Музыка поссорила в дым
Бренд симфонического фестиваля может стать предметом судебной тяжбы
АНО ППМФ «Дым над водой», связанная с «Росконгрессом», потребовала от организаторов одноименного фестиваля прекратить использование товарного знака «Дым над водой», утверждая, что в случае отказа обратится в суд с требованием запрета его использования и компенсации ущерба в 8,5 млн рублей. Оппоненты АНО считают претензии необоснованными. Само мероприятие, проходящее при поддержке правительства Ленобласти, уже состоялось. По мнению экспертов, можно ожидать процессов в Палате по патентным спорам и Суде по интеллектуальным правам, а АНО, вероятно, сможет также предъявить претензии в связи с использованием логотипа.
2-й музыкальный фестиваль «Дым над водой. От классики до рока» в п. Коробицыно
Фото: Александр Чиженок, Коммерсантъ
2-й музыкальный фестиваль «Дым над водой. От классики до рока» в п. Коробицыно
Фото: Александр Чиженок, Коммерсантъ
Автономная некоммерческая организация подготовки и проведения музыкального фестиваля «Дым над водой» (далее АНО) направила досудебную претензию организаторам одноименного мероприятия (ГБУК ЛО «Симфонический оркестр Ленинградской области», благотворительному фонду поддержки и развития Капеллы «Таврическая», государственному симфоническому оркестру Ленинградской области «Таврический») с просьбой не использовать товарный знак «Дым над водой» на рекламных носителях, в печатных материалах и сайте мероприятия. В обращении директора компании Ивана Щеголева (есть в распоряжении “Ъ”) указано, что «результаты многолетней деятельности АНО по проведению указанного фестиваля незаконно были присвоены господином Голиковым М. С. (Михаил Голиков — художественный руководитель и главный дирижер государственного симфонического оркестра Ленинградской области «Таврический».— “Ъ”) и третьими лицами». При этом АНО планирует осуществить в России проведение музыкального фестиваля «Дым над водой» в 2021 году, в связи с чем у организации заключены договоры с инвесторами и спонсорами. Заявители отмечают, что в случае отказа обратятся в суд и органы МВД для защиты своих прав, в том числе с требованием о запрете использования товарного знака и выплате компенсации ущерба в размере 8,5 млн рублей. Сам фестиваль, уже четвертый по счету, состоялся 21–22 августа в «Туутари-парке». На нем выступили
Владимир Шахрин и Владимир Бегунов из группы «ЧайФ», Стас Намин, «АукцЫон», Вячеслав Бутусов и другие.
В АНО не ответили на вопросы “Ъ” относительно досудебного урегулирования спора и подачи иска в суд. В «Симфоническом оркестре Ленинградской области» “Ъ” уточнили, что на данный момент у организации судебных процессов нет. Там также сообщили, что соответствующий товарный знак был зарегистрирован на основании заявки с «более ранним приоритетом», поэтому организация использует товарный знак, «являясь его правообладателем, то есть на законном основании». В этой связи «Симфонический оркестр Ленинградской области» считает претензии АНО необоснованными.
В прошлом году письмо организаторам музыкального фестиваля направлял фонд «Росконгресс» с просьбой перестать использовать его товарный знак на рекламных носителях и сайте мероприятия. В противном случае фонд пообещал начать судебное разбирательство. Тогда господин Голиков отмечал, что вопрос возник из-за «несогласованности действий». При этом господин Щеголев ранее указывал, что структура, которую он возглавляет, была специально создана для проведения этого фестиваля в 2019 году, а в 2020-м из-за пандемии коронавируса он был официально отменен и «Росконгресс» не заключал с АНО соглашений на проведение мероприятия.
Максим Али, партнер, руководитель практики интеллектуальной собственности и информационного права Maxima Legal, напоминает, что в 2019 году благотворительный фонд поддержки и развития Капеллы «Таврическая» подал заявку на регистрацию товарного знака, которая в какой-то момент была передана «Симфоническому оркестру Ленобласти». «В процессе регистрации в «Роспатент» обратилась АНО (дружественная «Росконгрессу»), которая направила возражение против регистрации знака. По этой причине в ноябре 2020 года оркестру отказали в регистрации, и он обжаловал это решение в Палате по патентным спорам, которая встала на его сторону. В июне 2021 года Палата признала, что регистрация товарного знака за оркестром не приведет к введению потребителей в заблуждение (из-за наличия других соорганизаторов мероприятия, которые к товарному знаку не имели отношения). Отчасти это решение правильное: судя по всему, с возражением АНО не предоставила достаточных доказательств ассоциативной связи между АНО и брендом «Дым над водой»»,— рассуждает господин Али.
При этом в решении Палаты есть и спорные моменты, которые касаются авторских прав на логотип «Дым над водой», что не одно и то же, что и права на товарный знак. «Палата сослалась на то, что АНО не показала договор между «Росконгрессом» (заказчиком лого) и дизайнером, а только представила договор о получении прав от «Росконгресса». Такой подход прямо противоречит позиции из пункта 110 постановления пленума ВС РФ от 23.04.2019 № 10, который говорит о том, что по общему правилу такого рода доказательства получения прав «по цепочке» не требуются»,— добавляет господин Али. Таким образом, в июле 2021 года оркестр зарегистрировал на себя товарный знак.
Пока оркестр обжаловал отказное решение «Роспатента» в Палате по патентным спорам, АНО в декабре 2020 года подала заявку на свой товарный знак по ускоренной регистрации, который почти идентичен и тоже охватывает проведение концертов, получив положительное решение о регистрации товарного знака, продолжает юрист. «Таким образом, за счет того, что товарный знак оркестра какое-то время находился в юридическом «лимбе», АНО успела получить похожий товарный знак, который при других обстоятельствах не должен был пройти регистрацию в «Роспатенте»»,— говорит юрист. По словам эксперта, сейчас каждая из сторон должна успешно оспорить товарный знак оппонента и только после этого имеет шансы выиграть суд по поводу нарушения прав на свой товарный знак. «Поэтому нас, скорее всего, еще ждут процессы в Палате по патентным спорам и Суде по интеллектуальным правам с участием АНО и оркестра»,— говорит Максим Али. Вместе с тем права на логотип (как объект авторского права) сейчас у АНО: такие права существуют параллельно правам на товарный знак. «Выходит, что АНО может предъявлять претензии в связи с использованием логотипа оркестру, даже если потеряет права на свой товарный знак, что вполне вероятно, учитывая, что заявка оркестра подана раньше и имеет приоритет»,— резюмирует юрист.
Источник
Росконгресс требует прекратить использовать его товарный знак для фестиваля «Дым над водой»
Фонд «Росконгресс» направил письмо к организаторам музыкального фестиваля «Дым над водой» с просьбой перестать использовать его товарный знак на рекламных носителях и сайте мероприятия.
В обращении (есть в распоряжении “Ъ-СПб”) указано, что товарный знак «Росконгресс» без разрешения используется организаторами фестиваля (ГБУК ЛО «Симфонический оркестр Ленобласти», благотворительный фонд поддержки и развития капеллы «Таврическая», симфонический оркестр Ленобласти «Таврический»). В частности, он изображен на более 50 рекламных щитах Ленобласти, печатных материалах, а также на сайте мероприятия.
Использование товарного знака без согласия является незаконным и несет гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность, подчеркивается в заявлении фонда. В связи с этим Росконгресс потребовал демонтировать рекламные носители с изображением их товарного знака до 3 сентября. В противном случае фонд пообещал начать судебное разбирательство.
Художественный руководитель фестиваля «Дым над водой» Михаил Голиков объяснил, что получил это письмо от фонда. Он добавил, что пытается урегулировать этот вопрос, который возник из-за «несогласованности действий». «Мы не успели подписать соглашение (с Росконгрессом — “Ъ-СПб”) из-за пандемии. Но этого соглашения не было и в предыдущим году, хоть Росконгресс всегда был партнером фестиваля, оказывающим информационную поддержку. И надеюсь, что им дальше и останется»,— сказал господин Голиков, также добавив, что направил в Росконгресс ответное письмо и надеется, что удастся решить эту проблему. При этом организаторы на всякий случай распечатали еще один основной баннер фестиваля уже без логотипа Росконгресса. С сегодняшнего дня он исчез и на сайте фестиваля. Остался ли он в печатных материалах и рекламных щитах — неизвестно.
Директор АНО ППМФ «Дым над водой» Иван Щеголев сообщил “Ъ-СПб” что структура, которую он возглавляет была специально создана для проведения этого фестиваля в прошлом году, но в этом году из-за пандемии коронавируса он был официально отменен. В связи с этим Роскогресс не заключал с АНО соглашение на проведение мероприятия, добавил господин Щеголев. В Росконгрессе не ответили на запрос “Ъ-СПб”, до председателя комитета по культуре Ленобласти Владимира Цоя дозвониться не удалось.
В 2020 году фестиваль «Дым над водой» проходит в третий раз. Он состоится 5 сентября в Приоратском парке города Гатчины. По словам Михаила Голикова, он проводится на бюджетные средства. В этом году, как и в прошлом, на него было выделено 10 млн рублей. Как сообщала пресс-служба правительства Ленобласти, участие в нем примут Вячеслав Бутусов, Чиж&Co (в сопровождении симфонического оркестра), ведущая солистка Мариинского театра Ольга Пудова, победитель шоу «Голос» Аскер Бербеков, классические музыканты симфонического оркестра Ленобласти «Таврический» под управлением Михаила Голикова. Вести шоу будет фронтмен группы «АукцЫон» Олег Гаркуша. На Фестивале можно будет услышать популярную классику и версии мировых хитов Metallica, Scorpions, Queen, Deep Purple. Вход на «Дым над водой» свободный. Из-за пандемии численность гостей будет ограничена – она не должна превышать 400 человек. Завершится фестиваль салютом и огненным шоу.
Источник