Метнер что ты клонишь над водами ноты

Ноты — Е. Адлер — Романсы-песни на стихи Ф. Тютчева

Ноты в pdf для фортепиано, голоса (вокала)


Ефим Адлер
Романсы-песни на стихи Ф. Тютчева

Для голоса и фортепиано
“Советский композитор”, 1988г.
номер с8138к
(pdf, 3.75 Мб)

Композитор Ефим АДЛЕР (род. в 1937 году) плодотворно работает в самых разных жанрах. Он автор двух симфоний (Вторая симфония «Игра тембров» для эстрадно-симфонического оркестра), Увертюры, Пяти пьес для оркестра, кантаты «За каждого мы отвечаем», мюзикла «Дракон» по пьесе Е.Шварца, детской оперы «Голуби улетели» по повести ирландского писателя У. Мэккина.

В творчестве Е.Адлера большое место занимает вокальная и хоровая музыка. Завоевали признание такие сочинения, как циклы хоров без сопровождения на стихи Л. Мартынова, циклы «Родная природа» и «Тихо вечер догорает» на стихи русских поэтов, цикл «Моя Москва» для смешанного хора и ударных инструментов, вокальный цикл «Времена года» и другие.
Новое произведение—вокальный цикл «Любовь, любовь» — вдохновлено тонкой лирикой Ф. Тютчева, одного из музыкальнейших поэтов России.
Стилистика этого сочинения отмечена своеобразным сплавом интонаций старинного русского романса и современной песни.
Вокальный цикл «Любовь, любовь» с успехом исполняется как эстрадными, так и филармоническими певцами.

  • Первая лю6овь
  • Предопределение
  • Ещё томлюсь тоской желаний
  • Из края в край, из града в град
  • Последняя любовь

Скачать ноты на стихи


Избранные романсы на слова Ф. Тютчева

для голоса в сопровождении фортепиано
“Музыка”, 1986г.
номер 3275
(pdf, 2.97 Мб)

Читайте также:  Вода бутилированная 19 литров аква минерале

С. Донауров. Я встретил вас
П. Чайковский. Как над горячею золой
П. Чайковский. Песнь Миньоны
Н. Черепнин. Тихой ночью
С. Рахманинов. Сей день я помню
С. Рахманинов. Фонтан
Н. Метнер. Дума за думой, волна за волной
Н. Метнер. Весеннее успокоение
Н. Метнер. Сижу задумчив и один
Н. Раков. Еще томлюсь тоской желаний.
И. Финкельштейн. Еще природа не проснулась
М. Матвеев. Глядел я, стоя над Невой
М. Матвеев. Что ты клонишь над водами.

Скачать ноты на стихи

Источник

Н. К. Метнер, ноты.

Н. К. Метнер

Все сонаты для фортепиано

Почему-то почти у половины концертирующих пианистов в концертном репертуаре присутствует Вторая соната Рахманинова, сочинение, прямо скажем, для Рахманинова не первосортное. Как-то модно стало её играть, особенно на международных фортепианных конкурсах; в исполнении некоторых пианистов она чаще всего достаточно выгодно просто занимает время (вроде масса какой-то сложной и мощно, по рояльному звучащей музыки).

Вот и возникает вопрос, почему сонаты Метнера, большая часть из которых несомненно превосходит по достоинствам Вторую Рахманинова, исполняются на концертной эстраде в сотни раз реже. На наш взгляд, происходит это чаще всего по двум причинам: 1. Люди либо просто не знают о существовании сонат Метнера, либо не достаточно ценят эту музыку и 2. Трудно достать ноты. Первая из этих двух причин, в свою очередь, происходит как раз оттого, что сонаты Метнера почти не исполняются. Получается замкнутый круг: одни не исполняют из-за того, что не знают, другие не знают из-за того, что никто не исполняет… Встаёт вопрос, почему же такая судьба постигла ф-нное творчество Метнера, в отличие от Второй сонаты Рахманинова… Может кто-нибудь объяснит нам, почему так происходит… ОБЪЯСНИТЬ Опомнитесь, пианисты! Как вам не надоело играть одно и то же? Почему вы пропускаете «репертуарную золотую жилу» состоящую из 14 (!) великолепных пианистичных сонат, не уступающих (а то и превосходящих) по музыке большинству произведений романтического периода, стоящих в вашем репертуаре?

Сонаты Метнера поражают своим разнообразием: размер, форма, образное наполнение, типы музыкального изложения (лирика, конфликтный драматизм, эпический тип…). На сколько разнятся размеры сонат: от миниатюрных сонат Сонатной триады ор11 до таких масштабных полотен как любимая Николаем Мясковским соната Ми-минор ор25 №2, за которую Метнер получил Глинкинскую премию! Как сильно различается содержание, здесь можно противопоставить гениальную «Сонату — Воспоминание» с её хрупкой лирической атмосферой элегической грусти и благородной сосредоточенности, и Трагическую сонату, где дорогой сокровенный образ, предстающий нам во втором разделе побочной партии (одна из самых проникновеннейших мелодий в русской фортепианной музыке), буквально сметается неистовым потоком бурного драматического натиска. Несмотря на своё немецкое происхождение, Метнер удивительно органично впитал в себя коренные русские музыкальные традиции, говоря иными словами, Метнер был почвенным русским художником. Его «русскость» также безусловно отразилась в его сонатах, нельзя не вспомнить одну из лучших его сонат «Романтическую» ор53 №1, поражающую по истине русской широтой дыхания, русскими эпическими образами скерцо, в гармонии традиционно русским способом использования диатонических созвучий и плагальных оборотов.

Хочется выразить огромную благодарность пианисту Марку-Андре Хамелину, весьма качественно записавшему все сонаты Метнера. Аналогичной записи в русском варианте что-то не припоминается, так что приходится слушать такие замечательные сонаты как 1-ю фа-минор, «Романтическую», «Грозовую», «Сонату-идиллию» в исполнении канадского пианиста, между прочим достаточно тонко почувствовавшего стилистические особенности музыки русского композитора.

Очень хотелось бы надеяться, что помещение у нас на сайте нот всех сонат Метнера поспособствует увеличению исполняемости этих сонат.

Подробнее о Метнере и о его музыке вы сможете прочитать и на нашем сайте (великолепная статья Н. Я. Мясковского).

Все сонаты в формате PDF.

Вторая импровизация для ф-но

Предлагаем вашему вниманию также ноты ещё одного из фортепианных опусов Метнера. Называется произведение «Вторая импровизация в форме вариаций». Этот опус почти не исполняется да и запись удалось найти с трудом (Earl Wild / 1988 ?). Между тем, музыка эта — один из редчайших образцов искренней русской лирики 20-х годов ушедшего столетия.

КАЧАТЬ (формат PDF 3.13 mb.)

Концерт №1

Закончен в 1918 году, посвящен Метнером своей матери.

С первых же звуков своих (вступает солист с короткой колокольной «темой-воззванием») музыка приковывает внимание слушателя. У скрипок на фоне вздымающихся и опадающих аккордов солиста взмывает ввысь русская тема. Начинается одно из интереснейших созданий русской музыки — огромный одночастный концерт, как бы вобравший в себя традиционную схему
многочастного концерта.

В этом концерте очень много мест, поражающих как непосредственной мелодической красотой, так и великолепной полифонической разработкой, обнаруживающейся при ближайшем рассмотрении. Например, ре-мажорная кульминация с ликующим «кликом» трубы. Или медленный печальный до-минорный эпизод — от него сердце замирает, а когда смотришь в ноты и видишь, сколько там идет «линий», то не веришь своим глазам. Сильное впечатление производит довольно тихое заключение концерта, когда сильно взятому солистом До в басу
фортепиано отвечают «обертоны» духовых в оркестре.

Как и большинству других созданий Метнера (если не всем), этому концерту не повезло — его исполняют редко. В Большом зале Санкт-Петербургской филармонии даже «завсегдатаи» помнят исполнение только Второго (недавно его исполнял Демиденко). Основная претензия к Первому концерту — это, так сказать, «рыхлость формы» (последствия одночастности). Вот как, например, позволил себе написать один из рецензентов концерта, состоявшегося в 2003 году в Москве, где исполнялся в числе прочих произведений и Первый концерт Метнера: «…С агрессивной роскошью лазаревских «Танцев» [«Симфонических танцев» Рахманинова — Георгий.] многословный Метнер конкурировал вполне на равных. Львиную долю успеха ему обеспечил еще один наш знаменитый соотечественник — Борис Березовский, пианист редкого сценического обаяния, сравнимого, пожалуй, с рихтеровским. Изнурительную и часто весьма водянистую сольную
партию он исполнил с удивительной внятностью, будто нет на свете ничего более ясного и совершенного, чем музыка Метнера…» . О да, конечно, Метнера исполнять нелегко; однако смеем надеяться, что дело главным образом заключается в непривычности его музыки — как для исполнителей, так и для слушателей. Хочется верить, что исполнители, — прежде всего те, которые не любят ограничиваться заезженным репертуаром, — все же когда-нибудь начнут широко пропагандировать творчество одного из классиков русской музыки. Да и тем, кто любит демонстрировать свою технику, в конце концов есть где развернуться.

КАЧАЕМ В ДВА ПРИЁМА:

Концерт №2

Второй концерт Николая Карловича был посвящен Рахманинову (который помогал автору с его инструментовкой), а закончен был в 1927 году — незадолго до гастролей Метнера в СССР, во время которых он и был впервые исполнен.

Второй концерт более традиционен и более, если можно так выразиться, «собран», чем Первый. Но эта традиционность ничуть не мешает выявляться характерным чертам музыки Метнера — неподражаемому ритму в сочетании с удивительной мелодичностью всех тем. Начинается он, как и Первый концерт, колокольным «воззванием» — однако ШИРОТА, господствовавшая там уступает место ЭНЕРГИИ, токкатности. Лирические темы первой части (а также остальных частей) более «объективны», уравновешены, в них уже нет «щемящей» ноты. «В чисто техническом отношении концерт является почти пределом технического и тембрового использования фортепиано» — так писал рецензент журнала «Музыка и революция» Ан. Дроздов.

Источник

Метнер что ты клонишь над водами ноты

МЕЧТАТЕЛЮ

Музыка Николая Метнера
Слова Александра Пушкина

Ты в страсти горестной находишь наслажденье;
Тебе приятно слезы лить,
Напрасным пламенем томить воображенье
И в сердце тихое уныние таить.

Поверь, не любишь ты, неопытный мечтатель!
О, если бы тебя, унылых чувств искатель,
Постигло страшное безумие любви,
Когда б весь яд ее кипел в твоей крови,

Когда бы в долгие часы бессонной ночи
На ложе, медленно терзаемый тоской,
Ты звал обманчивый покой,
Вотще смыкая скорбны очи,

Покровы жаркие, рыдая, обнимал
И сохнул в бешенстве бесплодного желанья, —
Поверь, тогда б ты не питал
Неблагодарного мечтанья!

Нет, нет! в слезах упав к ногам
Своей любовницы надменной,
Дрожащий, бледный, исступленный,
Тогда б воскликнул ты к богам:

«Отдайте, боги, мне рассудок омраченный,
Возьмите от меня сей образ роковой!
Довольно я любил, отдайте мне покой!»
Но мрачная любовь и образ незабвенный
Остались вечно бы с тобой.








Три века русского романса. Для голоса и фортепиано. Учебное пособие для вокалистов и концертмейстеров в четырех томах. Том 2. Глинка — Петров. СПб.: «Композитор • Санкт-Петербург», [2007].

Источник

Метнер что ты клонишь над водами ноты

Вокальная мелодика Метнера чрезвычайно своеобразна. Не обладая широтой линии и большим размахом, она часто приближается к ииструментальному звучанию. И это не случайно: Метнер рассматривал человеческий голос как «совершеннейший из инструментов». Отсюда и ряд специфических особенностей как в мелодике романсов, так и в применении нетрадиционных вокальных форм и жанров. Метнеру принадлежат, например, два крупных вокальных сочинения, не связанных с литера-

«стр. 154»

турным текстом — «Соната-Вокализ», op. 41 № 1 и «Сюита-Вокализ», op. 41 № 2. Новые возможности голоса-инструмента раскрываются в развернутой виртуозной партии.

Вокальные произведения без текста — довольно редкое явление в русской музыке; здесь можно лишь указать на «Вокализ» Рахманинова и концерт для голоса с оркестром Глиэра. Но если в вокальной линии сочинений Рахманинова и Глиэра преобладает песенная мелодика, то произведения Метнера более тяготеют к инструментальному началу.

Интересное преломление получает прием вокального «инструментализма» в романсах Метнера. Большое место в них композитор отводит бестекстовым вокализам; они чаще всего завершают романс, придавая основному образу еще какой-то совершенно новый колористический оттенок.

В романсах Метнера особенно велика роль фортепианной партии. Она так сложно и тонко разработана, что песни следовало бы назвать «песни для голоса и фортепиано». Метнер создает в романсах большие фортепианные эпизоды: прелюдии, интерлюдии, постлюдии, которые обычно тесно связаны с ведущим образом романса и воссоздают целые поэтические картины.

На тексты Пушкина Метнер создал около двадцати романсов (op. 13, op. 29, op. 32, op. 36 и op. 45). Первым из них был «Зимний вечер» (op. 13 № 1), написанный в 1903 году, — сочинение, получившее большую известность. «Зимний вечер» относится к лучшим образцам лирики Метнера.

На первом плане в романсе выступает яркое мелодическое начало. Широко, раздольно льется тема, своим образно-интонационным строем напоминая русские народные протяжные песни. Сколько раздумий, затаенной грусти скрыто в ее жалобно звучащем напеве:

«стр. 155»

Огромная роль в создании общего настроения романса принадлежит фортепианной партии. Тип фортепианной фактуры, характер движения всегда связан у Метнера с тем образом, который он создает в романсе и очень часто с картинами природы. Быстро несущиеся волнообразные пассажи фортепиано не только выражают смятение чувства героя, но и изображают разбушевавшуюся стихию, завывание сурового зимнего ветра. Средний раздел романса — обращение к другу детских лет — старушке-няне. На момент оживают образы слышанных от нее сказок, но все это, лишь промелькнув, снова исчезает в игре туманных бликов холодного зимнего вечера.

Очень поэтичны метнеровские романсы-миниатюры, созданные также на текст Пушкина: «Муза» и «Роза» (op. 29), «Цветок» и «Лишь розы» (op. 36). В акварельных красках этих романсов Метнер проникновенно раскрывает образное содержание пушкинских стихотворе-

«стр. 156»

ний. Хрупкая музыкальная звукопись, тончайшая отделка как деталей, так и всей формы романса в целом сделали их очень привлекательными.

«Цветок» Пушкина-Метнера — это романс-воспоминание, романс-раздумье о счастье давно ушедших дней. Призрачные тени гармоний красиво оттеняют основную, нежно-хрупкую мелодию романса:

Интересен романс из последней серии пушкинских стихотворений Метнера — «Арион». Указывая на свободолюбивую идею «Ариона», Б. В. Асафьев подчеркивал его особую роль в наследии Пушкина: «В творчестве

«стр. 157»

Пушкина это стихотворение соприкасается по своему глубочайшему смыслу с такими созданиями мощной, осознавшей свою власть, творческой воли поэта, как «Пророк», «Поэту», «Поэт и чернь», «Я памятник себе воздвиг» и подобный им» [1].

Романс Метнера «Арион» — развернутое вокальное произведение, очень типичное для творчества композитора. В мелодии распевные интонации развиваются все шире, и в конце романса голос, освободившись от текста, привольно ведет свою песнь. Фортепианная партия целиком связана с основным музыкальным образом романса и составляет интересный орнаментально-фигурационный фон: детально разработанная, она не только создает общее взволнованно-приподнятое настроение, но и ярко выделяется в больших фортепианных фрагментах (особенно в постлюдии). Призывные интонации голоса, напряженная ритмическая пульсация фортепианной партии способствуют созданию впечатляющего поэтического образа, воспевающего мужество и смелость.

Три тетради песен на тексты Гете (op. 6, 15, 18) были сочинены в ранний период творчества. Песни очень разнообразны и по характеру, и по музыкальному воплощению, и по их художественным достоинствам. Особенно выделяются две песни первой тетради: «Тишь на море» и «Счастливого плавания». Это два небольших музыкальных пейзажа, резко контрастных по настроению. В первом дается образ застылой в своем оцепенении водной стихии. Здесь Метнер сознательно ограничивает себя и средствах выразительности: скупой мелодический рисунок неторопливо развивается на фоне остинатных, мерных аккордов сопровождения. Подчеркнутая статика становится средством художественного воплощения образа:

[1] Б. В. Асафьев. Стихотворения в современной русской музыке, «Орфей», 1922, № 1, стр. 97.

«стр. 158»

«стр. 159»

Другая песня — «Счастливого плавания» — переносит в совершенно иную образную сферу. Героический пафос, решимость, отличающие стихотворение, воплощаются в широкой, броской мелодии и очень взволнованной, бурной партии фортепиано.

В 1920 году Метнер написал «Пять стихотворений Тютчева и Фета», которые открываются одним из самых популярных романсов композитора — «Бессонницей» на текст Тютчева. Вот что сообщил Метнер по этому поводу брату Эмилию Карловичу: «Из многих новых песен мечтаю показать тебе «Бессонницу» Тютчева и «Арион» Пушкина. Первая о том, что часто переживалось за последнее время, а вторая о том, к чему стремится душа. В музыке, кажется, удались обе» [1].

«Бессонница» — один из лучших образцов сдержанной и углубленной лирики Метнера. Раздумье о смысле жизни, о судьбе грядущих и уходящих поколений, выраженное в стихотворении Тютчева, вдохновило Метнера на создание очень глубокого, философского музыкального произведения. В самой мелодии романса Метнер сочетает строгость, самоуглубленность изложения с большой непосредственностью и привлекательной искренностью музыкального образа. Тема «Бессонницы» — одна из самых ярких подлинно русских мелодий Метнера. Романс лишен каких бы то ни было внешних эффектов: ритмически выдержанная остинатная фигура фортепианной партии, и на ее фоне свободное развитие мелодии голоса. Так переданы одновременно и внешний образ (мерный бой часов), и состояние глубокой, безнадежной душевной скорби:

[1] Письмо Н. К. Метнера Э. К. Метнеру от 20 июня 1920 года ГЦММК, фонд 132, № 807.

«стр. 160»

Характерно и завершение романса — развернутая постлюдия, представляющая собой проникновеннейший дуэт фортепиано и голоса без слов.

Романсы и песни Метнера составили одну из значительнейших страниц творческой биографии композитора. Обращаясь к «вечным» темам искусства — природе и человеку, — композитор вдохновлялся бессмертными образцами русской и западной поэзии. Лучшим песням и романсам Метнера свойственны яркая индивидуализация музыкально-поэтического образа, речевая, декламационная выразительность вокальной мелодии и тонко выписанная фортепианная партия, которая становится важнейшим участником ансамбля.

Источник

Оцените статью