Окружающий мир. 3 класс
Конспект урока
Окружающий мир, 3 класс
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке: Вода и ее охрана
1. Вода как вещество. Свойства воды. Три состояния воды. Круговорот воды в природе.
2. Использование воды человеком. Источники загрязнения воды. Меры по охране чистоты воды.
Глоссарий по теме:
Вода – это прозрачная , бесцветная жидкость, не имеет запаха.
Лед — твердое состояние воды.
Пар — это газообразное состояние воды.
Фильтр— это приспособление для очистки воды.
Круговорот — вращение воды по кругу в природе.
Вода, свойство, состояние охлаждение, нагревание, испарение, пар, облако, лед, круговорот.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Окружающий мир. Учебник для общеобразовательных школ. 3 кл.: В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2016. – с.46 — 59
2. Окружающий мир. Тетрадь учебных достижений. 3 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков, З. Д. Назарова. — М.: Просвещение, 2017.
3. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 кл.: учеб.пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017.
4. От земли до неба. Атлас-определитель: кн.для учащихся нач.кл. /А.А.Плешаков.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
1.Как вы думаете, много ли воды на Земле?
Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты. Вода занимает ¾ поверхности земного шара.
Вода есть и под землей Эту воду называют родником.. Огромные скопления льда находятся у Северного и Южного полюсов. Лед там и на суше, и в океане.
Вода содержится во всех частях растений. В теле животных вода обычно составляет больше половины массы.
Много воды и в теле человека. Наше тело почти на 2/3 состоит из воды. Вода входит в состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. , человеку в сутки требуется 2 литров воды ( часть ее он выпивает, а часть содержится в пище).
Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы ,ни люди.
Вот она какая, вода!
- Но это все стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил свойства этого вещества.
Для этого мы окунемся с Вами в практическую работу. В стакан с водой опустите ложку. Видна ли она? Это говорит о том, что вода прозрачная.
А чем пахнет чистая вода? Понюхав мы заметим, что вода не имеет запаха. Вода является растворителем, но не все вещества в ней растворяются. Свойство воды растворяться используется в быту в разных ситуациях.
А можно ли очистить мутную меловую воду или воду с примесями песка и глины? Такая очистка называется фильтрованием. нерастворенные вещества остаются на фильтре, а вода проходит через него. Вода имеет свойство растворять другие вещества, и вода течет , то есть – текучесть.
Вода в природе существует в трех состояниях- жидком, твердом, газоообразном. Различное состояние воды зависит от температуры. Вода при нагревании быстро испаряется. Невидимый пар поднимается вверх. Соприкасаясь с холодным предметом , он снова превращается в воду. Капельки воды увеличиваются, отрываются и падают. Получается круговорот воды. Круговорот воды происходит и в природе. Солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты, при этом испаряется огромное количество влаги. процесс перехода из газообразного состояния в жидкое называется конденсацией.
Этот круговорот происходит в природе непрерывно: где-то вода испаряется, где-то выпадает в виде осадков.
Благодаря круговороту воды в природе вода может переносить различные питательные вещества из одного места в другое.
Очень полезна для человека талая вода, но в последнее время из-за различных загрязнений она тоже стала грязной и содержит много ядовитых веществ.
Чтобы сохранить воду чистой, государство создает заповедники, заказники, на предприятиях используют очистительные сооружения. Мы с вами тоже можем
сохранять воду в чистоте. Для этого надо знать, что нельзя бросать в воду мусор, мыть технику в водоемах и нужно экономить воду.
Пресной воды существенно меньше, и треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Основные запасы пресной воды сосредоточены в полярных льдах.
Нам нужно знать, что не надо загрязнять водоемы, так как от загрязнения страдает все живое.
Не расходуйте воду напрасно! Берегите ее! Знайте. Что вода — главный источник жизни всего живого на земле! Без воды нет жизни!
Разбор типового тренировочного задания
- Текст вопроса: Определите, на каких изображениях искусственные объекты, на каких – естественные.
Правильный вариант ответа
Разбор типового тренировочного задания
2. Текст вопроса: Подберите подписи к изображениям.
Источник
Урок Окружающего мира в 3 классе по теме: «Вода и жизнь. Свойства воды» («Школа России»)
Урок 10. Вода и жизнь. Свойства воды
Цели деятельности учителя :
о бучающие: способствовать формированию целостного взгляда на мир через наблюдение, осознание, восприятие и деятельность; создать условия для ознакомления со свойствами воды в твердом, газообразном состоянии; обучения работе с гипотезой (предположением) через деятельностный и практический подходы.
р азвивающие: способствовать развитию осознанного отношения к результату своего учебного труда; приемов умственной деятельности – сравнения, классификации, анализа и синтеза; умения получать информацию из различных источников.
в оспитательные: содействовать воспитанию чувства сотрудничества и взаимопомощи по отношению к друг другу, любви к р одине, планете Земля; формированию навыков культурного поведения, чувства товарищества и взаимопомощи.
Оборудование : для проведения опытов стакан с водой, ложка, соль (сахар), мел (измельченный); карточки для игры.
І. Проверка знаний по теме «Тела, вещества, частицы».
1. Игра «Сигнальщики».
Описание . Учитель зачитывает высказывание. Если оно верное, то ученики поднимают вверх зелёную карточку, если ложное – красную.
1. Верно ли, что телом называют любой объект живой и неживой природы, любые предметы, сделанные руками человека?
2) Можно ли человека назвать природным телом?
а робота – искусственным?
3) Правда ли, что муравей – тело живой природы?
а берёза – тело неживой природы?
4) Полярная звезда – это тело неживой природы?
На доске записаны слова. Ученики, выполняющие первый вариант, выписывают по порядку номера, под которыми записаны тела , а учащиеся, выполняющие второй вариант, выписывают номера, под которыми записаны вещества . з атем по сигналу учителя ученики, обмениваясь работами, осуществляют взаимопроверку, работая в парах.
1. Птица. 2. Тетрадь. 3. Бумага. 4. Полотенце. 5. Золото. 6. Стекло. 7. Окно. 8. Вода. 9. Серебро. 10. Рябина. 11. Проволока. 12. Молоток. 13. Кислород. 14. Сахар. 15. Облако.
«Ключ»: 1-й вариант – 1, 2, 4, 7, 10, 11, 12, 15.
2-й вариант – 3, 5, 6, 8, 9, 13, 14.
ІІ. Постановка учебной задачи.
– На прошлом уроке мы пришли к выводу, что без чистого воздуха человек жить не может. А без чего еще не может жить человек и другие живые существа? (Ответы учащихся.)
– Посмотрите на доску. Что случилось с цветком (показывает увядший цветок) ? Почему это произошло? (Ответы учащихся.)
– Без чего еще не может жить ничто живое? Это вещество очень распространено в природе, но в чистом виде практически не встречается. Без этого вещества жизнь невозможна. У древних народов оно считалось символом бессмертия и плодородия. В общем, это – самая необыкновенная жидкость на свете. Что это? (Вода.)
– Действительно, совсем без воды на Земле не может существовать ни одно живое существо. Подумайте и скажите, какую тему мы будем изучать сегодня. (Ответы учащихся.)
– Сегодня мы поговорим о воде, её роли в природе, её свойствах и состояниях.
ІІI. Изучение нового материала.
1. Вода – источник жизни на Земле.
– Когда люди полетели в космос, они увидели, что наша Земля голубая. Большую часть поверхности земного шара занимает вода. А если бы на Земле вдруг пропала бы вся вода?! Как это бы выглядело? Что изменилось бы? ( и зменился бы цвет – нет голубого и зеленого.)
– Да, зеленый цвет тоже пропал бы. Почему это может произойти?
– Ничто на Земле не может жить без воды!
– Давайте вернем воду на Землю и подумаем, где она содержится. ( в морях, океанах, реках, ручьях, озерах.)
– Правильно. Но в морях и океанах вода соленая, а человеку нужна пресная. К сожалению, чистой пресной воды остается все меньше. В чем причина? ( л юди загрязняют реки и озера, не экономят воду.)
– Скоро может случиться так, что нам нечего будет пить. А ведь человеку для жизни вода просто необходима, потому что он на 70 % состоит из жидкости, запасы которой нужно постоянно пополнять. Конечно, человек не бутылка, наполненная водой. Давайте подумаем, где в организме человека содержится вода. ( с люна, кровь, слёзы.)
– В каждой клеточке нашего организма, в каждом сосуде содержится жидкость. Вода есть повсюду. Она есть в реке, океане, в нас с вами. (Если человек весит 65 кг, то 40 кг из них – вода. Даже в костях пятая часть – вода). о на есть в растениях (в картофеле 77 %, в огурце целых 99 %), она есть в животных, например, в медузе – 99 %.
– Откуда мы с вами можем получить воду? (Из пищи: из овощей, фруктов, из напитков и другой еды.)
2. Три состояния воды.
– А теперь отгадайте загадку:
• ч то умеет застывать, летать и бегать? ( в ода.)
– Правильно. В этой загадке отражены три состояния воды. Давайте подумаем: какие? Если вода застывает, во что она превращается, какое это будет вещество? (Лёд (твёрдое).)
– Когда вода становится летучей? (Когда превращается в пар (газообразное).)
– А когда вода бежит? ( к огда она именно вода, ручей, река (жидкое).)
– Вода на Земле постоянно меняет свое состояние. Этот процесс называется круговоротом воды в природе .
Вода появляется из ручейка,
Ручьи по пути собирает река.
Река полноводно течет на просторе,
Пока, наконец, не вливается в море.
Моря пополняют запас океана,
Над ним формируются клубы тумана.
Они поднимаются выше, пока
Не превращаются в облака.
А облака, проплывая над нами,
Дождем проливаются, сыплют снегами.
Весной соберется вода в ручейки,
Они потекут до ближайшей реки.
– Подумайте, какие условия нужны, чтобы вода изменила своё состояние. ( н ужно, чтобы вода нагревалась или замерзала, то есть при изменении температуры.)
– Итак, мы выяснили, что вода может менять своё состояние при изменении температуры , а какими же еще свойствами обладает вода. Проведем опыты и определим свойства воды.
– У каждого из вас есть стаканчик с водой и ложка.
1. Рассмотрите воду в стакане.
– Какого она цвета? Можно ли через нее увидеть предметы?
Вывод : вода бесцветная и прозрачная.
2. Понюхайте. Есть ли у неё запах?
Вывод : вода не имеет запаха.
3. Вспомните, какая вода на вкус. Можно сказать, что она кислая или соленая, или горькая, или сладкая? Имеет ли она вкус?
Вывод : вода не имеет вкуса.
4. Положите в стакан немного соли или сахара и размешайте. Что произошло? А теперь насыпьте немного мела. Что вы замечаете?
Вывод : вода может растворять некоторые вещества. Нерастворившиеся вещества остаются на фильтре.
– А где в быту можно использовать это свойство воды? ( м ытье посуды, стирка, уборка, рисование.)
– Итак, какими же свойствами обладает вода?
Вода бесцветная и прозрачная, не имеет запаха, не имеет вкуса, может растворять некоторые вещества.
– А сейчас наступил момент преподнести вам сюрприз. Послушайте и посмотрите сказку.
Учащиеся инсценируют сказку.
Как Волк лишился хвоста
Автор . Однажды шёл Волк по дороге, важный-преважный, и помахивал длинным пушистым хвостом. Встретилась ему Лиса с большой связкой рыбы. Волк её окликнул.
Волк . Ой, милая кумушка, где ты раздобыла такую отличную связку пескариков?
Лиса . Как же! Сегодня маленько, бог дал, наловила.
Лиса . Поймала рыбу в речке, мой миленький куманёк.
Автор . Лиса села на брёвнышко и говорит.
Лиса . Это, куманёк, нехитрое дело. Слушай. Как зайдёт солнышко, ступай на речку, опусти хвост в воду – такие рыбины прицепятся, что любо-дорого смотреть! Чем дольше посидишь, тем больше наловишь. Только не дёргай скоро. А если клевать не будет, то заговор читай: «Рыбе – аш-два-о, а зверю – лес, степь, горы». Заговор читай три раза, куманёк. Сиди до зари – вот и выловишь целую кучу рыбы.
Автор . Вечером отправился Волк на рыбную ловлю. Погода была холодная. Пришёл Волк на реку, выбрал местечко получше, уселся на корточки. В речку, как удочку, закинул свой хвост. Волки, как известно, в рыбе знают толк. Сидит Волк, а клёва нет. Сидит и никак не может вспомнить заговор. Чтобы не замёрзнуть, начал он приговаривать.
Волк . Ловись рыбка большая и маленькая…
Автор . Вдруг Волк почувствовал: кажется, клюёт. Потянул хвост – что-то хрустнуло. Потянул ещё – где же хвост? Глядит Волк: а на речке чудо! Лёд! Во льду пучок – не то шерсть, не то травка, не то хвост, не то ещё что. Волк в ужасе побежал от реки.
Волк . Ой-ой-ой, где же хвост?
Автор . Но не только в сказке так бывает. Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок! Тот остаётся на бобах, кто свойств воды не знает.
– О каких свойствах воды говорится в сказке? ( в ода может находиться в трёх состояниях.)
1. Какой опыт подтверждает, что лёд – это вода в твёрдом состоянии?
2. Приходилось ли вам наблюдать, как зимой «плачут» окна? Как по стеклу медленно стекают капельки воды? Откуда они взялись? Ведь окна никто не мыл, почему же стёкла влажные?
3. Можно ли доказать, что в процессе дыхания человек выдыхает водяной пар?
– Посчитайте с соседом по парте, сколько свойств вы можете назвать.
IV. Закрепление изученного материала: тестирование.
– Обведи в кружок номера тех предложений, в которых правильно указаны свойства воды.
2. Не имеет цвета.
3. Не имеет вкуса.
6. Не имеет запаха.
9. Не обладает текучестью.
10. Обладает текучестью.
11. Растворяет песок и мел.
12. Растворяет соль и сахар.
13. При нагревании сжимается, при охлаждении расширяется.
14. При охлаждении сжимается, при нагревании расширяется.
16. Не имеет формы.
о тветы : 2, 3, 6, 8, 10, 12, 14, 16.
– Давайте проверим, какие знания вы унесете с урока. Вспомните еще раз опыты. Что они помогли нам выяснить?
– Какую пользу человеку приносит вода?
– Какой момент урока вам больше всего запомнился?
– Что совершенно новое вы узнали на уроке?
– А когда и где нам могут пригодиться новые знания, полученные на этом уроке?
– Я хочу закончить урок словами Антуана де Сент-Экзюпери, которые он написал в своей самой известной сказке «Маленький принц»: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете».
– Но у воды есть еще свойство. О нём вы узнаете, если проведете дома опыт:
1) Налей воды в пластиковую бутылку и положи в морозильник. Когда замерзнет, достань и запиши, что произошло с бутылкой.
2) Не открывая бутылку, поставь её в тёплое место. Когда лёд растает, запиши, что стало с бутылкой.
Источник