Малиновая вода тургенев идея произведения

«Малиновая вода» — краткое содержание и пересказ рассказа И. С. Тургенева

Здесь даны основные сведения о рассказе И. С. Тургенева «Малиновая вода», представлено его краткое содержание для читательского дневника и пересказ. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этого рассказа.

Краткие сведения о произведении

Рассказ «Малиновая вода» Ивана Сергеевича Тургенева вошёл в сборник «Записки охотника», опубликованный в 1852 году .

Главные герои рассказа

  • Савельев Михайло по прозвищу Туман — человек лет 70. Раньше он был дворецким у графа, затем был им отпущен на волю из крепостной зависимости.
  • Стёпушка — робкий старый человек, не имеющий родных и не получающий пособий.
  • Влас — бедный мужик лет 50, который не в состоянии платить барину оброк.

Другие персонажи

  • Рассказчик — помещик, увлекающийся охотой.
  • Граф Пётр Ильич — богатый вельможа старого века, у которого служил дворецким Туман. Любитель развлечений, фейерверков, банкетов.
  • Граф Валериан Петрович — сын Петра Ильича, очень строг с крестьянами.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Жарким летним днём охотник пришёл напиться к ключу «Малиновая вода». Там он встретил двух рыбачивших стариков: бедняка Стёпушку и Михайла Савельева по прозвищу Туман, ранее служившего дворецким у графа.

Читайте также:  Как сеть может вытянуть воду

К источнику пришёл напиться Влас, мужик лет 50. Он ходил в Москву просить барина, чтобы он посадил его на барщину или сбавил оброк, так как сын, который работал в Москве извозчиком и платил за него оброк, умер. Барин прогнал его, сказав, чтобы не ходил к нему с таким делом, а донёс о нём приказчику.

Влас к приказчику не пойдёт, так как у него недоимки по оброку — сын не смог платить из-за болезни.

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

В жаркий августовский день рассказчик был на охоте. Дошёл он до речки Истры и ключа, который впадал в неё. Ключ люди называли «Малиновой водой». Напившись, охотник прилёг в тень.

У залива сидели и удили рыбу два старика. Один, высокий и плотный, был хорошо одет, а другой, маленький и худенький, был в заплатанном сюртучке.

Второй из них был Стёпушка из села Шумихино. Он жил у садовника в избёнке, построенной на месте пожарища господской усадьбы. Господа перебрались после пожара в другую деревню, а пожарище превратилось в огород. Там-то и обитал Стёпушка, у которого не было родных и который не получал никакого пособия. В огороде он целый день хлопотал — всё для еды.

Старик, сидящий у залива рядом с ним, был Михайло Савельев по прозвищу Туман, «вольноотпущенный человек графа Петра Ильича ***».

Охотник разговорился со стариками, и Туман рассказал о том, как он служил у графа. По его словам, господин у него был добрый, так как если побьёт его, то быстро забывает об этом.

К источнику спустился мужик лет 50. Туман назвал его Власом и спросил, откуда он идёт. Влас ответил, что ходил в Москву просить барина, чтобы оброк ему сбавил или посадил на барщину.

У Власа умер сын, работавший в Москве извозчиком и вносивший за отца оброк. Сейчас Власу платить оброк не под силу. Барин не стал слушать Власа, прогнал его, сказав, чтобы он не смел ходить прямо к нему, что сначала должен донести приказчику. Но к приказчику Влас не пойдёт, так как за ним недоимка по оброку. Его сын около года болел перед смертью, поэтому не внёс и за себя оброк.

Рассказчик спросил, кто его барин. Оказалось, что это сын графа Петра Ильича, Валериан Петрович. Он посадил мужиков на оброк, хотя земли тут очень мало, а Москва, где можно заработать, далеко.

Влас подсел к рыбакам и пригорюнился.

Заключение к краткому пересказу

В рассказе И. С. Тургенева «Малиновая вода» раскрыты темы:

  • взаимоотношения крестьян и помещиков при крепостном праве;
  • долготерпение русского народа.

Основная мысль (идея) рассказа «Малиновая вода»: крепостное право пагубно действовало и на крестьян, и на помещиков. И те и другие теряли человеческое достоинство, крестьяне страдали от неволи и бедности, помещики становились самодурами.

Краткое содержание рассказа может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ — для подготовки к уроку литературы.

Источник

«Малиновая вода», анализ рассказа Тургенева

История создания

Рассказ «Малиновая вода» был опубликован в журнале «Современник» № 2 за 1848 г. В нём соединены замыслы двух очерков, которые Тургенев называл в планах «Туман» и «Степушка». Рассказ написан в Париже осенью 1847 г.

В первой журнальной публикации рассказ подвергся значительной цензурной правке. В издании «Записок охотника» 1852 г. первоначальный текст был восстановлен.

Литературное направление и жанр

Рассказ «Малиновая вода» реалистический, имеет антикрепостническую направленность. Читатель наблюдает ряд типичных образов крестьян и помещиков. По своей описательности рассказ похож на очерк, в нём нет ярко выраженной кульминации. По насыщенности персонажами и событиями рассказ приближается к повести.

Проблематика

Основная проблема рассказа связана с крепостным правом, которое делает и крестьян, и помещиков по-своему несчастными и лишает их не только достоинства, но и человеческого облика.

Сюжет и композиция

Рассказ «Малиновая вода» входит в цикл «Записок охотника», объединённых героем-рассказчиком. Название рассказа посвящено источнику, ключу, который назывался «Малиновая вода», бьющему из расселины речки Истры.

Небывалая августовская жара, сопровождающая героев на протяжении рассказа, приводит охотника к источнику. Экспозиция рассказа – летний пейзаж и описание ключа, возле которого рассказчик встречает двух стариков — Стёпушку и Тумана.

Рассказав о Стёпушке, охотник подходит поближе и узнаёт другого старика, Тумана, с которым вспоминает порядки при старом графе. Таким образом, через монолог (рассуждения рассказчика о Стёпушке) и диалог (с Туманом) читатель узнаёт о жизни не только этих крестьян, но и барина Петра Ильича.

Рассказ как будто завершается этим диалогом. Но за ним следует пейзаж, в котором ещё усиливается ощущение жары и духоты. Он играет роль своеобразной интерлюдии, после которой в действие вводится новый персонаж – крестьянин Влас.

Из диалога Тумана с подошедшим Власом, недавно потерявшим сына, читатель узнаёт, что жизнь при сыне графа, Валериане Петровиче, ещё более тяжела.

Унылая песня в финале на том берегу реки соответствует настроению героев. Финал у рассказа открытый, не определена судьба ни одного из героев.

Герои рассказа

Стёпушка – самое жалкое существо, которое могло быть порождено крепостным правом. Это человек без прошлого, неизвестно откуда взявшийся в деревне Шумихино и живущий при садовнике Митрофане, которого помещики поселили на месте сгоревшего когда-то господского дома.

Только рассказав о жизни Стёпушки, автор описывает его внешность, подчёркивая, что Стёпушка – маленький человек не только в переносном, но и в прямом смысле: «Лицо у него маленькое, глазки жёлтенькие, волосы вплоть до бровей. » Детскую, примитивную внешность дополняет речь героя. Говорил Стёпушка запинаясь, «словно пуды языком ворочал».

Стёпушка не только не был дворовым, не получал никакого жалования или пособия, но его даже нельзя было считать человеком. У Стёпушки не было ни положения в обществе, ни связей, ни родственников, никто не знал о нём, у него даже прошлого не было. И он не числился по ревизии, то есть был мёртвой душой.

Стёпушка жил, как животное, в клети позади курятника, зимой – в предбаннике или на сеновале. Он питался тем, что подавали добрые люди. Автор сравнивает Стёпушку с муравьём, который хлопочет только ради пропитания. Движения его суетливы, он в любую минуту готов спрятаться.

Туман – прозвище вольноотпущенного Михайла Савельева, который раньше был дворецким у графа Петра Ильича. Это был семидесятилетний человек с правильным и приятным лицом. Он разговаривал немного в нос, «добродушно и величаво», всё делал не торопясь, даже сморкался и нюхал табак. С удовольствием Туман рассуждает о разных сторонах жизни помещиков: о собаках и псовой охоте, о богатых барских приёмах, одежде и даже господской морали. Он недоволен утратой положения при барине, потому что вместе с этим утратил свою значимость.

Третий крестьянин, с которым встречается рассказчик – Влас. Это мужик лет пятидесяти. Его запылённая дорожная одежда и котомка выдают в нём человека, проделавшего дальний путь. Влас очень пострадал от крепостного права. Он потерял сына и не мог больше платить оброк «девяносто пять рублёв с тягла». Поэтому он пошёл в Москву к барину Валериану Петровичу, сыну Петра Ильича. Но барин отказался перевести его на барщину, велев сначала заплатить недоимку. Влас относится к жизненной несправедливости как к чему-то естественному, будто речь идёт о другом.

Особое место в галерее реалистических типов русской деревни занимают помещики. Граф Пётр Ильич, «вельможа старого века», проживал в селе Троицком в огромном деревянном доме в 2 этажа. Граф любил принимать гостей, наслаждаясь их подобострастием. Он созывал всю губернию и жил на широкую ногу, а разорившись, уехал в Петербург искать себе места и умер в забвении в гостинице.

Читатель узнаёт подробности жизни графа из рассказа его дворецкого. Туман восхищается пышностью барских банкетов. В пример доброй души графа Туман приводит обыкновенную, видимо, историю: «Побьёт, бывало, тебя – смотришь, уж и позабыл».

Туман считает мудростью самодурство барина, который выгнал капельмейстера из немцев, захотевшего кушать с господами за одним столом, потому что музыканты (а их было 40 человек, целый оркестр) и так «своё дело понимают». По словам Тумана, барина разорили матрески (любовницы), имевшие над ним власть.

Рассказчик – выразитель авторского отношения к крепостному праву. Если мужики не понимают во всей полноте трагедии своего подневольного существования, оправдывают господ, то рассказчик искренне сочувствует крепостным. Это отражается в деталях: он называет крестьянина «мой бедный Влас», задаёт Туману неудобные вопросы о строгости покойного барина.

Тургенев осуждает систему, выпавший из которой человек (Стёпушка) вообще перестаёт быть человеком.

Стилистические особенности

Рассказ поэтичен и даже музыкален. С помощью психологического параллелизма Тургенев описывает внутреннее состояние героев. Усиливающаяся жара соответствует нагнетанию эмоций крестьян: совершенно равнодушного Стёпушки, робко возмущающегося Тумана и отчаявшегося Власа.

Детали в рассказе важны для психологической характеристики героев. Туман смущается, когда рассказчик вынуждает его признать, что нынешние порядки лучше прежних, потому что скучает по «хорошему времечку». Влас смеётся и бодрится, но лицо выдаёт горе от потери сына, обиду на барина: на глазах его слезинки, губы подёргивает, голос срывается.

Крестьяне у Тургенева – яркие индивидуальности. Они даже говорят по-разному: Стёпушка нечленораздельно, Туман правильно и разумно, по-господски поддерживает беседу, Влас – кратко, сдерживая обиду.

Источник

Какая главная мысль в рассказе «Малиновая вода» (чему учит, идея)?

Какая главная мысль в рассказе «Малиновая вода» — основная мысль, главная мысль, идея, мораль, чему учит? Что хотел сказать автор? Читательский дневник.

В рассказе «Малиновая вода» Тургенев описывает случайную встречу на охоте, когда автор подойдя к ключу под названием Малиновая вода напиться, увидел двух стариков, которые удили рыбу. Потом к ним присоединился еще один мужик и рассказал о смерти сына и о том, как он сидит на оброке и не может его платить.

Рассказ «Малиновая вода» показывает простую жизнь бедных крестьян, стариков, которые вспоминают свое прошлое и считают своих господ добрыми людьми, и мужика, который ходил к сыну графа и ничего от него не добился.

Главная мысль этого рассказа в том, что мужика в деревне все стремились угнетать и использовать, но мужик все сносит молча и ни на что не жалуется, разве что так, случайно.

Этот рассказ учит нас тому, что крепостной строй очень плохо, и что угнетение человека человеком отвратительно.

Рассказ «Малиновая вода» И.С.Тургенева ведется от лица автора. В нем рассказывается о разговоре двух знакомых, которые рыбачили и разговаривали у ключа, называвшегося «Малиновая вода». Затем к ним пришёл еще один мужик, который рассказал о смерти сына и о том, что не может оплатить оброк, что уже ходил к своему барину, чтобы уменьшить оброк, но тот только выгнал его.

Главная мысль рассказа Тургенева «Малиновая вода » в том, что деревенского мужика угнетали и использовали, а мужик только молча терпел и ни на что не жаловался.

Рассказ «Малиновая вода » подтверждает как тяжело жилось крепостным в условиях крепостного права.

Рассказ «Малиновая вода» входит в цикл «Записок охотника» известного русского писателя И.С. Тургенева. Рассказ ведется от лица автора, и в нем повествуется о встрече и разговоре двух знакомых, которые случайно встретились и разговорились у ключа, называвшегося «Малиновая вода».

Старики ловили рыбу, когда автор подошел к ним. Они разговорились. В разговоре они вспоминали графа, у которого служил Туман, вольноотпущенный крестьянин. Потом к ним присоединился Влас. У него умер сын, и он ходил в Москву к своему барину, с челобитной, чтобы тот уменьшил ему оброк. Влас рассказал, что барин осерчал на него и прогнал со двора. На вопрос, как же он теперь жить будет, Влас грустно отвечал, что с него теперь взять нечего. Главной мыслью произведения является жизнь и быт простого народа. Тургенев в форме рассказа доносит до читателя, чем живет простой народ, какие у него трудности и чаяния. Он заставляет задуматься читателя о глубоких идеях справедливости устройства общества того времени.

Рассказ «Малиновая вода» повествует читателю о сложной жизни крепостных стен, о том, как высокомерно к ним относились их хозяева.

В рассказе автор повествует о встрече около ключа с названием «Малиновая вода».

Между мужчинами завязывается разговор, в ходе которого один говорит другому, что его барин не стал слушать его, выгнав. Мужчине нечем платить оброк, у него умер сын.

Главная мысль рассказа заключается в бесчинстве «высшего общества» нал простыми людьми.

В рассказе «Клякса» повествуется об озорнике Феде Рыбкине, который обожал смешить окружающих. Однажды он измазался в туши и в таком виде присутствовал на уроке, пытаясь таким образом позабавить своих товарищей. Но в результате оказался сам в неловком положении, а все потому, что учительница вовремя «раскусила» проделку мальчика.

Читать рассказ было интересно, но глупое положение Феди на уроке заставило меня серьезнее относиться к школе. Рассказ учит, что шутить можно и в школе на переменке, но шутка должна быть уместной. А вот баловаться на уроках, вызывая смех окружающих, не следует. Лучше показать себя с другой стороны — например, блестяще отвечать на занятиях.

Лучше всего ситуация с Федей описана в мудрых пословицах, таких как

Прочитала я сейчас рассказ Людмилы Евгеньевны Улицкой «Бумажная победа» о мальчике Гене. Для читательского дневника нужно 5-6 предложений, попробую вместить.

  1. Геня Пираплетчиков — мальчик с кривыми ногами, часто болел вследствие чего нос у него был постоянно заложен, фамилию свою воспринимал как унижение.
  2. Наступила весна, Геня вышел на улицу, а Колька Клюквин бросил в него грязь и начал дразниться, после чего Геня убежал домой.
  3. Мама с бабушкой чтобы помочь сыну наладить отношения с ребятами решили позвать всех домой на день рождение мальчика.
  4. В назначенный день все пришли, после того как они покушали и послушали музыку на фортепиано, мама предложила поиграть в фанты.
  5. Однако фантов ни у кого не оказалось и Женя Айтыр, увидев кораблик из газеты взял его вместо фанта.
  6. Все дети начали просить Геню сделать им тоже фанты из газеты, кому лодку, кому собаку, стакан, человечка. Так ребята и зауважали Геню. К слову сказать Геня в этом деле был мастером, пока лежал в больнице научился делать разные фигурки из газеты.

Главная мысль рассказа в том, что несмотря на какие то физические недостатки или нелады со здоровьем, человек может оказаться очень достойным.

Главный герой очень доброго рассказа Виктора Астафьева «Деревья растут для всех» — мальчик Витя.

После болезни он оглох, поэтому не мог общаться со своими сверстниками. Вот и уединился мальчик в огороде,

нашёл «свой» уголок там, где и проводил дни, наблюдая за окружающей его природой: за растениями, насекомыми, маленькой птичкой мухоловкой, поселившейся в этом уголке со своими птенцами.

Произошла беда — птенцов съедает кошка. Герой рассказа тогда мечтает посадить дерево, чтобы оно выросло высоким-высоким и птица могла бы на нем растить своих птенцов без опасений за их жизнь.

Помогает доброму мальчику мудрая бабушка — ещё одна героиня рассказа. После неудачной попытки внука вырастить дерево из кустика гречихи она приносит ему из леса саженец лиственницы и успокаивает его, что дерево вырастет, потому что оно принесет пользу и радость всем — и людям, и животным, и лесу, и речке.

И главная мысль рассказа заключается в единстве человека и природы, поэтому к ней нужно относиться бережно, нужно сохранять её. Рядом всегда есть более слабые и беззащитные существа, они нуждаются в помощи. И только человек внимательный, чуткий будет делать добро, даже когда ему плохо.

В рассказе Михаила Зощенко «Показательный ребенок» повествуется о мальчике Павлике, которому всего пять лет. Он находится дома с бабушкой и кошкой по кличке Бубенчик, а в это время родителей нет. Приходит почтальон и вручает мальчику письмо, а после его ухода Павлик заметил исчезновение кошки.

Когда бабушка задремала Павлик выходит один на улицу, мечтая найти почтальона. Именно этот человек, как кажется малышу, унес его любимца. Мальчик хочет вернуть Бубенчика, но на улице ни почтальона, ни кошки нет. Зато есть прохожие, которые позвали милиционера.

Павлик бойко объясняет блюстителю порядка обстоятельства дела, а также называет свое имя и адрес. Дело завершается благополучно: мальчик оказывается дома, где обнаруживается Бубенчик.

Главная мысль рассказа состоит в том, что с детьми нужно всегда держать ухо востро, они требуют пристального внимания. Бабушка заснула и не уследила за внуком, который самостоятельно принял решение и покинул дом. Хорошо, что с мальчиком ничего не случилось, но оставлять детей без внимания нельзя.

Рассказ учит родителей следить за детьми и призывает их учить малышей самому необходимому. Они должны знать свою фамилию и имя, а также адрес. Павлик знал назубок эти координаты, поэтому милиционер смог без проблем доставить его домой.

Источник

Оцените статью