- Лед вода дождь пар
- Три состояния воды в природе – примеры и описание кратко (3 класс, окружающий мир)
- Три состояния воды
- Превращение воды в пар
- Водный круговорот
- Замерзание воды
- Что мы узнали?
- Лед, вода и пар. Л. Н. Толстой
- «Лёд, вода, пар». Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе
Лед вода дождь пар
Превращения и круговорот воды
три состояния воды: твёрдое, жидкое, газообразное
При температуре 0 градусов вода превращается в лёд. Это происходит и в реке, и в озере, и в луже. Крошечные льдинки образуются и высоко в облаках. Там они увеличиваются, превращаются в снежинки и падают на землю. Так образуется снег.
Лёд и снег — это вода в твёрдом состоянии.
Водяной пар — это вода в газообразном состоянии.
В природе вода постоянно испаряется с поверхности морей, рек, озёр, почвы. Поэтому в воздухе всегда содержится невидимый водяной пар.
Вода при охлаждении сжимается. Казалось бы, превращаясь в лёд, она должна особенно сильно сжиматься. На самом деле происходит наоборот: превращаясь в лёд вода расширяется! Из-за этого зимой иногда лопаются трубы. Вода в них замерзает и, расширяясь, так сильно давит на трубы, что они разрываются.
Отгадай загадки.
Рыбам зиму жить тепло:
Крыша — толстое стекло.
Ответ: Лёд
В синеве высоко разливалось молоко,
Расползалось ватой бело-синеватой.
Ответ: Туман
Он длиннющий, он большущий,
Он от тучи до земли.
Пусть идёт он пуще, пуще,
Чтоб грибы скорей росли.
Ответ: Дождь
О каком веществе говориться во всех загадках? Ответ: о воде
Вода не возникает из ничего, её количество на Земле всегда постоянно. Вода, выпавшая на землю в виде дождя, возникла из испарений морей и озёр, а также из туманов над поверхностью земли. Вода, которая наполняет моря и реки, уже много раз выпадала на землю в виде дождя, снега и града. Вода на Земле используется вновь и вновь. Это называется круговоротом воды в природе.
Почему идёт дождь?
Солнечное тепло вызывает испарение воды с поверхности суши и моря, превращая её в невидимые водяные пары, поднимающиеся в атмосферу.
Достигая высоких и холодных слоёв воздуха, водяной пар конденсируется и превращается в крохотные капли воды.
Многие миллионы капель воды, собираясь вместе, образуют облака.
Капельки внутри облака, сливаясь, образуют более крупные капли. Когда они становятся достаточно большими и тяжелыми, они падают на землю в виде дождя.
Дождь питает горные потоки, которые впадают в реки.
Вода уносится реками обратно в море. После этого круговорот воды в природе начинается вновь.
Нарисуй схему круговорота воды в природе.
Ещё раз запиши отгадки из задания. Около них напиши, в каком состоянии находится вода. Во втором столбике нарисуй схемы частиц воды в данном состоянии.
Источник
Три состояния воды в природе – примеры и описание кратко (3 класс, окружающий мир)
Вода — удивительное вещество. В природе её можно наблюдать в разных видах. Это дождь и снег, град и лёд на реке, иней и роса, летний и зимний туман. Почему вода такая разная, как объяснить природные явления, связанные с водой, что такое природный водоворот воды? Рассмотрим эти вопросы в статье, где кратко описаны свойства воды в разных состояниях.
Три состояния воды
Если вспомнить, как выглядит окружающий мир в разное время года, легко назвать три состояния воды: жидкое, твёрдое, газообразное.
- В жидком виде вода заполняет русла рек, углубления в рельефе, образуя озёра и пруды, льётся с крыш во время дождя. Это болота, каналы, моря и океаны.
- Твёрдое состояние вода демонстрирует зимой. Это снегопады, метели, иней, гололедица, лёд на реке.
- В виде газа вода бывает невидимой. Например, в воздухе всегда есть пар. Высокое содержание пара ощущается как влажный воздух. Если температура воздуха понижается, пар превращается в капли воды и становится виден. Это туман.
Зимой тоже бывает туман. При похолодании ниже –10–15 °С пар в воздухе превращается в крошечные ледяные кристаллы, которые сверкают на солнце. Это красиво, но опасно, так как видимость на дорогах крайне низкая.
Рис. 1. Зимний туман.
Превращение воды в пар
Процесс превращения воды в пар называется испарением. Испарение хорошо видно над горячей водой, если вынести её на холод. Такое же явление наблюдается над горячими природными источниками, особенно зимой.
Рис. 2. Горячий источник зимой.
Обычно испарение происходит незаметно. Забытый стакан с водой через некоторое время оказывается пустым. Интенсивное испарение происходит при закипании воды (+100 °С), когда из носика чайника вырывается струя пара.
Если под такую струю подставить холодный предмет, он покроется каплями воды. Стекающую воду можно собрать в стакан. Этот опыт демонстрирует конденсацию воды.
Водный круговорот
Сочетание испарения и конденсации объясняет природный круговорот воды. Вода испаряется с поверхности водоёмов и почвы, поднимается в верхние слои атмосферы, где значительно холоднее. Происходит конденсация, пар превращается в капли воды или льдинки. Так образуются облака. Когда в облаке накапливается избыток воды или снега, начинается дождь или снегопад.
Замерзание воды
При снижении температуры воздуха ниже 0 °С вода покрывается тонкой коркой льда. При продолжительных морозах лёд становится толще. На реках и озёрах начинается ледостав. В городах заливают катки. Таяние льда начинается при температуре выше 0 °С.
Лёд занимает больший объём, чем вода, которая замёрзла. Поэтому стеклянные бутылки с минеральной водой, соками нельзя хранить на морозе. Они лопнут.
Лёд значительно легче воды и всегда поднимается к поверхности. Ледяной покров реки предохраняет её от промерзания, так как является хорошим теплоизолятором.
Быстро текущая вода замерзает с трудом. На некоторых горных реках не бывает ледостава.
Замёрзший Ниагарский водопад — большая редкость. Даже в сильные морозы он не промерзает целиком. Под ледяным панцирем тонкой струйкой стекает вода.
Рис. 3. Замёрзший Ниагарский водопад.
Что мы узнали?
Вода в природе представлена в трёх состояниях. Она может быть твёрдой (лёд), жидкой (вода), газообразной (пар). Вода в разных состояниях имеет особые свойства. Примеры, приведённые в статье, можно использовать для доклада на урок в 3 классе.
Источник
Лед, вода и пар. Л. Н. Толстой
Лед бывает крепкий, как камень. Если во льду вмерзнет палка, то палку эту не выломаешь изо льда, пока не оттаешь. Когда лед холоден, то по нем воза ездят и не проваливаются, и брось на него 10 пудов железа, лед не провалится.
Чем холоднее лед, тем он крепче. Как согреется лед, так он слабнет, сделается, как каша; что в нем вмерзло, рукой можно вынуть; он проваливается под ногами и не удержит и фунта железа. Когда лед еще больше согреется, то он станет водой. Из воды всякую вещь легко вынуть, и вода уже ничего не держит, кроме дерева. Если еще станешь согревать воду, она еще меньше станет держать. В холодной воде легче плавать, чем в теплой. А в горячей воде и дерево тонет.
Если еще согреть воду, она и вовсе разойдется паром; и пар уже ничего не держит и сам идет во все стороны.
Если кипятить воду под крышкой, то вода испарится и сядет каплями под крышкой, стечет вниз и опять станет вода. Собрать эту воду и выставить на мороз — опять станет лед.
Согрей воду — будет пар; застуди воду — будет лед. Все та же вода бывает летучая, когда согреется, и крепкая, когда остынет.
Во льду нет тепла, в воде есть немного, а в паре — очень много.
Если ко льду приставить льдину, то льдина не согреется и не похолодеет.
А если польешь воды на лед, то лед потеплеет, а вода похолодеет. Лед растает, если воды много, и вода замерзнет, если льду много.
А если на лед пустить пар, то лед потеплеет, а пар похолодеет: лед растает, станет водой, а пар охолодеет и тоже станет водой.
Если вода холодная и воздух холодный, то ни вода не согреется, ни воздух не похолодеет. Но если воздух теплый, а вода холодная, что будет? — Из воздуха тепло будет переходить в воду, вода станет все теплее, а воздух все холоднее, до тех пор, пока они сравняются.
Если воздух теплее воды, то вода согреется, а воздух остынет; а если вода теплее, то воздух согреется, а вода остынет.
Если на воздухе из жидкой воды делается мерзлая вода, то, значит, вода теплее воздуха,— она будет холодеть, а воздух теплеть.
Если на воздухе летучая вода делается жидкой водой — значит, воздух холоднее летучей воды, и вода будет стыть, а воздух греться.
Если из крепкой воды делается на воздухе жидкая вода — значит, воздух теплее, он будет стыть, крепнуть, а лед греться.
Если на воздухе из воды делается пар, высыхает вода — значит, воздух теплее, он будет стыть, а вода
Льдом нельзя греть, а водой и паром можно греть. Водой можно вот как греть: провести в холодный дом воду. Когда вода замерзнет, так лед выносить вон; опять замерзнет,— опять выносить вон. И в доме все будет теплее, и так станет тепло, что вода не станет уж мерзнуть. Отчего это так будет? — Оттого, что как вода замерзнет, так она выпустит из себя лишнее тепло в воздух, и до тех пор будет выпускать, пока воздух согреется, и вода перестанет мерзнуть.
Паром греют вот как: напустят пару в холодный дом. Пар станет охолаживаться, каплями потечет книзу и станет водой. Воду эту выносят, и в доме становится тепло.
Отчего это так будет? — Оттого, что как только пар станет водой, он выпустит из себя лишнее тепло в воздух.
Когда из воды делается лед, а из пара делается вода, то в воздух выходит тепло из воды и из пара — и воздух становится теплее. А когда из льда делается вода, а из воды делается пар, то тепло из воздуха выходит в воду и в пар — и воздух становится холоднее.
Если хочешь остудить теплую горницу, принеси льду и дай ему растаять. Отчего станет холоднее? — Оттого, что лед, чтоб ему сделаться водой, заберет в себя тепло из воздуха.
Если хочешь остудить, налей воды и дай ей высохнуть. Отчего так будет? — Оттого, что из воды сделается пар. А чтобы из воды сделаться паром, она заберет много тепла из воздуха.
От этого бывает холоднее, когда идет дождь, и теплее, когда собирается дождь. Когда идет дождь, то вода сохнет, испаряется и забирает в себя тепло. А когда собирается дождь, то в воздухе ходят пары и охлаждаются в тучи: от них-то и тепло.
Источник
«Лёд, вода, пар». Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе
Ольга Сафонова
«Лёд, вода, пар». Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе
Цель: закрепление представлений об агрегатных состояниях воды.
Задачи:
1. Способствовать усвоению значений символов льда, воды и пара, охлаждение и нагревание.
2. Развивать представления о сериационном изменении воды.
3. Развивать наблюдательность, любознательность.
4. Воспитывать отзывчивость, доброту (желание помочь сказочному персонажу).
Вводная часть (мотивационная)
— Дети, вы любите сказки? А у нас сегодня гость! Кто это? Из какой сказки пожаловал?
(открыть изображение дракона)
(Змей Горыныч, сказка «Змей Горыныч о трёх головах»)
-Как вы думаете, он злой или добрый? Почему?
(Змей Горыныч злой, потому что головы ссорились между собой, каждая голова считала себя главной)
— Вспомните название каждой головы. (Ледяная, Водяная, Паровая)
— Как вы думаете, какое зло для всего живого таит в себе ледяная голова? (как дохнет – все вокруг замерзает, становится очень холодно)
— А водяная голова? (брызнет водой – и все вокруг затопит, разрушит, зальет или смоет)
— Чем опасна паровая голова? (выдыхает горячий-пригорячий пар – и всех обжигает, близко подойти нельзя)
— Вот они и спорят кто из них главней. Так спорят, что все живое от них страдает.
Змей Горыныч к нам пожаловал не просто так, хочется ему жить дружно, но для этого нужно помирить все три его головы и разгадать 3 тайны: тайны льда, воды и пара.
— А я знаю, что разгадать тайны нам помогут вот эти предметы (показать лампу и зеркало). Хотите?
Практическая часть
Опыт 1.
-Тогда начнём с разгадывания первой тайны — тайны льда.
— Посмотрите на это изображение, о чём говорят нам эти картинки? (Лёд может быть разной формы, он твёрдый. Лёд хрупкий, его можно сломать или разбить. Лёд не имеет цвета, он прозрачный. Лёд не имеет вкуса и запаха.)
— А если мы возьмём лёд в ладошки, что мы почувствуем? (Лёд холодный.)
— Как, по-вашему, чего боится лед? (тепла, лед в тепле тает)
-Какой предмет поможет нам «добыть» тепло? (лампа)
(педагог зажигает лампу)
— А теперь возьмём ложечкой кусочек льда и подержим над лампой. Что происходит?
Какой можно сделать вывод?. (При нагревании лед тает и превращается в воду)
— Вот она – тайна льда:
Лед растает, и тогда
Будет из него вода!
Опыт 2.
— Настала очередь тайны воды!
— А вы что знаете о воде? (Вода не имеет формы, принимает форму сосуда. Вода не имеет цвета, она прозрачная Вода не имеет вкуса и запаха.)
— Давайте вспомним чего же боится вода? (тепла, в тепле вода превращается в пар)
— Всё верно. При нагревании вода превращается в пар, а пар легкий и он поднимется вверх. И вода испарится.
— Давайте еще раз посмотрим и покажем Змею Горынычу как из воды получается пар и что с ним происходит дальше!
— Получилось! Что произошло? (Вода испарилась)
— Какой сделаем вывод? (При нагревании вода испаряется)
— Вот и тайна воды разгадана:
Если сильный, сильный жар
Из водички будет пар!
— А ещё чего боится вода? (холода, на холоде она замерзает)
— Чтобы в этом убедится, нужно посмотреть, что произошло с водой, которую мы вчера вынесли на мороз.
— Какой вывод можно сделать?
Если холод вдруг придёт
Из водицы будет лёд!
— А теперь давайте отдохнём.
Физкультминутка.
Капля первая упала – кап! (движения рук сверху вниз)
И вторая пробежала – кап! (хлопок перед собой)
Мы на небо посмотрели (поднять голову вверх)
Капельки кап-кап запели (два хлопка перед собой)
Намочились лица (наклоны головой вперед-назад)
Мы их вытирали (показ круговыми движениями рук перед лицом)
Туфли, посмотрите – мокрыми стали. (наклон туловища вперед)
Плечами дружно поведем (движение плечами)
И все капельки стряхнем (встряхнуть кистями рук)
От дождя мы убежим, (бег на месте)
Под кусточком посидим. (садятся за столы).
Опыт 3.
— Осталась неразгаданной последняя тайна. Тайна пара.
— У меня есть чайник. Горячий!
— Какие правила обращения с горячим вы знаете? (не дотрагиваться; быть осторожными; если необходимо взять что-то горячее – попросить помощи взрослого. А взрослые горячую посуду с плиты, духовки берут специальной прихваткой. Чашку с чаем – за ручку, осторожно.)
— Сейчас я открою крышку.
— Что вы видите? (пар)
— Если пар идет от горячей воды, значит он какой? (Горячий)
— Можно ли трогать горячий пар руками? (нет, это опасно)
— И нельзя наклонятся над горячим паром.
— Как он появился? (вода нагрелась и начала испарятся)
— Для разгадки последней тайны у нас осталось зеркало. Какое оно? (холодное)
— Как вы думаете, что произойдет, если зеркало поставить над паром?
— Что произошло? (появились капли воды)
— Какой делаем вывод? (горячий пар от холодного зеркала превращается в воду)
— Вот и разгадка последней тайны, тайны пара!
Если пар вдруг охладится,
будет из него… (водица).
— Опыт нам, друзья, помог узнать, что вода, лёд и пар- это всё одно и тоже.
Увидел это всё Змей Горыныч и очень удивился: Как же так? Значит мои три головы зря ссорились между собой? Лёд, вода и пар могут превращаться друг в друга? Лёд в воду, вода в пар, пар в воду. А если холод вдруг придёт, из водицы будет лёд!
И решили все три головы больше никогда не ссориться, дружить и делать только добрые дела.
— Как вы думаете, как стала помогать людям Ледяная голова (делать холодильники, мороженое, каток для детей. Можно приложить лёд к месту ушиба, чтобы ослабить боль Можно остудить напиток, кинув туда кусочки льда)
— А какую пользу стала приносить Водяная голова? (Водяная голова стала следить за тем, чтобы в трубах всегда была вода, наполнять бассейны, ванны)
— Паровая голова занялась отоплением в холодное время года, научилась хранить горячий пар для обогревания.
Молодцы, дети! А сейчас предлагаю поиграть в игру. Хотите?
Подвижная игра «Царство Льда, Воды и Пара»
(в разных частях группы – нарисованные ориентиры, изображающие лед, воду, пар)
Правила игры: дети действуют в соответствии с текстом
— Если холод наступает,
Все вокруг он охлаждает.
(бегут в Царство Льда, превращаются в льдинки – садятся на корточки и обхватывают себя руками, изображая ледышки)
— Солнце, солнце, посвети,
Нас в водичку преврати!
(превращаются в капельки и плывут в Царство Воды, совершая «плавательные движения»)
— Солнце греет, пригревает,
В пар водичку превращает.
(бегут в Царство Пара, приседают на корточки и медленно поднимаются, встают на носочки и тянутся вверх)
— Пришел Дед Мороз (воспитатель берет в руки «волшебную снежную палочку») и не нашел ледышек в Царстве льда. Захотел их назад вернуть и начал морозить (включить эффект мерцания)
— Во что пар превращается? Правильно, в капли воды (плывите в свое Царство)
— А Дед Мороз еще сильнее стал морозить. И превратились капельки во что? («в ледышки») Скорее в свое Царство! (садятся на корточки и обхватывают себя руками, изображая ледышки)
— А теперь, когда мы уже поиграли и все запомнили правила игры, посмотрите на этот символ. Как вы думаете, что он может означать? (Показывает синий картонный квадрат – символ льда.) (Лед.)
— Правильно! Это похоже на твердый и холодный лед.
— А этот символ что обозначает? (Показывает картонный белый кружок, на котором изображены волны и пузырьки – символ воды.) (Вода.)
— А это на что похоже? (Демонстрирует вырезанное из белого картона облако.) (Облако. Пар.) Это пар – он легкий и белый, как облачко.
— Если облачко летит,
Пар оно изобразит! (Показывает символ пара.)
— Хорошо мы все запомним,
Что водичка – это волны! (Показывает символ воды.)
— А квадратик – твердый лед,
Это каждый разберет! (Показывает символ льда.)
-А теперь смотрите внимательно – я буду показывать символ – солнышко или Деда Мороза, – а вы должны превращать свои картинки. Все возьмите символ «лед», а прежде чем поднять другую картинку, смотрите и внимательно слушайте. (Показывает солнышко.)
— Если солнце появляется,
То у нас все нагревается!
Дети меняют «лед» на «воду».
Педагог показывает Деда Мороза и произносит:
— Если холод наступает,
Сразу все он охлаждает!
Дети меняют «воду» на «лед».
Воспитатель (показывает солнышко).
— Если солнце появляется,
То у нас все нагревается!
Дети меняют «лед» на «воду».
Воспитатель (двигает солнышко ближе к детям).
— Солнце все сильнее греет,
И водичку превращает…
Дети меняют «воду» на «пар».
Воспитатель (показывает Деда Мороза).
— Если холод наступает,
Сразу все он охлаждает!
Дети меняют «пар» на «воду».
Рефлексия
— А теперь я очень хочу узнать, понравилось ли вам наше занятие?
— Что доброго сделали? Кому помогли? Как помогли? («разгадали 3 тайны и сняли заклятие»)
Что запомнил ты?.
Обобщить ответы: при нагревании лед тает и превращается в воду;при нагревании вода превращается в пар; горячий пар от холодного стекла превращается в холодную воду. Молодцы, я очень довольна вами!
Конспект НОД «Помощь фиксикам». Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе .
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Опытно-исследовательская деятельность. Опыты с воздухом» Цель: развитие познавательного интереса дошкольников через исследовательскую деятельность. Задачи: Образовательные: 1. Создать условия.
Конспект: «Познавательно-исследовательская деятельность» во второй младшей группе Тема: «Королева вода» Программное содержание: 1. учить детей различать водные объекты: море, озера, река, и их обитателей. 2. дать детям знание, откуда пришла.
Мастер-класс «Урок в школе фокусников» . Познавательно исследовательская деятельность в старшей группе. Воспитатель: — Здравствуйте,ребята! Я–главный фокусник и рада приветствовать вас, в нашей «Школе фокусников»! Сегодня вы научитесь показывать.
Познавательно-исследовательская деятельность детей в старшей группе Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников направлена на познание ребенком окружающего мира во всем его многообразии. В этой.
Познавательно-исследовательская деятельность педагога и детей в подготовительной к школе группе «Этот вкусный шоколад» Образовательная область: познавательное развитие. Основная деятельность: познавательно-исследовательская. Форма работы с детьми: решение.
Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе «Маленькие волшебники» Цель: развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и уметь делать выводы. Задачи:.
Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Лимон» Проектная деятельность в старшей группе. Познавательно-исследовательская деятельность на тему: «Лимон». Суровцова Юлия Владимировна Цель.
Познавательно-исследовательская деятельность. Занятие в подготовительной группе «Презентация детских коллекций» НОД Познавательная деятельность Тема: «Презентация детских коллекций» Цель: заинтересовать детей новым видом деятельности – коллекционированием.
Источник