Лес хлеб окно стул вода гриб конь

Методика «Запоминание 10 слов» по А.Р. Лурия.
статья (старшая группа)

Скачать:

Вложение Размер
metodika_zapominanie_10_slov_po_a.r._luriya.docx 51.89 КБ

Предварительный просмотр:

Методика «Запоминание 10 слов» по А.Р. Лурия.

Диагностика уровня развития слуховой памяти, слухового внимания, фонематического слуха, утомляемости.

Задачи: оценка уровня развития слуховой памяти.

Инструкция: ребенку предлагается послушать и повторить ряд слов. Процедура повторяется 3 раза. Все названные слова фиксируются. Четвертый раз ребенок воспроизводит слова через 20-30 минут в конце диагностики.

Слова: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед.

Критерии оценки: объем и скорость слухоречевого запоминания, наличие ошибок, неточности воспроизведения.

В норме после первого прочтения ребенок повторяет 4-6 слов.

Меньшее число слов и наличие ошибок может говорить о низком слуховом внимании (включение других слов), нарушении фонематического восприятия (замена звуков).

Второе и третье воспроизведение слов показывает скорость запоминания, утомляемость ребенка.

Четвертое воспроизведение говорит об уровне развития долговременной памяти, ее объеме и в норме составляет ±2 от наибольшего воспроизведенного числа слов в 1,2 или 3 попытке.

Диагностики зрительной памяти детей можно использовать методику «10 картинок»

Задачи: оценка уровня развития зрительной памяти.

Инструкция: ребенку в течение 5-10 секунд предлагается посмотреть на лист с изображение 10 рисунков. После удаления листа из поля зрения ребенок называет изображенные там рисунки по памяти.

Критерии оценки: Высокий уровень развития зрительной памяти – 8 и больше. Средний уровень развития зрительной памяти – 4-7. Низкий уровень развития зрительной памяти – 3 и меньше.

Представленные методики помогают провести индивидуальное обследование детей, но в рамках работы с группой нужны другие методики, помогающие быстро оценить уровень развития памяти в больших группах. Оптимальное число одновременно обследуемых для дошкольников – 10-15 человек.

Я использовала такие приемы:

Диагностика зрительной памяти: «Запомни и проставь значки».

Методика: детям демонстрируется плакат, после просмотра, раздаются бланки П3, в них нужно расставить соответствующие значки.

Оборудование: Бланк П3, плакат (изображение на проекторе, интерактивной доске), карандаш каждому ребенку.

Инструкция: «Внимательно посмотри на рисунки, запомни, какой значок расположен рядом с елочкой, кораблем. На своих листах в пустых квадратах вы будите рисовать только эти значки. Рядом с елью нарисуете вот такой значок, рядом с кораблем такой, и т.д. При этом характеристика значка не дается. Должна работать только зрительная память, без слуховой. Время общей демонстрации приблизительно 30 сек.

Обработка данных : подсчитывается число правильно воспроизведенных значков. Если значок воспроизведен частично считается за пол балла (например, стрелка, но в другом направлении, зубчики, но их всего 3 и т.п.).

От 8 до 10 правильных ответов – высокий уровень развития зрительной памяти.

От 4 до 7 – средний уровень развития зрительной памяти.

От 0 до 3 – низкий.

Диагностика уровня развития слуховой памяти:

«Зачеркни названные картинки».

Методика: дети закрывают глаза и слушают психолога. Он называет им картинки, которые они должны зачеркнуть. Дети открывают глаза и зачеркивают названные картинки. Затем все повторяется, но зачёркивают второй раз красным карандашом, а третий раз зеленым.

Оборудование: бланк у каждого, черный, красный и зеленый карандаш.

Инструкция: Посмотрите на свои рисунки. На них нарисовано много картинок. Закройте глаза, сейчас я назову Вам картинки, которые нужно зачеркнуть, а когда вы откроете глаза, то зачеркнете те из них которые запомнили. Зачеркивать нужно только те картинки, которые я сейчас назову. Все понятно? Закройте глаза». Психолог зачитывает слова: мяч, гриб, куб, зонт, рыба, лист, чашка, носки, корабль, флаг . Откройте глаза. Зачеркните черным карандашом картинки, которые я назвала. Возьмите красный карандаш. Сейчас я еще раз назову эти картинки, которые нужно зачеркнуть. Когда вы откроете глаза, проверите себя красным карандашом». Аналогично слова зачитываются третий раз, зачеркиваются рисунки зеленым карандашом.

Обработка данных: подсчитывается число правильных ответов за первое, второе и третье воспроизведение, а также общее число ошибок.

Если правильно воспроизведено за первый раз

4 -7 ответов — средний уровень развития слуховой памяти,

если 8 – 10 – высокий,

меньше 4-х – низкий.

Но учитывается особенность воспроизведения во второй и третий раз. В норме 7-10 картинок с трех раз должны быть зачеркнуты. Если меньше, то уровень развития слухового внимания и слуховой памяти на низком уровне развития.

Источник

Методика «Заучивание 10 слов » А.Р. Лурия
тест по психологии на тему

Цель диагностики

Методика заучивания десяти слов позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение.

Анализируемые показатели

  1. Объем слухоречевого запоминания;
  2. скорость запоминания данного объема слов;
  3. объем отсроченного воспроизведения;
  4. особенности мнестической деятельности (наличие литеральных или вербальных парафазий и т.п.);
  5. особенности слухового, в том числе фонематического восприятия.

Возраст.

Методика может быть использована в полном объеме, начиная с 7-летнего возраста. Запоминание в объеме 9+1 слово доступно здоровым детям. Отсроченное воспроизведение в объеме 8+2 слова доступно 80% детей данной возрастной группы.

Для детей младше 7-ми лет целесообразно использование меньшего объем словарного материала (5-8 слов).

Источник

Источник: Альманах психологических тестов. М., 1995.

www.metodi4ka.com Коллекция психологических методик 4

Скачать:

Вложение Размер
Методика «Заучивание 10 слов » А.Р. Лурия 94.87 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Методика заучивания десяти слов позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение.

  • Объем слухоречевого запоминания;
  • скорость запоминания данного объема слов;
  • объем отсроченного воспроизведения;
  • особенности мнестической деятельности (наличие литеральных или вербальных парафазий и т.п.);
  • особенности слухового, в том числе фонематического восприятия.

Методика может быть использована в полном объеме, начиная с 7-летнего возраста. Запоминание в объеме 9+1 слово доступно здоровым детям. Отсроченное воспроизведение в объеме 8+2 слова доступно 80% детей данной возрастной группы.

Для детей младше 7-ми лет целесообразно использование меньшего объем словарного материала (5-8 слов).

Источник: Альманах психологических тестов. М., 1995.

www.metodi4ka.com Коллекция психологических методик 4

Никакого специального оборудования не требуется. Однако в большей мере, чем при остальных методиках, необходима тишина: при наличии каких-либо разговоров в комнате опыт проводить нецелесообразно.

Протокол с девятью короткими односложными и двусложными словами, не имеющим: между собой никакой связи.

Слова односложные или двусложные, имена существительные в единственном числе именительном падеже, не связанные между собой. Слова можно придумать самостоятельно.

Вот несколько вариантов слов для предъявления:

1. Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.

2. Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.

3. Лес, хлеб, стул, брат, конь, гриб, мед, дом, мяч, куст.

4. Число, хор, камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь

Исследование состоит из нескольких этапов. Его проводят в паре испытуемый и экспериментатор. Испытуемого спрашивают о самочувствии и просят удобно расположиться за хорошо освещенным столом.

Испытуемому дается инструкция :

Инструкция: (вариант для детей) состоит из нескольких, этапов;

а) «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова; ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке».

Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша.

б) «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их

послушаешь и повторишь — и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».

Инструкция для взрослых:

а) «Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова; можно в любом порядке».

б) «Сейчас я снова прочту Вам те же слова, и Вы опять должны повторить их, — и те, которые Вы уже назвали и те, которые в первый раз пропустили. Порядок слов не важен».

Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3—5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 5—6 кратного повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне ещё раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час, испытуемый, по просьбе исследователя, воспроизводит, без предварительного зачитывания, запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

На основе подсчета общего количества воспроизведенных слов после каждого предъявления может быть построен график: по горизонтали откладывается число повторений, по вертикали — число правильно воспроизведенных слов. Существенна прежде всего качественная оценка результатов исследования: по характеру выполнения методики можно судить об особенностях запоминания, воспроизведения и сохранения, а также утомляемости больных.

Протокол методики «Заучивание 10 слов»

Фамилия, имя, отчество —————————————Дата ———Возраст—————
Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов

В норме при первом предъявлении воспроизводится 3-5 слов, при пятом — 8-10. Отсроченное воспроизведение — 7 — 9 слов.

4 балла — Высокий уровень — запомнил 9 — 10 слов после 5-го предъявления, 8-9 слов при отсроченном воспроизведении.

3 балла — Средний уровень — запомнил 6 — 8 слов после 5-го предъявления, 5 — 7 слов при отсроченном воспроизведении.

2 балла — Ниже среднего — запомнил 3 — 5 слов после 5-го предъявления, 3 — 4 слова при отсроченном воспроизведении.

1 балл — Низкий уровень — запомнил 0 — 2 слова после 5-го предъявления, 0 — 2 слов при отсроченном воспроизведении, или в возрасте 6-7 лет не вступает в контакт, или не может себя организовать для выполнения данной деятельности.

По этому протоколу может быть составлена «кривая запоминания». Для этого по горизонтальной оси откладываются номера повторения, а по вертикальной — число правильно воспроизведенных слов. По данному примерному протоколу кривая примет следующий вид.

По форме кривой можно делать некоторые выводы относительно особенностей запоминания испытуемых. На большом количестве здоровых исследуемых установлено, что у здоровых людей, как взрослых, так и детей школьного возраста, кривая запоминания носит примерно такой характер: 5,7,9, или 6,8,9 или 5, 7,10 и т.д., т.е. к третьему повторению исследуемый воспроизводит 9 или 10 слов и при последующих повторениях удерживается на числах 9 или 10. В приведенном протоколе кривая (4,4,5,3,5) свидетельствует о плохой памяти и инактивности исследуемого. Кроме того, в этом протоколе отмечено, что исследуемый воспроизвел одно лишнее слово «огонь» и в дальнейшем при повторении «застрял» на этой ошибке. Такие повторяющиеся «лишние» слова, по наблюдениям некоторых психологов, встречаются при исследовании больных, страдающих текущими органическими заболеваниями мозга, а также иногда у больных шизофренией в период интенсивной медикаментозной терапии. Особенно много таких «лишних» слов продуцируют дети в состоянии расторможенности и взрослые по окончании или перед началом синдромов расстройств сознания. ………………………………………………………………………
«Кривая запоминания» может указывать и на ослабление активного внимания и на выраженную утомляемость испытуемых. Так, например, иногда он ко второму разу воспроизводит 8 или 9 слов, а затем после каждой пробы воспроизведения — все меньше и меньше. В жизни такой человек страдает обычно забывчивостью и рассеянностью, но в основе его забывчивости лежит преходящая астения, истощаемость внимания. Истощаемость внимания испытуемых не обязательно проявляется в кривой с резким спуском вниз, иногда кривая принимает зигзагообразный характер, свидетельствующий о неустойчивости внимания, о его колебаниях.

Кривая истощаемости внимания

В отдельных, сравнительно редких случаях, они воспроизводят одно и то же количество одних и тех же слов. Кривая имеет форму плато. Такое отсутствие нарастания удержания слов после их повторения свидетельствует об эмоциональной вялости испытуемых; нет отношения к исследованию, нет заинтересованности в том, чтобы запомнить побольше. ………………………………………………
Число слов, удержанных и воспроизведенных испытуемым час спустя после повторения, в большей мере свидетельствуют о памяти в узком смысле слова, т. е. о фиксации следов воспринятого.

Источник

Имени » ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА СБОРНИК ЗАДАНИЙ Учебное пособие для студентов Балашов 2009

Методика «Заучивание 10 слов»

Цель: исследование непосредственного запоминания.

Материал: стандартный набор слов.

Для запоминания испытуемому предлагают один из следующих наборов не связанных между собой простых слов:

Дом, лес, кот, ночь, окно, сено, мед, игла, конь, мост.

Лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, мед, огонь.

Пыль, шар, зима, дом, муха, лист, кольцо, сыр, вода, зонт.

Арбуз, кисть, море, кот, река, мед, кирпич, жук, король, день.

Методику желательно проводить в начале обследования, чтобы ребенок не был усталым, так как утомление достаточно сильно сказывается на продуктивности запоминания. В месте проведения эксперимента необходима тишина: при наличии каких-либо разговоров или посторонних шумов в комнате опыт проводить нецелесообразно.

Слова зачитываются испытуемому, затем его просят повторить слова, которые он запомнил (в случайном порядке), процедура повторяется
5 раз. Примерно через 1 ч испытуемого просят еще раз воспроизвести слова уже без предварительного зачитывания.

Экспериментатор читает слова четко, достаточно громко и не очень быстро (приблизительно одно слово в секунду).

Во время проведения методики экспериментатор ведет протокол.
В протоколе фиксируются правильно (+) и неправильно (–) названные слова, а также слова, добавленные испытуемым.

Протокол выглядит следующим образом:

Проведение методики включает в себя несколько этапов.

Вначале экспериментатор дает испытуемому следующую инструкцию : «Сейчас я прочитаю тебе слова. Ты их выслушаешь и постараешься запомнить. Когда я закончу читать, ты повторишь все слова, которые запомнил. Слова можно называть в любом порядке. Сразу же по окончании чтения говорят: теперь повтори слова, которые ты запомнил».

Называемые слова отмечаются в протоколе.

Затем следует продолжение инструкции: «Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты должен повторить их — и те, которые уже назвал, и те, которые в первый раз пропустил, — все вместе в любом порядке».

Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые воспроизвел испытуемый.

Затем опыт снова повторяется 3, 4 и 5 раз, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: «Еще раз».

В случае, если испытуемый называет лишние слова, экспериментатор обязательно записывает их рядом с крестиками, а если слова эти повторяются, ставит крестики и под ними.

После пятикратного повторения экспериментатор переходит к другим опытам, а в конце исследования, т. е. примерно через 50—60 мин, снова просит воспроизвести эти слова (без напоминания).

На основании полученных данных строится кривая запоминания, т. е. график, на котором по горизонтальной оси откладывается номер повторения, по вертикальной — число воспроизведенных слов.

В норме кривая запоминания носит примерно такой характер: 5, 7, 9, или 6, 8, 9, или 5, 7, 10 и т. д., т. е. к третьему повторению исследуемый воспроизводит 9 или 10 слов и при последующих повторениях удерживается на числах 9 или 10.

Наиболее информативное значение имеет график. Основные виды графиков следующие: растущий график, когда после каждого следующего чтения воспроизводится все больше слов; допустимо, чтобы в двух (но не более) пробах подряд воспроизводилось одно и то же число слов; график с плато, когда в трех или четырех пробах подряд воспроизводится одно
и то же количество слов; график со спадом, когда после какого-либо из чтений воспроизводится меньше слов, чем после предыдущего (например, после третьего чтения воспроизведено меньше слов, чем после второго) и зигзагообразный график (например, при первом прочтении воспроизводится 7 слов, при втором — 5, при третьем — 8 слов и т. д.).

Растущий график говорит о благоприятной динамике заучивания.

График с плато часто свидетельствует об эмоциональной вялости, отсутствии заинтересованности в выполнении задания.

График со спадом свидетельствует об ослаблении активного внимания, а также о выраженной утомляемости. В жизни такой человек обычно страдает забывчивостью и рассеянностью. В основе забывчивости лежит преходящая астения, истощаемость внимания.

Зигзагообразный график говорит о неустойчивости внимания и его колебаниях.

Устойчивость запоминания проверяется при отсроченном воспроизведении слов. После отсрочки для детей 6—7 лет нормально воспроизведение не менее шести слов (в среднем — восемь), для более старших детей — не менее семи слов (в среднем — восемь-девять).

Цель: исследование опосредованной памяти.

Материал: лист белой бумаги (стандартный лист формата А4), простой карандаш и набор слов для запоминания (10—16 слов и словосочетаний).

Для диагностики опосредованного запоминания в младшем школьном возрасте обычно применяются следующие наборы из 12 слов и словосочетаний:

Веселый праздник, обман, вкусный ужин, расставание, строгая учительница, развитие, тяжелая работа, слепой мальчик, теплый ветер, страх, болезнь, веселая компания.

2. Веселый праздник, болезнь, тяжелая работа, вкусный ужин, строгая учительница, теплый ветер, дружба, обман, слепой мальчик, сомнение, семья, развитие.

Инструкция: «Сейчас мы проверим, как ты запоминаешь слова. Чтобы тебе легче было их запомнить, сделай к каждому слову какой-нибудь простой рисунок. Он не должен быть хорошим. Надо только, чтобы
потом он напомнил тебе это слово. Слов будет много; надо, чтобы все рисунки поместились на этой странице. Писать слова или буквы нельзя».

Ребенку объясняют, что будет проверяться его память. Чтобы запомнить отдельные словосочетания, он должен, ничего не записывая, нарисовать то, что поможет ему вспомнить заданное слово. Испытуемому медленно читаются приведенные выше слова и простые словосочетания. При этом экспериментатор внимательно смотрит за тем, чтобы ребенок рисовал не буквы, а только определенные изображения.

Выбранные из легких первые выражения могут быть использованы для более подробного разъяснения, уточнения инструкции, даже показа, если ребенок испытывает затруднения в понимании инструкции. Если испытуемый не понимает смысла задания, можно спросить его: «О чем тебе напоминают слова „веселый праздник“?» Предположим, он отвечает: «О елке». Тогда вы говорите: «Вот и нарисуй елку, а потом она напомнит тебе слова „веселый праздник“». Объяснение дается только один раз. По ходу работы желательно просить ребенка давать пояснения к замыслу, деталям, содержанию рисунка, которые записывают в протоколе. Если ребенок отказывается объяснять (например, говорит: «Просто напомнит»), то не надо настаивать. Если он дает объяснения сам, то вопрос, естественно, не задается. Какие бы связи и рисунки ребенок ни создавал, не следует высказывать неодобрения.

В подготавливаемых к эксперименту наборах слов и словосочетаний простые понятия могут чередоваться с более сложными, отвлеченными, например: «веселый праздник», «обман», «вкусный ужин», «расставание».

Если ребенок начинает рисовать большие фигурки, занимающие основную часть листа, то ему можно напомнить о том, что лист один и на нем надо будет уместить все картинки. Это напоминание делается один раз, примерно после 2—3-го слова. При необходимости лист можно перевернуть.

Время, отпускаемое на каждый рисунок к слову, с испытуемым не обговаривается. Однако необходимо помнить о том, что оно не должно превышать 1—2 мин. Если дети начинают увлекаться, вырисовывать детали и добавлять что-то к первоначальному рисунку, то экспериментатор должен напомнить, что его не интересует качество картинки, важна только ее связь с произнесенным словом.

После окончания работы экспериментатор или сам испытуемый должны пронумеровать рисунки, чтобы было видно, какой рисунок к какому слову относится. После листок с рисунками откладывают в сторону.

Примерно через час после проведения теста детям предъявляется лист бумаги с их рисунками, глядя на которые их просят припомнить те слова, которые диктовал экспериментатор. Можно назвать слова по рисункам
и сделать подписи к ним. При воспроизведении фиксируется количество правильно воспроизведенных слов, а также количество ошибок, которые были допущены ребенком. При этом воспроизведение, например, словосочетания «вкусный ужин» как «сладкий ужин» или «разлука» как «расставание» считается правильным.

Ответы испытуемого фиксируются в протоколе.

Источник

Читайте также:  Поздравление за воду с юбилеем
Оцените статью