Луаз мог плавать по воде

В воде не тонут: ЛуАЗ и другие амфибии-вездеходы

Впервые плавающий автомобиль пытались создать в далеком 1907-м году, когда французский изобретатель Равалье решил сделать самоплавающий и самодвижущийся экипаж, являющийся деревянной ложкой на колесах. Его самодельный мотор выдавал 25 л.с., приводя в движение гребной винт и задние колеса, разгоняя машину-амфибию до 30 км/ч на земле и до 9 км/ч по воде. Успешно прошедшие на р. Рона испытания не дали толчка к развитию – дальше одного экземпляра дело не пошло. На протяжении века многие компании пытались создать проекты плавающих автомобилей. Доходило до того, что наряду с экспериментальными проектами на воду пытались спустить с серийные автомобили. Нельзя не отметить Ленд-Ровер, который был снабжен гребным винтом и специальными резиновыми подушками, надуваемые выхлопным газом, а также Фольксваген Гольф, имеющий сбоку на кузове тяжелые поплавки, который опускали на воду при помощи гидроцилиндров. Конечно, это экзотические модели, потому что найти универсальное решение и создать приемлемый автомобиль-амфибию действительно сложно.

Конечно, во все времена основным заказчиком подобной техники была армия. Поэтому больше всего заказов поступало в предвоенное и военное время. Именно так немецкая армия в 1939-м году получила сразу два автомобиля – Швиммваген (был создан по проекту «Жука») и SG 6 Ханса Триппеля. У обоих амфибий был полный привод, что способствовало благоприятному входу и выходу из воды. Индивидуальной особенностью автомобилей Триппеля вплоть до 1941-го года являлись боковые дверцы с открытым сверху кузовом. Наиболее многочисленной же стала серия «Швиммваген-166», которая к 1944-му году разрослась до 14.3 тысяч автомобилей. Корпус этой амфибии имел откидное ветровое стекло, а сам он был выполнен из стального листа толщиной 1 мм. Оппозитный двигатель с воздушным охлаждением находился сзади и помогал вращаться не только колесам, но и откидному трехлопастному гребному винту. Сегодня подобная конструкция стала стандартной для всех лодочных подвесных моторов. В штиль Швиммваген мог развить скорость в 10 км/ч, пользуясь передними колесами как водяными рулями.

Читайте также:  Сахком передача данных по воде многоквартирных домов

Американские производители также не отставали и в свое время представили тяжелые амфибии «JMC-Duck» и «Ford-GPA». Первый автомобиль базировался на агрегатах 3-осного армейского грузовика «Jimmy» и обладал понтонным корпусом из стального листа толщиной 2 мм, что стало причиной огромной массы в 6.5 тонн. Автомобиль был оборудован лебедкой, серьезной системой водоотлива с насосами и централизованной системой накачивания шин. «Утка» эксплуатировалась в американской армии вплоть до 70-х годов, после став прародительницей «Летающей утки», имевшей подводные крылья. Данный автомобиль с газовой турбиной, позаимствованной у вертолета «Bell» в 1969-м году развивал на воде около 60 км/ч.

Форд был значительно легче и его делали на агрегатах «Уиллиса». Несмотря на это, в нем могли ехать 5 человек или 250 кг груза (конечно, перевозилось намного больше). На воде амфибия достигала скорости в 9 км/ч на второй передаче, но из-за существенного расхода топливо плавать приходилось на третьей передаче, разгоняясь до 7 км/ч, экономив на 50% больше бензина. Пришло время вернуться в Россию. Некоторые наверняка слышали про автомобили НАМИ-011 (выпускался до 1953-го года, более известен как ГАЗ-011) и плавающих братьев ЛуАЗа и ГАЗ-69. Плавающий ГАЗ-69 выпускался также до 1953-го года под индексом ГАЗ-46 и был заметно больше в сравнении с Фордом-ГТА, имея при этом большую грузоподъемность.

Особенность той машины в колесах особенной конструкции, которые позволяли в целях увеличения проходимости передвигаться на приспущенных камерах без какого-либо риска проворачивания и попадания воды в шину. Также на щитке были тахометр и лампочка, говорящая о воде в трюме. ЛуАЗ-967 являлся модификацией грузовичка ЛуАЗ-969М. «Запорожский» двигатель с воздушным охлаждением выдавал 40 л.с., он имел отсасывающий вентилятор, а не нагнетающий, еще один масляный радиатор и второй шкив для лебедки. Водитель размещался очень необычно – по центру автомобиля, а пассажиры сидели справа и слева сзади. Пассажирские сиденья складывались в ниши, образуя тем самым плоскую грузовую платформу. Чтобы улучшить маскировочные свойства, рулевая колонка откидывалась, и водитель мог управлять автомобилем даже лежа! Гребной винт не был предусмотрен конструкцией, движение по воде осуществлялось с помощью шин с активными грунтозацепами. Скорость, как правило, не превышала 3 км/ч. В последнее время этот автомобиль распродается с армейских складов, даже сегодня его можно приобрести, найдя объявление. Следует отметить, что поставить эту технику в ГИБДД практически невозможно, хотя, попробовать можно. Говорят, что в регионах это сделать проще, чем в Москве.

Читайте также:  Какое количество теплоты получила вода от цилиндрика

Из тяжелых амфибий, сделанных на базе грузовиков, можно упомянуть про ЗИЛовские БАВ (ЗИЛ-485, который выпускался с 1952-го года) и авиатранспортабельный автомобиль ПЭУ-1, разработанный в 1968-м году для эвакуации космических аппаратов, упавших на воду. У автомобиля было три пары колес, специальный водометный двигатель. Более того, машина могла самостоятельно погрузить космический агрегат массой до 3-х тонн. Впоследствии ее заменил комплекс ЗИЛ-4906 «Синяя птица», состоящий из двух трехосных машин с кузовом из стеклопластика и роторно-винтовым двигателем.

Что же ожидает простых людей, далеких от войны и освоения космоса? Обычных любителей отдыха на природе? Именно таким вопросом заинтересовалась отрасль автомобилестроения уже достаточно давно. Еще в 1961-м году был создан совместный американо-немецкий проект под названием «Амфикар» — автомобиль-кабриолет с полностью герметичным кузовом. Двигатель машины располагался сзади, приводя в движение задние колеса и нейлоновые гребные винты, позволяя автомобилю развивать на воде скорость в 12 км/ч, расходуя за час такой езды не более 6-ти литров бензина. Передние колеса, одновременно с этим, работали в качестве водяных рулей. Подобных автомобилей было сделано около 4 тыс. штук, но в 1967-м году производство свернули.

Сегодня можно приобрести показанный на автосалоне в Женеве комплекс «Ринспид-Икс Дрим», состоящий из автомобиля и катера на воздушной подушке. Конечно, сразу задается вопрос, можно ли эту машину отнести к классу амфибий? Да и цена отпугнет, наверное, всех любителей охоты и рыбалки.

Стоит отметить, что воплощением мечты, по сути, могла стать отечественная «Нива». НА специальной плавающей модели ВАЗ-2122, которая более известна как «Проект Река», были использованы серийные агрегаты и узлы, которые размещались с сохранением «родной» компоновки в более просто кузове с водоизмещением, откидным тентом и стеклом. На плаву автомобиль с помощью вращения колес могла разогнаться до 4 км/ч и обладала хорошей маневренностью. Похожий УАЗ-3907 «Ягуар» представлял собой сочетание немного модифицированной рамы, двигателя, коробки передач и ходовой части УАЗа-469 с обновленным кузовом. Под кузовом располагались гребные винты. К сожалению, оба проекта остались в памяти только в виде опытных экземпляров – в армии не хватило средств, а в серийное производство их запускать не решились. Наверное, зря.

В последнее время начали появляться амфибии, сделанные на базе автомобилей с шинами низкого давления (их называют «Биг футы»), плавучесть которым обеспечивает именно шины огромных размеров. Подобные машины буквально не едут, а плывут по воде, также как по земле. На прошедших в Москве автосалонах можно было видеть подобные экземпляры – они предназначаются, в большей степени, для использования в отдаленных заснеженных и заболоченных районах, где для проходимости именно удельно низкое давление играет большую роль. Подводя некий итог, отметим, что конструкторская мысль, все-таки, не дремлет. В скором времени обещают запустить производство водоплавающих экипажей. К примеру, к запуску готов водоизмещающий кузов для вездехода «Кайман».

Источник

ЛуАЗ плавающий: технические характеристики, описание с фото, особенности эксплуатации и ремонта, отзывы владельцев

Луцкий автомобильный завод, знакомый многим как ЛуАЗ, 50 лет назад выпустил легендарный автомобиль. Это был транспортер переднего края: ЛуАЗ плавающий. Создан он был для нужд армии. Изначально планировалось этот автомобиль использовать только в военных целях, например для перевозки раненых или подвоза вооружения на поле боя. Но потом военный плавающий ЛуАЗ получил и другую жизнь, об этом и будет данная статья.

История создания

Во время Корейской войны, которая была в 1949—1953 гг., СССР официально не принимал участие в боевых действиях, но велась активная помощь финансовая, а также осуществлялось военное снабжение.

Больных и раненых перевозили на автомобилях ГАЗ-69, часто автомобиль застревал, тратилось много времени, чтобы его достать. Автомобиль был очень тяжелый. Тогда и пришла мысль о создании легкого автомобиля, пусть с малой грузоподъемностью, но с хорошей проходимостью. Также автомобиль должен был быть плавающим. Целый ряд задач был поставлен перед создателями автомобиля при его разработке.

Разработка автомобиля

На серийное производство автомобиль был поставлен в 1961 году. До этого времени была его долгая разработка. Ведь автомобиль должен был получиться в результате не только водоплавающим, малогабаритным, проходимым, но и у него должна была быть особенность — рулевая колонка, которая откидывается. И эта колонка, как и водительское кресло, должны были быть расположены по центру машины спереди. Именно такая конструкция могла позволить водителю в критической ситуации, например, если машина попала под обстрел, производить управление автомобилем в лежачем положении.

Под руководством Б.М. Фиттермана в НАМИ происходила разработка плавающего внедорожника.

Этапы проектирования

До того как ЛуАЗ был выпущен таким, каким его знали, прошло немало времени. Долгие этапы проектировки, разработки и тестирования автомобиля были за спинами его разработчиков. Над идеей трудилось много людей, и до того, как машины была запущена в серийное производство, было изменено много технических решений в создании автомобиля. Была не одна тестовая версия автомобиля.

Военные версии

Практически одновременно проектировались военная и гражданская версия автомобиля. И все версии отличались не только по названию. В каждой тестовой версии авто что-то дополнялось, изменялось, модифицировалось, автомобиль становился лучше по всем характеристикам, с каждой новой версией дорабатывались найденные недочеты автомобиля. История создания военной версии и гражданской также длинная и разнообразная. Сначала пойдет речь о военной версии.

«НАМИ-032Г»

Самая первая версия военного автомобиля имела название «НАМИ-032Г». Это был самый первый тестовый образец и выпущен он был в 1956-1957 гг. Но конструктивно это была еще не та машина, которая стала позже выпускаться на автозаводе. Материал стеклопластик служил основой кузова. В те времена Ирбитский завод занимался производством двигателей и на «НАМИ-032Г» был поставлен слабый двигатель. Мотор был двухтактный «МД-65», мощность двигателя 22 лошадиных силы. На испытаниях «НАМИ-032Г» потерпел ряд неудач. Когда автомобиль сбросили с парашютом, то кузов треснул, к тому же двигатель был слаб, и цели, поставленные перед автомобилем, невозможно было реализовать с такой малой мощностью. Поэтому было принято решение об изменении технических характеристик автомобиля, а также о том, что материал кузова должен быть совершенно другим. Данная версия предназначалась только для бездорожья, поэтому у автомобиля отсутствовал межосевой дифференциал.

«НАМИ-032М»

Это была вторая версия военного плавающего ЛуАЗа. Он имел похожие параметры с первой машиной и был настоящим армейским внедорожником. Лобовое стекло автомобиля откидывалось вперед. У автомобиля была наклоненная рулевая колонка. Кузов был с низкими бортами. Спереди автомобиля располагались фары. По бокам были закреплены металлические трапы для преодоления ям, рытвин и неглубоких канав, песчаных дюн и прочих неровностей, где может застрять автомобиль. На капоте имелась зафиксированная лебедка. Масса ТПК была 650 кг, грузоподъемность 500 кг. Длина авто была 3 метра 30 см. Мог развивать скорость до 60 км/ч, запаса топлива хватало на 250 км. Как видно по фото, ЛуАЗ плавающий имел суровый вид.

Но в 1959 году машина прошла ряд испытаний в Подмосковье, где было выявлено много недочетов и недоработок. И это привело к созданию третьего поколения автомобиля.

«НАМИ-032С»

Третья версия отличалась от предыдущей. Капот был выше, и рулевая колонка проходила над ним. Колеса стали больше, 15 дюймовые шины давали надежду, что автомобиль не будет застревать и буксовать, как было со второй серией. Но в этой серии снова были применены неудачные решения, и элементы кузова многие были сделаны из стеклопластика, это было провальное решение, и после испытаний также оказалось, что не только идея с кузовом провальная, но и идея о постановке мотоциклетного двигателя оказалось также неудачной.

В 1962 году «НАМИ» передало всю документацию Запорожскому автозаводу. И было построено еще 3 серии, которые имели название ЗАЗ-967. У этого ЗАЗа был еще мотоциклетный двигатель, и после многих доработок производство данного автомобиля на базе «НАМИ-032М» было передано на известный Луцкий автомобильный завод. И началось серийное производство автомобиля под названием ЛуАЗ-967.

ЛуАЗ-967

Характеристика и отзывы об эксплуатации плавающего ЛуАЗа-967 расскажут, каким же получился в результате военный внедорожник.

Обладатели данной машины любят ее за ее внедорожные качества и часто хвастаются, что «Луазик» даже не нуждается в блокировке дифференциала, хотя она у него и имеется. Подвеска автомобиля полностью независимая. Клиренс составлял 285 мм. Днище машины гладкое, что играет только положительную роль и прибавляет скорость транспортера на плаву. Автомобилю нет равных ни в грязи, ни в снегу, ни в воде.

Задумки были воплощены: водительское сидение при желании трансформируется и складывается, также складываются и два сидения по бокам от водительского, образуется одна прямая и ровная площадка, как на этом фото плавающего ЛуАЗа.

Сложенные сидения боковые выглядели таким образом, как изображено на фото.

Также в машине осталась возможность управления автомобилем в лежачем положении.

У автомобиля имеется лебедка. Грузоподъемность ее 150 кг, что на самом деле является не плюсом, а минусом. Ведь этой лебедкой автомобиль не может вытащить себя при застревании, а идея с лебедкой была таковой, что ей подтягивались раненые на поле боя люди к машине для дальнейшей транспортировки, если бы она была мощнее, то это был бы плюс, так как ею можно было вытягивать и другие машины и, собственно, непосредственно автомобиль, на котором она была установлена. Вес автомобиля составляет 930 кг. Максимальная скорость была 75 км/ч. Объем двигателя составлял 0,9 литра, мощность двигателя — 27 лошадиных сил. Скорость движения в воде равнялась 3 км/ч.

ЛуАЗ 967А

Еще одна усовершенствованная военная версия. От предыдущей версии отличается другим двигателем. Также были кузовные изменения у транспортера.

ЛуАЗ 967М

В 1975 году вышла новая модифицированная версия автомобиля, именно она была поставлена на серийное производство. Автомобиль получил двигатель МеМЗ-967А. Объем двигателя составлял 1.2 литра. Мощность двигателя — 37 лошадиных сил. Также была доработана трансмиссия автомобиля. Подвеска стала более усовершенствованной. Эту машину нельзя было назвать комфортной, но задачи, поставленные перед автомобилем, полностью выполнялись.

Гражданские версии

Выше уже упоминалось, что изначально автомобиль разрабатывался только для военных целей, но было принято решение, что такая машина будет нужна в сельском хозяйстве, а также там, где отсутствует дорожное покрытие. Первый тестируемый автомобиль гражданской версии носил название «Огонек», а второй назывался «Целина».

Эти две тестовые версии были прототипами известного многим плавающего ЛуАЗа-969.

Проектирование «НАМИ 049» было начато в 1958 году. Много задач и идей было поставлено перед автомобилем. Его планировали применять для получения удоя от коров, в пожаротушении, для погрузочных целей, как скорую помощь, в качестве компрессора для дорожных работ. Но эти идеи остались зафиксированы лишь на бумаге, в жизнь они не были воплощены.

У «Целины», в отличие от «Огонька», был грузовой отсек. По размеру он был довольно небольшим, но его наличие — это уже существенный плюс.

Кузов автомобиля имел металлическое основание. Также металлическими были дверные стойки, рамка у лобового стекла и крепление, к которому крепился задний борт. Все остальное было сделано из стеклопластика для уменьшения веса автомобиля. И вес автомобиля составил 750 кг. Двигатель был установлен с мощностью 22 лошадиных силы. Развивал автомобиль скорость до 80 км/ч. Двигатель считался экономичным, и расход на 100 км составлял от 6.5 до 7 литров. Грузоподъемность автомобиля была 300 кг. Это то, что касается двигателя тестового «НАМИ 049», а у «НАМИ 049А» объем двигателя после доработок стал больше и мощность его составила 26 лошадиных сил при крутящем моменте в 4000 тысячи оборотов в одну минуту.

Привод автомобиля был передний, задний привод подключался при желании. Также в автомобиле была еще и блокировка дифференциала. Для условий бездорожья была предусмотрена дополнительная пониженная передача.

Клиренс автомобиля составил 300 мм. Благодаря такому дорожному просвету и своим внедорожным характеристикам автомобиль показал хорошую проходимость.

У «НАМИ 049» двигатель был расположен впереди.

Подвеска автомобиля была независимая. Амортизаторы — телескопические.

  • Длина автомобиля составила 3600 мм
  • Ширина — 1540 мм
  • Высота автомобиля- 1700 мм
  • Масса — 750 кг
  • Грузоподъемность — 300 кг
  • Двигатель — бензиновый

После всех тестовых версий и разработок Луцкий автомобильный завод выпускает уже многим известный автомобиль, который, как и все предыдущие версии, выходит не в одной модификации, но уже имеет другое название.

ЛуАЗ 969

В эксплуатации данный автомобиль прост. До 1975 года на ЛуАЗ 969 ставили тот же двигатель, что был у тестовой версии- «НАМИ 049А». Пассажирский салон сильно смещен к передней оси, что давало ее загруженность при переднем приводе и хорошее сцепление колес с дорогой. ЛуАЗ 969, плавающие способности были у военной версии после всех доработок утратил. Блокировка дифференциала заднего моста была сохранена.

Характеристика ЛуАЗ 969 была такая же, как у тестовой версии «НАМИ 049А».

Название у автомобиля было «Волынь», и с конвейера в Луцке первый автомобиль сошел в 1969 году. Автомобиль, как и все прошлые, постоянно дорабатывался. Самая первая «Волынь» имела большой уровень шума из-за двигателя.

ЛуАЗ 969 имел 3 модификации:

ЛуАз 969В имел отличие в том, что в автомобиле был убран задний привод, и автомобиль стал первым переднеприводным автомобилем, который выпускался в СССР.

У ЛуАЗа 969А был брезентовый верх кузова, при желании его можно было снять. Зданий борт был откидным. Грузоподъемность автомобиля была увеличена и составила 400 кг.

ЛуАЗ 969М стал уже совершенно другим по уровню комфорта. Характеристика ЛуАЗа 969 отличается от последней модифицированной версии автомобиля. Сидения в автомобиле уже были установлены так же, как их устанавливали в автомобиле «Жигули». Был установлен новый мощный двигатель МеМЗ-969А, его мощность составила 40 лошадиных сил. Гидравлический усилитель тормозов. Также произошли изменения во внешнем виде автомобиля.

ЛуАЗ 969 в ремонте достаточно прост, запчасти стоят недорого. Знатоки таких машин чаще предпочитают военный 967 ЛуАЗ из-за его возможности плавания, но у одной и у другой версии этого авто найдутся свои ценители.

Источник

Оцените статью