Лед зеппелин дым над водой
АРХИВ ПОПУЛЯРНОЙ МУЗЫКИ (Полная коллекция пластинок 1988-1989 годов)
Архив популярной музыки — серия пластинок, выпущенных фирмой грамзаписи «Мелодия» в 1988-1989 годах. Каждый диск представляет собой сборник песен одного из наиболее известных представителей англо-американской поп- и рок-музыки 1950-х-1970-х годов. Серия состоит из 12-ти пластинок:
№1. Группа «Дорз». Зажги во мне огонь / Doors — Light My Fire (1988)
№2. Стиви Уандер. Солнце моей жизни /Stevie Wonder — Sunshine Of My Life (1988)
№3. Группа «Криденс». Бродячий оркестр / Creedence Clearwater Revival — Traveling Band (1988)
№4. Группа «Роллинг Стоунз». Игра с огнем / Rolling Stones — Play With Fire (1988)
№5. Группа «Роллинг Стоунз». Леди Джейн / Rolling Stones — Lady Jane (1989)
№6. Группа «Лед Зеппелин». Лестница на небеса / Led Zeppelin — Stairway To Heaven (1988)
№7. Элтон Джон. Городской бродяга / Elton John — Honky Cat (1988)
№8. Группа «Дип Пёрпл». Дым над водой / Deep Purple — Smoke On The Water (1989)
№9. Элтон Джон. Твоя песня / Elton John — Your Song (1988)
№10. Дэвид Боуи. Человек со звезд / David Bowie — Starman (1989)
№11. Элвис Пресли. Все в порядке / Elvis Presley — That’s All Right (1989)
№12. Группа «Роллинг Стоунз». Все вместе / Rolling Stones — All Together (1989)
В 1968 году британская рок-сцена представляла собой очень интересную картину. Отходила в прошлое «Власть цветов» — вершина движения хиппи. Группы типа «Кэжуалс», «Пластик пенни», «Ханибас» лишь ненадолго привлекали внимание слушателей. Неожиданный успех выпал на долю «Статус кво», ансамбля, который уже шесть лет пытался пробиться в хит-парады. Мэри Хопкин записала сингл «Вот это были деньки», английский вариант нашей «Дорогой длинною», — самую известную свою пластинку. «Битлз» выпустили «Леди Мадонну», двойной «белый» альбом, сорокопятку «Хей Джуд». Джордж Харрисон закончил работу над первым большим сольным проектом — музыкой к фильму «Стена чудес». Джон Леннон и Йоко Оно издали скандальный диск «Два девственника». Прошли первые выступления групп «Флитвуд Мэк, «Джетро Талл» и «Тен йерз афтер», начались репетиции «Лед Зеппелин»; «Роплннг Стоунз» выпустил «Банкет нищих», стремительно взлетел в хит-парадах первый сингл Джо Кокера.
Как всегда, появлялись и исчезали в огромном количестве песенки-однодневки. Расцвела сатира от «Бонзо Дог Ду-Да Бэнд» и «Скэффолда» до пародии на самих «Битлз» Джона Фреда и его «Плэйбой Бэнд». «Белые блюзы» уже не были сенсацией, но влияние блюзового начала — как прямое, так и косвенное — продолжало сильно ощущаться в творчестве самых разных коллективов. Вместе с выдающимися гитаристами (Джимми Хендрикс был в расцвете творческих сил), внимание публики привлекали и другие инструменталисты, например, флейтист Ян Андерсон или органист Кит Эмерсон.
Разной музыки было очень много, в хит-парадах соседствовали инструментальная пьеса X. Монтенегро из фильма «Хороший, плохой, злой», «Битлз». Луис Армстронг и ныне совсем уже, очевидно, забытые Эстер и Аби Офарим. Сфера рок-музыки расширялась. Привлечение джазовых или симфонических элементов еще было в новинку, но уже не вызывало изумления. Вместе с тем рок не успел еще, как сегодня, растечься по разным возрастным, социальным, культурным слоям, когда каждый занимается своим делом. Взаимовлияние было очень сильным. Находку одного тут же «примеряли на себя» десятки других. Все как бы варились в одном огромном котле.
В феврале 1963 года три английских музыканта решили создать новую группу. Это были Джон Лорд, Ян Пейс и Ритчи Блэкмор. Все трое были довольно известны в мире английского рока. Блэкмор в детстве учился играть на классической гитаре, потом увлекся рок-музыкой, играл с многими мелкими непрофессиональными ансамблями. Вскоре он уже записывался на пластинки как гитарист-аккомпаниатор, к его услугам прибегали известные музыканты, Барабанщик Ян Пейс, которому едва исполнилось к тому времени 20 лет, уже с начала шестидесятых годов играл с различными коллективами. Джон Лорд, органист, долго и серьезно изучал классическую музыку, пробовал свои силы в театре, потом увлекся джазом, часто играл с джазовыми ансамблями и рок-группами, всегда стремясь найти пути и способы сочетания своих увлечений классикой и эстрадой.
Лорд, Пейс и Блэкмор пригласили бас-гитариста Ника Симпера и вокалиста Рода Иванса и впятером записали первый сингл «Тише». Пластинка вошла летом того же года в первую пятерку в США. Вскоре в американских хит-парадах появился и первый диск-гигант группы «Дип Пёрпл», как назвали себя музыканты, — «The Shades of Deep Purple». Когда слушаешь эту пластинку сейчас, по прошествии практически двадцати лет, она представляется во многом наивной, неумелой, как, например, обработка песни «Битлз» «На помощь!». Но вместе с тем в некоторых композициях уже чувствуется незаурядное мастерство инструменталистов, которое от пластинки к пластинке будет расти и служить эталоном для многих их последователей.
Намного интереснее второй гигант группы — «The Book of «The Book of Talesyn», вышедший в 1969 году. Помимо очередного «официального» хита — «Женщина из Кентукки», пластинка привлекает экспериментами Лорда в области сближения рока и классики — в эких вещах, как «Мы можем разобраться» Леннона и Маккартни или «Река глубока, гора высока».
Сложилась парадоксальная ситуация — у «Дип Пёрпл» дважды прошли гастроли в США, их пластинки — и синглы, и гиганты — попадали в американские хит-парады, а на родине, в Англии, ансамбль был практически неизвестен. Ни один его диск на Британских островах выпущен не был. В одном из интервью Ритчи Блэкмор сказал: «Нам надоело возвращаться из Америки и слышать со всех сторон: «Кто? «Дип Пёрпл»? Первый раз слышу». И мы решили сделать что-то у себя дома».
Для начала Лорд, Пейс и Блэкмор решили заменить Иванса и Симпера Яном Гилланом и Роджером Гловером из группы «Шестая серия». Гиллан к тому времени был известен не только как вокалист, но и как поэт, автор многих песен. За плечами Гловера был многолетний опыт игры в разных ансамблях, кроме рока он увлекался и интересовался народной музыкой.
В таком составе «Дип Пёрпл» и приступил летом 1969 года к репетициям. К этому времени Джон Лорд написал Концерт для рок-группы и симфонического оркестра, премьера которого состоялась 24 сентября 1969 года в Альберт-холле в Лондоне. «Концерт» исполнили «Дип Пёрпл» и Королевский филармоническим оркестр, дирижер — Малькольм Арнольд. «Концерт» Лорда стал тем редким случаем, когда попытка соединения рока и «академической» музыки одинаково восторженно была встречена поклонниками и той, и другой музыки. «Живая» запись из Альберт-холла была выпущена на пластинке. Кстати, «Концерт» был не единственным опытом Джона Лорда в этой области. Годом позже он написал «Сюиту Созвездия Близнецов» для «Дип Пёрпл» и оркестра Би-Би-Си, а через несколько лет выпустил и свою собственную пластинку «Сарабанда», основанную на классических мелодиях.
Поворотным моментом в истории «Дип Пёрпл» стала пластинка «Deep Purple in Rock» (название можно перевести и «в роке», и «в камне» — на обложке были изображены скульптурные портреты музыкантов, высеченные в скале). Диск вышел летом 1970 года, почти одновременно с сорокапяткой «Черная ночь», ознаменовав новый этап в творческой истории группы.
«Тяжелый металл», столь популярный и по сей день, тогда только набирал скорость. Для миллионов слушателей «крестным отцом» жанра — если не строго хронологически, то духовно — стал ансамбль «Дип Пёрпл». В почерке коллектива проявилось все то, что потом использовали другие «металлические» группы, — громкость, как эстетическая составная, простые риффы гитары и бас-гитары, часто играемые в унисон, характерный вокал, мощный мотор ударных. Что отличает «Дип Пёрпл» от многочисленных последователей, так это готовность впитать все новое и интересное, что появляется в других жанрах, открытость другим музыкальным влияниям. «Тяжелый металл» сейчас — довольно замкнутый остров в океане рока. Его развитие идет, пожалуй, лишь за счет повышения чисто технического мастерства музыкантов. Ни «Дип Пёрпл», ни «Лед Зеппелин», также стоявший у идейных истоков «тяжелого металла», такой замкнутостью не отличались. Может быть, именно поэтому многое в их музыке интересно и сегодня.
После пластинки «Deep Purple in Rock» группа предприняла турне по Англии, Франции, Скандинавским странам, ФРГ, Голландии, Австралии. Везде ее встречали восторженные толпы поклонников. Так же тепло к ней относились и критики, и коллеги-музыканты. Влияние «Дип Пёрпл» в целом и каждого участника ансамбля в отдельности было подчеркнуто тем, что Ян Гиллан был приглашен исполнять главную партию в знаменитой рок-опере Тима Райса и Эндрю Ллойд Веббера «Иисус Христос — Суперзвезда». Тогда же Лорду впервые поручили написать музыку для фильма.
В 1971 году первые места хит-парадов многих стран заняли сингл «Дип Пёрпл» «Странная женщина» и гигант «Шаровая молния» (или «Метеорит»). Эти пластинки, а также последующие «Machine Head», «Сделано в Японии» (запись японских концертов), «Что мы о себе думаем» еще больше укрепили положение группы на музыкальной сцене, выдвинули ее в число суперзвезд мирового рока. На всех этих дисках есть первоклассные песни, однако начало создаваться впечатление, что музыканты разрабатывают все время одну и ту же жилу, движутся по накатанной дороге. Да и сами участники ансамбля начали понимать, что пользуются готовыми рецептами. В 1973 году Гиллан и Гловер ушли из «Дип Пёрпл», мотивировав свое решение «отсутствием какого-либо продвижения вперед». Им нашли замену (соответственно Кавердейл и Хьюз), группа продолжала выступать и записывать пластинки, но в 1975 году из нее ушел и Блэкмор. Заменили и его (был приглашен американский гитарист Томми Болин), но, несмотря на это, через год ансамбль «Дип Пёрпл» прекратил свое существование.
Все его участники, впрочем, продолжали играть. Со своей группой выступал Ян Гиллан, Блэкмор основал ансамбль «Рэйнбоу» («Радуга»), Джон Лорд выпустил несколько пластинок под своим именем, а также вместе с Пейсом и Тони Эштоном (из «Фэмили») и в составе группы «Уайтснейк» (вместе с Кавердейлом).
Но старые привязанности оказались сильнее разногласий. В 1984 году Лорд, Пейс, Гловер, Блэкмор и Гиллан вновь собрались в студии и записали пластинку с ироничным названием «Абсолютно незнакомые люди». В 1986 году вышел еще один гигант возродившегося «Дип Пёрпл» — «Дом голубого света».
Настоящая пластинка познакомит слушателей с наиболее известными песнями коллектива. Все они были записаны в 1970 — 1972 годах, в самый урожайный на «хиты» период истории «Дип Пёрпл» и, по мнению многих критиков, самый удачный. Эти песни, наверняка, любители музыки слышали не раз, хотим обратить ваше внимание лишь на то, что известная антивоенная песня «Ребенок а наше время» здесь помещена в полном варианте.
История современного рока не может не включить в себя творчество «Дип Пёрпл». Группа оказала огромное влияние на все развитие рок-музыки, влияние, которое продолжает ощущаться сегодня в творчестве самых разных коллективов, как за рубежом, так и в нашей стране.
При составлении программы были использованы материалы из коллекции А.Шалобасова (Москва), которому Студия выражает благодарность.
Источник
В 1971 году произошло событие, спровоцировавшее создание величайшего рок-хита всех времен и народов.
А началось все в швейцарском курортном городке Монтрё. Городок удачно расположен: в самом центре винодельческого района, на Швейцарской Ривьере. С одной стороны – Альпы, с другой – Женевское озеро. Рай для туристов, в общем. А чтобы туристам жизнь уж совсем раем не казалась в этом тихом размеренном уголке Европы, — раз в год (начиная с 1967) тут проходит фестиваль укуренных джаз-авангардистов, а также круглогодично выступают всяческие поп- и рок-звездуны разного калибра.
Так происходит в настоящее время; и 46 лет назад происходило примерно то же самое. Летом отгремел джаз-фестиваль, потом Монтрё последовательно посетили Rolling Stones, Move, Led Zeppelin, Yes, Can и куча разнообразной тогдашней звездной мишуры помельче калибром. А под занавес 1971 года, 4 декабря, в рамках европейского турне, в тишь курорта да гладь озера, победоносно въехали Mothers Of Invention Фрэнка Заппы. Эта команда, одна из самых больных на всю голову в то время, играла нечто вроде смеси хард-рока, авангардного джаза и глэма, и все это оформлялось в виде фееричного шоу, с ритуальными жертвоприношениями и плясками на гробах. В общем, было весело. Все это привело в театральный зал развлекательного комплекса «Казино Монтрё» массы обдолбанных дурью рок-фанов со всех уголков Европы.
Казино «Монтрё», 1971, до пожара
Так уж случилось, что в то же самое время, но несколькими днями раньше, в Монтрё оказались Deep Purple в полном тогдашнем составе под кодовым названием mark II (Блэкмор-Лорд-Гиллан-Гловер-Пейс), год назад прогремевшие по миру своей пластинкой «In Rock». Правда, они посетили Швейцарию вовсе не с концертными целями. Вообще-то, на это время ранее планировались гастроли в Америке, но Гиллан где-то с кем-то по пьяни некстати подхватил гепатит, и пришлось американский тур отложить до лучших времен, дабы любвеобильный Ян мог подлечиться от недуга. Ну и почему бы за это время не записать очередной лонгплей? «Лиловым» почему-то показалось, что Монтрё – единственное место в мире, где можно спокойно и без проблем записать новый диск. Для этих целей они арендовали у «Роллингов» их знаменитую продвинутую мобильную студию TAP, размещавшуюся в авто-трейлере – благо, она была тут же, в Швейцарии, после аренды «Цеппелинами».
Deep Purple на фоне кабины передвижной студии «Роллингов», 1971
Любопытно, что для репетиций и межрепитиционных запоев был избран тот же самый концертный зал, где намеревался выступить Заппа со своими «Мамами». Прямо вслед за концертом Mothers Of Invention весь развлекательный комплекс должен был закрыться на ремонт, что позволило бы Перплам за неделю до реального начала ремонтных работ записать серию очередных рок-шедевров.
Примерно половина песен альбома была написана Блэкмором, Лордом и Гилланом еще до приезда в Монтрё – «Never Before», «Highway Star», «Lazy», «Pictures of Home». Остальные песенки предполагалось досочинить на месте. Музыканты отдыхали в номере отеля, окнами выходившем как раз на казино. А вечером 4го декабря отправились на концерт Заппы в качестве зрителей.
Примерно в середине шоу, во время исполнения вещицы «King-Kong», аккурат в момент, когда клавишник ваял синтезаторный проигрыш, какой-то идиот из фанатов в зале, пульнул в небо из ракетницы. Это ему казалось, что в небо, а оказалось – в потолок зала, который другой идиот, архитектор, придумал изнутри инкрустировать тростниковой горючей плетенкой.
Потолок загорелся, повалили клубы дыма. Фрэнк взмахнул руками, прекращая музыку, и сказал в микрофон: «Без паники. Мы горим!», — после чего вместе со свитой покинул зал через запасной выход. Гиллан вспоминал, что сначала горение было каким-то не сильно выдающимся, и зрители было подумали, что это – часть шоу; однако вскоре директор зала в мегафон предупредил зрителей о срочной эвакуации. Народ, еще не отошедший от музыки и наркоты, неспешно вышел из зала.
Казино горит, 4 декабря 1971
О расторопности швейцарских пожарников говорит тот факт, что эвакуация происходила около получаса; минут 20 «Лиловые» шли к своему отелю, из окон которого еще целый час наблюдали, как полыхает здание «Казино Монтрё». И лишь потом подъехала первая пожарная команда. Ну, возможно, ехали из Берна по горам, кто знает…
В результате развлекательный комплекс выгорел полностью, вместе с аппаратурой Заппы (а чего ее эвакуировать – застрахована же) и алкогольными запасами, которые в ходе пожара развлекали собравшуюся рядом публику бутылочными фейерверками.
Казино после пожара, 5 декабря 1971
Наутро выяснилось, что о репетициях в зале казино можно забыть, ввиду внезапного отсутствия последнего.
Клод Нобс, директор джаз-фестиваля в Монтрё, с которым ранее был подписан договор аренды зала, приложил титанические усилия для того, чтобы подыскать замену. Сначала рокерам был предложен зал театра «Pavillon» в самом центре Монтрё. 5 декабря, расположившись в фойе театра (зал был почему-то отвергнут), Блэкмор сотоварищи начали запись трека на основе гитарного риффа, который Ричи придумал (как оказалось впоследствии – не придумал, а спер) под впечатлением от пожара. Пока завозили технику, настраивались и репетировали, настала глубокая ночь. Тогда и решили приступить к записи.
Теперь представим: ночь с воскресенья на понедельник. Горожане, отгуляв выходные, отдыхают перед рабочей неделей. И тут, в самом центре города, на пределе акустических возможностей, врубаются мониторы «Лиловых»: «пам-пам-пам, пам-пам-парам! пам-пам-пам, пам-паааам!»
Не впечатлившись историческим моментом, жители соседних домов банально вызвали полицию. К чести сотрудников отеля и технического персонала Deep Purple, они в течение нескольких часов героически сдерживали натиск полисменов, пока Блэкмор и Лорд спорили, какой из дублей выбрать – с гитарным вступлением или с органным. Победил третий дубль – с гитарой. После чего, около трех утра, инструментальная пока еще композа была озаглавлена «Track No 1», безобразие прекратилось и вопрос с полицией был урегулирован посредством выписки штрафной квитанции за нарушение общественного порядка.
После этих ночных событий группа, с подачи того же Нобса, переехала на окраину города, в Grand Hotel, который готовился к ремонту, а потому в нем не было постояльцев. Там, в коридоре отеля, окруженные звукоизолирующими матами и ящиками спиртного для подзарядки, «Лиловые» записали все остальные треки альбома. При этом «Track No 1» почти до конца рекорд-сессии оставался безымянным и безголосым.
Ричи импровизирует Роджер обедает
Пейс стучит Лорд курит и слушает
Лишь 9го декабря Роджер Гловер, под впечатлением пожара в казино, увидел во сне дым над Женевским озером, и предложил Гиллану тему для текста – «Дым над водой». Они сидели в кафе, пили виски, и Гиллан тут же, на мятой салфетке (вообще, это не единственный текст, начертанный Яном на салфетках, учитывая его пристрастие к питейным заведениям), набросал текст будущей песни.
Да-да, тот самый дым.
В принципе, весь текст – это хронологический очерк о событиях 4го декабря. Чтобы было понятнее, приведем дословный русский перевод.
Мы прибыли в Монтре,
на берег Женевского Озера,
чтобы записать в мобильной студии пластинку.
Времени было немного.
Фрэнк Заппа и «Мамаши»
Заняли лучшие места в округе,
но глупец с ракетницей
и огонь в небесах.
Они сожгли дотла игорный дом,
он погибал с ужасным звуком,
Фанки-Клод метался туда и обратно,
Вызволяя детей из опасной зоны.
Когда все было кончено,
нам пришлось искать другое место,
но время пребывания в Швейцарии было на исходе,
казалось, мы не выиграем эту гонку.
и огонь в небесах.
Мы осели в Гранд Отеле,
он был пуст, холоден и беден,
но «Роллинги» предоставили нам «Стоунскую» передвижку,
и мы записали новую пластинку
при скудном свете красных фонарей на паре старых коек.
Мы изрядно попотели,
не важно, что у нас из этого получилось.
Я знаю, мы этого никогда не забудем
и огонь в небесах.
(Перевод Дмитрия Носкова)
В общем, практически документальный репортаж с места событий.
В тот же день вокал Гиллана был приклеен к ранее записанному «Track No 1». Название композы вызвало некоторые протесты Ричи – он посчитал, что «Дым над водой» могут счесть намеком на наркоту, а «Лиловые» строили свою музыку не на дури, а на алкоголе. Но в конце концов все так и осталось.
Альбом «Machine Head» с будущим «гимном хард-рока», вспоследствии – едва ли не самая успешная работа группы, — вышел в марте 1972.
Первое издание «Machine Head»
Любопытно, что участники группы, выступившие и продюсерами альбома, при выходе альбома не удостоили «Smoke On The Water» какого-либо серьезного внимания. Ставка была сделана на «Never Before» (она вышла синглом еще до появления в продаже альбома, и на эту песенку был смонтирован промо-клип), а также «Highway Star» (песня вышла синглом одновременно с лонгплеем, а до этого неоднократно исполнялась на радио и ТВ).
А будущий суперхит «осингловался» впервые лишь летом 1972, и то вдали от гигантов шоу-бизнеса – в Перу; в Европе же сингл появился только через год, хотя победное шествие песни началось практически с момента выхода альбома.
Перуанское издание сингла Европейское издание
В «горячей сотне» Биллборда (США) песня продержалась с апреля 1972 более двух лет без перерыва (наивысший результат – 4я строка), и впоследствии посещала этот хит-парад еще не раз. В Канаде композа достигла 2й строки общенационального чарта в 1973, и это наивысший результат «Smoke On The Water» за все время ее существования. Успехи песенки в остальных хит-парадах были гораздо скромнее – от 7го места и ниже. На родине Deep Purple песня и вовсе не поднялась выше 21й строки сводного национального чарта. Что, вообще-то, никак не умаляет интереса к песне со стороны любителей хард-рока всех стран и народов.
Музыкальное вступление «Дыма над водой» стало самым популярным гитарным риффом в мире, по версии большинства музыкальных изданий.
И этот же гитарный рифф позже признан одним из самых популярных в мире плагиатом. Блэкмор по ТВ как-то пошутил, что проигрыш он взял из вступления к 5й симфонии Бетховена, сыгранного в обратной последовательности. Однако в конце 70х, на волне интереса к музыке 60х, выяснилось, что рифф снят вчистую с фортепьянного вступления к песне американки бразильского происхождения Аструд Жильберту «Maria Quiet (Marie Moita)» (автор музыки – Карлос Лира), появившейся за 6 лет до нетленки Deep Purple.
Впрочем, этим грешат многие песенки Ричи, как и иных его собратьев по тяжелому (и не только) року (и не только).
Все это никак не мешает «Smoke On The Water» вполне заслуженно оставаться в золотом фонде мирового рок-н-ролла.
Smoke On The Water
(Музыка как бы Блэкмора, аранжировка Deep Purple, идея текста Гловера, текст Гиллана)
We all came down to Montreaux
On the lake Geneva shore line
To make records with the mobile
We didn’t have much time
Frank Zappa and the Mothers
We had the best place around
But some stupid with a flare-gun
bruned the place to the ground
Smoke on the water
A fire in the sky
Smoke on the water
They burned down the gambling house
it died with an awful sound
The funky claude was running in and out
pulling kids out on the ground
When it all was over
We had to find another place
The Swiss time was running out
It seemed that we would lose the race
Smoke on the water
A fire in the sky
Smoke on the water
We ended up at the Grand Hotel
It was empty cold and bare
but with the rolling truck stones thing just outside
making our music there
With a few red lights, a few old beds
We made a place to sweat
No matter what we get out of this, I know
I know I’ll never forget
Smoke on the water
A fire in the sky
Smoke on the water
Источник