Линкор мусаси под водой

Хризантемы на дне моря Сибуян

4 марта американский миллиардер Пол Аллен, известный всему миру как соучредитель компании Microsoft и партнер Билла Гейтса, опубликовал на страницах своего персонального сайта информацию о том, что организованная им подводная археологическая экспедиция обнаружила японский линкор «Мусаси», потопленный американцами в 1944 году во время морского сражения у берегов Филиппин. Сенсационная находка была сделана после восьми лет настойчивых поисков, которые велись в Тихом океане яхтой «Октопус», специально оборудованной для таких работ.

Флагман японского флота во Второй мировой войне линкор «Мусаси» при длине более 260 метров и водоизмещении более 72 тысяч тонн был вторым после «Ямато» крупнейшим боевым линейным кораблем того времени и мог развивать скорость до 30 узлов. Девять пушек его главного калибра (460 мм) могли посылать снаряды весом почти в полторы тонны на расстояние более 42 километров. Толщина защитного броневого пояса корабля составляла 375 мм, а в зоне носовых орудийных башен – 420 мм. К началу войны Япония успела построить лишь два суперлинкора этого класса, а корпус третьего было решено переоборудовать и использовать для постройки авианосца.

В годы Второй мировой войны линейные корабли нередко становились лёгкой мишенью для морской авиации. «Мусаси» также был потоплен 24 октября 1944 года в ходе сражений за освобождение от японской оккупации Филиппин в результате многочасовых атак самолётов-торпедоносцев. Самоелты взлетали с борта американских авианосцев, благоразумно находившихся вне зоны досягаемости мощных орудий линкора. Моряки линкора пытались противопоставить массовым налетам вражеской авиации особые шрапнельные снаряды главного калибра, но в качестве зенитного прикрытия они оказались малоэффективными. В этом сражении Япония впервые применили легендарную тактику воздушных камикадзе, направляя специальные самолеты-бомбы на корабли США, однако самопожертвование японских лётчиков не помогло императорскому флоту избежать поражения.

Читайте также:  Реклама кристально чистая вода

Американцы, применив воздушную тактику «молота и наковальни», при которой врага атакуют одновременно с двух или более направлений, пустили ко дну один из мощнейших вражеских кораблей, получивший около двух десятков торпедных и бомбовых попаданий. Линкор пошёл ко дну, и с ним погибло более тысячи членов экипажа. Как свидетельствуют военные хроники, контр-адмирал Иногути отказался покинуть борт своего корабля и, запершись в каюте, ушёл на дно вместе с ним. Это сражение, вошедшее в историю как бой в заливе Лейте, японский флот проиграл и отступил, потеряв множество кораблей. Однако и для ВМС США победа далась ценой больших потерь – в частности, японские подлодки потопили три авианосца (ещё четыре были повреждены лётчиками-камикадзе). Кроме того, во время атак на «Мусаси» были потеряны 18 американских самолётов из 259-ти, принимавших участие в сражении.

Несмотря на то, что гибель линкора происходила на глазах многочисленных очевидцев, точное место затопления определить было сложно. В те годы определение координат в открытом море, кроме астрономических способов или привязки к береговым ориентирам, велось лишь навигационным методом счисления, отличавшимся большими погрешностями. Поэтому координаты места гибели «Мусаси» в архивных документах подавались с большими расхождениями. Группа Пола Аллена изучила большое число навигационных и топографических карт дна в вероятном районе поиска, а также выполнила большой объём поисково-исследовательских работ и батиметрических измерений дна моря Сибуян, позволивший постепенно сужать радиус поиска до тех пор, пока 2 марта субмарина BlueFin-12 не обнаружила на дне крупный объект. Исследование корпуса корабля, лежащего на глубине около одного километра, с помощью сонаров и видеокамер позволило обнаружить на его форштевне знак хризантемы (эмблему императорского флота Японии), что стало подтверждением факта обнаружения «Мусаси». Пол Аллен обещает публиковать новые фотографии подводных исследований линкора, а также материалы видеосъёмок, которые будут появляться по мере продолжения исследований.

Читайте также:  Чтобы снять мост водой

Пол Аллен давно известен как филантроп и большой любитель военной истории. В частности, ему принадлежит Flying Heritage Collection – постоянно действующий авиамузей периода Второй мировой войны, где собраны и восстановлены модели всех знаменитых самолётов, созданных в те годы в США, Великобритании, Германии, СССР и Японии. Кроме осмотра экспозиций с самолётами, каждый посетитель музея за дополнительную плату может на время стать членом авиационного экипажа и совершить полёт в сопровождении профессионального пилота.

Вдохновение к подводным исследованиям Пол Аллен сохранил со времён первых юношеских впечатлений от приключений французского путешественника и ученого Жака-Ива Кусто. Яхта «Октопус», принадлежащая Полу Аллену, была построена в 2003 году и оборудована приборами для подводных исследований. Кроме того, на её борту имеются два вертолёта и две субмарины для подводных работ (одна из них – с дистанционным управлением).

Яхта «Октопус» принимает участие во многих морских экспедициях и международных проектах – в частности, в исследованиях затонувшего английского линейного крейсера «Худ», потопленного в проливе между Исландией и Гренландией в конце мая 1941 года. Экспедиции удалось поднять из морских глубин ценный артефакт – корабельный колокол крейсера. Кроме того, команда «Октопуса» сотрудничает с проектом Google Planet в сфере исследований подводной топографии.

Источник

Японский линкор «Мусаси» найден на дне моря Сибуян

Линкор “Мусаси”. Рис.: Tamiya

Американский миллиардер Пол Аллен недавно сообщил об обнаружении останков «Мусаси» – крупнейшего линкора Второй мировой войны, погибшего 24 октября 1944 года. Находка сделана на глубине около 1,5 км в море Сибуян вблизи Филиппин. Поиски велись с помощью глубоководных аппаратов, доставленных на место на личной яхте Аллена «Октопус».

Якорь линкора “Мусаси”, 2015 г.

Линкор «Мусаси» был флагманом Японского Императорского флота в годы Второй мировой войны. Он был заложен 29 марта 1938 года, спущен на воду 1 ноября 1940-го и вступил в строй в августе 1942-го. «Мусаси» и однотипный «Ямато» – самые большие и самые мощные корабли эпохи артиллерии и брони. Их полное водоизмещение – 72 810 т, мощность механизмов – 150 тыс. л.с., длина – 263 м, ширина 36,9 м, осадка – более 10 м. Толщина бортовой брони достигала 410 мм. Девять 460-мм орудий главного калибра стреляли 1330-кг снарядами на дальность 42 км.

Башни главного калибра линкора “Мусаси”, 1942 г.

До конца 1942 года линкор проходил испытания и обеспечивал боевую подготовку экипажа. 22 января 1943 года он прибыл на атолл Трук и стал новым флагманом Объединенного флота. В марте 1943 года «Мусаси» был торпедирован американской подводной лодкой «Танни» («Tunny») и ушел на ремонт в Куре. В июне он вместе с «Ямато» принимал участие в бою в Филиппинском море, но без каких-либо результатов.

На палубе «Мусаси» во время императорского смотра, 24 июня 1943 г. В переднем ряду в центре – император Хирохито

Первое серьезное сражение, в котором довелось участвовать «Мусаси», стало для него последним. В октябре 1944 года американцы начали десантную операцию на Филиппинах, что грозило окончательно отрезать Японию от основных источников сырья и нефти. Для противодействия десантным силам японцы бросили весь свой флот. Причем авианосцев и палубной авиации у Императорского флота уже не хватало, и главная роль в предстоящей операции отводилась крупным артиллерийским кораблям.

“Мусаси” за 2 дня до гибели. Бруней, 22 октября 1944 г.

«Мусаси» и «Ямато» входили в состав «1-го диверсионного соединения» вице-адмирала Куриты, которому надлежало нанести основной удар по десантным судам противника в заливе Лейте. Но утром 24 октября, когда соединение Куриты находилось в море Сибуян, его атаковали несколько волн американской палубной авиации. По случайному стечению обстоятельств главной целью массированных атак оказался «Мусаси»; однотипный «Ямато» пострадал незначительно.

«Мусаси» под бомбами американской авиации, 24 октября 1944 г. Справа на заднем плане виден также атакованный американцами японский эсминец

В ходе шести авианалетов, продолжавшихся более 9 часов, в «Мусаси» попало в общей сложности от 10 до 17 тяжелых бомб и от 11 до 20 авиационных торпед, не считая многочисленных близких разрывов. Хотя после 16:00 атаки закончились, затопление внутренних помещений линкора вышло из-под контроля. Попытка выброситься на берег не удалась — в 19:36 «Мусаси» перевернулся и затонул. Из 2399 человек, находившихся на его борту, погибло 1023. Всего в атаках на «Мусаси» участвовало около 260 самолетов.

Последний снимок «Мусаси», сделанный за считанные минуты до его гибели с одного из японских кораблей эскорта. На увеличенном фрагменте этой фотографии хорошо видно, что линкор имеет огромный дифферент на нос, но все еще сохраняет ход

Пол Гарднер Аллен, которому сейчас 62 года, – соучредитель корпорации Microsoft, которую он основал в 1975 году вместе со своим школьным приятелем Биллом Гейтсом. Согласно журналу Forbes, он занимает 51-е место в списке богатейших людей мира. Сам миллиардер называет себя филантропом, инвестором, предпринимателем, писателем и космическим первопроходцем. В частности, Аллен финансировал работы по созданию суборбитального ракетоплана SpaceShipOne, который совершил свой первый полет в 2004 году.

Пол Гарднер Аллен

Останки линкора “Мусаси” на дне, 2015 г.

Пол Аллен начал поиски линкора «Мусаси» восемь лет назад, поскольку с детства интересовался историей Второй мировой войны. Работы велись его частной экспедиционной группой на личной яхте миллиардера «Октопус» («Octopus»). Между прочим, эта мегаяхта длиной 126 м, построенная в Германии в 2003 году, в свое время произвела огромный эффект. Она оснащена восемью дизелями Mercedes общей мощностью 19 200 л.с., развивает максимальную скорость 20 узлов, может принять одновременно два вертолета, 19-метровый тендер и две сверхмалые субмарины (одна из них, с дистанционным управлением, специально предназначена для изучения дна океана). И в настоящее время «Октопус» является 15-й по величине суперъяхтой мира и остается самым большим частным экспедиционным судном.

Источник

Последний бой самурая. На линкор «Musashi» ополчилось небо

«Musashi» был вторым после «Ямато» линкором этого класса и последним военным кораблём построенным для Императорского флота. Его заложили на судоверфи Mitsubishi Heavy в Нагасаки в марте 1938 года и до августа 1942 года его строительство было окутано плотной завесой тайны, так и не раскрытой американцами.

Названный в честь древней японской провинции в Токийской метрополии могучий линкор был похож на огромный замок на плывущем острове. Он был создан для того, чтобы поражать всей своей бронированной мощью и огнём всех своих орудий, но так и не вступил в своей короткой истории в боевое столкновение с кораблями противника.

Последняя надежда Императора, способная одновременно вести бой с несколькими вражескими кораблями задумывалась как неприступная и непотопляемая крепость. С помощью этого линкора японцы хотели восстановить баланс сил с ВМС Соединенных Штатов. Но надеждам и планам не суждено было сбыться из-за агонии авианосного флота страны Восходящего солнца.

Линкор был оснащен девятью 460-миллиметровыми пушками, беспрецедентная огневая мощь для одного военного корабля. Его длина составляла 253 метра, вес 71 659 тонн. В походе он мог развивать скорость до 28 узлов. В помещениях и трюмах линкора размещалось 2399 моряков.

Во время реконструкции в 1944 году была изменена конфигурация вторичной противовоздушной батареи. Шесть 155-мм орудий были заменены на двадцать четыре 127-мм орудия и 130 25-мм зенитных орудий.

Единственный раз, когда линейный корабль применил зенитную артиллерию, за исключением своего последнего боя, были залпы против Трука, атолла Каролинских островов. А нашивкой за тяжёлое ранение стала заплата, закрывая пробоину от одной из шести выпущенных торпед, 29 марта 1944 года, американской подводной лодкой «USS Tunny». Диаметр дыры, образовавшейся от взрыва «сигары» рядом с носом, составлял 5 метров, что заставило корабль тихим ходом уйти на ремонт.

20 октября 1944 года пять линкоров, среди которых был «Musashi», и десять тяжелых крейсеров вышли из Брунея в направлении Филиппин. Четыре дня спустя, в Сибуянском море, внутри группы островов Филиппинского архипелага (Масбате, Лусон, Мариндуке, Таблас и Панай), флот вице-адмирала Такео Куриты был обнаружен тремя разведчиками Consolidated «B-24 Liberator». Мощный воздушный кулак обрушился на корабли. Авианосцы «USS Intrepid», «USS Essex», «USS Franklin», «USS Enterprise» отправили свои летающие стаи.

Источник

«Мусаси» наш!

Один из самых богатых людей в мире на самой большой частной яхте в мире обнаружил один из двух самых больших погибших военных кораблей в мире. Это вам не письками меряться.

Понимая, что рано или поздно им предстоит воевать с американцами за контроль над Тихим океаном, японцы развивали свой флот очень серьезно. Апогеем этого стало создание линейных кораблей, равных которым не было ни у одной страны в мире — «Ямато», «Мусаси» и «Синано» (последний в качестве линкора не завершен, еще на стапеле подвергся переделке в авианосец). Это были самые большие, самые мощные по вооружению и защите линейные корабли в мире. Их создание было окутано грифом совершенной секретности, они должны были стать сюрпризом для американского флота. Все американские линкоры уступали им по вооружению и защите, т.к. их размеры были ограничены габаритами Панамского канала. У японцев же подобных проблем не было.

Полное водоизмещение: 72800 тонн.
Длина: 263 метра.
Ширина: 38,9 метров.
Осадка: 11 метров.

Броневая защита корпуса: до 410 мм.
Броневая защита башен ГК: до 650 мм.

Двигатели: 4 паровые турбины мощностью 150000 л.с.
Максимальная скорость: 27 узлов.

Главное вооружение: девять 460-мм орудий в трех трехорудийных башнях (самые большие орудия, когда-либо устанавливаемые на кораблях).
Дальность стрельбы: до 42 км.
Вес снаряда: 1332 кг.

Дополнительное вооружение: 4 х 3 155-мм орудий.

Зенитное вооружение: 6 х 2 127-мм орудий, 8 х 3 — 25-мм орудий, 2 х 2 — 13,2-мм пулеметов.

Авиагруппа: 7 гидросамолетов-корректировщиков, 2 катапульты.

Строительство корабля было начато в 1938 году, завершено в 1942.

Почти до самого конца войны японцы берегли свои сверхлинкоры, они хоть и участвовали в походах, но никогда не сталкивались с американским флотом. Японцы ожидали генерального сражения, в ходе которого линкоры типа «Ямато» должны были оказать решающее значение на победу Японии. Но такого сражения (линкоры vs. линкоры) так и не произошло. Тяжелые артиллерийские корабли уходили в прошлое. Теперь все решала палубная авиация.

В октябре 1944 линкоры наконец были брошены в бой. Американцы начали высадку на Филлипинах, японский флот попытался им помешать. Все это вылилось в грандиозную битву в заливе Лейте, в которой японцы потерпели сокрушительное поражение.

Утром 24 октября, когда соединение адмирала Куриты, в которое входил и «Мусаси», находилось в море Сибуян, оно подверглось яростным атакам американской палубной авиации. Американцы сосредоточили свои удары в основном на «Мусаси». Атаки продолжались весь день, всего в них участвовало до 260 самолетов. Корабль получил попадания до 17 тяжелых авиабомб и до 20 торпед. Был тяжело ранен командир линкора контр-адмирал Иногути, корабль принял большое количество воды. Хотя после 16 часов атаки прекратились, затопление корабля уже вышло из под контроля. Адмирал Курита, видя тяжелое положение линкора, приказал ему выброситься на мель, но выполнить этот приказ не удалось. В 19:36 «Мусаси» перевернулся вверх килем и затонул. Иногути предпочел погибнуть вместе со своим кораблем и заперся в каюте. Всего из экипажа 2399 человек погибло 1023. Американцы потеряли 18 самолетов из 260, участвовавших в атаках. Не такая уж высокая цена за потопление мощнейшего военного корабля в мире.

«Мусаси» под ударами американских самолетов.

За момент до гибели. Виден дифферент на нос. Вся носовая часть корабля уже затоплена.

Так закончился боевой путь самого величественного военного корабля в истории. Сражения, для которого он создавался, так и не произошло. А потоплен он был принципиально новым видом оружия — морской авиацией. Эпоха линкоров подошла к концу.

Родной брат «Мусаси» — «Ямато» — так же пострадал в этом сражении, но не серьезно. Его час наступил в апреле 1945, когда практически по тому же сценарию его потопила американская палубная авиация во время его похода к Окинаве.

Перестроенный в авианосец «Синано» пошел ко дну от атаки американской подводной лодки в своем первом же выходе в море, на испытания, у берегов Японии. Он даже не успел повоевать.

И вот, 4 марта 2015 года, владелец самой большой яхты, а по совместительству частного исследовательского судна «Октопус» Пол Аллен (51-е место в списке самых богатых людей мира, один из соучредителей Microsoft, завидуйте, офисные рабы) объявил, что обнаружил «Мусаси» в море Сибуян на глубине полтора километра. Его яхта «Октопус» несет две сверхмалые подлодки, с помощью которых и удалось обнаружить и снять покоящийся на дне суперлинкор.

На носу японских кораблей находилась «императорская хризантема». Она была только на кораблях высокого ранга (линкоры, авианосцы, etc.).

Фоток пока всего пару штук. Ждем общего вида корабля, 3-D модели или схемы. Не так давно «Ямато» был найден и обследован. Снимки показали, что во время гибели корабль был фактически разорван мощнейшим взрывом боезапаса и сейчас больше похож на гигантское месиво из железа, лежащее на дне. Возможно, «Мусаси» сохранился лучше. Верим, надеемся, ждем.

«Ямато» на дне.

За наводку на новость спасибо kaiser_w

Я дико прусь по погибшим кораблям, например. Особенно по неизученным и лежащим на невьебенной глубине. Это как застывшая история, которую хочется изучать, но не хочется тревожить (что-либо снимать и поднимать с них).

Еще о погибших кораблях у меня в бложике:
Пролив Железное дно

Подписывайтесь на блог в соцсеточках, там я иногда публикую то, что не попадает сюда.
— Твиттер
— Телега
— Ютуб
— Инста

Источник

Оцените статью