- Термины МЧС России
- Техника МЧС России. ПАНРК – Пожарный автомобиль с цистерной, насосно-рукавный, комбинированный
- Откуда берется вода в пожарной машине?
- АКС, АРЗ, АМС, АХРР и другие. Продолжаем изучать значение «тайных» шифров на спасательной спецтехнике МЧС
- Аварийно-спасательная техника общего назначения
- «Узкие специалисты»
Термины МЧС России
комплекс универсальных и многофункциональных аварийно-спасательных машин (АСМ), предназначенных для сокращения сроков прибытия спасателей в зоны чрезвычайных ситуаций, в том числе и в труднодоступные места с преодолением водных преград, обеспечения их работы различными средствами (медицинскими, противопожарными, аварийно-спасательными, средствами индивидуальной защиты и т.п.). К ним относятся: автомобили специальные (сухопутные и плавающие) ЗИЛ-497200, ЗИЛ 497202; ЗИЛ-4906; ЗИЛ-4961; аварийно-спасательная машина АСМ-41-02 на базе автомобиля ГАЗ-27057; разведывательно-спасательная машина РСМ-41-02 на базе автомобиля УАЗ-39621. Автомобили специальные на базе сухопутных и плавающих вездеходов, разрабо-танные в грузовом (ЗИЛ-497202 и ЗИЛ-4906) и пассажирском (ЗИЛ-497200 и ЗИЛ-49061) вариантах и предназначенные для оперативной доставки спасателей и специального оборудования в районы ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе и в труднодоступные места, а также для обеспечения проведения аварийно-спасательных работ. Состав специального оборудования и имущества: медицинское имущество (комплект фельдшерский полевой, сумка медицинская войсковая; аварийно-спасательный инструмент (гидравлический, пневматический и механический); средства индивидуальной защиты и приборы радиационной и химической разведки (ВПХР, дозиметр ДРГ-0,1Т1, прибор СРП-88-1, прибор «Поиск», КЗО-1, ИП-4М (МК), Л-1); средства пожаротушения (огнетушители ОП, ОУ); средства спасения на воде (лодка надувная, спасательные круги и жилеты); автомобиль специальный ЗИЛ-497202, кроме того, оснащён крановым манипулятором МКС-4032. В городских условиях дополнительными требованиями, предъявляемыми к аварийно-спасательным машинам, являются их малые габаритные размеры и высокая скорость передвижения. Экстренная доставка групп спасателей и специального оборудования в условиях плотной городской застройки к местам (районам) чрезвычайных ситуаций осуществляется аварийно-спасательной машиной АСМ-41-02 на базе автомобиля ГАЗ-27057. Назначение АСМ-41-02: оперативная доставка спасателей к месту чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обеспечение проведения аварийно-спасательных работ; оказание первой медицинской помощи пострадавшим; ликвидация локальных очагов возгорания; ведение общей разведки; передача данных о масштабах аварий и катастроф. Для проведения радиационной и химической разведки, сбора данных о масштабах чрезвычайных ситуаций и обеспечения проведения спасательных работ разработана разведывательно-спасательная машина РСМ 41-02 на базе автомобиля УАЗ-39621.
109012, г. Москва,
Театральный пр., 3
Источник
Техника МЧС России. ПАНРК – Пожарный автомобиль с цистерной, насосно-рукавный, комбинированный
Спасение людей и участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций для пожарных уфимского гарнизона не в новинку, и они полностью готовы к любым изменениям погоды и приходу «большой» воды. На вооружении огнеборцев есть не только мотопомпы, лодки и спасательное снаряжение, но и уникальный пожарный автомобиль ПАНРК, способный работать как насосная станция в условиях паводка, а также тушить пожары используя воду из открытых источников. А как известно пожары при наводнениях не редкость, хотя огонь и вода являются противоположностями.
Автомобиль обладает высокой проходимостью, благодаря использованию шасси Урал-6370. В своем арсенале имеет два погружных насоса способных производить забор воды из необорудованных пирсами водоемов, с глубины 20 метров, с мостов, переправ и из любого водного источника.
Помимо этого, обладает основным насосом мощностью 1,4 Мпа, что позволяет эффективно использовать автомобиль для тушения серьезных пожаров. Параллельно можно организовать работу по забору воды из водоисточника, снабжение привыкших сил водой и непосредственно подачу огнетушащего вещества на борьбу с огнем.
Так, при тушении пожара в ресторанном комплексе «Райский берег», ПАНРК был установлен на озеро «Теплое» и снабжал водой 8 автоцистерн, работающих на ликвидации ЧС.
Вместе с тем, ПАНРК обладает рядом других достоинств. Так, он оснащен пневмоинструментом для разбора завалов и помощи пострадавшим при ДТП, дизельным генератором высокой мощности, световым оборудованием для работы в темное время суток. Отсеки машины обогреваются.
Интересным техническим решением является также прокладка и автоматический сбор магистральной линии — 150 мм. В задней части автомобиля расположены две катушки рукавные, по 200 м рукавов каждая, диаметром 77 мм.
ПАНРК предназначен для:
• доставки боевого расчета к месту вызова или чрезвычайной ситуации, тушения пожаров и проведения спасательных работ с помощью вывозимого запаса огнетушащих веществ, пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного инструмента, а также для подачи к месту пожара огнетушащих веществ от других источников;
• установки на водоисточнике и развертывания для выполнения функций насосной станции, обеспечивающей подачу воды, в том числе морской, с глубины всасывания до 25 м и с расстояния удаления от ПАНРК до 30 м;
• осуществления забора воды из водоисточников, как оборудованных (приспособленных), так и необорудованных (неприспособленных) для этих целей местах, включая обрывистые или заболоченные берега, мосты, эстакады, причальные сооружения и т.д.;
• откачки воды при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
• перекачки огнетушащих веществ, в том числе морской воды, и высокопроизводительного наполнения одной или одновременно нескольких емкостей, находящихся на значительном расстоянии от ПАНРК;
• механизированной прокладки и сборки магистральных рукавных линий.
Источник
Откуда берется вода в пожарной машине?
Иногда, от жителей населенных пунктов или читая комментарии в социальных сетях можно услышать мнения, что подразделения пожарной охраны прибыли на вызов без воды. Почему возникает подобный вопрос? Сегодня мы расскажем, каким путём вода подается на тушение пожара.
Каждая пожарная часть оснащена своими автомобилями. Объем пожарной автоцистерны различен, в среднем он составляет 3000-8000 литров. По прибытии на место тушения, в большинстве случаев, подается так называемый «ствoл первoй помощи». В основном это ствол РСК-50 — «ручной ствол комбинированный». Его расход воды составляет 2,7 литров в секунду, не сложно произвести подсчет, сколько понадобится времени, до того, как вода в автоцистерне закончится. В запасе есть примерно 20 минут. А если пожар начнут тушить в два таких ствола, то и время уменьшается вдвое. В условиях паники может создаться ощущение, что воды в машине было совсем немного.
Далее воду необходимо брать от пожарного гидранта, естественного водоема (реки или озера) или пожарного водоема. В идеале поиск источника воды начинается сразу при прибытия на пожар. В большинстве случаев на место выезжают несколько пожарных расчетов, и автоцистерны могут использоваться пожарными одновременно. С одной подают воду на тушение пожара, а другая сразу устанавливается на водоисточник для обеспечения бесперебойной подачи воды и во избежание заминок в работе. Наблюдая такую картину, людям кажется, что машина заправляется, потому что изначально приехала пустой.
В городах существует противопожарный водопровод с пожарными гидрантами, а в сельской местности и деревнях используются пожарные водоемы. Но не всегда удачно происходит установка на водоисточник — они могут быть значительно удалены от места возгорания или вообще отсутствовать, или находиться в нерабочем состоянии. Также на каждом производственном объекте, нефтебазе и автозаправочной станции предусмотрены пожарные резервуары для воды. Они могут иметь различный внешний вид и объём, быть подземными и наземными. При необходимости такой резервуар снабдит спасателей нужным количеством воды. В случае крупной аварии, когда отключена любая вода в городе, пожарные отрабатывают возможность забора воды из водовозных машин городского Водоканала с помощью насосов.
Очень важно, чтобы гидранты всегда были в рабочем состоянии. В них должно постоянно поддерживаться необходимое давление воды. Кроме того, в зимнее время, согласно правилам пожарной безопасности, гидранты должны утепляться и очищаться от снега, чтобы вода не замерзла, тогда пожарным не придется расчищать от снега водоисточники или скалывать с них лед. Если перечисленные требования нарушаются, сотрудникам пожарной охраны не по своей вине приходится терять драгоценные минуты, которые могут стоить кому-то жизни.
Располагаются пожарные гидранты, в основном, вдоль автомобильных дорог и не далее пяти метров от стен здания. Случается, что они находятся даже на самой проезжей части. От того, где расположен гидрант, из которого забирают воду, зависит и способ её доставки до места – либо по проложенным пожарным рукавам, либо методом подвоза воды автоцистернами. Проходя по улице, обратите внимание на буквенные обозначения «ПГ», ими обозначены люки пожарных гидрантов. Стоянка автомобильного транспорта в этом месте категорически запрещена. Чтобы не было беды, не оставляйте свои автомобили на этих люках, не заваливайте их ветками и строительным мусором!
Источник
АКС, АРЗ, АМС, АХРР и другие. Продолжаем изучать значение «тайных» шифров на спасательной спецтехнике МЧС
Разновидностей чрезвычайных ситуаций, когда огня нет, а вмешательство спасателей необходимо, — великое множество. И для практически каждой из них разработан свой тип автомобильной спецтехники реагирования. В августе мы рассказывали про АД, АВ, АГ и АКП. Сегодня продолжаем изучать значение спецшифров МЧС на бортах таких машин.
По аналогии с основными пожарными автомобилями, которые, напомним, делятся на две большие группы — основные общего применения и основные целевого применения, — АСА (аварийно-спасательные) также делятся на общие и целевые. Начнем с общих.
Аварийно-спасательная техника общего назначения
Самые распространенные аварии — это, естественно, автомобильные. Необходимость извлечь пострадавшего из разбитой легковушки, увы, возникает нередко. Для этого нужны гидравлические ножницы, дисковые пилы, домкраты и ряд других специальных инструментов.
На такие аварии выезжают машины типа АСА. Их называют аварийно-спасательными автомобилями общего применения.
В Республиканском отряде специального назначения (РОСН) МЧС есть структурное подразделение, работа которого — пробиваться к авариям через пробки на мотоциклах. По логике спасательным мотоциклам надо бы присвоить аббревиатуру АСМ (аварийно-спасательный мотоцикл), но такое обозначение не вводилось. Официальное название — мобильное аварийно-спасательное отделение на базе мотоциклов Yamaha XT660R.
К сожалению, аварии иногда случаются не только на автомобильном транспорте, но и, например, на железнодорожном. Тогда и инструмента нужно больше, и к месту самой катастрофы добраться сложнее. Но и для таких случаев в РОСН есть соответствующие АСА на шасси тяжелых МЗКТ-73011. Кузова с различными наборами оборудования можно менять, что обеспечивает система мультилифт.
Есть техника сугубо спасательная, без приставки «аварийно». Применяется она, когда аварии нет, а пострадавшие есть. Правильнее ее называть поисково-спасательной.
Когда в МЧС появилась первая техника для таких задач, специальных аббревиатур для нее еще не было, оставляли просто заводское обозначение. Это, например, вездеход «Радиан-1» на шинах сверхнизкого давления. Такие применяют для спасения рыбаков с отколовшихся льдин или поиска потерявшихся в болотистой местности.
У поисково-спасательных квадроциклов и снегоходов тоже пока нет специальной аббревиатуры. Такая техника пришла «на вооружение» буквально пару лет назад.
В места поисковых работ квадроциклы и снегоходы прибывают не своим ходом. Их привозят «ГАЗели» с прицепами. В кузовах у «ГАЗелей» — запас принадлежностей, которые нужны для работы поисковиков в лесах и т. п. Все вместе это уже комплекс, и у него есть спецобозначение — АПСР, автомобиль поисково-спасательных работ.
А что такое АКС? Это тоже из области поиска пострадавших. Как потерявшихся в лесу, так и попавших под завалы зданий и т. п. АКС — автомобиль кинологической службы МЧС. В фургонах с такой аббревиатурой ездят те самые милые лабрадоры-спасатели, которых так любят дети на праздниках.
«Узкие специалисты»
К целевым АСА относят аварийно-спасательные автомобили химической и радиационной, а также водолазной служб. Вот у них уже свои специфические обозначения.
АРЗ — автомобиль радиационной защиты. В составе оборудования есть гамма-спектрометры, дозиметры, противорадиационные костюмы. В прицепе — роботизированный комплекс Brokk 40.
Вот так выглядит робот Brokk 40 с дистанционным управлением. Его можно отправить туда, куда человеку нельзя даже в защитном костюме.
У АХРЗ — более широкая специализация. Это автомобиль химической и радиационной защиты. То есть на нем выезжают не только на аварии с радиацией, но и на разлив агрессивных жидкостей, например.
АХРР — это автомобиль химической и радиационной разведки. Одних только дозиметров здесь несколько. Причем с привычными нам бытовыми приборами они имеют мало общего. У профессионалов на вооружении оборудование совсем другого уровня точности и, соответственно, стоимости. Еще здесь есть так называемый метеокомплект, позволяющий анализировать и прогнозировать распространение радиоактивных веществ. Кроме того, внутри нашлось место для многоканальных газоанализаторов и еще целого ряда сугубо профессиональной аппаратуры. Этот вариант на базе Mercedes-Benz Sprinter 519 охраняет БелАЭС.
Тяжелые АХРЗ оснащаются очень большим спектром оборудования. К спецкостюмам и приборам добавляются специальные насосы и резервуары для сбора агрессивных жидкостей.
Если ситуация с химической или радиационной аварией очень серьезная, то вперед пойдет АЛХРА — автомобиль-лаборатория химического и радиационного анализа. Это уже передвижной «научный центр» со сверхсложными (и сверхдорогими) спецприборами. Если АЛХРА даст добро, то АХРЗ вступят в бой.
АВСС — автомобиль водолазно-спасательной службы. Относительно простые водолазные АСА вывозят команду водолазов, специальные костюмы и акваланги, а также буксируют моторную лодку. Ребята из экипажа АВСС занимаются многими задачами на воде. Поиск и подъем тел утонувших в результате несчастных случаев — тоже их работа.
Но есть и совершенно особые водолазные АСА — так называемые мобильные водолазные комплексы (МВК). Список их оборудования поистине впечатляет: подводные алмазные гидравлические цепные пилы, подводные перфораторы, отбойные молотки и многое другое.
Команда такой машины может проникнуть даже в корпус затонувшего судна. А еще МВК — это передвижной дом с кондиционером и санузлом.
Если в Минском море перевернется Costa Concordia или на дне Нарочи обнаружится затонувший испанский галеон с бочками золота, то приедут спецы на МВК. А на прицепе с собой привезут МБ — мобильную барокамеру.
АМС — это автомобиль медицинской службы. У МЧС есть собственные медики. Главная их задача — помогать пострадавшим спасателям, но и на помощь населению они, конечно, придут.
Существуют у спасателей и задачи, когда еще ничего не обрушилось, не сгорело, а работа для специалистов уже есть. Речь о дежурном инспектировании различных объектов. Для этого предусмотрено много видов передвижных лабораторий. МДК, мобильный диагностический комплекс, — только один из вариантов. Этот спецавтомобиль предназначен для оценки технического состояния зданий, сооружений и их пригодности к дальнейшей эксплуатации.
Рассмотренная техника предназначена для работы на самых разных авариях. Но случаются не только аварии, а и нечто более масштабное — катастрофы природного или техногенного характера, связанные с обилием разрушений на большой территории. Речь об ураганах и наводнениях. К этому МЧС тоже готово и имеет впечатляющий арсенал инженерной техники. О ней поговорим в следующей серии.
Источник