Добывают с большой глубины.
Правильный вариант ответа:
Опресняют солёную воду.
Задание 2. Заполните пропуски в тексте.
Для ________ запасов воды и ___________ уровня воды в реках, создаются _________. Они способны накапливать талые и _____________воды, которые потом могут быть использованы в хозяйственной деятельности человека.
Для накопления запасов воды и регулирования уровня воды в реках, создаются бассейны. Они способны накапливать талые и дождевые воды, которые потом могут быть использованы в хозяйственной деятельности человека.
Источник
География. 6 класс
Гидросфера и человек
Вы уже знаете, что вода – источник всего живого на нашей планете. Вся история человечества непрерывно связана с водой. Человек использует воду в хозяйственных нуждах и в быту. Водные ресурсы имеют огромное значение, но к сожалению, не все государства имеют доступ к чистой питьевой воде. Особенно это актуально для жителей стран Азии и Африки. Ежегодно до трёх с половиной миллионов человек в этих странах умирает от нехватки чистой питьевой воды. А какими причинами может быть вызвана нехватка воды? Тема нашего урока «Гидросфера и человек».
Цели и задачи
Цель: формирование представления о гидросфере как водной оболочке Земли и изменениях, происходящих в ней в результате деятельности человека.
— изучить особенности влияния человека на гидросферу;
— сформировать представления о видах загрязнения гидросферы;
— изучить особенности размещения воды по поверхности Земли;
— сформировать представление о необходимости мер по охране гидросферы;
— способствовать развитию пространственно-образного мышления.
Узнаем, научимся, сможем
— всем ли сегодня хватает пресной воды;
— какое влияние на гидросферу оказывает человек;
— какие виды загрязнения гидросферы сегодня особенно опасны ;
— определять значение гидросферы для человека ;
— выявлять влияние хозяйственной деятельности человека на гидросферу;
— осознать значение гидросферы для человека и необходимость её охраны.
Источник
География. 6 класс
Человек и гидросфера
Необходимо запомнить
Речная вода – важнейший водный ресурс планеты. Человек использует колоссальное количество воды для различных нужд. Большое количество воды потребляют фабрики и заводы по всему миру, вода орошает тысячи гектаров полей. Вся эта использованная грязная вода возвращается обратно в гидросферу и включается в Мировой круговорот. Загрязнение гидросферы возрастает из-за деятельности человека. Это создаёт опасность для жизни на Земле. Поэтому охрана гидросферы общая забота всех людей.
Загрязнение вод
Значение гидросферы в жизни человека
Люди издавна селились вдоль речных и морских берегов. На сравнительно небольшой Москве-реке стоит столица России – Москва. На морских побережьях живёт почти треть населения мира.
В жизни человека моря также играют важную роль. Во-первых, это дешевый транспортный путь, который соединяет много стран друг с другом. По ним осуществляются внешнеторговые перевозки. Огромное значение имеют биологические ресурсы этих водных объектов. Их составляют рыбные запасы. В морях обитает большое количество рыб, значительную часть которых составляют промысловые виды. Самые распространенные морские промыслы – вылов мидий, крабов, рыбы, охота на моржей, китов, тюленей. Из морских глубин добывают кораллы, жемчуг, янтарь. Также важное хозяйственное значение имеют морские водоросли, разнообразие которые просто поражает. Их не только используют в пищу. Например, из ламинарии, морской капусты, делают лекарства. На сегодняшний день в Японском море созданы специальные хозяйства, специализирующие на разведении водорослей.
С каждым днем также увеличивается роль морских минерально-сырьевых ресурсов в жизни человека. В областях материковых отмелей тихоокеанского и атлантического побережий, под дном Азовского, Северного, Каспийского и других морей имеются залежи газов и нефти, марганца, железа, меди, кобальта, никеля и рассеянных элементов. Человек, для получения электроэнергии, научился использовать энергию морских приливов. В мире создано много водных электростанций.
Моря способствуют развитию туризма, так как многих привлекают жаркое солнце, теплый песок и морская вода. А это, в свою очередь, положительно влияет на развитие экономики в стране.
НАШИ ПАРТНЁРЫ
© Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа»
Источник