Кто не креститься водой

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Ин. 3:5

Свт. Иоанн Златоуст

Отвеща Иисус: аминь, аминь глаголю тебе: аще кто не родится водою и Духом, не может внити во Царствие Божие

Итак, приступим опять к продолжению прежде сказанного и посмотрим, как Никодиму, ниспавшему долу, прилагающему слова Христовы к земному рождению и говорящему, что невозможно устаревшему человеку снова родиться, Христос открывает яснее образ этого рождения. Хотя и это изъяснение еще представляет некоторые затруднения для рассуждающего по-человечески, но с тем вместе уже достаточно для того, чтобы слушающего возвести от уничиженного образа мыслей. Что же Христос говорит? Аминь глаголю тебе, аще кто не родится водою и Духом, не может внити в Царствие Божие. Вот что этим Он дает разуметь: ты считаешь это невозможным; а Я говорю, что это очень возможно, даже и необходимо, и иначе спастись невозможно. А необходимое Бог соделал для нас и удобным. Рождение земное есть рождение по плоти, от персти, а потому для него и заграждено все небесное, потому что, что общего между землею и Небом? Но другое рождение, как рождение от Духа, удобно отверзает нам небесные врата. Слышите вы все, чуждые просвещения [То есть таинства Святого Крещения]: ужаснитесь, возрыдайте! Страшна эта угроза, страшно определение! Невозможно, говорит Христос, тому, кто не родится водою и Духом, войти в Царствие Небесное, потому что он еще носит одежду смерти, одежду проклятия, одежду тления, – еще не получил знамения Господнего, он еще не свой, а чужой: не имеет условленного в Царстве знака. Аще кто не родится водою и Духом, не может внити в Царствие Небесное. Но Никодим и этого не понял. Нет ничего хуже, как подвергать духовные предметы умствованиям. Это и не допустило Никодима представить себе что-либо великое и возвышенное. Но для того мы и называемся верными, чтобы, оставляя немощь дольних помыслов, восходили на высоту веры и в ее учении полагали свое высшее благо. Если бы так поступил Никодим, то дело не представилось бы ему невозможным. Итак, что же Христос? Отклоняя его от такого пресмыкающегося долу образа мыслей, показывая, что не о плотском рождении Он беседует, Христос говорит: аще кто не родится водою и Духом, не может внити в Царствие Небесное. Он говорил это, желая угрозою привлечь Никодима к вере, – убедить, чтобы он не признавал этого дела невозможным, и стараясь отвлечь его от предположения в этом деле плотского рождения. Никодим, говорит Он, Я говорю о другом рождении. Для чего же ты склоняешь речь к земле? Для чего это дело подчиняешь естественным законам? Рождение это выше естественного рождения и не имеет ничего общего с вашим. Хотя называется рождением и то и другое, однако, при общем наименовании, они различаются на деле. Отстань от общепринятых понятий; Я ввожу в мир иное рождение; Я хочу, чтобы люди рождались иным образом; Я пришел с необычайным способом создания. Вначале Я создал человека из земли и воды, но это создание оказалось негодным, этот сосуд разбился; затем Я уже не хочу творить из земли и воды, а от воды и Духа. А если кто спросит: как от воды? – спрошу и я: как от земли? Как брение преобразовалось в различные виды? Каким образом из вещества однородного (земля ведь одна) произошли творения различные и разнообразные? Откуда кости, нервы, кровеносные и сухие жилы? Откуда перепонки, кровяные сосуды, хрящи, оболочки, печень, селезенка, сердце? Откуда кожа, кровь, слизь, желчь? Откуда столько отправлений? Откуда разнообразие цветов? Это – не из земли и не из брения. Каким образом земля, принимая семена, произращает их; а плоть, та же земля, принимая семена, подвергает их гниению? Как земля бросаемые в нее семена питает; а плоть питается ими, но не питает их? Например: земля, принимая воду, производит вино, а плоть, часто принимая вино, обращает его в воду. Итак, откуда видно, что тело происходит из земли, тогда как земля, как я сказал, имеет свойства, противоположные телу? Умом я постигнуть этого не могу, принимаю только верою. Если же ежедневно бывающие и осязаемые дела требуют веры, тем более – дела неизреченные и духовные. Как бездушная неподвижная земля, по воле Божией, приняла такую силу, и из нее происходят такие дивные дела, таким же образом, и при действии Духа на воду, легко совершаются те изумительные и превышающие разум дела.

Читайте также:  Кальцинированная вода что это такое

Итак, не оставайся в неверии потому только, что ты не видишь этого. Ты не видишь и души, однако ж веришь, что у тебя есть душа и что она нечто другое, а не тело. Но Христос вразумляет Никодима не этим, а другим примером. Хотя душа и бестелесна, однако ж Он не указал на нее потому, что Никодим имел еще слишком грубые о ней понятия. Но Христос приводит в пример нечто другое, что не имеет ничего общего с грубостию тел, но и не возвышается до природы существ бестелесных. Это – движение ветра. Прежде всего Он начинает с воды, которая тоньше земли, но грубее ветра. Как в начале в основание (творения) положена была земля, все же дело принадлежало Создателю, так теперь в основание полагается вода, а все дело (возрождения) принадлежит благодати Духа. И тогда – бысть человек в душу живу, ныне же в дух животворящ (1 Кор. 15, 45). Но различие между тем и другим велико. Душа не сообщает жизни другому существу; а Дух не только живет Сам по Себе, но сообщает жизнь и другим существам. Так Апостолы и мертвых воскрешали. Тогда, уже по совершении творения, наконец был создан человек; а ныне, напротив, новый человек творится прежде новой твари: сперва он рождается, а потом уже мир преобразуется. И как в начале (Бог) создал человека всецелым, так и ныне всецело образует его. Но тогда он говорил: сотворим ему помощника (Быт. 2, 18), а здесь – ничего подобного. Приявший благодать Духа может ли нуждаться в другом каком-либо помощнике? Принадлежащий к телу Христову какую имеет нужду в чьем-либо содействии? Тогда сотворен человек по образу Божию; а ныне соединен с Самим Богом. Тогда Бог повелел ему обладать рыбами и зверями; а теперь вознес начаток наш превыше небес. Тогда дал для жительства рай; а ныне отверз для нас небо. Тогда человек создан был в шестой день, так как этим временем должно было окончиться и творение; а ныне – в первый день, и в самом начале, как и свет. Из всего этого ясно, что совершающееся ныне принадлежит к другой, лучшей жизни и состоянию, не имеющему конца. Первое творение – Адама – было творение из земли, а после него создание жены из ребра, потом происхождение Авеля от семени. Но мы не можем ни постигнуть, ни изобразить словом этих творений, хотя все они самые вещественные. Как же мы можем дать отчет относительно духовного рождения чрез крещение – рождения, которое гораздо выше тех? И каких можно требовать от нас соображений об этом рождении – чудном и необычайном? При совершении его предстоят и ангелы; но изъяснить способ этого дивного рождения чрез крещение не может ни один из них. Но и предстоят они, сами ничего не совершая, а только взирая на то, что совершается. Все же делает Отец, Сын и Святой Дух. Поверим же слову Божию: оно вернее нашего зрения; зрение часто и обманывается, а это слово погрешать не может. Поверим же Ему. Произведши сущее из несущего, оно, конечно, несомненно и тогда, когда говорит о естестве его. А что оно говорит? Что в крещении совершается рождение. Но если бы кто сказал тебе: как это? – загради тому уста словом Христовым, которое есть величайшее и самое ясное доказательство. Если же кто спросит: для чего употребляется вода, то спросим и мы взаимно: Для чего в начале в создание человека входила земля? Что Богу и без земли возможно было сотворить человека, это очевидно для каждого. Поэтому не допытывайся. А что вода потребна и необходима, это можешь узнать вот из чего. Однажды, когда Дух сошел, прежде употребления воды (Деян, 10, 44), Апостол не остановился на этом; но смотри, что сказал он о воде, как о веществе необходимом и не излишнем: еда воду возбранити может кто, еже не креститися сим, иже Дух Святый прияша, якоже и мы (Деян. 10, 47). Почему же нужна вода? Скажу, наконец, и об этом и открою вам сокровенное таинство. Есть несколько сокровенных причин для этого, но из многих я скажу вам пока одну. Какая же это причина? Та, что в воде символически изображается гроб и смерть, воскресение и жизнь, и все это происходит совместно. Когда мы погружаем свои головы в воду, как бы в гроб, вместе с тем погребается ветхий человек и, погрузившись долу, весь совершенно скрывается. Потом, когда мы восклоняемся, – выходит человек новый. Как легко для нас погрузиться и подняться, так для Бога легко погребсти ветхого человека и явить нового. Но это совершается трижды, чтобы ты знал, что все это совершается силою Отца и Сына и Святого Духа. А что сказанное мною не гадание, послушай только, что говорит Павел: спогребохомся ему крещением в смерть (Рим. 6, 4); также: ветхий наш человек с Ним распятся (ст. 6); или: сообразни быхом подобию смерти Его (ст. 5). Но не только крещение называется крестом, а и крест крещением. Крещением, говорит Христос, имже Аз крещаюся, креститася (Мк. 10, 39). И в другом месте: крещением имам креститися (Лк. 12, 50). Как легко мы погружаемся и поднимаемся, так легко и Он, по смерти, когда восхотел – воскрес, или, лучше сказать, гораздо легче, хотя ради устроения некоего таинства и пробыл (в гробу) три дня.

Читайте также:  Машинка автомат атлант не набирает воду

Свт. Кирилл Александрийский

Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие

См. Толкование на Ин. 3:5

Прп. Максим Исповедник

Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие

См. Толкование на Мф. 3:11

Прп. Анастасий Синаит

Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие

Поскольку Господь говорит Никодиму: «Истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Небесное», то ясно, что [никто из неверующих во Христа] не войдет в [это] Царство. Однако [никто] не лишится воздаяния своего: либо [неверующий во Христа] получает свое благоденствие богатством, роскошью и прочей прелестью жизни [сей], подобно [богачу], услышавшему от Авраама: «Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей» (Лк. 16:25), либо судьба его в будущем веке сильно отличается от судьбы не творящего [здесь] благое. Ведь как для праведников обителей много (Ин. 14:2) у Бога, так и для грешников [существует] много различных наказаний.

Вопросы и ответы.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие

См. Толкование на Ин. 3:4

Евфимий Зигабен

Отвеща Иисус: аминь, аминь глаголю тебе: аще кто не родится водою и Духом, не может внити во Царствие Божие

Объясняет сам способ, говоря: водою и Духом, т.е. Святым, но пока еще не вполне, чтобы сам спрашивающий был внимательнее, так как некоторая прикровенность часто будит мысль и делает слушателя более любопытным и усердным. Итак, Никодим назвал возрождение невозможным; а Иисус Христос говорит, что оно весьма возможно, и – мало того – даже необходимо, потому что без него никто не может войти в Царствие Божие, т.е. теперь познать его достоинство и величие, или испытать Божественное наслаждение. Речь идет здесь о тех, которые были после крещения Господа, потому что с того времени началось возрождение. Поэтому и апостолы были возрождены водой от Иоанна, а Духом, когда Он почил на них в виде огненных языков. Некоторые из близких к временам апостольским пишут, что Иисус Христос крестил Петра и Пресвятую Богородицу, а Петр всех остальных апостолов.

Лопухин А.П.

Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие

Никодим не понял, каким образом человек может родиться для новой жизни, и Христос указывает ему два фактора, под действием которых это новое рождение возможно. Это, во-первых, «вода», т. е. то, что всего ближе, вода, которая в Иоанновом крещении служила символом очищения от грехов. Никодиму нужно креститься сначала крещением Иоанновым и исповедать со всей искренностью свои грехи. Это и будет для него первым шагом к возрождению. Затем он должен получить «Духа» Святого – это уже со временем даровано будет ему от Бога. То и другое необходимо для каждого, кто хочет войти в Царство Божие.

И Никодиму еще не поздно было исполнить первое условие, потому что Иоанн еще продолжал крестить, а кроме того, и Сам Христос через Своих учеников также совершал крещение покаяния (Ин.3:22–4:2). Духа же Святого он должен был получить после. Итак, следовательно, первая половина вопроса Никодима нашла себе разрешение. Хотя он, Никодим, стар и в силу того сжился со своими предрассудками и склонностями, тем не менее он должен осознать и исповедать свою греховность, а затем уже Дух Святой даст ему силы для новой жизни.

Источник

ЧТО означает — родиться от воды и Духа?

От Иоанна 3гл:
«5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.»
———————

Немало верующих считают, что «родиться от воды» — означает «принять водное крещение»…и находят этому подтверждение в Новом Завете, когда крестившиеся, «получали дар Святого Духа»…
Деяния 2 гл:
«38 Пётр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа.»
—————————

при этом неправильно полагая, что именно сам факт «окунания в воду» каким-то образом «рождает» «нового человека» и даёт ему в дар Святого Духа.. ..
Конечно, это мнение превратно уже потомУ, что от обычной воды никто не может родиться свыше ( духовно), сколько бы ты в неё не окунался.

Известен случай с сирийским военачальником — Нееманом, болевшим проказой, которому пророк Елисей наказал окунуться в воды Иордана 7 раз, и когда тот исполнил наказ, то был исцелён от проказы..—
…однако, это НЕ воды Иордана его исцелили, НО сам Бог, — когда увидел смирение Неемана, доверие и послушание слову пророка Божьего.
«Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать.»

Водное Крещение – это нЕ магическое действо воды, а это процесс в духе человека, обращённого к Богу и соединяемого с Ним ТОГДА, когда человек осознанно и твёрдо решает встать на путь истинной веры и отдать свою жизнь Господу, в Его Владение.

И вот если человек действительно совершает этот осознанный выбор, не сомневаясь в нём и в Господе( Своём Спасителе), смирив перед Ним свою гордыню и предварительно раскаявшись в своих прежних грехах и безбожном бытии,
ТОГДА Господь (видя смиренное сердце верующего) посылает в его дух — Дух Святой, запечатлевая тем самым «новорождённого» (от Духа) и принимая его в свою СЕМЬЮ – «детей Божьих».

Таким образом при истинном покаянии верующий в акте крещения подтверждает свой выбор и своё решение – отныне идти за Господом..
Акт крещения в воде является СИМВОЛОМ ОМОВЕНИЯ его грехов и ПОГРУЖЕНИЯ во ХРИСТА..

Понятно, что НЕ символ спасает душу..Спасает Господь..
а символ является только неким свидетельством твоей веры и посвящения себя Господу…

Многие верующие проходят обряд крещения в православной и др. конфессиях Христианства, но при этом их дух и разум ещё далеки от Господа, они не приняли Его всем сердцем, они ещё смотрят в мир.. стремятся жить по плоти…
а «крестятся» они только для «приличия», надеясь, что совершают некий магический ритуал, который смоет их грехи и болезни и поможет им в дальнейшем «жить и не тужить»..

А есть напротив тЕ, кто нЕ проходил обряд крещения (не имея для этого условий и возможностей), но имеет сокрушённый покаянный дух и посвящён Господу всей своей жизнью..—
Бог видит его и знает, что его вера истинная и ему не нужно прилюдное подтверждение этой веры актом водного крещения.

Когда Иоанн крестил народ в водах Иордана, он делал это во имя грядущего Мессии, чтобы привлекать людские сердца к достойному покаянию, отвращению от грехов и принятию Спасителя – Агнца Божьего, берущего на Себя грехи мира,
дабы исполнить в совершенстве Нравственный Закон, заплатив за грехи мира Смертью Непорочного Истинного Агнца, а затем победить эти грехи и саму смерть на Кресте, воскреснув из мёртвых …
и тем самым Христос даровал людям возможность (через веру во Спасителя) для освобождения их от грехов и обретения вечной жизни..

НЕ Иоанн, и нЕ вода Иордана спасали и очищали людей от грехов, а их достойное ПОКАЯНИЕ и ВЕРА в ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА.

Христос сам пришёл к Иоанну для «водного крещения» НЕ для ОЧИЩЕНИЯ своей души (ибо ОН ЧИСТ и СВЯТ)..
(да и физическая вода душу не очищает)..

НО Христос погрузился в воды Иордана только для того, чтобы ЯВИТЬ Себя миру и народу Израиля, как того Агнца, который берёт на Себя Грех мира…————— чтобы все могли убедиться в том, что наконец пришёл обещанный Мессия, на которого сейчас укажет его предтеча — Иоанн,
Христос пришёл исполнить Весь Закон в совершенстве.. явить своё Послушание Отцу во всём..и через этот символ крещения показать миру духовное погружение в Господа… — погружайтесь в Меня, ибо это Я – Ваше Очищение, Ваша Вода Живая…Я – Слово Жизни..Я – Путь.. Я – Истина..

От Иоанна 1 гл:
«31 Я не знал Его; но для того пришёл крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю.
32 И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нём.
33 Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нём, Тот есть крестящий Духом Святым.
34 И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий.»

Так о какой ВОДЕ тогда говорил Христос, утверждая, что нЕ возможно войти в Царство Небесное, нЕ родившись ОТ ВОДЫ И ДУХА.
————

Он говорил о ВОДЕ Его Живого Слова, т.е о ТОМ, что нЕ возможно родиться свыше, НЕ Уверовав в Слово Истины – во Христа ..и НЕ приняв Это Слово внутрь себя верою.
Христос сам есть Слово Бога, воплотившееся на землю –
От Иоанна 1 гл:
14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.

Поэтому всЁ, что исходило из Его Уст – было Истиной…—
и слова о вере в Него, как в Сына Божьего и Спасителя мира..
и слова о покаянии во грехах, отвращении от них…
об узком пути следования за Ним.
о любви к Богу и ближним..
о фарисейском лицемерии..
о «заповедях блаженства»..
о гонении людей божьих служителями тьмы..
о невозможности служить двум господам..
о признаках последнего времени…
о разделении людей на овец и козлов…
о «скопцах для Царства Небесного»….
и о том, что верующий в Него имеет жизнь вечную и на Суд нЕ приходит..но перешёл из смерти в Жизнь.
о Последнем Суде
о Воскресении мёртвых….о Новой Земле под Новым Небом..

«Родиться от Воды» означает быть очищенным (в своём сознании) Словом Божьим, уверовав в Него….
Это Слово проникает в дух человека и разделяет дух и душу — отсекает, смывает с души и духа все неправды и заблуждения..—
——————————————-

Библия. Евреям 4 гл:
«12 Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.»
——————————

От Иоанна 15 гл, Христос:
«3 Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.»
—————————————

От Иоанна 4 гл, Христос:
«14 а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную.»
——————————————————

От Иоанна 6 гл, Христос:
«63 .. СЛОВА, которые говорю Я вам, суть ДУХ и ЖИЗНЬ.
——————————————

Римлянам 10 гл:
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.»

Итак, кто не примет в себя Слово Божье, нЕ поверит в Него, нЕ наполнится Им, не очиститься Им…,
тот нЕ сможет родиться свыше(в духе)..—
И нЕ сможет уверовать по настоящему в Господа, захотеть преображаться в «нового человека» для Царства Божьего..
он нЕ сможет в него войти..т.к ему нЕ отрыта истина, он ею нЕ живёт, нЕ наполняется, нЕ просвещается, нЕ омывается…

Второе условие – это Дух Святой..—кто не родится от Духа, тоже не может увидеть Царства небесного и войти в него..—
почемУ? –
Потому что Дух Святой входит только в тех, кто истинно покаялся и отверг свои грехи..кто осонал свою греховность и истинную нужду в Господе, в Его прощении и оправдании, в Его помощи, освящении, водительстве и защите..
Человек нЕ может родиться свыше (т.е своим духом), если он нЕ уверует в Слово Божье, не поверит во Христа и нЕ раскается перед Ним, отвергнув свои грехи – для принятия в Дар Святого Духа,
который отныне начнёт очищать и вразумлять человека — через молитвенное общение с Господом… и через Его Слово, которое верующий начинает познавать, «вникать в себя и в Учение». преображая свой ветхий разум — в Ум Христов.
————————————————

От Иоанна 3 гл:
«3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
4 Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
6 Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух.
7 Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.»
—————————————————

От Иоанна 7 гл:
«37 В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.
38 Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.
39 Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус ещё не был прославлен.»
———————————————

От Иоанна 6 гл, Христос:
«63 .. СЛОВА, которые говорю Я вам, суть ДУХ и ЖИЗНЬ.
————————————

1 К Коринфянам 2 гл:
«12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нём судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.»
————————————-

К Римлянам 12 гл:
«2 и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.»

Источник

Оцените статью