- Тема урока: Растворение веществ в воде.Лабораторный опыт № 5 «Изучение растворимости веществ»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Современные педтехнологии в деятельности учителя
- Современные образовательные технологии в преподавании химии с учетом ФГОС
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- Лабораторные и практические работы по химии опыты и эксперименты по химии на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Тема урока: Растворение веществ в воде.Лабораторный опыт № 5 «Изучение растворимости веществ»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тема урока: Растворение веществ в воде. Лабораторный опыт № 5 «Изучение растворимости веществ»
Цели обучения 8.3.4.1 -классифицировать вещества по растворимости в воде 8.3.4.2 -объяснять роль растворов в природе и повседневной жизни
Растворы – однородные системы, состоящие из молекул растворителя и частиц растворенного вещества, между которыми происходят физические и химические взаимодействия. Раствор = Растворитель + Растворенное вещество
Терминология Русский Казахский Английский Растворы Ерітінді Solution Растворитель Еріткіш Solvent Растворимое вещество Ерігіш зат Solute Растворимый Еритін Soluble Растворение Еру Dissolution Ненасыщенный Қанықпаған Desaturated Насыщенный Қаныққан Saturated Пересыщенный Аса қаныққан Supersaturated малорастворимое вещество аз еритін зат slightly soluble substance нерастворимое вещество ерімейтін зат insoluble substance растворимое вещество еритін зат soluble substance
Как вы уже заметили не все вещества полностью растворяются в воде. Просмотр видео «Растворимость» https://www.youtube.com/watch?v=zjwB4CCKhq0
Лабораторный опыт № 5 «Изучение растворимости веществ»
Растворение Физический процесс – результат диффузии веществ Химический процесс –взаимодействие вещества с водой и образование гидратов Состав раствора Растворенное вещество Растворитель
Растворимость — это способность вещества образовывать с другими веществами (растворителями) однородные системы – растворы
Природа растворенного вещества Вещества хорошо растворимые (в 100г H2O больше 1г вещества) нерастворимые (в 100г H2O меньше 0,01г вещества) малорастворимые (в 100г H2O меньше 1г вещества) РАСТВОРИМОСТЬ НЕКОТОРЫХ СОЛЕЙ В 100 г ВОДЫ ПРИ 20 °С Карбонат кальция CaCO3 Гидроксид кальция Ca(OH)2 Хлорид кальция CaCl2 Хорошо растворимые Сульфат меди Нитрат калия Иодид натрия CuS04 KN03 Nal 22,2 31,6 179,10 Практически нерастворимые Бромид серебра Хлорид серебра Иодид серебра AgBr AgCl Agl 0,0037 0,00009 0,000003 Малорастворимые Сульфат серебра Сульфат кальция Иодид свинца Ag2S04 CaS04 Pbl2 0,79 0,20 0,07
МБОУ «Обоянская СОШ №1» Виды растворителей
Применение растворов в промышленности
Применение растворов в сельском хозяйстве
Применение растворов в быту и медицине
Рефлексия Кем был каждый из вас сегодня на уроке? Какими мы были на уроке? Каким вы видите сегодняшний урок? Я Мы Урок Теоретик Активные Интересный Аналитик Внимательные Увлекательный Ученик Трудолюбивые Полезный Экспериментатор Любознательные Нужный Сотрудник Креативные Коллективный Химик Целеустремленные Творческий
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс повышения квалификации
Современные образовательные технологии в преподавании химии с учетом ФГОС
Номер материала: ДБ-615971
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Рособрнадзор рассчитывает, что экспресс-тесты на ковид в школах помогут избежать удаленки
Время чтения: 1 минута
Российским школьникам проведут бесплатные профориентационные тесты
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября
Время чтения: 2 минуты
Самым возрастным участником ЕГЭ в 2021 году стал 72-летний учитель математики
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Лабораторные и практические работы по химии
опыты и эксперименты по химии на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
laboratornye_i_prakticheskie_raboty_po_himii.docx | 70.36 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО
Поповой Веры Николаевны
Лабораторный опыт 1
Знакомство с образцами веществ разных классов
Цель: ознакомиться с физическими свойствами представителей различных классов неорганических соединений: оксидов, оснований, кислот и солей.
1. Изучите физические свойства выданных веществ по плану:
- Агрегатное состояние (газообразное, жидкое или твердое) вещества при комнатной температуре.
- Цвет вещества.
- Запах вещества. Для определения запаха вещества не подносите сосуд близко к лицу, так как вдыхание газов и некоторых паров может вызвать раздражение дыхательных путей. Для ознакомления с запахом вещества достаточно ладонью руки сделать движение от отверстия сосуда к носу.
- Растворимость вещества в воде. Немного вещества поместите в пробирку и прилейте 1-2 мл дистиллированной воды. Перемешайте содержимое пробирки. При перемешивании веществ в пробирке запрещается встряхивать ее, закрывая отверстие пальцем. Перемешивание растворов в пробирке производят быстрыми энергичными движениями (постукиваниями).
- Плотность вещества (приложение 1).
- Температуры плавления и кипения вещества (приложение 1).
2. Составьте отчет, заполнив таблицу.
Физические свойства вещества
Растворимость в воде
Плотность, температуры плавления и кипения некоторых веществ и минералов
Гидрокарбонат натрия (пищевая сода)
Гидроксид железа (III)
При нагревании разлагается
При нагревании разлагается
Корунд (оксид алюминия)
При нагревании разлагается
Сульфат меди (II)
При нагревании разлагается
Лабораторный опыт 2
Цель: закрепить понятия о смесях и способах их разделения. Научиться находить и осуществлять рациональные способы выделения веществ из смесей на основе знаний физических свойств их компонентов.
Оборудование: загрязненная соль; штатив, спиртовка, спички, фарфоровая чашка, воронка, фильтровальная бумага, стеклянная палочка, химический стакан.
- Получите у учителя загрязненную соль.
- Растворите соль в 20 мл воды (при растворении перемешивайте стеклянной палочкой) в химическом стакане.
- Разделите получившуюся смесь фильтрованием:
а) приготовьте бумажный фильтр: сложите два раза круг фильтровальной бумаги и расправьте, чтобы получился конус, вложите его в воронку и смочите водой;
б) проведите фильтрование. Помните, что жидкости надо налить столько, чтобы она не доходила до краев фильтра на 0,5 см, иначе смесь может протекать между фильтром и стенками воронки, не очищаясь от примесей. Жидкость наливайте по стеклянной палочке.
- Полученный фильтрат (раствор соли) вылейте в фарфоровую чашку.
- Нагрейте чашку в пламени спиртовки, после появления в чашке кристаллов соли нагревание прекратите.
- Сравните полученную соль с выданной вам в начале работы.
Лабораторный опыт 3
Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель
на фильтровальной бумаг >
Цель: изучить скорость испарения воды и спирта.
Оборудование и реактивы: пипетка, фильтровальная бумага; дистиллированная вода, этиловый
- С помощью пипетки нанесите на лист фильтровальной бумаги рядом по одной капле дистиллированной воды и спирта. Какое явление (физическое или химическое) вы наблюдаете?
- Понаблюдайте и сделайте вывод, с одинаковой ли скоростью происходит испарение дистиллированной воды и спирта.
Лабораторный опыт 4
Окисление меди в пламени спиртовки или горелки
Цель: научиться определять признаки химической реакции и описывать условия ее проведения.
Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, пробижа, стеклянная трубка, тигельные щипцы, спиртовка, спички; медь (проволока или пластина), известко ?ая вода.
- Рассмотрите выданную вам медную проволоку (пластину) и опишите ее внешний вид.
- Прокалите проволоку (пластину), удерживая ее тигельными щипцами, в верхней части пламени спиртовки в течение 1 мин. Опишите условие проведения реакции.
- Укажите признак химической реакции.
- Составьте уравнение проведенной реакции. Назовите исходные вещества и продукты реакции.
Лабораторный опыт 5
Помутнение известковой воды от выдыхаемого воздуха
Цель: научиться определять признаки химической реакции и описывать условия ее проведения.
Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, пробирка, стеклянная трубка; известковая
- Налейте в пробирку 2 мл известковой воды. Опишите раст ,ор.
- Используя трубку с тонко оттянутым концом, продуйте герез известковую воду в пробирке выдыхаемый вами воздух, который содержит углекислый газ. Что наблюдаете?
- Составьте уравнение реакции гидроксида кальция с углекислым газом.
Лабораторный опыт 6
Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом
Цель: закрепить умение определять признаки химической реакции и описывать условия ее проведения.
Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, пробирки; раствор CuS0 4 (0,5 моль/л), железо (гвоздь или скрепка).
- Налейте в две пробирки по 2 мл раствора сульфата меди (II). Опишите цвет раствора.
- Осторожно поместите в одну из пробирок железный гвоздь (скрепку), привязанный к нитке. Опишите условие проведения реакции.
- Через 5 минут извлеките гвоздь (скрепку) из раствора и с пишите произошедшие с ним изменения. Образованием какого вещества они вызваны?
- Опишите цвет образовавшегося раствора и сравните его с цветом исходного раствора.
- Напишите уравнение реакции сульфата меди (И) с железом, учитывая, что в продукте реакции степень окисления железа равна +2. Укажите тип химической реакции.
Лабораторный опыт 7
Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты
Цель: закрепить умение определять признаки химической реакции и описывать условия ее проведения.
Оборудование и реактивы: химический стакан (50 мл), шпатель, кусочек картона (5×5 см), спички, лучинка; карбонат натрия (крист.), раствор серной кислоты (1:5).
- На дно химического стакана насыпьте равномерным тонким слоем один шпатель соды (карбоната натрия) и прилейте 2-3 мл раствора серной кислоты. Стакан сразу же накройте картоном. Что наблюдаете?
- Зажгите лучинку и внесите ее в стакан. Что наблюдаете? I лкое вещество образовалось? Ответ обоснуйте.
- Запишите уравнение реакции карбоната натрия с серной кислотой, укажите тип химической реакции.
Лабораторный опыт 8
Реакции, характерные для растворов кислот (на примере соляной или серной кислоты)
Цель: провести реакции, характеризующие общие химические свойства кислот.
Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, пробирки, шпатель, спиртовка, спички, держатель; оксид меди (II), растворы серной кислоты (1:5), соляной кислоты (1:1), сульфата железа (III) (0,5 моль/л), гидроксида натрия (0,5 моль/л), фенолфталеина, карбоната калия (0,5 моль/л), хлорида бария (0,25 моль/л), цинк (гранулы), алюминий (фольга), медь (проволока).
1. Взаимодействие кислот с оксидами металлов
В пробирку поместите немного (объемом со спичечную гол( вку) порошка оксида меди (II). Отметьте цвет вещества.
Налейте в пробирку с оксидом меди (II) 1-2 мл раствора cepf ой кислоты. Для ускорения реакции слегка нагрейте (не доводя до кипения) содержимое пробирки. Что наблюдаете?
Напишите молекулярное и ионное уравнения реакций оксида меди (II) с серной кислотой, укажите ее тип.
2. Взаимодействие кислот с основаниями
- Налейте в пробирку 2 мл раствора гидроксида натрия и добавьте к нему 1-2 капли фенолфталеина. Что наблюдаете? Какие частицы в растворе гидроксида натрия вызвали изменение окраски индикатора.
К раствору щелочи с фенолфталеином добавляйте по каплям соляную кислоту, перемешивая содержимое пробирки. Что вы наблюдаете? Образование какого вещества привело к изменению окраски? Потрогайте пробирку, в которой проводили реакцию. Сделайте вывод о тепловом эффекте проведенной реакции.
Составьте молекулярное и ионное уравнения проведенной реакции, укажите ее тип.
- Получите нерастворимое основание — гидроксид железа (III): налейте в пробирку 1 мл раствора сульфата железа (III) и добавьте к нему 3-4 капли раствора гидроксида натрия. Опишите гидроксид железа (III), образовавшийся в ходе реакции.
Добавьте в пробирку с гидроксидом железа (III) 1-2 мл солян:й кислоты. Что наблюдаете?
Составьте молекулярное и ионное уравнения проведенной реакции, укажите ее тип.
3. Взаимодействие кислот с солями
В трех пробирках слейте попарно по 1 -2 мл растворов следующих веществ:
1 -я пробирка: серная кислота и карбонат калия;
- я пробирка: серная кислота и хлорид бария;
- я пробирка: соляная кислота и хлорид бария.
Уравнения реакции (молекулярные и ионные)
4. Взаимодействие кислот с металлами
В три пробирки поместите металлы: в 1-ю — цинк, во 2-ю — алюминий, в 3-ю — медь. Налейте в каждую пробирку по 2 мл соляной кислоты. Заполните таблицу (см. выше).
Сделайте вывод о химических свойствах кислот.
Лабораторный опыт 9
Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия)
Цель: провести реакции, характеризующие общие химические свойства щелочей.
Оборудование и реактивы: штатив для пробирок; оксид фосфора (V) (в пробирке), растворы гидроксида натрия (0,5 моль/л), азотной кислоты (1:3), хлорида аммония (0,5 моль/л), хлорида железа (III) (0,5 моль/л), хлорида бария (0,25 моль/л).
1. Взаимодействие щелочей с оксидам
Вам выдана пробирка с оксидом фосфора (V). Опишите это Е^щество.
Налейте в пробирку с оксидом фосфора (V) 1-2 мл раствора гидроксида натрия. Перемешайте содержимое пробирки. Что наблюдаете?
Составьте молекулярное и ионное уравнения проведенной реакции, укажите ее тип.
2. Взаимодействие щелочей с кислотами
В пробирку поместите 2 мл раствора гидроксида натрия и несколько капель фенолфталеина. Отметьте цвет раствора. По каплям добавьте к полученному раствору раствор азотной кислоты. Опишите наблюдаемые изменения.
Составьте молекулярное и ионное уравнения проведенной реакции, укажите ее тип.
3. Взаимодействие щелочей с солями В трех пробирках слейте попарно по 1-2 мл растворов веществ:
- я пробирка: гидроксид натрия и хлорид аммония (содержимое слегка нагрейте);
- я пробирка: гидроксид натрия и хлорид железа (III);
- я пробирка: гидроксид натрия и хлорид бария. Заполните таблицу.