Квасу надоела нам вода

III тур Марафона: задания и ответы к ним Распечатать

Публикуем задания третьего тура Всероссийского интеллектуального марафона учеников-занковцев, ответы и систему их оценки.

Литературное чтение
Уважаемый юный исследователь литературы!
Прочитай небольшие произведения и отрывки из произведений. Некоторые из них тебе знакомы. Литературная эрудиция и сообразительность помогут тебе определить название произведения и его автора там, где они не указаны.
1.
Разговор лягушек
— Кума,
Ты к нам?
— К вам, к вам!
К воде скачу,
Ловить хочу.
— А кого, кого, кума?
— Карпа, рака и сома.
— Как поймаешь, дашь ли нам?
— Как не дать? Конечно, дам!
2.
Чьи там крики у пруда:
— Квасу, квасу нам сюда!
Ква-ква-квасу, простокваши,
Надоела нам вода!
(Ирина Токмакова)

3.
Старый пруд.
Прыгнула в воду лягушка.
Всплеск в тишине.
(Басе)

4.
… Однажды она сидела на сучке высунувшейся из воды коряги и наслаждалась теплым мелким дождиком.
«Ах, какая сегодня прекрасная мокрая погода! – думала она. – Какое это наслаждение – жить на свете!»
Дождик моросил по ее пестренькой лакированной спинке; капли его подтекали ей под брюшко и за лапки, и это было восхитительно приятно.
5.
Недовольная лягушка
Даже вода взволновалась – вот до чего взыгрались лягушки. Потом они вышли из воды и разбрелись по земле: вечером было, — что ни шаг, то лягушка.
В эту ночь все лягушки тихонечко урчали, и даже те урчали, кто был недоволен судьбой: в такую-то ночь стало хорошо и недовольной лягушке, и она вышла из себя и, как все, заурчала.
(Михаил Пришвин)
6.
…А Иван-царевич долго не мог найти свою стрелу. Два дня ходил он по лесам и по горам, а на третий день зашел в топкое болото. Смотрит — сидит там лягушка-квакушка, его стрелу держит.
Иван-царевич хотел было бежать и отступиться от своей находки, а лягушка и говорит:
— Ква-ква, Иван-царевич! Поди ко мне, бери свою стрелу, а меня возьми замуж.
Опечалился Иван-царевич и отвечает:
— Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют!
— Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь!
Подумал-подумал Иван-царевич, взял лягушку-квакушку, завернул ее в платочек и принес в свое царство-государство.

Читайте также:  Техническая вода для пожаротушения

Назови жанр каждого из произведений как можно более точно.
Что, по-твоему, объединяет все произведения? Какова их тема? А идея?
Раздели предложенные шесть произведений на две группы. Предложи все возможные, на твой взгляд, варианты группировки. Укажи признаки, по которым ты классифицируешь произведения.

Русский язык
Задание 1.
Составь словосочетания со следующими словами:
вбежать
взбежать
сломить
сломать
сравнить
сравнять
сровнять
черкнуть
чиркнуть.
Задание 2.
Напиши краткие ответы на вопросы:
От чего утка плавает?
Отчего утка плавает?
По чему утка плавает?
Почему утка плавает?
Задание 3.
Обозначь в каких частях слов находятся орфограммы?
__давать
драг__ценный
занов__
предст__влять
ж__лтизна
гр__боч__к
боро__ка
зл__дей
буревес__ик.

Окружающий мир
Задание 1.
В степной зоне почвы черноземные, в лесной, где значительно больше животных и растений, почвы подзолистые сероземные. Почему?
Задание 2.
Раздели животных на 4 группы. Назови каждую группу. Сделай больше одного варианта.
Ястреб, овца, волк, гусь, утка, воробей, корова, лиса, собака, верблюд, заяц, сова, петух, касатка, кошка.
Задание 3.
Как повлияют на окружающую природу и человека строительство плотины на крупной реке и образование водохранилища? Обоснуй свое мнение.

Математика
1.
В двузначном числе изменили первую цифру и получили число в 5 раз меньшее. Найди исходное число. Напиши, как ты рассуждал.
2.
В одной семье пятеро детей учатся во всех четырёх классах начальной школы.
Отличница Нина – пример для младших братьев и сестёр. Толя скоро будет уметь писать все буквы. Ира хорошо знает таблицу умножения и помогает двойняшкам Оле и Юре выучить её.
В каком классе учится каждый из них? Объясни свое решение.
3.
Заштрихованную фигуру разрезали на две части, из которых можно составить квадрат.

Читайте также:  Вода с крана идет рывками воздухом

а) Какова будет площадь квадрата? Ответ обоснуй.
b) По площади определи сторону квадрата.
с) Начерти квадрат и закрась своим цветом каждую из двух частей, из которых он составлен.

Ответы на задания III тура

Литературное чтение
Произведения, автора и название которых предожено угадать, входят в учебники «Литературное чтение», 3, 4 класс, автор Чуракова Н.А. Ответы таковы:
1. «Разговор лягушек», Самуил Маршак.
2. «Лягушки», Ирина Токмакова.
3. Басе.
4. «Лягушка-путешественница», Всеволод Гаршин.
5. «Недовольная лягушка», Михаил Пришвин.
6. «Царевна-лягушка», русская народная сказка.
За каждое правильное указание названия или автора произведения начисляется по одному баллу. Максимальное количество баллов за эту часть задания – 6 баллов.
Определяя жанр каждого из произведений, учащиеся указывают следующее:
1 — стихотворение с элементами скороговорки.
2 — стихотворение с элементами скороговорки.
3 — хокку.
4 — авторская сказка.
5 — лирическая зарисовка, миниатюра, стихотворение в прозе.
6 — волшебная народная сказка.
За каждое правильное указание жанра произведения начисляется по одному баллу. Максимальное количество баллов за эту часть задания – 6 баллов.
При определении темы произведений необходимо указать, что, на первый взгляд, она общая и объединяет произведения в одну подборку: рассказ о лягушке. Однако идея каждый раз разная и, более того, важно заметить, что она необязательно связана с раскрытием образа лягушки. В стихах (1) и (2) – это действительно любование (с улыбкой) центральным героем; сказка Гаршина (помимо симпатии к героине) нацелена на раскрытие нравоучительной идеи; в хокку и в миниатюре Михаила Пришвина – это любование миром, всматривание в красоту природы; народная сказка учит жить в человеческом и магическом мирах. При оценивании задания важно обратить внимание на правильность общего представления о несовпадении темы и идеи, удачность словесных формулировок, а не на точность комментирования идеи каждого произведения. За правильное определение темы и идеи соответственно начисляется по 1 баллу. Максимальное количество баллов за эту часть задания – 2 балла.
Варианты группировки произведений могут быть таковы:
произведения народные и авторские;
прозаические и поэтические;
русские и зарубежные;
описывающие героя и описывающие настроение автора;
обыгрывающие яркую примету героя (внешность, кваканье) и «безразличные» к этим деталям;
имеющие ярко выраженные средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, эпитет, звукопись) и написанные простым языком без видимых художественных приемов.
За каждый предложенный вариант группировки начисляется 1 балл. На эту часть задания отводится 4 балла.
Максимальное количество баллов за все задание – 18 баллов.

Русский язык
1. Возможные варианты ответов на 1 вопрос: вбежать в (комнату, во двор), взбежать по (лестнице, куда-то вверх), сломить (чью-то волю, силу; победить), сломать (дерево, шкаф, дом; разрушить), сравнить, (по каким-то признакам числа, дома , людей), сравнять (сделать равным кому-либо, чему-либо), сровнять (сделать ровным, одного уровня с чем-либо); черкнуть (быстро пером, карандашом), чиркнуть (спичкой или еще чем-нибудь быстро).
Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Всего 9 баллов.
2.Ответы на 2 вопрос: 1) от какого-либо места, например, от берега, 2) оттого, что у нее перепонки на лапках и перья смазаны жиром, с них стекает вода, 3) по какому-либо водоему, например, по пруду,4) правильными считаются один из следующих ответов или оба: а) тот же ответ, что и на 2-ой вопрос, или (и) б) чтобы найти пищу.
Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Всего 4 балла.
3.
2 подзадания:
1) знание пропущенных орфограмм. Правильный выбор 9 пропущенных букв оценивается 1 баллом;
2) умение устанавливать морфемный состав слов. Орфограммы находятся (в порядке следования слов по строчкам): в приставке, буква соединительного гласного в корне, в суффиксе, в корне, в корне, в корне и суффиксе, в корне, буква соединительного гласного в корне слова, в корне.
Всего за 3 задание 5 баллов.

Окружающий мир
1) Обилие дождей, снега.
При таком варианте ответа — 2 балла. При ответе с обоснованием — 4 балла.
2) 1. Домашние птицы. Домашние млекопитающие. Дикие птицы. Дикие млекопитающие. 2. Хищные птицы. Хищные млекопитающие. Растительноядные птицы. Растительноядные млекопитающие.
Всего за задание — 7 баллов.
3) В окружающей природе произойдут следующие изменения: на затопляемой территории будут уничтожены растения и животные (1 балл), нарушены естественные связи сообщества «река», плотина перегородит реку, что затруднит пути миграции рыбы (1 балл). Кроме того, на затопленной территории произойдет гниение объектов живой природы, что вызовет отравление воды, гибель растений и живых организмов, обитающих в реке и водохранилищах (1 балл). Человек получит электроэнергию, без которой невозможна современная промышленность,
сельское хозяйство и устройство быта человека — положительный эффект (1 балл), но вода зальет поселки и деревни, что повлечет переселение людей (1 балл), она зальет естественные луга и пастбища (1 балл), человек обязательно ощутит тот отрицательный результат, который вызовет в природе построение плотины (1 балл).
Всего за задание — 7 баллов.

Математика
Максимум – 4 балла (выполнено со всеми необходимыми пояснениями).
В соответствии с таблицей умножения исходное и уменьшенное числа могут оканчиваться 0 или 5. Будем перебирать двузначный множитель в порядке возрастания.
10•5=50 – подходит;
15•5=75 – подходит;
20•5=100 – трёхзначное число. Следовательно, множитель меньше 20.
Ответ: 50, 75.
Если пояснение содержит равенства 10•5=50 и 15•5=75 и обоснование, почему в разряде единиц не может быть других цифр, но не содержит объяснений, почему не может быть других цифр в разряде десятков, – 3 балла.
Если пояснение содержит равенства 10•5=50 и 15•5=75 и обоснование, почему в разряде десятков не может быть других цифр, но не содержит объяснений, почему не может быть других цифр в разряде единиц, – 3 балла.
Если пояснение содержит только равенства 10•5=50 и 15•5=75 (или же 50:5=10; 75:5=15) или из двух ответов найден только один (50 или 75), дано равенство и объяснение, почему в разряде десятков не может быть других цифр, – 2 балла.
Если ребёнок не даёт пояснений, а записывает только верный ответ (50 и 75) или из двух ответов найден только один (50 либо 75), и дано равенство (соответственно 10•5=50 либо 15•5=75 или же 50:5=10 либо 75:5=15) –1 балл.
Если из двух ответов найден только один (50 или 75) и нет никаких пояснений, – 0 баллов.
Максимум 6 баллов (выполнено с необходимыми пояснениями).
Рассуждения могут быть примерно такими:
1. Отличница Нина – пример для младших братьев и сестер. Следовательно, она старше всех и это она учится в старшем из классов начальной школы – в 4-м классе. (Дети могут записывать результат рассуждения в таблицу, но могут и не использовать ее.)

Ученик Ира Оля Толя Юра Нина
Класс 4

2. Толя скоро будет уметь писать все буквы. Так как все дети учатся, то, следовательно, он первоклассник.

Ученик Ира Оля Толя Юра Нина
Класс 1 4

3. Ира хорошо знает таблицу умножения и помогает двойняшкам Оле и Юре выучить ее. Так как дети учатся во всех классах начальной школы, и 1-й и 4-й классы уже заняты, то, следовательно, Ира учится в 3-м классе, а Оля и Юра – во 2-м.
Если решение указано верно, но есть один пропуск или 2 недочета в пояснениях – 5 баллов
Если решение указано верно, но есть 2 пропуска или 3-4 недочета в пояснениях – 4 балла
Если правильно найдено 3 решения из 5 пунктов и к ним есть пояснения или все решение указано верно, но нет пояснений — 3 балла.
Если правильно указано 3 решения из 5 и к правильно указанным пунктам есть адекватные пояснения – 2 балла.
Если правильно указано 3 решения из 5 и пояснений к ним нет или правильно указано 2 решения из 5 и к ним даны адекватные пояснения – 1 балл.
Примечание: если ребенок в пояснениях не будет упоминать о том, что все дети учатся, и в каждом классе начальной школы учится хотя бы один ребенок, пояснения все равно следует зачесть.
Максимум 8 баллов (выполнено всё, а и б с пояснениями).
Решение:
Площадь квадрата равна площади фигуры, из деталей которой он составляется. Эта фигура – прямоугольник, из которого вырезан другой прямоугольник. Следовательно:
S=7 • 3- 1 · 5 =16 (см2 )
Ответ: 16 см2 .
Вместо сложного выражения ребенок может вычислять площадь по действиям. Тогда решение с полным объяснением будет примерно таким:
Площадь квадрата равна площади фигуры, из деталей которой он составляется. Следовательно:
1) 7 • 3= 21 (см2 ) – площадь большего прямоугольника.
2) 1 · 5 = 5 (см2 ) – площадь вырезанного прямоугольника.
2) 21 – 5 = 16 (см2 ) – площадь заштрихованной фигуры.
Ответ: 16 см2 .
Решение:
а • а = 16
а = 4
Ответ: 4 см.
б. Приведем ответ. Достаточно, чтобы был показан раскрашенный квадрат. Пояснений не требуется.

Источник

Квасу надоела нам вода

И двухлетняя девочка проворно ложится на пол, смешно изображает на лице ужас и ловко уползает под кровать…

Так началось моё знакомство с поэзией Ирины Токмаковой. Под кровать уползала моя дочь, а стихи «Десять птичек — стайка» читала с выражением её мама.

Десять лет спустя я увидел в газете «Правда» статью Токмаковой, Она писала, что современная детская литература, и в особенности обращенная к малышам, должна прежде всего учить… взрослого, учить его обращению с ребёнком! Писательница была права, и я знал это уже по собственному опыту.

Ирина Петровна работает для самого маленького слушателя и читателя — для дошкольников и младших школьников. Пишет стихи, песенки, повести, сказки и пьесы. И во всех её произведениях идут рядом и дружат быль и небылица. Послушайте, почитайте стихотворения «В чудной стране» и «Букваринск», «Котята» и «Скороговорка», другие произведения, и вы согласитесь со мной. Например, сказка «Букваринск» — и небылица о необычной стране, и занимательная рифмованная азбука. Две истории про одну девочку: «Аля, Кляксич и буква «А» и «Может, нуль не виноват» — увлекательные буквенный и цифровой детективы. Это даже не повести-сказки, а повести-игры. Читают их девочки и мальчики и не замечают, как Ирина Токмакова учит их читать и считать.

Стихотворения Токмаковой простые, короткие, звонкие, легко запоминаются. Они также необходимы вам, как и первые слова.

Откуда же Ирина Петровна — взрослый человек — так хорошо знает первые слова детей?

Или она их выдумывает, сочиняет?

Хорошие детские книжки получаются лишь у того писателя, который не забыл, как это — быть маленьким среди взрослых. Такой писатель ясно помнит, как дети думают, чувствуют, как ссорятся и мирятся, — помнит, как они растут. Если бы не помнил, не нашёл бы слов, которым вы сразу поверите.

— Сколько же надо помнить! — может удивиться кто-то из вас.

Помнить и правда надо много. Но все запомнить про детство не может даже детский писатель. И тогда он сочиняет, придумывает интересные истории, которые вполне могли быть на самом деле.

Двадцать пять лет Ирина Токмакова ни на один день не расстаётся со стихами, сказками, повестями, а значит, и с вами — своими читателями.

Это мы немножко поговорили об особенных взрослых.

Теперь поговорим об особенных детях. Это легче, потому что дети — все особенные. Только особенный человек играет в докторов и космонавтов, в «дочки-матери» и в принцесс, в учителей и разбойников, в капитанов и продавцов. В таких играх все как на самом деле, как и жизни, — всё «по правде»: серьёзные лица, важные поступки, настоящие обиды и радости, настоящая дружба. Значит, детская игра не просто забава, а мечта каждого о завтрашнем дне. Детская игра — это уверенность в том, что надо подражать лучшим делам и поступкам взрослых, это — желание поскорее вырасти. Вот Ирина Петровна и помогает детям: пишет, сочиняет книжки про всё на свете. Но пишет не просто, чтобы развлечь ребёнка, нет. Она учит серьёзно думать о жизни, учит серьёзным поступкам. Об этом её вмести, например «Сосны шумят», «Ростик и Кеша», стихотворения «Я слышал», «Разговоры» И многие, многие другие.

У всех есть любимые игрушки. Вырастая, дети еще долго не расстаются с ними; расставляют на шкафах, полках, усаживают на диван, на пол. И правильно делают!

Любимые игрушки, особенно куклы и зверюшки, — часть детства, детский мир, дети сами его сочинили вокруг себя. В таком мире можно жить сколько угодно, ведь кругом друзья. Этот мир населяют красивые герои — озорные и послушные, смешные и трогательные, честные и преданные. Зачем же с ними расставаться!

Точно такой же жизнью живут и детские книжки — самые лучшие ваши друзья и советчики. У игрушки, например Дюймовочки или медведя, спросишь о чем-нибудь. Дашь им минутку помолчать-подумать и сам же за них себе отвечаешь. Интересно! А вот книжка сама отвечает нам голосами своих героев на любые вопросы. По-моему, ещё интереснее! Одну из таких книжек вы держите сейчас в руках.

Любое известное произведение Токмаковой, вошедшее в книгу «Сосны шумят», обязательно заставит вас найти и вспомнить другие стихи и прозу Ирины Петровны, её переводы произведений для детей с армянского, литовского, узбекского, таджикского, английского, болгарского, немецкого и других языков. Токмакова вообще много переводит — помогает писателям других республик и стран прийти со своими книжками к детям, читающим по-русски. Так читатели и писатели с помощью книг учатся друг у друга хорошему, лучше и быстрее понимают, что человек рождается и живёт для счастья — для мира, для людей, а не для горя — для войны и уничтожения всего живого. А если человек этого не понимает, его жизнь проходит впустую, никому не приносит ни радости, ни пользы. Значит, зря родился…

И всё же радости и печали в нашей жизни часто идут рядом. Взрослые, много пожившие люди говорят:

— Так устроен мир.

Интересно, что писатели и дети, не сговариваясь, чаще всего отвечают на эго так:

— А мы хотим сделать мир лучше!

Чужого горя не бывает, не должно быть. Поэтому детские писатели всегда ищут причины хороших и плохих поступков взрослых и детей:

Источник

Оцените статью