- Лексическая тема «Волшебница-вода» методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Календарно-тематическое планирование по лексической теме » Вода и её обитатели» в подготовительной логопедической группе календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Конспект фронтального логопедического занятия «Мир воды» в подготовительной группе комбинированной направленности
Лексическая тема «Волшебница-вода»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Материал предназначен для закрепления темы «Вода»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksicheskaya_tema_voda.docx | 427.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексическая тема «Вода – волшебница»
Вода , у тебя нет ни вкуса , ни цвета , ни запаха , тебя невозможно описать , тобой наслаждаются , не ведая , что ты такое . Нельзя сказать , что ты необходима для жизни : ты — сама жизнь . Ты наполняешь нас радостью , которую не объяснить нашими чувствами .
Антуан де Сент — Экзюпери
Вода – источник жизни на земле !
Она нужна людям , растениям , животным .
Этим словом мы часто пользуемся .
Слова , как родные , похожи чуть — чуть ,
И если поставить их в ряд ,
Немного послушать и вдуматься в суть –
Они об одном говорят .
1. Предложите ребенку подобрать такие слова к слову «вода»
— Транспорт какой ? ( Водный .)
А сказочный герой ? ( Водяной )
Ласково скажем …( водичка .)
Река вышла из берегов и затопила город , что произошло ? …( наводнение .)
Весной река разливается … ( половодье , паводок .)
2. Поиграйте с ребенком в игру «Четвертый лишний»
1. Корабль, лодка, катер, паровоз
2. Снег, дождь , град, лед
3. Сахар , чай, компот, сок
4. Морской конек, медуза, корова, щука
3. Выучите совместно с ребенком стихотворение:
«Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг
Снимет грязь с лица и рук
Без чего не может мама,
Ни готовить ни стирать
Без чего мы скажем прямо
Чтобы лился дождик с неба
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли
Чтоб варились кисели
Чтобы не было беды
Жить нельзя нам без воды!
4. Помогите ребенку подобрать как можно больше прилагательных к каждому существительному.
Зима (какая?) холодная, морозная, снежная, долгая, затяжная…
Снег (какой?) – белый, мягкий, чистый, легкий, пушистый, холодный.
Снежинки (какие?) – белые, легкие, узорные, красивые, холодные, хрупкие.
Сосулька (какая?) – твердая, гладкая, холодная, острая, блестящая.
Лед (какой?) – гладкий, блестящий, холодный, твердый.
5. Игра с мячом «Какая бывает вода?»
с газом — газированная
в проруби — холодная
в чайнике — горячая
в реке — пресная
в море – соленая
в роднике – родниковая
в водопроводном кране — водопроводная
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данное занятие учит детей составлять предложения о котёнке с опорой на сюжетные картинки. Формирует номинативную лексику по теме «Домашние животные».
Конспект занятия по лексической теме «Фрукты».
Пальчиковые игры по теме «Времена года». Разбиты по разделам: Осень, Зима, Весна, Лето.
НОД по развитию речи для детей 5 – 6 лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло.
Викторина «Татарча сөйләшәбез»В процессе викторины решается комплекс задач:- усвоение лексического минимума;- пр.
В этом учебном году, 2015-2016, мы решили в разновозрастной логопедической группе взять за основу программу Н.Нищевой. Программа хорошо проработана, по н.
Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую.
Источник
Календарно-тематическое планирование по лексической теме » Вода и её обитатели» в подготовительной логопедической группе
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему
Примерное планирование на неделю по лексической теме «Вода и ее обитатели» Подготовительная группа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mart_4_ned_voda_i_eyo_obitateli.docx | 26.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная деятельность в режимные моменты
Прием детей – беседа по теме «Как я провел выходные, что я делал вчера» Развивать умение формулировать свои воспоминания и впечатления в связный рассказ.
Игровая деятельность – разучить пальчиковую гимнастику «Рыбка»
Утренняя гимнастика – комплекс ОРУ для всех групп мышц.
Работа по формированию культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания :
Игровая ситуация «сушилка» приучать детей самостоятельно сушить вещи после прогулки.
Формирование КГН во время приёма пищи: закреплять навыки использования слов вежливости; поощрять и активизировать попытки..
Подготовка ко сну, сон, подъём: релаксация перед сном, прослушивание музыкальной композиции «Сон приходит на порог»
Уход домой – предложить детям рассказать родителям как провели день.
Работа с родителями – рекомендации родителям «Маршрут выходного дня»
Беседы с родителями Продолжать знакомить с Зоологическим музеем.
Познав. развитие . Видеолекция «Разнообразие рыб» Вызвать желание бережно относиться к богатствам природы, помочь понять, что лишь тогда в водоемах будет много рыбы, когда вода в них станет чистой
Лепка «Семья осьминогов» плоскостная продолжать учить выполнять плоскостную лепку. научить приёму неполного примазывания для создания объёмной композиции.
Дид/игра «назови соседей»
Закреплять знания детей о последовательности чисел, развивать зрительное и слуховое восприятие и внимание (Костя., Дима,Лео, Даня)
Речевое развитие «Я расскажу про..» Актив.словаря.
Рисование «Аквариум» учить передавать образ разных видов аквариумных рыб, их строение, соблюдать пропорции.
Д/игра «Кто лишний» Развитие зрительного и слухового внимания (Арина, Даня, Федя, Алёша, Алия)
Познават. Развитие. ФЭМП занятие № 51 Новикова учить ориентироваться на ограниченной территории, тетрадном листе, располагать изображение в указанном направлении.
Д/ игра «Назови слово на звук..» развитие фонематического анализа и слуха. (Лёня, Денис, Вера, Соня, Федя)
Речевое развитие Составление рассказов-описаний о речных рыбах с опорой на иллюстрацию. Развивать навык составлять связный рассказ по алгоритму, активизировать в речи названия рыб, части тела и глаголы движения
Рисование. «Золотая рыбка» Учить детей передавать в рисунке цветовые сочетания. Развивать чувство композиции.
Физическое развитие на улице
Работа над ясной шепотной речью, чистоговорки (Тимур, Андрей, Влад, Соня)
ФЭМП : Новикова «Математика в детском саду», занятие № 52 Познакомить с маршрутом, схемой.
Конструирование из бумаги «Рыбка -потешка» оригами
Беседа «Мы пришли на водоём» (Дима, Костя, Федя, Вадим.)
Март (4 неделя ) Вода и её обитатели.
Совместная организованная образовательная деятельность педагога с детьми с учетом интеграции образовательных областей
Создание условий для самостоятельной деятельности
Театрализованная деятельность показ настольного театра «По щучьему велению». Продолжать учить детей пользоваться настольным театром.
Чтение: р.н.сказка «По щучьему велению»
Наблюдение: Появление первой травы. Рассказать детям о том что уже можно наблюдать первые всходы зелени, предложить найти на участке свежую поросль травы, Помочь детям сделать вывод по результатам обследования.
Уборка на групповом участке после зимы, Формировать у детей осознанное и отсветственное отношение к чистоте и порядку
П./и «Рыбак и рыбки» Совершенствовать умения детей подпрыгивать в под скокалкой, развивать внимательность и быстроту реакции.
Самостоятельная деятельность: Игры с выносным материалом. Скакалки мячи.
Закреплять умения делать подскоки,
Д/упр. «кто чем питается» Закрепить употребление творит. падежа существительных.
П/и с детьми «Караси и щуки» совершенствумения действовать по сигналу согласовывать свои действия с действиями товарищей.
Спортивные упражнения: «Цапли» Учить сохранять равновесие., при перешагивание через предметы.
Д/игра «Повторяй друг за другом» Развития внимания и памяти.
р.н.сказка «По щучьему велению»; С.Я.Маршака «Что таке хорошо и что такое плохо»; Пермяк «Первая рыбка», И. Токмакова «Где спит рыбка» ; Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про воробья воробеича, ерша ершовича и весёлого трубочиста яшу».
серия наглядно-дидактических пособий по теме «Вода, и её обитатели», энциклопедия «Обитетели рек и озёр», открытки «Аквариумные рыбки»
Дидактические, развивающие, интеллектуальные игры:
д/игры «Собери рыбку» разрезные картинки, «Найди пару» одинаковых рыбок, «Плавает, летает, ходит» классификация
Уголок художественного творчества:
Бросовый материал для ручного труда, трафареты с видами рыбок, раскраски, вырезанные формы рыбок для пластилинографии.
Социально-коммуникативное развитие: Беседа по этике и культуре поведения «Как разговаривать со старшими» напомнить, что к взрослым обращаются на ВЫ, не перебивают и др. правила.
Чтение: С.Я.Маршака «Что таке хорошо и что такое плохо».
Трудовое воспитание: подкормка растений и рыхление земли. Воспитывать желание помогать взрослым,
Слушание муз. Произведение «Весна» Вивальди
Чтение: И. Токмакова «Где спит рыбка»
Сюжетно ролевая игра: «Моряки» сюжет наше путешествие. Учить использовать в игре знания о том, что берут путешественники с собой в дорогу
Чтение: Пермяк «Первая рыбка»
Исследовательская деятельность: «Окраска морской воды» (выяснить почему солёная вода не окрашивается) Чтение: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про воробья воробеича, ерша ершовича и весёлого трубочиста яшу»
Источник
Конспект фронтального логопедического занятия «Мир воды» в подготовительной группе комбинированной направленности
Оксана Шишкина
Конспект фронтального логопедического занятия «Мир воды» в подготовительной группе комбинированной направленности
Цель: обобщение и закрепление знаний детей по лексической теме «Вода»
Задачи:
1. Активизировать и актуализировать знания детей по лексической теме «Вода»;
2. Уточнить и активизировать словарь по теме;
3. Закреплять умение составлять предложение из 4х слов;
4. Закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными.
1. Развивать общую, мелкую и речевую моторику;
2. Развивать слуховое внимание, воображение, мышление;
3. Формировать направленный речевой выдох.
1. Формировать навыки взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности;
2. Воспитывать усидчивость.
Оборудование: бумажные снежинки на ниточке, предметные картинки, опорные схемы для составления предложений, мяч, бумага, цветные карандаши.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
— Здравствуйте дети! Сядет тот, кто отгадает мои загадки:
В морях и реках обитает, но часто по небу летает.
А наскучит ей летать, на землю падает опять. (Вода)
Он слетает белой стаей и сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (Снег)
Рыбам жить зимой тепло: крыша — толстое стекло. (Лёд)
Растет она вниз головою, не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет — заплачет она и умрет. (Сосулька)
И стеклянной быть могу! (Вода)
С неба крупа падает (Град)
На дворе горой, — А в избе водой. (Снег)
Мы согрели самовар
И над чашкой вьется … (Пар)
2. Введение в тему.
— Дети о чем были мои загадки?
— О чём мы сегодня будем говорить?
3. Упражнение «По секрету всему свету»
— Какие три состояния воды вы знаете?
— По секрету всему свету мы расскажем о … воде!
— Какой бывает вода? (мокрой, холодной, чистой, прозрачной и т. п.)
— По секрету всему свету мы расскажем про лёд!
— Лёд, он какой? (холодный, твердый и т. п.)
— По секрету всему свету мы расскажем о паре!
— Каким бывает пар? (горячим, прозрачным и т. п.)
4. Пальчиковая гимнастика.
Не плачь, куколка моя,
Остаешься ты одна.
Не могу с тобой играть,
Нужно мне перестирать:
Твои платья и носки,
твои юбки и чулки,
Свитер, варежки, жакет,
Шапочку, цветной берет.
Я налью воды чуток,
В таз насыплю порошок.
Пену снежную взобью,
Постираю и пойду.
Пока светит солнышко,
К ней одежду прикреплю,
Ветерком все просушу.
Белье быстро глажу я.
А теперь и отдохнем.
(на первые четыре строчки имитировать укачивание куклы. затем загибать поочередно пальцы. далее имитировать движения, описанные в стихотворении. на последние строчки положить ладони на стол или на колени)
5. Упражнение «Что будет, если?»
— Если мы нагреем воду, то …
— Если мы нагреем лёд, то …
— Если мы вскипятим воду, то …
— Если мы заморозим воду, то …
— А если мы заморозим …пар, во что он превратится? Правильно, в снежинки!
6. Упражнение «Снежинки» Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.
— Давайте заставим наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.
Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.
7. Дидактическая игра «Назови ласково»
— Дети, я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.
Вода – водичка, лёд – ледок, пар – парок, снег – снежок, сосулька – сосулечка, речка – реченька, ручей – ручеек, родник – родничок.
8. Составление предложений с опорой на предметные картинки.
Логопед раздает детям предметные картинки с различными изображениями воды (ручей, река, вода в стакане, лед, чайник с паром и т. п.).
— Дети, давайте составим предложения по нашим картинкам. Чтобы вам было легче – посмотрите на схему – подсказку, и постарайтесь ответить на вопросы: «Что?», «Что делает», «Где?».
— Например: Вода в чайнике – кипит.
9. Физминутка «Капельки воды»
— Мы все превратимся в капельки воды. Встанем в круг, возьмемся крепко за руки. Представим что нам очень холодно. Во что мы превратимся (в лед). Да, станем твердыми. Вообразим, что наступила весна, мы согрелись, опять превратились в капельки, капельки соединились в ручьи и побежали. Прибежали на свои места.
10. Дидактическая игра с мячом «Скажи наоборот»
— Сейчас мы поиграем с мячом в игру «Скажи наоборот». Я бросаю мяч и называю слово, а вы говорите, как будет наоборот
— Вода не густая, а жидкая;
— Лед не мягкий, а твердый;
— Снежинка не большая, а маленькая;
— Сосулька не короткая, а длинная;
— Снег не грязный, а чистый;
— Вода не прозрачная, а мутная;
11. Упражнение «Нарисуй двумя руками»
— А сейчас мы с вами будем рисовать капельки воды, но не просто так, а двумя руками одновременно.
12. Итог занятия
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лёд,
Растает – и снова в поход!
В природу вглядитесь!
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – Вода!
— О чем мы сегодня с вами разговаривали?
— Что вам больше всего понравилось?
Круговые диаграммы — тренажеры речевой активности в детском саду Использование круговых диаграмм, как специальных моделей (тренажеров)речевого развития детей в старшем дошкольном возрасте применяется при.
Перспективное планирование по образовательной области «Чтение художественной литературы». Образовательная область: чтение художественной литературы. Образовательная область: коммуникация. Старшая группа Диагноз ОНР Февраль.
Источник