Листвянка слюдянка расстояние по воде

Содержание
  1. Маршрут по Байкалу
  2. Когда ехать на Байкал
  3. Маршруты по Байкалу
  4. Маршрут по Байкалу №1, самый большой и подробный. Иркутск — Листвянка / Слюдянка — Ольхон
  5. Вариант 2. Иркутск — Слюдянка — Кругобайкальская ЖД — Листвянка (ББТ, бухта Песчаная) — Ольхон или Иркутск — Слюдянка — Аршан
  6. Маршрут по Байкалу №3. Иркутск — Большое Голоустное — Ольхон
  7. Маршрут по Байкалу №4. Иркутск — Малое море — Ольхон
  8. Маршрут по Байкалу №5. Восточное побережье Байкала из Улан-Удэ
  9. Маршрут по Байкалу №6. Северное побережье Байкала из Братска
  10. Круиз по Байкалу
  11. Путешествие от Листвянки до Слюдянки по КБЖД
  12. Топ-7 несложных маршрутов вблизи Байкала от горячей путешественницы
  13. Исторический Иркутск: Знаменское предместье (Часть II)
  14. Утёс «Шаманский»
  15. Трёхдневный круиз по проливу Малое Море на Байкале
  16. Исторический Иркутск: от Похабова до Колчака (Часть III)
  17. Водная экскурсия «Иркутск — КБЖД — Иркутск»
  18. Путешествие от Листвянки до Слюдянки по КБЖД
  19. Топ-7 несложных маршрутов вблизи Байкала от горячей путешественницы
  20. Исторический Иркутск: Знаменское предместье (Часть II)
  21. Утёс «Шаманский»
  22. Трёхдневный круиз по проливу Малое Море на Байкале
  23. Исторический Иркутск: от Похабова до Колчака (Часть III)
  24. Водная экскурсия «Иркутск — КБЖД — Иркутск»

Маршрут по Байкалу

В этой статье я предлагаю вам готовые маршруты для самостоятельного путешествия по Байкалу. Я составила маршруты разной продолжительности от 3 дней до недели. Чаще всего наше путешествие будет начинаться в Иркутске, но обязательно рассмотрим и вариант путешествия по восточному берегу Байкала, соответственно, из Улан-Удэ, и путешествия на север — из Братска. Маршруты не привязаны к сезонам (за некоторым исключением), их можно менять, удлинять за счет других частей, в общем, обходиться по своему усмотрению и своим предпочтениям.

Читайте также:  Ремонт iphone залит водой

Байкал — это путешествие с треккинговыми маршрутами, головокружительными природными красотами (горы, реки и, конечно, само озеро-море), но есть здесь и возможность отдохнуть на целебных источниках. Ну а теперь — обо всем по порядку.

Когда ехать на Байкал

Байкал — место, которое подходит для отдыха в любое время года. И хотя здесь существует четкое деление по сезонам (и байкальские сезоны — это не три календарных месяца, а всего один!), но это деление лишь указывает на самое идеальное время для посещения.

Зимний сезон, когда Байкал промерзает и можно кататься по нему и на хивусах, и на джипах, — это середина февраля — середина марта. Это не значит, что планировать Новый год на Байкале — из разряда невыполнимых миссий, просто вы будете ограничены погодными условиями, только и всего. А природа и красота озера — останется в вашей памяти навсегда.

Весна на Байкале — это май. Именно в этом месяце можно увидеть цветение багульника.

Итак, летний сезон на Байкале начинается 15 июля. И это значит, что погода устанавливается теплая, а вода в некоторых местах прогревается достаточно для пляжного отдыха. Заканчивается лето на Байкале в середине августа. Опять же, если вам не принципиальны водные процедуры — езжайте и в конце, получите море эмоций.

Осенний сезон (идеальная байкальская осень) — это тоже 1 месяц, сентябрь.

На Байкале существует несколько способов перемещения:

  • на автобусе,
  • паромная переправа (зимой — ледовая переправа),
  • на водном транспорте (теплоход, катер и т.д.),
  • на хивусе по льду.

Это нужно учитывать при планировании путешествия: от выбора транспорта стоимость вашего путешествия может меняться как в большую, так и в меньшую сторону. Так, день переездов на хивусе (экскурсия) может обойтись по цене от 5000 рублей за 1 человека.

Маршруты по Байкалу

Начнем с западного и южного берегов Байкала: они легко разделяются на разные путешествия и объединяются в одно, все зависит от того, что вы хотите.

Маршрут по Байкалу №1, самый большой и подробный. Иркутск — Листвянка / Слюдянка — Ольхон

Листвянка — ворота на Байкал и очень интересное место. О достопримечательностях и возможностях отдыха здесь я рассказывала в отдельной статье.

Точек входа у этого маршрута несколько. Начинается он из Иркутска. Мы едем в Листвянку / Слюдянку, осмотриваем там все, что нам интересно, переезжаем в Слюдянку / Листвянку, осматриваемся там. Далее — можно вернуться в Иркуск, а можно продолжить и поехать на Ольхон. Так маршрут получится более глобальным и охватывающим все самое интересное.

Вариант 1. Иркутск — Тальцы — Листвянка (ББТ, бухта Песчаная) — Кругобайкальская ЖД — Слюдянка — Иркутск.

Из Иркутска ходят ежедневные автобусные маршруты в Листвянку через Тальцы (очень рекомендую заехать в этот музей деревянного зодчества).

В Листвянке стоит обосноваться на 1-3 ночи (зависит от ваших предпочтений). Здесь можно походить по музеям, подняться на обзорную площадку Камня Черского, совершить треккинговую однодневную прогулку по Большой Байкальской тропе. Все подробности о достопримечательностях Листвянки рассказываю по ссылке выше.

Еще один день можно выделить на бухту Песчаную. Добраться сюда можно

  • летом — на теплоходиках (можно напрямую из Иркутска, можно из Листвянки), можно на катере из Большого Голоустного,
  • пешком из Большого Голоустного,
  • зимой — на хивусе,
  • а также с экскурсией из Листвянки.

Танцующие или Ходульные деревья в бухте Песчаной (вода и ветер вымыли из-под их корней песок, зрелище, конечно, эпическое!

Один нюанс: даже при условии, что это самое теплое место на Байкале (а в бухте никогда не случается отрицательных температур), купаться тут все равно не получится: воду будет холодной. На Байкале есть другие места для купания, о них ниже.

В бухте, если есть такое желание, можно задержаться: здесь расположена турбаза. Единственная. Называется, как и место, — «Бухта Песчаная». Чем заняться в бухте Песчаной? Здесь очень много треккинговых маршрутов, так что любителям прогулок тут настоящее раздолье, впрочем, как и везде на западном побережье.

Если на этом хотите завершить маршрут — можно добраться до Большого Голоустного, а оттуда — на автобусе в Иркутск. Или же вернуться в Листвянку и оттуда — в Иркутск на автобусе или теплоходе. Или же прямым теплоходным рейсом из бухты Песчаной в Иркутск.

Если же в наших планах Слюдянка, то возвращаемся в Листвянку и плывем на пароме в Порт Байкал. Отсюда начинается маршрут Кругобайкальской железной дороги. Можно купить билет от Порта Байкал до Слюдянки (а можно купить билет с паромом из Листвянки).

В Слюдянке можно задержаться (подробнее о ее достопримечательностях — здесь), а можно купить билет по КБЖ с возвращением в Иркутск, завершив таким образом поездку.

Вариант 2. Иркутск — Слюдянка — Кругобайкальская ЖД — Листвянка (ББТ, бухта Песчаная) — Ольхон или Иркутск — Слюдянка — Аршан

Этот вариант маршрута начинается путешествия по КБЖД: из Иркутска едем на поезде в Слюдянку, там пересаживаемся и едем по Кругобайкальской железной дороге до Порта Байкал.

Переплываем на пароме в Листвянку, задерживаемся там на 1-3 ночи (подробно описала, что делать, выше), и дальше едем на Ольхон.

Программа на Ольхоне может быть очень разнообразной (о достопримечательностях острова читаем здесь), а можно съездить на остров «одним днем» — с экскурсией.

Из Ольхона возвращаемся автобусом в Иркутск.

Вариант этого маршрута, развернутый в сторону достопримечательностей южного побережья Байкала:

Из Иркутска едем в Слюдянку, изучаем достопримечательности этого поселка и его окрестностей. Затем едем в Аршан:

  • отдыхаем на источниках,
  • посещаем дацан
  • поднимаемся на Пик Любви (треккинговый маршрут на весь день),
  • ходим к водопадам Кынгарга

Отсюда можно вернуться в Иркутск на автобусе, либо — вернуться в Слюдянку, проехаться по КБЖД, переправиться на пароме в Листвянку и оттуда уже возвращаться в Иркутск.

Зимой на южном побережье очень популярен горнолыжный курорт в Байкальске (но горе Соболиной).

Маршрут по Байкалу №3. Иркутск — Большое Голоустное — Ольхон

Мне кажется, это больше зимний маршрут. Большое Голоустное — популярный аттракцион зимой: пузыри подо льдом в месте впадения реки Голоустной в Байкал привлекают сюда очень много инста-туристов. Доехать до поселко очень просто: сюда ходит всесезонный автобус из Иркутска. Время в пути — 3 часа, цена билета в 2021 году 300 рублей (+ 75 за багаж).

За красивыми фотками с пузырями нужно ехать в феврале, желательно не в выходные (слишком много людей, могут попортить лед коньками).

Дальше два варианта:

  • возвращаемся в Иркутск и едем оттуда на Ольхон (неочевидно, но это самый дешевый вариант, хоть и придется возвращаться назад,
  • ищем возможности проехать до Ольхона на хивусе (цена на 1 человека — от 5000 рублей).

На Ольхоне зимой — такой же простор в выборе экскурсий, как и летом, только добавляется зимняя экзотика:

  • поесть уху прямо с костра, разложенного на льду Байкала,
  • прокатиться на хивусе,
  • ну и мороз, конечно, и потрясающие зимние фото.

Маршрут по Байкалу №4. Иркутск — Малое море — Ольхон

Если вы уже были в Листвянке и Слюдянке, ходили в Большие Коты по ББТ, поднимались на Пик Черского, тогда вам прямая дорога на Малое море и Ольхон, минуем южную и юго-западную часть Байкала, едем на северо-запад!

Из Иркутска ходят регулярные автобусные маршруты в поселок СахюртА (с ударением на последний слог), цена билета в 2021 году — 500 рублей. В поселке на Малом море (так называется залив Байкала, который отделяет остров Ольхон от материка) вас ждет пляжный отдых на Байкале, а также очень много треккинговых маршрутов, так что здесь можно задержаться на несколько дней.

Здесь же — паромная переправа на Ольхон. Он работает и летом (по воде), и зимой (по льду), так что это всесезонный маршрут.

Программу на Ольхоне составляем согласно свои предпочтениям, экскурсии можно бронировать заранее здесь.

Маршрут по Байкалу №5. Восточное побережье Байкала из Улан-Удэ

Восточное побережье Байкала — это, прежде всего:

  • Ушканьи острова,
  • Иволгинский дацан,
  • Баргузинская долина,
  • Чувыркуйский залив,
  • Святой нос,
  • Горячинск,
  • Гремячинск.

Отдельный пункт программы — столица Бурятии Улан-Удэ. Город небольшой, но его никак не забудем, так как именно сюда летим на самолете, это самая удобная точка входа на восточное побережье.

Маршрут по Байкалу №6. Северное побережье Байкала из Братска

Это тоже, скорее, зимний вариант поездки на озеро: отдых на источниках в окружении снега и льда — очень романтично и комфортно. Впрочем, и летом — вполне есть чем заняться.

Итак, едем из Братска на поезде до Северобайкальска (там смотрим музей БАМа, озеро Фролиха). И едем в термы Гоуджекит (всего в 25 километрах от Северобайкальска). Здесь отдыхаем столько, сколько душе угодно и возращаемся тем же маршрутом. Или (если нам удобно) летим домой из Нижнеангарска. Или зимой совершаем расточительное, но прекрасное путешествие по байкальскому льду на хивусе.

Круиз по Байкалу

Есть еще отличный вариант путешествия по Байкалу — это круиз. Чем он хорош? Вы получаете возможности организованного тура + ночевки в вашей каюте ( с тем уровнем комфорта, который входит в стоимость). Не секрет, что на Байкале мало достойных отелей с приличным уровнем сервиса. Также в круизе предусмотрен трансфер из Иркутска в Листвянку и обратно, при этом в программу включена экскурсию в Тальцы! По программе круизы вы посетите:

  • скалу Шаманка
  • Чивыркуйский залив
  • Ушканьи острова
  • Хакусы
  • Ольхон
  • бухту Песчаную
  • бухту Академическую,
  • бухту Бабушка

Источник

Путешествие от Листвянки до Слюдянки по КБЖД

Информация взята из аудиогида, подготовленного Братской Центральной городской библиотекой им. И. Черемных. Аудиогид вы можете послушать по ссылке . В аудиоверсии предложено литературное путешествие по знаковым местам Кругобайкалки — отрывки из произведений разных авторов читают профессиональные актеры.

Пролог к путешествию

Название «Кругобайкальская железная дорога» (или Кругобайкалка, как ласково называют её в народе) относится ко всей линии, огибающей южную оконечность озера от станции Байкал до станции Мысовая. Говоря сегодня о Кругобайкалке, мы имеем в виду ее западную часть, выведенную из транзитного движения, от истока реки Ангара до Слюдянки длиной чуть меньше ста километров.

Сто лет назад эта часть берега Байкала была кардинально преобразована строителями-железнодорожниками, при этом сложный архитектурно-технический комплекс безукоризненно вписан в естественный рельеф, став органичным рукотворным дополнением уникального природного уголка.

Кругобайкалка впитала мощную энергию изыскателей, проектировщиков, строителей, которые в начале XX столетия восхищались и надрывались, радовались и горевали, оставили частицы своих помыслов, эмоций, а также тех, кто ее эксплуатировал и охранял.

Эти удивительные места всегда привлекали иркутских писателей и поэтов, историков и краеведов. Они здесь жили и творили, воспевали и защищали великое озеро, в своих произведениях создавали яркую, живую картину событий, психологический облик героев. Известные исторические личности оставили для потомков свои воспоминания о Байкале.

Камень Черского. Листвянка

Иван Дементьевич Черский (1845-1892) после участия в Национально-освободительном восстании 1863 года был отправлен в ссылку. Он стал известным исследователем Сибири, географом, геологом и геоморфологом. В 1877 году Черскому, жившему и работавшему в Иркутске, поручили геологические работы на Байкале и окружающих его горах. За четыре годы работы ученый выполнил детальное геологическое и геоморфологическое описание Байкала и составил геологическую карту. В результате этой работы он был удостоен золотой медали Географического общества.

В честь этого ученого даны названия многим топонимам Сибири: горные хребты и системы Черского в Забайкалье и Северо-Восточной Сибири; вулкан Черского в Тункинской котловине; пик Черского в Комаринском хребте Хамар-Дабана; гора Черского — вершина Байкальского хребта; ледник Черского — ледник в горной системе Черского, берега Черского на Байкале и реке Иртыш; долина Черского между Восточный Саяном и Енисейским кряжем и камень Черского в Листвянке, на котором мы сейчас находимся. Отсюда открывается прекрасный вид на исток Ангары и порт Байкал.

Исток Ангары

Мы начинаем наше путешествие у истока Ангары, единственной реки, берущей начало из озера Байкал.

18 июля 1656 года в Даурию, вместе с отрядом воеводы А.Ф. Пашкова отправился из Енисейска протопоп Аввакум, крупнейший деятель раннего старообрядчества, расколоучитель. Он был сослан в Сибирь вместе с семьей за активное сопротивление реформам патриарха Никона. По прибытии отряда Пашкова 1 октября 1656 года в Братский острог Аввакум был заключен в холодную башню, где сидел до 15 ноября. В мае 1657 г. отряд двинулся дальше, через Байкал, по Селенге и Хилку до озера Иргень, а оттуда волоком до реки Ингоды, затем по Ингоде и Шилке, достигнув в начале июля 1658 года устья реки Нерчи.

Про то, как Ангара убежала от отца-Байкала существует бурятская сказка. Советуем почитать!

Поселок Листвянка

2 июня 1890 года, продолжая свой путь к далекому Сахалину, Антон Павлович Чехов прибыл к берегу Байкала; к большой бухте, из коей, как из переполненной каменной чаши, широкой и сильной струей текла Ангара. С переправой вышла задержка и, дожидаясь попутного парохода, он прожил двое суток в Листвянке.

Раньше тут, по крутым берегам так обильно росла лиственница, что и поселок назвали Листвянкой, и бухта стала Лиственничной, и мыс – тоже Лиственничным.

Селение возникло еще в 17-м веке и сделалось со временем важным перевалочным пунктом на торговом пути между Россией и Китаем. Здесь селились первые байкальские судостроители и мореходы. Исстари служилые люди и купцы добирались до Байкала по Ангаре на дощаниках, а затем от Листвянки на парусниках переправлялись на восточный берег. И не случайно в ту давнюю пору близ истока Ангары была поставлена Никольская часовня – в честь Николая Чудотворца, считавшегося покровителем моряков, купцов, рыбаков. Только помолившись в часовне, решались путешественники на опасное плавание через озеро-море.

Порт Байкал

До ввода в эксплуатацию Кругобайкальской железной дороги паром-ледокол «Байкал» и ледокол «Ангара» ежедневно совершали по два рейса между пристанями Байкал и Мысовая. Ледокол «Байкал» в разобранном виде гужом притащили в Лиственничное, где и происходила окончательная сборка и доводка корабля. Зрелище было грандиозное: ежедневно более 400 человек выходило на работу.

Для ледоколов соорудили специальные причалы на станции Байкал, конечной станции Иркутско-Байкальской ветви, и на восточном берегу у станции Мысовая, начальной станции Забайкальской железной дороги. Каждая гавань представляла собой достаточно сложное инженерное сооружение – каменную дамбу, выдвинутую в Байкал до глубины 3,5 сажени, необходимой для причаливания парома-ледокола. Собственно пристань состояла из двух молов – длинного и короткого, раздвоенного наподобие вилки, в которую паром входил для приемки или сдачи вагонов.

Про Порт Байкал зимой мы публиковали материал путешественницы Наталии Розовой. Советуем почитать.

Станция Байкал

Сегодня станция Байкал — это туристические ворота на Кругобайкалку со стороны Листвянки. Здесь сохранился почти весь станционный комплекс: пассажирское здание, жилые и служебные дома, высоко на мысу — маяк. Пассажирское здание 3 класса станции Байкал выполнено в 1904-1905 годах по индивидуальному проекту. Здание было демонтировано, и к 100-летию Заповедной дороги восстановлено с искажением исторического облика. В 2005 году здесь разместили, кроме станционной службы, первый музей истории КБЖД, а в мансарде — гостиницу.

Дача Распутина

Дача располагалась в Порту Байкал.

Совершая литературное путешествие по Байкалу, нельзя не вспомнить замечательного писателя Валентина Григорьевича Распутина. Именно здесь, то во флигельке, то в основном доме. Валентин Григорьевич пишет свои великие повести «Прощание с Матерой», «Живи и помни», рассказы «Наташа», «Что передать вороне?».

Падь Чайка

Находится у основной пристани Порта Байкал

В этом месте любили отдыхать и работать писатели и художники. Все, кто поселился в порту Байкал, встречались и плотно общалась друг с другом и в Иркутске, и здесь, у Байкала. Художники рисовали натюрморты, пейзажи и портреты, создавали скульптуры, устраивали вернисажи. Прозаики говорили о новых рукописях, писали рассказы и повести. Поэты сочиняли свои новые произведения, читали и посвящали друг другу стихи.

Остановочный пункт 80 км

Во время строительства первого пути на 80-м км находился разъезд. Позже, при укладке второй линии, здесь появляется здание блокпоста. Недалеко, в красивой долине реки Большой Баранчик (падь Лиственичная), расположился поселок. В 1950-1970-е годы блокпост был ликвидирован, постройки разобраны, сохранилось только полуказарма в долине.

Станция Уланово

Станция возникла в первый период освоения и имела стандартный набор необходимых построек для обслуживания поездов и пассажиров. Это единственная из станций, которую после превращения участка в тупиковый ликвидировали. Имеются многочисленные свидетели того времени: каменное водоподъемное здание с трубой, фундаменты утраченных построек и редкие вековые тополя — душистый и бальзамический.

Первоначальное название станции — Хвойная. Нынешнее название присвоено 1933 году в честь председателя Маритуйского совета комиссара Николая Уланова. В 1918 г. он пытался взорвать тоннель № 18-бис. При высадке с катера в поселке Маритуй был убит белыми, там же и похоронен. Известно, что вместе с отцом Уланов строил КБЖД.

Кстати, по КБЖД можно прокатиться всего за 163 рубля. Подробности по ссылке.

В наших соцсетях все самое интересное!

Топ-7 несложных маршрутов вблизи Байкала от горячей путешественницы

Любовь Гущина рассказала нашим читателям о походах по Иркутской области и Бурятии, которые под силу почти любому активному человеку.

Исторический Иркутск: Знаменское предместье (Часть II)

Перед вами вторая часть маршрута по Знаменскому предместью. Здесь о ремесленном училище, историческом заводе «Кедр» и уникальных храмах Иркутска.

Утёс «Шаманский»

«Шаманский утёс» или «33 богатыря», который находится на левом берегу Иркута возле села Шаманка, — это отличный вариант для однодневного похода по живописным местам, причём как для взрослых, так и для детей.

Трёхдневный круиз по проливу Малое Море на Байкале

Этот вариант круиза позволит увидеть большинство мест без посторонних людей, так как вы всегда будете на шаг впереди стандартных экскурсионных туров.

Исторический Иркутск: от Похабова до Колчака (Часть III)

Перед вами третья, завершающая часть маршрута “От Похабова до Колчака”. Сегодня гуляем по улицам Марата, Ленина и Канадзавы.

Водная экскурсия «Иркутск — КБЖД — Иркутск»

Экскурсионный маршрут «Иркутск — КБЖД — Иркутск» осуществляется Восточно-Сибирским речным пароходством. Он действует с 5 июня по 26 сентября в нечётные дни, а в июле и августе есть дополнительный рейс по четвергам. Кругобайкальская железная дорога — это уникальный памятник инженерного искусства, известный во всем мире. Она занимает одно из первых мест в мире по количеству тоннелей, […]

Путешествие от Листвянки до Слюдянки по КБЖД

Информация взята из аудиогида, подготовленного Братской Центральной городской библиотекой им. И. Черемных. Аудиогид вы можете послушать по ссылке . В аудиоверсии предложено литературное путешествие по знаковым местам Кругобайкалки — отрывки из произведений разных авторов читают профессиональные актеры.

Пролог к путешествию

Название «Кругобайкальская железная дорога» (или Кругобайкалка, как ласково называют её в народе) относится ко всей линии, огибающей южную оконечность озера от станции Байкал до станции Мысовая. Говоря сегодня о Кругобайкалке, мы имеем в виду ее западную часть, выведенную из транзитного движения, от истока реки Ангара до Слюдянки длиной чуть меньше ста километров.

Сто лет назад эта часть берега Байкала была кардинально преобразована строителями-железнодорожниками, при этом сложный архитектурно-технический комплекс безукоризненно вписан в естественный рельеф, став органичным рукотворным дополнением уникального природного уголка.

Кругобайкалка впитала мощную энергию изыскателей, проектировщиков, строителей, которые в начале XX столетия восхищались и надрывались, радовались и горевали, оставили частицы своих помыслов, эмоций, а также тех, кто ее эксплуатировал и охранял.

Эти удивительные места всегда привлекали иркутских писателей и поэтов, историков и краеведов. Они здесь жили и творили, воспевали и защищали великое озеро, в своих произведениях создавали яркую, живую картину событий, психологический облик героев. Известные исторические личности оставили для потомков свои воспоминания о Байкале.

Камень Черского. Листвянка

Иван Дементьевич Черский (1845-1892) после участия в Национально-освободительном восстании 1863 года был отправлен в ссылку. Он стал известным исследователем Сибири, географом, геологом и геоморфологом. В 1877 году Черскому, жившему и работавшему в Иркутске, поручили геологические работы на Байкале и окружающих его горах. За четыре годы работы ученый выполнил детальное геологическое и геоморфологическое описание Байкала и составил геологическую карту. В результате этой работы он был удостоен золотой медали Географического общества.

В честь этого ученого даны названия многим топонимам Сибири: горные хребты и системы Черского в Забайкалье и Северо-Восточной Сибири; вулкан Черского в Тункинской котловине; пик Черского в Комаринском хребте Хамар-Дабана; гора Черского — вершина Байкальского хребта; ледник Черского — ледник в горной системе Черского, берега Черского на Байкале и реке Иртыш; долина Черского между Восточный Саяном и Енисейским кряжем и камень Черского в Листвянке, на котором мы сейчас находимся. Отсюда открывается прекрасный вид на исток Ангары и порт Байкал.

Исток Ангары

Мы начинаем наше путешествие у истока Ангары, единственной реки, берущей начало из озера Байкал.

18 июля 1656 года в Даурию, вместе с отрядом воеводы А.Ф. Пашкова отправился из Енисейска протопоп Аввакум, крупнейший деятель раннего старообрядчества, расколоучитель. Он был сослан в Сибирь вместе с семьей за активное сопротивление реформам патриарха Никона. По прибытии отряда Пашкова 1 октября 1656 года в Братский острог Аввакум был заключен в холодную башню, где сидел до 15 ноября. В мае 1657 г. отряд двинулся дальше, через Байкал, по Селенге и Хилку до озера Иргень, а оттуда волоком до реки Ингоды, затем по Ингоде и Шилке, достигнув в начале июля 1658 года устья реки Нерчи.

Про то, как Ангара убежала от отца-Байкала существует бурятская сказка. Советуем почитать!

Поселок Листвянка

2 июня 1890 года, продолжая свой путь к далекому Сахалину, Антон Павлович Чехов прибыл к берегу Байкала; к большой бухте, из коей, как из переполненной каменной чаши, широкой и сильной струей текла Ангара. С переправой вышла задержка и, дожидаясь попутного парохода, он прожил двое суток в Листвянке.

Раньше тут, по крутым берегам так обильно росла лиственница, что и поселок назвали Листвянкой, и бухта стала Лиственничной, и мыс – тоже Лиственничным.

Селение возникло еще в 17-м веке и сделалось со временем важным перевалочным пунктом на торговом пути между Россией и Китаем. Здесь селились первые байкальские судостроители и мореходы. Исстари служилые люди и купцы добирались до Байкала по Ангаре на дощаниках, а затем от Листвянки на парусниках переправлялись на восточный берег. И не случайно в ту давнюю пору близ истока Ангары была поставлена Никольская часовня – в честь Николая Чудотворца, считавшегося покровителем моряков, купцов, рыбаков. Только помолившись в часовне, решались путешественники на опасное плавание через озеро-море.

Порт Байкал

До ввода в эксплуатацию Кругобайкальской железной дороги паром-ледокол «Байкал» и ледокол «Ангара» ежедневно совершали по два рейса между пристанями Байкал и Мысовая. Ледокол «Байкал» в разобранном виде гужом притащили в Лиственничное, где и происходила окончательная сборка и доводка корабля. Зрелище было грандиозное: ежедневно более 400 человек выходило на работу.

Для ледоколов соорудили специальные причалы на станции Байкал, конечной станции Иркутско-Байкальской ветви, и на восточном берегу у станции Мысовая, начальной станции Забайкальской железной дороги. Каждая гавань представляла собой достаточно сложное инженерное сооружение – каменную дамбу, выдвинутую в Байкал до глубины 3,5 сажени, необходимой для причаливания парома-ледокола. Собственно пристань состояла из двух молов – длинного и короткого, раздвоенного наподобие вилки, в которую паром входил для приемки или сдачи вагонов.

Про Порт Байкал зимой мы публиковали материал путешественницы Наталии Розовой. Советуем почитать.

Станция Байкал

Сегодня станция Байкал — это туристические ворота на Кругобайкалку со стороны Листвянки. Здесь сохранился почти весь станционный комплекс: пассажирское здание, жилые и служебные дома, высоко на мысу — маяк. Пассажирское здание 3 класса станции Байкал выполнено в 1904-1905 годах по индивидуальному проекту. Здание было демонтировано, и к 100-летию Заповедной дороги восстановлено с искажением исторического облика. В 2005 году здесь разместили, кроме станционной службы, первый музей истории КБЖД, а в мансарде — гостиницу.

Дача Распутина

Дача располагалась в Порту Байкал.

Совершая литературное путешествие по Байкалу, нельзя не вспомнить замечательного писателя Валентина Григорьевича Распутина. Именно здесь, то во флигельке, то в основном доме. Валентин Григорьевич пишет свои великие повести «Прощание с Матерой», «Живи и помни», рассказы «Наташа», «Что передать вороне?».

Падь Чайка

Находится у основной пристани Порта Байкал

В этом месте любили отдыхать и работать писатели и художники. Все, кто поселился в порту Байкал, встречались и плотно общалась друг с другом и в Иркутске, и здесь, у Байкала. Художники рисовали натюрморты, пейзажи и портреты, создавали скульптуры, устраивали вернисажи. Прозаики говорили о новых рукописях, писали рассказы и повести. Поэты сочиняли свои новые произведения, читали и посвящали друг другу стихи.

Остановочный пункт 80 км

Во время строительства первого пути на 80-м км находился разъезд. Позже, при укладке второй линии, здесь появляется здание блокпоста. Недалеко, в красивой долине реки Большой Баранчик (падь Лиственичная), расположился поселок. В 1950-1970-е годы блокпост был ликвидирован, постройки разобраны, сохранилось только полуказарма в долине.

Станция Уланово

Станция возникла в первый период освоения и имела стандартный набор необходимых построек для обслуживания поездов и пассажиров. Это единственная из станций, которую после превращения участка в тупиковый ликвидировали. Имеются многочисленные свидетели того времени: каменное водоподъемное здание с трубой, фундаменты утраченных построек и редкие вековые тополя — душистый и бальзамический.

Первоначальное название станции — Хвойная. Нынешнее название присвоено 1933 году в честь председателя Маритуйского совета комиссара Николая Уланова. В 1918 г. он пытался взорвать тоннель № 18-бис. При высадке с катера в поселке Маритуй был убит белыми, там же и похоронен. Известно, что вместе с отцом Уланов строил КБЖД.

Кстати, по КБЖД можно прокатиться всего за 163 рубля. Подробности по ссылке.

Вам может понравиться

Топ-7 несложных маршрутов вблизи Байкала от горячей путешественницы

Любовь Гущина рассказала нашим читателям о походах по Иркутской области и Бурятии, которые под силу почти любому активному человеку.

Исторический Иркутск: Знаменское предместье (Часть II)

Перед вами вторая часть маршрута по Знаменскому предместью. Здесь о ремесленном училище, историческом заводе «Кедр» и уникальных храмах Иркутска.

Утёс «Шаманский»

«Шаманский утёс» или «33 богатыря», который находится на левом берегу Иркута возле села Шаманка, — это отличный вариант для однодневного похода по живописным местам, причём как для взрослых, так и для детей.

Трёхдневный круиз по проливу Малое Море на Байкале

Этот вариант круиза позволит увидеть большинство мест без посторонних людей, так как вы всегда будете на шаг впереди стандартных экскурсионных туров.

Исторический Иркутск: от Похабова до Колчака (Часть III)

Перед вами третья, завершающая часть маршрута “От Похабова до Колчака”. Сегодня гуляем по улицам Марата, Ленина и Канадзавы.

Водная экскурсия «Иркутск — КБЖД — Иркутск»

Экскурсионный маршрут «Иркутск — КБЖД — Иркутск» осуществляется Восточно-Сибирским речным пароходством. Он действует с 5 июня по 26 сентября в нечётные дни, а в июле и августе есть дополнительный рейс по четвергам. Кругобайкальская железная дорога — это уникальный памятник инженерного искусства, известный во всем мире. Она занимает одно из первых мест в мире по количеству тоннелей, […]

Источник

Оцените статью